Биология 8 класс драгомилов витамины таблица

Витамины

Люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него развиваются тяжелые заболевания. Первыми с этим столкнулись моряки в далеких плаваниях, исследователи в полярных экспедициях. От неизвестной болезни умирали целые экипажи и экспедиции, даже если они были хорошо обеспечены продуктами питания — консервами, сухарями.

Причину этого заболевания установил наш соотечественник Н. И.Лунин. В 1881 г. он провел оригинальный эксперимент. Он взял две группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних — натуральным молоком, других — искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке.

Вскоре мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют еще какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.

Позже, в 1911 г., польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным (полированным) рисом.

Он дал ему название витамин (от лат. «виталис» — животворный>.

В настоящее время известно около 80 витаминов. Обозначаются витамины большими латинскими буквами: А, В, С, D, Е и др. Некоторые витамины, например В. образуют целую группу — В1, В2, В6, В12.

Большинство витаминов образуется в растениях, и только очень немногие имеют животное происхождение.

Обычно человек получает витамины с пищей. Недостаток витаминов приводит к различным нарушениям в работе организма. Такие заболевания называются авитаминозами.

Рассмотрим некоторые примеры влиянии витаминов на организм человека.

Витамин А участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. При его недостатке появляется «куриная слепота» — заболевание, при котором у человека снижается способность видеть в сумерках.

Витамин А содержится в животных жирах, особенно в рыбьем жире, в яичном желтке. Может витамин А образовываться и самостоятельно в печени человека из растительного пигмента — каротина, которым богаты морковь, абрикосы, помидоры.

Большое значение для организма человека имеют витамины группы В. Они содержатся в хлебе грубого помола, дрожжах, капусте, печени, молоке, шпинате. Влияние витамина В, ученые обнаружили, изучая заболевание под названием бери-бери. Оно было широко распространено в Индии, Китае, странах Юго-Восточной Азии, где люди питались хорошо очищенным рисом. У людей, для которых такой рис был основным продуктом питания, появлялись быстрая утомляемость, потеря аппетита, резкое исхудание. Оказалось, что при очистке риса витамин В1 удалялся вместе с отрубями. Лечение препаратом, содержащим витамин В1, прекращало страдания больных, делало их здоровыми.

Витамин В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности центральной нервной системы. Его недостаток приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.

Витамин В5 участвует в белковом обмене, уменьшает отложение на стенках кровеносных сосудов особого вещества холестерина, ведущее к развитию атеросклероза, ожирению печени и появлению камней в желчном пузыре.

Витамин В12 регулирует образование клеток крови — эритроцитов и тромбоцитов; его недостаток приводит к развитию малокровия. Участвует витамин В12 и в обмене белков.

Витамин С регулирует обмен белков и углеводов. Он содержится в свежих овощах, фруктах. Особенно много его в шиповнике, лимонах, черной смородине, капусте. При недостатке витамина С (а это чаще всего бывает зимой и ранней весной) у людей повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям. Полное отсутствие витамина С в пище приводит к тяжелому заболеванию — цинге. У человека на фоне общей слабости развиваются одышка, кровоточивость десен, кровоизлияния в коже и мышцах, выпадают зубы. Важно запомнить, что витамин С быстро разрушается при неправильном приготовлении пищи — например, при длительном нагревании с доступом воздуха. Поэтому овощи при варке следует опускать только в кипящую воду и варить их под плотно закрытой крышкой.

Витамин D особенно необходим растущему организму, так как он участвует в обмене кальция и фосфора. Его недостаток приводит к размягчению костей, их деформации — рахиту. Рахит — серьезное заболевание, оно чаще развивается у детей, мало бывающих на солнце. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже этого витамина. Поэтому в странах, расположенных ближе к экватору, это заболевание почти не встречается. Много витамина D содержится в рыбьем жире.

Витамин РР обеспечивает нормальное протекание в организме окислительно-восстановительных процессов; он участвует в образовании гормонов надпочечников. Недостаток витамина РР приводит к нарушению деятельности пищеварительной системы, кожа такого человека темнеет, покрывается язвочками. Витамин РР образуется в организме человека из продуктов питания, им богаты дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко.

Вы познакомились только с несколькими витаминами. Их функции очень многообразны, но в их действии много общего. Например, все они влияют на организм в ничтожно малых количествах: ежесуточная потребность в витаминах — всего 2—3 мг. Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому их недостаток вызывает нарушение обмена веществ.

