Центры и школы здоровья
Обратившемуся (направленному) пациенту в Центр, заводится «Карта центра здоровья», проводится тестирование на аппаратно — программном комплексе, обследование на установленном оборудовании, результаты обследования вносятся в Карту.
По результатам обследования врачом заполняется карта здорового образа жизни, в которой находит отражение итоговая оценка состояния здоровья пациента, результаты исследований, факторы риска развития заболеваний, индивидуальные рекомендации врача по ведению здорового образа жизни. С этой картой он может обратиться в поликлинику или через некоторое время снова прийти в Центр здоровья, чтобы проконтролировать динамику изменений параметров здоровья.
При необходимости врач рекомендует пациенту динамическое наблюдение в Центре с проведением повторных исследований в соответствии с выявленными факторами риска или наблюдение в кабинетах медицинской профилактики ЛПУ, посещение занятий в соответствующих школах здоровья, лечебно-физкультурных кабинетах и врачебно-физкультурных диспансерах по программам, разработанным в Центре.
В случае, если в процессе обследования в Центре выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач Центра рекомендует гражданину, в том числе пациенту обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения.
Деятельность Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Школы здоровья, являются организационной формой обучения целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления и сохранения здоровья.
– это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.
Цель создания Школ — научить пациента сохранить здоровье, уменьшить проявления уже имеющегося заболевания и снизить риск развития осложнений
Основной целью подобных школ является формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем.
К приоритетным задачам школ здоровья относятся:
· повышение информированности отдельных групп населения в вопросах общественного и собственного здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;
· формирование ответственности за здоровье и определение степени участия системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья;
· повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства;
· создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;
· формирование адекватных состоянию здоровья поведенческих реакций и здоровьесберегающих технологий;
· привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья и иных заинтересованных организаций и специалистов;
· снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.
Источник
Общественные программы и школы здоровья
Пожалуй, больше всех нуждаются в помощи люди с тяжелыми заболеваниями. Для их поддержки по всей стране функционируют школы здоровья, где с больными занимаются медицинские работники. В таких школах оказывают не врачебную помощь, а рассказывают о специфике болезни, учат справляться с кризами, мотивируют подопечного на заботу о собственном здоровье. Подобные общественные программы и школы есть во всех регионах.
ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
На сегодняшний день в России уже больше шестнадцати лет функционируют школы здоровья. Идея их создания была основана на том, что без тесного сотрудничества между врачом и пациентом, без четкого осознания всех рисков заболевания и без мотивации к выздоровлению все достижения современной медицины так и останутся нереализованными. Названия у подобных учреждений могут быть разные, однако суть одна — научить человека заботиться о себе и жить с тем или иным заболеванием. Ярким примером может служить «школа диабетика».
Действуют учреждения следующим образом:
1. В школу на обучение направляют группы больных. Как правило, их численность не превышает 8-10 человек. Комплектуются группы исходя из собеседования с фельдшером и изучения анамнеза.
2. Обучение подопечных носит цикличный характер. Каждый цикл состоит примерно из восьми занятий, каждое из которых не превышает полутора часов. Проводят такие уроки от одного до двух раз в неделю. То есть, полный курс составляет около месяца.
В зависимости от профиля учебного учреждения, к проведению лекций могут быть допущены врачи, медицинские сестры, психологи. Но, как правило, акцент делают на специалистах среднего звена, поскольку именно они проводят практические занятия с подопечными: больных обучают правилам доврачебной помощи, ведению дневнику самонаблюдения, проводят тестирование на факторы риска.
ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель организации таких школ — укрепление здоровья пациентов и улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций. Помощь медицинского персонала, общение подопечных, активное участие в процессе реабилитации помогают достичь лучших результатов, нежели при самостоятельном восстановлении.
К задачам, которые решают школы здоровья, относятся:
1. Информирование подопечных об их заболевании и факторах риска.
2. Повышение ответственности пациента о его здоровье.
3. Формирование осознанного отношения подопечного к его болезни.
