Социальное здоровье семьи в условиях реализации её воспитательной функции
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии
Соколова Г. И. СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦИИ ЕЁ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ Снижение внимания общества к проблемам воспитания детей в семье приводит к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых можно назвать: рост подростковой наркомании, раннее материнство, внебрачные дети, преступность несовершеннолетних, насилие над детьми, социальное сиротство и т.п. (Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб., 2005). Статистика наступившего 2012 года случаев самоубийства среди подростков свидетельствуют о недостаточном внимании в отечественной науке и практике к вопросам воспитания и формирования жизнеутверждающих отношений в семье. Наблюдается тенденция нарушения детско-родительских отношений и воспитательной функции самих родителей. Воспитание детей в семье сводится до примитивного уровня питания, одевания, наказания и отождествляется в большей мере с назиданиями и поучениями.
Все это не может не сказаться на социальном здоровье современной семьи. Оно настолько неблагоприятно, что семья в этих условиях не в состоянии в полной мере заниматься воспитанием своего ребенка. Кроме того, семья постоянно ощущает на себе негативное влияние всех изменений в обществе (молодёжная и подростковая субкультура), очередные общественные и государственные «преобразования», ее финансово-экономические «потрясения». Все это сказывается на приоритетах внутрисемейных отношений, сокращается время общения с ребенком, не реализуется в целом воспитательный потенциал семьи. Воспитание ребенка в семье — сложный социально-педагогический процесс. Семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что она есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами. Она отражает, прежде всего, атмосферу и умение родителей выстроить педагогическое взаимодействие с ребёнком как ведущего фактора формирования его как личности. Существуют различные по характеру требования родителей к построению взаимоотношений родителей и детей. Это, прежде всего:
осознание родителями ответственности за воспитание ребенка и направленности воспитательных усилий на общечеловеческих ценности в дальнейшей жизни ребенка с учетом его личностных особенностей;
психолого-педагогические представления отцов и матерей о методах воспитания детей в семье, способность применять их в соответствии с его особенностями, объективно оценивать и помогать ему в трудностях, уважать право на его самостоятельность.
Воспитательная функция является важной составляющей семейного организма, так как именно она придает всем другим функциям семьи смысловое содержание в формировании полноценного человека в будущем. Начинать воспитание в семье ребенка надо как можно раньше. Роль семьи состоит в большей мере в передаче ребёнку «нравственного опыта» в жизни и способности ребенка сохранять и преумножать его в процессе интеграции в общество. Чтобы приобретённый им социальный опыт в семье не противоречил природе самого ребенка и нравственным постулатам общества. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям, что становится в дальнейшем «образцом для подражания» в его собственном поведении. Опыт ребенка, приобретенный в семье в младшем возрасте, становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру и людям. Однако слабое взаимодействие семьи и школы также не в состоянии позитивно решать проблему социализации и защиты детей в той мере, как этого требуют сегодняшние обстоятельства. Старые структуры взаимодействия с семьёй распались, новые — службы социальной помощи проблемным детям и их семьям в школе создаются медленно, зачастую непрофессионально. Возникает реальная опасность деформации межличностных связей между членами семьи и наследования семьей культурно-исторического опыта воспитания. С другой стороны, школа, как ведущий институт социализации ребёнка, в силу тех же объективных трудностей, ограничивает свою деятельность исполнением первостепенной функции — дать детям знания и отгораживается «железным занавесом» от проблем семьи и детей. В-третьих, слабые контакты службы социального сопровождения школы с семьёй проблемного ребенка и регуляции воспитательных отношений между родителями и детьми не формируют того должного уважения к семье, которое должно складывается в его возрасте. (Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М., 2010). Школа за последние годы накопила немало педагогических технологий работы с семьёй, что позволяет осуществлять коррекцию заинтересованности и поведения родителей в отношении своих детей. Во всех случаях справедливо одно: какой бы проступок ни совершил ребенок, он нуждается в участии, сочувствии и помощи со стороны родителей, если он попадает в трудную жизненную ситуацию. Это первый шаг на пути к ребенку (Поташевская Т.Г. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия. СПб., 2006). Опрос большого количества родителей (46,3 %) показал, что большинство отцов и матерей за сохранение должности социального педагога и психолога в школе. Они понимают, что не могут без специалистов оказать им необходимую помощь. Разрешение этого возможно, на наш взгляд, при условии тесного взаимодействия ребенка, семьи и службы социального сопровождения школы. Говоря о совместной работе школы и семьи по воспитанию детей, нельзя не сказать о наиболее эффективной форме социальной работы с семьёй, где есть проблемные дети. Имеется в виду активное участие родителей в жизни класса и того детского коллектива, где учатся или трудятся их дети. Речь идет не о механическом перемещении всей тяжести воспитательной работы с плеч классного руководителя на родителей, речь идет о создании единого разновозрастного «совета» или «ядра», объединенного единством целей в социальном сопровождении и поддержке тех подростков, которые находятся в трудной жизненной ситуации и дома, и в школе. Исследования проведенные среди учащихся 5-10 классов в школах Санкт-Петербурга, подтверждают тенденцию ухудшения отношений между родителями и детьми, особенно в возрасте 12-14 лет («отношения плохие — 13 %, могли быть лучше — 21 %»). Работа с семьёй, где есть проблемные дети, становится одним из важных направлений работы социального педагога в школе. Таблица
Источник
Кризисный центр помощи женщинам и детям
Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка
Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым,
сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!
