- Чем мы можем помочь людям с ограниченными возможностями
- Как волонтеры помогают людям с ограниченными возможностями здоровья
- Экскурсии для людей с ОВЗ
- Волонтеры-лидеры для параспортсменов
- Заезд на колясках
- Меры социальной поддержки и помощь людям с ограниченными возможностями
- Меры социальной поддержки от государства
- Кто может оказать помощь людям с ограниченными возможностями
- Волонтерские движения и фонды помощи инвалидам
- В чем заключается психологическая помощь людям с ограниченными возможностями
- «Урок доброты»: как помочь людям с ограниченными возможностями
Чем мы можем помочь людям с ограниченными возможностями
В книге Ларисы Райт «Плач льва» есть такие строки: «Судить об обществе следует по его отношению к инвалидам. Социум, которому нужны только здоровые люди, — это больной социум… Закрыть глаза и махнуть рукой гораздо легче, чем совершить полезное».
На мой взгляд, наше общество нельзя назвать абсолютно здоровым. По отношению к людям с ограниченными возможностями мы часто ведём себя равнодушно и жестоко. Многим удобнее не замечать их существования, нежели впустить их в свой «благополучный» мир.
Разве так должен поступать настоящий христианин?
Я призываю не перекладывать ответственность на государство и благотворительные организации, а спросить себя: что я могу сделать для того, чтобы людям с ограниченными возможностями комфортно жилось в нашем обществе?
Я считаю, наша главная задача — дать таким людям возможность найти свое место в жизни, развить свои таланты, стать полноценными членами общества.
Первое, что мы должны сделать: принять их такими, какие они есть. Помните, каждый человек создан по образу Божьему. Отвергая , мы отвергаем Бога в нем.
Но принять, не значит — сделать одолжение, проявить снисхождение. Никому не нужна наша жалость, но необходима поддержка, дружба и доброе человеческое общение.
Хочу сказать о важности развивающих мероприятий для людей с ограниченными возможностями. Сейчас существует много занятий и профессий, которые могли бы сделать жизнь человека с инвалидностью более полной и счастливой. Если у вас есть возможность рассказать об этом, поделиться опытом и знаниями, сделайте это. Возможно, для это станет первым шагом на пути к раскрытию своих способностей и талантов.
И конечно, в наших силах вырастить следующее поколение гуманным и великодушным. Нужно с раннего детства прививать детям уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями. Даже не прививать — развивать. Ведь у ребенка еще нет той брезгливости, которая свойственны взрослым. И никогда не появится, если родитель своим примером будет являть милосердие, жертвенность, любовь к ближнему.
Мы не должны бояться поднимать в обществе тему инвалидности. Инвалидность — это не стыдное и табуированное, это реальная ситуация, в которой оказываются миллионы людей. И только если мы не будем замалчивать проблемы, связанные с этой областью, и прятать глаза, мы сможем изменить.
Источник
Как волонтеры помогают людям с ограниченными возможностями здоровья
С начала 2020 года более 200 волонтеров столицы приняли участие в 10 инклюзивных мероприятиях. Среди них этап Кубка мира по всемирному параолимпийскому горнолыжному спорту, Международный многожанровый фестиваль-конкурс «Редкий фестиваль», волонтерский выезд в Центр социокультурной реабилитации Дианы Гурцкая в рамках программы форума «Добро в сердце России», инклюзивный забег на ВДНХ WheelGo, лекции, тренинги и многое другое.
Во время мероприятий добровольцы могут выполнять самые разные функции: они поддерживают организаторов, сопровождают гостей и помогают им сориентироваться на площадке, отвечают на возникающие вопросы. Среди постоянных партнеров центра 44 организации, работающие в инклюзивной сфере.
Экскурсии для людей с ОВЗ
Работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого подхода. Волонтеры учатся взаимодействовать с ними в рамках образовательного курса «Включайся!», специально разработанного ресурсным центром «Мосволонтер». Участники тренинга узнают, кто относится к этой категории граждан, изучают этику поведения с ними и их сопровождающими.
