Чем обусловлена популярность ЗОЖ в 21 веке, и когда этой эре наступит конец
Как и зачем появился тренд на ЗОЖ
Тренд на здоровый образ жизни появился относительно недавно, в 2010-2011 году, тогда же и стали появляться первые фитнес-соревнования. В последние пять лет он стремительно набирает обороты. Мужчины все также стремятся к рельефным мышцам, тогда как у девушек на смену бодибилдингу и кубикам пресса пришла фитнес индустрия с округлыми формами. Люди отказываются от вредных привычек, активно занимаются спортом, тщательно следят за питанием и подсчитывают калории.
Не последнюю роль в популяризации такого образа жизни сыграл экономический аспект, пиар и маркетинг. Дорогое спортивное питание, «эко» и «био» продукты, открывающиеся повсеместно фитнес-центры и клубы, многочисленные гаджеты для спортсменов (фитнес-трекеры, смарт-часы), даже спортивная одежда и обувь — все это даёт немалую прибыль.
Пик ЗОЖ, ПП и фитоняшек
Пик популярности фитоняшек и ЗОЖ пришелся на период с 2015 года, тренд не теряет своей актуальности и сегодня. С каждым днём появляется все больше блогов о правильном питании, профилей в Инстаграм, спортивных клубов и всевозможных соревнований.
Конечно отказ от вредных привычек, сбалансированный рацион и умеренные физические нагрузки положительно скажутся на организме. К сожалению, многих мотивирует не улучшение здоровья, а только погоня за модой. Поэтому ожидать спада этой тенденции в ближайшее время не приходится, особенно ввиду популярности Инстаграма. В любом случае, мода может пройти, а здоровый образ жизни (для тех, кто относится к этому серьезно) нет.
Известные личности ЗОЖ
Сегодня не только спортсмены пропагандируют здоровый образ жизни, но и звёзды: Зак Эфрон, Дуэйн Джонсон, Майкл Фелпс, Усэйн Болт. Они сутками «пропадают» в тренажерных залах и следят за питанием.
Среди известных фитоняшек стоит отметить Тамми Хемброу, Ситорабану Исраилову и Джен Селтер. Их имена сегодня стали настоящим брендом. Отечественные девушки также не отстают: Анастасия Золотая, Анна Стародубцева, Елизавета Мукминова и этот список можно продолжать бесконечно.
Источник
Здоровый образ жизни человека — тренд XXI века
Жизнь человека, по большому счету, полностью находится в его же руках.
Поэтому кто-то ее прожигает, а кому-то нравится заниматься спортом, вести активное существование, не нарушая естественное благополучие собственного организма, что подпадает под категорию здоровый образ жизни человека.
Люди, злоупотребляющие алкоголем, приобретшие никотиновую зависимость, а тем более пристрастившиеся к всевозможным «допингам»: наркотикам, психотропным веществам, энергетикам, отравляют не только каждую клетку собственного организма, но и жизнь своих близких, не разделяющих их увлечения.
Кроме того, помимо явного вреда для физического здоровья, такие средства оказывают пагубное воздействие на психику человека: происходит деградация личности, человек становится агрессивным, либо, наоборот, медлительным (заторможенным), реакции на внешние раздражители становятся неадекватными, а поведение — асоциальным, не вписывающимся в установленные нормы общества.
Если не вести здоровый образ жизни, человека, в конце концов, могут уволить с занимаемой должности и вообще выгнать с работы, потому что его профессиональные качества, так же как и все остальное, начинает регрессировать.
Кроме того, подобный образ жизни отражается и на внешности человека: лицо начинает опухать, под глазами образуются отечности («мешки») либо появляется нездоровый цвет кожи и синюшные круги, что не может не привлечь внимание вашего работодателя.
Прошло то время, когда постоянное распитие спиртного с друзьями считалось нормой. Сегодня общество пытается оздоровиться, и поэтому продвинутая молодежь и уважающие себя люди любого возраста отказываются от пагубных привычек.
