Группа риска по здоровью водителей

Почему необходимо регулярно проходить водительскую медкомиссию?

Водителям, владеющим личным автомобилем, справка о прохождении водительской медкомиссии нужна, по сути, в трех случаях:

  • для сдачи экзамена на право управления транспортным средством любой категории, при этом не важно, впервые вы сдаете экзамен или повышаете категорию (Постановление Правительства РФ «О допуске к управлению транспортными средствами», вступившее в силу 05.11.2013 г.);
  • при обмене водительского удостоверения по истечении 10 лет или по другой причине;
  • для восстановления потерянного водительского удостоверения в ГИБДД.

Стоит ли проходить медосмотр чаще, чем раз в 10 лет?

Вышеупомянутое постановление в п. 34 вводит постулат, что в случае ухудшения здоровья водителя (если это подтверждено документально врачами) водительское удостоверение подлежит аннуляции. Иными словами, ваши действия в случае ДТП могут квалифицировать не в вашу пользу, если удостоверение признают недействительным по медицинским показаниям.

Однако регулярные проверки здоровья нужны в первую очередь вам самим, а не служителям закона. Своевременные медосмотры позволяют вовремя выявлять противопоказания и ограничения к управлению автомобилем, когда вы о них можете даже не подозревать.

Не стоит рисковать своей жизнью и безопасностью остальных участников дорожного движения – проще своевременно обратиться к врачу, пройти обследование, курс лечения и устранить заболевание.

Читайте также:  Сбер здоровье при ипотеке обязательно

Требования к водителям-работникам и к юридическим лицам

Если вы возите не только себя, но и других пассажиров, перевозите грузы или владеете фирмой, осуществляющей деятельность по эксплуатации транспортных средств, к вам предъявляются повышенные требования.

Согласно законодательству водителям-работникам нужно пройти водительскую медкомиссию в следующих случаях:

  • при поступлении на работу (ст. 328 ТК РФ);
  • ежегодно до 21 года (периодические медосмотры согласно п. 17 Приложения № 3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. № 302н);
  • 1 раз в 2 года всем остальным водителям в качестве периодического медосмотра (Приложение № 2);
  • проходить предрейсовый, текущий и послерейсовый медосмотр (ст. 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ).

Водители из группы риска

Согласно Методическим рекомендациям Минтранса и Минздрава РФ от 29.01.2002 г. во всех организациях, имеющих автотранспорт, водители должны проходить предрейсовый медосмотр с целью выявления у них признаков употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ, переутомления, похмельного синдрома.

В группу риска входят водители, замеченные в злоупотреблении этими веществами, а также лица старше 55 лет или имеющие любые хронические заболевания, а также часто болеющие. Водители из группы риска обязаны проходить еще и текущий и послерейсовый медосмотр, занося результаты в путевые листы (Приказ Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 г.), если их деятельность связана с перевозкой пассажиров.

Каких врачей проходить?

Приказ Минздравсоцразвития России № 831н от 28.09.2010 г. установил форму справки и следующий перечень специалистов: терапевт, ЛОР, хирург, офтальмолог, невролог, психиатр, нарколог. Вышеупомянутый Приказ № 302н указывает еще дерматовенеролога, эндокринолога, а для женщин гинеколога и маммолога плюс ряд анализов.

Режим труда и отдыха

Переутомление и недосып плохо сказываются на концентрации внимания, реакции и, как следствие, на возможности управлять автомобилем. В связи с этим ст. 329 ТК РФ прямо запрещает водителям, трудовая деятельность которых связана с управлением авто, работать по совместительству водителем. Подробно режим труда и отдыха водителей авто расписан в Приложении к Приказу Минтранса России № 15 от 20.08.2004 г.

Что еще влияет на снижение способности водить автомобиль?

В первую очередь это прием некоторых лекарственных препаратов (нейролептиков, транквилизаторов, антидепрессантов, антигистаминов), простуда и связанное с ней плохое самочувствие, повышенная температура, озноб, что на 11 % снижает реакцию водителя в случае ДТП.

Похожую реакцию дает такой сбой иммунной системы, как аллергия в период обострения. Среди других факторов называют усталость, переутомление, стресс, апатию, страх, панические атаки, агрессию, беременность.

