- Мастер-класс «Здоровье молодого поколения»
- Ход урока
- Организационный этап: Приветствие. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки . Актуализация первичного опыта учащихся: Принятие решения. – Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека. Изучение нового материала: Учитель обращает внимание коллег на тему урока, записанную на доске. . – О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов). – Сегодня мы выясним, из чего же складывается здоровье людей. . – Тема здоровья волновала людей всегда. . Сегодня в нашей стране одной из волнующих тем является тема здоровья. Болезни, травматизм, последствия вредных привычек лишают молодых людей возможности стать полноценными и полезными членами общества, государства, становятся личной трагедией и трагедией семьи. Все мы прекрасно понимаем, что здоровье надо беречь – этому нас учат в школе. Но не все понимают, что здоровье – это не только отсутствие болезней, а поэтому, нарушая общечеловеческие, духовные, нравственные и иные законы, попадают в ситуацию, когда и физическое здоровье уже начинает утрачивать смысл. Почему так получается? Может мы, чего-то недопонимаем? Какой смысл мы вкладываем в понятие “Здоровье”? 2. Эстафета двух групп у доски. Задание на ассоциации : На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым. Оптимизм, образ жизни Единство души и тела – Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов). Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (ВОЗ, 1975г.). . 3. Изучение понятия “Здоровье”. Физическое здоровье – естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют полу и возрасту. Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается: как мы получаем информацию, знание того, где можно её получить и как использовать; умение извлечения знаний из самых разнообразных источников и использование их для принятия решения касающееся своего организма. Эмоциональный аспект здоровья означает: понимание своих чувств и умение выражать их; знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме понятной для других; уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет. Социальный аспект здоровья подразумевает: осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими; понимание того, что действительно важно для нас в отношении с друзьями, родными, приятелями и другими людьми, с которыми нам приходится общаться; развитие в себе навыков ЗОЖ и тех, которые помогают в общении с людьми. Личностный аспект здоровья означает: осознание себя в качестве личности; развитие “Я – концепции ” человека; стремление к достижениям; понимание того, подразумевается под успехом; самореализация в работе, учёбе, семье, обществе. Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения. Духовный аспект здоровья: отражает суть нашего бытия (то, что действительно важно для нас, что мы более всего ценим). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные 5 аспектов здоровья и составить своё отношение к ним. Класс делится на 6 команд (по количеству аспектов здоровья), которые получают задания: доказать, почему именно данный аспект здоровья, является наиболее важным для человека? Объяснить почему. Ответ начинать словами: “Считаем, что самая главная составляющая здоровья – это…”. . /Во время групповой работы звучит спокойная мелодия/ (Варианты ответов, в которых, участники групп имеют возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность). – Считаем, что в человеке все должно быть развито гармонично, потому что все важно, а если какая-то составляющая не развита, то этот человек неполноценный, то есть инвалид. Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней? – В настоящее время понятие здоровья трактуется более широко, нежели раньше. Вывод: “Здоровье” понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на друга аспектов: физического, эмоционального, и интеллектуального, социального, личностного и духовного. . 4. Понятие ЗОЖ. – Что называется Здоровым Образом Жизни? ( Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни). . Работа в группах. Создание аппликации “Свое понимание ЗОЖ”. . – Из чего складывается ЗОЖ человека? Пожалуйста, подумайте и запишите ваши определения на шариках. Вы работаете в группе. На обдумывания три минуты. (Участники команд записывают свои определения на шариках, прикрепляют и оформляют аппликацию). Презентации работ групп. 5. Физкультурная пауза (индивидуальная работа). А. Гимнастика для глаз . Б. “Календарь радости”. . Психика нуждается в энергии, как и все живое. Без соответствующей пищи наша душа “голодает”. Душу нужно питать так же заботливо, как и тело, “покупать” для нее “продукты” — хорошие впечатления, внимание, свежий воздух и многое другое. Сегодня мы сделаем первый шаг на свою “душевную кухню” — научимся “готовить” РАДОСТЬ. В жизни каждый день случаются прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки. Человек, который чувствует все это, спокоен и уверен, У него все получается. Его все любят. Но мы обычно поступаем наоборот: чаще замечаем тревожное и грустное, раскрываемся навстречу плохим чувствам и подавляем добрые. Из-за этого портится настроение, происходят ссоры и неудачи. Чтобы стать счастливым, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни. В этом нам поможет “Календарь радости”. Открой чистую тетрадь и попытайся вспомнить все радостное, что произошло за сегодняшний день. Это может быть новая мысль, посетившая вас, или ласковое слово, которое вы услышали или сказали, а может быть, маленькая удача, или музыка, или мечта! Это будет первым шагом в вашем календаре радости, который поможет вам быть радостными и счастливыми. В. Потягивание, “встряхивание” кистей рук. 6. Собрать пословицу (Работа в группах) Пожалуйста, соберите известные пословицы и поговорки о здоровье. Пословица “разрезана” на отдельные слова. На обдумывание – две минуты. “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял”. “Здоровье – это достояние каждого человека, которое надо беречь и преумножать”. . – Какие высказывания о здоровье вам еще известны? Пословицы о здоровье: “Чтоб больными не лежать, надо спорт уважать”. “Нет больше богатства, чем наше здоровье!” “Со спортом дружить – сильными быть”. “Здоровыми быть – горе забыть”. Здоровье – дороже золота. (В. Шекспир). . Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (А. Шопенгауэр). Здоровье – это единственная драгоценность. (Монтель). – Вы согласны с такими высказываниями? Почему? – А как вы заботитесь о своем здоровье? Закрепление материала. Тест “Оцени себя сам” . Я читаю предложение. Если оно подходит к вам, ставьте +, если нет — Я никогда не курю. Я всегда завтракаю. Я ем не спеша. Я не переедаю. Я никогда не злоупотребляю алкоголем. Я сплю не менее 8 часов в сутки. Я поддерживаю нормальную массу тела. Я знаю показатели своего здоровья. Я ежедневно хожу пешком. Я никогда не раздражаюсь и не выхожу из себя. Посчитайте, сколько вы набрали +, : Если вы набрали 10-9 – вы хорошо заботитесь о своем здоровье, МОЛОДЦЫ! 7-8 – Вы что-то не умеете делать? Дайте себе слово, что обязательно научитесь, и будете выполнять. Посещайте спортивные секции, больше гуляйте. Подведение итогов. Завершение занятия. Рефлексия. Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня. ” . Упражнение “Чемодан пожеланий”. Участникам мастер – класса предлагается высказать пожелания всем. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и могут быть адресованы конкретному человеку. . Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке. . Источник Мастер -класс для педагогов: «День здоровья педагогов» консультация на тему Формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности. Скачать: Вложение Размер master-klass_2016.docx 28.26 КБ Предварительный просмотр: «День здоровья педагогов» Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда. Цель: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности. Задачи: 1 . Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов. 2. Поддерживать благоприятный психологический климат в детском саду. 3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость. Вед: Здравствуйте! Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём всё: и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым. Так давайте поприветствуем друг друга. Педагоги здороваются друг с другом. Вед: Наша сегодняшняя встреча посвящена здоровью. Что же такое здоровье? Ответы педагогов. Вед: Итак, здоровье — это красота, это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье – это счастье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Вед: Итак, надо помнить. — Здоровье не всё, что приносит радость, но без здоровья ничего не радует. — Здоровье – это не только хорошая физическая форма, но и душевное равновесие. — Здоровье – это способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности. — Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать. — Здоровье – это культура человеческих отношений. — Здоровье – это социальная культура отношений. — Здоровья — это образ жизни. — Хочешь быть здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей. Учись правильно дышать: спокойно, неглубоко, размеренно. — Здоровье – это капитал, его можно приумножить, а можно прокурить и пропить. Хочешь быть здоровым – будь им! Педагогам необходимо помнить, что они входят в группу риска по различным профзаболеваниям. Вы часто вынуждены находиться в статической позе. Поэтому, уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному мозгу. Всё это может спровоцировать различные заболевания. Статистические данные показывают, что 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% -нарушение опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно – психическом здоровье имеют: после 10-ти лет работы более 35% педагогов; после 15-ти лет стажа – 40%; после 20-ти лет – более 50% педагогов. Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония). К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия (близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз. Причинами заболеваний являются: — отсутствие стабильного режима труда и отдыха; — большая учебная нагрузка как результат низкой оплаты; — отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки; — использование авторитарного стиля руководства; — снижение двигательной активности, перенапряжение. Вед: Профессия обязывает нас много говорить. Перенапряжение голосовых связок может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани. Предлагаю вам выполнить комплекс дыхательно-голосовых упражнений для укрепления мышц гортани. — Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно. — Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка. — Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих. — Откройте рот максимально широко, немного расслабьте мышцы и мягко опустите голову вниз. Вернитесь в исходное положение. — Прижмите указательные пальцы к переносице. Представьте, что вы набрали в рот воды, помычите и почувствуйте в пальцах резонирование. — Выполните движения губами, мысленно произнося «а-о-э». Педагоги выполняют комплекс упражнений. Вед: Снять мышечное и психологическое напряжение помогут упражнения, выполнение которых не займёт много времени и не потребует специального оборудования. Придя домой, включите спокойную музыку и выполняйте упражнения для снятия мышечного и психологического напряжения, которые мы сейчас вам покажем. Педагоги выполняют комплекс упр. для снятия мышечного и психологического напряжения. Вед. Все движения выполняйте очень медленно, плавно, не допуская болевых ощущений. Дышите ровно и спокойно. Постарайтесь сохранить каждую позу в течении 30 сек. — Расправьте плечи. Встаньте на цыпочки, поднимите руки и потянитесь вверх всем телом. — Выполняйте полуприсед, немного согнув ноги в коленях. Вытяните руки перед собой и потянитесь вперед, сохраняя спину абсолютно прямой. — Из этого же положения отведите прямые руки назад. Шею и подбородок потяните вперёд. — Наклонитесь вперёд, руки отведите в стороны, колени выпрямите. Потянитесь. — Поставьте ноги вместе, наклонитесь вперед, обхватите руками колени и постарайтесь коснуться их носом. — Выполните по два поворота головой вправо-влево (подбородок почти касается груди). — Встаньте на колени, прямые руки вытяните над головой, живот втяните, спину держите прямо. В течение минуты выполняйте мягкие пружинящие полуприседания, не касаясь ягодицами пяток. Вед: Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме. Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга; Указательный – улучшает работу желудка; Средний – кишечник и позвоночник; Безымянный – улучшает работу печени; Мизинец – помогает работе сердца. Массируются пальцы каждый отдельно, по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём — разминание и заканчиваем снова поглаживанием. Педагоги выполняют пальчиковый массаж. Чтобы быть здоровым, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом. Например, когда вы детям предлагаете разминку или физкультминутку, делайте её вместе с детьми. На прогулке не просто организовывайте подвижные игры, а играйте в них вместе с детьми. Сейчас мы заменим нашу статическую позу в положении сидя на активный отдых. — Конкурс « Ласточка» (Кто дольше простоит на одной ноге в позе ласточки.) — Конкурс « Кто дольше прокрутит обруч». — Конкурс «Пословица и поговорка» (Члены команд поочередно называют пословицы и поговорки о здоровье.) Вед: Всем известно, что хорошее настроение связано со здоровьем. Смех продлевает жизнь. Когда мы смеёмся, наш организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия. Мыслите позитивно! Учитесь контролировать свои мысли и при появлении негативных, сразу же заменяйте их на позитивные. ПРАКТИКУМ. Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессе групповой работы предстоит превратить в АФФИРМАЦИИ. Время для работы – 3 минуты. 1. На работе меня никто не ценит. 2. Мои коллеги меня раздражают. 3. Я боюсь, что у меня не получится… 4. Я не могу смотреть на себя в зеркало. 5. Я разочарован в жизни… На работе меня любят. Меня окружают только позитивные и веселые люди. У меня всё получается просто великолепно. Мне нравится, как я выгляжу. Упражнение «Дружественная ладошка». Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. Участникам раздаются листки бумаги. Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. Выполнение задания участниками. — Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент. — Спасибо за внимание! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого. Начинайте каждый день с чувством радости. Поддерживайте это состояние в течение дня. Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти. Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы. Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам. Питайтесь регулярно и разнообразно. Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь. Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов. Не переедайте на ночь. Спите не менее 8-ми часов в сутки. Занимайтесь физическими упражнениями. Больше двигайтесь, старайтесь больше бывать на свежем воздухе. Источник