Можно сказать, что здоровый образ жизни человека нынче в моде. Его теперь считают новой «фишкой», «трендом» грядущей прогрессивной эры нашей цивилизации.
Человек без вредных привычек совершенно по-другому смотрит на мир: ведь у него по утрам не болит голова, и он остаток дня не бегает в поисках «дозаправки».
У ведущих здоровый образ жизни людей есть не только перспективы, но и реальные возможности, потому что свою активную и пассивную деятельность они направляют в правильное русло.
Человек, чей разум ничем не затуманен и не задурманен, способен рационально мыслить и в прямом смысле этого слова трезво рассуждать.
Он способен противостоять любым проблемам и решать задачи различной категории сложности: ведь в его руках сильнейшее оружие – его свободный от воздействия вредных химических веществ интеллект.
Если вы осознаете, что вредные привычки искалечат всю вашу жизнь, а также лишат вас возможного семейного счастья (даже если у вас родится здоровый ребенок, то в какой семье он будет жить?), то поймете, что еще не поздно все исправить.
Зависимость – это психологический фактор: ее можно перебороть на любой стадии. Если вам трудно это сделать самостоятельно, то обратитесь к специалистам, пройдите курс необходимого лечения, психологической терапии.
Только вы сами в состоянии сказать «нет» вредным привычкам: никакие чужие уговоры и запреты не помогут вам это сделать, если на то не будет вашего искреннего желания.
Вы хотите вечно прогибать на дне общества? Желаете, чтобы нормальные люди обходили вас стороной? Намереваетесь самостоятельно лишить себя светлого будущего?
Если нет, то откажитесь от всякой гадости сейчас и навсегда. Не стоит откладывать это назавтра, потому что завтра может уже не наступить.
Мы сами выбираем свой путь. Но если здоровый образ жизни человека – это движение вперед к успеху и саморазвитию, то дружба с алкоголем и другими «неблагополучными товарищами» — это прямой путь в бездну.
Источник
Общее понятие о здоровом образе жизни
Здоровье – одна из самых главных и важнейших составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней – здоровую планету.
Одна из основных составляющих здоровья – это здоровый образ жизни — это такой образ жизни человека, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней. Иными словами, здоровый образ жизни — это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического).
Древние люди не знали особенностей гигиены, правильного питания или оптимального количества физических нагрузок. Это способствовало уменьшению численности населения и колоссальному количеству больных людей. С течением времени понятие здорового образа жизни «въелось» в сердца граждан. Желание прожить как можно дольше, увидеть внуков и обладать достаточным здоровьем, чтобы успеть с ними понянчиться, – отличная мотивация к созданию основы для здорового образа жизни.
Главные составляющие здорового образа жизни.
• умеренное и сбалансированное питание
• достаточная двигательная активность
• отказ от вредных привычек
• режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов
• умение управлять своими эмоциями
• безопасное поведение в быту, на работе, на улице, в школе, обеспечивающее,
предупреждение травматизма, отравления, аварийных ситуаций.
Умеренное и сбалансированное питание
Один мудрец однажды сказал: «Мы – это то, что мы едим». И с ним трудно не согласиться. В рационе человека должно быть сбалансированное количество белков, жиров и углеводов, а, значит, и продукты, которые вы употребляете, должны быть разнообразными: в вашем рационе должны присутствовать продукты как животного, так и растительного происхождения.
Не следует употреблять много жаренной и пассерованной пищи, так как при таком способе приготовления почти все полезные вещества разрушаются. В рацион человека должно входить много овощей и фруктов, зернобобовых, дающих энергию, силу и бодрость. Очень полезно употреблять молочные продукты.
Пить много жидкости. Выпивать в день требуется не менее 1,5-2 литра воды.. Не стоит пить знаменитые газированные напитки, тем более сладкие.
