Как оценить здоровье компании

Финансовый учет на пальцах: как оценить здоровье бизнеса и найти точки роста

Есть несколько финансовых показателей, которые помогают контролировать состояние бизнеса: рентабельность капитала, продаж, рентабельность и оборачиваемость активов. В статье расскажем, как и зачем считать эти показатели.

Статья будет полезна собственникам малого бизнеса и начинающим предпринимателям, которые хотят навести порядок в деньгах.

Подробно разобрали эту тему на вебинаре «Из малого бизнеса — в крупный. Считаем реальную доходность и находим точки роста» с Александром Афанасьевым, руководителем компании «Нескучные финансы».

Дальше в статье — краткий конспект этого вебинара.

Что такое рентабельность собственного капитала

Рентабельность собственного капитала — первый из показателей, за которым стоит следить владельцу бизнеса. Он показывает, насколько здоров бизнес и эффективно ли работают деньги предпринимателя. А если точнее — сколько копеек приносит каждый рубль, вложенный в бизнес.

Чтобы понять значение этого показателя, можно представить бизнес как коробку по производству денег. Например, в начале года вы вложили в эту коробку 1 млн рублей. В коробке происходило, и в конце года вы из нее достали 1,4 млн рублей.

Получили, что капитал предпринимателя в коробке за год вырос на 400 000 ₽

Рентабельность капитала в такой коробке: 400 000 ₽ / 1 000 000 ₽ × 100 = 40%.

Рентабельность собственного капитала можно сравнивать с доходностью по банковским депозитам или по акциям. Например, если положить деньги на депозит в банк под 3,88%, то вы заработаете на своих деньгах 3,88% за год. Так же и в бизнесе: вы вкладываете деньги, а через некоторое время получаете доход.

Когда владелец бизнеса знает рентабельность капитала в бизнесе, он может принять взвешенное решение: выгодно ли дальше развивать бизнес или лучше поискать другие варианты вложения денег.

Рассчитать рентабельность капитала

Для расчета рентабельности нужно знать чистую прибыль и величину собственного капитала.

Чистая прибыль. Чистая прибыль — это выручка за вычетом всех расходов, в том числе налогов и взносов.

Например, у предпринимателя небольшой магазин.

60 млн рублей — выручка за год. Это деньги, которые пришли на расчетный счет и в кассу.

45 млн рублей — расходы за год. Это деньги, которые он потратил на закупку товаров, зарплату, аренду, коммуналку, транспорт.

5 млн рублей — налоги и взносы за год.

(60 млн − 45 млн − 5 млн) = 10 млн рублей — чистая годовая прибыль.

Собственный капитал. Собственный капитал рассчитать сложнее, чем прибыль: он показывает, сколько денег предпринимателя вложено в бизнес. Чтобы узнать эту цифру, нужно оценить стоимость бизнеса на текущий день и вычесть все обязательства.

Активы — все то, что есть у компании. Сюда могут входить:

  • недвижимость в собственности;
  • оборудование;
  • автомобили;
  • товарные знаки;
  • деньги в кассе и на расчетных счетах;
  • сырье и материалы;
  • инструменты;
  • дебиторская задолженность — деньги, которые вам должны.

В разных сферах бизнеса активы будут разными. Например, в салоне красоты основными активами, скорее всего, будут инструменты, оборудование и деньги в кассе. А в грузоперевозках — автомобили.

Для более точного расчета активы нужно оценивать по их рыночной стоимости. Так, стоимость автомобиля или оборудования — та сумма, за которую их реально сейчас продать, а не цифры в бухгалтерском балансе.

  • налоги;
  • кредиты и займы;
  • кредиторская задолженность — деньги, которые вы должны.

Другими словами, обязательства — это все счета или долги, которые должны быть оплачены компанией.

Отслеживать рентабельность активов

Рентабельность активов — второй показатель бизнеса. Он показывает, как эффективно в бизнесе работают активы.

Представим, что Ваня зарабатывает в год 3 млн рублей, а Петя — 5 млн рублей. У кого более эффективный бизнес?

На первый взгляд кажется, что у Пети, ведь у него больше прибыль. Но если узнать, сколько денег вложил в бизнес каждый предприниматель, то окажется, что Ваня работает с большей отдачей.

Ваня инвестировал в бизнес 10 млн рублей, с этих денег зарабатывает 3 млн рублей. А Петя вложил 50 млн рублей, и теперь они приносят ему по 5 млн рублей

Сведем расчеты в таблицу:

Ваня Петя
Прибыль за год 3 млн рублей 5 млн рублей
Активы 10 млн рублей 50 млн рублей
Рентабельность активов 30% 10%

Рентабельность активов позволяет отслеживать, как результативно работает бизнес в разные периоды. Если активы увеличиваются, а прибыль при этом не растет — значит, нет смысла в расширении бизнеса.