«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью. Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Семья – это социальный институт, участвующий в формировании личности человека. Каждый человек, рождаясь, имеет генетически заданные способности, однако личностью он становится, пройдя социализацию. Первыми в процесс социализации включается семья. Через родителей ребенок учится социально опосредовать свои телесные и психические функции. Если родители соматически и психически здоровы, ведут здоровый образ жизни, то процесс социализации функций ребенка будет успешен. Однако если родители болеют, то ребенок может копировать как сами симптомы, так и способы реагирования на болезнь, усваивая семейные стереотипы здоровья и болезни. Поэтому медики часто сталкиваются с детьми, чьи симптомы схожи с заболеваниями их родных не только потому, что есть фактор наследственной слабости систем органов, но и потому, что дети подражают своим близким. Однако, если, несмотря на заболевания, родные демонстрируют направленность на здоровый образ жизни, желание справиться с болезненными ощущениями, то ребенок учится правильным способам сохранения и поддержания своего здоровья.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Однако рассказы и нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни. А значит, прежде чем научить ребенка, эту потребность родители должны выработать у себя. После этого на первый план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей. К этим средствам относятся: деятельность, общение, отношения.
Деятельность – основной фактор развития человека и она должна быть направлена на пользу человека.
Общение как атрибут деятельности повышает её воспитательный эффект.
Связующим звеном между деятельностью и общением выступают отношения. Они должны носить ярко гуманистический характер, используя оба механизма взаимодействия с ребенком:
1-й механизм: Поощряя определённое поведение ребёнка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьесберегающих правил, родители внедряют в сознание ребёнка систему ценностных установок и норм культуры здоровья
2-й механизм: идентификация — подражание своим родителям, ориентация на родительский пример. Замечу, что родители не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни (Например, утренняя зарядка: детей заставляем делать, а сами?)
Задача родителей — донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером.
Какие же формы совместного отдыха детей и родителей, способствующих формированию ЗОЖ, можно выделить?
Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, составление собственных кроссвордов и др.;
Совместная творческая деятельность: оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо художественных работ и др.;
Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке и др.;
Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки и др.;
Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:
знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
умение правильно строить режим дня и выполнять его;
знание основных правил рационального питания с учетом возраста;
понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;
знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни;
умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни.
Родителям необходимо также знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
уменьшение заболеваемости;
формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
снижение уровня тревожности и агрессивности.
Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди – огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья.
Материал подготовила педагог-психолог, заведующий стационарным отделением Агеева Л.А.
Источник
«Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка» консультация на тему
Формирование отношения ребёнка к здоровью закладывается в семье ещё в раннем возрасте.
Скачать:
Вложение
Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx
14.08 КБ
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка»
«Здоровая семья-сильная Россия» — эта пословица имеет глубокий смысл. Семья играет огромную роль в воспитании осознанного отношения детей к здоровью.
Формирование отношения ребенка к здоровью начинается в семье. Стремление малыша быть здоровым зависит от того, какой образ жизни ведут родители, потому что малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей.
В раннем возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это требует от родителей формирования такого стиля жизни, который способствует сохранению своего здоровья.
Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
Очень часто родители обращают внимание на здоровье ребенка тогда, когда ему уже необходима помощь медиков или психологов. Поэтому важно обратить внимание на эту проблему и создать благоприятные условия развития в семье с раннего возраста.
Ребенку необходимо показать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.
Но рассказы нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни. А значит прежде чем научить ребенка, эту потребность родители должны выработать у себя.
В жизни есть важное правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести! «.
Режим дня дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т. д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.
Другая проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, умения и потребности:
— знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви и др. ;
— потребность строго соблюдать режим дня;
— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
— умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни:
— положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
— формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
— снижение уровня тревожности и агрессивности.
Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Так как потребности в здоровом образе жизни сформируются только при однозначном отношении к ним у родителей и педагогов. Только при соблюдении этого условия ребенок воспримет бережное отношение к своему здоровью как непреложную истину, единственно правильный стиль жизнедеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация поможет родителям определить основные направления и задачи в формировании здорового образа жизни их ребенка и семьи вцелом.
ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с .
Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка.
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка».
Консультация «Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребёнка». Период дошкольного детства – это на самом деле быстро заканчивающийся промежуток в жизни каждого человека.
laquo;Здоровая семья-сильная Россия» — эта пословица имеет глубокий смысл. Семья играет огромную роль в воспитании осознанного отношения детей к здоровью.
laquo;Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осозн.