Формы контроля здоровья детей

Виды и методы контроля за развитием и здоровьем детей в дошкольном учреждении

Кроме работы по оказанию помощи педагогам, родителям, необходимо помнить и о функциях контроля за санитарно-гигиеническим состоянием мест пребывания детей, физической подготовленностью, уровнем физического, интеллектуального, эмоционально-нравственного развития.

Для этого в дошкольном учреждении организован ежедневный и периодический медико-педагогический контроль. Он проводится врачом или медсестрой совместно с заведующей или старшим воспитателем.

Контроль за состоянием здоровья детей необходимо осуществлять как при организованных формах работы, так и в повседневной жизни. В течение дня эффективность этой работы зависит от условий, в которых проводятся занятия и находятся дети, соответствия содержания занятий и методов организации возрастным возможностям детей.

При проведении мероприятий по двигательной деятельности дошкольников педагоги обязаны подумать об одежде детей в соответствии с сезоном, погодой, местом проведения занятий и сообщить об этом родителям. Кроме того, нужно учесть воздушный и температурный режим. В физкультурном зале влажную уборку проводит помощник воспитателя группы перед каждым занятием.

При проведении медико-педагогических наблюдений важно отметить, на какой минуте от начала занятия у детей появились признаки рассеянного внимания (на занятиях познавательной деятельности) или они не наблюдались, а также признаки утомления (на занятиях двигательной деятельности). Одновременно фиксируется роль педагога, заметил ли он эти признаки у детей, какие действия предпринял или продолжал вести занятия.

Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в дошкольных учреждениях включает:

1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, которое осуществляется при углубленных осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники.

Читайте также:  Проекты по экологии здоровья

2. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организаций занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка; контроль за осуществлением системы закаливания.

3. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещения, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви.

4. Санитарно-просветителъную работу по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреждения и родителей.

В обязанности врача входят комплексная оценка состояния здоровья детей, систематический контроль за организацией всех разделов физического воспитания и закаливания в детском саду и проведение медико-педагогических наблюдений на физкультурных занятиях не менее 2 раз в каждой возрастной группе в течение года.

Медицинская сестра, принимая в этой работе самое непосредственное участие, осуществляет также контроль при проведении утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих мероприятий.

В годовом плане работы дошкольного учреждения предусмотрены дни совместного посещения групп врачом, заведующей, педагогом, медицинской сестрой с целью проведения контроля за общим двигательным режимом и организацией различных форм физического воспитания.

Для более всесторонней оценки уровня физического развития необходимо учитывать не только антропометрические показатели, но и данные физической подготовленности и физической работоспособности ребенка:

— измерение мышечной силы рук;

— измерение силы мышц туловища;

— жизненная емкость легких.

Физическая подготовленность характеризуется развитием у детей двигательных навыков и качеств (быстрота, скоростно-силовые навыки и качества, выносливость). Наряду с количественной оценкой проводится учет качества выполнения каждого движения: при беге, прыжках, метании.

На основании данных профилактических осмотров и результатов обследований врачом проводится комплексная оценка состояния здоровья детей, которая базируется на четырех важнейших критериях:

— наличие или отсутствие хронических заболеваний (в том числе врожденной патологии);

— функциональное состояние основных систем организма;

— резистентность и реактивность организма (степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям);

— уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

Комплексная оценка состояния здоровья проводится врачами-педиатрами во время профилактических осмотров детей. Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре, в том числе с участием специалистов. Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

Медико-педагогические наблюдения проводятся врачом или медицинской сестрой совместно с заведующей, старшим воспитателем. Главное внимание уделяется двигательному, оздоровительному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей при свободных и организованных ее формах. Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:

— времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража;

— объема двигательной деятельности с использованием метода шаго-метрии для количественной оценки двигательной активности;

интенсивности двигательной деятельности, определяемой методом пульсометрии: подсчетом частоты сердечных сокращений (удары/ мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности. Возрастные потребности детей в движении в отведенное режимом время могут быть удовлетворены только при очень четкой организации двигательной деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке. Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений.

