Социально-значимый проект по физике «Физика и здоровый образ жизни»
специалист в области арт-терапии
СОГБПОУ Ярцевский индустриальный техникум»
Проект «Физика и здоровый образ жизни»
Преподаватель физики О.А. Прохоренкова
«Здоровый человек –
самое драгоценное произведение природы».
Томас Карлейль
Данный социальный проект создан был с целью повышения мотивации у обучающихся к здоровому образу жизни. Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности:
Формирование коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; здоровьесберегающих компетенций: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
Повышение информационной осведомленности обучающихся о социально значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм.
Вовлечение обучающихся в общественную, спортивную, творческую жизнь школы, проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.
2. Обоснование выбора темы
Выбор темы проекта обусловлен социальной значимостью проблемы Здоровья. Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Содержание учебного материала предмета позволяет целенаправленно проводить активную информационную работу и вовлекать обучающихся в двигательную деятельность.
3. Актуальность проекта
Здоровый образ жизни, что это такое и для чего? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
социальный: пропаганда, информационно-просветительская работа;
инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
личностном: система ценностных ориентиров человека.
Содействие в формировании у обучающихся сознательной потребности в ведении здорового образа жизни и пропаганда здорового образа жизни.
5. Задачи проекта
формировать установки на ведение и активную пропаганду здорового образа жизни;
изучение учебного материала предмета физики на примерах проявления физических законов при формировании ЗОЖ;
обучать ответственному отношению к способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;
повышать двигательную активность обучающихся;
профилактика вредных привычек;
сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся.
6. Прогнозируемые результаты
Результаты работы по данному проекту можно оценить по следующим показателям:
повышение мотивации к здоровому образу жизни через творческое и интеллектуальное самовыражение обучающихся;
развитие социально-коммуникативных навыков, таких как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, формирование установки на развитие личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном обществе;
повышение уровня знаний обучающихся о ЗОЖ;
повышение мотивации к двигательной активности.
7. Методы и формы
Беседы, подготовка сообщений, социологический опрос, исследования, квесты, спортивные мероприятия.
Ресурсы: участники — обучающиеся 1 курса, родители, преподаватель, литературные источники информации и технические устройства( компьютер, фотоаппарат).
Сроки : 2018-2019 учебный год
8. План реализации проекта
1 этап. Подготовительный (сентябрь)
Определить источники информации (научная и справочная литература, интернет-ресурсы, беседы с медицинскими работниками, преподавателями, классными руководителями, родителями, психологом).
Анализ учебного материала предмета.
2 этап. Планирование работы (октябрь)
Составить план действий по формированию ключевых компетенций обучающихся в вопросах сохранения и укрепления здоровья; повышению информационной осведомленности о социально значимых заболеваниях .
Внести в тематическое планирование уроков новое содержание по ЗОЖ.
3 этап. Реализация проекта (ноябрь — апрель)
презентации по темам;
подготовка видео- и фотоматериалов;
беседы и внеклассные мероприятия.
4 этап. Рефлексия (май)
Сделать выводы о степени достижения поставленных целей и задач.
В ходе реализации проекта «Физика и Здоровый образ жизни!» были получены следующие результаты:
У обучающихся появился интерес и желание вести здоровый образ жизни.
Дети с удовольствием принимали участие в различных физкультпаузах на уроках.
Обучающиеся самостоятельно проявляли инициативу к движению: изучали новые формы и виды отдыха на уроках и разучивали их с одноклассниками.
Проведено значительное количество бесед и найден большой объем материала по теме ЗОЖ.
Обучающиеся приняли активное участие в различных мероприятиях: квесты, флешмобы, смартмобы и акции.
Воспитательная ценность проекта: У обучающихся значительно повысился интерес и желание проводить физкультпаузы на уроках, заниматься физкультурой.
Познавательная ценность проекта:
У обучающихся повысился уровень знаний о значимости здорового образа жизни.
Расширилось представление о здоровом питании, закаливающих мероприятиях, гигиене.
9. Перспектива проектной деятельности в данном направлении
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжить систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегающие технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья школьников.
Проект не ставил целью достижение высоких результатов за один учебный год. Главное было – оказать помощь обучающимся в проявлении их потенциальных возможностей, дать им информацию о ЗОЖ чтобы, взрослея, дети были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.
