Слагаемые здоровья.
классный час по теме
Всем известна пословица: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял — много потерял, здоровье потерял – всё потерял!» Почему так говорят? Нездоровый человек не может жить полноценной жизнью, учиться, работать , радоваться жизни. Ему мешают боль и болезни.
Что же такое здоровье ? Здоровье-это самое дорогое,самый драгоценный дар,который получил человек от природы.
Академик Амосов сказал: «Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закалка, умение организовать свой труд и отдых.Чтобы быть здоровым, нужны значительные и постоянные усилия. Но природа милостлива, достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. А если это время удвоить, то и здоровье будет отличным».
Надеюсь ,в вашей жизни найдется место для всех компонентов здоровья. А значит,на ваших лицах будет сиять улыбка здорового человека !
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slagaemye_zdorovya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: актуализировать знания учащихся о компонентах здорового образа жизни, обратив особое внимание на организацию режима дня школьника и гигиенические аспекты учебной деятельности.
Оформление: плакаты со словами: «Жизнь – это движение», «Любой жуёт, да не любой живёт», «Какова еда и питьё, таково и житьё», «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе»; рисунок «Дерево жизни».
Ход классного часа:
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Постановка целей.
— Всем известна пословица: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял — много потерял, здоровье потерял – всё потерял!» Почему так говорят? (Нездоровый человек не может жить полноценной жизнью, учиться, работать , радоваться жизни. Ему мешают боль и болезни.)
-Сегодня мы ещё раз вспомним компоненты здоровья и выясним, что мешает человеку быть здоровым.
-Что же такое здоровье? (Здоровье – это самое дорогое, самый драгоценный дар, который получил человек от природы.)
2. Конкурс «Вспомни пословицу».
-А сейчас мы проверим, как вы знаете другие пословицы и поговорки о здоровье.
-Вы разделились на три творческие группы, каждой из которых необходимо составить из фрагментов правильный вариант поговорки.
Детям предлагают набор карточек, на которых написана часть пословицы. Нужно найти вторую часть.
«Береги платье снову, …(а здоровье смолоду)».
«Болен – лечись, …(а здоров – берегись)».
«Здоровье сгубишь- ….(новое не купишь)».
«Двигайся больше — ….(проживёшь дольше)».
«Лук семь недугов….(лечит)».
«Было бы здоровье, ….(а счастье найдётся)».
«Тот здоровье не знает, …(кто болен не бывает)».
«Забота о здоровье — …(лучшее лекарство)»
«Смолоду закалиться — …(на весь век пригодиться)».
Команды зачитывают свои поговорки.
3. «Дерево здоровья».
— Перед вами «дерево здоровья» — мощное и красивое. (на доске иллюстрация дерева.) Вспоминая компоненты здоровья, мы будем украшать ими наше дерево.
-Академик Амосов сказал: «Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закалка, умение организовать свой труд и отдых».
1.Первая предпосылка здоровья- рациональное питание.
-Объясните значение фразы «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём, чтобы есть» Пища должна давать организму полезные вещества и энергию. Нельзя переедать. Есть вредные продукты , которые приводят к заболеваниям органов.) Всё верно, многие болезни – следствие избыточного и неправильного питания.
Творческим группам предлагаются следующие задания.
Необходимо разделить продукты на полезные и условно вредные: творог копчёная колбаса, жевательная резинка, кефир, чипсы , рыба кетчуп, яблоки лимонад, сладости.
Распределите продукты на 4 группы по содержанию в них тех или иных витаминов.
-Витамины: А, В, С, Д.
-Продукты: масло, морковь, семечки, мясо, шиповник, болгарский перец, яйца, рыбий жир, творог, лимон, печень. Икра.
Ответ. Витамин А: морковь, яйца, печень, масло; витамин В: семечки, мясо, масло, творог; витамин С: шиповник, болгарский перец, лимон ; витамин Д: рыбий жир, икра.
-Объясните, что скрывается за данными обозначениями на упаковках продуктов: Е – 150, Е -450, Е-621, Е -950.
Ответ. Е – 150 – красители (способствуют заболеваниям желудочно-кишечного тракта); Е – 450 – солеплавители (ведут к нарушению процесса усвоения кальция, к хрупкости костей, отложению камней в почках); Е – 621-усилители вкуса ( при частом применении могут вызвать слепоту, рост раковых опухолей); Е -950-ароматизаторы (провоцируют астму и рост раковых опухолей).
