Проблемы дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями при обучении в СПО
Дата публикации: 22.01.2019 2019-01-22
Статья просмотрена: 2047 раз
Библиографическое описание:
Ануфриева, О. Н. Проблемы дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями при обучении в СПО / О. Н. Ануфриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55853/ (дата обращения: 08.06.2021).
С каждым годом происходит увеличение числа людей с инвалидностью. В России сложилось представление о том, что детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) необходимо обучаться в специализированных учреждениях, где будет разрабатываться индивидуальный подход к каждому, в соответствии с его возможностями.
В настоящее время в России идет становление новой современной системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. При этом происходят существенные процессы изменения в педагогической теории, подходах и тактике обучения детей с ОВЗ.
Конституцией РФ закреплено право каждого на получение образования без ограничения по состоянию здоровья [1]. Дальнейший механизм реализации конституционной нормы раскрывается в федеральных законах: от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обеспечил возможность детям с ОВЗ посещать массовые школы и профессиональные учреждения, быть среди своих сверстников, общаться и взаимодействовать с ними. Поэтому сейчас начинает доминировать социальная модель инвалидности, использование которой приводит к высокому уровню интеграции людей с инвалидностью в общество.
На сегодняшний день становится актуальным высказывание Ж. Ж. Руссо «Зачем приспосабливать ребенка к системе образования, не лучше ли приспособить эту систему к ребенку», именно это помогает определиться с идеей обучения детей с ОВЗ.В современном мире важно отойти от интеграции, которая предполагает адаптацию обучающегося к образовательной системе, а перейти к инклюзии –адаптации системы образования к потребностям ребенка с ограниченными возможностями. Система адаптируется к каждому ребенку с ОВЗ, с их дальнейшей абилитацией, реабилитацией и социализацией.
Актуальность развития инклюзивного образования в России многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ОВЗ. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу.
В Российской Федерации на законодательном уровне получение инвалидами полноценного профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности. Профессиональное образование направлено на получение необходимых профессиональных навыков будущей профессии. Специальность, полученная в учреждениях СПО, должна способствовать свободной конкуренции на рынке труда и дальнейшему трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ. Поэтому обеспечение реализации этого права людей с ОВЗ в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как одна из важнейших задач государственной социальной политики. В настоящее время разрабатываются новые подходы к организации и реализации профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ.
В соответствии с федеральным законодательством обучение инвалидов и лиц с ОВЗ трактуется как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [2]. Исходя из этого, под обучением следует понимать взаимодействие педагога и обучающегося, в процессе которого не только происходит развитие обучающегося и усвоение им определенных знаний, но и формирование жизненных компетенций необходимых в условиях современной действительности.
На сегодняшний день в системе СПО обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется с применением дистанционных технологий.
В основе дистанционного обучения лежит целенаправленная самостоятельная работа обучающегося, которая организуется и контролируется педагогом. Внедрение в систему среднего профессионального обучения дистанционных образовательных технологий позволяет приобретать студентам не только ИКТ компетентность: умение использовать информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, но и сформировать у них умение критически мыслить, принимать взвешенные, обоснованные решения, сформировать навыки профессионального общения.
Дистанционное обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется через специализированную платформу, где создаются онлайн-курсы преподавателей. Подобная система имеет ряд преимуществ, курс содержит разнообразные формы заданий, позволяющие осуществлять контроль знаний, виды самостоятельных работ. Курс можно снабдить необходимыми материалами и все они будут под рукой, что сокращает время поиска информации. Кроме того, курс обеспечивает интерактивное взаимодействие педагогов и студентов в удобное для обучающегося время в комфортной обстановке и индивидуальном темпе. Обучение осуществляется с учетом психолого-педагогических рекомендаций и индивидуальных особенностей обучающегося с использованием ИКТ.
Дистанционное обучение в СПО при получении будущей профессии предполагает наличие у студентов повышенного уровня мотивации, кроме того, стремление к самостоятельному повышению уровня компетентности. При этом студентами становятся выпускники 9–11 классов, т. е. личности уже вступившие в пору юношеского возраста, когда должен начаться процесс самоопределения и профессионального становления. В этом возрасте личность стремится выбрать профессию и попытаться определить свое место во взрослой жизни, понять свои потенциальные возможности.
Несмотря на все преимущества дистанционного обучения, получение профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ сталкивается с рядом проблем.
