Тропа здоровья в детском саду
Наталия Ненашева
Тропа здоровья в детском саду
Тропа здоровья в детском саду
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 муниципального образования Усть — Лабинский район
Тропа здоровья
Ненашева Наталия Васильевна инструктор по физкультуре
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.
По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков за последние десятилетия состояние здоровьядошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%).
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Приоритетными направлениями в деятельности МБОУ №35 являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, развивающее обучение и воспитание.
В ОУ создана необходимая материально — техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, спортивные уголки в группах, спортивная площадка, групповые площадки.
Деятельность ОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно — правовых документов федерального, регионального,муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами. Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании,в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровлениявыступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2016–2017г. в МДОУ№35 была организована «Тропа здоровья«.
«Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.
Целью организации «Тропы здоровья»является: организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.
Основными задачами организации «Тропы здоровья«являются:
• улучшить координацию движений;
• улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;
• повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;
• улучшить эмоционально-психическое состояния детей;
• приобщить детей к здоровому образу жизни.
Администрацией МБДОУ были разработаны следующие документы: приказ об организации функционирования «Тропы здоровья» в летний период (приложение 1, инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья» (приложение 2).
Организация «Тропы здоровья«.
Теплое время года прекрасная пора для укрепления здоровья и развития движений. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Для того чтобы это время провести с пользой для здоровья, мною была создана на участке детского сада «Тропа здоровья». Создание «Тропы здоровья» позволило проводить с детьми оздоровительную работу, а также через игровую деятельность дать возможность детям, укрепить свое здоровье.
«Тропа здоровья» начинает функционировать во второй половине июня, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура земли — не ниже 20С-22 С, и заканчивает свою работу во второй половине сентября. Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе.
«Тропа здоровья» длиной 28м и шириной от 1,5м делится на участки от 1м до 1,5м,которые имеют разное покрытие: большая часть поверхности «Тропы здоровья»представляет собой: травяной покров; песчаную поверхность; короба с галькой, бутовым камнем, еловыми шишками; вкопанными деревянными пеньками
«Тропа здоровья» расположена в юго-западной части территории МДОУ, по периметру ограждения. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, одновременно хорошо освещается солнцем. На территории «Тропы здоровья» дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической работы, приемы закаливания.
Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные:
• ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;
• хождение босиком по траве;
• принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением общеразвивающих упражнений;
• принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;
• выполнение упражнений на осанку;
СХЕМА «ТРОПЫ ЗДОРОВЬЯ»
На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.
На «Тропе здоровья«используется различное оборудование: балансир для равновесия, скамейки, дуги для подлезания, рукоход, турники для разного возраста, лестница для лазанья, мишени для метания, подвесная лестница — это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей; игровое (пеньки, мостик, брёвна) – всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы. Кроме того, на тропе установлены сказочные герои (заяц, медведь, ёжик, конь) и атрибуты (грибы, цветы). Всё это позволяет проводить занятия с детьми в интересной и игровой форме.
Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течение дня.На ней дети выполняют следующие упражнения:
•упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; «Утиная ходьба» (ходьба в полуприсяде); «Журавль на болоте» (ходьба с высоким подниманием бедра); «Конькобежец» (ходьба со скользящим движением ног);
• упражнения с оборудованием, предметами,различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки); захват предметов стопами ног.
Планируется «Тропу здоровья» использовать и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в «Зоне отдыха»,размещаются полезные материалы для взрослых: «Если у ребенка плоскостопие», «Какие упражнения нужны Вашему ребенку», «Мама и папа, поиграйте со мной». Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на «Тропе здоровья«,выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:
— посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;
— вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;
— сделать несколько дыхательных упражнений;
— походить босиком по песку, траве;
— покатать шишки ступнями ног;
— полюбоваться красотой цветущих растений;
— просмотреть памятки и листовки.
Убеждаю воспитанников в том, что природные факторы помогают сохранять и укреплять здоровье на всю жизнь. Не просто учу детей правильно дышать, выполнять оздоровительные упражнения, а воспитываю у каждого из них потребность в движении, приобщая к здоровому образу жизни.
