Формирование населения культуры здоровья

Формирование населения культуры здоровья

Здравствуйте, в этой статье я хочу поговорить о том, что являет собой одно из главных понятий Здорового образа жизни – о культуре здоровья.

Культура здоровья – это понятие, которое состоит из теоретических представлений о принципах, способствующих здоровью, а также правильное применение в ежедневной жизни факторов активизации здоровья, то есть оздоровления (Разумов А.Н., 1996). Культура здоровья человека отражает его личностную гармонию, его отношения с окружающими и природой, а кроме этого его самовыражение в различного вида деятельности.

Культура здоровья каждого это взаимосвязь составляющих познавательного, эмоционального, мотивационного и коммуникативного плана.

  1. Под познавательным критерием мы подразумеваем то, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». Тут имеет значение осведомленность человека в отношении физиологических и негативных процессов в организме, и о воздействии на них окружающей среды и образа жизни. Наформирование культуры здоровья также также оказывает влияние то, насколько человек восполняет знания в данной сфере. Следует отметить, что сейчас достаточно часто можно заметить несоответствие образа «культуры здоровья» в понимании человека с его реальным поведением. Я говорю о ситуации, когда стиль жизни человека и поведение не соответствуют его представлениям о «правильном, здоровом образе жизни». Возможно это происходит по причине недостаточной мотивации человека на соответствие этому образу.
  2. Эмоциональный компонент представляет собой физический и социальный уровень благополучия, качественная характеристика жизни. Иными словами, от доминирующих эмоций человека, зависит состояние его психики. А оно, влияет на физическое состояние человека, а также определяет отношение человека в целом к жизни. Факторы, влияющие на эмоциональный фон – это финансовое состояние человека, это качество здоровья, межличностные отношения, личностные проблемы и др. Эмоциональный фон является основой развития психосоматического заболевания или расстройства, поскольку одной из главных причин их появления являются стрессы связанные с эмоциями. Они вызывают перестройку нервных и эндокринных регуляторных механизмов и процессов адаптации. Однако, позитивный эмоциональный настрой благотворно влияет на физическое состояние организма. К примеру, оптимисты менее склонны к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Процесс выздоровления для оптимистов также протекает более быстро.
  3. Коммуникативный компонент – это важная составляющая здоровья человека, поскольку выражает адекватность взаимоотношений человека в обществе и с окружающим миром. Качество коммуникации зависит от воспитания, личностного опыта, культурного влияния и психологических характеристик личности. Коммуникация отражает самоконтроль, самокоррекцию и уровень психологического здоровья.
  4. Никакие теоретические знания в сфере культуры здоровья не смогут сами по себе сформировать правильное поведение личности. Активное, сознательное отношение человека к охране и укреплению собственного здоровья должно требовать от личности наличия волевых качеств(самообладание, целеустремленность). Именно поэтомумотивационный компонент, то есть мотивация на формирование высокой культуры здоровья особенно важна, когда речь идет о культуре здоровья.
Читайте также:  Чем вреден керамзит для здоровья

Формирование культуры здоровья
Формирование культуры здоровья сегодня в обществе представляет собой сложный интегративный процесс. Следует выделить ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на сформированность культуры здоровья личности:

Сегодня социо-экономическая среда влияет на формирование культуры в целом на общество и отдельно на каждого человека. К примеру, дети из семьи с низким социальным статусом менее расположены к занятиям физкультурой, нежели дети из семей из более благополучных семей(По данным ВОЗ).

Очень важна роль культурной среды, вероисповедания, общего уровня образования. К примеру, в Англии проведенное обследование физической активности выявило, что человек, который более образован склонен больше уделять внимания физическими упражнениям (Allied Dunhar national fitness survey). Также установлено, что интеллектуальная профессия в среде тех, кто занимается спортом или физической нагрузкой встречается в два раза чаще, чем профессии неквалифицированных рабочих или экономически неактивных людей (Питание издоровье в Европе, Региональные публикации ВОЗ, № 96). Мужчины без работы и ряд безработных женщин ведут, часто ведут, менее активный образ жизни, чем те которые работают (Health update 5: physical activity).

Воспитательный компонент оказывает влияние на образ «культуры здоровья», который уже сформирован культурно-социальной средой. Эффективное образование в сфере культуры здоровья приводит к изменениям в мыслях, переоценке ряда жизненных ценностей ( в основном негативного плана) и появлениям нужных навыков. Как результат – меняется или формируется поведение и стиль жизни. Мы говорим о влиянии, которое оказывается на личность в детский и юношеский периоды, а именно – в учреждениях сферы образования. Факторами, которые являются главными в данном случае будут сберегающая инфраструктура учреждения, формирование и сохранение здоровья в организации воспитательно-образовательного процесса с применением комплексного подхода. Познавательный и мотивационный компоненты будут в данном случае определяющими при формировании механизма влияния на учащихся. Познавательный компонент – это, в данном случае, информированность учащихся в области культуры здоровья. В учебных заведениях необходимо больше внимания уделять замотивированности учащихся на здоровый образ жизни. Таким образом, вырабатывается осознанная необходимость в личных убеждениях на отсутствие вредных привычек и активность собственной личности.

