ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОСТИ РАЗНОСТОРОННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
статья на тему
Современному обществу нужны здоровые, нравственные люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом умеющие адекватно реагировать на чрезвычайные ситуации, которые происходят в нашей жизни. От состояния здоровья и уровня его физической подготовленности во многом зависит успешность разносторонней, нтеллектуальной, духовной. Идеал всестороннего гармонического развития личности на протяжении многих тысячелетий существовал в представлениях многих поколений людей.
Проблема здоровья и здорового образа жизни населения России особенно молодого возраста, в настоящее время актуально, как никогда. В последнее время она стала предметом обсуждения в российском обществе. Здоровые, сильные люди нужны нашему обществу, прежде всего в профессиональной деятельности.
Стремительное развитие общества, компьютеризация, автоматизация ведут к малоподвижному образу жизни. Наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, физической активности населения в целом.
Необходимо констатировать тот факт, что в настоящее время значительная часть молодежи не получает достаточного образования в сфере физической культуры, что отрицательно сказывается на формировании потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, а в результате и на состояние здоровья.
Общее физическое состояние человека зависит от многих факторов как естественных, так и социальных. С помощью подобранных и организованных мероприятий с использованием физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания и др. можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении показатели физического развития и функциональной подготовленности человека. Именно поэтому физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья, физического развития и подготовленности человека в современном обществе.
Количественная оценка физического состояния дает ценные сведения о физическом здоровье и функциональных возможностях организма, что позволяет принять необходимые меры для профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
В связи с этим на базе Астраханского социально-педагогического колледжа в 2015 году были проведены исследования физического развития, функционального состояния и двигательной подготовленности студентов 15-18 лет. А также проведен сравнительный анализ этих показателей с результатами исследований 2013-2014 года.
Для оценки физического развития проводилось комплексное антропометрическое обследование, и применялся метод стандартов и индексов. Функциональное состояние определялось по 6 показателям. Жизненная емкость легких-ЖЕЛ, артериальное давление-АД, частота сердечных сокращений-ЧСС в покое, время восстановления ЧСС до исходного уровня после дозированной нагрузки, динамометрия (правой и левой кисти).
По результатам антропометрических измерений в нашем исследовании 10% студентов имеют высокое физическое развитие, 15%-выше среднего,30%-среднее,23%-низкое и 22% респондентов характеризуются пониженным физическим развитием.
Полученные в нашем исследовании результаты указывают на значительное ухудшение функционального состояния по 4 показателям из 6, что свидетельствует о снижении функциональных возможностях организма. По сравнению с результатами исследования 2013-2014 года произошло увеличение количества студентов с отклонениями в состоянии сердечно-сосудистой системы (по результатам ЧСС в покое, АД) и силовых показателей (динамометрия левой и правой руки). Анализ индексов характеризующих дыхательную систему, показал, что особых изменений не произошло.
Уровень физической подготовленности определялся по 9 двигательным тестам (бег 30 метров, челночный бег, бег 1000 метров, прыжок в длину с места, тройной прыжок, бросок набивного мяча, поднимание туловища, наклон вперед, подтягивание на перекладине) У 10.8% студентов высокий уровень физической подготовленности, у 44%-средний, а низкий уровень у 45.2% респондентов.
В целях выявления успешности разносторонней деятельности было проведено анкетирование испытуемых студентов. Вопросы предложенной анкеты можно разделить на несколько групп. 1-вопросы общего плана, касающиеся возраста и пола. 2-состояние здоровья; 3- представление о здоровом образе жизни;4- успеваемость;5- трудовая деятельность; 6- спортивная жизнь;7-культурно-массовая деятельность.