На сегодняшний день нормативно-правовая база деятельности профессиональных образовательных учреждений СПО, которые ведут обучение инвалидов и лиц с ОВЗ недостаточно разработана. Отсутствуют федеральные стандарты, регламентирующие требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях
В соответствии с рекомендациями техникумы, колледжи разрабатывают адаптированную профессиональную образовательную программу по специальности, которая содержит общие рекомендации для педагогов предметников. Кроме того, в системе СПО отсутствует упорядоченная структурная подсистема, которая бы создавала специальные условия для получения образования инвалидов и лиц с ОВЗ. Как показывает практика, данной деятельностью занимаются заместители директора, имеющие широкий спектр должностных полномочий, что не позволяет должным образом организовать процесс дистанционного обучения. Создание специализированных структурных подсистем должны быть прописаны в локальных нормативных актах учреждения, в которых также будут прописаны нормы по организации получения образования инвалидов и лиц с ОВЗ.
Также среди проблем дистанционного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ можно выделить недостаточную сформированность у педагогических работников готовности к обучению данной категории. Среди педагогов мало лиц, имеющих специальное образование, кроме того, низкий уровень навыков работы с ИКТ затрудняет формирование у преподавателей и мастеров производственного обучения реабилитационной направленности профессионально-педагогической деятельности [4].Реабилитационная направленность представляет собой сочетание определенных психолого-педагогических установок с междисциплинарными знаниями, умениями и опытом реализации задач выявления, профилактики и преодоления барьеров и затруднений, возникающих в процессе обучения данной социальной группы [3, с.45].
Кроме того, существует проблема, связанная с адаптацией образовательных программ и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ. Поэтому, с учетом ограничения физических возможностей инвалидов, при разработке программ необходимо учитывать невозможность в полной мере и обычными методами усвоение знания такими лицами. Необходимо создавать для таких обучающихся индивидуальные педагогические планы с учетом их особых образовательных потребностей, психофизических и психофизиологических особенностей организма.
Преподаватели предметники дистанционного обучения нередко сталкиваются с проблемами ненадлежащего обустройства специализированного кабинета или центра дистанционного обучения. При реализации государственной программы «Доступная среда» материально-техническое обеспечение многих учреждений СПО достаточно низкого уровня. Нет возможности создания подобного центра, где бы инвалид или лицо с ОВЗ занималось вместе с педагогами, в тоже время проходило бы реабилитационные мероприятия. Сегодня занятия дистанционного обучения в большинстве случаев проходят через интернет, а именно видео-чаты, видеотрансляции. Использование ИКТ наладило очное общение педагога и обучающегося, но при этом не решило задачу психолого-педагогического взаимодействия. Во многих случаях нужно личное, живое общение, чтобы задать мотивацию, уловить психологическое состояние, провести рефлексию. Например, во многих техникумах и колледжах преподавание физической культуры для инвалидов и лиц с ОВЗ проходит в основном в теоретическом аспекте. Студенты вынуждены писать множество рефератов, отвечать на тестовые задания, у них пропадает мотивация к данному предмету, когда в школе они занимались коррекционной физкультурой. Проблема связана не только с отсутствием специализированного центра, но и с загруженностью педагога, а нередко отсутствием навыков работы с данной категорией обучающихся. Необходимо проводить повышение квалификации, переподготовку педагогических работников, привлекая не только специалистов психолого-педагогического направления, но и специалистов ИКТ.
Вышеуказанные проблемы и некоторые пути их решения в организации профессионального обучения инвалидов и лиц в ОВЗ не являются исчерпывающими. Поэтому разработка новых подходов комплексного характера, содержащих реабилитационные мероприятия, становится важной задачей для СПО в рамках развития современного цифрового образования.
Источник
Дистанционного профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время в России и в мире интенсивно развиваются технические средства и информационные технологии, которые позволяют значительно расширить доступность профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации различных образовательных программ закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [8]. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Электронное обучение предполагает использование технических средств и телекоммуникационных сетей для обработки информации и взаимодействия участников образовательного процесса. Электронное обучение зарождалось как система поддержки дистанционного обучения, поэтому многие до сих пор отождествляют его с дистанционным обучением. К электронному обучению относятся и электронные учебники, и образовательные услуги, и технологии. В контексте данной статьи мы будем использовать термины «электронное обучение» и «дистанционное обучение» как синонимы.
Однако если в нашей стране относительно недавно произошло законодательное закрепление дистанционных образовательных технологий, то многолетний опыт организации дистанционного обучения различных категорий учащихся ряда стран Европы, Америки и Азии свидетельствует об успешности такой педагогической практики.