Калорийность рациона не должна превышать положенной планки. Для расчета калорий берется во внимание наличие физических нагрузок, лишнего веса, болезней. Дробное питание. Не менее 5 раз в день, три основных приема и два перекуса. Необходимо питаться в одно и то же время. Голодать запрещается. Во время еды медленно пережевывать пищу. Никогда не переедите, вовремя примете сигнал о насыщении и насладитесь вкусом блюда. Тщательно пережеванная пища доставит радость желудку. Ежедневно нужно есть первое. Супы способствуют выделению желудочного сока, тогда остальная пища будет лучше перевариваться.
Питаться только свежей пищей. Не стоит лениться и надо готовить каждый раз все свежее, постоявшие блюда теряют свою пользу.
Достаточная двигательная активность и закаливание организма
Для того чтобы обеспечивать организму оптимальную двигательную активность, не обязательно быть спортсменом и изматывать себя тренировками. Иногда утренняя зарядка в течении 10-15 минут может обеспечить вам заряд бодрости на весь день. Для тех, кто работает в офисе и ведет малоподвижный способ жизни, рекомендуется больше ходить пешком, при возможности бегать по утрам. Можно заняться плаванием, йогой или танцами. При занятии такими упражнениями хотя бы 3 раза в неделю, вы сможете держать свое тело в тонусе.
Закаливание способствует увеличению сопротивляемости организма заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды. К самым распространенным способам закаливания можно отнести контрастный душ, растирания холодной водой, купания в холодной воде, солнечные ванны летом.
Отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Лучше, конечно, чтобы они вообще не появлялись, но если уж так случилось, что они имеют место, то нужно от них как можно быстрее избавиться.
Режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов.
Хороший крепкий сон — залог хорошего отдыха и восстановления. Оптимальная продолжительность сна человека должна составлять около 8 часов в сутки. Чрезмерный сон вредит вашему здоровью, а если сон недостаточный, то усталость накапливается, что приводит к истощению внутренних резервов организма. Поэтому оптимальное ежедневное количество часов сна способствует вашей долгой и здоровой жизни.
Пот и жир, который выделяется железами кожи, в совокупности с внешними загрязнениями создает благоприятную среду для размножения болезнетворных микроорганизмов и, в последствии, — развития заболеваний. Поэтому Вы должны поддерживать свою кожу в чистоте.
К другим не менее важным составляющим здорового образа жизни можно отнести:
— психическую и эмоциональную устойчивость;
— безопасное поведение дома и на улице, что позволит избежать травм и других повреждений.
Здоровый образ жизни способствует сохранению и улучшению здоровья и самочувствия человека. С каждым годом он приобретает всё большую популярность, потому что многие люди желают не просто наслаждаться жизнью, а наслаждаться жизнью долго. И здоровый образ жизни в этом поможет, поскольку он не только значительно увеличивает долголетие, но также избавляет от многих недугов, появляющихся в зрелом возрасте.
Источник
Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в 21 веке
Аннотация: В данной статье рассказывается о формировании научных взглядов, подходов, методов по совершенствованию основных направлений в области физической культуры, спорта, здорового образа жизни.
21 век — время больших скоростей, огромного потока информации, быстрой смены событий, поэтому каждому человеку нужно найти свой мир, свое окружение и свои интересы. 21 век отличается от других веков развитием техники, информатизации, компьютеризации. Однако общественное мнение, СМИ формируют у подростающего поколения потребительское отношение к жизни. Бытует мнение, что попробовать в этой жизни нужно все, а значит и алкоголь, и табак, и наркотики. Соответственно, становится актуальной проблема наркотической зависимости у молодежи, отсюда ассоциальное поведение, ухудшение здоровья, снижение умственного и творческого потенциала.