Источник

Формы контроля здоровья детей

Диагностика ребенка Обеспечение полноценного здоровья, развития и правильного воспитания ребенка – главная задача родителей, врачей и персонала детских дошкольных учреждений. В детских дошкольных учреждениях контроль состояния здоровья и развития ребенка – основная форма работы. При условии обеспечения качественного контроля, в случае каких-либо нарушений или отклонений, есть возможность вовремя воздействовать на ребенка; результаты контроля позволяют учесть при планировании работы с ребенком возможные оздоровительные и воспитательные задачи.

Виды и методы контроля

Детские дошкольные учреждения в своей огромной разноплановой деятельности проводят два главных вида контроля за детьми:

— контроль за ежедневным поведением и состоянием детей;
— контроль здоровья и динамики развития ребенка.

Постоянный контроль за поведением и состоянием ребенка проводят воспитатели группы и медицинский персонал во время утреннего приема, беседы с родителями и наблюдением за ребенком на протяжение дня.

В ясельных группах воспитатель, при ежедневном приеме ребенка, проводит утренний фильтр с целью обнаружения разных заболеваний (при этом осматривают кожные покровы ребенка, полость рта и глотки, измеряют температуру тела). Данные мероприятия помогают вовремя обнаружить заболевание на начальной стадии и предупредить возможность распространения инфекции среди других детей.

Самыми объективными показателями состояния здоровья у ребенка являются: сон, характер пробуждения и засыпания, настроение во время бодрствования, аппетит. Кроме этого, состояние для определения состояния нужно обращать внимание на температуру тела, состояние стула, слизистых оболочек, кожи. Если у ребенка обнаружены какие-либо нарушения в поведении или симптомы заболевания, эти данные заносят в дневник группы, а медицинский персонал заведения – в историю развития ребенка.

Контроль за состоянием здоровья и динамикой развития ребенка в детских дошкольных учреждениях осуществляется персоналом (воспитателями, медицинским персоналом). Для этого они используют следующие методы: общий осмотр ребенка, антропометрия с оценкой физического развития, определение нервно-психического развития в конкретные сроки (детям в возрасте до 1 года – 1 раз в месяц; в возрасте от 1 до 2 лет – 1 раз в квартал; с 2 до 3 лет – 1 раз в 6 месяцев). Все сведения, полученные в результате обследования, заносят в соответствующие графы в истории развития ребенка.

Такая форма контроля способствует обеспечению перспективного планирования оздоровительной и воспитательной работы в детских дошкольных учреждениях. Оценка состояния здоровья и оценка развития, как и соответствующие назначения, должны быть согласованы и соблюдались совместно с педагогами, медицинским персоналом и родителями ребенка.

Источник

Формы контроля здоровья детей

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно — правовыми документами, как закон РФ «Об образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указом президента России «об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

Изучив новый проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 15 июля 2011 года, нас порадовало, что внесены поправки в статью 41 «Охрана здоровья обучающихся»

Государство считает одной из важных задач – обеспечить воспитание начиная с самого раннего возраста, физически здорового молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям.

Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в ДОУ. Начиная работу с детьми по формированию дошкольного возраста, наше дошкольное учреждение поставило перед собой такие задачи:

1. Объединить усилие сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.

2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.

3. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребёнка.

4. Добиваться углубленных медицинских осмотров узкими специалистами поликлиники.

Укрепление здоровья детей должна стать ценностным приоритетом всей воспитательно – образовательной работы ДОУ.

Совместные усилия всего нашего коллектива, посильный вклад каждого, распределение задач и полномочий между всеми участниками педагогического процесса приносят ощутимые результаты, создают единое пространство развития и оздоровления дошкольников.

Заболеваемость по нашему детскому саду в сравнение с прошлым годом снизилась на 3%.

Оздоровительная деятельность в нашем ДОУ осуществляется по двум направлениям: профилактическое и организационное.

1. Профилактическое направление включает:

1.1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (поэтапный приём детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания, индивидуальный подход к ребёнку).

1.2. Выполнение санитарно – гигиенического режима:

— Контроль за соблюдением санитарных условий в дошкольном учреждении: режим дня, занятия, проветривание, сон, температурный и питьевой режим, закаливание, прогулки.

