- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по духовно-нравственномунаправлению на тему: «Душевное здоровье»_9 класс рабочая программа (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Программа внеурочной деятельности «Мое здоровье» методическая разработка (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по духовно-нравственномунаправлению на тему: «Душевное здоровье»_9 класс
рабочая программа (9 класс)
Программа направлена на создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения.
Программа ориентирована на обучающихся 9 классов основной общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, диспут, викторина, аукцион, суд, виртуальная экскурсия, составление ребусов и кроссвордов, тезауруса, анализ поведенческих ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duh-nrav.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. СУЗДАЛЯ»
601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27
с заместителем директора по УВР
от ___ 20__ года _Гришина С.А.
от ___ 20__ года № ___
___________/ Каленов С.Л.
по _ внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на тему: «Душевное здоровье» _
(указать учебный предмет, курс, курс внеурочной деятельности)
Уровень образования (класс) ______9 класс____________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов __ 34 ч.____
Программа разработана на основе
(указать примерную рабочую программу из реестра примерных основных образовательных программ в общедоступной государственной информационной системе)
Разработчик (составитель) рабочей программы:_ Гордеева Марина Евгеньевна __
учитель математики 1 квалификационной категории
(Ф.И.О. учителя с указанием специализации)
Нравственное воспитание и развитие личности в воспитательно — образовательном процессе всегда стояло на первом месте и являлось важным компонентом в целостной системе образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностносмысловых ориентиров бытия людей в обществе. Исходя из этого, следует обозначить важные положения, которые следует учесть:
1. Необходимость в подготовке высоконравственного поколения для общества.
2. Способствовать формированию личности подростка, способного оказывать противодействие негативному влиянию из внешней среды.
3. Дать необходимую базу духовно-нравственных знаний для формирования норм поведения и определённых действий в обществе.
4 Таким образом, реализация программы духовно-нравственного направления актуальна и важна в рамках современного общества с учётом ряда существующих в нём проблем, таких как деидеологизация и антидуховность.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: ∙ патриотические чувства гражданина России; ∙ гражданская идентификация; ∙ общечеловеческие ценности; ∙ социальная солидарность; ∙ нравственное самосовершенствование.
Программа направлена на создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения.
Программа ориентирована на обучающихся 9 классов основной общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, диспут, викторина, аукцион, суд, виртуальная экскурсия, составление ребусов и кроссвордов, тезауруса, анализ поведенческих ситуаций.
Цели и задачи курса внеурочной деятельности
Цель: Воспитание целеустремлённого, настойчивого, творческого и бережливого гражданина.
Задачи: 1. Формировать у учащихся уважение и любовь к труду, учению, уважительное отношение к человеку-творцу. 2. Развивать мышление, воображение, эстетическое восприятие. 3. Дать первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
Формы и методы занятий.
Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, диспут, викторина, аукцион, суд, виртуальная экскурсия, составление ребусов и кроссвордов, тезауруса, анализ поведенческих ситуаций.
Воспитательный процесс строится таким образом, что в нём предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности с учётом возраста школьников. Происходит постоянное общение учителя, ученика и одноклассников, что способствует формированию нравственного поведения ребёнка, обогащается его жизненный опыт.
Методы, используемые при проведении занятий: ∙ словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа со справочной литературой); ∙ наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений, таблиц, фильмов); ∙ практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда и экспериментов, упражнений); ∙ метод изложения материала, а также проверка знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения); ∙ метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой); ∙ репродуктивный (объяснительно-иллюстративный); ∙ эвристический; ∙ проблемный.
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии:
1. Изменения в модели поведения школьника: ∙ проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге и монологическом высказывании; ∙ соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление взаимопомощи; ∙ использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности; ∙ осознанное понимание необходимости следовать общечеловеческим ценностям; ∙ объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
2. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности: ∙ способность объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей; ∙ сформированность самоконтроля и самооценки: действие контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; ∙ способность видеть свои недостатки и желание их исправить; ∙ снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодёжи; ∙ сохранение патриотического и культурного наследия.
Личностные результаты предусматривают умения: ∙ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; ∙ способность к самооценке; ∙ основы гражданской идентичности личности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; ∙ формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения; ∙ согласовывать цели совместных дел в команде со своими собственными интересами; ∙ рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку; ∙ высказывать личную точку зрения.