Проанализировав анкеты, можно сказать, что в сравнении со студентами, имеющих ослабленное здоровье и низкое физическое развитие, студенты с высоким, выше среднего и средним физическим развитием, высоким и средним уровнем физической подготовленности более активны в разнообразных сферах деятельности. В среднем у них хорошая успеваемость, они работают, участвуют в научной, спортивной и культурной жизни колледжа. Также необходимо отметить, что у студентов с ослабленным и низким физическим развитием отмечаются более высокие показатели успеваемости и более активное участие в научной деятельности.
Таким образом, сравнивая результаты исследований проведенных нами в 2013-2014 и 2015 годах, можно сказать о тенденции к ухудшению физического развития и двигательной подготовленности студенческой молодежи. Можно предположить, что низкий уровень физического и функционального развития, а также двигательной подготовленности студентов связаны с недостатками в двигательной активности. А для этого необходимо искать новые пути для повышения интереса среди молодежи к занятиям по физической культуре, привития норм и правил здорового образа жизни, использования естественных природных факторов в укреплении здоровья.
Литература.
1.Акбаев Р.А. Концепция сохранения и восстановления здоровья в образовательных учреждениях в РФ/ Р.А.Акбаев-М: Институт самовосстановления Человека, 2006.
2.Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру/Ю.А.Орешкин. -М:2003.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОСТИ РАЗНОСТОРОННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Современному обществу нужны здоровые, нравственные люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом умеющие адекватно реагировать на чрезвычайные ситуации, которые происходят в нашей жизни. От состояния здоровья и уровня его физической подготовленности во многом зависит успешность разносторонней, нтеллектуальной, духовной. Идеал всестороннего гармонического развития личности на протяжении многих тысячелетий существовал в представлениях многих поколений людей.
Проблема здоровья и здорового образа жизни населения России особенно молодого возраста, в настоящее время актуально, как никогда. В последнее время она стала предметом обсуждения в российском обществе. Здоровые, сильные люди нужны нашему обществу, прежде всего в профессиональной деятельности.
Стремительное развитие общества, компьютеризация, автоматизация ведут к малоподвижному образу жизни. Наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, физической активности населения в целом.
Необходимо констатировать тот факт, что в настоящее время значительная часть молодежи не получает достаточного образования в сфере физической культуры, что отрицательно сказывается на формировании потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, а в результате и на состояние здоровья.
Общее физическое состояние человека зависит от многих факторов как естественных, так и социальных. С помощью подобранных и организованных мероприятий с использованием физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания и др. можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении показатели физического развития и функциональной подготовленности человека. Именно поэтому физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья, физического развития и подготовленности человека в современном обществе.
Количественная оценка физического состояния дает ценные сведения о физическом здоровье и функциональных возможностях организма, что позволяет принять необходимые меры для профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
В связи с этим на базе Астраханского социально-педагогического колледжа в 2015 году были проведены исследования физического развития, функционального состояния и двигательной подготовленности студентов 15-18 лет. А также проведен сравнительный анализ этих показателей с результатами исследований 2013-2014 года.
Для оценки физического развития проводилось комплексное антропометрическое обследование, и применялся метод стандартов и индексов. Функциональное состояние определялось по 6 показателям. Жизненная емкость легких-ЖЕЛ, артериальное давление-АД, частота сердечных сокращений-ЧСС в покое, время восстановления ЧСС до исходного уровня после дозированной нагрузки, динамометрия (правой и левой кисти).
По результатам антропометрических измерений в нашем исследовании 10% студентов имеют высокое физическое развитие, 15%-выше среднего,30%-среднее,23%-низкое и 22% респондентов характеризуются пониженным физическим развитием.
Полученные в нашем исследовании результаты указывают на значительное ухудшение функционального состояния по 4 показателям из 6, что свидетельствует о снижении функциональных возможностях организма. По сравнению с результатами исследования 2013-2014 года произошло увеличение количества студентов с отклонениями в состоянии сердечно-сосудистой системы (по результатам ЧСС в покое, АД) и силовых показателей (динамометрия левой и правой руки). Анализ индексов характеризующих дыхательную систему, показал, что особых изменений не произошло.
