Формирование познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья на тему: Формирование познавательной активности на уроках у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ

У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Скачать:

Вложение Размер
statya_1.docx 15.36 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ

У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Проблема развития познавательной активности в обучении детей с ограниченными возможностями требует осмысления всех форм и методов обучения. Основным направлением активизации познавательной активности обучаемых является создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей и основной среди других видов деятельности, выполняемых детьми. Ребенок, поступивший в школу с сохранными психическими и физическими функциями, в процессе начального обучения закономерно приобретает черты осмысленности, способности следовать определенным правилам и нормам. Совсем иное дело обстоит при обучении детей с нарушениями здоровья. Поэтому основой коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ является тесное сотрудничество со специалистами школы: дефектологом, психологом, логопедом, где выстраивается направление работы с каждым ребенком индивидуально. Непременным и значимым условием обучения и воспитания детей с нарушениями здоровья является и включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

В работе с детьми необходимо применять разнообразные методы организации учебно-развивающей деятельности. Наиболее эффективными, как показывает практика многих педагогов, являются активные методы обучения. Активные методы – это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Применение активных методов в деятельности учителя позволяют дать учащимся не только знания, но и обеспечивают формирование познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Эффективный прием, позволяющий достичь многообразие целей в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии является — драматизация. Л. С. Выготский объяснял пользу драматизации двумя причинами. Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, по словам Л. С. Выготского «наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием», во-вторых, она «ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества. И поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества.
Таким образом, драматизация оказывает мощное воздействие на общее развитие ребенка, способствует развитию творческих способностей. Исследователи П. О. Афанасьев, М. А. Рыбникова, Е. Е. Соловьева, Н. Н. Щепетова, Н. А. Щербакова отмечают положительное влияние драматизации на развитие речи учащихся – обогащение лексического запаса детей, правильное построение предложений, интонационную окраску речи.
Основой для драматизации послужат образы из детской литературы, помещенные в учебниках по литературному чтению, а также и для внеклассного чтения. Разыгрывание отдельных сюжетов того или иного произведения, разыгрывание полностью небольших сказок, рассказов, стихотворений помогают лучше усвоить произведение, почувствовать его смысл. Драматизация помогает создать на уроке естественную речевую среду, которая вызывает у детей желание общаться, таким образом, повышается коммуникативность речи. Драматизация способствует формированию эмоций. Подкрепляя произносимые слова реальными действиями, движениями, или, вглядываясь и вслушиваясь, как это делают другие, учащиеся в той или иной мере перевоплощаются в определенного героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать, и уроки литературного чтения в какой-то степени становятся уроками чувств. Кроме того, участие в драматизации побуждает ребенка более тщательно изучить произведение, проанализировать его.

В заключение стоит отметить, что задача каждого учителя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактической игры «Вспоминай-ка» для развития и коррекции познавательных процессав и речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Системно-деятельностный подход как условие формирования предметных, метапредметных и личностных действий детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении преподаваемому предмету (а.

Воспитание — это «притяжение» ребёнка к Истине, Доброй Воле, Красоте Духа. В коррекционной работе духовно-нравственное воспитание наряду с трудовым приобретает ведущую роль, так как позволя.

· Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во .

Данный конспект урока представляет из себя адаптацию материала данной темы к особенностям домашнего обученияна детей с ограниченными возможностями здоровья. Он составлен на основе материала учебно-мет.

Исходя из того, что профориентация – это комплекс психолого -педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределениешкольника, следует, что профорентационная работа реализуется чере.

Методические рекомендации по подготовке к огэ детей с ограниченными возможностями здоровья.

Источник

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС.
статья

Развитие познавательных процессов.

Скачать:

Вложение Размер
Статья по развитию познавательных процессов. 18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС.

Обучение учащихся с ОВЗ, детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