Сегодня технологическое развитие ведущих университетов мира достигло такого предела, когда дальнейшее развитие информационной базы качественно нового изменения не принесет. Электронное обучение больше не является инновацией, в нем нет неясных позиций. Образовательный контент в свободном доступе для студентов, обеспечение обратной связи преподавателей и студентов, обмен знаниями между ними, автоматизация административных задач — это все относится к технологиям [7]. Поэтому основной задачей электронного обучения становится индивидуализация обучения, в том числе с учетом психофизических особенностей и ограничений обучающихся.
Современная отечественная и зарубежная методология образования применительно к людям с ограниченными возможностями здоровья утверждает, что основными ограничениями для них являются коммуникация и доступ к информации. Очевидно, что дистанционное обучение студентов-инвалидов, имеющих различные физические нарушения, должно иметь свою специфику. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
При реализации электронного обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья можно выделить три составляющих, влияющих на доступность и качество образования:
- средства организации электронного обучения (системы управления контентом, системы управления обучением и т.п.);
- образовательный контент;
- педагогическое взаимодействие (формы, методы, педагогические технологии и т.п.).
При разработке образовательных сайтов необходимо ориентироваться на то, чтобы и интерфейс, и контент с самого начала отвечали потребностям наибольшего числа обучаемых, т.е. обладали универсальным дизайном. Универсальный дизайн представляет собой дизайн продуктов, сред, программ или услуг, который может использоваться всеми людьми как можно шире без необходимости адаптации или применения специального дизайна [2].
Дистанционные образовательные технологии направлены на взаимодействие обучающихся и преподавателей с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий, причем эти технологии для инвалидов служат также в качестве компенсаторного средства, позволяющего уменьшить влияние физических нарушений на процесс обучения.
Вся образовательная информация, представленная на сайте дистанционного обучения, должна соответствовать стандарту обеспечения доступности web-контента (Web Content Accessibility). При этом под web-доступностью понимается свойство интернет-ресурса, учитывающее все возможные проблемы, с которыми может столкнуться человек при его использовании. Речь идет о том, чтобы сделать веб-контент доступным для широкого круга пользователей с ограниченными возможностями здоровья, такими как нарушение зрения (слепых и слабовидящих), нарушение слуха (глухих и слабослышащих), нарушение опорно-двигательной системы, нарушение речи, нарушение ментальной сферы, а также различные комбинации множественных и сочетанных нарушений.
Выделим основные рекомендации для создания интернет-сайт для дистанционного обучения [9].
- Создавать текстовую версию любого нетекстового контента для его возможного преобразования в альтернативные формы, удобные для различных пользователей (увеличенный шрифт, шрифт Брайля, озвучивание, специальные знаки или упрощенный язык).
- Предоставлять альтернативную версию медиаконтентов (аудио- и видеофайлов), использовать титры в качестве дублирования аудиоконтента.
- Создавать контент, который можно представить в различных видах без потери данных или структуры.
- Упростить просмотр и прослушивание контента, отделив важные части от второстепенных. В частности, не следует использовать цвет в качестве единственного визуального средства передачи информации, обозначения действия, запроса на обратную связь или выделения визуального элемента.
- Если на веб-странице представлена автоматически проигрываемая аудиозапись продолжительностью более трех секунд, то пользователям должен быть предоставлен механизм для паузы или остановки этой аудиозаписи либо для управления громкостью звука, независимый от управления общей громкостью системы.
- Размер шрифта текста, за исключением титров и изображений текста, может быть изменен пользователем в пределах до 200% без использования ассистивных технологий и без потери контента или функциональности.
- Визуальное отображение текста и текст на изображениях должны иметь коэффициент контрастности не менее 7:1.
- Текст на изображениях должен использоваться только для оформления или в случаях, когда специфическое отображение текста имеет ключевое значение для передачи информации.
- Предусмотреть доступность управления с клавиатуры, т.е. должна быть возможность управления всей функциональностью контента с клавиатуры.
- Пользователям необходимо предоставить помощь и поддержку в навигации, поиске контента и в определении их текущего положения на сайте.
- Информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными, веб-страницы должны отображаться и функционировать предсказуемым образом.
Подбор и разработка учебных материалов должны производится с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения — аудиально (например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Основная роль, выполняемая информационными и телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении — обеспечение учебного диалога. Педагогическое взаимодействие при дистанционной форме обучения понимается как взаимодействие между преподавателем и обучающимся в ходе образовательного процесса, осуществляемое на расстоянии и опосредованное информационными и коммуникационными технологиями.
В этих условиях особое значение приобретают технологии педагогического сопровождения обучающихся, технологии взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Технология обучения в виртуальной образовательной среде базируется на использовании ресурсов Интернета, что открывает широкие перспективы применению новых психолого-педагогических методик.