Проверьте свои знания

  1. Что такое витамины? Что между ними общего?
  2. Что такое авитаминоз?
  3. В каких продуктах питания содержится витамин А? На какие процессы в организме человека он влияет?
  4. Отсутствие в пище какого витамина приводит к «куриной слепоте»?
  5. Какие продукты питания особенно богаты витамином D?
  6. В чем сущность заболевания под названием рахит?
  7. Какие заболевания в организме вызывает отсутствие витаминов группы В?
  8. Каковы причины заболевания цингой?
  9. Как необходимо готовить пищу, чтобы в ней максимально сохранился витамин С?
  10. Какое влияние оказывает на организм витамин РР?

Подумайте

  1. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
  2. В чем преимущество смешанного рациона, включающего растительную и животную пищу?

Витамины — органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности организма. Витамин А обеспечивает нормальный рост организма, хорошее зрение, устойчивость к инфекционным заболеваниям. Витамин D участвует в обмене кальция и фосфора в организме, при его недостатке развивается рахит. Группа витаминов В регулирует деятельность нервной системы, участвует в обменных процессах. Витамин С регулирует обмен белков и углеводов. Его недостаток приводит к заболеванию цингой.

Источник

Биология 8 класс драгомилов витамины таблица

1. Дополните текст необходимыми терминами: биологические катализаторы, ферменты, антитела, витамины. Предварительно повторите материал на с.18 и 72 учебника.

Ферментами называют биологические катализаторы . Для их синтеза или успешной работы необходимы витамины. Как правило, витамины образуются вне организма и поступают в него вместе с пищей. В частности, чтобы в ходе имунной реакции образовались белки, защищающие нас от чужеродных веществ и уничтожающие микроорганизмы (антитела), необходимые белки-катализаторы антитела , которые для своего образования требуют витамин С.

2. Заполните таблицу.

Витамины Функции фитаминов Названия продуктов, содержащих витамины
А влияет на развитие и рост, улучшает зрение в сумерках, оказывает сильное воздействие на процеес ороговения кожи, состояние волос печень трески, сливочное масло, морковь, помидоры
В1 влияет на работу нервной и мышечной системы, участвует в образовании окислительных ферментов хлеб, фрукты, пивные дрожжи
С повышает сопротивляемость к заболеваниям, укрепляет кости, зубы цитрусовые, шиповник, черная смородина
D влияет на нервнуюсистему, отвечает за улучшение костей морская рыба, рыбий жир

3. В организме часто в процессе обмена образуются перекисные соединения, относящиеся к тому же классу веществ, что и пероксид водорода Н2О2. Они ядовиты, но ряд витаминов их обезвреживате. Среди них важное значение имеют витамины С и Е. Вещества, освобождающие организм от перекисных соединений, называются антиоксидантами. К ним принадлежит и фермент каталаза, дейтсвие которого мы рассматривали в начале курса.

Вспомните опыт разложения пероксида водорода. Почему для опыта использовался сырой картофель, а не вареный?

Любой фермент — белок, а при нагревании (т.к. картофель был подвергнут тепловой обработке) белок свернулся и потерял свои свойства.

Источник

урок биологии по теме «Витамины» 8 класс учебник Драгомилов Маш
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Урок соответствует современным требованиям. С использованием элементов критического мышления, проектных технологий, проблемного обучения, современных технических средств обучения.

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока 32.95 КБ
основная презентация 2.86 МБ
Презентация учащегося «История открытия витаминов» 2.9 МБ
proekt_po_biologii._soki.zip 2.55 МБ
pravila_prigotovleniya.pptx 773.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Витамины.

Цели урока: изучить физиологическое значение витаминов, установить связь витаминов с ферментами

образовательные: сформировать знания об их биологической роли, истории открытия, содержании в продуктах питания; выявить признаки основных авитаминозов, происходящих в организме, познакомить с основными правилами сохранения витаминов в пище при их приготовлении;

развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умения анализировать, сравнивать и систематизировать учебный материал, включать воображение и память, учить проводить научное исследование, оформлять результаты исследования, самостоятельно находить и анализировать дополнительную информацию;

воспитательные: воспитывать в учащихся сознательное отношение к своему здоровью, показать необходимость применения полученных знаний в жизни.

Оборудование: презентация в программе Smart Notebook, инструкции к лабораторной работе, шляпы из бумаги шести цветов, тесты на карточках, презентации учащихся в программе Power Point, пробирки с витамином С, раствором слюны, крахмалом, йодом, соком, коллекция упаковок от витаминных препаратов, система тестирования, документ-камера.

Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами. То есть мы желаем здоровья друг другу. Здоровье — это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только одно тело. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

Слайд Вот уже несколько уроков мы с вами изучаем обменные процессы в организме.

