Физическое развитие как показатель здоровья студентов

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОСТИ РАЗНОСТОРОННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
статья на тему

Современному обществу нужны здоровые, нравственные люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом умеющие адекватно реагировать на чрезвычайные ситуации, которые происходят в нашей жизни. От состояния здоровья и уровня его физической подготовленности во многом зависит успешность разносторонней, нтеллектуальной, духовной. Идеал всестороннего гармонического развития личности на протяжении многих тысячелетий существовал в представлениях многих поколений людей.

Проблема здоровья и здорового образа жизни населения России особенно молодого возраста, в настоящее время актуально, как никогда. В последнее время она стала предметом обсуждения в российском обществе. Здоровые, сильные люди нужны нашему обществу, прежде всего в профессиональной деятельности.

Стремительное развитие общества, компьютеризация, автоматизация ведут к малоподвижному образу жизни. Наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, физической активности населения в целом.

Необходимо констатировать тот факт, что в настоящее время значительная часть молодежи не получает достаточного образования в сфере физической культуры, что отрицательно сказывается на формировании потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, а в результате и на состояние здоровья.

Общее физическое состояние человека зависит от многих факторов как естественных, так и социальных. С помощью подобранных и организованных мероприятий с использованием физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания и др. можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении показатели физического развития и функциональной подготовленности человека. Именно поэтому физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья, физического развития и подготовленности человека в современном обществе.

Количественная оценка физического состояния дает ценные сведения о физическом здоровье и функциональных возможностях организма, что позволяет принять необходимые меры для профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Читайте также:  Уроки здоровья по профилактике табакокурения

В связи с этим на базе Астраханского социально-педагогического колледжа в 2015 году были проведены исследования физического развития, функционального состояния и двигательной подготовленности студентов 15-18 лет. А также проведен сравнительный анализ этих показателей с результатами исследований 2013-2014 года.

Для оценки физического развития проводилось комплексное антропометрическое обследование, и применялся метод стандартов и индексов. Функциональное состояние определялось по 6 показателям. Жизненная емкость легких-ЖЕЛ, артериальное давление-АД, частота сердечных сокращений-ЧСС в покое, время восстановления ЧСС до исходного уровня после дозированной нагрузки, динамометрия (правой и левой кисти).

По результатам антропометрических измерений в нашем исследовании 10% студентов имеют высокое физическое развитие, 15%-выше среднего,30%-среднее,23%-низкое и 22% респондентов характеризуются пониженным физическим развитием.

Полученные в нашем исследовании результаты указывают на значительное ухудшение функционального состояния по 4 показателям из 6, что свидетельствует о снижении функциональных возможностях организма. По сравнению с результатами исследования 2013-2014 года произошло увеличение количества студентов с отклонениями в состоянии сердечно-сосудистой системы (по результатам ЧСС в покое, АД) и силовых показателей (динамометрия левой и правой руки). Анализ индексов характеризующих дыхательную систему, показал, что особых изменений не произошло.

Уровень физической подготовленности определялся по 9 двигательным тестам (бег 30 метров, челночный бег, бег 1000 метров, прыжок в длину с места, тройной прыжок, бросок набивного мяча, поднимание туловища, наклон вперед, подтягивание на перекладине) У 10.8% студентов высокий уровень физической подготовленности, у 44%-средний, а низкий уровень у 45.2% респондентов.

В целях выявления успешности разносторонней деятельности было проведено анкетирование испытуемых студентов. Вопросы предложенной анкеты можно разделить на несколько групп. 1-вопросы общего плана, касающиеся возраста и пола. 2-состояние здоровья; 3- представление о здоровом образе жизни;4- успеваемость;5- трудовая деятельность; 6- спортивная жизнь;7-культурно-массовая деятельность.

