ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»
Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка
Задачи формирования начальных представлений детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения
1. Способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения.
2. Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья и условиях его сохранения: режим, закаливание, физкультура и пр.
3. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей: закаливание, участие в физкультурных праздниках и досугах, утренней гимнастике, подвижных играх на свежем воздухе, соблюдение двигательного режима.
Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков
1. Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; соблюдать культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).
2. Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение оказывать элементарную поддержкуи помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует.
3. Развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения.
Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети
Дошкольники узнают о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях внешнего вида здорового и заболевшего человека, об особенностях своего здоровья, строении тела человека, о назначении отдельных органов и систем, о целостности организма. Знакомятся с правилами здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека.- Получают информацию о вредных привычках, приводящих к болезням, об опасных ситуациях для здоровья, а также о том, как их предупредить, и о том, как себя вести в случае их возникновения. Узнают о том, как позвать взрослого на помощь в соответствующих обстоятельствах.
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети
Воспитатель создает условия для активной игровой совместной деятельности с детьми 4—5 лет. Предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Аптека», «Больница», «Поликлиника». Вовлекает детей в усложняющиеся по содержанию игры-экспериментирования и игры-путешествия, связанные с личной гигиеной, режимом дня, здоровым образом жизни; в дидактические игры «Мой организм», «Здоровые зубы», «Режим дня», «Уши мыть или не мыть», «Глаза», «Витамины»; игры-этюды «Вот как Галю одевали», «Куклу кормили?», «Братишки», «Подружки», «Уж я косу заплету», «Что взяла, клади на место» и другие игры по мотивам детских стихотворений. Предлагает детям игровые поисковые и игровые познавательные ситуации.
Организует игровую среду в группе, направленную на развитие игровой деятельности детей и эффективное игровое взаимодействие с детьми.
Предлагает детям вместе рассмотреть фотографии детей, членов семьи в ходе совместного умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры. Прослушать аудиозаписи тематического литературного материала, тематических детских песен, например «Зарядка», «Веселая компания», «Огород», «Моя игрушка».
Воспитатель создает условия для проведения индивидуальных и подгрупповых бесед с детьми, обязательно с опорой на личный опыт дошкольников, организует рассказывание, чтение произведений детской литературы (например, В. Зайцев «Я одеться сам могу», Е. Благинина «Научу одеваться и братца», JI. Герасимов «Купаю куклу», Кузнецова «Кто умеет?», Я.Яхнин «Почему надо чистить зубы?», Степанов «Сам»).
Постепенно вводит в совместную деятельность с детьми простейшие ситуационные задачи: «Сгруппируй. », «Вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей. », «Как ты думаешь, что будет дальше, если мальчик (девочка) не будут умываться, спать, гулять, делать зарядку?», «Приведи пример того, что полезно для здоровья, а что вредит нашему здоровью», «Предложи способ, позволяющий. », «Найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке, этом рисунке и т. д.)», «Покажи или расскажи, что будет с куклой (твоим любимым игровым персонажем), если она будет/не будет соблюдать правила личной гигиены. », «Придумай игру (загадку) про девочку чумазую, про Мойдодыра, про режим дня, про здоровье и здоровый образ жизни», «Как узнать, правильно мы сделали или нет. ».
Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка (Что нас радует)
ü Ребенок с интересом узнает новое о человеке, стремится как можно больше узнать о факторах, обеспечивающих здоровье, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы.
ü Ребенок может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
ü Стремится к самостоятельному выражению своих витальных потребностей, осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации (умывание, мытье рук при незначительном участии взрослого, уход за своим внешним видом, использование носового платка, салфетки, столовых приборов, уход за полостью рта, соблюдение режима дня, уход за вещами и игрушками).
ü Ребенок активен в самообслуживании, стремится помогать взрослому в организации процесса питания, режимных моментов.
ü Осуществляет перенос опыта здоровьесберегающей деятельности в игру, соблюдает правила здоровьесберегающего и безопасного поведения во взаимодействии со сверстниками.
ü Умеет в угрожающих здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
ü У ребенка наблюдается ситуативный интерес к здоровьесберегающей деятельности, изучению человека и факторов, обеспечивающих здоровье, правилам здорового образа жизни. Не готов ответить на вопрос взрослого, как он себя чувствует, болит ли у него что-то, не заболел ли он.
ü Испытывает затруднения в выполнении процессов умывания, питания, одевания и раздевания, пользовании туалетом, элементарного ухода за своим внешним видом, в использовании носового платка, салфетки, столовых приборов, ухода за своими вещами и игрушками. Готов совершать данные действия только при помощи и по инициативе взрослого.
ü Ребенок выглядит неопрятно, болезненно, именно по этой причине часто отвергнут сверстниками для совместной деятельности, игр, общения.
ü Не стремится к самостоятельному осуществлению здорового образа жизни, соблюдению правил безопасного поведения.
ü Не готов выполнять инструкции взрослого в обстоятельствах, угрожающих здоровью.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ»
Источник
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Что это такое, как и зачем
- Электронный журнал Экстернат.РФ
- Дошкольное образование. Разное
- ФГОС ДО «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ДЕТСТВЕ– ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ!