Метапредметными результатами являются умения: ∙ собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете, делать выписки с библиографическими ссылками; ∙ представлять информацию в виде тезисов, выступать тезисно; ∙ рефлексировать опыт проблемно-ценностного обсуждения актуальных вопросов нравственности; ∙ применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылки на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл); ∙ применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия ∙ определять и формулировать цель деятельности; ∙ в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи; ∙ адекватно воспринимать оценку учителя;
Средства формирования регулятивных УДД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные универсальные учебные действия ∙ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; ∙ строить речевое высказывание в устной форме; ∙ выделять существенную информацию из текстов разных видов (основы смыслового чтения художественных текстов); ∙ строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Средства формирования познавательных УДД: осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится: ∙ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ∙ задавать вопросы; ∙ формулировать собственное мнение и позицию; ∙ выполнять различные роли в группе (лидера например). ∙ умению координировать свои усилия с усилиями других.
Средства формирования коммуникативных УДД: учет разных мнений и интересов, обоснование собственной позиции; продуктивное разрешение конфликтов на основе учета интересов и позиций всех его участников;
Предметными результатами являются представления: ∙ об этической картине мира, роли нравственности в истории и культуре нашей страны с позиции нравственных общечеловеческих установок; ∙ о нормах поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения; ∙ о моральной стороне общества с пониманием роли человека в нём как личности; ∙ о правах и обязанностях гражданина России.
Раздел I. Вводное занятие (1 час) Беседа на тему «Что такое душевное здоровье?», показывающая необходимость и актуальность изучения курса.
Раздел II. Многоликость человеческой души (7 часов) Этическая беседа «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей». Дискуссия «Есть ли у юных идеалы?». Лекция «Проще простого о вежливости». Диспут «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Раздел III. Вред и польза привычек человека (10 часов) Час общения «Моральные привычки». Дискуссии на темы «Моральная оценка личности», «Нравственная культура человека». Этическая беседа и диспут «Воспитание привычек нравственного поведения».
Раздел IV. Нравственная сторона труда и творчества (9 часов) Этическая беседа «Нравственное воспитание в труде». Диспут «Самоопределение в труде и творчестве». Круглый стол «Личностный рост».
Раздел V. Эстетика – родник души (6 часов) Беседа и дискуссия с элементами обсуждения «Родники души», «Творцы душевного мастерства». Час общения «Песня сердца и души».
Итоговое занятие (1 час) Практические занятия. «Неоконченное предложение».
Источник
Программа внеурочной деятельности «Мое здоровье»
методическая разработка (9 класс) по теме
Программа рассчитана на 3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_zdorove.rar | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 39
решение педсовета протокол № 1
от _________2009 года
____________ Захарова Н.В.
Подпись, печать ОУ
Тип программы: ориентированная на достижение результатов определённого уровня
Сроки реализации (класс) _________ 9 — 11 ____________________________
Автор программы: Кошелько Е.А., учитель географии МБОУ СОШ № 39
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее время приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов, Федеральных Требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся.
В современном обществе возникла объективная необходимость целенаправленного формирования у молодых людей образа жизни, подчиненного принципам заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих: воспитание убежденности в потребности здоровья, через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности, отказа от вредных привычек и профилактике различных асоциальных поступков, формирования у личности современных компетенций – ответственности за свое здоровье и здоровье других людей.
Важно так же помочь сегодняшнему школьнику понять, для чего ему нужно здоровье и как он может сохранить и приумножить его, что поможет учащемуся сориентироваться в выборе дальнейшего образования, т.е. сформировать минимум базовых знаний валеологического характера, необходимых каждому современному человеку нашей эпохи.
Цель программы : Основной целью программы «Моё здоровье» в классе является комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся, снятию учебных перегрузок у учащихся, формирование сознательного отношения к собственному здоровью, мотивированного поведенческого стимула для поддержания правильного, здорового образа жизни.
При составлении программы были учтены следующие факторы:
- Окружающая среда и её возможное негативное влияние на здоровье ребенка;
- Факторы школьной среды, такие как: насыщенная школьная программа (особенно у старшеклассников) , стрессовые ситуации, сказывающиеся на здоровье учащихся;
- Усиливающаяся в обществе агрессия, связанная с употреблением алкоголя, токсических и наркотических веществ;
- Недостаточность знаний основ гигиены, правильного питания, знаний о вреде и последствиях алкоголизма, табакокурения, наркомании.