Физкультурой и спортом занимаются далеко не все молодые люди, многих освобождают по медицинским показаниям. Таким образом, в современном обществе существует ряд проблем, связанных со здоровьем подрастающего поколения, в частности с умением и возможностью молодежи осознанно и целенаправленно вести ЗОЖ. Организм человека — единая сложная саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с изменяющимися условиями окружающей внешней среды.
Здоровье — понимается в широком смысле этого слова. Это не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического, морально-нравственного, психо-эмоционального, социального, интеллектуального благополучия.
Здоровый образ жизни — единственно возможный способ сохранения и укрепления здоровья человека. Необходимые составляющие ЗОЖ: двигательная активность, положительные эмоции, трезвость, личная гигиена, режим дня, рациональное питание, закаливание, позитивность мышления.
Оздоровительная деятельность — совместная деятельность студента — спортсмена и преподавателя — тренера, направленная с одной стороны на собственно оздоровление личности, а с другой — на изменение ценностного отношения к собственному здоровью и усвоение способов его сохранения.
Проблема сохранения здоровья постоянно интересовала человечество.
В наш век стрессовых перегрузок и серьезных нарушений в экологии эта проблема особенно актуальна и занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества.
К настоящему времени сформировалась наука о здоровье — валеология, предметом которой является учение о здоровом человеке, о сохранении его здоровья в сложных условиях современной жизни. Наука о здоровье — интегральная наука, которая образовалась на стыке экологии, биологии, медицины, физической культуры, психологии, педагогики и других наук. Методология и средства валеологии призваны создать научную основу первичной профилактики и мобилизовать резервные силы организма человека в борьбе за сохранение здоровья в целенаправленную систему.
Вредные привычки: курение табака, употребление алкогольных напитков и наркотиков, — оказывают пагубное влияние на здоровье и значительно снижают умственную и физическую работоспособность и сокращают продолжительность жизни.
Ученые давно доказали, что лучшее средство для снятия нервного напряжения — физическая нагрузка. Чем значительнее умственное и нервное напряжение, тем мощнее должна быть физическая нагрузка. Обе эти стороны нашей деятельности обязаны пребывать в гармоничном развитии.
Потребность в здоровье ощущается человеком чаще всего тогда, когда оно уже утрачивается. Вместе с тем, именно для сохранения здоровья, обеспечения активного трудового и социального долголетия особое значение имеет потребность в самовоспитании и самосовершенствовании.
Самовоспитание — творческая, активная деятельность личности, имеющая целью совершенствование физических, интеллектуальных и духовных качеств, борьбу против собственных отрицательных сторон характера и других недостатков, является составной частью процесса физического и духовного развития человека.
В основе самовоспитания лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании, совершенствовании форм тела, в различных проявлениях социальной активности.
В системе социальных ценностей и приоритетов общества здоровье человека занимает важное место. Проблема здоровья неотделима от проблемы жизнедеятельности человека, она возникает вместе с ней и видоизменяется соответственно условиям, которые создает себе сам человек.
Творческий потенциал человека в жизни, в учебной и производственной деятельности тем выше, чем крепче его физическое и психическое здоровье, чем богаче и разнообразнее его жизнедеятельность. Здоровый образ жизни является одним из важнейших параметров целостного бытия человека.
Одним из главных приоритетов в решении поставленной задачи является совершенствование преподавания учебного предмета «физическая культура» в общеобразовательных учреждениях, наполнение его новым интересным содержанием, способствующим кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом, формированию у подрастающего поколения России устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Основной курс совершенствования физической культуры и спорта в системе образования, определенный стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года, – это создание условий, обеспечивающих возможность для детей и молодежи вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом.