Обеспечение медицинского сопровождения функционирования
“Тропы здоровья”
Организация здоровьесберегающего режима на “ Тропе здоровья” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада. Старшая медицинская сестра систематически осуществляет контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на «Тропе здоровья» в летне-оздоровительный период, ежедневно проверяет санитарное состояние “Тропы здоровья”, делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния “Тропы здоровья”. Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на “ Тропе здоровья” в соответствии с концепцией её построения и функционирования.
Система оздоровительной работы и её результативность
На наш взгляд в нашем ОУ сложилась эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий на “ Тропе здоровья” в летний период,включающая в себя следующие факторы:
• эколого-гигиенические и закаливающие факторы
• средства физического и музыкального воспитания
Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:
• снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
• положительной динамики росто-весовых показателей;
• формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
• желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
• улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.
• Оздоровительная деятельность на “ Тропе здоровья”продолжается и в холодный период года: ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры.
День здоровья в детском саду Программное содержание: Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее. Укреплять физическое.
Неделя здоровья в детском саду «Неделя здоровья» в детском саду» Физическое воспитание для ребенка крайне важно, ведь именно в детстве закладывается база для полноценного.
День здоровья в детском саду (фотоотчёт) 18 ноября в МОУ «Мордвесский центр образования имени В. Ф. Романова» структурное подразделение детский сад прошёл праздник посвящённый Дню.
День здоровья в детском саду «Физическое воспитание — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость». Здоровье великая ценность каждого человека. Вырастить.
Фото — отчёт «Тропа здоровья!» Прогулка является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в детском саду. Целью прогулки является укрепление здоровья, профилактика.
Фотоотчет «Экскурсия в лес» и «Экологическая тропа в нашем детском саду» Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта и всегда актуальная тема. Экскурсии — один из основных.
Неделя семьи и здоровья в детском саду Неделя здоровья в детском саду – одна из форм активного отдыха детей, когда отменяются все занятия, режим дня наполняется разными играми,.
Тропа здоровья на участке Воспитание здорового поколения – одна из приоритетных задач государства и общества, родителей, педагогов, медицинских работников. В последние.
Тропа здоровья в нашем саду. Как использовать в работе с детьми Мы идём в поход по нашей тропе здоровья. Проходим через ручей по камням, по лесу по шишкам, перебираемся через горы и овраги. Проходим по.
Источник
Тропа здоровья в ДОУ «Лето ходит по дорожкам»
Татьяна Долгер
Тропа здоровья в ДОУ «Лето ходит по дорожкам»
Тропа здоровья в ДОУ. «Лето ходит по дорожкам»
Пояснительная записка.
Именно в дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления, здоровья. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка
Проблема: Анализ состояния здоровья наших воспитанников в младшей группе показал, что дети часто не посещают детский сад по причине болезни.
Отсюда возникает проблема, как помочь детям укрепить здоровье?
А чтобы наши дети были здоровы, был разработан целый комплекс эффективных лечебно-профилактических мер.
Поэтому мы уделяем особое внимание здоровьесберегающим технологиям и в летний оздоровительный период,в которые вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медсестра, родители и сами дети. Основными средствами оздоровлениявыступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Используемые в комплексе здоровье сберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов и была организована «Тропа здоровья«.
целями организации «Тропы здоровья«являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Повышение сопротивляемости к инфекционным и вирусным заболеваниям.
4. Улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
5. Профилактика плоскостопия
6. Конструктивное партнёрство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Организация «Тропы здоровья«.
Тропа здоровья» расположена на территории МБДОУ и состоит из различных станций
. «Солнышко»,» веселая полянка», «Лесной ручеек»,»Царство песка»
На «Тропе здоровья«используется различное оборудование: спортивное (бревно, скамейка, наклонная, ребристая доска, тоннель для лазания, дуги для подлезания. Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, – дорожка здоровья, массажный коврик.
Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течение дня.На ней дети выполняют следующие упражнения:
упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; «Утиная ходьба» (ходьба в полуприсяде); «Журавль на болоте» (ходьба с высоким подниманием бедра); «Конькобежец» (ходьба со скользящим движением ног);
упражнения с оборудованием, предметами,различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (пеньки); захват предметов стопами ног. – всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы Занятия на «Тропе здоровья»проходят:
2 раза в неделю,
с подгруппой детей 6-8 человек,
продолжительность: в младшей группе – 15 минут,
При организации работы на тропе здоровья планируются дыхательные упражнения,которые способствуют:
повышению общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо- и кровообращения в легких, улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения (приложение 2).