Задачи, решаемые в ходе реализации программы «Моё здоровье»:
- Повышение у школьников самооценки, самоуважения и уверенности в «управлении» своей жизнью;
- Коррекция здоровья учащихся;
- Своевременная диагностика заболеваний (совместно с медперсоналом школы);
- Формирование «здоровьесберегающих» знаний у учащихся и их родителей;
- Формирование установки на здоровый, культурный образ жизни в ученической среде, привлечение школьников к активной общественной жизни.
Объекты программы: учащиеся 9 – 11 Б класса; родители.
Срок реализации программы – 3 года (2009 -2012 гг).
- Сформированный сознательно поддерживаемый здоровый образ жизни у учащихся 11 класса;
- Отсутствие вредных привычек у учащихся, отсутствие нарушителей устава школы;
- Стабильно благоприятный психологический климат в ученическом коллективе;
- Снижение уровня заболеваемости, особенно ОРВИ и ОРЗ;
- Создание системы профилактики вредных привычек;
- Результативное взаимодействие со специалистами – школьным психологом, медицинскими работниками и т.д., участвующими в сохранении здоровья детей, подростков.
- Получение на выходе из старшей школы обучающегося, отвечающего всем критериям модели выпускника – т.е. обучающегося, обладающего универсальными компетенциями; высокой мотивацией к учебной деятельности; владеющего знаниями и нормами о этапах социальной жизни; умеющий рефлексировать свою деятельность; с закрепленной потребностью быть здоровым.
Основные направления реализации программы:
Цель: мониторинг состояния физического здоровья, наблюдение за динамикой показателей здоровья.
— Изучение документов, личных дел, беседы с родителями, работа с детьми.
— Использование тест — анкетных методов диагностики;
— Диагностика отношения учащихся к здоровому образу жизни;
— Индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщение к творческим делам класса, школы, определение учащихся в кружки, секции по интересам.
— Составление социального паспорта класса.
— Участие учащихся класса в профилактических осмотрах состояния здоровья;
— Участие учащихся класса в акции «Антинарко», в анонимном тестировании на употребление наркотиков.
2. Направление « Знание – сила »:
Цель: Проведение организационно-педагогических мероприятий, направленных на наиболее полное включение обучающихся в проблематику собственного здоровья. Обучение здоровью участников учебно-воспитательного процесса
— Что такое ЗОЖ и его необходимость;
— Возрастные физиологические особенности учащихся;
— Правила гигиены подростков;
— Причины простых заболеваний, понятие о «заразных» болезнях, меры предупреждения.
Разработка цикла классных часов и бесед (см. план воспитательной работы) по темам:
«Что значит быть белой вороной»
«Парад вредных привычек»
«Вредные привычки, уносящие здоровье»
«Человек — великое чудо природы»
«Деньги — добро или зло»
«Горькие плоды сладкой жизни»
«Быть счастливым – значит быть здоровым»
« Понятие об аллергических заболеваниях»
« СПИД можно избежать»
«Гигиена умственного труда»
«Экзамены без стресса»
— Разработка рекомендаций по преодолению школьных стрессов;
— Контроль по выполнению программ ОБЖ, физкультуры;
— проведение и участие в мероприятиях по ЗОЖ, ГО и безопасности в различных жизненных ситуациях;
— Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта – участие в спортивно-оздоровительных днях в школе;
— Проведение уроков здоровья, психологических тренингов;
— Занятия в спортивных секциях;
— изучение спецкурсов и факультативов, связанных со здоровьесберегающими технологиями (9 класс).
Цель: повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитания образа жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении;
— Организация педагогической помощи детям и их родителям;
— Подготовка памятки о режиме дня и рекомендации для родителей по организации учебной работы ребёнка;
— Разработка рекомендаций по использованию естественных средств оздоровления и физкультуры в условиях семьи;
— Проведение санитарно-просветительской работы среди родителей на классных и общешкольных родительских собраниях:
- Режим труда и учёбы;
- Физическое воспитание детей в семье;
- На контроле здоровье детей;
- Физическое развитие школьника и пути совершенствования;
- «Возрастные психофизиологические особенности учащихся».
- участие родителей в поездках, походах, Днях здоровья;
— Анализ результатов медосмотров и доведение полученных данных до сведения родителей и учителей.
Цель: Улучшение санитарных условий классного кабинета.
— ежегодный ремонт кабинета;
— контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью классного помещения (ежедневно);
— проведение физкультминуток (на уроках) и подвижных перемен;
— генеральная уборка класса (еженедельно).
5. Направление «Питание»
Цель: Организация питания
— Охват всех обучающихся горячим питанием
— Формирование представлений о полноценной еде, негативного отношения к «фастфуду».
Источник