Витамины
Люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него развиваются тяжелые заболевания. Первыми с этим столкнулись моряки в далеких плаваниях, исследователи в полярных экспедициях. От неизвестной болезни умирали целые экипажи и экспедиции, даже если они были хорошо обеспечены продуктами питания — консервами, сухарями.
Причину этого заболевания установил наш соотечественник Н. И.Лунин. В 1881 г. он провел оригинальный эксперимент. Он взял две группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних — натуральным молоком, других — искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке.
Вскоре мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют еще какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.
Позже, в 1911 г., польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным (полированным) рисом.
Он дал ему название витамин (от лат. «виталис» — животворный>.
В настоящее время известно около 80 витаминов. Обозначаются витамины большими латинскими буквами: А, В, С, D, Е и др. Некоторые витамины, например В. образуют целую группу — В1, В2, В6, В12.
Большинство витаминов образуется в растениях, и только очень немногие имеют животное происхождение.
Обычно человек получает витамины с пищей. Недостаток витаминов приводит к различным нарушениям в работе организма. Такие заболевания называются авитаминозами.
Рассмотрим некоторые примеры влиянии витаминов на организм человека.
Витамин А участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. При его недостатке появляется «куриная слепота» — заболевание, при котором у человека снижается способность видеть в сумерках.
Витамин А содержится в животных жирах, особенно в рыбьем жире, в яичном желтке. Может витамин А образовываться и самостоятельно в печени человека из растительного пигмента — каротина, которым богаты морковь, абрикосы, помидоры.
Большое значение для организма человека имеют витамины группы В. Они содержатся в хлебе грубого помола, дрожжах, капусте, печени, молоке, шпинате. Влияние витамина В, ученые обнаружили, изучая заболевание под названием бери-бери. Оно было широко распространено в Индии, Китае, странах Юго-Восточной Азии, где люди питались хорошо очищенным рисом. У людей, для которых такой рис был основным продуктом питания, появлялись быстрая утомляемость, потеря аппетита, резкое исхудание. Оказалось, что при очистке риса витамин В1 удалялся вместе с отрубями. Лечение препаратом, содержащим витамин В1, прекращало страдания больных, делало их здоровыми.
Витамин В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности центральной нервной системы. Его недостаток приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.
Витамин В5 участвует в белковом обмене, уменьшает отложение на стенках кровеносных сосудов особого вещества холестерина, ведущее к развитию атеросклероза, ожирению печени и появлению камней в желчном пузыре.
Витамин В12 регулирует образование клеток крови — эритроцитов и тромбоцитов; его недостаток приводит к развитию малокровия. Участвует витамин В12 и в обмене белков.
Витамин С регулирует обмен белков и углеводов. Он содержится в свежих овощах, фруктах. Особенно много его в шиповнике, лимонах, черной смородине, капусте. При недостатке витамина С (а это чаще всего бывает зимой и ранней весной) у людей повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям. Полное отсутствие витамина С в пище приводит к тяжелому заболеванию — цинге. У человека на фоне общей слабости развиваются одышка, кровоточивость десен, кровоизлияния в коже и мышцах, выпадают зубы. Важно запомнить, что витамин С быстро разрушается при неправильном приготовлении пищи — например, при длительном нагревании с доступом воздуха. Поэтому овощи при варке следует опускать только в кипящую воду и варить их под плотно закрытой крышкой.
Витамин D особенно необходим растущему организму, так как он участвует в обмене кальция и фосфора. Его недостаток приводит к размягчению костей, их деформации — рахиту. Рахит — серьезное заболевание, оно чаще развивается у детей, мало бывающих на солнце. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже этого витамина. Поэтому в странах, расположенных ближе к экватору, это заболевание почти не встречается. Много витамина D содержится в рыбьем жире.
Витамин РР обеспечивает нормальное протекание в организме окислительно-восстановительных процессов; он участвует в образовании гормонов надпочечников. Недостаток витамина РР приводит к нарушению деятельности пищеварительной системы, кожа такого человека темнеет, покрывается язвочками. Витамин РР образуется в организме человека из продуктов питания, им богаты дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко.
Вы познакомились только с несколькими витаминами. Их функции очень многообразны, но в их действии много общего. Например, все они влияют на организм в ничтожно малых количествах: ежесуточная потребность в витаминах — всего 2—3 мг. Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому их недостаток вызывает нарушение обмена веществ.
Проверьте свои знания
- Что такое витамины? Что между ними общего?
- Что такое авитаминоз?
