- ГИПОДИНАМИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ОТКЛОНЯЮЩИЙ РАЗВИТИЕ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ статья по физкультуре (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Гиподинамия — болезнь поколения. Влияние гиподинамии на работоспособность (проект)
- 1..Теоретическая часть.
- 1.1.2.Виды деятельности.
- 1.1.3.Работоспособность
- 1.2.Гиподинамия.
- 1.2.1.Симптомы гиподинамии.
- 1.2.3.Последствия гиподинамии
- 1.3.Профилактика гиподинамии
- 2.Практическая часть
- 2.1.Проведение социальных опросов. Сбор статистических данных.
- 2.1.1.Выявление трудоспособности изучаемой группы в стандартных условиях
- 2.2.Проведение эксперимента и измерений для практического подтверждения верности гипотезы
- 2.2.1.Измерение показателей группы в стандартных условиях.
ГИПОДИНАМИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ОТКЛОНЯЮЩИЙ РАЗВИТИЕ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
статья по физкультуре (5 класс) на тему
В настоящее время гиподинамия является одним из предполагающих факторов возникновения ряд заболеваний у детей школьников. К сожалению, несмотря на усилия врачей по пропаганде физической активности среди школьников, в некоторые регионах России гиподинамия до сих пор является бичом в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gipodinamiya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГИПОДИНАМИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ОТКЛОНЯЮЩИЙ РАЗВИТИЕ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Проблема здоровья подростков – актуальная тема нашего века она остается первостепенной на сегодняшний день. В настоящее время, на здоровье детей школьного возраста неблагоприятно влияет гиподинамия, предполагающая недостаточную двигательную активность и резкое ограничение мышечной деятельности. Для решения данной проблемы необходимо двигательный режим детей, где решающую роль играет физическая активность.
Согласно изученным исследованиям, физическая подготовленность и состояния здоровья детей школьников находятся на низком уровне, и значительно уступает аналогичным показателям школьников прошлых лет. Известно, что за последний промежуток времени процент заболеваемости среди школьников в возрасте от 14-17 лет значительно вырос и составляет 35%. При длительном сидении происходят нарушения в опорно-двигательном аппарате, образуется сутулость, развивается плохая осанка. Функции сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем ослабляются, наступает быстрая утомляемость, снижается успеваемость в учёбе.
Двигательная активность должна рассматриваться как вынужденная мера при недостаточной физической нагрузке. К сожалению, несмотря на усилия педиатров по пропаганде здорового образа жизни, все больше наблюдаются нарушения и отклонения состояния здоровья у детей школьников.
Гиподинамия, причины возникновения и её негативное
воздействие на общее состояние здоровья
В настоящее время низкая физическая активность, вносящая вклад в развитие нескольких главных неинфекционных заболеваний одна из лидирующих предотвратимых причин смертности населения в мировых масштабах она рассматривается как одна из главных корригирующих факторов риска различных заболеваний. На протяжении всей истории человечества и примерно до середины прошлого века недостаток физической активности никогда не был крупномасштабной проблемой здоровья населения Земли. Однако в последние 50-60 лет в результате технического прогресса из всех сфер производства и быта был почти полностью устранен ручной труд. В сочетании с повсеместной механизацией транспорта и отказа значительной части населения от активных видов отдыха это привело к быстрому росту числа людей, живущих в условиях постоянного недостатка физической активности.
Ограничение двигательной активности (гиподинамия) противоречит биологическим законам развития человека. Нельзя забывать, что организм человека — это двигатель. Более 80 % массы тела составляют скелет и мышцы, то есть аппарат движения, поэтому основной функцией тела животных и человека является движение.
Длительное ограничение возбуждения анализаторов, рецепторов кровообращения и нейромышечного аппарата существенно изменяют внутреннюю среду организма, что влечет за собой целый ряд стойких функциональных расстройств. Прежде всего, снижается физическая работоспособность, уменьшаются физиологические резервы систем, поскольку они функционируют исключительно в узком диапазоне покоя. Значительно возрастают энерготраты на единицу работы.
