Конспект занятия правильно питайся здоровья набирайся

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. «Правильно питаться — здоровья набираться».
план-конспект занятия

Закрепление знаний детей о продуктах питания и их значении для человека.

Скачать:

Вложение Размер
pravilno_pitatsya_-_zdorovya_nabiratsya.docx 23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.

«Правильно питаться — здоровья набираться».

  • Обучающие: Закрепить знания детей о продуктах питания и их значении для человека, о понятиях «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание».
  • Развивающие: Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания.
  • Воспитательные: Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

В: Здравствуйте, ребята. Я детский доктор, меня зовут О.В.

Ребята, ко мне на прием пришли два мальчика Митя и Витя.

Они очень грустные потому что у них болят животы. Давайте разберемся почему и поможем им.

В : — Ходит Митя, как Кощей,
Ни супов не ест, ни щей,
Падает от слабости,
А любит только сладости.

В : Живет на свете жадный мальчик. Зовут его Витя, ест он все подряд и очень много. Вот, что он говорит:

Ем всегда я что хочу — Чипсы, вафли, чупа-чупс.

Каши вашей мне не надо, лучше тортик с лимонадом,

Не хочу я кислых щей, не люблю я овощей.

Чтоб с обедом не возиться — и колбаска мне сгодится

Всухомятку — ну и что ж! Чем обед мой не хорош?

И последний мой каприз — Дайте «Киндер» мне «Сюрприз».

В : — Как вы думаете, почему мальчик Митя худой и слабый? (Потому что он кроме сладостей ничего не ест). А что не правильно делает Витя?(Ест очень много и все пудрят, в том числе и вредную еду).

Послушайте стихотворение, и скажите, о чем же важном мы сегодня будем говорить?

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться,
С самых юных лет уметь.

Есть продукты и напитки, которые вкусные и полезные, есть продукты, которые мы любим, но они вредны для нашего организма. Дети, которые хорошо едят, быстро растут. Если есть одни сладости, то заболят зубы, животы. Есть нужно в меру, и питаться нужно полезными продуктами.

В : Еще Витя и Митя дают нам советы, как правильно питаться. А мы с вами посмотрим, хорошие они или нет. Вот, что они нам написали:

Я — обжора знаменитый,

Потому что очень сытый.

Много ем, аж тяжело дышать,

Но хочу я вам сказать

И советов много дать:

Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет говорите слово «Нет! ».

Обязательно дождитесь окончания всего совета.

1. Постоянно надо есть для здоровья вашего Больше сладостей, конфет И поменьше каши. Ну, хороший мой совет? Вы скажите, да иль нет? (Нет).

2. Не грызите овощей и не ешьте вкусных щей, Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад, Это правильный совет? (Нет).

3. Навсегда запомните, Милые друзья, Не почистив зубы, Спать идти нельзя. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши! (Дети не хлопают).

4. А когда устали и хотите спать, Захватите булочку Сладкую в кровать. Это правильный совет? (Нет).

В : Давайте покажем Вите и Мите, какие продукты лучше кушать. А для этого отправимся вместе в магазин и выберем в нашу корзину только полезные продукты.

Игра, складываем в корзину полезные продукты.

В: Ребята, а еще нам нужно рассказать Вите и Мите о пользе витаминов,

Если мы не будем получать витамины, то даже самый здоровый человек станет слабеть, у него начнут портиться зубы, станут выпадать волосы и ухудшится зрение. Он всегда будет чувствовать себя усталым, начнет чаще болеть. Человеку нужны все витамины без исключения.

Все овощи и фрукты содержат очень много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровы и не болели.

У меня есть мешочек — сюрприз в нем лежат фрукты и овощи из которых можно приготовить полезные соки, где содержится очень много витаминов. Вы на ощупь должны найти один фрукт или овощ и назвать его и сказать какой сок можно из него приготовить.

2. Яблоко — яблочный

3. Апельсин — апельсиновый

4. Банан — банановый

5. Свекла — свекольный

6. Груша — грушевый

Спрятались на грядке ловко
Репка, свекла и морковка. (присесть, прикрыть глаза руками)
За ботву потянем,
Из земли достанем. (встали, руками снизу вверх имитируем движения «дергаем морковку»)
Будет малышам обед:
Борщ, пюре и винегрет. (высокие прыжки с поворотами в разные стороны)

В: Ребята. давайте посмотрим, что поняли Витя и Митя?

Витя: Очень много витамин :

В свекле, в тыкве и в картошке,

В луке, чесноке, горошке,

В огурце и в помидоре —

И в капусте, и в фасоли!