- Актуализация первичного опыта учащихся:
- Изучение нового материала:
- 2. Эстафета двух групп у доски. Задание на ассоциации : На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым. Оптимизм, образ жизни Единство души и тела – Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов). Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (ВОЗ, 1975г.). . 3. Изучение понятия “Здоровье”. Физическое здоровье – естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют полу и возрасту. Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается: как мы получаем информацию, знание того, где можно её получить и как использовать; умение извлечения знаний из самых разнообразных источников и использование их для принятия решения касающееся своего организма. Эмоциональный аспект здоровья означает: понимание своих чувств и умение выражать их; знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме понятной для других; уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет. Социальный аспект здоровья подразумевает: осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими; понимание того, что действительно важно для нас в отношении с друзьями, родными, приятелями и другими людьми, с которыми нам приходится общаться; развитие в себе навыков ЗОЖ и тех, которые помогают в общении с людьми. Личностный аспект здоровья означает: осознание себя в качестве личности; развитие “Я – концепции ” человека; стремление к достижениям; понимание того, подразумевается под успехом; самореализация в работе, учёбе, семье, обществе. Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения. Духовный аспект здоровья: отражает суть нашего бытия (то, что действительно важно для нас, что мы более всего ценим). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные 5 аспектов здоровья и составить своё отношение к ним. Класс делится на 6 команд (по количеству аспектов здоровья), которые получают задания: доказать, почему именно данный аспект здоровья, является наиболее важным для человека? Объяснить почему. Ответ начинать словами: “Считаем, что самая главная составляющая здоровья – это…”. . /Во время групповой работы звучит спокойная мелодия/ (Варианты ответов, в которых, участники групп имеют возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность). – Считаем, что в человеке все должно быть развито гармонично, потому что все важно, а если какая-то составляющая не развита, то этот человек неполноценный, то есть инвалид. Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней? – В настоящее время понятие здоровья трактуется более широко, нежели раньше. Вывод: “Здоровье” понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на друга аспектов: физического, эмоционального, и интеллектуального, социального, личностного и духовного. . 4. Понятие ЗОЖ. – Что называется Здоровым Образом Жизни? ( Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни). . Работа в группах. Создание аппликации “Свое понимание ЗОЖ”. . – Из чего складывается ЗОЖ человека? Пожалуйста, подумайте и запишите ваши определения на шариках. Вы работаете в группе. На обдумывания три минуты. (Участники команд записывают свои определения на шариках, прикрепляют и оформляют аппликацию). Презентации работ групп. 5. Физкультурная пауза (индивидуальная работа). А. Гимнастика для глаз . Б. “Календарь радости”. . Психика нуждается в энергии, как и все живое. Без соответствующей пищи наша душа “голодает”. Душу нужно питать так же заботливо, как и тело, “покупать” для нее “продукты” — хорошие впечатления, внимание, свежий воздух и многое другое. Сегодня мы сделаем первый шаг на свою “душевную кухню” — научимся “готовить” РАДОСТЬ. В жизни каждый день случаются прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки. Человек, который чувствует все это, спокоен и уверен, У него все получается. Его все любят. Но мы обычно поступаем наоборот: чаще замечаем тревожное и грустное, раскрываемся навстречу плохим чувствам и подавляем добрые. Из-за этого портится настроение, происходят ссоры и неудачи. Чтобы стать счастливым, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни. В этом нам поможет “Календарь радости”. Открой чистую тетрадь и попытайся вспомнить все радостное, что произошло за сегодняшний день. Это может быть новая мысль, посетившая вас, или ласковое слово, которое вы услышали или сказали, а может быть, маленькая удача, или музыка, или мечта! Это будет первым шагом в вашем календаре радости, который поможет вам быть радостными и счастливыми. В. Потягивание, “встряхивание” кистей рук. 6. Собрать пословицу (Работа в группах) Пожалуйста, соберите известные пословицы и поговорки о здоровье. Пословица “разрезана” на отдельные слова. На обдумывание – две минуты. “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял”. “Здоровье – это достояние каждого человека, которое надо беречь и преумножать”. . – Какие высказывания о здоровье вам еще известны? Пословицы о здоровье: “Чтоб больными не лежать, надо спорт уважать”. “Нет больше богатства, чем наше здоровье!” “Со спортом дружить – сильными быть”. “Здоровыми быть – горе забыть”. Здоровье – дороже золота. (В. Шекспир). . Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (А. Шопенгауэр). Здоровье – это единственная драгоценность. (Монтель). – Вы согласны с такими высказываниями? Почему? – А как вы заботитесь о своем здоровье? Закрепление материала. Тест “Оцени себя сам” . Я читаю предложение. Если оно подходит к вам, ставьте +, если нет — Я никогда не курю. Я всегда завтракаю. Я ем не спеша. Я не переедаю. Я никогда не злоупотребляю алкоголем. Я сплю не менее 8 часов в сутки. Я поддерживаю нормальную массу тела. Я знаю показатели своего здоровья. Я ежедневно хожу пешком. Я никогда не раздражаюсь и не выхожу из себя. Посчитайте, сколько вы набрали +, : Если вы набрали 10-9 – вы хорошо заботитесь о своем здоровье, МОЛОДЦЫ! 7-8 – Вы что-то не умеете делать? Дайте себе слово, что обязательно научитесь, и будете выполнять. Посещайте спортивные секции, больше гуляйте. Подведение итогов. Завершение занятия. Рефлексия. Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня. ” . Упражнение “Чемодан пожеланий”. Участникам мастер – класса предлагается высказать пожелания всем. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и могут быть адресованы конкретному человеку. . Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке. . Источник Мастер -класс для педагогов: «День здоровья педагогов» консультация на тему Формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности. Скачать: Вложение Размер master-klass_2016.docx 28.26 КБ Предварительный просмотр: «День здоровья педагогов» Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда. Цель: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности. Задачи: 1 . Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов. 2. Поддерживать благоприятный психологический климат в детском саду. 3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость. Вед: Здравствуйте! Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём всё: и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым. Так давайте поприветствуем друг друга. Педагоги здороваются друг с другом. Вед: Наша сегодняшняя встреча посвящена здоровью. Что же такое здоровье? Ответы педагогов. Вед: Итак, здоровье — это красота, это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье – это счастье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Вед: Итак, надо помнить. — Здоровье не всё, что приносит радость, но без здоровья ничего не радует. — Здоровье – это не только хорошая физическая форма, но и душевное равновесие. — Здоровье – это способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности. — Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать. — Здоровье – это культура человеческих отношений. — Здоровье – это социальная культура отношений. — Здоровья — это образ жизни. — Хочешь быть здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей. Учись правильно дышать: спокойно, неглубоко, размеренно. — Здоровье – это капитал, его можно приумножить, а можно прокурить и пропить. Хочешь быть здоровым – будь им! Педагогам необходимо помнить, что они входят в группу риска по различным профзаболеваниям. Вы часто вынуждены находиться в статической позе. Поэтому, уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному мозгу. Всё это может спровоцировать различные заболевания. Статистические данные показывают, что 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% -нарушение опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно – психическом здоровье имеют: после 10-ти лет работы более 35% педагогов; после 15-ти лет стажа – 40%; после 20-ти лет – более 50% педагогов. Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония). К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия (близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз. Причинами заболеваний являются: — отсутствие стабильного режима труда и отдыха; — большая учебная нагрузка как результат низкой оплаты; — отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки; — использование авторитарного стиля руководства; — снижение двигательной активности, перенапряжение. Вед: Профессия обязывает нас много говорить. Перенапряжение голосовых связок может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани. Предлагаю вам выполнить комплекс дыхательно-голосовых упражнений для укрепления мышц гортани. — Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно. — Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка. — Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих. — Откройте рот максимально широко, немного расслабьте мышцы и мягко опустите голову вниз. Вернитесь в исходное положение. — Прижмите указательные пальцы к переносице. Представьте, что вы набрали в рот воды, помычите и почувствуйте в пальцах резонирование. — Выполните движения губами, мысленно произнося «а-о-э». Педагоги выполняют комплекс упражнений. Вед: Снять мышечное и психологическое напряжение помогут упражнения, выполнение которых не займёт много времени и не потребует специального оборудования. Придя домой, включите спокойную музыку и выполняйте упражнения для снятия мышечного и психологического напряжения, которые мы сейчас вам покажем. Педагоги выполняют комплекс упр. для снятия мышечного и психологического напряжения. Вед. Все движения выполняйте очень медленно, плавно, не допуская болевых ощущений. Дышите ровно и спокойно. Постарайтесь сохранить каждую позу в течении 30 сек. — Расправьте плечи. Встаньте на цыпочки, поднимите руки и потянитесь вверх всем телом. — Выполняйте полуприсед, немного согнув ноги в коленях. Вытяните руки перед собой и потянитесь вперед, сохраняя спину абсолютно прямой. — Из этого же положения отведите прямые руки назад. Шею и подбородок потяните вперёд. — Наклонитесь вперёд, руки отведите в стороны, колени выпрямите. Потянитесь. — Поставьте ноги вместе, наклонитесь вперед, обхватите руками колени и постарайтесь коснуться их носом. — Выполните по два поворота головой вправо-влево (подбородок почти касается груди). — Встаньте на колени, прямые руки вытяните над головой, живот втяните, спину держите прямо. В течение минуты выполняйте мягкие пружинящие полуприседания, не касаясь ягодицами пяток. Вед: Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме. Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга; Указательный – улучшает работу желудка; Средний – кишечник и позвоночник; Безымянный – улучшает работу печени; Мизинец – помогает работе сердца. Массируются пальцы каждый отдельно, по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём — разминание и заканчиваем снова поглаживанием. Педагоги выполняют пальчиковый массаж. Чтобы быть здоровым, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом. Например, когда вы детям предлагаете разминку или физкультминутку, делайте её вместе с детьми. На прогулке не просто организовывайте подвижные игры, а играйте в них вместе с детьми. Сейчас мы заменим нашу статическую позу в положении сидя на активный отдых. — Конкурс « Ласточка» (Кто дольше простоит на одной ноге в позе ласточки.) — Конкурс « Кто дольше прокрутит обруч». — Конкурс «Пословица и поговорка» (Члены команд поочередно называют пословицы и поговорки о здоровье.) Вед: Всем известно, что хорошее настроение связано со здоровьем. Смех продлевает жизнь. Когда мы смеёмся, наш организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия. Мыслите позитивно! Учитесь контролировать свои мысли и при появлении негативных, сразу же заменяйте их на позитивные. ПРАКТИКУМ. Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессе групповой работы предстоит превратить в АФФИРМАЦИИ. Время для работы – 3 минуты. 1. На работе меня никто не ценит. 2. Мои коллеги меня раздражают. 3. Я боюсь, что у меня не получится… 4. Я не могу смотреть на себя в зеркало. 5. Я разочарован в жизни… На работе меня любят. Меня окружают только позитивные и веселые люди. У меня всё получается просто великолепно. Мне нравится, как я выгляжу. Упражнение «Дружественная ладошка». Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. Участникам раздаются листки бумаги. Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. Выполнение задания участниками. — Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент. — Спасибо за внимание! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого. Начинайте каждый день с чувством радости. Поддерживайте это состояние в течение дня. Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти. Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы. Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам. Питайтесь регулярно и разнообразно. Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь. Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов. Не переедайте на ночь. Спите не менее 8-ми часов в сутки. Занимайтесь физическими упражнениями. Больше двигайтесь, старайтесь больше бывать на свежем воздухе. Источник