  1. Какие вещества и как поступают в наш организм? (Вместе с пищей мы потребляем белки, жиры и углеводы).
  2. Зачем они нужны в организме? (Они служат строительным материалом и источником энергии).
  3. Что такое обмен веществ? Как он называется по другому? (Обмен веществ или метаболизм – это совокупность процессов поступления, преобразования и выделения веществ организмом).
  4. Слайд Какие стадии включает обмен веществ? (Обмен веществ включает подготовительную, основную и заключительную стадии).
  5. Слайд Какие виды обмена составляют основную стадию? (Основная стадия состоит из пластического и энергетического обмена).
  6. Что такое пластический обмен? (Совокупность реакций образования органических веществ и клеток называется пластический обмен).
  7. В чем суть и значение энергетического обмена? (Энергетический обмен даёт организму энергию, которая выделяется при окислении веществ, поступивших в клетку).
  8. Как связаны между собой пластический и энергетический обмен? (В результате пластического обмена синтезируются ферменты, которые ускоряют все химические реакции в клетке, в том числе и реакции окисления, в результате которых, выделяется энергия, необходимая для синтеза веществ).
  1. Осмысление.

Молодцы, ребята. Вы хорошо представляете себе суть процессов обмена веществ. На сегодняшнем уроке мы с вами изучим ещё одну группу веществ без которых обменные процессы в организме невозможны.

  1. Вы, конечно же догадались, о чем сегодня пойдёт речь?
  1. Постановка проблемы.

Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больным вместе с запасом провианта, ружья и порох на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”.

  1. Что же спасло моряков от гибели?
  1. Открытие нового знания.

Слайд. Витамины образуются растениями или животными и должны поступать в организм в микроскопических количествах для продолжения жизненных процессов.

В продуктах витаминов содержится такое малое количество, что долгое время их не могли открыть. Об истории открытия витаминов расскажет Викулина Марина. Ваша задача – записать определение витаминов в рабочей тетради на странице 7, кто и когда их открыл.

Слайд. Витамины – низкомолекулярные органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Были открыты Н. И. Луниным в 1880 г. (Запись в тетрадь)

Чтобы выяснить, почему полезны витамины проводим эксперимент. Проследите в какой пробирке реакция будет идти интенсивнее?

В две пробирки одновременно с раствором крахмала, окрашенным йодом, налейте: в первую, разведённую слюну в 20 раз, а во вторую разведённую слюну с витамином С.

– Почему исчезает окраска?

– В какой пробирке интенсивнее?

– Что содержится в слюне?

– Что такое фермент?

– Какой вывод можно сделать о влиянии витамина?

– Чем важны витамины?

СЛАЙД . Вывод: Витамины активизируют ферменты или входят в их состав. (Продолжите определение в тетради).

При отсутствии или недостатке витаминов в пище возникают различные заболевания: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз

  1. Что означает приставка «а»? (Отсутствие витаминов в пище).

При этом возникают серьезные отклонения в состоянии здоровья – заболевания.

  1. Что означает приставка «гипо»? (Малое, недостаточное количество витаминов в пище). При этом серьёзных заболеваний не возникает, но человек быстро утомляется, понижается работоспособность, повышается раздражимость, снижается сопротивляемость к инфекциям.
  2. Слайд Что означает приставка «гипер»? (Сверх, избыток витамина в организме)

Гипервитаминозы проявляются в виде интоксикации (отравления) организма.

Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.

Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом – бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины.

Слайд В настоящее время по различным данным известно 30-50 витаминов. Не исключено, что будут открыты новые витамины.

Для удобства витамины обозначают буквами латинского алфавита: ретинол – A, кальциферол – D, токоферол – E , аскорбиновая кислота – C. Сходным витаминам тиамину – B 1 , рибофлавину – B 2 , пиридоксину – B 6 , фолиевой кислоте – B 9 названия давались по мере их открытия.

Мы будем изучать 4 витамина А, В, С, D.

Слайд Пользуясь учебником, § 38 на странице 155, заполните таблицу в рабочей тетради на странице 7.

  1. Слайд Почему апельсиновый сок можно пить в чистом виде, а морковь следует употреблять с добавлением растительного масла или сметаны? (Витамин С – водорастворимый, а витамин А — жирорастворимый). Слайд Отметьте в таблице водорастворимые и жирорастворимые витамины.
  2. Какие факты о нарушении работы организма при недостатке витаминов известны? Прочитайте в схеме «Фиш-боун».
  3. Каковы причины проявления данных фактов? Заполните схему «Фиш-боун» на индивидуальных листах, пользуясь учебником.