Сочные и спелые, Красные и белые –

Все полезно для ребят,

Все врачи так говорят.

Митя: Овощи и фрукты –

Ешьте яблочки, морковку,

Чтобы сильным, ловким быть.

Петь, играть и заниматься

И здоровенькими быть!

Про болезни, кашель, насморк

Навсегда вам позабыть.

Ребята, продукты мы помогли купить, рассказали где больше всего витаминов, но Витя и Митя совсем в них запутались. Они не знают ни одного полезного и вкусного блюда. Поможем ребятам?

Задание: приготовьте полезные и вкусные блюда (выберите продукты, необходимые для приготовления блюда).

На столе лежат картинки с продуктами питания. Вам нужно разделить их на две части:

— те, из которых можно приготовить компот

— те, из которых можно приготовить суп борщ

Дидактическая игра «Светофор».

В: Ребята. у вас на столах лежат красные и зеленые кружочки.

Представьте, что это сигналы светофора и вы переключаете свет. Если правило верное и вы с ним согласны, то покажите зеленый кружок. Если правило неверное, следует показать красный.

  • Садиться за стол с немытыми руками.
  • Есть в одно и то же время не менее трех раз в день.
  • Есть быстро, торопливо.
  • Обязательно есть овощи и фрукты.
  • После еды полоскать рот.
  • За столом болтать, махать руками.
  • Тщательно пережевывать пищу

Вы большие молодцы, со всеми заданиями справились. И на последок я хочу выписать рецепт нашим больным. Есть полезную еду, побольше овощей. Очень вкусный и полезный салат винегрет.

В: А теперь сядьте за столы, посмотрите, что у вас лежит.

(альбомные листы, вырезанные из бумаги тарелочки, заготовки овощей).

Вам нужно приклеить овощи на тарелки.

Молодцы! Какой вкусный рецепт у нас получился!

Источник

НОД «Правильно питаемся, здоровья набираемся»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

НОД по здровьесбережению

Скачать:

Вложение Размер
pravilno_pitaemsya-zdorovya_nabiraemsya._zanyatie.docx 21.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Тема: «Правильно питаемся, здоровья набираемся»

Цели: Формировать представление детей о ценности здоровья и необходимости вести здоровый образ жизни. Развивать познавательный интерес.

Задачи: Образовательные. Привлечь внимание детей к проблеме здоровья и его сохранения. Сформировать понятие «культура» здоровья. Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины.

Развивающие. Уметь аргументировать свое мнение, размышлять. Совершенствовать диалогическую речь, уметь подбирать определения к словам.

Воспитательные. Побуждать детей не бояться высказывать своё мнение, стимулировать к участию решать проблемы, учить быть доброжелательными, поддерживать положительный, эмоциональный настрой в течение всего занятия, проявлять интерес к ответам товарищей. Воспитывать культуру питания.

Методические приёмы: психологический настрой, художественное слово: пословицы, поговорки, загадки, стихи. Игровые упражнения. Физ. минутка.

Предварительная работа . Заучивание стихов, пословиц, поговорок.

Материал: Шарики витаминки, муляжи овощей, фруктов.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь с душой и сердцем. Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: «Здравствуйте», а это значит — здоровья желаю.

-Дети, вы наверно обратили внимание на то, что у нас в группе необычно красиво? Да, у нас появились шарики. Я открою вам секрет, это шарики витаминки, они прилетели к нам из страны здоровяков. Они появились у нас не просто так. Сейчас мы с вами поговорим о питании – ведь от питания зависит здоровье человека.

-«Хочешь – не хочешь, а есть надо». Почему так говорит пословица? Зачем человеку еда? Как вы считаете?»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть продукты полезные и не полезные для здоровья? Давайте разберёмся в этом. Как вы думаете, какие продукты полезны для нашего здоровья, а какие нет. Поиграем в игру «Магазин здоровья» Дети раскладывают муляжи продуктов на три стола. Первый — овощи, фрукты, ягоды, рыбу и растительное масло; второй- молочные продукты; третий- сладости.

1. Помидоры и капуста

Лук и перец очень вкусный

Рыба свежая и мясо.

Фрукты, ягоды, салат

Всё полезно для ребят.

2 .Это молочные продукты

Они полезны очень.

В магазин молочный

Три бидона молока.

Сыр, сметану и творог

Йогурты и простоквашу

Очень любят дети наши.

3. Тот, кто хочет здоровье потерять-

Должен пряники, печенье

И тортики жевать.

Воспитатель: Теперь, ребята вам понятно, что необходимо есть в первую очередь?