- 3. Изучение понятия “Здоровье”. Физическое здоровье – естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют полу и возрасту. Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается: как мы получаем информацию, знание того, где можно её получить и как использовать; умение извлечения знаний из самых разнообразных источников и использование их для принятия решения касающееся своего организма. Эмоциональный аспект здоровья означает: понимание своих чувств и умение выражать их; знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме понятной для других; уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет. Социальный аспект здоровья подразумевает: осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими; понимание того, что действительно важно для нас в отношении с друзьями, родными, приятелями и другими людьми, с которыми нам приходится общаться; развитие в себе навыков ЗОЖ и тех, которые помогают в общении с людьми. Личностный аспект здоровья означает: осознание себя в качестве личности; развитие “Я – концепции ” человека; стремление к достижениям; понимание того, подразумевается под успехом; самореализация в работе, учёбе, семье, обществе. Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения. Духовный аспект здоровья: отражает суть нашего бытия (то, что действительно важно для нас, что мы более всего ценим). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные 5 аспектов здоровья и составить своё отношение к ним. Класс делится на 6 команд (по количеству аспектов здоровья), которые получают задания: доказать, почему именно данный аспект здоровья, является наиболее важным для человека? Объяснить почему. Ответ начинать словами: “Считаем, что самая главная составляющая здоровья – это…”. . /Во время групповой работы звучит спокойная мелодия/ (Варианты ответов, в которых, участники групп имеют возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность). – Считаем, что в человеке все должно быть развито гармонично, потому что все важно, а если какая-то составляющая не развита, то этот человек неполноценный, то есть инвалид. Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней? – В настоящее время понятие здоровья трактуется более широко, нежели раньше. Вывод: “Здоровье” понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на друга аспектов: физического, эмоционального, и интеллектуального, социального, личностного и духовного. . 4. Понятие ЗОЖ. – Что называется Здоровым Образом Жизни? ( Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни). . Работа в группах. Создание аппликации “Свое понимание ЗОЖ”. . – Из чего складывается ЗОЖ человека? Пожалуйста, подумайте и запишите ваши определения на шариках. Вы работаете в группе. На обдумывания три минуты. (Участники команд записывают свои определения на шариках, прикрепляют и оформляют аппликацию). Презентации работ групп. 5. Физкультурная пауза (индивидуальная работа). А. Гимнастика для глаз . Б. “Календарь радости”. . Психика нуждается в энергии, как и все живое. Без соответствующей пищи наша душа “голодает”. Душу нужно питать так же заботливо, как и тело, “покупать” для нее “продукты” — хорошие впечатления, внимание, свежий воздух и многое другое. Сегодня мы сделаем первый шаг на свою “душевную кухню” — научимся “готовить” РАДОСТЬ. В жизни каждый день случаются прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки. Человек, который чувствует все это, спокоен и уверен, У него все получается. Его все любят. Но мы обычно поступаем наоборот: чаще замечаем тревожное и грустное, раскрываемся навстречу плохим чувствам и подавляем добрые. Из-за этого портится настроение, происходят ссоры и неудачи. Чтобы стать счастливым, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни. В этом нам поможет “Календарь радости”. Открой чистую тетрадь и попытайся вспомнить все радостное, что произошло за сегодняшний день. Это может быть новая мысль, посетившая вас, или ласковое слово, которое вы услышали или сказали, а может быть, маленькая удача, или музыка, или мечта! Это будет первым шагом в вашем календаре радости, который поможет вам быть радостными и счастливыми. В. Потягивание, “встряхивание” кистей рук. 6. Собрать пословицу (Работа в группах) Пожалуйста, соберите известные пословицы и поговорки о здоровье. Пословица “разрезана” на отдельные слова. На обдумывание – две минуты. “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял”. “Здоровье – это достояние каждого человека, которое надо беречь и преумножать”. . – Какие высказывания о здоровье вам еще известны? Пословицы о здоровье: “Чтоб больными не лежать, надо спорт уважать”. “Нет больше богатства, чем наше здоровье!” “Со спортом дружить – сильными быть”. “Здоровыми быть – горе забыть”. Здоровье – дороже золота. (В. Шекспир). . Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (А. Шопенгауэр). Здоровье – это единственная драгоценность. (Монтель). – Вы согласны с такими высказываниями? Почему? – А как вы заботитесь о своем здоровье? Закрепление материала. Тест “Оцени себя сам” . Я читаю предложение. Если оно подходит к вам, ставьте +, если нет — Я никогда не курю. Я всегда завтракаю. Я ем не спеша. Я не переедаю. Я никогда не злоупотребляю алкоголем. Я сплю не менее 8 часов в сутки. Я поддерживаю нормальную массу тела. Я знаю показатели своего здоровья. Я ежедневно хожу пешком. Я никогда не раздражаюсь и не выхожу из себя. Посчитайте, сколько вы набрали +, : Если вы набрали 10-9 – вы хорошо заботитесь о своем здоровье, МОЛОДЦЫ! 7-8 – Вы что-то не умеете делать? Дайте себе слово, что обязательно научитесь, и будете выполнять. Посещайте спортивные секции, больше гуляйте. Подведение итогов. Завершение занятия. Рефлексия. Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня. ” . Упражнение “Чемодан пожеланий”. Участникам мастер – класса предлагается высказать пожелания всем. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и могут быть адресованы конкретному человеку. . Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке. . Источник Мастер -класс для педагогов: «День здоровья педагогов» консультация на тему Формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности. Скачать: Вложение Размер master-klass_2016.docx 28.26 КБ Предварительный просмотр: «День здоровья педагогов» Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда. Цель: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности. Задачи: 1 . Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов. 2. Поддерживать благоприятный психологический климат в детском саду. 3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость. Вед: Здравствуйте! Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём всё: и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым. Так давайте поприветствуем друг друга. Педагоги здороваются друг с другом. Вед: Наша сегодняшняя встреча посвящена здоровью. Что же такое здоровье? Ответы педагогов. Вед: Итак, здоровье — это красота, это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье – это счастье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Вед: Итак, надо помнить. — Здоровье не всё, что приносит радость, но без здоровья ничего не радует. — Здоровье – это не только хорошая физическая форма, но и душевное равновесие. — Здоровье – это способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности. — Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать. — Здоровье – это культура человеческих отношений. — Здоровье – это социальная культура отношений. — Здоровья — это образ жизни. — Хочешь быть здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей. Учись правильно дышать: спокойно, неглубоко, размеренно. — Здоровье – это капитал, его можно приумножить, а можно прокурить и пропить. Хочешь быть здоровым – будь им! Педагогам необходимо помнить, что они входят в группу риска по различным профзаболеваниям. Вы часто вынуждены находиться в статической позе. Поэтому, уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному мозгу. Всё это может спровоцировать различные заболевания. Статистические данные показывают, что 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% -нарушение опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно – психическом здоровье имеют: после 10-ти лет работы более 35% педагогов; после 15-ти лет стажа – 40%; после 20-ти лет – более 50% педагогов. Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония). К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия (близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз. Причинами заболеваний являются: — отсутствие стабильного режима труда и отдыха; — большая учебная нагрузка как результат низкой оплаты; — отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки; — использование авторитарного стиля руководства; — снижение двигательной активности, перенапряжение. Вед: Профессия обязывает нас много говорить. Перенапряжение голосовых связок может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани. Предлагаю вам выполнить комплекс дыхательно-голосовых упражнений для укрепления мышц гортани. — Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно. — Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка. — Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих. — Откройте рот максимально широко, немного расслабьте мышцы и мягко опустите голову вниз. Вернитесь в исходное положение. — Прижмите указательные пальцы к переносице. Представьте, что вы набрали в рот воды, помычите и почувствуйте в пальцах резонирование. — Выполните движения губами, мысленно произнося «а-о-э». Педагоги выполняют комплекс упражнений. Вед: Снять мышечное и психологическое напряжение помогут упражнения, выполнение которых не займёт много времени и не потребует специального оборудования. Придя домой, включите спокойную музыку и выполняйте упражнения для снятия мышечного и психологического напряжения, которые мы сейчас вам покажем. Педагоги выполняют комплекс упр. для снятия мышечного и психологического напряжения. Вед. Все движения выполняйте очень медленно, плавно, не допуская болевых ощущений. Дышите ровно и спокойно. Постарайтесь сохранить каждую позу в течении 30 сек. — Расправьте плечи. Встаньте на цыпочки, поднимите руки и потянитесь вверх всем телом. — Выполняйте полуприсед, немного согнув ноги в коленях. Вытяните руки перед собой и потянитесь вперед, сохраняя спину абсолютно прямой. — Из этого же положения отведите прямые руки назад. Шею и подбородок потяните вперёд. — Наклонитесь вперёд, руки отведите в стороны, колени выпрямите. Потянитесь. — Поставьте ноги вместе, наклонитесь вперед, обхватите руками колени и постарайтесь коснуться их носом. — Выполните по два поворота головой вправо-влево (подбородок почти касается груди). — Встаньте на колени, прямые руки вытяните над головой, живот втяните, спину держите прямо. В течение минуты выполняйте мягкие пружинящие полуприседания, не касаясь ягодицами пяток. Вед: Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме. Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга; Указательный – улучшает работу желудка; Средний – кишечник и позвоночник; Безымянный – улучшает работу печени; Мизинец – помогает работе сердца. Массируются пальцы каждый отдельно, по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём — разминание и заканчиваем снова поглаживанием. Педагоги выполняют пальчиковый массаж. Чтобы быть здоровым, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом. Например, когда вы детям предлагаете разминку или физкультминутку, делайте её вместе с детьми. На прогулке не просто организовывайте подвижные игры, а играйте в них вместе с детьми. Сейчас мы заменим нашу статическую позу в положении сидя на активный отдых. — Конкурс « Ласточка» (Кто дольше простоит на одной ноге в позе ласточки.) — Конкурс « Кто дольше прокрутит обруч». — Конкурс «Пословица и поговорка» (Члены команд поочередно называют пословицы и поговорки о здоровье.) Вед: Всем известно, что хорошее настроение связано со здоровьем. Смех продлевает жизнь. Когда мы смеёмся, наш организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия. Мыслите позитивно! Учитесь контролировать свои мысли и при появлении негативных, сразу же заменяйте их на позитивные. ПРАКТИКУМ. Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессе групповой работы предстоит превратить в АФФИРМАЦИИ. Время для работы – 3 минуты. 1. На работе меня никто не ценит. 2. Мои коллеги меня раздражают. 3. Я боюсь, что у меня не получится… 4. Я не могу смотреть на себя в зеркало. 5. Я разочарован в жизни… На работе меня любят. Меня окружают только позитивные и веселые люди. У меня всё получается просто великолепно. Мне нравится, как я выгляжу. Упражнение «Дружественная ладошка». Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. Участникам раздаются листки бумаги. Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. Выполнение задания участниками. — Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент. — Спасибо за внимание! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого. Начинайте каждый день с чувством радости. Поддерживайте это состояние в течение дня. Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти. Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы. Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам. Питайтесь регулярно и разнообразно. Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь. Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов. Не переедайте на ночь. Спите не менее 8-ми часов в сутки. Занимайтесь физическими упражнениями. Больше двигайтесь, старайтесь больше бывать на свежем воздухе. Источник
- 4. Понятие ЗОЖ.
- 5. Физкультурная пауза (индивидуальная работа).
- 6. Собрать пословицу (Работа в группах)
- Подведение итогов.
- Мастер -класс для педагогов: «День здоровья педагогов» консультация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Здоровье молодого поколения»
Разделы: ОБЖ
Цель: создание условий для формирования у “учащихся” системы научных знаний о здоровье.
- Образовательная – освоить основные понятия здоровья, ЗОЖ.
- Воспитательная – содействовать формированию положительной “Я– концепции”; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
- Развивающая – способствовать развитию творческих способностей, память, внимание, познавательный интерес.
Оборудование: воздушный шарик, листы бумаги, фломастеры, изображение модели здоровья в виде цветка, цветная бумага, ножницы, клей, доска, мел, аудиозапись, оборудование мультимедиа:
Ход урока
Организационный этап:
Приветствие. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки .
Актуализация первичного опыта учащихся:
- Принятие решения. – Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.
Изучение нового материала:
Учитель обращает внимание коллег на тему урока, записанную на доске. .