- В каких продуктах питания содержится витамин А? На какие процессы в организме человека он влияет?
- Отсутствие в пище какого витамина приводит к «куриной слепоте»?
- Какие продукты питания особенно богаты витамином D?
- В чем сущность заболевания под названием рахит?
- Какие заболевания в организме вызывает отсутствие витаминов группы В?
- Каковы причины заболевания цингой?
- Как необходимо готовить пищу, чтобы в ней максимально сохранился витамин С?
- Какое влияние оказывает на организм витамин РР?
Подумайте
- Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
- В чем преимущество смешанного рациона, включающего растительную и животную пищу?
Витамины — органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности организма. Витамин А обеспечивает нормальный рост организма, хорошее зрение, устойчивость к инфекционным заболеваниям. Витамин D участвует в обмене кальция и фосфора в организме, при его недостатке развивается рахит. Группа витаминов В регулирует деятельность нервной системы, участвует в обменных процессах. Витамин С регулирует обмен белков и углеводов. Его недостаток приводит к заболеванию цингой.
Источник
Биология 8 класс драгомилов витамины таблица
1. Дополните текст необходимыми терминами: биологические катализаторы, ферменты, антитела, витамины. Предварительно повторите материал на с.18 и 72 учебника.
Ферментами называют биологические катализаторы . Для их синтеза или успешной работы необходимы витамины. Как правило, витамины образуются вне организма и поступают в него вместе с пищей. В частности, чтобы в ходе имунной реакции образовались белки, защищающие нас от чужеродных веществ и уничтожающие микроорганизмы (антитела), необходимые белки-катализаторы антитела , которые для своего образования требуют витамин С.
2. Заполните таблицу.
Витамины Функции фитаминов Названия продуктов, содержащих витамины А влияет на развитие и рост, улучшает зрение в сумерках, оказывает сильное воздействие на процеес ороговения кожи, состояние волос печень трески, сливочное масло, морковь, помидоры В1 влияет на работу нервной и мышечной системы, участвует в образовании окислительных ферментов хлеб, фрукты, пивные дрожжи С повышает сопротивляемость к заболеваниям, укрепляет кости, зубы цитрусовые, шиповник, черная смородина D влияет на нервнуюсистему, отвечает за улучшение костей морская рыба, рыбий жир
3. В организме часто в процессе обмена образуются перекисные соединения, относящиеся к тому же классу веществ, что и пероксид водорода Н2О2. Они ядовиты, но ряд витаминов их обезвреживате. Среди них важное значение имеют витамины С и Е. Вещества, освобождающие организм от перекисных соединений, называются антиоксидантами. К ним принадлежит и фермент каталаза, дейтсвие которого мы рассматривали в начале курса.
Вспомните опыт разложения пероксида водорода. Почему для опыта использовался сырой картофель, а не вареный?
Любой фермент — белок, а при нагревании (т.к. картофель был подвергнут тепловой обработке) белок свернулся и потерял свои свойства.
Источник
урок биологии по теме «Витамины» 8 класс учебник Драгомилов Маш
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Урок соответствует современным требованиям. С использованием элементов критического мышления, проектных технологий, проблемного обучения, современных технических средств обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 32.95 КБ |
основная презентация | 2.86 МБ |
Презентация учащегося «История открытия витаминов» | 2.9 МБ |
proekt_po_biologii._soki.zip | 2.55 МБ |
pravila_prigotovleniya.pptx | 773.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Витамины.
Цели урока: изучить физиологическое значение витаминов, установить связь витаминов с ферментами
образовательные: сформировать знания об их биологической роли, истории открытия, содержании в продуктах питания; выявить признаки основных авитаминозов, происходящих в организме, познакомить с основными правилами сохранения витаминов в пище при их приготовлении;
развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умения анализировать, сравнивать и систематизировать учебный материал, включать воображение и память, учить проводить научное исследование, оформлять результаты исследования, самостоятельно находить и анализировать дополнительную информацию;
воспитательные: воспитывать в учащихся сознательное отношение к своему здоровью, показать необходимость применения полученных знаний в жизни.
Оборудование: презентация в программе Smart Notebook, инструкции к лабораторной работе, шляпы из бумаги шести цветов, тесты на карточках, презентации учащихся в программе Power Point, пробирки с витамином С, раствором слюны, крахмалом, йодом, соком, коллекция упаковок от витаминных препаратов, система тестирования, документ-камера.
