Факультатив «Азбука здоровья»
календарно-тематическое планирование по физкультуре (2 класс) по теме
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Учитель начальных классов Криворотова Елена Витальевна
МКОУ «КРАСНОЯРСКАЯ СОШ»
2012 — 2013 учебный год
« К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ»
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
1 Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
2 Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Профилактика вредных привычек.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
В своей работе педагог ориентируется не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
К личностным УУД относятся : положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
К регулятивным УУД относятся : принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
К познавательным УУД относятся : осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно — следственные связи, делать обобщения, выводы.
К коммуникативным УУД относятся : вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Учебно-тематический план курса для 2 класса отводит 35 часов для проведения кружка «Азбука здоровья» «К здоровью через движение» Занятия в классе и в природе.
«Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр мультфильмов, кинофильмов и др.
на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.
1 раздел. «Психическое (душевное) здоровье»
1.Как люди общаются?
Речевая ситуация. Твои речевые роли. Общение в быту. Вежливые слова. Обращение к знакомым и незнакомым людям.
Родословная твоей семьи. Семейные традиции.
3.Растения и животные в твоём доме.
4.Друг и друзья. 5.Весёлые старты с другим классом
2 раздел. «Физическое здоровье»
Чередование труда и отдыха. Режим дня в выходные дни. Зачем нужно соблюдать режим дня?
7. Сон и его значение для здоровья.
Практическая работа: разучивание комплекса физминуток для укрепления мышечного корсета.
9. Личная гигиена.
Ногти и уход за ними. Уход за волосами.
10,11.12 Глаза – зеркало души.
Как по глазам можно определить настроение человека? Какие правила нужно соблюдать, чтобы уберечь глаза? Какие враги есть у глаз? Практическая работа: разучивание зрительных физминуток, упражнений для развития зрительной памяти.
Зачем нам нужен нос? Чихание и кашель. 14,15,16 Твоё питание.
Путешествие пищи. Питательные вещества и их значение для роста и развития.
Правила ухода за зубами. Здоровые зубы – здоровый организм. Кариес.
19 Весёлая эстафета.
3 раздел. «Природа и мы» 20.Человек и природа – единое целое.
Лес – это здоровье.
21,22,23 Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе.
Катание на лыжах и коньках.
24 Воздушные и солнечные ванны.
25 Игры на свежем воздухе.
4 раздел. «Основы здорового образа жизни»
26,27 Кожа – орган чувств.
Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах. Как дышит кожа? Умывание и купание.
28,29 Органы дыхания.
Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Практическая работа: разучивание комплекса дыхательной гимнастики.
30,31 Микробы – возбудители болезней.
Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Детские болезни. Как организм защищается? Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов.
32 Прививки, и как они спасают от болезней.
33 Лекарства – дополнительные «органы» борьбы с болезнями.
34 Спортивная игра.
35.Час здоровья. К концу 2-го класса учащиеся должны знать:
способы выражения извинения, просьбы;
комплекс подвижных игр и упражнений на свежем воздухе; правила приёма воздушных и солнечных ванн.
Учащиеся должны уметь:
определять степень вежливого поведения;
доброжелательно относиться к людям, радоваться успехам других людей;
вступать в контакт с людьми и поддерживать его;
соблюдать социальные нормы поведения;
ухаживать за растениями и животными;
самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки;
выполнять правила гигиены полости рта;
выполнять гигиенические правила по уходу за кожей;
организовывать зимние игры и оказывать первую помощь при переохлаждении и обморожении;
оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах;
играть активно , самостоятельно и с удовольствием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции.
В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем.
Проект по практическому использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе.
Проект по использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе.
Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе. Здоровые зубы – здоровый организм.
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека.
День здоровья «Здоровье-это здорово!»1 ведущий: Внимание! Внимание! Дорогие болельщики, спортсмены и судьи! Наши микрофоны установлены на школьной спортивной площадке.2 ведущий: Чтобы громче пел.
Источник
Программа внеурочной деятельности » Школа здоровья»
рабочая программа (2 класс)
Программа внеурочной деятельности » Школа здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2b_shkola_zdorovya_1ch.docx | 48.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 568
Красносельского района Санкт-Петербурга
Приказ № ____ – од
от ____ августа 2018 года
по внеурочной деятельности: «Школа здоровья».
Учитель: Николаева Ольга Николаевна
Квалификационная категория: высшая
2018 – 2019 учебный год
Зам. директора по УР
____ августа 2018 года
от ____ августа 2018 года
Рабочая программа, в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 568 на 2018 – 2019 учебный год, рассчитана на 34 часа в год; по 1 часу в неделю.
Учебно-методический комплекс по предмету :
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. — / Мастерская учителя.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. — 176с. — / Мозаика детского отдыха.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
- Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 — 2003, с.57.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1. Формирование универсальных учебных действий .
Личностные универсальные учебные действия.
У выпускника будут сформированы:
• принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
• развитие морально-этического сознания;
• интерес к познанию мира природы;
• осознание места и роли человека в биосфере.
Выпускник получит возможность для формирования:
• потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;
• преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Регулятивные универсальные учебные действия
• овладение начальными формами исследовательской деятельности;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения;
• договариваться о распределении функций и ролей;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия
• добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
• добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
• перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• слушать и понимать речь других;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2. Метапредметные результаты обучения :
Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:
- «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
- выбор и использование целесообразных способов действий;
- определение рациональности (нерациональности) способа действия.
Планирование, контроль и оценка учебных действий. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
- составление плана пересказа учебно-познавательного текста;
- контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);
- адекватная самооценка выполненной работы;
Использование знаково-символических средств представления информации:
- чтение схем, таблиц, диаграмм;
- представление информации в схематическом виде.
Овладение логическими действиями и умственными операциями:
- выделение признака для группировки объектов, определение существенного признака, лежащего в основе классификации;
- установление причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации.
Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:
- составление текста-рассуждения;
- выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
- использование обобщающих слов и понятий.
- осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- составление текстов в устной форме.
Различные способы поиска и использования информации:
- поиск значения слова по справочнику.
3. Предметные результаты обучения :
- характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;
- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
- знать сезонные явления природы разных времен года;
- уметь видеть зависимость изменений в живой и неживой природе;
- составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память».
Выпускник получит возможность научиться:
- делать зарядку по утрам;
- заботиться о своем здоровье;
- знать знаки дорожного движения;
- пользоваться ими при переходе улиц;
- основным правилам безопасного повеления в быту и на природе.
- Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
Содержание учебного предмета
Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы. Человек — живой организм. Признаки живого организма.
Питание и здоровье (4ч.)
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Мое здоровье в моих руках (14ч.)
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития.
. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).
Источник