Актуальность темы здоровья для детей

«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»
статья

«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»

Скачать:

Вложение Размер
aktualnost_problemy_sohraneniya_zdorovya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta._printsipy_zdorovesberegayushchey_pedagogiki.docx 23.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Актуальность проблемы сохранения здоровья детей младшего школьного возраста. Принципы здоровьесберегающей педагогики.»

Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто. Сократ

«Сущность понятий «Здоровье», актуальность проблемы сохранения здоровья »

В современном мире такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Есть более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. Поэтому проблема сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни сегодня как никогда актуальна. Состояние здоровья детей – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально – экономического, духовно – нравственного, научного и культурного развития общества. Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Цель здоровьесбережения: Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Знания по сохранению и развитию здоровья является важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога.

«Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня».

Основная цель , которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Основной задачей работы в группе продленного дня становится внедрение и распространение здоровьесберегающих технологий. Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.

Только в тесном взаимодействии с учителями, учащимися и их родителями, я планирую свою работу по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. В своей работе я ставлю следующие задачи:

  1. Образовательные (направлены на приобретение знаний и представлений о здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье, обучение двигательным умениям и навыкам).
  2. Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, устойчивых мотивов самовоспитания, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
  3. Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, включение в активную двигательную деятельность, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику).
  4. Прикладные задачи (направлены на формирование умений и навыков, необходимых для сотрудничества со сверстниками и обеспечения жизнедеятельности, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).

Основными компонентами здоровьесбережения являются:

  1. Соблюдение режима дня.
  2. Рациональное питание.
  3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
  4. Профилактика заболеваний, закаливание.
  5. Оптимальная двигательная активность.
  6. Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих.
  7. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
  8. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Для меня важен психологический климат и эмоциональный настрой детей, соблюдение санитарно – гигиенических требований, частое проветривание помещения, смена видов деятельности, своевременное и обязательное проведение физкультминуток, динамических пауз, дозировка домашних заданий.

После завершения уроков я принимаю детей в группу, обязательно интересуюсь причинами отсутствия, самочувствием и настроением детей, знакомлю их с планом дальнейших действий.

1) Для сохранения здоровья учу детей соблюдать режим дня . Соблюдение режима дня очень важно для ребенка младшего школьного возраста. Ребенок учится планировать и организовывать свою деятельность, чередовать работу и отдых. Режим придает жизни четкий ритм, создает наилучшие условия для работы и отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности.

2) Еще один важный компонент – культура питания . Поэтому добиваюсь чтобы воспитанники мыли руки до и после еды (личные салфетки и мыло), пользовались чистой посудой, слежу за количеством и качеством пищи, чтобы не отвлекались и не разговаривали во время еды. Именно в школе ребенок может приобщиться к культуре питания, полюбить здоровую пищу.

3) Важным компонентом является соблюдение санитарно-гигиенических норм , в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль. В беседах рассказываю детям о том, как надо соблюдать личную гигиену тела, сна, питания, одежды и обуви, разумно чередовать труд и отдых.

4) Не забываю и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании . Я внимательно слежу за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание. Мы проводим гимнастики для глаз.. Регулярно напоминаю детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении домашних заданий. По силам им освоить простейшие приемы самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики.

5) Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Чтобы дети были здоровыми, использую оздоровительные мероприятия: физкультминутки во время выполнения домашнего задания или при проведении познавательных занятий; пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, игры разучиваем спокойные и подвижные.

В младшем школьном возрасте игра становится ведущим видом деятельности потому, что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка. Разнообразные подвижные игры с правилами способствуют развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, ловкости, меткости, выносливости и других психофизических качеств.

При подборе подвижных игр учитываю возрастные индивидуальные способности физического развития детей, уровень физической подготовленности. Занятия провожу разнообразные по характеру и интенсивности, доступные, имеющие оздоровительную направленность.

С большим удовольствием дети играют в следующие игры: «Краски», «Два огня», «Третий лишний», «Салки», «Море волнуется», «Бегущая скакалка», «Кто быстрее», «Совушка», «Дочки- матери», «Классики».