Срочно к врачу!

Отличная реакция и хорошее зрение – вот два главных козыря водителя, которые помогут справиться с любыми происшествиями на дороге. В Приложении № 2 к Приказу № 302н есть список прямых и дополнительных противопоказаний, когда садится за руль запрещено или нежелательно, среди них немало пунктов, связанных именно с глазами, например, глаукома. Поэтому если у вас вдруг стало темнеть в глазах, появились «мушки» или другие признаки ухудшения зрения – срочно бегите к офтальмологу.

Аналогично не стоит запускать и неврологические проблемы, которые могут повлечь за собой ухудшение реакции и привести к ДТП. И конечно, следует всегда держать руку на пульсе при любых намеках на проблемы с сердцем, суставами и слуховым аппаратом, поэтому в случае малейших недомоганий по этой части водителям следует незамедлительно обращаться к кардиологу, хирургу, ревматологу, отоларингологу.

Вас также должно насторожить головокружение, судороги, тошнота, рвота, нарушение ритма сердечной деятельности, дыхания, регулярные приступы мигрени, любые боли.

Источник

Здоровье водителя в группе риска!

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) профессия водителя входит в тройку самых опасных. Сегодня поговорим — в чем эта опасность и как сохранить здоровье водителя.

  • В мире ежегодно погибают в автокатастрофах 1,2 млн человек.
  • Нервная система человека за рулем находится в постоянном напряжении — пробки, отсутствие культуры водителей, плохое качество дорог. Как всегда – виноваты дураки и дороги.
  • Постоянные стрессы приводят к депрессии, сбоям сердечного ритма, гипертонии, инфаркту. Риск возникновения аварии на дороге повышается.
  • Недостаток физической активности водителя + лишний вес – это нагрузка на сосуды и сердечную мышцу, что приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям.
  • Работа водителя предполагает нарушения режима дня (ранний подъем, недостаточный по продолжительности сон).
  • Неправильное и нерегулярное питание. Использование кофе, крепкого чая, энергетиков – приводят к нарушениям в деятельности сердца.
  • В рационе водителя преобладает жирная и острая пища, не содержащая витаминов. Это выпечка, колбасные изделия, фастфуд, салаты с майонезом, макаронный изделия, яйца, плавленый сыр, блюда из картофеля и пр. Очень мало зелени, фруктов и кисломолочной продукции. Отсюда болезни пищеварительной системы.
  • Неудобная поза в течение длительного периода приводят к остеохондрозу и грыже межпозвонкового диска.

Все перечисленное очень негативно влияет на здоровье водителя.

Компания Vision в 2011 году провела исследование – опрос 307 водителей легкового, пассажирского и тяжелого транспорта, проживающих в России. Это мужчины в возрасте от 22 до 55 лет.

Заболеваниями нервной системы страдают 43% опрошенных.

Дыхательной системы – 26%

Заболеваниями крови – 11%

Иммунной системы — 25%

Заболеваниями глаз — 28%

Уха, гола, носа — 22%

Водители чаще других представителей сильного пола подвержены заболеваниям половой сферы, таких как простатит. Сидячий образ работы приводит к застою в области малого таза. Простатит может стать причиной бесплодия, аденомы предстательной железы, половой дисфункции.

Проанализировав опрос специалисты компании Vision составили список рекомендаций, которые улучшат здоровье водителя, снизят риск профессиональных заболеваний.

Чтобы снять стресс необходимо включить в свой рацион:

— рыбу и морепродукты,

— витамины группы В ( в составе круп, бобовых, хлеба грубого помола, творога),

Избавиться от болей в спине помогут:

— упражнения на растяжение мышц позвоночника и ног через каждые 2-3 часа сидения в автомобиле,

— препараты с глюкозамином и хондроитином.

Сохранить остроту зрения помогут:

— препараты, содержащие омега 3 жирные кислоты, витамины Е и В2, бета-каротин, экстракт черники, цинк, селен, лютеин.

— включить в рацион свежие овощи, отруби, минеральную воду, чтобы наладить регулярный стул,

— снизить потребление мяса, острого , соленого, белого хлеба.

