Формирование духовного здоровья молодежи

Духовное формирование молодежи

Негативные тенденции, не учитывающие реалии общественного развития. Реализация концепции гуманизации методов образования. Воспитания подрастающего поколения. Проблема формирования духовной культуры современной молодежи и стратегия ее возрождения.

Рубрика Социология и обществознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 23.11.2012
Размер файла 13,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Духовное формирование молодежи

В современной школе наметились негативные тенденции, не учитывающие реалии современного общественного развития. Реализация концепции гуманизации связана со слабой разработкой конкретных форм и методов образования. Воспитание стало идейно обескровленным, а в целом — неуправляемым. Формирование нового поколения связано с созданием новой, целостной, основанной на ценностях народов России (в том числе и религиозных), интегральной системы образования. Потеря смысла человеческого бытия — духовности — может привести к деградации общества. Понятия «духовность» и «нравственность» призваны стать конкретными материальными и социальными явлениями.

Успешное развитие воспитания подрастающего поколения зависит в определенной степени от знания духовных ценностей, педагогической культуры народа, и умения использовать опыт народного воспитания в развитии и формировании человека. Поэтому одной из важнейших проблем современной педагогической науки является проблема изучения и оценки народных педагогических идей и опыта воспитания.

Читайте также:  Способы ходьбы для здоровья

Решением данной проблемы должны заниматься сообща родители, общественность, власть. Исключительная роль в духовном воспитании молодежи отводится школе.

Проблема формирования духовной культуры современной молодежи имеет разнополярную направленность. Эффективное их решение возможно при наличии следующих педагогических условий и принципов:

— соответствующей научно — методической базы;

— интеграции учебно-воспитательного процесса;

— компетентных педагогических кадров;

— обеспеченности современной материально — технической базы;

— единого социопедагогического пространства;

— системной оценки и учета уровня сформированности духовной культуры молодежи.

Оценка уровня сформированности духовной культуры молодежи должна включать три уровня контроля: внутренний — осуществляемый самими образовательными учреждениями; промежуточный — осуществляемый муниципальными органами управления образованием; внешний — осуществляемый государственным органом управления образованием.

Результативность должна определяться по следующим показателям и критериям, соответствующими современным требованиям развития образования:

— сформированости у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

— приобщению их к нравственным общечеловеческим ценностям, способствующих узнаванию и укреплению национального самосознания, как важного для сохранения самобытности общества и истории;

— формированию культуры нового поколения, образования и приобщения ко всему богатству этнокультуры, которые позволяют соотносить себя с другими культурами и их носителями, осознавая свое место и предназначение в цивилизационном развитии;

— овладению ценностями окружающей социоприродной среды в форме исторически сложившихся предметов культуры, воплощенных в отобранных этносом духовно-нравственных идеях-ценностях и осваиваемых в деятельности;

— готовности молодежи к принятию накопленного опыта, знаний, основных этнических ценностей и норм.

Таким образом, возрождение этнической культуры в современных условиях, несомненно, возможно только через возрождение этнокультуры в системе образования и при соблюдении нами определенных педагогических условий и принципов. Для этого необходимы ясное осознание нового качества современной этнокультуры, обновление существующей практики в системе образования и воспитания национальной школы.

Стратегия возрождения духовной культуры должна включать признание роли родного языка, развитие национальной культуры, признание ценностей культуры в образовании.

Формирование этнокультурного человека, сочетающего в себе системные знания в области национальной культуры и позитивное эмоциональное отношение к ней, гармоничное национальное самосознание, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому и межкультурному диалогу, возможно лишь при функционировании традиционной системы воспитания и социализации молодого поколения.

Что касается физического здоровья молодежи, здесь необходимо отметить что, современный учебный процесс предъявляет к студентам большие психологические и физиологические требования, к ним относятся: высокие умственные нагрузки, интенсификацию учебного процесса, малоподвижный образ жизни, отсутствие условий для занятий физическим воспитанием, неудовлетворительную пропаганду здорового образа жизни, что содействует ухудшению здоровья студентов, а также низкий уровень знаний о культуре здоровья человека, распространенность среди студентов табакокурения, употребления алкогольных напитков, наркотиков, неудовлетворительную организацию физического воспитания в вузах и т.д.

Представление о физической культуре связано со следующими составляющими ее компонентами: «физическая культура» («физкультура») и «спорт». Каждый из этих компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей.