Одним из главных приоритетов в решении поставленной задачи является совершенствование преподавания учебного предмета «физическая культура» в общеобразовательных учреждениях, наполнение его новым интересным содержанием, способствующим кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом, формированию у подрастающего поколения России устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Традиционные программы, существующие десятилетиями по предмету «физическая культура», безусловно, не плохи, на них в послевоенное время и далее выращены здоровые поколения, которые и решали задачи страны, и были физически дееспособны. Но изменилась страна, изменились наши дети, и потребности сегодняшних школьников немного другие. Жизнь идет вперед, поваляются новые виды спорта, увлечения, новые экстримы. И не учитывать это нельзя. Реализуя задачи физической культуры, учитель мечтает о победах на соревнованиях, однако далеко не всем детям интересен дух соперничества и спортивного азарта. Многие из таких школьников теряют интерес к урокам и всячески от них отлынивают, либо выполняют упражнения спустя рукава. Можно сказать, что урок физической культуры в какой-то степени «уперся в стенку». Поэтому возникла необходимость помимо традиционных четырех-пяти опорных видов спорта предусмотренных программой, искать новые технологии и создавать инновационные программы, которые были бы востребованы, как учительским сообществом, так и учениками для того, чтобы разнообразить и, в какой-то степени, определить свободу выбора детей. Новые программы должны быть и привлекательными для здоровья и, что очень важно, для жизни. Каждая новая программа должна сопровождаться медико-гигиеническими, психолого-педагогическими исследованиями, позволяющими адаптировать и оздоравливать детей в условиях образовательного процесса.
Самым доступным видом физической нагрузки является фитнес-аэробика. Это массовый, эстетически увлекательный вид спорта, собравший все лучшее из теории и практики оздоровительной и спортивной аэробики.
Это отличный эмоциональный фон тренировок и занятий, который увлекает в мир движений и танцевальных упражнений, развивает чувство ритма, способствует улучшению настроения и возможности избежать депрессий.
Этот вид занятий адаптирует программы для детей с различными способностями и уровнем физической подготовленности. Главное то, что все физические упражнения не травмоопасные, а оздоровительные. Они положительно влияют на различные группы мышц, работу дыхательной системы, помогают поддерживать стабильный вес и отличную физическую форму.
Фитнес-аэробика гармонично развивает в детях следующие физические качества – силу, выносливость, гибкость, ловкость, используя новейшие технологии фитнес-индустрии, которая по темпам развития в настоящее время занимает второе место после индустрии высоких технологий.
Занимаясь этим видом спорта, дети имеют возможность участвовать в соревнованиях и конкурсах по фитнес-аэробике и получать спортивные разряды.
В содержание занятий, как правило, входят:
разминка в танцевальном стиле (разучивание комбинаций классической аэробики с элементами хореографии),
силовая тренировка с использованием различного фитнес-оборудования (фитболы, медболы, гантели, амортизаторы, бодибары и др.),
Программа по фитнес-аэробике разработана специалистами Федерации фитнес-аэробики России, утверждена экспертным советом Министерства образования и науки РФ и рекомендована для апробации в рамках третьего урока физической культуры в российских школах.
Занятия спортом в юности развивают ум, в зрелом возрасте помогают обрести ясность мыслей, способствуют психологическому здоровью, помогают человеку успешно справляться со многими трудностями и приносят ему радость ощущения жизни. Но человек не будет заниматься спортом, если у него нет внутренней привычки, внутренней потребности вести активный здоровый образ жизни. Каким образом можно создать эту внутреннюю потребность? Полагаю, что ответ прост и ясен: необходимо формировать, прививать привычку вести активный здоровый образ жизни с детства. Еще Аристотель писал, что повторяя одни и те же действия, мы воспитываем себя и создаем привычки, которые меняют наш характер, доведя эти действия до совершенства.
Человек наиболее восприимчив к воспитанию в раннем возрасте, когда происходит формирование мыслительных и физических способностей. Именно в детском возрасте можно строить дорогу к лучшему здоровью, любви к спорту и стремлению к высоким достижениям в жизни. Главное — нужно делать нужные вещи в нужное время!