Достоверно известно, что ограничение двигательной активности сокращает объем мышечной массы, снижает тонус мышц, ухудшает координацию движений. Гистологические исследования мышц обнаруживают при гиподинамии уменьшение объема красных и белых мышечных волокон, часть мышечных волокон подвергается атрофии и перерождению, теряет поперечную исчерченность и в конечном итоге погибает.
Ограничение двигательной активности способствует снижению функциональных возможностей мышечной системы. Например, после двухмесячного постельного режима на 14-24 % уменьшаются силовые показатели, на 25-35 % динамические показатели и статическая выносливость, снижается тонус мышц, уменьшаются их объем и масса. Мышечные группы тела человека теряют свойственную им рельефность вследствие отложения подкожного жира. Минеральный обмен нарушается уже через 1-15 дней постельного режима. В результате уменьшения количества костного вещества или недостаточного обызвествления нарушается минеральный обмен костей, уменьшается плотность кости (остеопороз).
Гиподинамия изменяет и костную ткань. Уменьшаются ее масса и плотность, отмечается повышенное выделение ряда минеральных веществ, прежде всего кальция, наблюдается нарушение образования структур с фосфором и калием.
Снижается также эластичность сухожилий и связок, объем движений в суставах.
Слабое развитие мускулатуры приводит к нарушению осанки и последующей деформации опорно-двигательного аппарата. Особенно это сказывается на растущем организме детей.
Гиподинамия приводит к нарушению обмена веществ, избыточной массе тела, извращению метаболизма в тканях.
Особенно значительные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе — учащаются сердечные сокращения, уменьшается общее количество крови, эритроцитов и содержание в них гемоглобина. Снижается систолический и минутный объем крови, сокращается емкость сосудистого русла, замедляется скорость общего кровотока. Систолическое давление крови понижается, диастолическое — повышается. Сердце человека, ведущего малоподвижный образ жизни, не выдерживало даже небольших физических нагрузок — не имея возможности реагировать на них за счет силы миокарда, то есть увеличения систолического выброса, оно обычно реагирует на нагрузки непомерно высокой частотой сокращений.
Кроме этого, из-за ограничения мышечной активности возникает детренированность сердечно-сосудистой системы, увеличивается частота сердечных сокращений в покое. Даже при незначительном кратковременном физической нагрузке частота пульса достигает 100 ударов в 1 мин и более. Сердце при этом работает неэкономно, нужный объем крови выбрасывается за счет увеличения количества, а не силы сердечных сокращений. Нарушается также регуляция артериального давления (он повышается).
Гиподинамия приводит и к недостаточной функции дыхательной системы — снижается жизненная емкость легких, резервы вдоха и выдоха. Дыхательная поверхность легких используется лишь на одну треть.
Следствием недостаточной функции и резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем при гипокинезии является уменьшение поступления кислорода в ткани. Отсюда снижение интенсивности обмена веществ, нарушения функции центральной нервной системы — раздражительность, плохая память, нарушение сна, эмоциональная лабильность, невротизация.
Функциональные нарушения, развивающиеся при недостатке физических нагрузок, принято называть гипокинетозами. Они включают сердечные и сосудистые заболевания, недостаточность кровообращения, сосудистую недостаточность, нарушения периферического кровообращения, легочные заболевания, изменения обменных процессов, диабет, атеросклероз, заболевания суставов. Таким образом, практически нет ни одной системы в организме, которая не реагировала бы на гиподинамию отрицательными последствиями.
В условиях недостаточной двигательной активности невозможно сохранить крепкое здоровье и работоспособность без использования различных физических упражнений. Было убедительно показано, что мышечная деятельность благотворно влияет на формирование центральной нервной системы, на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат.
Современные аспекты профилактики нарушения общего состояния здоровья у детей школьников вследствие гиподинамии
Все виды мышечной активности – спортивные тренировки в школе, на стадионе, дома, уроки физкультуры, труда, туристические походы, работа в саду, в поле – повышают силу и выносливость скелетных мышц, делают их работу более экономичной. Даже простая ходьба, вызывая периодические сокращения и расслабления скелетных мышц, оказывает неоценимую помощь сердцу. Интересен и поучителен тот факт, что при ходьбе число шагов здорового человека совпадает, как правило, с ритмом сердечных сокращений.