Источник
Проект по физике на тему: «Физика и здоровье» (10 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект подготовили Обучающиеся 10 класса под руководством учителя физики Ефимовой. Л. Н. МБОУ «Глебычевская СОШ» 2017 год
Информационная справка о проекте 1. Название проекта: «Физика и здоровье» 2. Руководитель проекта: Ефимова Е. А. 3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: физика, химия, биология. 4. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 10 класс 5. Перечень учебных тем, к которым проект имеет отношение: «Электродинамика», «Оптика», «Квантовая физика» 6. Тип проекта по количеству участников: групповой (для учащихся одного класса) 7. Тип проекта по продолжительности выполнения: средней продолжительности (10 уроков) 8. Тип проекта по характеру деятельности учащихся: информационно-исследовательский 9. Тип проекта по предметно-содержательной области: монопроект 10. Тип проекта по характеру управления: непосредственный (обучающиеся имеют возможность общения с учителем, как в урочное, так и во внеурочное время) 11. Актуальность: На уроках по физике возникла потребность в более глубоком изучении темы «Роль физики в медицине». Так как большинство приборов в медицине созданы благодаря новым открытиям в области физики. 12. Объект исследования: медицинская техника и приборы. 13. Предмет исследования: значение электричества в науке и жизни 14. Мотивационный компонент: «Ученье – свет, а неученье – тьма» 15. Руководитель проекта: учитель физики Ефимова Любовь Николаевна 16. Консультанты проекта: учитель физики, учитель химии, учитель биологии. 17. Информационные и материально-технические ресурсы: книги, Интернет-ресурсы, компьютер.
18. Цель проекта для учеников: выяснить, какую роль играет физика в медицине. 19. Цель проекта для учителя: повысить интерес учащихся к предмету, развивать их познавательные интересы, формировать речевую, коммуникативную и информационную компетентности. 20. Задачи проекта: Проследить исторический опыт человечества по использованию и применению медицинской техники; Систематизировать и структурировать материалы; Составить компьютерную презентацию для защиты; Показать значение физики в изобретении современных медицинских приборах; Развитие сотруднических умений и навыков (умения коллективного планирования, оказания взаимопомощи в группе при решении общих задач, умение находить и исправлять ошибки в работе, содействие воспитанию чувства ответственности, позитивного отношения к изучению предмета физики). 21. Результаты проекта Данный проект является самостоятельной работой учащихся 10 класса под руководством учителя физики Ефимовой Е. А. В процессе работы над проектом ученики должны были не только выявить роль физике в медицине, но и сделать собственные выводы о важности данного проекта. В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы с текстом, работа в группах, взаимодействие с взрослыми (библиотекарем, учителями — предметниками), защита проекта способствовали формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдовой презентации. Обучающиеся 10 класса выяснили, какую роль играет физика в нашей жизни, как человек создает новые приборы в медицине для излечения тяжелых заболеваний.
Физика и медицина — наука о явлениях природы и наука о болезнях человека, их лечении и предупреждении — очень тесно связаны.
Источник
§ 28. Физика на службе здоровья человека
Антропометрия. Среди многообразных и сложных процессов, протекающих в организме человека, можно выделить некоторые процессы, имеющие физическую природу. Например, дыхание связано с движением газа, которое изучает такой раздел физики, как аэродинамика, с теплоотдачей, которую рассматривает термодинамика, с испарением, которое является примером фазовых превращений веществ.
Большинство измерений, проводимых с целью диагностики и ис-cлeдoвaния opгaнизмa чeлoвeка, являются физическими измерениями или измерениями физико-химических величин. Нepeдкo физические факторы применяются для воздействия на организм с целью лечения. И в том, и в другом случае используются особые физические приборы.
Антропометрия — это измерение основных физических показателей человека (взвешивание, измерение длины тела, основных показателей дыхания и т. д.).
Для измерения длины тела используют ростомер, представляющий собой вертикальную планку с нанесённой на ней сантиметровой шкалой, укреплённую на площадке. На рост человека влияют многочисленные социальные и экологические факторы, наследственность, болезни, возраст, пол, а также принадлежность к той или иной группе народов. Так, средний рост китайцев-горожан — 170 см (у мужчин) и 158 см (у женщин), средний рост россиян составляет 176 см и 164 см соответственно, голландцев — 184,8 см и 168,7 см.
Измерение массы тела производят на медицинских весах. Для определения оптимального веса человека предложен ряд формул. Часто используют так называемые весоростовые индексы, характеризующие нормальный вес человека в сравнении с длиной тела. Например, индекс Брока: из значения длины тела (в см) вычитают 100, т. е. P = L — 100, где Р — масса тела (в кг), L — длина тела.
Для измерения основных показателей дыхания используют специальный прибор спирометр (рис. 122). Человек делает глубокий вдох и, зажав нос, выдувает воздух через спирометр. Специальная шкала показывает, какой объём воздуха выдыхает человек.
Рис. 122. Определение жизненной ёмкости лёгких с помощью спирометра
При спокойном вдохе и выдохе через лёгкие проходит сравнительно небольшой объём воздуха. Это дыхательный объём, который у взрослого человека составляет примерно 500 мл. Акт вдоха проходит несколько быстрее, чем акт выдоха. Обычно за одну минуту совершается 12—16 дыхательных циклов. При форсированном (глубоком) вдохе человек может дополнительно вдохнуть ещё определённый объём воздуха. Этот резервный объём вдоха, максимальный объём воздуха, который способен вдохнуть человек после спокойного вдоха, равен примерно 1,8—2,0 л.