На территории «Тропы здоровья» дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической работы, приемы закаливания.
Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные:
Босохождение по разным рельефным поверхностям. (Дорожкам здоровья» и хождение босиком по траве; полезно не только как профилактика плоскостопия и элемент закаливания к холоду. Ходьба босиком по горячему песку, холодной гальке, тонизирует, а по теплому песку, траве — успокаивает.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнение общеразвивающих упражнений;
Принятие водных процедур:игры с водой и заводными плавающими игрушками.
Выполнение закаливающего, игрового массажа.
Использование су-джок терапии.
Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.
Бодрящая гимнастика после сна, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки.
Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.
Обеспечение медицинского сопровождения функционирования “Тропы здоровья”
Организация здоровьесберегающего режима на “ Тропе здоровья” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинской сестры детского сада. Медработник систематически осуществляет контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на «Тропе здоровья» в летне-оздоровительный период, ежедневно проверяет санитарное состояние “Тропы здоровья.
Работа с родителями:
Планируется «Тропу здоровья» использовать и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде,размещаются полезные материалы для взрослых: «Если у ребенка плоскостопие», «Какие упражнения нужны Вашему ребенку», «Дыхательная гимнастика Стрельниковой»
Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на «Тропе здоровья«, здесь родителям будет предложено
Познакомиться с дыхательных упражнениями по системе Стрельниковой;
— походить босиком по песку, траве;
— покатать шишки ступнями ног;
— полюбоваться красотой цветущих растений;
— просмотреть памятки и листовки.
Систематическое использование в работе с детьми различных упражнений на «Тропе здоровья» содействуют воспитанию у детей возможности разностороннего применения, приобретаемых ими навыков движений, совершенствованию навыков обращения с предметами, развитию наблюдательности, пространственных ориентировок и в целом способствуют развитию подвижности.
Ежедневные занятия детей на «Тропе здоровья«позволили добиться следующих результатов:
снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период; простудные заболевания снизились до 9%, по посещаемость в группе стала лучше.
положительной динамики росто-весовых показателей, дети прибавили в весе
формирования правильной осанки
желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.
И если занятия проходят в дружеской, доброжелательной атмосфере, то эффективность развивающей работы повышается.
1. Картотека утренней гимнастики.
2. Картотека. дыхательной гимнастики.
3. Картотека упражнений с мячиками Сю-Джок.
4. Картотека малоподвижных игр.
5. Картотека подвижных игр.
6. Нетрадиционное физкультурное оборудование и его использование.
7. Картотека игрового самомассажа.
8. Конспект занятия на «Тропе здоровья» в младшей группе.
9. Схема «Тропы здоровья«
«Ходит осень по дорожкам». Сценарий праздника для детей младшей разновозрастной группы с небольшими видеофрагментами Цель. Создать радостное настроение. Задачи. -Закрепить представления об осени -Формировать умение выразительно читать стихи, петь песни,.
Конспект занятия «Тропа здоровья» «Тропа здоровья» «Здоровье – это состояние полного физического, пси-хического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней.
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Путешествие по дорожкам здоровья» в младшей группе Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное.
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Конспект занятия по познавательно — речевому развитию во второй младшей группе для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Фёдорова Инесса.
«Путешествие по дорожкам здоровья». Конспект занятия по программе О. С Гладышевой «Разговор о здоровье: начало» Цель: формировать начальные представления детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни Задачи: 1. создать условия.
Занятие в младшей группе «Осень ходит по дорожкам» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 Занятие в младшей группе «Осень ходит по дорожкам».
Информационно-ориентировочный проект для детей 4–5 лет «Тропа здоровья» Проект «Тропа здоровья» Вид проекта: информационно-практическо-ориентированный Тип проекта: детско-взрослый Продолжительность проекта: краткосрочный.
Экологическая тропа в ДОУ «Услышать, увидеть, понять и сберечь» — эта фраза может стать девизом экологического воспитания дошкольника. Влияние окружающего мира.
Экологическая тропа в ДОУ Экологическая тропа в ДОУ Формирование у детей ответственного отношения к природе, чувства сопричастности ко всему живому – сложный и длительный.
Экологическая тропа «Здравствуй, лето!» Экологическая тропа «Здравствуй, лето!» «Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой.
Источник