Кроме того, волонтеры постоянно участвуют в специализированных тренингах. Так, 22 сентября тренинг «Инклюзивный гид» на базе Еврейского музея и центра толерантности прошли 13 человек. Эксперты обсудили с ними основы инклюзивного общения, презентации и ораторского искусства, научили, как готовить экскурсию и соблюдать логику повествования, отработали навыки взаимодействия с аудиторией и методы управления группами. Сейчас участники тренинга могут применять полученные знания на практике и самостоятельно составлять и проводить экскурсии.
«Мы получили много знаний о том, как помочь человеку, который не видит, как сопровождать его. Тренинг не только научил вести экскурсию для людей с инвалидностью разных нозологий, но и дал конкретные знания, необходимые для участия или организации инклюзивных мероприятий, а также более четкое представление об инклюзивном волонтерстве. Мастер-класс прошел интерактивно, спикеры контактировали с нами, рассказывали, как правильно выстроить экскурсию, как удержать внимание слушателя. Запомнилось задание слепить предмет из пластилина просто по описанию», — рассказала Зульфия Вершинина, столичный волонтер, участница тренинга «Инклюзивный гид».
Волонтеры-лидеры для параспортсменов
Чтобы помогать людям с ОВЗ заниматься спортом, 20 добровольцев посетили тренинг «Волонтер-лидер для незрячих бегунов», организованный благотворительным фондом «Спорт для жизни» в рамках проекта «Марафон в темноте».
Волонтер-лидер — это партнер незрячего, слабовидящего или слепоглухого спортсмена, который бежит или плывет с ним в парасвязке или крутит педали на тандемном велосипеде. На тренинге участники-волонтеры узнали, как взаимодействовать с бегунами с ОВЗ и помогать им в ходе тренировок или соревнований.
«Когда ты волонтер-лидер и бежишь в парасвязке с незрячим, ты фактически являешься глазами этого человека, открываешь ему дорогу в спорт, в активный образ жизни. Не без помощи волонтера незрячий понимает, что он может гораздо больше, чем думает, что нет ничего невозможного», — поделилась своими впечатлениями Мария Манукян, доброволец из Москвы.
Заезд на колясках
А в сентябре волонтеры приняли участие в инклюзивном забеге на ВДНХ под названием WheelGo и поддержали фонд «Хрупкие люди», который помогает людям с генетической хрупкостью костей. В рамках забега 50 людей с ОВЗ должны были преодолеть дистанцию один километр, передвигаясь на колясках и электроколясках.
Параллельно с забегом работал специальный автодром. На нем все желающие могли попробовать преодолеть на коляске полосу препятствий, проехать по змейке, выполнить парковку и разворот.
На мероприятии добровольцы помогали в навигации, информировании участников и гостей забега. За каждым участником был закреплен волонтер, который измерял его время на дистанции и поддерживал.
«В ходе мероприятия волонтеры научились не бояться общаться с людьми с особенностями здоровья. На мой взгляд, в наше время преодолеть внутренние барьеры очень важно. Ведь мы все уникальные. Я помогала в качестве тимлидера и решила в дальнейшем прокачивать организаторские и коммуникационные навыки», — поделилась Людмила Горелова, доброволец центра «Мосволонтер».
Узнать больше об инклюзивном волонтерстве в Москве можно на официальном сайте ресурсного центра «Мосволонтер» или на страницах центра в социальных сетях «Инстаграм», «В контакте» и «Фейсбук».
Источник
Меры социальной поддержки и помощь людям с ограниченными возможностями
Проблемы людей с ограниченными возможностями в нашей стране рассмотрены не особо тщательно, а существующие меры социальной поддержки инвалидов от государства не достаточны. Зачастую не хватает психологической и социальной помощи, а так же материального обеспечения.
Государственная помощь людям с ограниченными возможностями заключается в ряде мер, направленных на преодоление сложностей, связанных с их жизнеобеспечением, с социальными гарантиями:
- обеспечение инвалидов жильем, льготы по его оплате;
- помощь в получении образования (особые условия при сдаче вступительных экзаменов, специализированные образовательные учреждения для людей с ограниченными возможностями, повышенная стипендия и т.д.);
- обеспечение людей с ограниченными возможностями трудовыми местами, особые условия труда;
- право на санаторно-курортное лечение;
- материальная помощь инвалидам в виде пособий, выплат, компенсаций, пенсий;
- социальная поддержка людей с ограниченными возможностями включает в себя и медико-социальную помощь, которая может быть оказана социальными работниками на дому или в виде сопровождения нуждающегося в медицинском осмотре человека в медицинское учреждение.