Читайте также:  Мое здоровье основа общества

Сегодня воспитательный фактор усилен влиянием СМИ (телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы). Стереотипность формируется этими источниками информации, а степень доверия молодых именно этим источникам часто выше, чем всем остальным.

Медико-физиологические факторы, влияющие на формирование культуры здоровья – это режим дня и активности человека, мероприятия по оздоровлению, организация физ. воспитания,методика этого воспитания – это личностный опыт в сфере здоровья , а также его привычки.

Культура здоровья должна начинать сформировываться еще в детстве, а затем укрепляться на протяжении жизни человека. Также следует отметить, что человеку необходимо постоянно реализовывать свою теорию о Здоровом образе жизни в своем поведении каждый день, так как это стабилизирует его здоровье.

Понятие “Оздоровление”
Тема ”культура здоровья” стала актуальна в современности относительно недавно, по причине роста болезней, которые связаны с образом жизни человека. У нас в стране проблематика выражается в прогрессе уменьшения численности населения. Основная причина – падение рождаемости. Но кроме этого, высока смертность работоспособного населения, из- за снижения так называемых механизмов адаптации, социально-психологического и физиологического характера. Данная ситуация свидетельствует о необходимости изменить подход к здравоохранению (в центр внимания которого, сегодня попадает больной). Следует больше уделять внимания профилактике болезней, а не их лечению (в центре внимания – здоровый). То есть, нужно выбрать методику, которая направлена не столько на лечение болезни, сколько, на её профилактику, а это – оздоровление

Оздоровление – это увеличение возможности адаптации человека для того, чтобы предупредить заболевание и улучшить качество жизни людей, которые ослаблены под воздействием негативных факторов среды, или которые имеют функциональные расстройства здоровья.

На такой основе появилась концепция «Сохранения здоровья здоровых», в основании которой лежит охрана и восстановление здоровья человека, именно здорового. Появление данной теории определило появление такой отрасли здравоохранения, как восстановительная медицина.

То есть, на первый план выступает сохранение и восстановление здоровья человека а также реабилитация больного или инвалида, а это и есть оздоровление человека. Восстановительная медицина использует современные и традиционные методики оздоровления, применяющиеся человеком тысячелетиями.

В завершении хочется пожелать Вам постоянного роста именно Вашей уникальной Культуры Здоровья и отсутствия болезней на Вашем жизненном пути. Будьте Здоровы!

Источник

Формирование культуры здоровья — ответственная задача учреждений народного образования

Статья просмотрена: 8874 раза

Библиографическое описание:

Бахтин, Ю. К. Формирование культуры здоровья — ответственная задача учреждений народного образования / Ю. К. Бахтин, Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4635/ (дата обращения: 08.06.2021).

Специалист педагогической профессии, по своему профессиональному предназначению, призван формировать высокий уровень общей культуры у подрастающего молодого поколения.

Прежде всего, это относится к молодым специалистам – выпускникам педагогических университетов, которые получают фундаментальное и систематизированное, разностороннее и глубокое высшее профессиональное педагогическое образование.

Образование понимается нами как системное, целенаправленное и развивающее интеллектуальное воздействие на личность, которое включает и обеспечивает обучение, воспитание и развитие человека, формируя его кругозор, мировоззрение, знания и умения. Образовательное формирующее воздействие особенно продуктивно в молодом возрасте — в этот особый период наиболее динамичного развития организма и формирования личности подрастающего человека.

Помимо усвоения знаний, выработки умений и навыков, образование активно способствует разностороннему развитию человека – физическому и психическому, духовному и морально-нравственному, психолого-коммуникативному и социальному его становлению.

Педагогическое образование имеет ту существенную особенность, что оно нацелено на воспитание воспитателей, на обучение учителей, и оно направлено на развитие определённых интеллектуальных свойств у обучаемых, на формирование специфических профессиональных знаний и умений у будущих работников широкой системы общего образования. Оно создаёт тех педагогов, чьи жизненные приоритеты, круг интересов и кругозор, чьи профессиональные и личностные качества будут в значительной мере определять развитие учащихся массовых общеобразовательных школ. И поскольку этим профессионально подготовленным молодым педагогам предстоит в будущем формировать культуру подрастающего поколения, становится понятной та особая социальная значимость, которая отличает высококвалифицированный и ответственный труд работников системы образования.