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами. То есть мы желаем здоровья друг другу. Здоровье — это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только одно тело. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
Слайд Вот уже несколько уроков мы с вами изучаем обменные процессы в организме.
- Какие вещества и как поступают в наш организм? (Вместе с пищей мы потребляем белки, жиры и углеводы).
- Зачем они нужны в организме? (Они служат строительным материалом и источником энергии).
- Что такое обмен веществ? Как он называется по другому? (Обмен веществ или метаболизм – это совокупность процессов поступления, преобразования и выделения веществ организмом).
- Слайд Какие стадии включает обмен веществ? (Обмен веществ включает подготовительную, основную и заключительную стадии).
- Слайд Какие виды обмена составляют основную стадию? (Основная стадия состоит из пластического и энергетического обмена).
- Что такое пластический обмен? (Совокупность реакций образования органических веществ и клеток называется пластический обмен).
- В чем суть и значение энергетического обмена? (Энергетический обмен даёт организму энергию, которая выделяется при окислении веществ, поступивших в клетку).
- Как связаны между собой пластический и энергетический обмен? (В результате пластического обмена синтезируются ферменты, которые ускоряют все химические реакции в клетке, в том числе и реакции окисления, в результате которых, выделяется энергия, необходимая для синтеза веществ).
- Осмысление.
Молодцы, ребята. Вы хорошо представляете себе суть процессов обмена веществ. На сегодняшнем уроке мы с вами изучим ещё одну группу веществ без которых обменные процессы в организме невозможны.
- Вы, конечно же догадались, о чем сегодня пойдёт речь?
- Постановка проблемы.
Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больным вместе с запасом провианта, ружья и порох на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”.
- Что же спасло моряков от гибели?
- Открытие нового знания.
Слайд. Витамины образуются растениями или животными и должны поступать в организм в микроскопических количествах для продолжения жизненных процессов.
В продуктах витаминов содержится такое малое количество, что долгое время их не могли открыть. Об истории открытия витаминов расскажет Викулина Марина. Ваша задача – записать определение витаминов в рабочей тетради на странице 7, кто и когда их открыл.
Слайд. Витамины – низкомолекулярные органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Были открыты Н. И. Луниным в 1880 г. (Запись в тетрадь)
Чтобы выяснить, почему полезны витамины проводим эксперимент. Проследите в какой пробирке реакция будет идти интенсивнее?
В две пробирки одновременно с раствором крахмала, окрашенным йодом, налейте: в первую, разведённую слюну в 20 раз, а во вторую разведённую слюну с витамином С.
– Почему исчезает окраска?
– В какой пробирке интенсивнее?
– Что содержится в слюне?
– Что такое фермент?
– Какой вывод можно сделать о влиянии витамина?
– Чем важны витамины?
СЛАЙД . Вывод: Витамины активизируют ферменты или входят в их состав. (Продолжите определение в тетради).
При отсутствии или недостатке витаминов в пище возникают различные заболевания: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз
- Что означает приставка «а»? (Отсутствие витаминов в пище).
При этом возникают серьезные отклонения в состоянии здоровья – заболевания.
- Что означает приставка «гипо»? (Малое, недостаточное количество витаминов в пище). При этом серьёзных заболеваний не возникает, но человек быстро утомляется, понижается работоспособность, повышается раздражимость, снижается сопротивляемость к инфекциям.
- Слайд Что означает приставка «гипер»? (Сверх, избыток витамина в организме)
Гипервитаминозы проявляются в виде интоксикации (отравления) организма.
Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.
Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом – бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины.
Слайд В настоящее время по различным данным известно 30-50 витаминов. Не исключено, что будут открыты новые витамины.
Для удобства витамины обозначают буквами латинского алфавита: ретинол – A, кальциферол – D, токоферол – E , аскорбиновая кислота – C. Сходным витаминам тиамину – B 1 , рибофлавину – B 2 , пиридоксину – B 6 , фолиевой кислоте – B 9 названия давались по мере их открытия.
Мы будем изучать 4 витамина А, В, С, D.
Слайд Пользуясь учебником, § 38 на странице 155, заполните таблицу в рабочей тетради на странице 7.
- Слайд Почему апельсиновый сок можно пить в чистом виде, а морковь следует употреблять с добавлением растительного масла или сметаны? (Витамин С – водорастворимый, а витамин А — жирорастворимый). Слайд Отметьте в таблице водорастворимые и жирорастворимые витамины.
- Какие факты о нарушении работы организма при недостатке витаминов известны? Прочитайте в схеме «Фиш-боун».