Процесс обучения, какие бы технологии ни лежали в его основе, характеризуется в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии преподавателя и обучающихся, а также обучающихся между собой. Эффективность дистанционного обучения определяется и вовлечением каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в новые коммуникационные технологии. В обучении должны сочетаться как индивидуальные формы обучения, так и групповые [6].
Для осуществления эффективного взаимодействия между обучающимися в содержание дистанционного курса необходимо вводить интерактивные элементы, обеспечивать разделение обучающихся на виртуальные дискуссионные группы для осуществления коммуникативного общения с классом, группой и отдельными обучающимися в процессе образовательной деятельности. Регулярное взаимодействие обучающихся обеспечивает успешность обучения каждого участника образовательного процесса, мотивирует его к продолжению учебной деятельности и осуществляется в ходе дискуссий, совместной деятельности в малых группах, при выполнении творческих проектов [3].
При дистанционном обучении, основанном на контролируемой самостоятельной деятельности обучающихся, возрастает необходимость организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны преподавателя. Педагогическое сопровождение обучения студента-инвалида должно начинаться сразу после зачисления, что способствует поддержанию у него внутренней мотивации к учению, а также профилактике возникновения технических, коммуникативных и иного рода проблем, возникающих во время обучения. Немаловажную роль играет и психологическое сопровождение обучения.
В дистанционном обучении увеличивается число субъектов дидактического взаимодействия. К ним, в частности, относятся преподаватели, организаторы обучения, кураторы, координаторы, технические специалисты, учебные группы, отдельные учащиеся, другие пользователи коммуникационной сети, с которыми могут взаимодействовать учащиеся в процессе обучения. Поэтому, анализируя новые виды профессиональной деятельности преподавателя, правомерно выделять инвариантную, единую для всех категорий преподавателей, и вариативную, характерную для отдельных категорий, составляющие. В инвариантную входят виды деятельности, непосредственно связанные с педагогическими технологиями и сетевыми коммуникациями, используемыми в дистанционном обучении [5].
В условиях обучения с использованием дистанционных образовательных технологий на преподавателя возлагаются следующие функции [1]:
- постановка учебных задач;
- создание интенсивно-структурированного легко воспринимаемого интерактивно-удобного знания;
- общее управление процессом взаимодействия между обучающимся и усваиваемым им знанием;
- обсуждение проблем (ведение дискуссий);
- организация творческого процесса;
- мотивирование и стимулирование учебной деятельности;
- оказание помощи обучающимся;
- анализ хода занятий и подведение итогов.
Преподаватель, осуществляющий дистанционное обучение, должен обладать профессионально значимыми качествами, быть ориентированным на развитие личности обучающихся, их способностей, уметь решать образовательные задачи и обладать умением проектировать как свою деятельность, так и совместную деятельность с обучающимися, быть готовым к сотрудничеству и сотворчеству.
Также преподаватель должен знать о психофизических особенностях студента-инвалида и их влиянии на процессы восприятия и переработки информации; знать возможности и ограничения информационных и телекоммуникационных технологий в обеспечении студентов учебной информацией в доступной форме, осуществлять индивидуальный подход в предоставлении учебных материалов и формах контроля результатов обучения.
Для эффективного взаимодействия при дистанционной форме обучения необходимо создать определённые условия, в частности возможность активного участия всех участников образовательного процесса через вебинары, проекты, дискуссии, чаты; организовать совместные исследования в сетевом режиме [1].
При дистанционном обучении стимулируются значимые для социализации процессы саморазвития и самореализации, собственной активности инвалидов. Инвалид не только получает определенную сумму знаний, но и учится самостоятельно их приобретать, взаимодействуя при этом с другими участниками учебного процесса, тем самым происходит развитие социально значимых качеств личности и профессиональных компетенций. Этому способствует создание среды, обеспечивающей максимально высокий уровень конкурентоспособного образования за счет развития у обучающихся знаний и навыков, на которые предъявляет спрос современное информационное общество: сотрудничество; коммуникация; социальная ответственность; способность мыслить критически; оперативное и качественное решение проблем.
Сформулируем требования к организации образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий.
1. Использование средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий, т.е. условия универсального дизайна виртуальной образовательной среды.
2. Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
3. Обеспечение сочетания online- и offline-технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий, применение разнообразных форм, методов, технологий педагогического взаимодействия всех участников учебного процесса.
Рецензенты:
Репин Сергей Арсеньевич, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета психологии и педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (Минобрнауки РФ), г. Челябинск.
Чернецов Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (Минобрнауки РФ), г. Челябинск.
Источник