— Чёткая маркировка посуду, инвентаря, белья.

1.3. Проведение диагностической работы:

— Доврачебное обследование: антропометрическая оценка, плантография в 5 лет.

1.4. Оздоровление детей средствами физкультуры:

— Прогулки на свежем воздухе.

— Проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики.

Систематическая работа с воспитателями и детьми по пропаганде здорового образа жизни, внедрению закаливания, повышению уровня двигательной активности приносит свои результаты. Дошкольники по желанию выполняют все процедуры по закаливанию и оздоровлению.

1.5. Профилактика острых вирусных заболеваний инфекций, травматизма.

Своевременное выявление и изолирование детей с подозрением на инфекционные заболевания. Все прививки в дошкольном учреждении детям проводят в строгом соответствии со специальным календарем. Дети подлежащих прививкам осматриваются участковым врачом педиатром.

К большому огорчению, в нашем дошкольном учреждении нет медицинского кабинета имеющего лицензию, на проведение профилактических прививок.

Рождению здорового ребёнка стало редкостью, растёт число врождённых аномалий, детей с речевыми расстройствами. Более 20% детей старшего дошкольного возраста имеют третью группу здоровья.

Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, инфекционные и нейропсихические перегрузки.

1.6.Организация питания детей:

— Выполнение натуральных норм расхода основных продуктов питания, контроль за выдачей пищи на группы.

— Контроль за санитарно – гигиеническим состоянием пищеблока, брокераж готовой продукции, соблюдение сроков реализации продуктов и готовых блюд. От правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Старшей медицинской сестрой осуществляется:

— Контроль за организацией питания.

— Соблюдение правил личной гигиены.

— Своевременное прохождение медицинских осмотров.

Анализ питания показал, что питание осуществляется в соответствии с 10 — меню, используются технологические карты .

В этом году ДОУ обеспечивалось основными продуктами:

— Молочными продуктами – 70%

— Свежими фруктами – 66%

1.7. Проведение санитарно- просветительной работы с персоналом дошкольного учреждения, с родителями и детьми по текущим вопросам, по профилактике различных заболеваний, детского травматизма.

Повысилась активность родителей при проведении мероприятий по гигиеническому воспитанию, родители принимают участие в спортивных праздниках и развлечениях.

Второе направление – Организационное, включающее в себя:

2.1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Государство считает одной из важных задач – обеспечить воспитание, начиная с самого раннего возраста, физически здорового молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям.

Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в ДОУ. Начиная работу с детьми по формированию дошкольного возраста, наше дошкольное учреждение поставило перед собой такие задачи:

1. Объединить усилие сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.

2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.

3. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребёнка.

4. Добиваться углубленных медицинских осмотров узкими специалистами поликлиники.

Укрепление здоровья детей должна стать ценностным приоритетом всей воспитательно – образовательной работы ДОУ.

Совместные усилия всего нашего коллектива, посильный вклад каждого, распределение задач и полномочий между всеми участниками педагогического процесса приносят ощутимые результаты, создают единое пространство развития и оздоровления дошкольников.

Заболеваемость по нашему детскому саду в сравнение с прошлым годом снизилась на 3%.

— Оценкой сетки занятий: наличие занятий с разной степенью трудности в течение дня и недели.

Система медицинского обслуживания детей в нашем дошкольном учреждении включает в себя:

— Организацию и проверку состояния здоровья детей.

— Разработку плановой профилактической и оздоровительной работы с детьми.

— Режим питания детей.

— Совершенствование системы закаливания.

Мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, спланированная работа всего коллектива ДОУ на длительный срок.

В федеральном законе подчеркивается, что детские дошкольные учреждения являются основными проводниками правильного воспитания дошкольников.

Предлагаем внести в статью 2 «Основные понятия» проекта Закона определение услуги «Присмотр и уход», а также её составляющее: Питание, Сон, Прогулки, Санитарно — гигиенические услуги, Досуговая деятельность. Так как считаем, что проект закона предусматривает разделение услуг на образовательную – «Дошкольное образование» и социальную – «Присмотр и уход», однако не содержит само определение понятия социальной услуги «Присмотр и уход».

Источник

Оцените статью