Сто лет назад наши предки много двигались, но были не обучены наукам, многие были просто неграмотны. Сегодня, когда все имеют среднее образование и образованы без меры, возникла неграмотность другого вида — безграмотность физическая, которой страдают в основном наши дети и внуки. Это серьезная проблема, которой нельзя пренебрегать. Бездействуя, мы обрекаем целое поколение будущих граждан на нездоровое существование.
С физической безграмотностью нужно бороться в раннем возрасте, в детских садах и в центрах дошкольного воспитания. Раннее воспитание физической грамотности может сыграть важнейшую роль и стать интегральной частью процесса по стимулированию возникновения тяги к здоровому образу жизни. В детских садах для детей до 6-летнего возраста было бы целесообразно начать программу обучения основ физической грамотности в виде игр и веселых упражнений. Эта программа «активного начала» могла бы помочь изучить самые базовые движения и умения в самое нужное и необходимое для этого время в развитии ребенка.
Ежедневно, через игры с друг другом, дети могут развивать фундаментальные умения двигаться, которые станут основой для обучения спорту, когда они чуть-чуть подрастут. Эти умения, такие как гибкость, чувство баланса, координация, скорость и быстрота движений и составляют основу физической грамотности — своеобразную «Азбуку движений». И чем раньше мы начнем обучать детей «Азбуке движений» — тем активнее и быстрее будут развиваться дети, их физическая координация, общая моторика, осанка и чувство равновесия.
Дети начнут верить в свои возможности и обретут уверенность, социальные умения, эмоциональный контроль и воображение, снижение психологического стресса, что будет способствовать улучшению сна ребенка — все то, что более всего важно в развитии физической грамотности ребенка.
Любая физическая активность обязательно должна быть большим удовольствием для ребенка, запоминающимся на всю жизнь, самым замечательным и восхитительным событием в его жизни, дающим радость познания и физического удовольствия от игры и движения.
Игры нужны детям, чтобы нормально развиваться — это непременный процесс обучения и развития. Каждый день жизни ребенка должен быть заполнен играми, чтобы помочь ему иметь хорошее здоровье на всю жизнь. Это работа над обретением многообразных умений в безопасном окружении детского учреждения, под непрестанным наблюдением воспитателей и педагогов, может принести самые полезные результаты.
Игры могут быть неструктурированными, но довольно активными для всех детей, а также адаптированными для детей с ограниченными возможностями. В самом сердце этого процесса будет активная работа воспитателей, их позитивный пример.
Дети обучаются к новым умениям и навыкам только тогда, когда их тела готовы к этому, когда их мозг и нервы могут правильно воспроизводить движения. Процесс обучения очень индивидуален. Некоторые дети могут быстро начать двигаться, в чем-то быть быстрее других, в чем-то чуть медленнее, поэтому необходимо будет многообразие подходов.
Самые разные игры и движения нужны для развития разных видов моторики, маленьких и больших мышц тела. Разнообразие игр, игрушек и движений быстро развивает мозг ребенка. Двигаясь, ребенок развивает свои мышцы, что делает кости крепкими, развивает сердце и делает его сильным.
Дети учатся чему-то посредством действий, методом проб и ошибок. Во всей детской кутерьме и куче мала есть глубокий смысл. Дети учатся, когда играют, когда они прыгают, бегают, кричат и разговаривают, бросают, толкают, повторяя эти действия бесчисленное количество раз — так происходит процесс обучения.
Взрослые несут ответственность за условия развития своих детей и подопечных, создавая им стимулирующие условия для исследования окружающего мира и развития своего потенциала, поощряя детей пробовать все новые и новые вещи и движения.
Каждый родитель помнит драгоценные моменты из жизни своего ребенка, когда он начал самостоятельно поднимать голову, сидеть, ползать, стоять, держась за мебель, начал ходить, осторожно опираясь, забираться по ступенькам, толкать и бросать мячик, прыгать и научился двигать педалями трехколесного велосипеда. Эти бесценные моменты развития человека, когда он обретает новые возможности и раскрывает новые горизонты своего потенциала, происходят в период «активного Старта».