– О чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов).
– Сегодня мы выясним, из чего же складывается здоровье людей. .
– Тема здоровья волновала людей всегда. .
Сегодня в нашей стране одной из волнующих тем является тема здоровья. Болезни, травматизм, последствия вредных привычек лишают молодых людей возможности стать полноценными и полезными членами общества, государства, становятся личной трагедией и трагедией семьи. Все мы прекрасно понимаем, что здоровье надо беречь – этому нас учат в школе. Но не все понимают, что здоровье – это не только отсутствие болезней, а поэтому, нарушая общечеловеческие, духовные, нравственные и иные законы, попадают в ситуацию, когда и физическое здоровье уже начинает утрачивать смысл. Почему так получается? Может мы, чего-то недопонимаем? Какой смысл мы вкладываем в понятие “Здоровье”?
2. Эстафета двух групп у доски.
Задание на ассоциации :
На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.
Оптимизм, образ жизни
Единство души и тела
– Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов).
Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков (ВОЗ, 1975г.). .
3. Изучение понятия “Здоровье”.
Физическое здоровье – естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют полу и возрасту.
Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается:
- как мы получаем информацию, знание того, где можно её получить и как использовать;
- умение извлечения знаний из самых разнообразных источников и использование их для принятия решения касающееся своего организма.
Эмоциональный аспект здоровья означает:
- понимание своих чувств и умение выражать их;
- знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства в форме понятной для других;
- уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет.
Социальный аспект здоровья подразумевает:
- осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими;
- понимание того, что действительно важно для нас в отношении с друзьями, родными, приятелями и другими людьми, с которыми нам приходится общаться;
- развитие в себе навыков ЗОЖ и тех, которые помогают в общении с людьми.
Личностный аспект здоровья означает:
- осознание себя в качестве личности;
- развитие “Я – концепции ” человека;
- стремление к достижениям;
- понимание того, подразумевается под успехом;
- самореализация в работе, учёбе, семье, обществе.
Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения.
Духовный аспект здоровья: отражает суть нашего бытия (то, что действительно важно для нас, что мы более всего ценим). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные 5 аспектов здоровья и составить своё отношение к ним.
Класс делится на 6 команд (по количеству аспектов здоровья), которые получают задания: доказать, почему именно данный аспект здоровья, является наиболее важным для человека? Объяснить почему. Ответ начинать словами: “Считаем, что самая главная составляющая здоровья – это…”. .
/Во время групповой работы звучит спокойная мелодия/
(Варианты ответов, в которых, участники групп имеют возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность).
– Считаем, что в человеке все должно быть развито гармонично, потому что все важно, а если какая-то составляющая не развита, то этот человек неполноценный, то есть инвалид. Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней?
– В настоящее время понятие здоровья трактуется более широко, нежели раньше.
Вывод: “Здоровье” понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на друга аспектов: физического, эмоционального, и интеллектуального, социального, личностного и духовного. .
4. Понятие ЗОЖ.
– Что называется Здоровым Образом Жизни? ( Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни). .
Работа в группах. Создание аппликации “Свое понимание ЗОЖ”. .
– Из чего складывается ЗОЖ человека? Пожалуйста, подумайте и запишите ваши определения на шариках. Вы работаете в группе. На обдумывания три минуты. (Участники команд записывают свои определения на шариках, прикрепляют и оформляют аппликацию).
Презентации работ групп.
5. Физкультурная пауза (индивидуальная работа).
А. Гимнастика для глаз .
Б. “Календарь радости”. .
Психика нуждается в энергии, как и все живое. Без соответствующей пищи наша душа “голодает”. Душу нужно питать так же заботливо, как и тело, “покупать” для нее “продукты” — хорошие впечатления, внимание, свежий воздух и многое другое. Сегодня мы сделаем первый шаг на свою “душевную кухню” — научимся “готовить” РАДОСТЬ. В жизни каждый день случаются прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки. Человек, который чувствует все это, спокоен и уверен, У него все получается. Его все любят. Но мы обычно поступаем наоборот: чаще замечаем тревожное и грустное, раскрываемся навстречу плохим чувствам и подавляем добрые. Из-за этого портится настроение, происходят ссоры и неудачи. Чтобы стать счастливым, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни. В этом нам поможет “Календарь радости”. Открой чистую тетрадь и попытайся вспомнить все радостное, что произошло за сегодняшний день. Это может быть новая мысль, посетившая вас, или ласковое слово, которое вы услышали или сказали, а может быть, маленькая удача, или музыка, или мечта! Это будет первым шагом в вашем календаре радости, который поможет вам быть радостными и счастливыми.
В. Потягивание, “встряхивание” кистей рук.
6. Собрать пословицу (Работа в группах)
Пожалуйста, соберите известные пословицы и поговорки о здоровье. Пословица “разрезана” на отдельные слова. На обдумывание – две минуты.
- “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял”.
- “Здоровье – это достояние каждого человека, которое надо беречь и преумножать”. .
– Какие высказывания о здоровье вам еще известны?
Пословицы о здоровье: “Чтоб больными не лежать, надо спорт уважать”.
– Вы согласны с такими высказываниями? Почему?
– А как вы заботитесь о своем здоровье?
Закрепление материала. Тест “Оцени себя сам” .
Я читаю предложение. Если оно подходит к вам, ставьте +, если нет —
- Я никогда не курю.
- Я всегда завтракаю.
- Я ем не спеша.
- Я не переедаю.
- Я никогда не злоупотребляю алкоголем.
- Я сплю не менее 8 часов в сутки.
- Я поддерживаю нормальную массу тела.
- Я знаю показатели своего здоровья.
- Я ежедневно хожу пешком.
- Я никогда не раздражаюсь и не выхожу из себя.
Посчитайте, сколько вы набрали +, :
Если вы набрали 10-9 – вы хорошо заботитесь о своем здоровье, МОЛОДЦЫ!
7-8 – Вы что-то не умеете делать? Дайте себе слово, что обязательно научитесь, и будете выполнять. Посещайте спортивные секции, больше гуляйте.
Подведение итогов.
Завершение занятия. Рефлексия. Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня. ” .
