- «Ребёнок-инвалид» и «ребёнок ОВЗ». В чём разница и как организовать их обучение?
- Понятие «ребёнок ОВЗ» и «ребенок-инвалид» в нормативно-законодательных актах РФ
- Ответы на основные вопросы
- На основе какой программы должен обучаться ребёнок, имеющий статус инвалид и/или ОВЗ?
- Что делать, если в детский сад пришёл ребёнок-инвалид без статуса ОВЗ?
- Какие заболевания входят в ОВЗ
- Специалисты для работы с детьми с ОВЗ
«Ребёнок-инвалид» и «ребёнок ОВЗ». В чём разница и как организовать их обучение?
«Ребёнок-инвалид» и «ребёнок ОВЗ» — это два понятия, которые всё чаще приходится слышать в сфере образования. В чём разница и как организовать их обучение? Именно об этом пойдёт речь в статье. Первое с чего мне хотелось бы начать так это с перечисления тех нормативно-правовых документов в которых мы будем искать ответы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725 «О регулировании вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»
Понятие «ребёнок ОВЗ» и «ребенок-инвалид» в нормативно-законодательных актах РФ
В ст. 2, п. 16 Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится:
«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий»
Относительно инвалида определение дано в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Там в ст. 1 говориться:
«Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Ответы на основные вопросы
Вопрос | Ответ | Выдержка из нормативно-правового документа |
---|---|---|
Кто присваивает статус ОВЗ? | ПМПК. | «….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия, деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Кто присваивает статус ребёнка-инвалида? | МСЭ | «Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ») |
«Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы…» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
«Инвалид (ребенок-инвалид) может быть приравнен по правовому статусу к лицу с ОВЗ в случае подтверждения заключением ПМПК наличия у инвалида (ребенка-инвалида) физических, психических, интеллектуальных, сенсорных и (или) других нарушений, обуславливающих его особые образовательные потребности, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, инвалид (ребенок-инвалид), которому для получения качественного доступного образования с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья необходимо создание специальных условий, должен пройти обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
На основе какой программы должен обучаться ребёнок, имеющий статус инвалид и/или ОВЗ?
Статус ребёнка | Наименование программы | Выдержка из нормативно-правового документа |
---|---|---|
ОВЗ | АОП или АООП | «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012) |
«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)
Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.»
Что делать, если в детский сад пришёл ребёнок-инвалид без статуса ОВЗ?
- Специалисты ППк проводят комплексную психолого-педагогическую диагностику ребёнка.
- По результатам диагностики определяют необходимость направления ребёнка на ПМПК.
- В случае, если необходимости направлять ребёнка на ПМПК нет, то ребёнок обучается по ООП.
- Если специалисты ППк видят необходимость направить ребёнка на ПМПК, то выписывают направление и после прохождения ребёнком ПМПК его обучение осуществляется по программе, рекомендованной ПМПК.
Копирование текста с последующим размещение на других сайтах или группах в социальных сетях разрешено с указанием автора и ссылки на мой сайт.
Источник
Какие заболевания входят в ОВЗ
Сейчас значительное внимание уделяется проблемам деток с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако тем, кто не работает с детьми с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах. В статье рассмотрим, какие заболевания подходят под это понятие, какие существуют проблемы развития у детей с ОВЗ и затронем социальную политику государства в области инклюзивного образования.
ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.
Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.
Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:
- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
- дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие), имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.
- дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.
- дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
- дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
- дети с расстройствами аутистического спектра (РА).
Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Статус «ребенок с ОВЗ» в системе образования дает детям данной категории определенные льготы:
- Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
- Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
- По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).
- Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
- Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.
Сейчас явно прослеживается тенденция к ликвидации неравенства общеобразовательных и коррекционных школ. Большое внимание уделяется инклюзивному обучению. Это создаёт ситуацию, когда состав учащихся характеризуется значительной неоднородностью по физическому, умственному, психическому развитию. Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств. А в образовании детей с ОВЗ очень важно качество. Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, — можно смягчить очень многие отклонения.
Нередко педагог теряется, не знает какие приёмы необходимо применить для оказания помощи и поддержки учащимся с ОВЗ. Кроме того, встречаются недочёты в применении разных информационных технологий на уроках и факультативных занятиях. Пробелы появляются по таким причинам:
- из-за отсутствия в образовательном учреждении нужного программно-аппаратного обеспечения, технологической инфраструктуры;
- по причине отсутствия нужных условий, которые ориентированы на совместную учебную деятельность.
Дети с ОВЗ и инвалиды. В чём отличие?
Ребенок-инвалид — лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Ребенок с ОВЗ — лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, не получил группу по инвалидности согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) , он является ребенком с ОВЗ. Получается, что дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.