4. Мотивация пациента к соблюдению врачебных рекомендаций.
5. Формирование навыков у подопечного к самостоятельному оказанию первой помощи при возникновении острых стадий.
КАКИМИ БЫВАЮТ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
В настоящее время существуют всего семь основных видов подобных государственных учреждений. К ним относятся:
1. “Школы для больных сахарным диабетом”.
2. “Школы для больных бронхиальной астмой”.
3. “Школы для больных сердечной недостаточностью”.
4. “Школы для больных на хроническом диализе”.
5. “Школы для больных артериальной гипертензией”.
6. “Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночником”.
7. “Школы для беременных”.
Кроме того, в некоторых государственных поликлиниках могут функционировать школы здоровья для людей, страдающих ДЦП, анемией, эпилепсией, подготовки к родительству, родам и не только.
В следующих материалах подробнее расскажем о школах здоровья для пожилых людей.
Источник
Что такое «Школа здоровья»
Что такое «Школа здоровья»?
Для чего создаются такие образовательные учреждения?
Кто в них обучается?
«Школа здоровья» — образовательное учреждение в системе непрерывного образования, ориентированное на обучение и воспитание детей с учетом их индивидуального физического здоровья, решающее одновременно с образованием задачи по оздоровлению детей, профилактике заболеваний, проблемы социальной адаптации и интеграции молодого поколения в современное общество.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, восстановление адаптационных возможностей организма ребенка в процессе обучения является основной задачей школы. Все общеобразовательные школы округа занимаются здоровьесберегающей деятельностью.
«Школа здоровья» решает эту же задачу и может быть организована во всех видах общеобразовательных учреждений, способных обеспечить комплексное решение задач по образованию, профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья.
В Южном округе получили статус «Школа здоровья» 13 образовательных учреждений:
1. Государственное образовательное учреждение
Центр образования «Школа здоровья» № 000 «Лукоморье»
для детей с хроническими соматическими заболеваниями и детей – инвалидов с сохранным интеллектом и психикой.
Прием детей в школу осуществляется на основе медицинской комиссии детской городской поликлиники района Братеево.
Адрес: улица Борисовские пруды, дом 12, корпус 3
2. Государственное образовательное учреждение
Центр образования «Школа здоровья» № 000
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей в школу осуществляется на общих основаниях.
Район: Москворечье — Сабурово.
Адрес: Кантемировская ул., д. 22, корп. 6
Телефон: 320–44–44, 320–00–00
3. Государственное образовательное учреждение
Центр образования «Школа здоровья» № 000
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей в школу осуществляется на общих основаниях.
Район: Орехово-Борисово Южное.
Адрес: Воронежская ул., дом 46, к.2
4. Государственное образовательное учреждение
Центр образования «Школа здоровья» № 000
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей в школу осуществляется на общих основаниях.
Адрес: ул. Криворожская, дом 27а
5. Государственное образовательное учреждение
Центр образования «Школа здоровья» № 000
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей в школу осуществляется на общих основаниях.
Район: Чертаново — Центральное
Адрес: ул Красного Маяка д.3г,3б
6. Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 000 – «Школа здоровья»
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей в школу осуществляется на общих основаниях.
Район: Орехово – Борисово Северное
Адрес: Москва, улица Маршала Захарова, дом 25.
7. Государственное образовательное учреждение
Центр образования «Школа здоровья» № 000
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей осуществляется на общих основаниях.
Район: Бирюлево Восточное
Адрес: Загорьевская улица, дом 31.
8. Государственное образовательное учреждение
Центр образования «Школа здоровья» № 000
для массового контингента детей, нуждающих в профилактике заболеваний.
Прием детей осуществляется на общих основаниях.
Адрес: улица М. Джалиля, дом 29, к.2.
9. Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 000 — «Школа здоровья»
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей осуществляется на общих основаниях.
Адрес: ул. Воронежская, д. 26, к. 4.
10. Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 000 — «Школа здоровья»
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей осуществляется на общих основаниях.
11. Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 000 — «Школа здоровья»
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей осуществляется на общих основаниях.