Под культурой мы понимаем сформировавшуюся систему знаний, ценностей, достижений, взглядов и приоритетов, сложившуюся иерархию потребностей, а также разнообразие мотивов человеческой деятельности и форм их реализации, которые аккумулируют опыт предшествующих поколений и способствуют выработке оценочных суждений, формированию личностных и общественных установок, вкусов, убеждений, решений, действий и поступков [1, с.35-39].

Культура , как социальная наследственность, аккумулирует социально прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, она определяет систему ценностей и приоритетов человека и общества, социальной группы и народности, нации и человечества.

Медицинская культура включает накопленные и преобразованные обществом, адаптированные медицинские знания, сформированные на основе исторического опыта развития этнической культуры и достижений медицинской науки и практики, которые направлены на предупреждение и устранение различных форм заболеваний, повреждений, отклонений в развитии и их нежелательных последствий.

Культура здоровья как проявление развитой общечеловеческой культуры, включает осознание человеком высокой ценности своего здоровья. Она предусматривает понимание необходимости охраны здоровья и его укрепления как непременного условия успешной самореализации человека. Культура здоровья человека – это, прежде всего, экологическая культура в широком её понимании, опирающаяся на гармонию всех проявлений человеческой деятельности и её взаимоотношений с окружающим человека обществом и природой. Как писал основатель валеологии, И.И.Брехман в одной из последних опубликованных своих работ, цитируя Ж.-Б.Ламарка, – «Можно, пожалуй, сказать, что назначение Человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав Земной шар непригодным для обитания» [3, с.3].

Только сформированная высокая экологическая культура широких слоёв населения , экологически выверенные решения и действия руководителей нашего государства и общественных организаций нашей страны, так же как и согласованная экологическая политика других стран Мира, — могут этому противостоять.

В формировании культуры здоровья значительную роль играют такие направления образовательного процесса, как физическое воспитание (способствующее формированию физической культуры), экологическое образование (способствующее созиданию экологической культуры), духовно-нравственное воспитание, культурологическое образование, а также — биологическое образование, медико-гигиеническое и валеологическое образование и воспитание, формирующие основы духовно-нравственной, валеологической и медицинской культуры человека [2, с.44-46; 8, c .380-382].

Большое значение в содержании образовательных программ необходимо уделять таким направлениям, как здоровье и безопасность жизнедеятельности человека, здоровье и девиантное поведение подростков и молодёжи, здоровье и проявления асоциального поведения человека. Особенно актуально сегодня воспитывать молодёжь в духе категорического неприятия вредных привычек (курения табака, употребления алкогольных напитков, приёма наркотиков или других психоактивных веществ), а также – в атмосфере абсолютной недопустимости любых форм и проявлений асоциального поведения.

Основой воспитания культуры здоровья учащихся является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый и трезвый образ жизни , на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей — на основе дружелюбия и коллективизма, жизнелюбия и альтруизма, особенно свойственных нашему студенчеству.

Основу формирования развивающейся личности человека составляет духовно-нравственное воспитание , целью которого является образование гражданина, интеллигента, патриота своей страны, заинтересованного в её процветании и в благополучии нашего народа, в здоровье и счастье каждого человека [4, с.36-37].

Все эти важные составляющие общей культуры молодого специалиста педагогической профессии следует формировать в процессе обучения студентов в педагогическом университете, закладывая необходимые тематические блоки в соответствующие разделы образовательных программ.

Наблюдающийся за последние годы поворот социальных приоритетов к человеку, для обеспечения условий развития человеческой личности, реализации её перспективных возможностей и обеспечения реального их воплощения, – всё это отражает растущее понимание реального значения отечественной системы образования как института целенаправленного воспитательного воздействия на наше молодое поколение в новых социальных реалиях.

Реформирование системы образования предполагает воспитание такого поколения педагогов, которые, воспроизводя классическую матрицу профессиональной деятельности учителя, готовы к решению новых социокультурных задач по содействию учащимся в разностороннем их развитии – без противопоставления образовательного становления развивающегося человека состоянию его здоровья.

Культура здоровья и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности . Они созревают в сознании будущего учителя за годы обучения в педагогическом высшем учебном заведении, образуя базовый уровень его общечеловеческой и общепедагогической культуры, — в плане формирования здоровьеобразующей компоненты профессиональной деятельности педагога [5, с. 4; 8, с. 380-382].

Подготовка будущего учителя, со сформированными в педагогическом университете основами валеологического мировоззрения, – это процесс длительный и сложный. Он требует глубокой методологической и основательной методико-педагогической его проработки. Этот процесс требует также практической проверки реальной его эффективности и ответственного, заинтересованного исполнения, — с неизбежным преодолением немалых трудностей в ходе подготовки молодого учителя в педагогическом университете.

