Мониторинг состояния здоровья воспитанников ДОУ
марина малюкова
Мониторинг состояния здоровья воспитанников ДОУ
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей.
Одной из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения является сохранение, укрепление и сбережение здоровья воспитанников. Педагогический коллектив целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, изучает новые современные методы и приемы, использует в работе передовой опыт по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Наш детский сад посещает 349 детей. В результате углубленного медицинского осмотра, прошедшего в 2015г году, дети распределены по группам здоровья:
I группа – 192 ребенка;
II группа – 124 ребенка;
III группа – 33 ребенка.
Анализ посещаемости по ДОУ с июня по декабрь 2015 года показал следующее:
Посещаемость по группам
Возрастная группа 2014-2015
2 младшая №1 17,3
Подготовительная №1 20,7
Подготовительная №2 21,8
Спец группа №1 11,8
Спец. группа №2 14,3
Число случаев заболевания детьми
Наименование показателей Всего зарегистрировано случает заболевания
Пневмония 1
Отравления, травмы 2
Другие заболевания 49
В ДОУ организована лечебно-профилактическая работа, в основе которой лежит контроль за состоянием здоровья детей. Она состоитиз следующих мероприятий:
1. Контроль за приемом вновь поступивших детей, их осмотр.
2. Совместная, вместе с психологом и педагогами ДОУ, оценка периода адаптации, рекомендации родителям.
3. Назначение комплекса медико-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации.
4. Проведение плановых педиатрических осмотров детей, в период карантинов и после перенесенных заболеваний.
5. Организация и проведение профилактических осмотров детей.
6. Контроль за физическим развитием детей (Антропометрия, ее оценка, рекомендации).
8. Медицинский контроль за организацией физического воспитания и закаливания детей, совместно с инструкторами по физической культуре определение физической подготовленности детей.
10. Контроль за питанием детей ДОУ. Организация питания осуществляется согласно утвержденному десятидневному меню и соответствует требованиям СанПиНа. Средний уровень калорийности питания соответствует норме. ДОУ посещают 9 детей, нуждающиеся в диетическом питании.
11. Контроль за соблюдением режима дня.
12. Организация работы по профилактике туберкулеза (направление детей на консультацию к фтизиатру, учет справок из противотуберкулезного диспансера, работа с детьми из группы риска и диспансерными).
Ведется учет индивидуальных особенностей здоровья детей, ведется коррекционная работа. Действуют 2 группы для детей с нарушением зрения. За год прошли лечение медсестрой ортоптисткой все дети этих групп.
В соответствии с требованиями министерства здравоохранения систематически проводится медицинское обследование детей и сотрудников ДОУ. Регулярно проводятся консультации и профилактические прививки, согласно прививочного календаря. Такие процедуры проводятся только по письменному заявлению родителей и после осмотра медицинского работника
улучшение здоровья наблюдается у 25% детей, ухудшение состояния здоровья не
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Оздоровление детей – целенаправленная, систематически запланированная работа всего нашего коллектива. Мы находимся в постоянном творческом поиске, понимаем, что здоровый ребенок помимо физических характеристик обладает психологическим здоровьем. Это значит, что здоровый дух сам строит «для себя» здоровое тело.
В ДОУ проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий,который включает в себя следующие моменты:
1. Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН.
2. Облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения)
3. Утренняя гимнастика
4. Гимнастика после сна
5. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)
6. Правильная организация прогулок и их длительность (соблюдение сезонной одежды воспитанников, индивидуальная работа с родителями
7. Занятия физкультурой на свежем воздухе.
8. Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций.
9. В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ – проводится вакцинация.
10. Осуществляется витамино профилактика.
11. С детьми проводится звуковая, артикуляционная гимнастики; логоритмика (с участием логопеда, музыкального руководителя).
Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений.
Для этого разработали соответствующий режим дня. НОД проводится в игровой и нетрадиционной форме, в занятия включаются физкультминутки, элементы релаксации, упражнения для профилактики миопии, нарушения осанки, дыхательные упражнения. Увеличен объем двигательной активности в течение дня. Педагоги формируют у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни.
Организация предметно-развивающей среды в группах осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. В группах созданы условия для самостоятельной активной деятельности детей, оборудованы спортивные уголки,наполняемость которых разнообразна и соответствует возрасту детей: массажные коврики, дорожки, мячи, флажки, обручи, мешочки с песком, скакалки, кегли, дартс. Хотелось бы отметить, что наполняемость спортивных уголков не во всех группах соответствует возрасту детей (старшая №4, подготовительная№2, во второй младшей группе №1 спортивный уголок отсутствует.В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для проведения закаливающих процедур: для полоскания полости рта (емкости для воды, йод, соль, дыхательной гимнастики после сна, массажные дорожки, обливание ног …., но мероприятия по закаливанию воспитанников проводятся не в полном объеме и не во всех возрастных группах, по причине не соблюдения режима дня.
Традиционно проводятся недели здоровья, где дети принимают участие в «Весёлых стартах», и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений.