— после длительных поездок сделайте комплекс упражнений для укрепления мышц промежности – это глубокие приседания в количестве 100, прыжки на носках, напряжение и расслабление мышц промежности.

Для здоровья предстательной железы:

— необходим цинк (тыквенные семечки, орехи, морепродукты, чеснок),

Источник

Кто за рулем опаснее

Соответствующая концепция автомобильной части Кодекса об административных правонарушениях сейчас разрабатывается рабочей группой при Общероссийском народном фронте. В разработке принимают участие депутаты, специалисты автомобильной отрасли, защитники прав автомобилистов и журналисты. Минюст рассмотрит альтернативный взгляд на КоАП, когда он будет оформлен в виде документа.

По мнению экспертов, главная цель, которую должен преследовать КоАП — это сокращение аварий. Любых. Не только с жертвами. Тем более это прямо согласуется с национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Эксперты предлагают буквально перейти на личности. Жестко наказывать надо не всех водителей подряд, а только злостных нарушителей. Для этого предлагается водителей поделить на группы в зависимости от степени риска на дороге.

Степень риска предлагается установить в зависимости от количества выявленных нарушений. А для этого использовать статистику страховщиков и Госавтоинспекции. Так, по статистике страховых компаний, получается, что одно ДТП приходится на 43,6 нарушения в год. То есть водитель, нарушивший правила 44 раза за год, с высокой долей вероятности попадет в аварию.

По данным ГИБДД, одна авария с причинением тяжкого вреда здоровью или смертью одного из участников приходится на 873 нарушения правил в год.

При этом, по данным страховщиков, водители, которые допускают не более пяти нарушений в год, реже попадают в аварии, чем даже те, кто вовсе не нарушает Правила дорожного движения. Связано это с тем, что эти люди регулярно ездят за рулем, но не нарушить правила число случайно у нас просто невозможно. Поэтому в концепции предложена следующая градация водителей.

В группу с нулевым риском предлагается занести тех водителей, за которыми числится незначительное число нарушений. От ноля до пяти. Шансов попасть в ДТП по собственной вине у них крайне мало.

К водителям из средней группы риска предлагается отнести тех, у кого от 6 до 30 нарушений за год. Они крайне редко попадают в ДТП, которые, даже если и произошли, как правило, самой легкой категории.

Средняя группа риска — от 31 до 100 нарушений — характеризуется умеренно агрессивным стилем вождения, который приводит либо к многократным незначительным нарушениям, либо к повторяющимся грубым нарушениям. ДТП, в которые попадают такие водители, характеризуются большим ущербом и причинением вреда жизни и здоровью.

Водители из высокой группы риска — от 101 нарушения в год — склонны к опасному поведению на дорогах, к многократному совершению грубых нарушений и к существенному повышению вероятности возникновения тяжелых ДТП. Такая группа нуждается в особом и постоянном внимании со стороны контролирующих органов и ГИБДД.

Примечательно, что в последнюю группу попадает не так уж много водителей. Если судить по данным ГИБДД, то нарушителей с огромным количеством штрафов у нас насчитывается около 10 тысяч. И это из почти 60 миллионов водителей. Но именно благодаря таким нарушителям все более жесткие меры принимаются ко всем водителям поголовно. Совершит он громкое ДТП, и тут же предлагается увеличить наказание для водителей за превышение скорости.

Поэтому здравая идея в разделении водителей по количеству нарушений есть.

Помимо этого предлагается ввести градацию самих нарушений. Ошибки, из-за которых тот или иной водитель нарушил правила, могут быть. Они могут быть вызваны в том числе неграмотной организацией дорожного движения. Но не каждое нарушение правил приводит к ДТП. Одно дело — выезд на встречную полосу, и другое — нарушение правил остановки и стоянки.

Поэтому предлагается ввести и градацию нарушений. За легкое и среднее нарушение водитель из нулевой группы отделается лишь предупреждением. А из опасной группы — максимальным штрафом.