Что бы в холодное время противостоять простудным заболеваниям необходим витамин С. Бобровская Соня проводила исследование соков разных торговых марок на предмет содержания в них витамина С. О том какие результаты она получила мы сейчас узнаем. ( Презентация проекта ).

Фармацевтическая промышленность выпускает огромный ассортимент витаминных препаратов. Некоторые из них представлены на нашей выставке. В таком разнообразии не мудрено и растеряться. При выборе витаминного препарата следует проконсультироваться с лечащим врачом. А при приёме синтетических витаминов следует строго соблюдать дозировку.

С витаминами связано немало мифов. Попробуем развеять некоторые из них

МИФ 1. Гиповитаминоз – сезонная проблема. Витамины нужно принимать только весной. (Витамины нужны постоянно).

МИФ 2. Вместо того, чтобы глотать таблетки, можно просто побольше пить соков и есть свежих овощей и фруктов. (В зимний период большая часть витаминов в овощах и фруктах уже разрушена).

МИФ 3. Если постоянно принимать витамины, можно заработать гипервитаминоз. (Гипервитаминоз грозит только при неправильном приёме витаминов).

МИФ 4. Некоторые витамины вступают в противоречие друг с другом, Поэтому не имеет смысла пить комплексные витаминные препараты – всё равно в итоге эффекта не будет. (Это всего лишь рекламный ход).

МИФ 5. Синтезированные, «химические» витамины менее полезны, чем натуральные. (Полезны любые витамины. Но все же лучше пить, так называемые нутрицевтики – витамины нового поколения, полученные из натуральных овощей и фруктов.).

При хранении и кулинарной обработке пищи витамины разрушаются. Как сохранить витамины расскажет Седых Дарья.

— Что такое витамины?

— Почему витамины называют «Чудесная азбука здоровья»? Чем они полезны?

— Почему нельзя выпить сразу весь пузырёк, что бы запастись витаминами впрок? (Может возникнуть гипервитаминоз, который опасен не менее авитаминоза).

— Как помочь больным рахитом не используя витамин D?

— Почему молоко коров, пасущихся на пастбище, богаче витамином D чем молоко коров, постоянно находящихся в коровнике?

— В рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Почему?

Домашнее задание: § 38, доделать работу 128, составить синквейн «ВИТАМИНЫ», подготовить презентацию «Заболевания почек и мочевого пузыря»

III. Рефлексия: Самоконтроль.

Выполнение тестовых заданий быстрым тестированием при помощи пультов.

  1. При отсутствии какого витамина возникает цинга?
  2. Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
  3. Недостаток какого витамина вызывает судороги, параличи?
  4. При недостатке какого витамина развивается рахит?
  5. Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?

Проверка теста на экране и выставление оценок за тест.

Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке при помощи шести шляп. Некоторые шляпы я раздам, а некоторые вы можете выбрать сами. (Шляпы на подносе раздаю детям и слушаем высказывания).

под Белой шляпой — факты, что нам известно, что не известно;
под Зеленой шляпой — каковы идеи по применению полученных знаний;
под Желтой шляпой — плюсы, позитивные моменты урока;
под Черной шляпой — трудности, с которыми столкнулся на уроке, какие появились вопросы; недостатки урока;
под Красной шляпой — свое эмоциональное отношение к уроку вцелом;
под Синей шляпой — обобщение и выводы к уроку;

Я благодарю вас за работу на уроке. (Выставление оценок). «Для здоровья и силы принимайте витамины». В холодное время противостоять простудным заболеваниям помогает витамин С (раздаю драже витамина С всем желающим). Все встали, урок окончен. До свидания!

  1. При отсутствии какого витамина возникает цинга?
  2. Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
  3. Недостаток какого витамина вызывает малокровие?
  4. При недостатке какого витамина развивается рахит?
  5. Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
  1. При отсутствии какого витамина возникает цинга?
  2. Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
  3. Недостаток какого витамина вызывает малокровие?
  4. При недостатке какого витамина развивается рахит?
  5. Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
  1. При отсутствии какого витамина возникает цинга?
  2. Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
  3. Недостаток какого витамина вызывает малокровие?
  4. При недостатке какого витамина развивается рахит?
  5. Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
  1. При отсутствии какого витамина возникает цинга?
  2. Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
  3. Недостаток какого витамина вызывает малокровие?
  4. При недостатке какого витамина развивается рахит?
  5. Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?
  1. При отсутствии какого витамина возникает цинга?
  2. Недостаток какого витамина вызывает шелушение кожи, куриную слепоту?
  3. Недостаток какого витамина вызывает малокровие?
  4. При недостатке какого витамина развивается рахит?
  5. Какой витамин повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям?

Источник

Читайте также:  Витамин с как компонент для детского питания
Оцените статью