Среди наиболее важных аспектов валеологической подготовки учителя заслуживают внимания следующие:


проблема формирования мотивации реальной приверженности идеалам здоровья и здорового образа жизни;

разработка и апробация наиболее эффективных методов формирования устойчивости, иммунитета к негативному влиянию окружающей подростка микросоциальной среды;

разработка эффективных методов активной, действенной валеологической воспитательной работы, особенно в конфликтной, агрессивной молодёжной микросоциальной среде, отвергающей идеи оздоровления;

необходимость воспитания у молодого поколения независимого, критического типа мышления, с выработкой собственной жизненной и профессиональной позиции по отношению к формирующимся стихийно социальным, психологическим и духовно-нравственным ценностям;

формирование профессиональной психолого-педагогической установки, основывающейся на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию учащихся.

Валеологическая подготовка позволит уверенно оппонировать различным сомнительным ценностям , интенсивно внедряемым в массовое сознание и особенно распространенным в молодёжной среде. Это позволит также убедительно пропагандировать истинные общечеловеческие ценности нравственности и духовности, красоты и гармонии, гражданственности и патриотизма, трудолюбия, дисциплинированности и ответственности.

В основу воспитательной работы должно быть заложено стремление к активной жизненной позиции, крепкому здоровью и его непременному условию, его основе — стремление к здоровому, трезвому и активному образу жизни [2, с. 44-46; 5. с.4-6].

Культура здоровья – это многогранное понятие , которое складывается из целого ряда его составляющих. Наряду с физическим воспитанием и формированием физической культуры (с чем, прежде всего, и связывают обычно укрепление здоровья), — немаловажное значение в формировании культуры здоровья имеет также психологическая, гигиеническая и медицинская культура учащихся.

Формирование культуры здоровья нужно начинать с дошкольного детского возраста, проводя развивающие занятия с детьми в интерактивной, игровой форме; такие же занятия должны проводиться и на всех этапах обучения детей в школе, увязывая содержание валеологической тематики с конкретно изучаемыми школьными предметами; подобные занятия включаются и в программу обучения в специальных учебных заведениях, они являются также рекомендуемыми элементами программ обучения и воспитания в высших учебных заведениях [7, с.286-289].

Педагогическое образование на всех его уровнях должно обеспечивать достаточную широту кругозора учащихся . При этом актуально становление широкого естественнонаучного мировоззрения, формирование заинтересованного и активного мировосприятия, а также определение учащимися для себя наиболее важных, высших ценностей в жизни и достойных нравственных жизненных ориентиров [6, с.226-235; 9, с.6-11;10, с.53-58].

Именно в этом отношении заслуживают особенного внимания наиболее важные аспекты медико-биологического, гигиенического, медико-социального и валеологического образования — как апробированные методы формирования культуры здоровья будущего специалиста – педагога и гражданина.

Бахтин Ю.К. Формирование культуры здоровья в педагогическом университете //Материалы V Ш-й Всероссийской научно-практической конференции по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. 15-19 ноября 2004 г.» — СПб., РГПУ, Союз 2004. С. 35-39.

Бахтин Ю.К., Корчагина Г.А., Соломин В.П. Профессионально – в защиту валеологии/ отзыв на статью З.И. Тюмасевой «Невалеологические проблемы валеологии» — Народное образование. 2004, № 2. — С.44-46.

Брехман И.И. За всенародное движение «Здоровый Мир». Педагогические вести, 1996, № 9, — С. 3.

Вайнер Э.Н. «Культура здоровья» как правопреемница специальности «Валеология» в профессиональном педагогическом образовании. //Материалы 3-его Международного конгресса валеологов. /Под редакцией проф. В.В. Колбанова. – СПб.: 2002. – С. 36-37.

Горбушина С.Н. Формирование у будущего учителя основ валеологического мировоззрения. /Учебно-методическое пособие. – Уфа: БГПУ, 2003, — 43 с.
Макарова Л.П., Сопко Г.И. Здоровый образ жизни и его составляющие.// Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. Вузов.-М.:- Изд. Центр «Академия». 2008. — С. 226-235

Макарова Л.П.. Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении// Молодой ученый № 2 (37), 2012. Т.П. – С.286-289.

Пазыркина М.В., Сопко Г.И., Журина Т.Г. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога. // Молодой ученый № 3 (38), 2012. Т.Ш. – С.380-382.

Соломин В.П. Фундаментализация многоуровневого профессионального образования. В сб.: Безопасность жизнедеятельности в системе многоуровневого образования. //Материалы Х Международной научно-практической конференции. – СПб.: РГПУ, 2006.- С. 6-11.

Сопко Г.И. Образ жизни и здоровье// В кн.: Основы здорового образа жизни петербургского студента. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. -С.53-58.

Источник

Оцените статью