Нынешняя система наказания водителей имеет существенный изъян. При вынесении наказания за нарушение, зафиксированное автоматическим комплексом фотовидеофиксации, постановление выносится в отношении собственника автомобиля, а не водителя. В рабочей группе предусмотрели и это. Степень риска может быть применена и к автомобилю. В этой ситуации собственник может «очистить» машину от накопленных штрафов, указав, кто в момент того или иного нарушения был за рулем.

Напомним, что рискориентированный подход изначально был заложен в действующий КоАП. То есть любое нарушение каралось в зависимости от тяжести последствий, к которым могло привести то или иное нарушение правил. Однако благодаря многочисленным и регулярно вносимым в него поправкам, больше похожим на латание сгнивших штанов, этот подход был утерян. В результате за проезд на красный свет, в результате которого, как правило, происходит ДТП, у нас предусмотрен штраф 1000 рублей. А за стоянку под знаком «остановка запрещена» водителя по всей России накажут штрафом 1500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — 3000 рублей.

Примечательно, что в том проекте, который Минюст вынес на общественное обсуждение, возвращение к истокам, то есть установления тяжести наказания в зависимости от его опасности, не было предусмотрено. Возможно, новые предложения будут учтены в конечном варианте и сделают КоАП справедливым и приследующим главную цель: сокращение количества аварий на дорогах, тем более с жертвами.

Источник

Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств

Методические рекомендации предназначены для специалистов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации, федеральных бюджетных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор за условиями профессиональной деятельности водителей различных автотранспортных средств, и медицинских организаций при проведении профилактических осмотров этой профессиональной группы.

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
Российской Федерации

2.2. ГИГИЕНА ТРУДА

Оценка и прогноз профессиональной
надежности и профессионального риска
водителей различных автотранспортных средств

1. Разработаны ФГУН «Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (С.А. Аширова, И.В. Федотова, Т.В. Блинова, В.В. Трошин, А.А. Сапрыгин, П.Н. Морозова, М.А. Бобоха); ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России (И.З. Мустафина).

2. Утверждены врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю. Поповой 6 февраля 2014 г.

3. Введены в действие с момента утверждения.

4. Введены впервые.

Обозначения и сокращения

ВСР — вариабельность сердечного ритма

ЖКТ — желудочно-кишечный тракт

ИБС — ишемическая болезнь сердца

ИУПВ — интегральный уровень профессионального воздействия

ЛИАЗ — Ликинский автобусный завод

ЛТ — личностная тревога

МАЗ — Минский автомобильный завод

ПДК — предельно-допустимые концентрации

РТ — реактивная тревога

СМОЛ — сокращенный многофакторный опросник личности

СОЭ — скорость оседания эритроцитов

УЗИ — ультразвуковое исследование

ФВД — функция внешнего дыхания

Врио руководителя Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации

________________________ А.Ю. Попова

6 февраля 2014 г.

2.2. ГИГИЕНА ТРУДА

Оценка и прогноз профессиональной надежности
и профессионального риска водителей
различных автотранспортных средств

1. Область применения

Настоящие методические рекомендации предназначены для специалистов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации, федеральных бюджетных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор за условиями профессиональной деятельности водителей различных автотранспортных средств, и медицинских организаций при проведении профилактических осмотров этой профессиональной группы.

2. Введение

Среди приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации особое место занимают вопросы обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья трудоспособного населения. Транспорт является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры. Экономическое развитие страны сопровождается увеличением парка транспортных средств и ростом численности работающих во всех подразделениях транспортного комплекса. Работники транспортной инфраструктуры в настоящее время составляют значительную часть работающего населения любого современного города. Несмотря на то, что за последние годы произошло некоторое улучшение технических данных автотранспортных средств, эксплуатирующихся на дорогах страны, труд водителя по-прежнему характеризуется воздействием комплекса неблагоприятных производственных факторов. В комплексе производственных факторов, оказывающих влияние на здоровье, функциональное состояние и работоспособность водителей, наибольший вклад приходится на нервно-эмоциональное напряжение, повышенный уровень шума и вибрации, нагревающий микроклимат, загазованность и запыленность.