— Молодцы! Обязательно скажу вашим мамам, что вы знаете и умеете выбирать полезные продукты. Ответьте мне ещё на один вопрос, какие ещё овощи и фрукты защищают нас от вредных микробов?

— Вы совершенно правы. И пословица есть такая: «Чеснок и лук от семи

недуг». В этих продуктах много полезных витамин. Нашему организму нужны силы, поэтому ешьте больше витамины.

-Ребята, кто хочет рассказать нам о витаминах, в каких продуктах они есть?

Дети: Витаминка А . Я витаминка- А

Меня запомнить просто

Найдёшь меня в моркови

Я витаминка роста.

Воспитатель: Если у человека недостаток этого витамина, то у него ломкие волосы, плохое зрение, нездоровая кожа, он медленно растёт.

Витаминка В . Витаминкой В назвали

Строго настрого сказали

Жить в орешках, огурцах

Хлебе, щавеле, грибах.

Витаминка С. Хоть и кислый я на вкус

Витаминкой С зовусь

И живу в лимоне.

Воспитатель: Эта витаминка помогает работать сердцу, укрепляет кости.

А сейчас, ребята, давайте покажем нашим гостям, как мы помогаем родным выращивать урожай овощей.

Физ.минутка «Растим овощи».

Мы лопатки взяли

Все вместе разрыхляли.

Грабли в руки брали

Из лейки поливали.

Мы мотыгу брали

И сорняки убрали.

Всё под солнышком растёт

Вырос, вырос огород!

-Какие же овощи и фрукты выросли у нас на огороде? Отгадайте загадки.

Пушистый и зелёный хвост

На грядке горделиво рос

Ухватился Ваня ловко

Вылезай на свет морковка.

Любит пить водицу.

У неё листочки с хрустом

А зовут её капуста.

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Верите, не верите,

Мы родом из Америки.

В сказке мы синьоры

На грядке помидоры.

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Чтоб здоровым, крепким быть

Надо овощи любить.

Все без исключения

В этом нет сомнения.

Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас с правилами питания: важно научиться получать от пищи удовольствие. Питаться необходимо вовремя: завтракать, обедать, полдничать и ужинать, всё есть в меру, а конфеты и другие сладости есть поменьше. Кто нам скажет, что готовят на завтрак?

Утром я морковку съем.

Чтобы мышцы нарастить

Надо геркулес сварить.

Нынче каша геркулес

Детки набирайте вес.

Готовят очень вкусно

К обеду щи капустные.

Кефир, творог и молоко

Укрепит скелет легко.

И про сыр не забываем

Очень быстро подрастаем.

На весь день нужны нам сильно

Груши, сливы, апельсины.

Витамины в них не счесть

Дружно начинаем есть,

А ещё из них любим сок мы пить.

Игра «Назови, какой это сок».

Дети бросают мяч друг другу, называя слово, обозначающее признак предмета. Дают название соку: огурец- огуречный и т.д.

Воспитатель: Народ сложил много пословиц о еде, и мы сейчас вспомним их.

-Хочешь, есть калачи

Ребёнок: Не сиди на печи.

Ребёнок: Не велика честь.

Ребёнок: И обед и ужин.

Игра «Угадай на вкус». Сказать, какой овощ, фрукт на вкус.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам оживить овощи, фрукты: нарисовать им глазки, носики, ушки, чтобы получилась красивая реклама для них.

Эту рекламу мы повесим на двери магазина, чтобы привлечь внимание всех покупателей, которым захочется купить и съесть понравившийся продукт.

Воспитатель : Все о чём мы сегодня говорили, нужно делать вовремя, только тогда будет польза для здоровья. Назовите, пожалуйста, то о чём мы сегодня говорили и что вам больше всего понравилось.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Я надеюсь, что оно вам понравилось, и вы многому научились.

За активное участие в занятии

Я вас всех благодарю.

Свой подарок витаминный

На здоровье всем дарю. Угощение детей морковным соком.

Источник

Конспект занятия «Правильно питайся- здоровым оставайся.»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект интегрированного занятия

в старшей группе «Шалунишки»

«Правильно питайся-здоровым оставайся.»

Формирование у детей представления о важности правильного питания для сохранения и укрепления здоровья.

Образовательные: Формирование представления о том, какие питательные вещества содержатся в продуктах и зачем они человеку. Обучение детей выбирать самые полезные продукты. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания.

Развивающие: Расширение словарного запаса,

Воспитательные: Воспитание желания заботиться о своем здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Оборудование: Муляжи « Фрукты», « Овощи», « Молочные продукты», «Мясные продукты», крупы в контейнерах в мешочке. Карандаши цветные, альбомные листы, салфетки. Мяч.