ФГОС ДО «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ДЕТСТВЕ– ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ!
СТАТЬЯ:
ФГОС ДО «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ». ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ДЕТСТВЕ–ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ!
Коробова Татьяна Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург
«Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, но и:
чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь»
ФГОС ДО «направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. » (см. п.1.6 ФГОС ДО). «Физическое развитие включает приобретение опыта в . становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами. » (см. п. 2.6 ФГОС ДО).
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, легче обучать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Современный детский сад создаёт максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый ребёнок рос здоровым и хорошо развивался. Но при всём этом очень важно не упустить те возможности, которые дает детство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе, к своему здоровью.
На протяжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем должен заниматься врач. Однако со временем всем стало понятно, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не захочет и не будет над этим трудиться. Именно поэтому одной из важнейших задач образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО является необходимость воспитания у молодого поколения отношения к здоровью как к жизненной ценности.
Эта статья поможет педагогам ДОУ осознать необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни в ходе решения задач образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО.
Факторы здоровья
Что же такое здоровье? Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов (Всемирная Организация Здравоохранения). Как видно из определения, не только медицинские факторы влияют на состояние здоровья. Что же мешает добиться того, чтобы наши дети были действительно ЗДОРОВЫМИ? Одна из проблем — это низкий уровень знаний родителей, а иногда, к сожалению, даже и педагогов о том, как сохранить здоровье свое и здоровье детей. В первую очередь необходимо знать факторы, от которых зависит здоровье зависит здоровье:
1. Наследственность– это совокупность природных свойств организма, передаваемых из поколения к поколению.
2. Медицина – это сфера жизни общества, работники которой заняты лечением болезней и их предупреждением.
3. Образ жизни – это совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущая той или иной личности, группе, обществу.
4. Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмах друг к другу и к окружающей их среде.
Таким образом, существует фактор, который полностью зависит от самого человека! Учеными доказано, что здоровье на 50% зависит от того, какой образ жизни ведет человек. Образ жизни — это совокупность способов форм жизнедеятельности, присущая той или иной личности, группе, обществу.
Здоровый образ жизни — это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности организма.
В настоящее время, как никогда, возрастает актуальностьЗОЖ, что вызвано увеличением и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Задача педагогов и родителей сформировать у детей представления о ЗОЖ и осознанное отношение к выполнению составляющих ЗОЖ. Причем речь идет не только об искоренении вредных привычек, выполнении определенных гигиенических норм и правил, которые определяют физиологическое благополучие организма, но и о приобретении определенных критериев здоровья.
Критерии здоровья
1. Отсутствие или наличие хронических заболеваний (на определенный момент времени).
2. Функциональное состояние органов и систем организма.
3. Степень сопротивляемости организма инфекциям и неблагоприятным факторам окружающей среды.
4. Развитие физического и нервно-психического организма и их гармоничности.
Изучением вопроса здоровья и его проблем занимается наука валеология – наука о формировании биологической и социальной адаптации человека к окружающей среде на основе оздоровительных технологий и здорового образа жизни.
Валеология представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья.
Основоположник валеологии – И.И.Брехман и его ученик-последователь Г.К.Зайцев выделили основные Принципы валеологии.
Принципы валеологии
1. Принцип сохранения здоровья.
Его основу составляет гомеостаз (способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям). Жизнедеятельность человека наряду с гомеостазом обеспечивается еще одной особенностью организма – адаптацией (адаптационные резервы в общем виде представляют собой возможности клеток, органов, систем органов и целостного организма противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к этим нагрузкам, минимизируя их воздействие на организм и обеспечивая должный уровень эффективности деятельности человека). Переход от здоровья к болезни связан с действием интенсивных раздражителей. Они вызывают в организме реакции «патологического стресса», характеризующиеся ломкой гомеостаза и постоянным истощением энергетических резервов (состояние, близкое к хроническому заболеванию).
Первый принцип сохранения здоровья проявляется в стремлении человека развивать свой культурный уровень, а так же поддерживать свое психическое равновесие путем ограждения своего организма от стрессовых и информационных перегрузок.
2. Принцип увеличения резервов здоровья (укрепление здоровья).
В организме человека заложен механизм сохранения здоровья, обеспечивающий накопление или наращивание энергоресурсов организма.
И.И.Брехман рассматривает нравственное здоровье как определяющий аспект в валеологической культуре личности. Как говорилось в исследованиях Г.К.Зайцева — установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.
Второй принцип заключается в повышении адаптивности организма к стрессогенным факторам с помощью специальной подготовки.
3. Принцип формирования здоровья.
Этот принцип обуславливает формирование основных компонентов здоровья подрастающего поколения на протяжении всей их образовательной деятельности.
Исходя из перечисленных принципов валеологии, понятно, что для сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников необходимо вести определенную системную работу по обеспечению факторов ЗОЖ, по сообщению детям знаний о ЗОЖ и формированию у них навыков ЗОЖ. Какие же факторы необходимы для обеспечения ЗОЖ дошкольников? Очевидно, что все они обязательно должны учитываться в системе работы ДОУ.