Проанализировав анкеты, можно сказать, что в сравнении со студентами, имеющих ослабленное здоровье и низкое физическое развитие, студенты с высоким, выше среднего и средним физическим развитием, высоким и средним уровнем физической подготовленности более активны в разнообразных сферах деятельности. В среднем у них хорошая успеваемость, они работают, участвуют в научной, спортивной и культурной жизни колледжа. Также необходимо отметить, что у студентов с ослабленным и низким физическим развитием отмечаются более высокие показатели успеваемости и более активное участие в научной деятельности.

Таким образом, сравнивая результаты исследований проведенных нами в 2013-2014 и 2015 годах, можно сказать о тенденции к ухудшению физического развития и двигательной подготовленности студенческой молодежи. Можно предположить, что низкий уровень физического и функционального развития, а также двигательной подготовленности студентов связаны с недостатками в двигательной активности. А для этого необходимо искать новые пути для повышения интереса среди молодежи к занятиям по физической культуре, привития норм и правил здорового образа жизни, использования естественных природных факторов в укреплении здоровья.

Литература.

1.Акбаев Р.А. Концепция сохранения и восстановления здоровья в образовательных учреждениях в РФ/ Р.А.Акбаев-М: Институт самовосстановления Человека, 2006.

2.Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру/Ю.А.Орешкин. -М:2003.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 17.46 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОСТИ РАЗНОСТОРОННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Современному обществу нужны здоровые, нравственные люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом умеющие адекватно реагировать на чрезвычайные ситуации, которые происходят в нашей жизни. От состояния здоровья и уровня его физической подготовленности во многом зависит успешность разносторонней, нтеллектуальной, духовной. Идеал всестороннего гармонического развития личности на протяжении многих тысячелетий существовал в представлениях многих поколений людей.

Проблема здоровья и здорового образа жизни населения России особенно молодого возраста, в настоящее время актуально, как никогда. В последнее время она стала предметом обсуждения в российском обществе. Здоровые, сильные люди нужны нашему обществу, прежде всего в профессиональной деятельности.

Стремительное развитие общества, компьютеризация, автоматизация ведут к малоподвижному образу жизни. Наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, физической активности населения в целом.

Необходимо констатировать тот факт, что в настоящее время значительная часть молодежи не получает достаточного образования в сфере физической культуры, что отрицательно сказывается на формировании потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, а в результате и на состояние здоровья.

Общее физическое состояние человека зависит от многих факторов как естественных, так и социальных. С помощью подобранных и организованных мероприятий с использованием физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания и др. можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении показатели физического развития и функциональной подготовленности человека. Именно поэтому физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья, физического развития и подготовленности человека в современном обществе.

Количественная оценка физического состояния дает ценные сведения о физическом здоровье и функциональных возможностях организма, что позволяет принять необходимые меры для профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

В связи с этим на базе Астраханского социально-педагогического колледжа в 2015 году были проведены исследования физического развития, функционального состояния и двигательной подготовленности студентов 15-18 лет. А также проведен сравнительный анализ этих показателей с результатами исследований 2013-2014 года.

Для оценки физического развития проводилось комплексное антропометрическое обследование, и применялся метод стандартов и индексов. Функциональное состояние определялось по 6 показателям. Жизненная емкость легких-ЖЕЛ, артериальное давление-АД, частота сердечных сокращений-ЧСС в покое, время восстановления ЧСС до исходного уровня после дозированной нагрузки, динамометрия (правой и левой кисти).

По результатам антропометрических измерений в нашем исследовании 10% студентов имеют высокое физическое развитие, 15%-выше среднего,30%-среднее,23%-низкое и 22% респондентов характеризуются пониженным физическим развитием.

Полученные в нашем исследовании результаты указывают на значительное ухудшение функционального состояния по 4 показателям из 6, что свидетельствует о снижении функциональных возможностях организма. По сравнению с результатами исследования 2013-2014 года произошло увеличение количества студентов с отклонениями в состоянии сердечно-сосудистой системы (по результатам ЧСС в покое, АД) и силовых показателей (динамометрия левой и правой руки). Анализ индексов характеризующих дыхательную систему, показал, что особых изменений не произошло.