Каждый из нас помнит что-то, что произошли с ним в этом возрасте. Это особый возраст в жизни человека, это возраст активного восприятия окружающего мира и психического становления. Каждое незначительное событие в глазах ребенка в этом возрасте обретает гиперболические пропорции. Ребенок в своем стремлении адаптировать себя к реалиям окружающего мира, воспринимает все глазами человека, который только что начал видеть. Вместе с красотой окружающего мира в этот момент могут проникнуть печали и тревоги мира. Это и хорошо, и плохо, но одно несомненно — в этот период развития мы должны уберечь ребенка от чрезмерного разочарования, травмирующего развивающееся самовосприятие маленького человека.
Часто можно видеть, как дети 6-8 лет, ведомые своими любящими и желающими им всего наилучшего родителями, участвуют в различных соревнованиях. Велика бывает радость победителей, событие по своему значению превосходит все, что может быть в дальнейшей жизни. А побежденный ребёнок заливается самыми горькими слезами. Наша спортивная образовательная система возникла в самое беспощадное по отношению к личности время. Всегда приветствовалось лишь желание победить и победить любой ценой, когда было принято говорить, что «за ценой не постоим». При этом никто не хотел даже думать, насколько бесценна жизнь каждого человека. Это мучительное бремя неистового желания победы появилось из-за тех лихолетных лет, последовавших после первой мировой и гражданской войны, абсолютно разрушившим само понятие ценности человеческой жизни. Нам трудно избавиться от этого исторического груза, и тем более от этого отношения в такой казалось бы прекрасной сфере человеческой деятельности как спорт.
Все те, кто в детстве принимал участие в соревнованиях, получают самые яркие впечатления, которые заряжают их на всю жизнь. Участвуя в спортивной жизни, человек получает навыки восстановления, учится избегать травмы и хорошо питаться.
К 18-19 годам человек вырабатывает свой стиль жизни и, возможно, будет придерживаться его на многие лета. Этот путь выработки своего стиля жизни начинается в самом раннем детстве. Успех создания здорового активного образа жизни зиждется на здоровом начале, заложенном в детском саду, взлелеянном и взращённом в школьные годы, закрепленном в молодом возрасте. Тот, кто начал рано вести здоровый активный образ жизни, имеет гораздо больше шансов преуспеть в этом пути, чем тот, кто не имел возможности этим заниматься в молодые годы. Таким образом, детский сад и школа не только могут учить учиться, но и могут способствовать развитию здорового образа жизни.
Страны с самым высоким уровнем средней продолжительности жизни, что является показателем успешности нации и её здоровья — скандинавские страны, Япония, Южная Корея, и в последнее время Китай — давно обратили внимание на феномен раннего воспитания и образования. В этих странах здоровый активный образ жизни формируется уже в детском саду и результат очевиден. Еще 19 веке японский просветитель и организатор системы образования Дзюгаро Кано, создатель олимпийского вида спорта «дзюдо», утверждал, что желание человека к совершенствованию и здоровому образу жизни можно заложить в самом раннем возрасте. Благодаря такому подходу, когда лучшие и высокооплачиваемые педагогические кадры и средства были направлены на дошкольное образование, Япония быстро стала одной из ведущих технологических и экономических мировых гигантов.
Наша образовательная система рассматривала дошкольное образование как обычный подготовительный этап к школьному образованию, и соответственно, развивала это направление образования по остаточному принципу. Только в последние годы фокус внимания немного сдвинулся в сторону дошкольного образования. Раннее привитие здорового образа жизни — лишь часть решения огромной проблемы по оздоровлению нации. Одним из непременных условий изменения ситуации является расширение детского школьного спорта, с тем, чтобы он действительно стал школьным.