Мы разобрали два основных показателя, которые помогают предпринимателям следить за состоянием бизнеса: доходность собственного капитала и рентабельность активов. Теперь рассмотрим, как улучшить первый из них — рентабельность капитала. В этом поможет формула Дюпона.

Формула Дюпона появилась из стандартной формулы рентабельности капитала. Это видно, если сократить дроби по правилам математики.

В развернутом виде формула показывает, что рентабельность капитала состоит из трех компонентов:

Чем больше каждый из трех множителей, тем больше итоговая цифра рентабельности

Получается, чтобы рентабельность собственного капитала росла, нужно улучшать каждый из трех компонентов формулы — рентабельность продаж, оборачиваемость активов и финансовый рычаг.

Повысить рентабельность продаж

Рентабельность продаж показывает, какова доля прибыли в общей выручке. Например, рентабельность продаж 10% означает, что 10 копеек из каждого рубля выручки — чистая прибыль компании.

Чтобы повысить рентабельность продаж, нужно:

  1. Контролировать воронку продаж.
  2. Пересмотреть политику скидок и повышать средний чек.
  3. Контролировать расходы.

Контролировать воронку продаж. Воронка продаж — путь, который клиент проходит от момента, когда первый раз узнал о компании, до момента покупки.

Например, представим розничный магазин одежды. У него может быть такая воронка.

Часть воронки Количество людей за день
Люди, которые просто шли мимо магазина 1000 человек
Люди, которые зашли внутрь магазина 80 человек
Люди, которые выбрали и зашли в примерочную 30 человек
Покупатели 15 человек

Если повысить конверсию на каждом этапе или нескольких, общие продажи вырастут.

Пересмотреть политику скидок и повышать средний чек. Скидка — это не хорошо и не плохо, главное, чтобы она была обоснованной. В среднем 1% скидки уменьшает прибыль компании на 11%. Нужно понимать, может ли компания позволить себе давать скидки клиентам. Иначе может возникнуть ситуация «продал много, а денег не заработал».

Способы повышения среднего чека зависят от специфики бизнеса. Например, можно предлагать клиентам более дорогие аналоги, сопутствующие товары, формировать наборы.

Контролировать расходы. Чем ниже расходы компании, тем выше прибыль при том же объеме продаж. Например, компания может экономить на аренде офиса, закупке канцтоваров, отказаться от неэффективных каналов маркетинга, или найти новых поставщиков с более выгодными ценами.

Оценить оборачиваемость активов

Оборачиваемость активов показывает, как быстро компания зарабатывает деньги на своих активах. Например, если оборачиваемость активов равна двум, это означает, что компания за год получает выручку, вдвое большую стоимости своих активов. Получаем, что активы за год оборачиваются два раза.

Чтобы повысить оборачиваемость активов, нужно:

  • Отслеживать, какие товары быстрее продаются и приносят больше прибыли за месяц.
  • Контролировать запасы на складе.

Отслеживать, какие товары продаются быстрее. Представим, что у магазина есть товары А и Б.

Товар А Товар Б
Продали, цена за штуку 120 000 ₽ 55 000 ₽
Купили, цена за штуку 70 000 ₽ 50 000 ₽
Прибыль с одной штуки 50 000 ₽ 5 000 ₽
Продали штук за месяц 1 20
Прибыль за месяц 50 000 ₽ 100 000 ₽

Прибыль от продажи товара А — 50 000 ₽, а товара Б — всего 5000 ₽. Но товар Б покупают гораздо чаще, поэтому он в итоге приносит больше прибыли за месяц и помогает активам оборачиваться быстрее.

Контролировать запасы на складе. Запасы обеспечивают бесперебойные продажи. Если покупатель хочет вещь, а ее нет в наличии — клиент может уйти к конкурентам.

С другой стороны, запасы — это замороженные деньги. Если у предпринимателя на складе лежит товар на 100 000 ₽ и долго не продается, предприниматель теряет деньги. Он мог бы его продать, даже по сниженной цене, и вложить эти 100 000 ₽ в более прибыльное дело.

Посчитать финансовый рычаг

Финансовый рычаг показывает, сколько активов приходится на каждый рубль собственного капитала. Чем выше коэффициент финансового рычага, тем больше заемных средств используется для финансирования активов.

Получается, чем больше заемных денег привлекается в бизнес, тем больше доходность собственного капитала предпринимателя.

Рассмотрим на примере, как привлечение заемных денег влияет на рост бизнеса и рентабельность капитала. Представим две одинаковые компании, которые работают 10 лет и всю прибыль вкладывают в бизнес.