Формирование здорового образа жизни в молодежной среде — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности молодых людей. Ориентированность молодежи на ведение здорового образа жизни зависит от множества условий. Это и объективные общественные, социально-экономические условия, позволяющих вести, осуществлять здоровый образ жизни в основных сферах жизнедеятельности (учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга), и система ценностных отношений, направляющая сознательную активность молодых людей в русло именно этого образа жизни.

Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни в молодежной среде обусловлена, прежде всего, критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения. Причинами нарушений здоровья являются как факторы внешней среды (неблагоприятные экологические факторы), так и факторы риска, имеющие поведенческую основу: курение, употребление алкоголя, иных токсических и психоактивных веществ, отсутствие интереса к регулярным занятиям физической культурой, несоблюдение правил личной гигиены и др.

Можно сделать вывод, что современная система мер, предпринимаемых обществом для формирования образа жизни, способствующего укреплению здоровья молодых людей и включения их в активную социальную жизнь, развивается и реализуется на трёх уровнях:

— социальном: пропаганда здорового образа жизни средствами массовой информации, проведение образовательной и информационно-просветительской работы учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, подростково-молодежными клубами, общественными объединениями и др.;

— инфраструктурном: создание условий для ведения здорового образа жизни в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), развитие сети физкультурно-спортивных и досуговых организаций, региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики, восстановительной медицины и реабилитации); проведение экологического контроля; оснащение образовательных, медицинских и др. учреждений, организаций необходимым оборудованием и проч.;

— личностном: формирование системы ценностных ориентаций молодого человека, стандартизация бытового уклада его жизни.

молодежь гуманизация образование духовный

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Выраженные негативные тенденции в качестве подрастающего поколения. Главные проблемы, стоящие перед Россией в области здравоохранения. Изучение влияния средств массовой информации на детей. Общее понятие об интернет-зависимости, причины возникновения.

контрольная работа [17,7 K], добавлен 26.01.2013

Подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака. Факторы формирования и тенденции развития ценностных ориентаций современной российской молодежи по отношению к семье. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи.

дипломная работа [96,9 K], добавлен 23.06.2013

Становление жизненной стратегии молодого поколения. Влияние семьи на жизненную ориентацию и образование. Роль образования в формировании жизненной стратегии среди городской и сельской молодежи. Факторы, влияющие на изменение жизнедеятельности молодежи.

реферат [32,0 K], добавлен 26.01.2017

Анализ проблем молодежи и их роли в общественной жизни. Социальное развитие молодежи как процесс ее становления субъектом общественной жизни. Характеристика и направленность социального развития молодого поколения и всего общества в современной России.

контрольная работа [29,5 K], добавлен 01.12.2010

Определение понятия молодежь как особой социально-возрастной специфической группы в обществе. Характеристика современной белорусской молодежи, анализ системы ее социокультурных ценностей. Решение проблем патриотического воспитания молодого поколения.

контрольная работа [21,1 K], добавлен 03.11.2010

Общественные ценности современной американской молодежи. Иерархия современных американских ценностей. Определение патриотизма в рамках современной американской действительности. Способы воспитания патриотизма в среде молодого американского поколения.

дипломная работа [296,6 K], добавлен 16.08.2019

Роль и значимость трудового воспитания подрастающего поколения. Задача создания условий для социально-экономической адаптации молодежи, ее включения в систему трудовых отношений. Формирование у учащихся начальных представлений о трудовой деятельности.

доклад [15,1 K], добавлен 03.02.2011

Источник

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЕГО ФОРМИРОВАНИИ

Сегодня проблема обеспечения безопасности России и ее граждан приобрела ключевое, решающее значение. Происходящие изменения в обществе, в частности в социально-экономической, политической, духовно-нравственной, информационной сферах с одной стороны, создают качественно новые возможности выбора жизненного пути, с другой — оказывают деструктивное воздействие, вызывающее у многих людей дезориентацию в современной социальной ситуации, негативно отражаясь на планах, целях и качестве жизни, повышают социальную напряженность и приводят к нарастанию социального неблагополучия, росту аддикций, кримининализации социальной среды, ухудшению духовного здоровья общества.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года к числу угроз национальной безопасности относит «засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев». Растут угрозы дестабилизации мировоззренческого характера, дебилизации, которые имеют и глобальный, и региональный, и локальный масштабы. Соответственно растет уязвимость человека, социальных групп, общества, государства в духовной, ценностной сфере. Произошло снижение «этической планки» и общекультурного уровня широких народных масс, т.е. понижение духовных моральных, интеллектуальных, физических качеств, необходимых для выживания [1].