-Какие же продукты наиболее полезны? Какую роль играют витамины? Какие продукты нужно выбирать? (Не содержащие добавок Е)
Учитель. Группы отлично справились с заданием, и на наше «Дерево здоровья» мы помещаем первый компонент здоровья (крепит листок, на котором записано название — Рациональное питание.
В далёкие времена для того, чтобы прокормиться, нашим предкам приходилось много ходить ,бегать , охотиться. Сама жизнь ставила условие: чтобы не умереть, надо было двигаться. И сегодня фраза «Движение – это жизнь» остаётся верной. Почему? (При движении кровь перемещается в организме с большей скоростью и лучше снабжает клетки кислородом, питательными веществами — обмен веществ улучшается, укрепляется дыхательная система и сердце.)
Вашему вниманию предлагается следующая ситуация.
Мама. -Дочка, почему ты так долго шла из школы?
Дочь. -Я не шла, а долго ждала троллейбус. Пешком было лень идти.
Мама.- Иди пообедай, а потом поможешь мне с уборкой квартиры.
Дочь. -Нет, мама. Я так устала в школе, и полы мыть уже не могу.
Мама. -Ну тогда сходи в магазин за продуктами.
Дочь. -Нет, мама. Я так устала на физкультуре, что и ходить не могу.
Мама. -Смотри, доченька, раньше меня старушкой станешь.
-В чём не права девочка? (Девочка пришла из школы, где занималась умственной работой, и нужно было сменить вид деятельности, дать организму физическую нагрузку ..Кроме того, малая подвижность ведёт к множеству заболеваний и раннему старению. Человек должен много ходить пешком , заниматься спортом или хотя бы делать зарядку.)
— Академик Амосов сказал по этому поводу следующее: «Чтобы быть здоровым, нужны значительные и постоянные усилия. Но природа милостлива, достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. А если это время удвоить, то и здоровье будет отличным».
-Итак, на наше Дерево мы помещаем следующий компонент здоровья – Движение.
3.Ещё один компонент здоровья – Режим дня.
-Вы являетесь учениками, а учёба – это тяжёлый труд. И чтобы не переутомиться, нужно правильно организовать свой день.
Мама.- Наташенька, вставай!
Мама. -Уж день, взгляни в окно!
Бабушка. Ведь ты задерживаешь нас!
Брат.- Ведь ты не спишь давно!
Дочь. Ну, маменька, ну, чуточку, ещё одну минуточку!
-Сколько часов должен спать ученик? Когда он должен ложиться спать? ( Спать ученик должен от 8 до 10 часов в сутки, а ложиться спать не позже 21 часа, так как, восполняющий силы сон продолжается с 9 часов вечера до 12 часов ночи).
-Но если проснуться всё-таки тяжело, тогда можно выполнить специальное упражнение «Просыпаюсь». Давайте вспомним его. (Все вместе выполняют упражнение)
Упражнение включает в себя следующие движения:
1) Тянем за верхнюю часть уха вверх (3 раза)
2) Тянем за мочки уха вниз (3 раза)
3)Взяли сзади за уши и хлопаем ими, прикрывая ушные раковины, как слоны хлопают своими ушами (3 раза)
4) Массируем козелки уха по часовой стрелке (3раза)
5) «Лепим пельмени» (массируем край уха от мочки до верхней кромки)
-Чем полезно это упражнение? ( Когда мы выполняем это упражнение, то массируем биологически активные точки на нашем ухе, улучшаем настроение и работу внутренних органов).
-Ребята, вы проводите в школе по 5-7 часов и, наверное, знаете, для чего нужны в школе перемены? ( Перемены помогают отдохнуть от учёбы, сменить умственный труд движением. Для этого нужны и уроки физкультуры)
-Всё верно, и при приготовлении уроков нужно делать перерывы- помогать по дому – или физические разминки.
-Для любого человека. А особенно для пытливого и любознательного ученика очень важны здоровые глаза, ведь они воспринимают до 90% информации об окружающем мире. Но известно, что у 30% учащихся зрение понижается именно за годы учёбы.
Ученицы напомнят вам некоторые упражнения гимнастики для глаз.
Упражнения для профилактики близорукости:
1) Зажмуривание глаз.
2) Далеко — близко.