Почти все российские нобелевские лауреаты были выходцами системы русского гимназического образования, которое давало самый широкий и всеохватный взгляд на мир. Они изучали в школе древние языки, древнегреческий и латынь, серьезную математику, естественные дисциплины, художественное искусство и классическую музыку, при этом огромное время уделяли спорту. Идея гимназического образования заключалась в древнегреческой идее развития всесторонне развитой личности и, действительно, все наши великие ученые, прошедшие эту систему образования были превосходными гуманистами, великолепными лингвистами, знающими по несколько европейских языков, хорошими музыкантами и спортсменами-любителями. Академик Иван Петрович Павлов был активным спортсменом и создал «Общество врачей — любителей физических упражнений и велосипедной езды». Нобелевские лауреаты Игорь Тамм, Николай Басов и Леонид Канторович были заядлыми альпинистами, а Николай Семёнов, Павел Черенков и Пётр Капица активно занимались лыжным спортом. Их пример говорит о том, что спортивный здоровый образ жизни является естественным атрибутом цивилизованной жизни и нисколько не мешает, а наоборот, способствует жизненному успеху человека.
Для реализации принципа «спорт для всех» в школах должна идти настоящая спортивная жизнь. Все школьники должны иметь возможность участвовать, вне зависимости от их спортивных талантов, в любом выбранном ими виде спорта. Основным критерием должно быть участие и то, что этот спорт нравится школьнику. Если каждый школьник будет участвовать в этом движении, то, несомненно, будет гораздо больше людей, любящих спорт и ведущих активный здоровый образ жизни.
В современном понятии Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственных и национальных традиций , которая обеспечивает человеку физическое, душевное, и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие . Движение – это жизнь, а вот активное движение – здоровая жизнь. Ежедневные занятия спортом – залог красоты и здоровья. Важно, чтобы спорт кроме пользы доставлял удовольствие, а для этого необходимо выбрать подходящий вам вид спорта. Для женщины лучшим спортом является регулярное плавание, для тех, кто ведет сидячий образ жизни идеально подойдут пешие прогулки или туристические походы, бегом в равномерном ритме можно заниматься всей семьей, также как и ездой на велосипеде, зимой не стоит забывать про лыжи и коньки. Важно помнить, что любой спорт при неправильном к нему подходе является травмоопасным.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на наше здоровье. Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Существует определённый закон труда, который известен многим. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой. Если вы ведете здоровый образ жизни, то вы должны знать все о здоровом питании, а так же что в этом возрасте не надо много пищи, много надо питательных веществ. Регулярные физические нагрузки также важны для здорового образа жизни, как и все остальные составляющие. Оптимальные нагрузки предохраняют от заболеваний и, чему масса свидетельств, замедляют процесс старения, укрепляют иммунитет, что зачастую обеспечивает саму возможность вести здоровый образ жизни. Физкультура полезна подавляющему большинству людей, поскольку обычная дневная активность редко может снабдить достаточную физическую нагрузку. Для поддержания здорового образа жизни важно уметь определить состояние здоровья самостоятельно в домашних условиях.
К элементам здорового образа жизни относятся:
― навыки и привычки здорового образа жизни, которые закладываются в раннем детстве;
― окружающая природная среда (она должна быть максимально безопасной и благоприятной для обитания);
― отказ от таких вредных форм поведения, как курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ;
― сбалансированное и рациональное питание (питание качественными продуктами должно соответствовать физиологическим особенностям индивида);
― спорт и физическая активность (с учетом физиологических и возрастных изменений);
― гигиена личная и общественная (т.е. возможность позаботиться о собственном здоровье и при необходимости оказать другим первую медицинскую помощь);
Если мы хотим, чтобы наше общество было здоровым и физически, и морально, а высокая мораль, этичность и здоровый дух — это производные здорового тела, то «спорт для всех» должен стать главным лейтмотивом в области политики по продвижению здорового образа жизни.
Источник