Источник
Специалисты для работы с детьми с ОВЗ
Вопрос о развитии сегодня инклюзивного образования продиктован самой жизнью. Число детей ОВЗ, в том числе и в статусе инвалидов, сегодня достаточно велико. Но эти дети при должной медицинской и педагогической поддержки и помощи могут успешно войти в социум и реализовать себя, принося пользу обществу. Проблема часто заключается в том, что у таких детей существуют проблемы межличностного общения, что снижает их активность в самореализации, создает трудности в общении и часто вынуждает инвалида закрываться в раковине собственных проблем.
Именно инклюзивное образование способно решить данные проблемы, т.е. помощь ребенку с ОВЗ в процессе самореализации, налаживании у него коммуникативных навыков, а главное – изменить мнение социума о возможностях инвалидов, причем формировать толерантности у детей уже в условиях школы, а то и раньше, в условиях ДОУ. Таким образом, актуальность изучения вопросов организации инклюзивного образования вытекает из самих условий развития современного общества, требований ФГОС и современного законодательства об образовании.
В рамках данной работы рассматривается кадровый аспект организации образовательного процесса в условиях инклюзивного класса. Данный вопрос крайне скупо освещен в законодательных материалах, но понимание важности проблемы привлечения определенного контингента специалистов в организацию индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в реалиях инклюзивного класса напрямую зависим от качества процесса социализации ребенка-инвалида, его психологического здоровья и определения места в будущем в социуме.
Итак, рассмотрим, какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ОВЗ в условиях инклюзивного класса.
Присутствие в школе профессионалов психолого-педагогического сопровождения считается важным обстоятельством приема ребенка с ОВЗ и реализации инклюзивной практики. В интересах наилучшего понимания содержания общей работы педагога и специалистов сопровождения по введению «особенного» ребенка в инклюзивный класс, опишем ключевые направления и специфику работы каждого из специалистов.
Педагог-психолог определяет актуальный уровень когнитивного развития детей, обусловливает зону ближайшего развития. Главными вопросами психолога в инклюзивном классе выступают: объяснение педагогу, воспитателю, администрации школы тех или иных отличительных черт поведения ребенка с ОВЗ, его первопричин; помощь в выборе тех либо других форм, способов взаимодействия с ним; наблюдение динамики приспособления детей в социуме; раннее обнаружение тех либо иных затруднений как у детей и его отца с матерью, так и у педагога и воспитателя класса.
Социальный педагог — главной специалист, исполняющий надзор за соблюдением прав каждого ребенка, обучающегося в школе. На основе социально-педагогической диагностики социальный педагог обнаруживает потребности ребенка и его семьи в области социальной помощи, устанавливает направления поддержки в адаптации детей в школе. Немаловажная область работы социального педагога — содействие родителям детей с ОВЗ в адаптации в школьном обществе, в среде других родителей. Такого рода эксперт способен посодействовать педагогу, иным специалистам школы в создании «Родительского клуба», разработке страницы на веб-сайте школы, посвященной инклюзии, отыскивании необходимой информации.
Основное направление работы педагога-дефектолога — реализация коррекционно-развивающей работы, содействующей интеллектуальному развитию ребенка с проблемами обучения, развитию учебных способностей на материале учебных дисциплин. Дефектолог выполняет диагностическое исследование ребенка с отклоняющимся развитием, а кроме того ребенка по различным причинам никак не усваивающих школьную программу. По итогам освидетельствования дефектолог вместе с учителем, педагогом сопровождения, логопедом предопределяет объем и сущность коррекционной работы, нужной данному ребенку, выполняет персональные и подгрупповые коррекционные занятия, отслеживает динамику развития ребенка и уровень освоения учебного материала.
Работа дефектолога в инклюзивном классе проводится в близком контакте с учителем, педагогом сопровождения и логопедом. Постоянно обсуждается деятельность детей на уроках и занятиях, проблемы, появляющиеся в ходе учебы и пути их преодоления. На коррекционно-развивающих занятиях с ребенком с проблемами обучения дефектолог решает прежде всего коррекционные проблемы: формирует мышление, тренирует визуальное и слуховое внимание, память, вырабатывает визуально-пространственное и временное восприятие, формирует умения анализа и синтеза, расширяет и активизирует словарный запас детей. Существенное направление работы педагога-дефектолога в общеобразовательной школе — методичная поддержка учителю инклюзивного класса в адаптации содержания образовательных программ возможностям детей.
Учитель-логопед, базируясь на итогах исследования устной и письменной (в случае если имеется) речи обучающихся и сопоставления этих данных с возрастной нормой — ставит клинико-педагогический диагноз речевого нарушения; разрабатывает программы либо перспективные проекты коррекционно-логопедического обучения детей, имеющих необходимость в логопедической поддержке; проводит массовые и персональные занятия по корректировки патологий устной и письменной речи обучающихся.