3) Руки вперёд. Руки вверх (следить за кончиками пальцев).
4) Большим пальцем писать буквы.
-Для успешной учёбы необходима хорошая память. И чем больше вы её упражняете, тем лучше она становится и лучше вы учитесь.
— Следующая творческая группа напомнит нам упражнения для развития памяти.
Упражнения для развития различных видов памяти:
-Демонстрируется картинка с изображением разноцветных шариков (30 секунд), потом убирается 4 задача детей -вспомнить расположение шариков.
2) Назвать алфавит в обратном порядке.
3) Игра «Угадай мелодию» (по нескольким нотам мелодии угадать песню).
4) Обратный счёт (необходимо вспомнить порядок чисел от 100 до 0 и т. д.)
5) Назвать предметы, начинающиеся на одну букву, игра в города.
-Но существует гимнастика для мозга. Её создали американские психологи и педагоги; она помогает в учёбе.
Гимнастика для мозга:
1) Перекрёстные движения: вперёд и сзади.
2) Симметричные рисунки.
4) Ленивые восьмёрки (в центр – как в очки)
5) Качание головой, как маятник.
-Итак, мы говорили о том, что помогает сохранять работоспособность. Третий компонент — правильный режим дня.
4. Каждой группе предлагается исправить неверно составленную инструкцию: уберите лишние правила, а остальные расставьте по порядку.
Закаливание начинайте сразу с обливания холодной водой.
- Самыми первыми средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны.
- Прежде чем приступать к закаливанию, нужно избавиться от «микробного гнезда» в виде больных зубов, насморка, кашля и т. д.
- Закаливание нужно начинать после консультации с лечащим врачом.
- Обтирание водой, ванночки для рук и ног – это самые первые из закаливающих водных процедур.
- Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня; если заболел, то возвращайся к закаливанию только после выздоровления.
- Закаливание должно быть постепенным6 нужно снижать температуру воды на 1 градус через каждые 2 дня.
- Температуру воды можно снижать резко, например с 27 до 20 градусов.
-На дереве здоровья мы размещаем четвёртый компонент здоровья — Закаливание . К слагаемым здоровья можно ещё отнести отсутствие вредных привычек и положительные эмоции, доброжелательность.
-Недаром Л.Н.Толстой говорил: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».
4. Подведение итогов.
-Надеюсь, в вашей жизни найдётся место для всех компонентов здоровья. А значит, на ваших лицах будет сиять счастливая улыбка здорового человека!
Источник
4. Слагаемые здорового образа жизни
1. «Твоё здоровье в твоих руках!»
Врач: Слово «здоровье», пожалуй, наиболее употребляемое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и т.д. Каждый человек желает сохранить своё здоровье, однако далеко не каждый делает всё от него зависящее для достижения этой цели. Между тем недостаточно родиться здоровым, о здоровье нужно заботиться, его следует поддерживать, в противном случае здоровье можно потерять.
И что, наше здоровье действительно зависит от нас самих?
Врач: Наблюдения учёных показывают, что на половину наше здоровье зависит от того, какой образ жизни мы ведём, на две десятых — от условий нашей жизни; ещё на две десятых — от врождённых особенностей организма и лишь на одну десятую — от организации медицинской помощи.
Что такое «образ жизни»?
Врач: Образ жизни – это привычный для человека тип питания, сочетание труда и отдыха. У каждого из нас свой образ жизни, но только здоровый образ жизни позволит нам сохранить силы и способности до глубокой старости.
Известный врач, профессор Амосов писал в своей книге «Раздумья о здоровье»: «Чаще всего человек болеет от лени и жадности (к пище), но иногда и от неразумности… Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закалка, время и умение отдыхать. И еще пятое – счастливая жизнь!»
Здоровый образ жизни непременно включает умеренность в еде, физическую активность, крепкий и продолжительный сон, закаливание, спокойствие и оптимизм, отсутствие вредных привычек.
Какое питание можно считать «правильным»?
Врач: Известно, что в животном мире еда «впрок», а попросту говоря переедание, представляет собой обычное явление. Ведь завтра и послезавтра поиск пищи может закончиться неудачей. Если съесть сегодня побольше, чувство голода завтра будет не таким острым. Примерно так же обстояло дело и на ранней стадии развития человечества. В настоящее время подавляющему большинству людей на нашей планете уже не грозит голод. Тем не менее, регулярное переедание вошло в их повседневную привычку. Часто оно служит причиной избыточного веса. В этом нет ничего хорошего: ожирение вызывает одышку, увеличивает нагрузку на сердечнососудистую систему, повышает опасность возникновения опасных недугов.