Составляющие факторы здорового образа жизни
6. Эмоциональное состояние
1.Режим дня— это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.
Соблюдение режима дня — одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, формируются культурно-гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.
2. Сон— это наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения.
Сон — один из важнейших составляющих режима дня и здорового образа жизни. Под понятием сон подразумевается физиологическая защита организма, потребность в нем обусловлена сложными психическими процессами. Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных сил организма и снижению защитных сил организма. Режим сна детей складывается из ночного — примерно десять часов тридцать минут, и дневного сна — примерно два часа.
Гигиеной сна предусматривается укладывание на сон и подъем в одно и то же время. Для лучшего и более полезного сна нужно создать условия:
• Приток свежего воздуха
• Прием пищи, не возбуждающей организм,- за полтора, два часа до сна
• Предварительная прогулка на свежем воздухе
3.Питание— это пища, еда, т.е. специальная энергия для нормального функционирования человека.Питание —это одно из важнейших условий существования человека, сохранения его здоровья и трудоспособности. Все жизненные процессы в организме находятся в большой зависимости от того, как строится питание с первых дней жизни.
4.Гигиена—это раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья. Гигиенические навыки — это навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования, поддержание порядка в окружающей обстановке. Гигиенические навыки включают в себя:
• Занятия физическими упражнениями
• Использование рациональной одежды и обуви
5.Движение— это состояние, противоположное неподвижности, покою, это биологическая потребность растущего организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей. Движения улучшают работу опорно-двигательного аппарата, увеличивается сила, объем, эластичность мышц.
Основные движения — это жизненно необходимые для человека движения, которые он использует в повседневной деятельности. К основным движениям относятся: ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание, равновесие.
Недостаток движений приводит к гиподинамии. В результате наблюдается понижение умственной и физической работоспособности, более быстрая утомляемость, снижение сопротивляемости организма к вредным влияниям внешней среды, приводящее в дальнейшем к развитию заболеваний сердечнососудистой и нервной системы, органов дыхания и пищеварения.
Взрослые должны как можно раньше привить детям глубокие знания и навыки по физической культуре, помочь в подборе увлекательных игр, полезных физических упражнений. Начинать следует с утренней гимнастики. Воспитатель должен заинтересовать детей, объяснить положительное влияние гимнастики на организм, на развитие необходимых человеку физических качеств. Утренняя гимнастика полезна еще и тем, что это первый шаг к твердому распорядку, к умению правильно распределять свое время. Кроме утренней гимнастики ежедневно следует организовывать игровую двигательную деятельность: физкультурные занятия, физкультурные минутки (см. «Физминутки нам нужны — для детей они важны!» http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-2011-11-24-19-25-06 /1470-2012-08-12-09-54-47.html ), подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения, элементы эстафет исоревнований, малоподвижные игры и хороводы, развлекательные аттракционы и т.д.
Занятия физкультурой в дошкольном возрасте развивают физические качества: ловкость, силу, быстроту, выносливость, гибкость, равновесие.
6. Многие педагоги ДОУ до конца еще не осознали значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь, проведя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытать серьезные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.
Все вышеперечисленные составляющие факторы ЗОЖ возможно и необходимо соблюдать в ДОУ. Кроме того, нельзя забывать об основных требованиях к режиму ДОУ, обеспечивающих формирование, укрепление и сохранение здоровья детей:
• Рациональное чередование бодрствования и отдыха.
• Регулярное и полноценное питание, не менее четырех раз в день в одни и те же часы.
• Занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее шести часов в неделю.
• Пребывание на свежем воздухе, не менее двух- трех часов в день.
• Строгое соблюдение гигиены сна, не менее десяти часов в сутки, желательно, чтобы ночной сон был в одно и то же время.
• Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка
• Единство требований со стороны взрослых (соблюдение режима дня даже в выходные, когда ребенок находится с родителями).
Каждый малыш должен расти здоровым, но, чтобы этого добиться, надо приложить определенные усилия не только педагогам ДОУ, но и родителям, и самому ребенку. Первоочередная задача педагогов ДОУ — помочь понять родителям и детям необходимость приобщения к ЗОЖ для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
«Да, что знаешь в детстве — знаешь на всю жизнь, но и: чего не знаешь в детстве — не знаешь на всю жизнь» (М. Цветаева). Навыки ЗОЖ, полученные в детстве, помогут сохранить здоровье на всю жизнь!
Примечание: Практический материал к данной статье Вы можете посмотреть в методической разработке «ФГОС ДО, «Физическое развитие». Серия занятий «Здоровый образ жизни» для детей 6 — 7 лет» http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/98-2011-12-05-14-06-41/1434-2012-07-13-12-05-22.html
Литература
1. В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко «Этюды валеологии: здоровье, как человеческая ценность», С-Пб, изд-во Балт. пед. акад. 1998 г.
2. И.И.Брехман «Валеология — наука о здоровье», Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1990г.
3. Г.К.Зайцев, А. Г. Зайцев « Валеология. Культура здоровья. Книга для учителей и студентов педагогических специальностей», Москва, изд-во «Бахрах-М», 2003г.
Источник