Усугубляют действие факторов рабочей среды внепроизводственные факторы, например, такие, как малоподвижный образ жизни, наличие вредных привычек.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что обстановка с аварийностью на автомобильном транспорте в последние годы не имеет тенденции к снижению. При этом дорожно-транспортные происшествия наносят экономике страны значительный ущерб. Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Следует отметить, что водители автобусов часто оказываются в эпицентре транспортных проблем, поскольку работа по жесткому графику и установленному маршруту не позволяет избежать «пробок». Эта ситуация усугубляется и постоянной ответственностью за безопасность пассажиров. Из-за недостатка времени на осмотр водителей в начале и конце смены снизилось качество предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Не осуществляется надлежащий контроль условий труда и отдыха водителей. Это приводит к тому, что виновниками дорожно-транспортных происшествий часто являются водители в силу различных обстоятельств, в том числе и в результате нарушений состояния здоровья вследствие неблагоприятных условий труда. Вышеизложенное предъявляет повышенные требования к профессионализму лиц, осуществляющих движение автотранспорта, к надежности и безопасности их труда.

Под профессиональной надежностью водителя принято понимать его способность в течение определенного времени работать «без отказов», то есть без ошибок в управлении транспортным средством, без нарушений правил дорожного движения и без дорожно-транспортных происшествий при заданных условиях деятельности. Достижение безошибочного и своевременного выполнения отдельных действий и деятельности в целом является результатом надежного функционирования различных систем организма и психики человека.

Условия труда водителя значительно увеличивают риск развития нарушений функции различных органов вследствие перенапряжения регулирующих систем организма (нервной, эндокринной, иммунной), и при увеличении стажа могут стать причиной формирования ряда производственно обусловленных заболеваний (артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, ожирение, патология опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта). Основные профессиональные заболевания водителей: шейно-плечевая и пояснично-крестцовая радикулопатия, мышечно-тонические синдромы соответствующей локализации, вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» дает следующее определение: «Риск — вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан. с учетом тяжести этого вреда» (статья 2). Профессиональный риск — это величина вероятности нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последствий в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса.

Оценка риска нарушения здоровья работников от воздействия факторов производственной среды позволяет не только прогнозировать вредные эффекты воздействия, но и определить приоритетные, эффективные, менее затратные управленческие решения, обеспечивающие повышение работоспособности и надежности профессиональной деятельности водителей. Поскольку от работы водителей во многом зависит безопасность дорожного движения, большое значение имеет определение значимости отдельных профессиональных факторов, их экспозиции для оценки риска возникновения того или иного патологического процесса.

Для предупреждения нарушений состояния здоровья водителей автотранспортных средств необходимо применение методов ранней, донозологической диагностики. Это послужит основой для первичной профилактики нарушений здоровья. Объективный контроль состояния здоровья является основой для вторичной и третичной профилактики заболеваний при разработке комплекса оздоровительных мероприятий.

Настоящий документ предлагает алгоритм оценки и прогноза профессионального риска в группе водителей с использованием значимых профессиональных факторов, изменение которых качественно и количественно соотносится с показателями состояния здоровья и может влиять на профессиональную надежность данной группы работников.

В настоящих методических рекомендациях впервые предлагается комплексный клинико-гигиенический подход с применением математических алгоритмов в оценке профессионального риска нарушений здоровья водителей автотранспортных средств с целью обеспечения профессиональной надежности данной группы работников.

Внедрение метода позволит дифференцировано определять индивидуальные факторы профессионального риска, выявлять на ранних стадиях нарушения состояния здоровья водителей, целенаправленно планировать профилактические мероприятия, что будет способствовать сохранению их здоровья, высокой работоспособности и профессиональной надежности.

3. Формула метода

Методика оценки и прогноза профессиональной надежности риска развития профессиональной и производственно обусловленной патологии отличается применением комплексного клинико-гигиенического подхода и метода математического моделирования, включающего индивидуальную оценку профессионального риска.

4. Материально-техническое обеспечение

— стандартное оборудование санитарно-химической лаборатории;

— стандартное оборудование для проведения измерений физических профессиональных факторов;

— стандартное оборудование клинико-диагностической лаборатории;

— стандартное оборудование клинико-иммунологической лаборатории;

— стандартное оборудование биохимической лаборатории;

— стандартное оборудование кабинета функциональной диагностики;

— персональный компьютер для программной психодиагностики и статистической обработки материала.