Каждый человек должен сознательно подходить к своему питанию: вдумчиво подбирать продукты (отдавая предпочтение не тем, что «вкуснее», а тем, что «полезнее»), избегать перееданий и соблюдать режим приёма пищи. Нашему организму больше всего подходит трёх- или четырёхразовое питание с перерывами между едой по четыре-пять часов. Завтрак, во время которого следует потреблять четверть дневного рациона, должен быть богат углеводами, главным образом природными – из овощей и круп. Обед, несущий человеку половину суточного рациона, обязан обеспечить организм и углеводами, и белками, и жирами. А вот полдник и ужин должны быть полегче (вместе они составляют одну четвёртую часть дневного рациона). Для них подойдут нежирные молочные продукты, овощи, фрукты, крупы.
Для чего надо заниматься физкультурой?
Врач: Физические упражнения и занятия спортом полезны в любом возрасте. Особенно необходимы физические упражнения молодому растущему организму. Чем раньше вы начнёте заниматься спортом, тем быстрее привыкните к нагрузкам и тем больше у вас шансов избежать в зрелом возрасте многих заболеваний, особенно болезней сердца и органов кровообращения.
Вот лишь некоторые примеры положительного влияния физкультуры.
1. Физические упражнения сделают вас сильнее, увеличивая размеры и силу ваших мускулов. Без нагрузки мышцы становятся дряблыми.
2. Физические упражнения поддерживают гибкость ваших суставов, избавляют вас от болей и прочих неприятных ощущений.
3. Физические упражнения заставляют вас глубже дышать, а значит, поглощать больше кислорода. Чтобы ваш организм получал нужную ему энергию, съеденная вами пища должна взаимодействовать с кислородом.
4. Физические упражнения укрепляют ваше сердце, помогая ему эффективно перекачивать кровь. Так оно проделывает большую работу, затрачивая меньше усилий. Сердце нетренированного человека может не выдержать даже простой пробежки за автобусом.
5. Физические упражнения улучшают ваше кровообращение, придавая кровеносным сосудам большую эластичность и открывая новые каналы. Это означает, что питательные вещества и кислород, переносимые кровью, быстрее распространяются по вашему организму.
6. Физические упражнения улучшают вашу реакцию и координацию, делают вас грациознее, повышают эффективность работы головного мозга и всей нервной системы.
7. Физические упражнения помогают оставаться стройным, сжигая лишние калории.
8. Физические упражнения помогают вам расслабиться и отдохнуть после учебного дня.
Какие упражнения лучше выбирать?
Врач: Любая физическая нагрузка лучше, чем её отсутствие, однако полезнее всего заниматься такими видами спорта, которые дают гармоничную нагрузку для всего организма и способствуют его общему развитию и укреплению. К ним относятся, прежде всего, плавание, а также футбол, аэробика, быстрые танцы и велоспорт.
Для чего нужно закаливание?
Врач: Смысл закаливания (воздушных ванн и разнообразных водных процедур) сводится к регулярному и целенаправленному воздействию на человека тепла и холода. При низкой температуре (меньше +10°С) кожные сосуды сужаются, препятствуя отдаче тепла. Когда жара превышает 36°С, все сосуды, напротив, максимально расширяются. Образно пояснил это явление великий физиолог И.П.Павлов: «Если сосуды расширены, то все форточки в теле открыты и тепло может уходить из тела, а когда сосуды сужены, то все двери и форточки закрыты и тепло сберегается». Открывая и закрывая «форточки» в ходе закаливания, мы тренируем кровеносные сосуды. В результате улучшается кровоснабжение кожи, мышц и внутренних органов, особенно сердца и почек. Закаливающие процедуры укрепляют здоровье, нормализуют сон, повышают физическую и умственную работоспособность. Один из наиболее простых и доступных способов закаливания – воздушные ванны. Водные закаливающие процедуры – это обтирания и обливания.
А что можно сказать об отдыхе?
Врач: Потребность в отдыхе – отличительное свойство всякого живого организма. Отдых восстанавливает силы, даёт пищу для души, способствует сохранению здоровья.
