VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ
Безусловно, на физическое развитие влияет множество факторов, но около половины этих факторов под силу изменить всем – это образ жизни, спортивная активность, правильные режимы сна и питания, правильная еда.
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.
Существует три уровня физического развития – высокий, средний и низкий, и два промежуточных – выше среднего и ниже среднего.
В узком смысле слова, под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, объем грудной клетки, размер стопы и т.п.).
Уровень физического развития определяется в сравнении с нормативными таблицами.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:
Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы или морфологию человека.
Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.
Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля состояния здоровья. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.
Отмечаются различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается и, наоборот, улучшение условия, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.
Основы физического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается обычно у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.
Таким образом, физическое развитие является интегральным показателем состояния здоровья, на который влияет многообразие внешних и внутренних факторов. В связи с этим, основными задачами изучения физического развития населения являются:
наблюдение за уровнем и изменениями в физическом развитии различных групп населения;
углубленное изучение возрастно-половых закономерностей физического развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характера и формами медицинского обслуживания, занятиями спортом;
разработка возрастно-половых оценочных норм-стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических районах;
оценка эффективности оздоровительных мероприятий.
Источник
Физическое развитие как показатель здоровья населения: методы изучения и оценки.
12240
Физическое развитие является одним из важнейших признаков, определяющих уровень здоровья населения.
Физическое развитие — комплекс морфологических и функциональных свойств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, структурно-механические качества и выражающихся запасом его физических сил.
На уровень физического развития влияет комплекс социально-биологических, медико-социальных, организационных, природно-климатических факторов.
Основными признаками физического развития являются:
1. Антропометрические, т.е. основанные на изменении размеров тела, скелета человека и включающие:
а) соматометрические — размеры тела и его частей;
б) остеометрические — размера скелета и его частей;
в) краниометрические — размеры черепа.
2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К антропоскопическим признакам относятся: развитие жирового слоя, мускулатуры, форма грудной клетки, спины, живота, ног, пигментация, волосяной покров, вторичные половые признаки и т.д.
3. Физиометрические признаки, т.е. признаки, которые определяют физиологическое состояние, функциональные возможности организма. Обычно они измеряются с помощью специальных приборов. В частности, к ним относятся: жизненная емкость легких (измеряется с помощью спирометра), мышечная сила кистей рук (измеряется с помощью динамометра) и т.д.
Значимость оценки физического развития:
ü Клинико-диагностическое значение оценки физического развития — определение конституциональной предрасположенности, риска заболеваний и конституциональных особенностей течения заболевания. В акушерстве измерение таза женщины позволяет определить тактику ведения родов.
ü Антропометрические показатели используются для контроля за физическим развитием детей и оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка.
ü Оценка биологического возраста важна для определения школьной зрелости, спортивных возможностей ребенка, используется в судебно-медицинской практике.
ü В статистике ряд антропометрических показателей являются важнейшими критериями для определения таких понятий, как «живорожденность»,
ü «мертворожденность», «недоношенность», «масса тела при рождении» и т.д.
ü В гигиене показатели физического развития помогают определить годность к военной службе и роду войск.
ü Медико-социальное значение: определение социального благополучия в обществе.
Изучение физического развития включает в себя:
1) изучение физического развития и его закономерностей в различных возрастно-половых группах населения и сдвигов за определенные промежутки времени;
2)динамическое наблюдение за физическим развитием и здоровьем в одних и тех же коллективах;
3) разработку мер региональных возрастно-половых стандартов для индивидуальной и групповой оценки физического развития детей;
4) оценку эффективности оздоровительных мероприятий.
Инструменты антропометрии: антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, толстостных и скользящих циркулей, циркулей-калинеров и т.д. Для антропоскопии используются шкалы, муляжи, схемы. Физиометрию проводят на специальных приборах. Также может быть использована фотография (т.н. метод стереофотограммометрии).
Наблюдение за физическим развитием детей начинается с момента рождения и регулярно продолжается в детских поликлиниках, детских дошкольных учреждениях, школах в сроки, установленные специальными приказами. Результаты оценки вносятся в «Историю развития новорожденного» (ф. 097/у), «Медицинскую карту ребенка» (ф. 025/у). У взрослого населения регулярной оценки физического развития не производится.
Для изучения, анализа и оценки физического развития применяются генерализирующий и индивидуализирующий методы наблюдения.
Генерализирующий метод. Вычисление средних данных физического развития в группе детей.
Индивидуализирующий метод — наблюдение за развитием каждого отдельного ребенка.
Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Полученные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующих групп населения.
Общепринятых стандартов физического развития не существует (зависит от места, климата..). Определяются местные или региональные стандарты физического развития. Местные стандарты должны уточняться примерно через 5 лет в связи с постоянно меняющимися условиями и образом жизни.
Оценка физического развития индивидуума осуществляется путем сравнения его показателей со стандартами и определения степени отклонений от средний величин.
Оценка физического развития должна осуществляться по совокупности всех морфологических и функциональных признаков с учетом других показателей здоровья. Обязательному контролю за физическим развитием подлежат дети от момента рождения, допризывники, беременные женщины и другие категории населения.
Источник
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ВАЖНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей проводят антропометрические исследования. Определяют морфологические признаки: длину тела и массу тела; функциональные признаки[13]: емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук; соматоскопические признаки — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень жироотложения; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стон, развитие мускулатуры).
При изучении физического развития детей исследуют не только морфологические и функциональные свойства организма, но и уровень биологического развития ребенка: формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы, а у подростков — степень их полового созревания.
Физическое развитие, являясь одним из показателей здоровья, может изменяться под влиянием различных заболеваний. Особенно заметные изменения в физическом развитии (гигантизм, карликовый рост, неравномерное развитие отдельных частей тела) наблюдаются при нарушении деятельности некоторых желез внутренней секреции. У детей, часто и длительно болеющих, особенно у страдающих хроническими заболеваниями (рахит, туберкулез, дизентерия, гипотрофия), отмечается замедление роста, снижение прибавки массы тела, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие. Вместе с тем течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физическим развитием.
Таким образом, состояние здоровья и физическое развитие находятся в тесной зависимости и при медицинском обследовании детей должны исследоваться параллельно.
Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни закономерно изменяется и должно укладываться в определенные возрастные нормы[14]. для того чтобы получить эти нормы, обследуют большие однородные (по возрасту, полу, национальности и т. п.) детские коллективы. Статистическая обработка полученных данных позволяет определить средние показатели физического развития возрастно-половой группы. для каждой области выводятся свои стандарты исходя из условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности, этнографических различий.
О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить показатели массы тела с данными длины тела. Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, это свидетельствует о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач. Примерно каждые 5— 10 лет местные стандарты необходимо уточнять, так как они зависят от изменения материального и культурного уровня жизни населения.
Стандарты физического развития широко используются как для оценки физического развития детских коллективов, так и для индивидуальной оценки развития ребенка.
Уровень и степень гармоничности физического развития вычисляют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с помощью оценочных таблиц (шкалы регрессии и центильных интервалов). Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов детей или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей. Систематическое наблюдение за каждым ребенком, посещающим дошкольное учреждение, дает возможность своевременно выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии и быстро устранить причины, вызвавшие эти отклонения. Частота обследования ребенка определяется темпами его физического развития.
Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Кроме того, рекомендуется проводить обследование перед выездом детей на дачу и после возвращения с дачи для выяснения, насколько полезным для них было пребывание за городом. Все результаты обследования заносят в индивидуальную карту.
Источник