4.2. Стандартные опросники теста СМОЛ, теста Спилбергера, теста Шульте.

5. Содержание метода

5.1. Профессиональный риск и методы его оценки в профессиональной группе водителей автотранспортных средств.

5.2. Первый этап оценки профессионального риска должен включать анализ факторов рабочей среды и трудового процесса. С этой целью следует использовать материалы изучения условий труда водителя, если возможно — в динамике за весь период его работы, в том числе по результатам аттестации рабочих мест.

5.3. Для получения более полной информации о состоянии воздушной среды в кабине водителя при проведении обследований пробы воздуха желательно отбирать непосредственно в зоне дыхания, с использованием персональных дозиметров в соответствии с Государственным стандартом СССР «Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» ( ГОСТ 12.1.005-88 от 29 сентября 1988 г. № 3388).

5.4. На основании анализа уровней загрязнения и данных о токсичности веществ, следует определить приоритетный перечень загрязнителей с учетом следующих показателей:

— кратность превышения допустимых регламентов (ПДК) содержания вещества в 1 м 3 воздуха рабочей зоны;

— отнесение вещества к 1-му и 2-му классам опасности;

— наличие отдаленных эффектов воздействия — канцерогенного, мутагенного, эмбриотоксического, тератогенного;

— наличие веществ с однонаправленным действием.

5.5. Для организации мониторинга состояния воздушной среды в кабине водителей автобусов и расчета профессионального риска, связанного с их воздействием, приоритетными следует считать следующие ингредиенты, характерные для автомагистралей крупных городов:

— взвешенные вещества, оксиды углерода, азота, свинец, концентрации которых могут превышать ПДК;

— бенз(а)пирен, свинец, как относящиеся к 1-му классу опасности;

— диоксид азота, бензол, формальдегид, марганец, как относящиеся ко 2-му классу опасности;

— бенз(а)пирен, бензол, формальдегид, как канцерогенные вещества, относящиеся к 1-му классу по классификации Международного агентства по изучению рака — с достоверно установленной канцерогенной опасностью для человека.

5.6. При оценке уровня воздействия химических веществ и определении риска необходимо учитывать однонаправленное действие ингредиентов, при котором наблюдается суммирование эффекта:

— диоксидов азота, взвешенных веществ, формальдегида, углеводородов (С1 — 10), критическими органами при хроническом воздействии которых являются органы дыхания;

— свинца, оксида углерода, бензола, действующих на центральную нервную систему;

— бензола, оксида углерода, свинца, вызывающих изменения со стороны крови.

5.7. Количественная оценка риска для отдельных веществ проводится на основании расчета коэффициента опасности (HQ):

АС — средняя концентрация, мг/м 3 (применительно к профессиональной группе водителей целесообразно определить среднегодовую концентрацию с учетом сменных и сезонных колебаний загрязнения воздуха на рабочем месте водителя);

RfC — референтная (безопасная) или предельно допустимая концентрация, мг/м 3 .

Допустимым считается уровень воздействия, если величина HQ ≤ 1.

5.8. Для оценки неканцерогенного риска для водителей, обусловленного комбинированным воздействием смеси химических веществ, присутствующих в кабине водителя и обладающих однонаправленным вредным действием и/или воздействующих на одни и те же органы и системы организма, целесообразно использовать метод расчета индекса опасности (HI):

Допустимым считается воздействие смеси веществ, если величина HI ≤ 1. При превышении HI значения 1, вероятность возникновения вредных биологических эффектов возрастает.

5.9. Расчет канцерогенного риска (CR) от воздействия бензапирена, формальдегида, бензола и других проводится с использованием данных о величине экспозиции и значении факторов канцерогенного потенциала — фактора наклона, единичного риска — в соответствии с руководством по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду ( Р 2.1.10.1920-04 ).

Расчет показателей индивидуального канцерогенного риска с использованием фактора канцерогенного потенциала (slope factor — SF) проводится по следующим формулам:

UR — единичный риск при профессиональной экспозиции, мг/м 3 ;

SF — фактор наклона или канцерогенного потенциала, мг/кг/день (прилож. 1);

240/365 — доля рабочих дней в году;

Т — стаж работы, лет;

T/70 — доля продолжительности экспозиции к средней продолжительности жизни;

10/20 — доля легочной вентиляции за смену к суточной в м 3 .