Уровень физической подготовленности определялся по 9 двигательным тестам (бег 30 метров, челночный бег, бег 1000 метров, прыжок в длину с места, тройной прыжок, бросок набивного мяча, поднимание туловища, наклон вперед, подтягивание на перекладине) У 10.8% студентов высокий уровень физической подготовленности, у 44%-средний, а низкий уровень у 45.2% респондентов.
В целях выявления успешности разносторонней деятельности было проведено анкетирование испытуемых студентов. Вопросы предложенной анкеты можно разделить на несколько групп. 1-вопросы общего плана, касающиеся возраста и пола. 2-состояние здоровья; 3- представление о здоровом образе жизни;4- успеваемость;5- трудовая деятельность; 6- спортивная жизнь;7-культурно-массовая деятельность.
Проанализировав анкеты, можно сказать, что в сравнении со студентами, имеющих ослабленное здоровье и низкое физическое развитие, студенты с высоким, выше среднего и средним физическим развитием, высоким и средним уровнем физической подготовленности более активны в разнообразных сферах деятельности. В среднем у них хорошая успеваемость, они работают, участвуют в научной, спортивной и культурной жизни колледжа. Также необходимо отметить, что у студентов с ослабленным и низким физическим развитием отмечаются более высокие показатели успеваемости и более активное участие в научной деятельности.
Таким образом, сравнивая результаты исследований проведенных нами в 2013-2014 и 2015 годах, можно сказать о тенденции к ухудшению физического развития и двигательной подготовленности студенческой молодежи. Можно предположить, что низкий уровень физического и функционального развития, а также двигательной подготовленности студентов связаны с недостатками в двигательной активности. А для этого необходимо искать новые пути для повышения интереса среди молодежи к занятиям по физической культуре, привития норм и правил здорового образа жизни, использования естественных природных факторов в укреплении здоровья.
1.Акбаев Р.А. Концепция сохранения и восстановления здоровья в образовательных учреждениях в РФ/ Р.А.Акбаев-М: Институт самовосстановления Человека, 2006.
2.Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру/Ю.А.Орешкин. -М:2003.
Источник
Физическое развитие как показатель здоровья студентов
Двигательная активность – естественная и специально организованная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое, психическое и нравственное развитие, является фактором, повышающим резервные и функциональные возможности организма, сдерживающим возрастные инволюционные процессы и способствующим удлинению активной творческой жизни и повышению работоспособности человека [1, 9]. В настоящее время физическая культура и спорт стали одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в связи с тем, что оптимальная двигательная деятельность снижает риск возникновения многих тяжелых заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистых [12].
Неудовлетворительное состояние здоровья и физической подготовленности молодежи в России связано не только со сложными социально-экономическими условиями жизни, воздействием ряда биологических факторов, состоянием экологической среды. Недооценка в обществе оздоровительной роли физической культуры и массового спорта также показывает, что обучение студентов проходит в условиях, вызванных информационными перегрузками и гиподинамией [2, 3, 8, 10].
Для совершенствования системы здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой в вузах следует учитывать особенности физического здоровья молодежи. Определение исходного уровня физического развития и физической подготовленности студентов, изучение динамики функциональных показателей и габаритных размеров тела позволяет оценить успешность овладения студентами двигательными навыками. Мониторинг физического здоровья студентов направлен на усовершенствование и индивидуализацию учебного процесса по физической культуре в образовательном учреждении. Это позволяет разработать критерии оценки уровня физической подготовленности обучающихся и использовать в работе преподавателя инновационные технологии физического воспитания [5, 7].
Дифференцированный подход к проведению занятий со студентами разных медицинских групп здоровья значительно повышает эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий в высших учебных заведениях [6]. В литературе представлены данные по изучению и оценке региональных особенностей параметров тела, функциональных показателей организма и физического развития иркутских студенток с учетом распределения их на медицинские группы здоровья [4]. Однако данный вопрос изучен не в полной мере и требует некоторых уточнений и углубленного исследования.
