Современные угрозы институту семьи
Современная западноевропейская модель цивилизации, с её искажением, а затем и отрицанием христианских ценностей, развиваясь и утверждаясь на постулатах прогресса, индивидуализма и либерализма, получила своё законченное выражение в идеологии постмодернизма.
Постмодернизм – явления в культуре и общественной жизни современных европейских и англосаксонских стран. Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с эпохой депрессии, экзистенциального вакуума, эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну здесь противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем её ироничного цитирования. Постмодернизм явился результатом отрицания: а) духовного достоинства человека; б) высокой осмысленности его существования; в) нравственных норм и ценностей.
Аксиологический (эмоционально-оценочный) плюс культурно-нравственных ценностей поменялся на минус. Негативные личностные качества человека: агрессивность, жестокая расчетливость, соблазнительная похотливость, мошенничество, преступная дерзость, – культивируются как достойные уважения, как способные приносить успех в жизни. Напыщенная суетность, имитация жизненных процессов, гедонизм и потребительство стали стилем современного постмодернизма. Опасность заключается в том, что молодые люди, стремясь подражать такому образу голливудских героев и героин, чаще всего либо погибают физически, либо заболевают душевно, либо попадают в тюрьму. Пропаганда порока как социальной нормы, ориентация на асоциальный и антисоциальный образ жизни как наилучшего в жизненных устремлениях молодёжи – всё это делает создание и сохранение благополучных семей очень затруднительным или даже невозможным.
Классификация социально-психологических факторов, угрожающих институту семьи.
Апостасия – отход от Божественных Законов бытия. Человек, отвергающий христианские Заповеди жизни, имеет точкой отсчета лишь свой взгляд на жизнь. Собственные прихоти возводятся в ранг знакового культа, глупые капризы становятся способом самовыражения, а безумие похотливых влечений защищается как право на личностную свободу и независимость. С таким человеком невозможно выстроить долговременных отношений, так как он непредсказуем даже сам для себя. Если соединяются двое молодых людей с такими натурными взглядами на жизнь, то договор, совет, доверие в такой паре невозможны. Отсутствие единства жизненных правил и обязательств изначально разрушает структурный фундамент отношений.
Оккультизм – верования в астрологию, магию, другие демонические учения. Растеряв благодать христианской веры и чувствуя свою беспомощность, человек в трудные минуты жизни начинает обращаться к тем, кто рекламирует себя вершителями судеб людей: экстрасенсам, колдунам, прорицателям. Возникает большой соблазн выстраивать свои отношения с избранником или избранницей (мужем/женой, соперниками/соперницами) при помощи заклинаний, приворотов, отворотов. Порой психический эффект в таких случаях (по разным причинам) может быть достигнут, но отношения будут изуродованы: они лишатся свободы, любви, чистоты, радости и искренности. Самые страшные последствия понесут дети, чаще всего через психические заболевания.
Гламур – роскошный стиль жизни, внешний блеск, натуралистический эротизм. Либерально-гедонистическая философия потребления создала для современной молодежи некий образец, туманный горизонт заветной мечты о счастье. Гламурное коммуникативно-информационное пространство СМИ навязывает такую систему ценностных координат, где жизненный успех выражается исключительно в товарно-денежном эквиваленте. Значимость, ценность, достоинство человека определяется наличием у него денежного состояния, дорогой одежды, шикарных авто, других предметов не первой необходимости. Тот или иной предмет аксессуара возводится в пафосный культ и служит паролем «свой-чужой» в гламурной тусовке. Человек измеряется вещами и сам становится вещью. (Мужчина покупает благосклонность «объекта» своего внимания; женщина продаёт свою сексуальность «богатенькому буратино»). Развлечения, азартность, безумные траты объявляются особым образом жизни, признаком элитарности, уделом избранных. Гламур – это обман, иллюзии, соблазн, манящий неискушенных людей тем, что на самом деле не имеет и не может дать счастье. За вычурной эстетизацией внешних форм скрывается пошлость низменных влечений; под циничной риторикой – унижающие человеческое достоинство корысть и предательство. Эпатаж, эйфория пустых обещаний, демонстративное оправдание социального безделья и нравственной безответственности, наркотический кайф, запрет на серьёзный разговор о серьёзном, обман и игривость «всех со всеми», – всё это препятствует возникновению между мужчиной и женщиной глубоких личностных отношений, возможности построения семьи, осознанному рождению и воспитанию детей.
Кумирство – это ментальная подмена, искажённая форма идентификаций в современной субкультуры, паразитирующая на потребности подростков жертвенного служения высоким идеалам и ценностям. Указывая на звёзд шоу-бизнеса как на идеал для подражания, либеральная идеология формирует установку на чрезмерное восхищение их личностными особенностями: внешностью, модной «крутизне» в одежде, финансовой состоятельности, даже пороками. Карьера в шоу-бизнесе очень часть сопровождается полным попранием всех моральных норм и ценностей. Подражания своим кумирам в поведении, молодые люди будут: с лёгкостью преодолевать в себе психосохранный механизм стыда, забывать о своей совести, не брать никаких нравственных обязательств в отношениях с близкими людьми. Формируется навык безответственного поведения. А семья можно существовать только при взаимной ответственности супругов друг перед другом, детьми и своими родителями. Так возникает противоречие между жаждой «полной» свободы и семейным долгом.