Меры социальной поддержки от государства
Меры социальной поддержки от государства людям с ограниченными возможностями достаточно многочисленны. Социальный работник может оказать помощь в решении бытовых вопросов – например, в стирке, уборке, покупке продуктов или медикаментов. Для того чтобы получить поддержку от государств, достаточно написать заявление (в случае просьбы о дополнительной материальной помощи, необходимо будет предоставить документы, доказывающие, что человек в ней действительно нуждается).
Сложности в получении социальной поддержки от государства в том, что лицам с ограниченными способностями приходится доказывать свою беспомощность. Кроме того, зачастую материальных средств, предоставляемых государством, просто не хватает на полноценную поддержку и на обеспечение инвалидов всем необходимым для обычной человеческой жизнедеятельности.
Проблемы инвалидов становятся особенно актуальными, когда для возвращения к полноценному существованию требуется дорогостоящая операция или оборудование, которого в России попросту нет. Что уж говорить о психологической помощи, в которой так нуждаются инвалиды, особенно если они находятся в детском возрасте.
Кто может оказать помощь людям с ограниченными возможностями
Государственная помощь людям с ограниченными возможностями оказываться всесторонне. Однако, что делать, если им этой помощи не хватает? Существуют благотворительные фонды, готовые оказывать поддержку людям с ограниченными возможностями, особенно детям-инвалидам, ведь в юном возрасте возможность справиться с недугом гораздо выше.
Оказание безвозмездной помощи людям с ограниченными возможностями основано на гуманистической этике. Помощь нуждающимся должна быть предоставлена не потому, что это наша обязанность, а потому что человеку свойственно испытывать радость от возможности одарить поддержкой других людей, ничего не требуя взамен. Как писал Фромм, любовь к ближнему – это не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это то, что свойственно самому человеку и благодаря чему он живет и действует в этом мире.
Волонтерские движения и фонды помощи инвалидам
Благотворительные фонды помощи инвалидам призывают граждан к пожертвованию. На сайтах некоммерческих благотворительных организаций можно прочитать информацию о людях с ограниченными возможностями, узнать историю каждого конкретного человека и пожертвовать деньги именно тому, чья судьба особенно затронула. Поддержка людей с ограниченными возможностями в виде пожертвования всегда доходит до адресатов, подтверждение тому можно получить в виде финансового отчета от организации.
На что идут пожертвованные деньги? Узнать об этом можно даже прежде, чем будет совершено пожертвование. Помощь людям с ограниченными возможностями обычно требуется для:
- приобретения оборудования, например удобной складной инвалидной коляски;
- прохождения курсов реабилитации, в том числе самых своеобразных – к примеру, курса дельфинотерапии;
- оплаты реабилитации в специализированных центрах для инвалидов;
- оплаты дорогостоящих операций и другого.
Волонтерские движения, посвященные проблемам инвалидов, стараются привлечь внимание общества исключительно на добровольной основе. Проект «Помощь людям с ограниченными возможностями» нацелен на повышение уровня социальной защищенности этой категории граждан, вовлечения их в общественную деятельность, раскрытие их способностей и талантов, которые многие инвалиды просто таят в себе, привыкая с временем замыкаться, ограничивать себя во всем – тем более в общении с «полноценными» людьми.
В чем заключается психологическая помощь людям с ограниченными возможностями
Психологическая помощь людям с ограниченными возможностями необходима в первую очередь детям, потому что в детстве острее воспринимаешь свое отличие от других. Безусловно, можно оставить ребенка на домашнее обучение, опасаясь, что в школе он столкнется с непониманием сверстников, что большая психологическая нагрузка окажется ему не по плечам. Однако специалисты в один голос твердят, что лучше адаптироваться в будущем к социальной среде помогает именно нахождение в ней на равных с другими людьми.