Уровень физической подготовленности определялся по 9 двигательным тестам (бег 30 метров, челночный бег, бег 1000 метров, прыжок в длину с места, тройной прыжок, бросок набивного мяча, поднимание туловища, наклон вперед, подтягивание на перекладине) У 10.8% студентов высокий уровень физической подготовленности, у 44%-средний, а низкий уровень у 45.2% респондентов.

В целях выявления успешности разносторонней деятельности было проведено анкетирование испытуемых студентов. Вопросы предложенной анкеты можно разделить на несколько групп. 1-вопросы общего плана, касающиеся возраста и пола. 2-состояние здоровья; 3- представление о здоровом образе жизни;4- успеваемость;5- трудовая деятельность; 6- спортивная жизнь;7-культурно-массовая деятельность.

Проанализировав анкеты, можно сказать, что в сравнении со студентами, имеющих ослабленное здоровье и низкое физическое развитие, студенты с высоким, выше среднего и средним физическим развитием, высоким и средним уровнем физической подготовленности более активны в разнообразных сферах деятельности. В среднем у них хорошая успеваемость, они работают, участвуют в научной, спортивной и культурной жизни колледжа. Также необходимо отметить, что у студентов с ослабленным и низким физическим развитием отмечаются более высокие показатели успеваемости и более активное участие в научной деятельности.

Таким образом, сравнивая результаты исследований проведенных нами в 2013-2014 и 2015 годах, можно сказать о тенденции к ухудшению физического развития и двигательной подготовленности студенческой молодежи. Можно предположить, что низкий уровень физического и функционального развития, а также двигательной подготовленности студентов связаны с недостатками в двигательной активности. А для этого необходимо искать новые пути для повышения интереса среди молодежи к занятиям по физической культуре, привития норм и правил здорового образа жизни, использования естественных природных факторов в укреплении здоровья.

1.Акбаев Р.А. Концепция сохранения и восстановления здоровья в образовательных учреждениях в РФ/ Р.А.Акбаев-М: Институт самовосстановления Человека, 2006.

2.Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру/Ю.А.Орешкин. -М:2003.

Источник

Физическое развитие как показатель здоровья студентов

Двигательная активность – естественная и специально организованная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое, психическое и нравственное развитие, является фактором, повышающим резервные и функциональные возможности организма, сдерживающим возрастные инволюционные процессы и способствующим удлинению активной творческой жизни и повышению работоспособности человека [1, 9]. В настоящее время физическая культура и спорт стали одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в связи с тем, что оптимальная двигательная деятельность снижает риск возникновения многих тяжелых заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистых [12].

Неудовлетворительное состояние здоровья и физической подготовленности молодежи в России связано не только со сложными социально-экономическими условиями жизни, воздействием ряда биологических факторов, состоянием экологической среды. Недооценка в обществе оздоровительной роли физической культуры и массового спорта также показывает, что обучение студентов проходит в условиях, вызванных информационными перегрузками и гиподинамией [2, 3, 8, 10].

Для совершенствования системы здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой в вузах следует учитывать особенности физического здоровья молодежи. Определение исходного уровня физического развития и физической подготовленности студентов, изучение динамики функциональных показателей и габаритных размеров тела позволяет оценить успешность овладения студентами двигательными навыками. Мониторинг физического здоровья студентов направлен на усовершенствование и индивидуализацию учебного процесса по физической культуре в образовательном учреждении. Это позволяет разработать критерии оценки уровня физической подготовленности обучающихся и использовать в работе преподавателя инновационные технологии физического воспитания [5, 7].

Дифференцированный подход к проведению занятий со студентами разных медицинских групп здоровья значительно повышает эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий в высших учебных заведениях [6]. В литературе представлены данные по изучению и оценке региональных особенностей параметров тела, функциональных показателей организма и физического развития иркутских студенток с учетом распределения их на медицинские группы здоровья [4]. Однако данный вопрос изучен не в полной мере и требует некоторых уточнений и углубленного исследования.