- Каковы причины проявления данных фактов? Заполните схему «Фиш-боун» на индивидуальных листах, пользуясь учебником.
Что бы в холодное время противостоять простудным заболеваниям необходим витамин С. Бобровская Соня проводила исследование соков разных торговых марок на предмет содержания в них витамина С. О том какие результаты она получила мы сейчас узнаем. ( Презентация проекта ).
Фармацевтическая промышленность выпускает огромный ассортимент витаминных препаратов. Некоторые из них представлены на нашей выставке. В таком разнообразии не мудрено и растеряться. При выборе витаминного препарата следует проконсультироваться с лечащим врачом. А при приёме синтетических витаминов следует строго соблюдать дозировку.
С витаминами связано немало мифов. Попробуем развеять некоторые из них
МИФ 1. Гиповитаминоз – сезонная проблема. Витамины нужно принимать только весной. (Витамины нужны постоянно).
МИФ 2. Вместо того, чтобы глотать таблетки, можно просто побольше пить соков и есть свежих овощей и фруктов. (В зимний период большая часть витаминов в овощах и фруктах уже разрушена).
МИФ 3. Если постоянно принимать витамины, можно заработать гипервитаминоз. (Гипервитаминоз грозит только при неправильном приёме витаминов).
МИФ 4. Некоторые витамины вступают в противоречие друг с другом, Поэтому не имеет смысла пить комплексные витаминные препараты – всё равно в итоге эффекта не будет. (Это всего лишь рекламный ход).
МИФ 5. Синтезированные, «химические» витамины менее полезны, чем натуральные. (Полезны любые витамины. Но все же лучше пить, так называемые нутрицевтики – витамины нового поколения, полученные из натуральных овощей и фруктов.).
При хранении и кулинарной обработке пищи витамины разрушаются. Как сохранить витамины расскажет Седых Дарья.
— Что такое витамины?
— Почему витамины называют «Чудесная азбука здоровья»? Чем они полезны?
— Почему нельзя выпить сразу весь пузырёк, что бы запастись витаминами впрок? (Может возникнуть гипервитаминоз, который опасен не менее авитаминоза).
— Как помочь больным рахитом не используя витамин D?
— Почему молоко коров, пасущихся на пастбище, богаче витамином D чем молоко коров, постоянно находящихся в коровнике?
— В рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Почему?
Домашнее задание: § 38, доделать работу 128, составить синквейн «ВИТАМИНЫ», подготовить презентацию «Заболевания почек и мочевого пузыря»
III. Рефлексия: Самоконтроль.
Выполнение тестовых заданий быстрым тестированием при помощи пультов.
- При отсутствии какого витамина возникает цинга?
- Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
- Недостаток какого витамина вызывает судороги, параличи?
- При недостатке какого витамина развивается рахит?
- Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
Проверка теста на экране и выставление оценок за тест.
Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке при помощи шести шляп. Некоторые шляпы я раздам, а некоторые вы можете выбрать сами. (Шляпы на подносе раздаю детям и слушаем высказывания).
под Белой шляпой — факты, что нам известно, что не известно;
под Зеленой шляпой — каковы идеи по применению полученных знаний;
под Желтой шляпой — плюсы, позитивные моменты урока;
под Черной шляпой — трудности, с которыми столкнулся на уроке, какие появились вопросы; недостатки урока;
под Красной шляпой — свое эмоциональное отношение к уроку вцелом;
под Синей шляпой — обобщение и выводы к уроку;
Я благодарю вас за работу на уроке. (Выставление оценок). «Для здоровья и силы принимайте витамины». В холодное время противостоять простудным заболеваниям помогает витамин С (раздаю драже витамина С всем желающим). Все встали, урок окончен. До свидания!
- При отсутствии какого витамина возникает цинга?
- Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
- Недостаток какого витамина вызывает малокровие?
- При недостатке какого витамина развивается рахит?
- Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
- При отсутствии какого витамина возникает цинга?
- Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
- Недостаток какого витамина вызывает малокровие?
- При недостатке какого витамина развивается рахит?
- Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
- При отсутствии какого витамина возникает цинга?
- Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
- Недостаток какого витамина вызывает малокровие?
- При недостатке какого витамина развивается рахит?
- Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
- При отсутствии какого витамина возникает цинга?
- Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
- Недостаток какого витамина вызывает малокровие?
- При недостатке какого витамина развивается рахит?
- Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
- При отсутствии какого витамина возникает цинга?
- Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
- Недостаток какого витамина вызывает малокровие?
- При недостатке какого витамина развивается рахит?
- Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
Источник