1.Мотивационно-побудительный этап
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о питании. Как вы думаете, зачем человек ест?

Воспитатель. Правильно, человек ест чтобы жить. А что человек ест?

Воспитатель. А как все что вы перечислили назвать одним словом?

Воспитатель. Совершенно верно! Еда , или можно сказать по другому-пища. А что полезного содержится в пище?

Воспитатель. Правильно. В пище содержатся питательные вещества. А вы какие знаете питательные вещества?

Воспитатель. В пище содержатся питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. А как же в нашем организме из пищи получаются питательные вещества?

Воспитатель. Правильно. В организме человека есть пищеварительная система, в которой из пищи получаются питательные вещества.

Воспитатель. А пищу люди из чего готовят?

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_pravilno_pitaysya-_zdorovym_ostavaysya.odt 17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

в подготовительной группе « Пчёлки»

«Правильно питайся-здоровым оставайся.»

Формирование у детей представления о важности правильного питания для сохранения и укрепления здоровья.

Образовательные: Формирование представления о том, какие питательные вещества содержатся в продуктах и зачем они человеку. Обучение детей выбирать самые полезные продукты. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания.

Развивающие: Расширение словарного запаса,

Воспитательные: Воспитание желания заботиться о своем здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Оборудование: Муляжи « Фрукты», « Овощи», « Молочные продукты», «Мясные продукты», крупы в контейнерах в мешочке. Карандаши цветные, альбомные листы, салфетки. Мяч.

1.Мотивационно-побудительный этап
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о питании. Как вы думаете, зачем человек ест?

Воспитатель. Правильно, человек ест чтобы жить. А что человек ест?

Воспитатель. А как все что вы перечислили назвать одним словом?

Воспитатель. Совершенно верно! Еда , или можно сказать по другому-пища. А что полезного содержится в пище?

Воспитатель. Правильно. В пище содержатся питательные вещества. А вы какие знаете питательные вещества?

Воспитатель. В пище содержатся питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. А как же в нашем организме из пищи получаются питательные вещества?

Воспитатель. Правильно. В организме человека есть пищеварительная система, в которой из пищи получаются питательные вещества.

Воспитатель. А пищу люди из чего готовят?

Воспитатель. Пищу готовят из продуктов питания.

Давайте отправимся в путешествие в «Магазин полезных продуктов».

Заходит ребенок в костюме повара. — «Я Кок! Так называется повар на корабле. Я все знаю о полезных продуктах! Это конфеты, пирожные, торты, газировка. Чипсы! Я моряков в плаванье только так и кормил. Правда они все заболели и зубы у них выпали. И они меня выгнали, даже и не знаю почему. А вы ребята как думаете, почему меня выгнали?

Кок. А как же я узнаю какие продукты полезные?

Воспитатель. Пойдем с нами в магазин и ребята тебе расскажут и покажут какие продукты полезные и почему.

Дети подходят к столу на котором лежат муляжи овощей и фруктов и три корзинки

Воспитатель. Что лежит на этом столе?

Кок. А польза от них какая?

Воспитатель. В овощах и фруктах содержится много витаминов.

Давайте положим в первую корзинку фрукты и овощи в которых много витамина А , он живет он в оранжевых и красных овощах и фруктах. Витамин А нужен чтобы у вас были всегда зоркие, здоровые глазки, помогает хорошо расти, этот витамин еще называют « витамин красоты».

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую

Или сок морковный пьёт.

Дети раскладывают, воспитатель помогает.

Чтобы сохранить здоровыми свои глазки, мы с вами сделаем гимнастику для глаз.

Ослик ходит выбирает, Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива, а внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава. Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог. И без сил на землю слег.

Воспитатель. А во вторую корзинку мы положим фрукты и овощи в которых много витамина В , который помогает нам быть сильными и иметь хороший аппетит, это свекла, репа, редька, груша.

Дети раскладывают. Воспитатель помогает

Воспитатель. А в третью корзинку мы положим фрукты и овощи в которых много витамина С , который укрепляет наш иммунитет , чтобы ваш организм был как крепость, не подпускал злых микробов и не позволял им заразить вас болезнями, а если мы заболели- помогает бороться с болезнями. . Он, ребята, живет во всем кислом. Это лимон, апельсин, шиповник, мандарин, смородина, клубника. А еще витамин С есть в капусте, редисе, луке.

От простуды и ангины

ну а лучше съесть лимон

хоть и очень кислый он.

Воспитатель. Фрукты и овощи не только полезные, но и очень вкусные. Их можно есть сырыми, а что из них можно приготовить?