В сохранении и укреплении здоровья важную роль играют правильное сочетание труда и отдыха, рациональное питание, закаливание организма и физическая культура, являющиеся мощными оздоровительными факторами. Особое значение имеет физическая активность ребенка, регулярная мышечная деятельность, лежащая в основе жизнедеятельности всего организма.
Физическая нагрузка является также лучшим средством для снятия нервного напряжения. При этом двигательный режим для здорового человека, занимающегося умственным трудом, должен составлять 8–10 часов различных физических занятий в неделю.
В основе двигательной деятельности ребенка лежит сократительная функция мышц.
Под действием физических упражнений развиваются основные физиологические свойства мышечного волокна: возбудимость, сократимость и растяжимость. Эти свойства обеспечивают совершенствование таких физических качеств человека, как сила, быстрота, выносливость, а также это улучшает координацию движений.
Развиваясь, мускулатура укрепляет и костно-связочный аппарат. Повышается прочность и массивность костей, эластичность связок, нарастает подвижность в суставах. Регулярные физические тренировки улучшают кровоснабжение мозга, расширяют функциональные возможности нервной системы на всех её уровнях, нормализуют процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физиологической деятельности мозга.
В процессе регулярных физических занятий тренируется защитная функция организма, повышается сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития школьника. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная ёмкость» лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.
Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.
Рассматривая физические упражнения как одно из основных средств оптимизации двигательной активности, следует признать, что на современном этапе реальная физическая активность ребенка не отвечает взросшим социальным запросам физкультурного движения и не гарантирует эффективного повышения физического состояния школьника.
Системы специально организованных форм мышечной деятельности, предусматривающие повышение физического состояния до должного уровня («кондиции»), получили название «кондиционных тренировок» «оздоровительных».
Методы таких тренировок различаются по периодичности, мощности и объему. Существуют три метода таких тренировок:
Первый метод предусматривает преимущественное использование упражнений циклического характера (ходьба, бег, плавание, велосипед), проводимых непрерывно 30 и более минут.
Второй метод предполагает применение упражнений скоростно-силового характера (бег в гору, спорт – игры, упражнения с сопротивлением, тренажеры), деятельность работы от 15 сек до 3 минут с числом повторений 3–5 раз с периодами отдыха.
Третий метод использует комплексный подход к применению физических упражнений, стимулирующих как аэробную, так и анаэробную производительность, совершенствующих двигательные качества. Наряду с активной деятельностью организму необходимы отдых, восстановление израсходованной энергии и обмена веществ в тканях.
Предупреждение гиподинамии в повседневной жизни достигается полноценной физической активностью, ежедневной утренней зарядкой, гимнастикой, систематическими занятиями физкультурой и спортом, посильным физическим трудом и т.д.
Систематические физические упражнения приводят к перестройке функций органов и систем организма, в результате чего одна и та же работа для тренированного человека более легка, чем для нетренированного.
Представленные простейшие приемы определения физической подготовленности помогут грамотно приступить к занятиям физическими упражнениями. При этом необходимо строго придерживаться основных принципов тренировки: постепенности, систематичности, разносторонности и индивидуального подхода к занятиям.
Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40% массы тела, генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу.
С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска – содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела.
.Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости – показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности.
Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина в крови, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза). В этом отношении не является исключением и костно-мышечная система.