Конечно, многое зависит от самих людей с ограниченными возможностями, — от их характера, силы воли, способности и желания развиваться. Но и семьи, а также окружающие их посторонние люди вне стен родного дома несут на себя ответственность за то, насколько комфортно инвалиды будут себя чувствовать.
Оказать помощь людям с ограниченными возможностями вы можете, даже не имея профессиональных навыков по уходу за инвалидами. Постарайтесь помочь нуждающимся, в том виде деятельности, который ближе для вас. Неважно, разошлете ли вы друзьям из соцсетей информацию о поддержке человека, или сами снабдите его необходимой информацией в области юриспруденции, оформления документов или любой другой, в которой вы чувствуете себя как рыба в воде, — ваша помощь никогда не будет лишней.
Источник
«Урок доброты»: как помочь людям с ограниченными возможностями
В Университете ИТМО 24 декабря состоялся «Урок доброты», приуроченный к Международному дню инвалидов. Его провели специалисты управления образовательных технологий и инклюзивного образования Департамента по учебно-методической работе Светлана Гнездилова, Анастасия Мухаметшина и Дарья Митрошина. Они рассказали о проведенном ранее соцопросе среди студентов Университета ИТМО с ограниченными возможностями, а также познакомили присутствующих с потребностями инвалидов, научили этике общения с ними и рассказали о мероприятиях по формированию доступной среды в вузе.
Процесс повторения студентами жестов за сурдопедагогом
Соцопрос и безбарьерная среда
В начале урока начальник управления образовательных технологий и инклюзивного образования рассказала о сути обучения молодых людей с ограниченными особенностями здоровья наравне со сверстниками, не имеющими проблем. Согласно закону об образовании, для инвалидов должны создаваться необходимые условия, чтобы избежать какой-либо дискриминации и реализовать их право на качественное образование с квалифицированным подходом.
Университет ИТМО. Начальник управления образовательных технологий и инклюзивного образования Светлана Гнездилова.
«Нами был проведен соцопрос инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Университете ИТМО, чтобы выяснить, нуждаются ли они в разработке адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана, возникают ли трудности при восприятии информации на занятиях, требуется ли им помощь ассистента, удовлетворяет ли их оборудование аудиторий вуза, а также необходимы ли дополнительные мероприятия для обеспечения успешной адаптации в университете», — рассказала Светлана Гнездилова.
Сотрудники управления составили дорожную карту по организации инклюзивного образования в Университете ИТМО. В документе они перечислили все те подходы, которые необходимо успешно реализовать в вузе. Так, эксперты подчеркнули, что важно организовать работу с абитуриентами-инвалидами, сопровождать обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также создать кабинеты психологической поддержки. Они сделали ставку на создание безбарьерных условий не только в рамках учебного процесса, но и проживания в общежитии. В завершение специалисты управления составили рекомендации по оснащению залов библиотеки и учли возможность подготовки к будущей работе таких студентов.
Знакомство с потребностями и особенностями инвалидов
Начальник отдела разработки адаптированных образовательных программ Анастасия Мухаметшина рассказала присутствующим об особенностях, которыми обладают люди с инвалидностью, и их потребностях. Она подчеркнула разницу между понятиями «слепой» и «слабовидящий», познакомила студентов со шрифтом Брайля и приборами для письма по нему. Отдельно она пояснила классификацию соматических заболеваниий и расстройств опорно-двигательного аппарата.
Университет ИТМО. Начальник отдела разработки адаптированных образовательных программ Анастасия Мухаметшина.
«Люди с ограниченными возможностями нуждаются в помощи и поддержке окружающих. Каждому из нас хочется жить полной жизнью, общаться друг с другом и узнавать новое. Люди с ограниченными возможностями — такие же, как и любой из нас. Они почти ничем не отличаются, но часто для общения и совместной деятельности с этими людьми необходимо знать их особенности», — объяснила специалист. — Мы можем не увидеть, что у человека тяжёлое хроническое заболевание, и пройти мимо. Например, если вы увидите, что человеку плохо, предложите ему помощь, возможно, ему просто необходимо вовремя принять лекарство», — отметила Анастасия Мухаметшина.