Нужно ли отдыхать от учебы?
Врач: Овладение знаниями – такая же работа. Усталость у школьников накапливается точно так же, как у взрослых, и нередко состояние переутомления становится хроническим.
Отдых необходим, но не пассивный. Помните, что отдых – это не полное безделье, а смена родов деятельности. Пока мозг отдыхает, мышцы могут потрудиться, и наоборот. Субботы, воскресения, каникулы должны быть посвящены не лежанию перед телевизором и не сидению за компьютером, а активным, плодотворным занятиям, полезным для души и тела.
А что такое вредные привычки?
Врач: К вредным привычкам относят прежде всего курение, употребление спиртных напитков и наркотиков.
Почему они несовместимы со здоровым образом жизни?
Врач: В основе всех перечисленных привычек лежит пристрастие человека к определённым веществам, которые вызывают у него чувство удовольствия, расслабленности, приятной лёгкости, но в тоже время отравляют организм, так как являются опасными ядами. Для курильщиков таким веществом служит содержащийся в табаке – никотин, для любителей спиртных напитков – алкоголь, для наркоманов – разного рода наркотики. Тяга ко всем этим веществам является болезненной, нездоровой.
Хорошо известно, что курение служит причиной серьёзных заболеваний. Однако многие люди, игнорируя эту опасность, продолжают злоупотреблять табаком. Возможно, они и вас пытаются к этому пристрастить. Не стоит подражать таким людям! Наиболее заядлые курильщики, как правило, умирают от болезней, провоцируемых курением.
То же самое можно сказать об алкоголе. При частом употреблении спиртного формируется зависимость от него – алкоголизм. Он возникает постепенно, незаметно. Обычно человек не отдаёт себе отчёта, что его участившиеся выпивки, для которых всегда находится повод, есть не что иное, как начало болезни. Довольно скоро формируется физическая зависимость: прикладываться к рюмке становится жизненной необходимостью. В конечном итоге наступает полное разрушение личности, когда пьющий утрачивает все значимые связи и интересы, его жизнь полностью подчиняется выпивке.
Но особенно опасны для организма наркотики. Врачи утверждают, что продолжительность жизни наркомана в среднем не более 30 лет. При употреблении наркотиков очень быстро наступает привыкание организма, и человек уже не может без них обходиться. Наркотики нельзя «только попробовать», необходимо исключить саму возможность «встречи» с ними
Врач: Гигиена – область медицины, которая изучает влияние различных условий на организм человека и разрабатывает меры сохранения здоровья.
Почему важно соблюдать правила гигиены?
Врач: В период полового созревания соблюдение правил гигиены становится особенно необходимым. Если не мыться регулярно кожа начинает выделять гораздо больше веществ, вызывающих неприятный запах или даже болезненные ощущения. Чтобы избавиться от грязи, шелушащейся кожи, кожного сала и пота умываться нужно ежедневно. Больше всего потовых желез размещается под мышками. Эти места следует мыть каждый день. Вечернее умывание также должно быть каждодневным. Оно должно включать в себя душ, чистку зубов и причёсывание. Принимать душ можно непосредственно перед сном. Тёплый душ успокаивает и расслабляет, готовит тело ко сну.
Чтобы сохранить зубы здоровыми, их следует чистить не меньше двух раз в день – утром и вечером. Особенно важно чистить их перед сном. Ведь, если лечь спать с остатками пищи на зубах, пища начнёт разлагаться под влиянием гнилостных бактерий. Утром будет неприятный запах изо рта. А если это происходит регулярно, изо дня в день – развивается болезнь – кариес. Очень хорошо после чистки зубов полоскать рот зубным эликсиром, который не только освежает дыхание, но и убивает вредные бактерии.
Нужно тщательно следить за здоровьем своих зубов. Если зуб вовремя не запломбировать, он начинает болеть, в него попадает инфекция и в конечном итоге образуется гнойник. Часто разрушение зуба происходит незаметно. Человек не подозревает, что в одном из его зубов образовалось «дупло». Поэтому очень важно регулярно посещать зубного врача.
Волосы следует регулярно мыть. Голову моют дважды: первый – что бы удалить всю грязь, кожное сало, пот. Второй – чтобы придать волосам блеск, мягкость. Как следует промывайте голову от шампуня, так как несмытое мыло может послужить причиной возникновения перхоти.
Источник