Цель исследования. Дать сравнительную оценку физического развития и физической подготовленности, компонентного состава тела студентов технического вуза разных медицинских групп здоровья.
Материалы и методы. В вузе студенты учебных групп посещают занятия по физической культуре 2 раза (1–2-й курсы обучения) и 1 раз (3–4-й курсы) в неделю продолжительностью 90 мин каждое, которые проводятся преимущественно с использованием упражнений общефизической подготовки, направленной на воспитание всех основных двигательных качеств согласно требованиям ФГОС второго поколения (Примерная учебная программа для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура», М., 2000).
Всего в обследовании приняли участие 3279 студентов Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) различных направлений обучения, из них 1640 девушек и 1639 юношей в возрасте от 17 до 21 года. К I (основной) функциональной группе здоровья были отнесены 812 девушек и 815 юношей. Ко II (подготовительной) функциональной группе отнесены 827 девушек и 824 юноши.
В работе применяли стандартную антропометрическую методику В.В. Бунака (1941) с учетом требований НИИ антропологии Московского государственного университета (1982), с использованием стандартного набора инструментов. Измерения проводились в помещении кабинета врачебного контроля вуза согласно принципам Хельсинской Декларации (2008) и ст. 21 и 22 Конституции РФ.
Для оценки основных двигательных качеств студентов обеих функциональных групп использовались тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры [11]. Юношам предложены следующие тесты. 1. Для оценки быстроты — бег на 100 м (с). 2. На общую выносливость — бег на 1000 м (м, с). 3. Силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса – подтягивание (раз). 4. Скоростной выносливости и ловкости — челночный бег 10 раз х 5 м (с). 5. Скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища — подъем туловища (раз). 6. Гибкости — наклоны туловища (см). 7. Динамической силы мышц нижних конечностей — прыжок в длину с места (см). Девушкам предложено пройти контрольные испытания в тестах 4, 5, 6, 7, тест 1 заменен на тест — бег 20 м с хода, тест 2 – на бег 5 мин (м) и тест 3 — на вис (с).
У обследуемых определяли компонентный уровень содержания в теле жировой (ЖМ), мышечной (ММ) и костной (КМ) масс по методике Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина (1989).
Сбор материала осуществлялся в специально составленный протокол обследования, в который заносились антропометрические параметры и данные физической подготовленности студентов. По первичным материалам сформирована компьютерная база данных, расчеты показателей были проведены с использованием пакета прикладных программ «Statistica 6.1». Для оптимизации и автоматизации анализа первичного цифрового материала разработан авторский программный комплекс «Анализ данных физического здоровья населения» (государственная регистрация программы для ЭВМ, № 2010612275, от 26.03.2010).
В работе использовались параметрические методы обработки материала с учетом нормального гауссовского распределения изучаемых количественных признаков во всех возрастных группах. Рассчитывали среднее арифметическое значение показателей (М), среднеквадратичное отклонение (s) и стандартную ошибку (m). Оценка достоверности различий средних величин независимых выборок проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Различие между значениями показателей при уровне Р 0,05
Прыжок в длину с места, см
Результаты теста на динамическую силу мышц нижних конечностей (тест «прыжок в длину с места») на 7,5% достоверно выше в основной группе студенток — 161,2±0,49 см, чем в подготовительной — 149,3±0,69 см (Р 0,05).
Результаты исследования, приведенные в таблице 2, характеризуют юношей I функциональной группы физически более развитыми, чем юноши II группы. Студенты I функциональной группы выше (182,0±0,19 см) и тяжелее (75,5±0,26 кг), чем юноши II функциональной группы (175,5±0,38 см и 60,5±0,53 кг соответственно).
Характеристика антропометрических параметров и двигательных качеств у юношей-студентов ИРНИТУ I и II функциональной группы (М±m)
Источник