Жизненная ёмкость лёгких — это объём воздуха, выдохнутого из лёгких после максимального вдоха при максимальном выдохе, который составляет в среднем у мужчин 3,5—5,0 л, у женщин — 3—4 л.
Тепловые измерения и теплотерапия. Точные измерения температур — это неотъемлемая часть медицинской диагностики. С этой целью используют специальные устройства — термометры. Температура тела человека является показателем теплового состояния организма и остаётся относительно постоянной. В норме температура тела человека, измеренная в подмышечной впадине, колеблется в пределах 36,4—36,8 °С.
Кроме хорошо известного всем ртутного термометра в практику всё более входят современные термометры, например электронный (рис. 123). Такой термометр измеряет температуру тела при помощи специального встроенного чувствительного датчика, а результат измерений отображает в цифровом виде на дисплее. Электронный термометр имеет ряд преимуществ по сравнению с ртутным: он безопасен (не содержит ртути), его невозможно разбить, времени на измерение температуры уходит меньше, его можно использовать даже в темноте, он имеет память с последними измерениями (от 1 до 25).
Рис. 123. Ртутный и электронный термометры
Повышенные и низкие температуры широко применяются в медицинской практике. Для лечения используют нагретую воду до +45 °С, торф и грязи (до +50 °С), парафин (до +60—70 °С). Такой диапазон нагрева объясняется различной теплоёмкостью этих веществ. Как универсальное охлаждающее средство в медицине используется лёд. Применение низких температур для лечения носит название криогенного метода.
Ультразвук. Измерение артериального давления. Ультразвук используют для диагностики заболеваний человека.
Механические колебания и волны с частотами более 20 кГц называются ультразвуком.
Метод определения опухолей и отёков головного мозга называется энцефалографией. Измерение размеров сердца в динамике производят с помощью метода ультразвуковой кардиографии. При операциях ультразвук применяют как своеобразный скальпель, способный рассекать и мягкие, и костные ткани. Способность ультразвука измельчать лекарственные вещества, помещённые в жидкость, используется для получения аэрозолей, которые применяют для лечения туберкулёза, бронхиальной астмы, катара верхних дыхательных путей.
Органом, который создаёт непрерывное движение крови по сосудам, а следовательно, и давление в них, является сердце. Этот удивительный орган, неустанно работающий на протяжении всей жизни человека, во все времена восхищал поэтов и вдохновлял их на замечательные стихи.
Что такое сердце?
Камень твёрдый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар, на шар земной похожий?
Как вы уже знаете, артериальное давление — это давление крови в крупных артериях человека. Оно складывается из двух показателей: верхнего (систолического) давления — показывает уровень давления крови в момент максимального сокращения сердца и нижнего (диастолического) — показывает уровень давления крови в момент максимального расслабления сердца. Артериальное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.). Напомним, что оптимальное значение величины артериального давления у человека составляет 120/80. Это означает, что величина верхнего давления равна 120 мм рт. ст., а нижнего — 80 мм рт. ст. Вы уже знаете, что нарушения артериального давления характеризуются гипертонией и гипотонией.
Гипертония — стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм рт. ст. и выше. Симптомами гипертонической болезни помимо резкого повышения артериального давления (криза) являются головные боли, головокружение, тошнота, нарушение слуха. Гипертония — это причина болезней сердца, головного мозга, сосудов глаз, почек. Повышение давления на каждые 10 мм рт. ст. увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний на 30%. У людей с повышенным давлением в 7 раз чаще развиваются нарушения мозгового кровообращения (инсульты), в 4 раза чаще бывает ишемическая болезнь сердца, в 2 раза чаще — поражение сосудов ног.
Гипотония — низкое артериальное давление от 100/60 мм рт. ст. и ниже. Она приводит к недостаточному кровоснабжению и кислородному голоданию головного мозга, в результате чего появляются слабость, вялость и утомляемость.
Измерение артериального давления связано с именем русского хирурга Н. С. Короткова (1874—1920), который предложил для этой цели простой прибор — тонометр, состоящий из механического манометра, манжеты с грушей и фонендоскопа. Метод основан на полном пережатии манжетой плечевой артерии и выслушивании тонов, возникающих при медленном выпускании воздуха из манжеты. Для измерения артериального давления в настоящее время применяются также и электронные полуавтоматические и автоматические тонометры (рис. 124).
Рис. 124. Разные виды тонометров
Применение электрического тока и лазеров в медицине. Постоянный ток используется в лечебной практике для введения через кожу или слизистые оболочки организма человека лекарственных средств, этот метод называется электрофорезом. С использованием электрического тока работают такие медицинские приборы, как электростимуляторы и дефибрилляторы, позволяющие спасти жизнь пациенту.