Адрес: 117208 г. Москва, Сумской проезд, дом 21а
12. Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 000 – «Школа здоровья»
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей осуществляется на общих основаниях.
Адрес: Борисовский пр-д, дом 40, к.. 2
13. Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 000 – «Школа здоровья»
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Прием детей осуществляется на общих основаниях.
Адрес: Варшавское шоссе, дом 12.
14. Негосударственное образовательное учреждение «Самсон»
для массового контингента детей, нуждающихся в профилактике заболеваний.
Адрес: Кленовый бульвар, дом 7, к.2.
Извлечение из документа «Закон г. Москвы «Об общем образовании в городе Москве»
Статья 15. Организация и финансирование образовательного процесса в начальной общеобразовательной школе «Школа здоровья», основной общеобразовательной школе «Школа здоровья», средней общеобразовательной школе «Школе здоровья», центре образования «Школа здоровья»
1. Обучение Организация и финансирование образовательного процесса в начальной общеобразовательной школе «Школа здоровья», основной общеобразовательной школе «Школа здоровья», средней общеобразовательной школе «Школе здоровья», центре образования «Школа здоровья» строится в режиме полного дня, который предусматривает сочетание обучения, воспитания, лечебно – профилактических мероприятий и отдыха.
Образовательная программа государственных образовательных учреждений «Школа здоровья» ориентирована на вовлечение обучающихся в различные виды деятельности по формированию навыков здорового образа жизни при поддержке медико – психолого – социальной службы учреждения.
2. Наполняемость классов и групп продленного дня в государственных образовательных учреждениях «Школа здоровья» устанавливается в количестве 20 обучающихся.
Классы делятся на две группы при проведении занятий по иностранному языку (1-11 классы), трудовому обучению, информатике и вычислительной технике (5-11 классы), при проведении лабораторных работ по химии и физике.
При проведении занятий по физкультуре делятся на две группы (1 – 11 классы), в соответствии с группами здоровья обучающихся. При проведении занятий по лечебной физкультуре наполняемость групп составляет не более 8 обучающихся.
3. В государственных образовательных учреждениях «Школа здоровья» в течение учебного года могут устанавливаться дополнительные каникулы.
4. Медицинская деятельность в государственных образовательных учреждениях «Школа здоровья» осуществляется при наличии соответствующей лицензии.
5. В государственных образовательных учреждениях «Школа здоровья» организуется трехразовое горячее питание для всего контингента обучающихся за счет средств бюджета города Москвы.
6. Финансирование государственных образовательных учреждений «Школа здоровья» осуществляется на основании индивидуального штатного расписания за счет средств бюджета города Москвы.
Источник
12. Школы здоровья. Виды, функции, организация работы.
Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.
Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах,
Цель организации Школ – оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению:
• повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;
• повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
• формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
• формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;
• формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);
• формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
Пациенты направляются на занятия в Школе участковым врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Пациенту выдается направление на посещение школы заполненное по форме, утвержденной главным врачом (образец направления см. ниже).
Для пациентов с осложненным течением заболевания, очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, программа обучения требует модификации.
Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 90 минут каждое. Всего в цикл входит 8 занятий, из которых 7 являются обязательными для всех пациентов, 1 занятие («Курение и здоровье») направлено на курящих пациентов или их родственников.
Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.
Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.
Пациенты, обучающиеся в Школе, обеспечиваются Дневником пациента, который является неотъемлемой частью процесса обучения и содержит справочный материал, необходимый для пациентов в процессе обучения и в дальнейшем.
Программа разрабатывается на основе образца типовой программы обучения пациентов, включающей обязательные темы (понятие о заболевании, основы питания, физической активности, медикаментозной терапии, методы самоконтроля и измерения артериального давления, ведения дневника, управление стрессом).
Помещение должно иметь стол (желательно круглый или расположенный на середине комнаты, чтобы слушатели могли сидеть вокруг него), стулья, кресла, располагающие к полуторачасовым занятиям. В помещении должен быть демонстрационный материал как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для раздачи пациентам.
Источник