Изучая особенности психического развития детей данной категории через соответствующую литературу, личные наблюдения за детьми, тестирование, я поняла, что патология этих детей проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
Обозначив для себя проблему, я стала искать пути ее решения и определила следующие принципы организации работы с детьми с ОВЗ:
• максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
• широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
• опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
• стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением коррекционной педагогики.
Среди различных категорий детей с ОВЗ особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые ещё до 1990-х не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.
В настоящее время дети с умеренной умственной отсталостью обучаются по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), по 2 варианту (СИПР).
Для этой категории детей характерны грубые нарушения психических познавательных процессов, а также значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, затруднения при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую, плохо развитое чувство ритма.
Состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью. Для детей с умеренной степенью умственной отсталости овладение письмом является одной из труднейших задач обучения. Чаще всего это оказывается недоступным для них. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью всё же способны освоить письмо на доступном для них уровне. Прежде, чем дети начнут осваивать доступные навыки письменной речи, они должны овладеть графическими навыками.
Формирование графо-моторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с нарушением интеллекта невозможно без систематической коррекционной работы.
Проблемой изучения мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью занимались Вайзман Н.П., Головина Т.Н., Екжанова Е.А., Павлов И.П., Сухарева Г.Е. и другие. Некоторые из них (Кольцова М.М., Озерецкий Н.И.) отмечают, что нарушения интеллекта у младших школьников сочетается с аномальным развитием двигательной сферы и несформированностью пальцевого праксиса.
Развитие графо-моторных навыков предполагает коррекцию элементарных моторных способностей, которыми дети с умеренной степенью умственной отсталости самостоятельно овладеть не могут. Необходимо исправлять неправильно сформированные двигательные образы, формировать произвольность и целенаправленность движений, развивать некоторые основные двигательные качества.
Данная категория детей часто оказывается не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Именно поэтому необходимо формировать графо-моторные навыки, используя специальные игры, упражнения и многократные тренировки.
Для своих занятий я использую следующие игры и упражнения:
Массаж или самомассаж рук:
Очень эффективный способ развития мелкой моторики. Можно проводить с речевым сопровождением, в результате которого формируется чувство ритма.
— массаж подушечек и фаланг пальцев, прижимающий массаж;
— упражнение с мячом-ёжиком;

упражнения с прищепками;
— самомассаж ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным карандашом, колечками;
— поглаживание, потирание, сгибание и разгибание пальчиков при использовании потешек-упражнений.
Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук:
— «Семья» — в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;
— «Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;
— «Дождик» — барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
— «Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединить кончики пальцев обеих рук – большой с большим и т.д.;
— Посчитай-ка» — сжать руку в кулак, считать пальцы, разгибая их, сначала на правой руке, затем на левой;
— «Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе);
— «Кулак-ребро-ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе;
— «Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней;
— «Фонарики» — руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика;
— имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, надевание перчаток, поглаживание кошки и др.
Упражнения с предметами:
— перекатывание карандаша по столу и между ладонями;
— перебирание бус или четок;
— завязывание и развязывание узлов;
— плетение косичек, завязывание бантов;
— стирание ластиком нарисованных предметов;
— всасывание воды пипеткой или капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
— нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;
— прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
— наматывание ниток, ленточек на катушки;
— составление цепочки из канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;
— составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник, машина);
— нанизывание на шнурок крупных бусин, пуговиц, макаронных изделий;
— застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
— завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;
— доставание бусин ложкой из стакана;
— складывание мелких деталей в узкий цилиндр;
— работа со шнуровкой.

Упражнения с разнофактурными наполнителями:
— поиск спрятанной в песок игрушки, предмета;
— рисование на песке различных линий, орнаментов, изображений;
— «сухой бассейн» из фасоли и гороха;
— массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;
— сенсорные подушечки, начиненные разными крупами (разминание, похлопывание, постукивание, перекатывание);
— пересыпание крупы из одной ёмкости в другую;
— «волшебный мешочек»;
— выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
— выкладывание цифр, букв, фигурок животных.

Графическая работа с рисунком:
— проведение карандашом различных линий: прямых горизонтальных, вертикальных, диагональных, перекрестных, петлеобразных;
— рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий;
— обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;
— обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки;
— штриховка контурных рисунков в разных направлениях;
— рисование по опорным точкам;
— дорисовывание изображений;
— простейшее рисование по клеткам;
— рисование предметов, по форме напоминающих буквы (петельки, капельки, ежики и т.д.);
— письмо элементов букв.

Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Содержание коррекционных занятий планируется таким образом, чтобы обучающиеся могли изучить один и тот же материал при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.
Во время занятий использую игровые моменты, участие игровых персонажей, которые поддерживают интерес детей к предлагаемой деятельности и положительно влияют на ход проведения занятия.
Перечисленные выше задания, игры и упражнения не только развивают графо-моторные навыки детей, но и способствуют развитию внимания, речи, мышления, памяти, наблюдательности, зрительного восприятия, помогают двигательному раскрепощению и преодолению замкнутости.

Источник

Читайте также:  Государственная служба ограничения по здоровью
Оцените статью