Кроме перечисленных выше профессионалов, в процесс введения детей с ОВЗ в инклюзивный класс активно включены координатор по инклюзии и тьютор. Данные должности считаются новыми для средних учебных заведений.
Тьютор – специалист, исполняющий прямое сопровождение детей (ребенка с ОВЗ в течение учебного дня — на фронтальных и (в случае если имеется) потребность персональных занятиях, во время перемены, выполнения тех либо других режимных моментов. Главная цель тьютора — содействие самому ребенку, его отцу с матерью, педагогу и иным участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, создании учебных умений, навыков адаптационного поведения.
Связь учителя и педагога сопровождения осуществляется, как минимум, в 3-х главных направлениях:
- Взаимодействие в ходе обучения ребенка;
- Взаимодействие в ходе социализации детей;
- Взаимодействие в ходе работы с родителями «особенного ребенка».
Координатор по инклюзии (методист) – специалист, играющий значительную роль в организации процесса введения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную сферу школы, формировании специфических условий для привыкания, учебы и социализации обучающихся, регламентирующий деятельность в целом педагогического коллектива в этом направленности. Координатор по инклюзии — главный «носитель» информации и ассистент педагога в организации образовательного процесса в инклюзивном классе. При этом немаловажно иметь в виду, что координатор, равно как и специалисты психолого-педагогического сопровождения, ориентируется в своей деятельности на требование учителя, его инициативу и сведение о состоянии, удачах и проблемах «особенного» ребенка и в целом класса.
Учитель считается правомочным и, как правило, главным участником междисциплинарной команды профессионалов, осуществляющих психолого-педагогическое поддержание детей с ОВЗ, его семьи, иных участников образовательного процесса.
В качестве примера опишем возможные направления, сущность и формы взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в определенной ситуации. Приведем примерную схему работы с запросом учителя в тройке «учитель-психолог-дефектолог». Содержание запроса может быть, к примеру, таким — ребенок не желает выполнять письменную работу на уроке русского языка.
1 этап. Осмысление задачи учителем, построение запроса.
На данном этапе учитель:
- Отмечает появление нового в поведении ребенка (на предыдущих уроках выполнял письменную работу, а сейчас отказывается).
- Отмечает для себя, насколько часто и регулярно повторяется такое поведение (на всех уроках, только на некоторых — например, если урок русского языка первый или последний в расписании, на определенном этапе урока — например, в начале урока или в конце и т. д.)
- Анализирует возможные явные причины появления такого поведения.
- Пробует внести те или иные изменения в организацию работы на уроке (применить иные способы мотивации, снизить объем письменного задания, предложить выполнять письменное задание на карточке, пересадить ребенка на удобное для него место и т. д.);
- Отмечает, изменилось ли поведение ребенка после этих действий учителя.
- Если поведение ребенка не изменилось, обращается к психологу и дефектологу (логопеду). При обращении к специалистам важно сформулировать, что конкретно в поведении ребенка мешает организации работы на уроке, описать, какие действия предпринял сам учитель, родители (с их слов) для изменения ситуации.
2 этап. Совместное наблюдение и обсуждение плана.
- Психолог и дефектолог проводят наблюдение за поведением ребенка и класса, формулируют гипотезу (предположение) о возможных его причинах. В крайне необходимых случаях проводят дополнительную психолого-педагогическую диагностику.
- Вся «мини-команда» собирается для обсуждения результатов наблюдения, вырабатывается общая стратегия и план совместных действий — учителя на уроке, возможно — психолога и (или) дефектолога на коррекционно-развивающих занятиях. Важно при составлении плана действий всегда учитываются имеющиеся у ребенка возможности, его сильные стороны. А содержание этой работы необходимо довести до родителей и заручиться их поддержкой.
3 этап. Реализация плана действий в классе.
Учитель «проверяет», насколько действенны те или иные меры, приемы, предложенные специалистами, по отношению к ребенку, организации работы всего класса. На апробирование идей, реализацию первоначального плана отводится ограниченное время — например, неделя или две. Затем специалисты и учитель вновь встречаются для обсуждения результатов, наличия или отсутствия изменений в поведении ребенка.
4 этап. Если проблема не решена, поведение ребенка остается таким же проблемным или еще больше усугубляется (например, ребенок отказывается писать не только на уроке русского языка, но и на других предметах), ее обсуждение выносится на заседание экстренного или планового психолого-медико-педагогического консилиума школы. При этом задача специалистов консилиума сводится не только к новым предложениям по решению проблемы в классе или даже школе. Возможно, решением ПМПК будет привлечение внешних ресурсов — специалистов из ресурсного ППМС-центра, оценка состояния ребенка на Окружной психолого-медико-педагогической комиссии или других видов помощи.
Источник