Развивается на свои Привлекает чужие деньги
Стартовый капитал 1 000 000 ₽ 1 000 000 ₽
Рентабельность активов 50% годовых 50% годовых
Привлекает кредит Нет Каждый год берет кредит на сумму собственного капитала, ставка 20%. Так, в первый год взял кредит на 1 млн рублей
Собственный капитал через 10 лет 57 000 000 ₽ 357 000 000 ₽

Использовать заемный капитал необязательно, достаточно и 57 000 000 ₽. Но если компания хочет ускорить развитие бизнеса, то чужие деньги в этом помогут.

Чтобы заемные деньги пошли компании на пользу и не разорили бизнес, важно соблюдать два условия:

  1. Рентабельность активов должна быть выше, чем процент за пользование заемными деньгами.
  2. У компании есть понятные точки роста.

Рентабельность активов выше, чем процент за пользование деньгами. В нашем примере рентабельность активов 50%, а ставка по кредиту 20%. Это показатель, что компания сможет выплачивать проценты и оставаться в плюсе. Чем больше разница между рентабельностью и ставкой по кредиту, тем безопаснее и выгоднее для бизнеса.

Есть понятные точки роста. У компании должно быть понимание, куда ей развиваться и инвестировать заемные деньги

Например, у предпринимателя есть кафе, и он хочет открыть еще четыре кафе в том же городе. Четких планов и расчетов нет, просто планирует взять кредит и работать как привык. В таком случае высок риск, что чужие деньги приведут к банкротству.

Также не стоит идти за кредитом, когда у компании есть проблемы. В идеале привлекать заемный капитал стоит, когда бизнес растет, чтобы помочь ему развиваться быстрее.

Подробно разобрали тему и ответили на вопросы зрителей на вебинаре по финансовому учету, эксперт — Александр Афанасьев.

Источник

По каким критериям оценивается «финансовое здоровье» предприятия

Чтобы бухгалтер был уверен в завтрашнем дне, важно чтоб бизнес его работодателя успешно развивался. Для этого нужно регулярно контролировать «финансовое здоровье» организации, которое в первую очередь зависит от финансовой устойчивости. Предлагаем вниманию начинающих бухгалтеров и студентов небольшую памятку, где названы критерии, позволяющие судить о «диагнозе» организации. Этот материал будет первым в серии публикаций, посвященных основам финансового анализа.

Критерии финансовой устойчивости предприятия

  • Правильная структура пассива баланса. Анализ этой структуры выявляет причины, которые могут снизить платежеспособность предприятия. Такими дефектами могут быть высокая доля заемного капитала или нерациональное использование собственных средств.
  • Высокий уровень финансовой независимости. Данный уровень определяется соотношением критериев актива и пассива бухгалтерского баланса.
  • Достаточное количество оборотных средств. Организация работает эффективнее всего, когда лучшие результаты достигаются при наименьших затратах. Такая минимизация затрат достигается наиболее целесообразным и оптимальным сочетанием собственных и заемных пассивов.

Виды финансовой устойчивости

  • Абсолютная финансовая устойчивость. Затраты покрываются с помощью собственных средств, предприятие не зависит от кредиторов и имеет высокую платежеспособность.
  • Нормальная устойчивость финансового состояния. Обеспечивается нормальная платежеспособность организации. Ведется эффективная производственная деятельность. Затраты покрываются за счет не только собственных средств, но и долгосрочных кредитов.
  • Неустойчивое финансовое состояние. Платежеспособность организации находится под угрозой, однако еще возможно улучшение ситуации. Для оплаты затрат помимо собственных средств и долгосрочных кредитов используются краткосрочные займы.
  • Кризисное финансовое состояние. Предприятию грозит банкротство, поскольку оно неплатежеспособно. Для покрытия затрат используются все доступные источники.

При оценке финансовой устойчивости необходимо учитывать множество различных параметров (в первую очередь — рентабельность и ликвидность). Эти параметры позволяют рассчитать коэффициенты автономии, покрытия инвестиций, маневренности собственного капитала, мобильности имущества, краткосрочной задолженности и т. д. Итогом анализа должен стать отчет, в который сводятся все полученные данные.

Сделать подобный расчет вручную непросто даже тому бухгалтеру, который имеет большой опыт и хорошее экономическое образование. А начинающий бухгалтер, не учившийся в вузе, самостоятельно с такой работой просто не справится.

Однако процесс можно автоматизировать с помощью сервиса «Эксперт» от СКБ Контур. Помимо оценки «финансового здоровья» предприятия сервис может подготовить финансовый отчет, оценить возможность выездной налоговой проверки, дать прогноз вероятности банкротства, показать уровень кредитоспособности, а также представить индивидуальные отчеты с советами по улучшению финансового состояния бизнеса.

Подробнее о сервисе вы можете узнать в нашем разделе «Сервисы», на сайте «Эксперта» или по телефону 8-800-333-88-93 (звонок бесплатный).

Источник

Читайте также:  Пожелания здоровья бодрости сил
Оцените статью