В свою очередь, сурдопедагог и специалист по учебно-методической работе Дарья Митрошина буквально на пальцах объяснила студентам, как общаться с людьми, у которых имеется нарушение слуха.
Университет ИТМО. Сотрудник отдела разработки адаптированных образовательных программ, сурдопедагог Дарья Митрошина.
«Глухие имеют такую потерю слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и не позволяет им самостоятельно овладеть речью без специально организованного обучения. Слабослышащие способны самостоятельно овладеть речью хотя бы в минимальной степени. Для общения люди с нарушением слуха используют дактильную азбуку и жестовую речь. Дактильная азбука — это система русского жестового языка, в которой каждой конфигурации пальцев соответствует одна буква русского языка. Жестовая речь — система общения глухих, в которой один жест обозначает одно слово», — пояснила сурдопедагог.
Молодых людей, пришедших на занятие, познакомили с некоторыми жестами и основами дактильной речи. Вместе с преподавателем они изобразили слово «мама» на дактиле, а также поупражнялись «говорить» руками слова: «здравствуйте», «до свидания», «дружить», «любить», «спасибо». В качестве заключительной части выступления был показан фрагмент фильма «Слово на ладони» о жизни слепоглухих.
Раздаточный материал
«Люди с ограниченными возможностями — равноправные члены общества, хотя и нуждаются иногда в помощи окружающих. Не стоит забывать о золотом правиле: прежде, чем сделать что-либо для такого человека, нужно спросить, нуждается ли он в вашей помощи, ведь мы должны уважать личную свободу каждого», — заключила Дарья Митрошина.
Чувство меры и этика
Директор центра социальной поддержки обучающихся Департамента молодежной политики, кандидат психологических наук Елена Шарапановская рассказала участникам об этике общения с людьми, имеющими особые потребности. Часто люди или уделяют инвалидам слишком усердное внимание, заставляя их чувствовать излишнюю зависимость от других, или, наоборот, игнорируют. По словам экспертов, правильное отношение к людям, у которых есть особенности, нужно воспитывать в себе всегда. Так, любое заболевание, несущее ущерб здоровью, становится серьезным испытанием. Однако, не стоит забывать, что при потере каких-либо свойств у людей усиливается работы органов чувств, появляется сильная тяга к жизни, новые таланты и способности к самовыражению. Преодоление трудностей и жизнь с недугом развивают у таких людей огромную силу духа и воли, что подталкивает их к прогрессу в саморазвитии. Благодаря этому они добиваются успехов в спорте, науке и искусстве. По словам Елены Шарапановской, в отношении людей с инвалидностью нужно проявлять не популистскую позицию, формируя у них выученную беспомощность, а выстраивать конструктивное общение.
Университет ИТМО. Директор центра социальной поддержки обучающихся Елена Шарапановская.
«Такой подход предполагает, во-первых, позицию на равных. Мы должны учитывать особенности, но в то же время относиться к человеку с ограниченными возможностями так же, как и к другим. И это распространяется на все сферы жизни. Учитывайте реальные возможности таких людей — они многое могут делать сами! Делать за них все не только не нужно, но и вредно: и им, и вам. Нельзя забывать, что на демонстрации жалости стоит поставить крест. Наоборот, проявляйте жизнелюбие, оптимизм, дружелюбие, будьте добры. Вместо жалости используйте действенное сочувствие: реальная помощь инвалидам заключается в создании доступной среды, приглашении их участвовать в важных и интересных событиях и мероприятиях. Для всех людей важен визуальный контакт, так что не стоит избегать его в общении с инвалидами, повторяя ошибку многих», — убеждена руководитель центра.
Как отметила в своем выступлении Елена Шарапановская, не стоит забывать, что сейчас нет людей со стопроцентным здоровьем — у каждого есть карта в поликлинике с его проблемами. Адекватное отношение и правильная позиция помогут справиться со сложностями во взаимодействии с людьми, имеющими особые потребности. Преодолев смущение, стеснение, боязнь болезни и стыд, общаясь со всеми на равных, можно помочь не только человеку рядом, но и себе самому, резюмировала специалист.
Полина Полещук,
Редакция новостного портала Университета ИТМО
Источник