Алкоголизация, наркотизация, сексуализация подростков и юношества. Пропаганда в молодёжной среде опьянено-развратного образа жизни привела к тому, что две трети подростков уже в возрасте от 13 до 16 лет регулярно выпивают, рано начинают сексуальную жизнь, пробуют те или иные наркотики. Подростковые девиации провоцируют интерес к маргинальности, приводят к тому, что на пороге ранней взрослости, того периода, когда возможно и необходимо создавать семьи, более 83 % молодых людей склонны к алкоголизму, 20 % супружеских пар бесплодна, у 21 % мужчин от 20 до 30 лет – импотенция.
Агрессивность – умышленное причинение вреда другому. Закрепление в общественном сознании дарвинистского понимания человеческой природы, а также обоснование и «узаконивание» в психоанализе животных проявлений человека, «вынужденного выживать среди себе подобных», привело к тому, что современные люди стали не способны к эмоциональной саморегуляции: разум перестал управлять чувствами, а воля лишилась власти над аффективными вспышками. Высвобождение агрессивности произошло как в мужском стиле поведения, так и в женском. Мужчины стали позволять себе избивать близких, а женщины – оскорблять. Жизнь в семье с агрессивными людьми превращается в непрекращающиеся ссоры, скандалы, доходящие до трагедий.
Гендерные революции – отрицание прирообусловленных норм полоролевого поведения. Извращения сексуальных влечений, существующие с давних времен, всегда понимались как маргинальные явления, тесно связанные с развратом и психическими заболеваниями. Но никогда болезнь или порок не заявляли о себе с такой воинствующей агрессивностью, как это случилось в конце XX века. Выразилось это (прежде всего на Западе) в небывалой пропаганде гомосексуализма, что дало резкий рост численности и активности сексуальных меньшинств. Репрессивная толерантность, навязывающая общественному сознанию необходимость признать право пропаганды «свободной сексуальной ориентации», провоцирует сначала на сексуальное экспериментирование в подростковой среде, а затем приводит к полному вовлечение части их в маргинальную среду «секс-индустрии». Антитакты, проповедовавшие вседозволенность, пытаются насадить небрежное отношение к непорочности и легкомыслие к телесным грехам. Молодые люди, выросшие на идеях гендерной революции с большим трудом способны к целомудренному браку и благочестивой семейной жизни.
Главными рупорами идей постмодернизма в нашей стране являются специфические TV-передачи и либеральные СМИ. «Творческие деятели» постмодерна на основе того, что уже создано в литературе и искусстве: размышляя, – извращают; синтезируя, – унижают; конструируя, – разрушают; слушая, – иронизируют, рассказывая, – кощунствуют. Во всем присутствует дегуманизация и демонизация. Вечные человеческие ценности: семья, дружба, порядочность объявлены идефиксами, которые препятствуют творческой реализации. Удовлетворение низменных инстинктов названо свободой (либоре), современным способом самовыражения.
Социально-психологические условия построения и существования семьи в обществе | Интерпретации социально-психологических условий сохранения семьи в духе постмодернизма |
Сохранение традиционных христианских ценностей | Тоталитаризм, |
Ответственность, чувство долга | Глупость |
Верность | Ограничение удовольствий |
Взаимные обязательства | Ограничение свободы |
Иерархия, порядок | Параноидальность |
Рождение детей | Опасность потери сексуальности (для женщины); ненужная обуза (для мужчины) |
Труд по жизнеобеспечению | Удел ничтожных людей |
Семья | Анахронизм |
Идеалом постмодернизма является хаос (хаосмос) первоначальное состояние неупорядоченности, состояние «нескованных возможностей». Легкомысленность, безответственность и карнавализация сознания стали характерным содержанием жизни молодых поколений.
Во всем этом ярко выступает одна черта, никогда прежде не заявлявшая о себе с такой силой: неудержимая тяга современного человека ко всякому необычному, экстремальному опыту. Она же видна и в другом характерном явлении современности – в постоянном росте популярности и разнообразия практик трансгрессии, в которых человек преступает тот или иной запрет, норму, закон. Сюда входят самые различные вещи – открытые нарушения норм морали, акты религиозной профанации и кощунства, садомазохистские извращения, насилия и кражи, делаемые ради острых ощущений, – вплоть до актов суицида и терроризма. Создание семьи при этом становится фактически невозможным.
Общественные явления, разрушающие семью | Интерпретации их в стиле постмодерна |
Уход от реальных забот | Освобождение от унизительного быта |
Фэнтази, мистификация | Истинное мировосприятие |
Оккультизм | Знания посвященных |
Влечение к азартным играм, экстремальным занятиям | Состояние «нескованных возможностей» |
Сексуальная распущенность | Культ, право на субъективный опыт |
Леность | Шарм |
Безделье | Творческая депрессия |
Аборты | Завоевание феминизма |
Драки, ссоры, оскорбления | Искренность выражения чувств |
Человечество оказалось перед лицом неконтролируемости собственных деструктивных инстинктов. Отсутствие мировоззренческих ориентиров, значимых авторитетов, осознанных нравственных целей и духовных перспектив, привело общество к угрозе разрушения института семьи. На месте провозглашённой 200 лет тому назад «бесконечной лестницы прогресса» оказался цивилизационный тупик. Предвидеть, как сложится судьба отдельного человека – невозможно, но видеть как может развиваться или разрушаться то или иной общество – необходимо. Социальная целостность основана не только на территориальном единстве, но, главным образом, на единстве базовых ценностей. Общность смыслового пространства народа включает единые жизненные целеполагания. Отрицание традиций, безнравственный индивидуализм ведёт к нездоровой конкуренции и конфронтации. Это наблюдается не только в социуме, но даже в кругу близких людей, что и является первопричиной разрушения нравственных устоев семьи и общества.
Источник
Факторы, влияющие на здоровье детей: условия жизни в семье
статья по теме
Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_vliyayushchie_na_zdorove_detey_usloviya_zhizni_v_seme.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Факторы, влияющие на здоровье детей: условия жизни в семье
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста. Охрана здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных проблем российского образования. Создание благоприятных педагогических условий, способствующих укреплению здоровья детей не является достаточно эффективной мерой. Общеизвестно, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.
Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия.
Одна из важных задач семьи – растить детей здоровыми, крепкими, сильными. От образа жизни семьи полностью зависит их физическое развитие. Родителям необходимо создавать условия в семье для воспитания здорового ребенка. Именно семья организует рациональный домашний режим – выполнение домашнего задания, сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание.
Особое значение имеет режим дня. Его соблюдение способствует нормальному функционированию организма его внутренних органов и физиологических систем, обеспечивает уравновешенное бодрое состояние, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям. Домашний режим школьника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление, рационально сочетать умственный и физический труд, умение правильно выбрать время и вид отдыха. Очень строго взрослым надо следить за тем, какое количество времени проводят дети за телевизором, компьютером, играют в игры на мобильном телефоне. Непрерывное пользование этой техникой влияет на нервную систему детей, утомляет их, снижается работоспособность, нарушается сон.
Не менее важное условие — оптимальный двигательный режим и двигательная активность. Л.А. Каменский отмечал: «чем больше ребенок что-либо делает: бегает, играет – тем лучше он спит, тем лучше работает его желудок, тем он быстрее растет, сильнее он становится физически и духовно». («Искусство быть здоровым» 1987г. стр.4).
Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие сохранения здоровья. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, а это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.
Во-первых, родители должны контролировать занятия утренней гимнастикой. Ее цель: ускорение перехода организма от сна к бодрствованию, к предстоящей работе и оказание общего оздоровительного воздействия. Гимнастические упражнения должны выполняться в хорошо провариваемой комнате, при открытом окне или форточке. Следует помнить, что поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедеятельности, важно и необходимо.
Для сохранения здоровья и развития мужества имеют большое значение общие игры, особенно на свежем открытом воздухе, походы, рыбалки, занятия спортом. Родители должны предоставить ребенку возможность заниматься гимнастикой, кататься на коньках, лыжах, в лодке, на велосипедах, приобрести спортивные атрибуты (мячи, скакалки и т.д.). С ребенком следует проводить прогулки пешком, экскурсии. Пример родителей побуждает ребенка самого заботиться о своем здоровье и заниматься спортом.
Одним из условий хорошего здоровья является рациональное питание. Оно должно быть разнообразным, с достаточным количеством витаминов. Пища должна быть калорийной, с разнообразием фруктов и овощей. Важно учитывать режим питания.
Важный элемент здорового образа жизни — личная гигиена. Он включает уход за телом, гигиену одежды и обуви. Важно приучать детей в семье с малых лет к чистоплотности, соблюдению элементарных гигиенических норм.
Понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия — умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху. Поэтому родителям необходимо создать условия для психологического комфорта своих детей. Семья дает опору чувствам, мечтам, надежде, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить свое дело, доводить до конца задуманное.
Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Какие дела в школе?».
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Задача родителей — создать условия жизни, помогающие сохранить и укрепить здоровье своего ребенка, донести значение ежедневной заботы о здоровье до его сознания, обучить искусству укрепления здоровья. Он должен осознать, что здоровье для человека — важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером. И помнить, что здоровье детей в их руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема классного часа: «Факторы, влияющие на здоровье человека». Мы выясним, чем опасны некоторые зависимости и вместе определим, как не попасть под их влияние. Цель урока:дать детям понятие «зависимост.
Презентация для классного часа по теме «Здоровый образ жизни».
Презентация «Дополнительный материал к урокам ОБЖ. «Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. «Светофор здоровья» — подготовлена по материалам Ч.
Здоровое питание и здоровый образ жизни факторы влияющие на него.
Тема: «Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.».
laquo;Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.».
Источник