Духовное здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Стоит уделять особое внимание духовному здоровью ребенка, воспитанию гражданственности и патриотизма. Все это способствует определению природных задатков, для развития творческих способностей, привлечения к возрождению, сохранению и улучшению культурных ценностей накопленных поколениями, развития объективной самооценки и саморегуляции поведения, способности прочной адаптации в социуме — на наш взгляд, это самые актуальные проблемы, решение которых приведет к нормализации духовного здоровья подрастающего поколения.

Никогда не стоит забывать, что дети это не только наше будущее, но и наше настоящее, поэтому для решения данной проблемы стоит задействовать все институты гражданского общества, в области культуры, этноса и религии. Отсутствие духовного развития приводит к моральному разложению общества.

Если обратиться к истории России, то мы увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Особая роль в духовной жизни общества принадлежит религии. Религия является одной из древнейших форм культуры. Она является одним из наиболее устойчивых общественных институтов. Православные устои и традиции национальности всегда ярко отражались в культуре России. Термин духовное здоровье вышло из употребления в постреволюционный период России, где в воспитании подрастающего поколения на первый план ставилось развитие патриотизма к родине и преданность идеям социализма. В данный момент наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. На сегодняшний день материальные ценности превосходят над духовными, а из этого можно сделать вывод, что у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Для того чтобы вернуться к основам духовно-нравственного воспитания, необходимо создать условия для развития духовного здоровья.

Духовно-нравственное воспитание — это комплексная проблема и решать ее нужно постепенно, включая в этот процесс как взрослых, так и детей.

Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

— помощь учащимся в развитии интеллектуальных, физических и духовных задатков; разработка личных нравственных убеждений;

— научить понимать, пи работать в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

— создавать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

— сосредоточить внимание детей на содержании материала, представляющего духовные ценности, в основе которых Слово и Действие.

И с этого момента начинается деятельность, от которой зависит весь процесс воспитания и обучения, по формированию:

1. Социальности, способности к изучению и освоению физического мира. Где в работе идет обращаться к традиционному отечественному культурному и духовному наследию.

2. Формированию способности к экономической, творческой интеллектуальной деятельности.

3. Способности испытывать добрые чувства, ценить их. Нужно помнить, что мир духовных ценностей навязывать ребенку нельзя, в процессе воспитания, нравственные знания становятся прочувственным опытом, в ходе чего формируется полноценная личность.

4. Способности брать на себя ответственность, лидировать, активно изменять мир.

5. Способности к нравственным поступкам[2].

Стоит уделять особое внимание духовному здоровью ребенка, воспитанию гражданственности и патриотизма. Все это способствует определению природных задатков, для развития творческих способностей, привлечения к возрождению, сохранению и улучшению культурных ценностей накопленных поколениями, развития объективной самооценки и саморегуляции поведения, способности прочной адаптации в социуме, на наш взгляд, решение данных приведет к нормализации духовного здоровья подрастающего поколения.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранения их здоровья. Так в стандарте описан следующий портрет выпускника основной школы: «выпускник —

-любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

-осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

-социально активный, уважающий закон и право порядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

-уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

-осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды».

Решение данных задач, в частности, возможно и в процессе образования в области безопасности жизнедеятельности (таблица 1).

Возможности курса ОБЖ в обеспечении духовно-нравственной безопасности общества

Задачи духовно-нравственной безопасности общества

Содержание курса ОБЖ

Воспитание у подрастающего поколения патриотизма

Основы обороны государства и воинская обязанность

Формирование у детей культуры здоровья (в том числе профилактика употребления психоактивных веществ и других аддикций)

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Развитие гуманизма (в том числе профилактика агрессии и насилия)

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

Формирование у детей культуры безопасности (в том числе противодействие идеологии экстремизма и терроризма)

Чрезвычайные ситуации социального характера: терроризм — угроза обществу

Формирование у детей информационной культуры (в том числе противодействие манипуляции сознанием)

Чрезвычайные ситуации социального характера: безопасность в сети Интернет

Формирование духовного здоровья учащихся должно осуществляться как по школьной программе ОБЖ, так и во внеклассных мероприятиях. Необходимо обучать учащихся не подвергаться провокациям экстремистов и религиозных фанатиков, проводить семинары и дискуссии о вреде алкоголя, курения, наркотиков и т.д.

Список литературы:

1. Кисляков П.А. От нравственного здоровья личности к духовно-нравственной безопасности общества // Образование и здоровье: Материалы Всероссийской научной школы здоровья с международным участием (19-21 марта). — Стерлитамак: СФ БашГУ, 2013 — С. 89-92.

Источник

Оцените статью