Цель исследования. Дать сравнительную оценку физического развития и физической подготовленности, компонентного состава тела студентов технического вуза разных медицинских групп здоровья.

Материалы и методы. В вузе студенты учебных групп посещают занятия по физической культуре 2 раза (1–2-й курсы обучения) и 1 раз (3–4-й курсы) в неделю продолжительностью 90 мин каждое, которые проводятся преимущественно с использованием упражнений общефизической подготовки, направленной на воспитание всех основных двигательных качеств согласно требованиям ФГОС второго поколения (Примерная учебная программа для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура», М., 2000).

Всего в обследовании приняли участие 3279 студентов Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) различных направлений обучения, из них 1640 девушек и 1639 юношей в возрасте от 17 до 21 года. К I (основной) функциональной группе здоровья были отнесены 812 девушек и 815 юношей. Ко II (подготовительной) функциональной группе отнесены 827 девушек и 824 юноши.

В работе применяли стандартную антропометрическую методику В.В. Бунака (1941) с учетом требований НИИ антропологии Московского государственного университета (1982), с использованием стандартного набора инструментов. Измерения проводились в помещении кабинета врачебного контроля вуза согласно принципам Хельсинской Декларации (2008) и ст. 21 и 22 Конституции РФ.

Для оценки основных двигательных качеств студентов обеих функциональных групп использовались тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры [11]. Юношам предложены следующие тесты. 1. Для оценки быстроты — бег на 100 м (с). 2. На общую выносливость — бег на 1000 м (м, с). 3. Силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса – подтягивание (раз). 4. Скоростной выносливости и ловкости — челночный бег 10 раз х 5 м (с). 5. Скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища — подъем туловища (раз). 6. Гибкости — наклоны туловища (см). 7. Динамической силы мышц нижних конечностей — прыжок в длину с места (см). Девушкам предложено пройти контрольные испытания в тестах 4, 5, 6, 7, тест 1 заменен на тест — бег 20 м с хода, тест 2 – на бег 5 мин (м) и тест 3 — на вис (с).

У обследуемых определяли компонентный уровень содержания в теле жировой (ЖМ), мышечной (ММ) и костной (КМ) масс по методике Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина (1989).

Сбор материала осуществлялся в специально составленный протокол обследования, в который заносились антропометрические параметры и данные физической подготовленности студентов. По первичным материалам сформирована компьютерная база данных, расчеты показателей были проведены с использованием пакета прикладных программ «Statistica 6.1». Для оптимизации и автоматизации анализа первичного цифрового материала разработан авторский программный комплекс «Анализ данных физического здоровья населения» (государственная регистрация программы для ЭВМ, № 2010612275, от 26.03.2010).

В работе использовались параметрические методы обработки материала с учетом нормального гауссовского распределения изучаемых количественных признаков во всех возрастных группах. Рассчитывали среднее арифметическое значение показателей (М), среднеквадратичное отклонение (s) и стандартную ошибку (m). Оценка достоверности различий средних величин независимых выборок проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Различие между значениями показателей при уровне Р 0,05

Прыжок в длину с места, см

Результаты теста на динамическую силу мышц нижних конечностей (тест «прыжок в длину с места») на 7,5% достоверно выше в основной группе студенток — 161,2±0,49 см, чем в подготовительной — 149,3±0,69 см (Р 0,05).

Результаты исследования, приведенные в таблице 2, характеризуют юношей I функциональной группы физически более развитыми, чем юноши II группы. Студенты I функциональной группы выше (182,0±0,19 см) и тяжелее (75,5±0,26 кг), чем юноши II функциональной группы (175,5±0,38 см и 60,5±0,53 кг соответственно).

Характеристика антропометрических параметров и двигательных качеств у юношей-студентов ИРНИТУ I и II функциональной группы (М±m)

Источник

Оцените статью