Рис. 125. Схема действия электрофореза
Электростимуляторы (рис. 125) генерируют гармонические и импульсные электромагнитные колебания низких частот (например, кардиостимуляторы, которые предназначены для воздействия на ритм сердца), а высоких — дефибрилляторы (рис. 126), кратковременно подают ток высокого напряжения (порядка 4000—7000 B) и приводят к восстановлению нормальной деятельности сердца.
Рис. 126. Реанимация с помощью дефибриллятора
Лазер — устройство, преобразующее различные виды энергии (электрическую, световую и др.) в энергию когерентного (согласованного) электромагнитного излучения с высокой направленностью луча.
Лазеры могут давать излучение в весьма широком диапазоне длин волн — от 100 нм (ультрафиолетовый свет) до 1,2 мкм (инфракрасное излучение) и работать как в непрерывном, так и в импульсном режиме. Само слово «лазер» составлено из первых букв английского словосочетания light amplification by stimulated emission of radiation — усиление света посредством вынужденного излучения. В отличие от других источников света, лазер генерирует световые лучи, способные гравировать, сваривать, резать материалы, передавать информацию, осуществлять измерения, контролировать процессы, получать особо чистые вещества, направлять химические реакции. Недаром прототип лазера был положен в основу романа А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».
Развитие лазерной медицины идёт по трём основным направлениям: лазерная хирургия, лазерная терапия и лазерная диагностика.
Лазерный луч, используемый в качестве скальпеля, например в хирургии глаза (рис. 127) и пластической хирургии, делает относительно бескровный разрез, так как одновременно с рассечением ткани коагулирует края раны, как бы приваривая встречающиеся на пути разреза кровеносные сосуды.
Рис. 127. Операция на сетчатке глаза при помощи лазера
В основе лазерной терапии лежит влияние направленного светового потока (лазера) на живую ткань, клетки которой обновляются, восстанавливают свою жизнедеятельность. Лазерный луч расширяет капилляры, улучшает циркуляцию крови, питание тканей, а всё это вместе приводит к тому, что ускоряются процессы заживления в поражённых местах. Лазерная терапия благотворно влияет на иммунитет, уменьшает вязкость крови, усиливает лимфоток, снижает холестерин, обезболивает, обладает антимикробным, антивирусным и противоаллер-генным эффектом. В лазерной терапии низкоинтенсивные лучи применяют для лечения трофических язв, ишемической болезни сердца, для уменьшения размеров опухолей. Особенно эффективна лазерная терапия для лечения ЛОР-заболеваний: гайморитов, ринитов, синуситов, тонзиллитов и связанных с ними заболеваний дыхательного аппарата, например бронхиальной астмы.
Лазерная диагностика позволяет быстро и точно установить диагноз при заболеваниях глаз, пищеварительной, кровеносной систем и предложить эффективную программу их лечения.
Магнитный резонанс и рентгенодиагностика. Для исследований организма человека используют метод магнитного резонанса — избирательного поглощения электромагнитных волн, помещённых в магнитное поле. Постепенно, послойно сканируя исследуемый орган, врачи получают магнитно-резонансную томографию (МРТ). На снимке можно различать кости, сосуды, ткани с различными повреждениями. Например, с помощью этого метода можно отличить серое вещество мозга от белого (рис. 128), опухолевые клетки от здоровых даже в том случае, если размеры повреждённых участков составляют доли миллиметра.
Рис. 128. МРТ — снимок головного мозга
В 1896 г. весь мир обошёл рентгеновский снимок кисти жены В. К. Рентгена (1845— 1923). На нём ясно были видны все кости и даже кольца (рис. 129). Так в медицину вошёл метод, который в честь автора называют рентгеном. Просвечивание внутренних органов с диагностической целью называют рентгенодиагностикой. Используют для этого фотоны с энергией 60—120 кэВ.
Рис. 129. Снимок кисти жены В. К. Рентгена фрау Берты
Существенное различие в поглощении разными тканями рентгеновских лучей позволяет в теневой проекции видеть изображения внутренних органов и скелета человека. Если исследуемый орган и окружающие ткани примерно одинаково задерживают рентгеновское излучение, то используются специальные контрастные вещества. Например, при рассмотрении кишечника и желудка пациентам натощак дают кашеобразную массу сульфата бария — «баритовую кашу». Яркость изображения зависит от интенсивности рентгеновского излучения.
Чтобы уменьшить нежелательные биологические последствия для организма, снижают интенсивность такого излучения, используют другой вариант рентгенографии — флюорографию, при которой на чувствительной плёнке фиксируется изображение с большого рентгеновского экрана. Рентген используется также для получения послойного, объёмного изображения тела — томографии.
Источник