В ГПД проводим спортивные игры. В этих играх дети выполняют каждое упражнение под счет. Это, например, прыжки, приседания, бег, ходьба.

В ГПД воспитанники любят играть в эстафетные игры: «Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие», «Спортландия».

Проводим игры в любое время года на открытом воздухе. В прохладную погоду игры средней и большой подвижности. В осеннее – зимний период игры, во время которых дети бегают, подпрыгивают, метают и прокатывают мячи ( «Прокати мяч», «Футбол», «Догони мяч», «Беги ко мне», «Подбрось и поймай», «День и ночь», «Третий лишний»).

При плохой погоде отдыхаем в помещении учебного заведения. В этих случаях используем игры низкой и средней интенсивности.

Я регулярно провожу экскурсии и прогулки. Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий, что обеспечивает интересное проведение времени и содействует укреплению коллектива.

— природоведческие экскурсии («Краски осени», «По следам пернатых»);

— обществоведческие экскурсии («Профессии наших мам», «Книжная страна»);

— прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);

— творческие прогулки, прогулки-наблюдения;

6)Познавательные занятия провожу с учетом интересов и потребностей детей. рассказов, занятия по интересам.

Провожу викторины: « Волшебный сундучок-словарь вежливых слов», « Правильное питание», «Уроки Мойдодыра», «Мое здоровье — в моих руках».

Обязательно провожу беседы о здоровье на темы: «Как вести себя за столом», «Правильно ли мы едим», «Чтобы зубки не грустили», «Если хочешь быть здоров(правила закаливания)», «Режим дня-основа жизни человека».

7)Повышение психоэмоциональной устойчивости не менее важно, чем укрепление физического здоровья. По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Поэтому я учу воспитанников испытывать радость от каждого положительного результата. Стараюсь создать комфортную атмосферу в коллективе, что также способствует укреплению здоровья.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка.

Часто начиная класса с третьего — иногда раньше, иногда позднее — у детей складывается некое понимание дружбы. И это чудесно! Наличие в сознании понятия дружбы свидетельствует о том, что в.

Из опыта работы.

В данной статье перечислены основные проблемы детей младшего школьного возраста в процессе их обучения.

Актуальность. В наше время даже маленький ребенок знает, что такое компьютер, ноутбук. Вместо игр на свежем воздухе дети часами играют в компьютерные игры, не обращая внимания на слова взрослых о том.

Перечисление проблематики детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Данная статья раскрывает влияние недостатка двигательной активности на здоровье учеников начальной школы. Нельзя рассчитывать только на спонтанную двигательную активность только на уроке физкультуры. .

Источник

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Елена Шилкина
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Мир вошел в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи (войны, природные катаклизмы, эпидемии болезней и т. д.). Будущее, как в России, так и во всем мире, безусловно, за молодым поколением. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать бытовые и профессиональные трудности.

Однако статистика показывает неутешительные факты. Страна быстро «стареет», поэтому проблема быстро ухудшающегося здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой.

За последние годы рождаемость в России постоянно падает, зато возрастает уровень смертности. Здоровье детей от рождения до поступления в школу не улучшается, а ухудшается. Высок процент физиологической незрелости (более 60%, которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий – болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.

В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньшее поколение своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В. В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства и правительства за будущее страны.

Но вопросам сохранения и укрепления здоровья уделялось пристальное внимание во все времена и у всех народов.

Авторизованная программа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста 1. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.

Актуальность здорового образа жизни Актуальность здорового образа жизни, особенно в последние годы, вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста От состояния психического и физического здоровья населения зависит благополучие нации и государства в целом. Проблема формирования у подрастающего.

Презентация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цель проекта: формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Задачи проекта: создание благоприятной среды, обеспечивающей.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Здоровье – это большой дар. Когда мы говорим о здоровье детей, речь идет.

Социально-педагогические условия для формирования здорового образа жизни детей Детство – особый период жизни человека, когда определяются основные особенности его характера, зависящие от окружающей среды, отношения.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Автор статьи: Ким Елена Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ МО Д/С № 202 ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Источник

Читайте также:  Код здоровья stalker тень чернобыля
Оцените статью