Источник
Гиподинамия — болезнь поколения. Влияние гиподинамии на работоспособность (проект)
Муниципальное автономное образовательное учреждение Домодедовская СОШ № 10
Секция естественных наук (биология)
Научно-исследовательская работа на тему:
«Гиподинамия — болезнь поколения. Влияние гиподинамии на работоспособность»
Работу выполнила: ученица 10 класса
Научный руководитель: учитель географии и биологии
Великсар Лариса Георгиевна
1.1Деятельность и ее отличительные черты
1.2.2.Факторы риска. Причины появления гиподинамии
2.1.Проведение социальных опросов. Сбор статистических данных
2.1.1.Выявление трудоспособности изучаемой группы в стандартных условиях
2.2.Проведение эксперимента и измерений для практического подтверждения верности гипотезы
2.2.1.Измерение показателей группы в стандартных условиях
2.2.2.Измерение показателей группы в экспериментальных условиях
Гиподинамия —это паталогическое состояние, которое провоцирует возникновение у человека большого количества патологий, поражающих практически все внутренние органы и системы. Прежде всего это связано с нарушением кровообращения, которое приводит к гипоксии, при этом нарушается клеточное дыхание. Органы и ткани лишены нормального количества кислорода и как следствие нарушаются их функции и обмен веществ. Страдает ЦНС, сердечно-сосудистая система, дыхательная система, эндокринная система, ЖКТ, мочеполовая, опорно-двигательная система.
Подобному расстройству подвержен абсолютно каждый, в независимости от возрастной категории и половой принадлежности.
Цель данной работы: Рассказать о пагубном влиянии гиподинамии на организм человека. Оценить степень влияния гиподинамии на работоспособность учеников 9-11 класса.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить соответствующую литературу и интернет-источники;
- провести ряд социальных опросов
- проанализировать и систематизировать полученные данные;
- экспериментальным путем проверить полученные знания и доказать гипотезу
Гипотеза: гиподинамия – одна из причин низкой работоспособности школьников, отрицательно влияющая на их здоровье.
1..Теоретическая часть.
Как и говорилось ранее, данное исследование посвящено влиянию гиподинамии на работоспособность. Для того, чтобы провести необходимые эксперименты, нужно дать определения понятиям: деятельность, работоспособность. А также следует выяснить, что такое гиподинамия, каковы ее симптомы и что является факторами риска для ее появления.
1.1 Деятельность и ее отличительные черты.
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, суть которого — преобразовать и подчинить мир целям человека.
Характерные черты деятельности человека:
- Сознательный характер: человек действует сознательно, т.е. человек ищет наиболее рациональные пути для выполнения задач, у выбранной деятельности есть цель
- Продуктивный характер: конечный результат- продукт
- Преобразующий характер: человек подчиняет себе окружающую среду
- Общественный характер: человек в процессе деятельности вступает в контакт с другими людьми
1.1.2.Виды деятельности.
Основные виды деятельности : игра , общение, обучение, труд. Каждый из этих видов имеет свои цели и прочие особенности. В данной работе меня интересуют такие виды деятельности как обучение и труд, т.к. это те виды деятельности, в которых задействована изучаемая группа (15-18 лет).
Обучение- вид деятельности, целью которого является овладение определенными знаниями и умениями, необходимых для начала трудовой деятельности.
Труд- вид деятельности, конечным результатом которого является продукт (деньги, вещи и пр.)
Качество обучения принято измерять в баллах, выставляемых за ту или иную работу, а качество труда – в количестве полученного продукта.
Именно этими показателями я буду руководствоваться в дальнейших экспериментах.
1.1.3.Работоспособность
Работоспособность – способность человека поддерживать организм в состоянии, при котором он сможет выполнять определенный вид деятельности.
Влияние на работоспособность оказывают многие факторы : режим труда и отдыха, рациональность питания ,температура, освещенность, здоровье человека, мотивация и многое другое.
Отклонение какого-либо из параметров непременно вызовет снижение работоспособности, поэтому так важно следить за тем ,чтобы все они находились в пределах нормы.
1.2.Гиподинамия.
Говоря о гиподинамии, стоит отметить, что гиподинамия – не болезнь, а патологическое состояние, которое ,в свою очередь, провоцируют различные заболевания.
Выделяют три формы гиподинамии:
- гипоэргия – недостаточность объема движений и их количества;
- гипокинезия – недостаток разнообразия движений;
- гипотония – недостаток качества движений и их интенсивности.
1.2.1.Симптомы гиподинамии.
При гиподинамии поражаются почти все системы: дыхательная, кровеносная,нервная,пищеварительная,опорно-двигательная ,половая и эндокринная.