Упражнение “Чемодан пожеланий”. Участникам мастер – класса предлагается высказать пожелания всем. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и могут быть адресованы конкретному человеку. .
Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке. .
Источник
Мастер -класс для педагогов: «День здоровья педагогов»
консультация на тему
Формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_2016.docx | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«День здоровья педагогов»
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Цель: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Задачи: 1 . Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов.
2. Поддерживать благоприятный психологический климат в детском саду.
3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость.
Вед: Здравствуйте! Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём всё: и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым. Так давайте поприветствуем друг друга.
Педагоги здороваются друг с другом.
Вед: Наша сегодняшняя встреча посвящена здоровью. Что же такое здоровье?
Ответы педагогов.
Вед: Итак, здоровье — это красота, это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье – это счастье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Вед: Итак, надо помнить.
— Здоровье не всё, что приносит радость, но без здоровья ничего не радует.
— Здоровье – это не только хорошая физическая форма, но и душевное равновесие.
— Здоровье – это способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
— Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать.
— Здоровье – это культура человеческих отношений.
— Здоровье – это социальная культура отношений.
— Здоровья — это образ жизни.
— Хочешь быть здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей. Учись правильно дышать: спокойно, неглубоко, размеренно.
— Здоровье – это капитал, его можно приумножить, а можно прокурить и пропить. Хочешь быть здоровым – будь им!
Педагогам необходимо помнить, что они входят в группу риска по различным профзаболеваниям. Вы часто вынуждены находиться в статической позе. Поэтому, уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному мозгу. Всё это может спровоцировать различные заболевания.
Статистические данные показывают, что 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% -нарушение опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно – психическом здоровье имеют: после 10-ти лет работы более 35% педагогов; после 15-ти лет стажа – 40%; после 20-ти лет – более 50% педагогов. Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия (близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз.
Причинами заболеваний являются:
— отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
— большая учебная нагрузка как результат низкой оплаты;
— отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
— использование авторитарного стиля руководства;
— снижение двигательной активности, перенапряжение.
Вед: Профессия обязывает нас много говорить. Перенапряжение голосовых связок может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани. Предлагаю вам выполнить комплекс дыхательно-голосовых упражнений для укрепления мышц гортани.
— Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно.
— Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка.
— Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
— Откройте рот максимально широко, немного расслабьте мышцы и мягко опустите голову вниз. Вернитесь в исходное положение.
— Прижмите указательные пальцы к переносице. Представьте, что вы набрали в рот воды, помычите и почувствуйте в пальцах резонирование.
— Выполните движения губами, мысленно произнося «а-о-э».
Педагоги выполняют комплекс упражнений.
Вед: Снять мышечное и психологическое напряжение помогут упражнения, выполнение которых не займёт много времени и не потребует специального оборудования. Придя домой, включите спокойную музыку и выполняйте упражнения для снятия мышечного и психологического напряжения, которые мы сейчас вам покажем.
Педагоги выполняют комплекс упр. для снятия мышечного и психологического напряжения.
Вед. Все движения выполняйте очень медленно, плавно, не допуская болевых ощущений. Дышите ровно и спокойно. Постарайтесь сохранить каждую позу в течении 30 сек.
— Расправьте плечи. Встаньте на цыпочки, поднимите руки и потянитесь вверх всем телом.
— Выполняйте полуприсед, немного согнув ноги в коленях. Вытяните руки перед собой и потянитесь вперед, сохраняя спину абсолютно прямой.
— Из этого же положения отведите прямые руки назад. Шею и подбородок потяните вперёд.
— Наклонитесь вперёд, руки отведите в стороны, колени выпрямите. Потянитесь.
— Поставьте ноги вместе, наклонитесь вперед, обхватите руками колени и постарайтесь коснуться их носом.
— Выполните по два поворота головой вправо-влево (подбородок почти касается груди).
— Встаньте на колени, прямые руки вытяните над головой, живот втяните, спину держите прямо. В течение минуты выполняйте мягкие пружинящие полуприседания, не касаясь ягодицами пяток.
Вед: Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме.
Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга;
Указательный – улучшает работу желудка;
Средний – кишечник и позвоночник;
Безымянный – улучшает работу печени;
Мизинец – помогает работе сердца.
Массируются пальцы каждый отдельно, по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём — разминание и заканчиваем снова поглаживанием.
Педагоги выполняют пальчиковый массаж.
Чтобы быть здоровым, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом. Например, когда вы детям предлагаете разминку или физкультминутку, делайте её вместе с детьми. На прогулке не просто организовывайте подвижные игры, а играйте в них вместе с детьми.
Сейчас мы заменим нашу статическую позу в положении сидя на активный отдых.
— Конкурс « Ласточка» (Кто дольше простоит на одной ноге в позе ласточки.)
— Конкурс « Кто дольше прокрутит обруч».
— Конкурс «Пословица и поговорка» (Члены команд поочередно называют пословицы и поговорки о здоровье.)
Вед: Всем известно, что хорошее настроение связано со здоровьем. Смех продлевает жизнь. Когда мы смеёмся, наш организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия. Мыслите позитивно! Учитесь контролировать свои мысли и при появлении негативных, сразу же заменяйте их на позитивные.
ПРАКТИКУМ.
Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессе групповой работы предстоит превратить в АФФИРМАЦИИ.
Время для работы – 3 минуты.
1. На работе меня никто не ценит.
2. Мои коллеги меня раздражают.
3. Я боюсь, что у меня не получится…
4. Я не могу смотреть на себя в зеркало.
5. Я разочарован в жизни…
На работе меня любят.
Меня окружают только позитивные и веселые люди.
У меня всё получается просто великолепно.
Мне нравится, как я выгляжу.
Упражнение «Дружественная ладошка».
Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.
Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека.
Выполнение задания участниками.
— Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.
— Спасибо за внимание! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого.
Начинайте каждый день с чувством радости.
Поддерживайте это состояние в течение дня.
Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.
Питайтесь регулярно и разнообразно.
Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
Не переедайте на ночь.
Спите не менее 8-ми часов в сутки.
Занимайтесь физическими упражнениями.
Больше двигайтесь, старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
Источник