Воспитатель. Давайте сыгрем в веселую игру « В саду»

Мы вчера в саду гуляли,(Дети идут по кругу, взявшись за руки). Мы смородину сажали.(Изображают, как копают яму и сажают в нее куст). Яблони белили мы известью, белилами. (Движение правой рукой вверх-вниз).
Починили мы забор,(Имитируют удары молотком). Завели мы разговор:(Стоят лицом в круг. В центр выходитодин ребенок. — Ты скажи, Садовник наш,Что ты нам В награду дашь?(Ведут диалог).
— Дам в награду (На каждое название фруктов загибаютпо одному пальцу на обеих руках, начиная с больших).
Слив лиловых, груш медовых, Самых крупных спелых яблок, Вишен Целый килограмм. Вот что вам В награду дам!

Воспитатель. А теперь мы пойдем в другой отдел магазина. Что там продается, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Белый цвет оно имеет,

Пьёт его кто, не болеет,

С детства вкус его все знают,

При болезнях помогает.

Нам его даёт корова,

Вы назвать его готовы ? (молоко)

Подходим ко второму отделу.
Воспитатель.Какие продукты получают из молока?

Дети отвечают.
Воспитатель.Как можно назвать продукты из молока? (Молочные).
Дети отвечают.

Воспитатель.Полезны ли молочные продукты для здоровья? Почему? ( укрепляют зубы, кости человека).
Воспитатель. Становитесь в круг, поиграем в игру.
Игра «Молочные продукты» .(воспитатель бросает мяч ребенку, ребенок называет молочный продукт, бросает обратно мяч) (Молоко, сыр, сливки , кефир, масло , творог, сметана, простокваша, йогурт, ряженка, варенец)

Кок В молочных продуктах какие питательные вещества?

Дети отвечают.
Воспитатель. Молоко даёт человеку силу, красоту, здоровье, потому что в нем самом есть витамины и минеральные вещества, необходимые для роста и укрепления костей, зубов.
Третий отдел

А чтобы перейти к следующему отделу угадайте загадку:

В пакетике она сухая и сыпучая,
А сваришь ее – густая и тянучая. (крупа)

Подходим к отделу крупы, которые лежат в контейнерах в мешочке.

Воспитатель. Предлагаю сыграть в игру «Что можно приготовить из крупы?»

Дети по очереди достают из мешочка контейнер называют крупу и что из нее готовят.

Кок. А в крупах какие питательные вещества есть?

Воспитатель. В крупах много витамина В. Витамин В помогает сердцу, чтобы оно хорошо работало.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Чёрный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Воспитатель. Чтобы перейти в следующий отдел отгадайте загадку.

Иногда в глуши лесной.

Жарюсь там на шампурах,

Вкусный, сочный и мясной. (Шашлык)

Воспитатель. Какие виды мяса вы знаете?

Воспитатель. А вы знаете что готовят из мяса? Сейчас мы встанем в кружок и поиграем в игру « Да или нет». Я буду называть продукты, если мясные-хлопаете, если нет-топаете.

Кок. А в мясных продуктах какие питательные вещества?

Воспитатель. В мясе есть белки, они нужны чтобы вы росли. А еще в мясе есть жиры, они нужны образованиия энергии, чтобы мы могли двигаться.

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие. Ребята рассказали тебе, Кок, о полезных продуктах питания. Теперь ты сможешь приготовить из полезных продуктов вкусную и полезную пищу.

Кок. А как готовить вы не рассказали. Воспитатель. Не беда! Сейчас ребята возьмут листочки с названиями разных блюд и нарисуют какие продукты надо чтобы их приготовить. Но сначала мы мы сделаем гимнастику для наших пальчиков «Овощи»

Левая рука: Вырос у нас чесночок,
(дети разминают указательный)
Перец, томат, кабачок,
(дети разминают средний)
Тыква, капуста, картошка,
(дети разминают безымянный)
Лук и немного горошка.
(дети разминают мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали.
(дети разминают мизинец)
Ими друзей угощали,
(дети разминают безымянный)
Квасили, ели, солили,
(дети разминают средний)
С дачи домой увозили.
(дети разминают указательный)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.

Ты всегда можешь зайти к нам в группу и посмотреть нашу книгу.

Дети берут листы, карандаши, рисуют. Воспитатель помогаем затрудняющимся детям.

3.Рефлексивный этап. Презентация рисунков. Что нового узнал. Что мне понравилось.

Из рисунков составляется «Книга о вкусной и здоровой пище»

Источник

Читайте также:  Что понимается под индивидуальным здоровьем человека
Оцените статью