Основные симптомы данного состояния:
- бессонница
- повышенная утомляемость
- нервозность
- частые переломы
- ожирение
- головные боли
- сильная одышка
- снижение работоспособности
1.2.2.Факторы риска. Причины появления гиподинамии.
Как можно заметить, в классификации форм гиподинамии во всех определениях фигурирует такое понятие как «недостаток движения». Именно недостаток двигательной активности является причиной для возникновения гиподинамии. Можно сказать, что гиподинамия – следствие освобождения человека от физического труда, т.к. изначально каждый индивидуум был запрограммирован на самостоятельную добычу пищи. Но в современном мире с развитой инфраструктурой в этом уже нет необходимости.
Но иногда гиподинамия вызвана каким-либо заболеванием, инвалидностью.
К основным факторам риска развития гиподинамии относятся:
- недостаток физических нагрузок;
- избыточная масса тела;
- психические расстройства;
- соматические заболевания;
- генетические склонности;
- травмы при родах;
- наркотическая/алкогольная зависимости
1.2.3.Последствия гиподинамии
Среди основных последствий гиподинамии выделяют: атрофию мышц, нарушение координации, миофасциальные синдромы, остеопороз, остеоартроз, остеохондроз, ухудшение метаболизма, артериальную гипертензию, ишемическую болезнь сердца, нарушения работы ЖКТ, обструктивную болезнь легких, ожирение, атеросклероз, инсулинорезистентность. Указанные заболевания приводят к уменьшению продолжительности жизни.
1.3.Профилактика гиподинамии
Гиподинамия стала действительно большой проблемой молодого поколения. Существует ряд пунктов по профилактике данного состояния:
- Увеличение объема и разнообразия физических нагрузок
- Чередование умственной и физической активности
- Рационально питаться
- Увеличить пребывание на свежем воздухе
- Отказ от вредных привычек
- Тщательное наблюдение за весом
Если следовать всем выше указанным пунктам ,то риск появления гиподинамии снизится.
1.4.Подитог теоретической части
Изучив соответствующую литературу и собрав всю необходимую информацию, я могу сделать следующие выводы :
- Гиподинамия поражает все системы организма и мешает человеку полноценно жить
- Гиподинамия наряду с ожирением является глобальной проблемой современности
После создания теоретической базы я могу приступить к экспериментам, которые либо подтвердят мою гипотезу, или же ,опровергнут ее.
2.Практическая часть
2.1.Проведение социальных опросов. Сбор статистических данных.
2.1.1.Выявление трудоспособности изучаемой группы в стандартных условиях
Для того, чтобы выяснить среднюю трудоспособность изучаемой группы в стандартных условиях, я провела опрос, касающийся успеваемости школьников. Данный опрос показал, что отличники(17% ) и троечники (25%)– пограничные группы, а хорошисты – подавляющее большинство(58%)
2.1.2.Выявление процента людей, подверженных гиподинамии, в изучаемой группе
Далее я решила выяснить, насколько много людей подвержены гиподинамии. Иначе говоря, является ли гиподинамия проблемой нашего поколения. Для этого я провела опрос, который был направлен на обнаружение первых симптомов гиподинамии.
Опросы показали, что более половины(58%) опрошенных подвержены гиподинамии. Это еще раз доказывает, что гиподинамия является одной из проблем современной молодежи.
Проанализировав полученные в ходе опросов данные ,можно сказать, что :
- Гиподинамия – проблема, распространенная среди молодого поколения
- Существует необходимость проверить то, как именно она влияет на работоспособность
2.2.Проведение эксперимента и измерений для практического подтверждения верности гипотезы
2.2.1.Измерение показателей группы в стандартных условиях.
Делать выводы, опираясь исключительно на статистические данные – неправильно, поэтому я решила проверить все полученные в ходе опросов данные на практике.
В данном этапе практической части приняли участие 24 человека. Я разделила их по группам в зависимости от их успеваемости: О — отличники(q>4,5), Х- хорошисты(4 11.11.2019
Источник