CR — число дополнительных случаев рака за счет воздействия канцерогенных веществ в экспонируемой группе;

С — средняя концентрация за весь период производственной деятельности, мг/м 3 .

5.10. Канцерогенный риск при комбинированном воздействии нескольких химических соединений рассматривается как аддитивный. Расчет суммарного канцерогенного риска проводится по формуле:

CRкомб — общий канцерогенный риск при ингаляционном поступлении нескольких канцерогенных веществ;

CRj— канцерогенный риск для j-го канцерогенного вещества.

Индивидуальный риск на уровне более 1×10 -4 и менее 1×10 -3 считается приемлемым для профессиональных групп. Индивидуальный риск более 1×10 -3 не приемлем для профессиональных групп.

5.11. С целью оценки профессионального риска от воздействия других факторов рабочей среды и трудового процесса следует проводить измерения шума, вибрации, микроклимата в кабине автомобиля, освещенности на рабочем месте водителя, тяжести и напряженности труда стандартными методами, применяющимися при гигиенических исследованиях, с определением классов условий труда в соответствии с руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда ( Р 2.2.2006-05 ).

5.12. Измерение факторов рабочей среды следует проводить на протяжении всего маршрута движения автобуса, поскольку на результаты измерения влияют особенности маршрута, интенсивность движения, качество дорожного покрытия, шумовой климат улицы, рельеф местности.

5.13. В качестве приоритетных физических факторов рабочей среды у водителей необходимо рассматривать:

— микроклимат в кабине автомобиля, который по степени вредности может оцениваться как вредный первой и второй степени (классы 3.1 — 3.2);

— уровни звука и инфразвука (при нормативах соответственно 60 дБА и 110 дБ лин. условия труда могут соответствовать на разных марках автобусов классам 2 — 3.2);

— уровни общей и локальной вибрации (виброускорение) (при нормативах соответственно 74 дБ и 109 дБ условия труда в зависимости от вида автотранспорта могу: соответствовать классам 2 — 3.1).

5.14. При оценке тяжести труда следует учитывать рабочую позу, количество стереотипных рабочих движений за смену, статическую нагрузку при приложении усилий, прилагаемых к педалям, рычагу ручного тормоза, рулевому колесу, а также физические нагрузки при выполнении ремонтных работ.

5.15. Напряженность труда оценивается по эмоциональным, интеллектуальным, сенсорным нагрузкам, режиму труда и монотонности нагрузок.

5.16. С целью оценки профессионального риска для каждого представителя профессиональной группы водителей необходимо определить интегральный уровень профессионального воздействия (ИУПВ), который выражается количественно в условных единицах:

— для оценки воздействия химических веществ или их смеси, а также пыли — это коэффициент опасности (HQ) или индекс опасности (HI);

— для воздействия физических факторов и факторов трудового процесса класс условий труда, оцененный в условных единицах — 2-й класс — 0 усл. ед., классы 3.1 — 1 усл. ед., 3.2 — 2 усл. ед., 3.3. — 3 усл. ед., 3.4 — 4 усл. ед., 4-й класс — 5 усл. ед.

5.17. При расчете ИУПВ необходимо учитывать возрастные коэффициенты (Kвозр), вычисленные на основании данных о распространенности хронических заболеваний в группе водителей в различных возрастных группах. В табл. 1 они приведены для классов болезней, занимающих первые ранговые места, при этом за единицу принята заболеваемость, относящаяся к возрастной группе 40 — 49 лет.

Возрастные коэффициенты для расчета риска развития
хронической патологии в группе водителей автотранспортных средств

Источник

Оцените статью
Обозначение: МР 2.2.0085-14
Название рус.: Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств
Статус: действует
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 21.05.2015
Дата введения в действие: 06.02.2014
Утвержден: 06.02.2014 Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач РФ
Опубликован: Роспотребнадзор (2014 г. ) Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора
Ссылки для скачивания: