- Физическое здоровье детей младшего школьного возраста
- Составляющие здорового образа жизни младшего школьника
- Библиографическое описание:
- Ключевые слова
- Похожие статьи
- Личная гигиена младшего школьника | Статья в журнале.
- Формирование здорового образа жизни у детей младшего.
- Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни.
- Исследование проблемы формирования здорового образа жизни.
- Здоровье школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»
- К вопросу сохранения здоровья младших школьников
- Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому.
- Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового.
- Использование здоровьесберегающих технологий, как системный.
Физическое здоровье детей младшего школьного возраста
Автор: Комарова Екатерина Валерьевна
Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга
Аннотация: В данной статье раскрыты возрастные особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, младший школьный возраст, возрастные особенности.
Key words: healthy lifestyle, primary school age, age characteristics.
Отношение ребенка к собственному здоровью напрямую зависит от создания в его сознании данного понятия. Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов жизни человека в воспитании личности. Известно, что около 40% психических и физиологических отклонений взрослых закладываются еще в детский период. Именно поэтому школьное воспитание должно вырабатывать уровень здоровья ребенка и базу физической культуры будущего взрослого человека.
Нужно также учитывать, что младший школьный возраст имеет отношение к так называемым критическим точкам в жизни ребенка. В течение всего школьного детства совершается нарастание силы и мобильности нервных процессов, созревание высшей нервной деятельности. Нервные процессы выделяются скорой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с увеличением частоты пограничных состояний и невротических реакций. Во время школьного детства проистекают «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с наибольшей частотой детских инфекций и представляют нешуточную угрозу для здоровья ребенка.
Кроме того, данный возрастной период — это возможность развития и проявления всевозможных аллергических заболеваний и хронических соматических болезней, в большинстве своем у много болеющих и предрасположенных к разным хроническим заболеваниям детей. Но даже здоровый школьник должен получать тщательную заботу и участие со стороны педагогов, врачей и родителей. Это связано с тем, что здоровье ребенка складывается в течении всей его жизни. У младших школьников можно обозначить следующие возрастные предпосылки для устойчивого формирования суждений о здоровом образе жизни:
— активно формируются психические процессы;
— заметны позитивные изменения в физическом и функциональном развитии; дети стремятся сохранять и показывать правильную осанку;
— дети младшего школьного возраста могут самостоятельно выполнять бытовые задания, обладают навыками самообслуживания, используют волевые усилия для достижения назначенной задачи в игре, в проявлении физической деятельности.
На физическое состояние младших школьников немалое влияние оказывает их психоэмоциональное здоровье, которое зависит, в первую очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые определяют следующие аспекты здорового образа жизни младших школьников:
— эмоциональное состояние: психогигиена, умение справляться с личными эмоциями;
— интеллектуальное самочувствие: умение человека узнавать и применять новую информацию для наилучших действий в новых ситуациях;
— духовное самочувствие: умение устанавливать подлинно значимые, действующие жизненные цели и желать их; оптимизм.
В то же время надлежит учитывать, что каждый возрастной этап характеризуется своими спецификами, которые нужно учитывать в деятельности по формированию здорового образа жизни. Дети младшего школьного возраста уже осознают, что такое болезнь, но выразить самую простую характеристику здоровью еще не в силах. Поэтому никакого отношения к здоровью у маленьких детей практически не формируется.
У школьников 7 лет создается представление о здоровье как «отсутствие болезни». Они могут повествовать о том, как болели, у них формируется негативное отношение к заболеваниям на основании личного опыта. Но что означает «быть здоровым» и чувствовать себя здоровым, они пояснить еще не могут. Поэтому и отношение к здоровью у них, как к чему-то абстрактному. В их соображении быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что необходимо делать, чтобы не болеть, многие дети думают, надо не простужаться, не кушать на улице мороженого, не ходить по лужам и т.д.
Из этих ответов видно, что в младшем школьном возрасте дети уже понимают угрозы здоровью со стороны окружающей среды (холодно, дождь, сыро), а также своих личных действиях (кушать мороженое, промочить ноги, не надеть шапку).
В младшем школьном периоде 8-10 лет, из-за возрастания личного опыта, отношение к здоровью значительно меняется. Но, при этом, обнаруживается смешение определений «здоровый» — как «большой, хороший» и «здоровый» — как не больной. Дети, также соотносят здоровье с болезнью, но уже более четко определяют угрозы здоровью как от своего личного действия («нужно мыть руки», «нельзя есть немытые фрукты» и пр.), так и от внешней среды.
При назначенной воспитательной работе дети сопоставляют понятие «здоровье» с осуществлением правил гигиены. В младшем школьном возрасте дети соотносят занятия спортом с укреплением здоровья и в его установления (как, в принципе, и взрослые) на первое место ставят физический компонент.
В возрасте 7 лет дети, хотя еще подсознательно, начинают выделять и психическую, и социальную элементы здоровья («там так кричали, ругались, что разболелась голова»). Но, несмотря на существующие представления о здоровье и методах его сохранения, в целом отношение к здоровью у детей остается довольно пассивным. Фактора такого отношения прячутся в недостатке у детей нужных знаний о методах сохранения здоровья, а также непонимания опасностей нездорового поведения людей для сохранения здоровья.
Неправильное поведение в ряде случаев доставляет удовольствие (как приятно скушать холодное мороженое, выпить холодной воды в жаркий день, бегать босиком по холодному полу, а долговременные отрицательные последствия таких действий кажутся ребенку отвлеченными и далекими. Существенная часть самоохранительного поведения детей младшего школьного возраста обусловливается их представлениями о здоровье. При целеустремленном воспитании, обучении, закреплении в будничной жизни правил гигиены, соответственной мотивации занятий физкультурой отношение детей к личному здоровью значительно меняется.
Формирование отношения к здоровью как к большой ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится базой формирования у детей нужды в здоровом образе жизни. В свою очередь, присутствие этой потребности помогает найти решение важнейшей психологической и социальной цели — вырабатывания у ребенка убеждения созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих.
Итак, энергичность, пытливость, активность, с одной стороны, а с другой – мобильность нервных процессов, воздействие инфекционным и простудным заболеваниям, аллергическим слабостям у младших школьников являются существенными предпосылками развития здорового образа жизни, позволяющими учить детей нужному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающей средой. Также, каждый возрастной этап характеризуется своими спецификами, которые надлежит учитывать в работе по воспитанию здорового образа жизни.
В основе развития здорового образа жизни лежат такие его элементы как научные сведения, медико-профилактические меры, разумный режим дня, труда и отдыха, физическая активность, верно организованное питание и отсутствие плохих привычек.
Одним и важнейших элементов в формировании здорового образа жизни является физическая активность. Последнее время в силу высокой учебной нагрузки в старших группах детского сада и первого класса школы, и дома, и прочих факторов у большинства детей отмечается малая двигательная активность, определяющая появление гипокинезии, которая может активизировать ряд обстоятельных изменений в организме школьника.
Исследования гигиенистов подтверждают, что даже у младших школьников произвольная физическая деятельность (ходьба, игры) занимает только 15-18% всего времени суток, из них на организованные формы физического развития приходится едва 2-3%. Совместная двигательная активность детей с устройством в школу снижается почти на 50%, уменьшаясь от младших классов к старшим.
Малоподвижная поза за партой сказывается на функционировании многих функций организма школьника, в особенности на сердечнососудистой и дыхательной. При долгом сидении дыхание становится менее насыщенным, обмен веществ унижается, происходит застой крови в ногах, что ведёт к уменьшению работоспособности всего организма, и больше всего — мозга: убавляется внимание, расслабляется память, расстраивается координация движений, вырастает период мыслительных операций.
Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка в особенности проявлена потребность в физической активности. Можно сказать, что главными задачами этого возрастного этапа является усвоение всех доступных движений, проверка и улучшение своих двигательных навыков и тем самым снискать более широкую власть, как над своим телом, так и над внешним физическим пространством. Также, физические навыки представляют одну из трех самых важных, «престижных» сфер в среде сверстников, а хорошее владение собственным телом во многом устанавливает социальный статус ребенка (в большей мере это специфично в мальчишеской среде).
Двигательные умения и навыки обладают внушительной образовательной ценностью, так как базой их является активное творческое мышление, обращенное на анализ и синтез движений.
На основании расширения и обогащения физического опыта улучшается координация движений, энергично развиваются его главные виды: ходьба, бег, прыжки, лазание.
Говоря о лучшем двигательном режиме, нужно учитывать не только начальное состояние здоровья, но и частоту, и периодичность используемых нагрузок. Занятия должны основываться на принципах постепенности и последовательности, повторности и регулярности, индивидуализации. Доказано, что лучшее оздоровительное действие (в плане тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем) дают упражнения аэробного характера: ходьба, не быстрый бег, плавание, лыжные и велосипедные нагрузки. В комплекс ежедневных занятий надо включить также упражнения на гибкость.
1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54
- Алиев, М.Н. Воспитание общей выносливости младших школьников / М.Н. Алиев // Известия ВГПУ. – 2010. – №9. – С. 90-95.
- Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: автореф. дис. д-ра пед. наук / В.П. Губа. – М., 1997. – 50 с.
- Харитонова, Е.Н. Физкультурно-спортивная деятельность как фактор повышения эффективности учебного процесса в школе / Е.Н. Харитонова // Физическая культура: воспитание образование, тренировка, 2007. – №4. – С.76-79.
- Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н.А. Менчинская – М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2013. – 512 с.
Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы/М.:ВАКО,2004-124с.
Источник
Составляющие здорового образа жизни младшего школьника
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Дата публикации: 21.12.2017
Статья просмотрена: 1415 раз
Библиографическое описание:
Гуцу, В. Ф. Составляющие здорового образа жизни младшего школьника / В. Ф. Гуцу, А. В. Топор, М. Д. Ушнурцев. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13516/ (дата обращения: 08.06.2021).
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника.
С поступлением в школу для ребенка начинается один из сложнейших переходных периодов. Привычный вид деятельности — игра меняется на учебную деятельность. Основной формой работы становится урок, предъявляющий для него новые требования. Его обязанности, помимо учебы, часто дополняют занятия языками, посещение спортивных секций, музыкальной или художественной школы, всевозможных кружков. При этом, отправляя детей в школу, родители хотят, чтобы их ребенок был успешным в учебе и общении со сверстниками. И порой совсем забывают о здоровье, которое в этот период жизни требует к себе особо пристального внимания.
На сегодняшний день существует множество определений понятия «здоровье». Так, согласно С. И. Ожегову здоровье — это «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое и психическое благополучие» [6].
И. И. Брехман отмечает, что здоровье — это «не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой… это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации» [3].
Т. Ф. Акбашев, один из основателей валеологии называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком [1].
Многомерность и динамичность состояния здоровья, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции описывается Т. В. Карасевой [5].
Г. Л. Апанасенко считает, что человека необходимо рассматривать как биоэнергоинформационную систему, объединяющую тело, психику и духовный элемент, а значит «здоровье» подразумевает гармоничное развитие данной системы, причем, нарушение любого элемента отражаются на устойчивости всей системы [2].
В. П. Казначеев так же выражает смысл понятия о здоровье человека с позиции системного комплексного подхода [4].
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья.
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.
Г. Л. Апанасенко говорил: «Здоровый образ жизни — это деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой» [2].
Анализ различных подходов к определению понятия «здоровье», дает возможность рассматривать его как интегративную характеристику личности, охватывающую как внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающую в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия между возможностями человека к адаптации и постоянно меняющимися условиями среды.
Соблюдение комплекса мероприятий, направленных на сохранение, укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни. Чтобы понять, на чем и как строиться планирование здорового образа жизни младшего школьника, рассмотрим, факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье и пути их устранения:
‒ Длительное сидение с неправильной осанкой за партой во время уроков, а также при выполнении домашней работы. Портфель, в который укладываются учебники, а также многочисленные рабочие и проверочные тетради, атласы, пособия — тяжелая ноша для младшего школьника (при покупке портфеля родителями не всегда учитываются необходимые характеристики для комфортного ношения груза в нем). Следствием чего может стать сколиоз — одно из часто встречающихся заболеваний у детей младшего школьного возраста. Важное место в консервативном лечении и профилактике детского сколиоза отводится средствам оздоровительной физической культуры. Одним из наиболее эффективных путей профилактики и коррекции отклонений в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата является плавание. Правильно выбранный портфель / рюкзак так же играют немаловажную роль.
‒ Не соблюдение режима труда и отдыха (отсутствие перерыва между занятиями в школе и выполнением домашнего задания, чрезмерная нагрузка после школы в нескольких секциях / кружках одновременно, следствием чего может стать уменьшение количества часов, отводимых на сон и т. д.). Режим — основа нормальной жизнедеятельности младшего школьника, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития. Основные компоненты режима: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Разумное чередования труда, отдыха, физических нагрузок способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами.
‒ Длительное сидение, связанное с выполнением домашнего задания, требованиями дисциплины на перемене в школе, склонность к пассивному отдыху — просмотр телевизора, компьютерные игры приводят к уменьшению двигательной активности, которая, по сути, является одним и важнейших компонентов в формировании здорового образа жизни. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50 %, что отражается на функционировании сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма школьника. Компенсировать нехватку двигательной активности возможно занятиями в спортивных секциях, которые кроме телесной оказывают влияние на становление психики человека. Формируют такие качества как: целеустремленность, умение работать в команде, способность контролировать свои желания, инициативность, самостоятельность, наблюдательность и др. В то же время, правильно организованное физическое воспитание способствует развитию логического мышления, памяти, воображения.
‒ Происходит повышение нагрузки на органы зрения. Избежать ухудшения зрения, помогут простые, правила: не читать лежа и в транспорте; хорошо оборудовать рабочее место в классе и дома (освещение должно быть достаточным и равномерным), для младшего школьника, по возможности, подбирайте книги с крупным шрифтом.
‒ В этом возрасте происходит уменьшение контроля со стороны родителей и зачастую ребенок неправильно пользуется полученной свободой. В этом возрасте учащаются случаи простудных заболеваний. несчастных случаев на дороге и других травм. Дети на свое усмотрение изменяют пищевой рацион (игнорируют полноценный обед, а на карманные деньги приобретаются булки, чипсы и соленые орешки и т.п.).
Для того чтобы младший школьник мог безопасно пользоваться предоставленными свободами, его к этому следует подготовить. Разговаривая с детьми об опасностях, поджидающих на улице, не стоит забывать о воспитании правильных убеждений и навыков. Предоставляя ребенку свободу, необходимо проверять, насколько хорошо он справляется с возложенной на него ответственностью.
Сопротивляемость растущего организма к факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, следует повышать, проводя процедуру закаливания.
Рациональности питания младшего школьника возможно достичь, соблюдая ряд принципов: регулярность, разнообразие, восполнение энерготрат, безопасность питания.
Безопасность питания обеспечивают соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами. Нарушения функционирования желудочно-кишечного тракта — одна из самых распространенных проблем в детском возрасте. Элементарные гигиенические нормы известны даже самым маленьким, но, к сожалению, «знать» не значит «выполнять», вот почему обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков.
Подводя итог, еще раз выделим рассмотренные выше компоненты, на которых базируется ведение здорового образа жизни:
‒ Соблюдение режима дня.
‒ Общая гигиена организма.
. При этом следует отметить, что понятие «здоровый образ жизни» гораздо шире, чем соблюдение режима труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения. В него также входят отношения к себе, к другому человеку, и жизни в целом. Другими словами, «здоровый образ жизни» — это совокупность профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека.
- Акбашев Т. Ф. Третий путь / Т. Ф. Акбашев. — М. — 1996.
- Апанасенко Г. А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование?/ Г. А. Апанасенко // Валеология. — 1996. — № 2. — с. 9–14.
- Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990.
- Казначеев В. П. Основание формирования программы общей и частной валеологии / В. П. Казначеев // Валеология. — 1996. — № 4. — с. 75–82.
- Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т. В. Карасева //Начальная школа. — 2005. — № 11. — с. 75–76.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Оникс-ЛИТ, 2012.
Ключевые слова
Похожие статьи
Личная гигиена младшего школьника | Статья в журнале.
младший школьник, здоровый образ жизни, ребенок, нравственное здоровье, безопасность питания, личная гигиена, домашнее задание, Длительное сидение, двигательная активность, учебная деятельность.
Формирование здорового образа жизни у детей младшего.
здоровье, образовательный процесс, двигательная активность, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ жизни, школьник, младший школьник. Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому.
Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни.
На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного.
Исследование проблемы формирования здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.
Здоровье школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»
Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. В крайнем случае, пока достаточно велика естественная двигательная активность ребенка.
К вопросу сохранения здоровья младших школьников
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, двигательная активность, начальная школа, учащийся
здоровье, гигиеническая информация, начальное общее образование, учебный процесс, безопасный образ жизни, проведение.
Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому.
здоровый образ жизни, здоровье, культура здоровья, формирование здорового образа жизни. Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового.
здоровье, образовательный процесс, двигательная активность, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ жизни, школьник, младший школьник. Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном.
Использование здоровьесберегающих технологий, как системный.
здоровье, образовательный процесс, двигательная активность, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ жизни, школьник, младший школьник. Составляющие здорового образа жизни младшего школьника.
Источник