Ежедневно в утренние часы во всех группах ДОУ запланировано проведение утренней гимнастики. Утренняя гимнастика в детском саду обеспечивает бодрый заряд энергии на весь день. Проводится гимнастика до завтрака инструктором по физической культуре или воспитателем.Утренняя гимнастика включает в себя: непосредственно гимнастику, подвижные и спортивные игры. Комплекс упражнений построен таким образом, чтобы поочередно «размять» различные группы мышц. Утренняя зарядка имеет всегда вводную часть, основную часть и заключительную.
Гимнастика завершается спокойным видом деятельности: непродолжительной ходьбой, релаксацией, пальчиковой игрой, упражнениями на восстановление дыхания. Во всех группах детского сада гимнастика проводится методически верно, с использованием музыкального сопровождения, но санитарные требования к одежде и обуви детей соблюдаются не всегда. Влажная уборка и проветривание помещений не проводятся. Инструкторы по физической культуре проводят зарядку в соответствии с планом работы. Для индивидуальных занятий инструкторы по физической культуре проводят занятия в мини тренажерном зале.
Основные компоненты здорового начала — покой и движение — должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным моментом, является создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут «позвонить» маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в детском саду педагог-психолог и педагоги проводят с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями. Для обеспечения психологического комфорта наших воспитанников в детском саду функционирует комната психологической разгрузки.
Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе
Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей. Для обеспечения двигательной активности детей в теплый и холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры. Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
Большое внимание в группах уделяется санитарно-просветительной работе с родителями. Оформляются папки передвижки,ширмы для родителей на различные темы: «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки — источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др., организуются встречи с медицинской сестрой детского сада. Проводятся спортивные праздники с активным участием родителей «Папа, мама, я- спортивная семья».
Все оздоровительные мероприятия, которые были запланированы на учебный год, выполнены, закаливающие и общеукрепляющие мероприятия выполняются регулярно, воспитательно-оздоровительные мероприятия вырабатывают разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, учат детей адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. В целом лечебно-оздоровительная работа велась на достаточном уровне. Исходя из анализа состояния здоровья детей,намечены задачи на следующий учебный год:
1. Повышать уровень оздоровительной работы путем внедрения новых методик и регулярного их выполнения.
2. Не снижать контрольную деятельность за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима во всех режимных моментах.
3. Вести совместно с врачом-педиатром индивидуальную работу с детьми, имеющими отклонения в здоровье и состоящими на диспансерном учете.
4. Активно воздействовать на образ жизни ребенка путем целенаправленного санитарного и валеологического просвещения родителей.
Консультация Укрепление здоровья воспитанников посредством использования теренкуров Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Золотой петушок» города Губкина Белгородской.
Мониторинг педагогический: значение, актуальность Мониторинг – это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации, которая позволяет.
Мониторинг «Сформированность любви к родному городу» Анализ сформированности любви к родному городу осуществляется по следующим критериям: 1. Знание о родном городе: — знание особенностей экономического.
Мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю для вашей работы анкету для родителей. АНКЕТА удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников.
Мониторинг в ДОУ в соответствии с ФГОС 2слайд «Без оценочного компонента, без оценочных суждений, без оценочной познавательной деятельности учение стало бы блужданием в потемках.».
Пояснительная записка к программе по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6–10 классов с ОВЗ Воспитательная «Программа по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6 – 10 классов с ОВЗ» составлена на основании следующих.
Скрининговое исследование состояния звукопроизношения у детей в ДОУ Скрининговое исследование состояния звукопроизношения у детей в ДОУ. В последние годы отмечается увеличение количества детей, поступающих.
Спортивный праздник «День здоровья» для воспитанников первых-десятых классов с ОВЗ Цели: воспитание здорового образа жизни через вовлечение детей в спортивные эстафеты, соревнования по различным видам спорта; повышение.
Укрепление здоровья воспитанников посредством развития их двигательной активности Работая в детском саду с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, я заметила, что количество физически ослабленных детей становится.
Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах сохранения здоровья 1 слайд «Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей» На фоне недавней эпидемиологической обстановки,.
Источник
Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
ШАРЬИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОУВПО «КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.А. НЕКРАСОВА»
Контрольная работа
ПО КУРСУ : «Основы медицинских знаний и
безопасности жизнедеятельности»
НА ТЕМУ : «Охрана здоровья детей
дошкольного возраста»
студентки 2 курса
специальность:
«Социальная работа»
Шутовой Лидии Олеговны
Отметка о регистрации
контрольной работы ________________________ ___________________
дата подпись ответственного за регистрацию
Отметка о проверке
контрольной работы ________________________ ___________________
дата подпись проверяющего
Шарья 2012
Содержание.
Введение………………………………………………………… ………………. 3
- Проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях………………………………………………… ……………….4
Охрана жизни и здоровья детей……………………………………………..5
- Обязанности сотрудников детского дошкольного учреждения……….5
Медицинский осмотр в дошкольных учреждениях……….…………. 6
Профилактика нарушения осанки (сколиоза) у детей…………………7
Профилактика заболеваний почек у детей……………………………..8
Профилактика отита у детей…………………………………………. 8
Профилактика заболеваний крови у детей……………………………..9
Болезнетворные микробы и защитные свойства организма..……………..9
- Иммунитет……………………………………………………… . 10
Прививки………………………………………………………… ……. 11
Содержание, формы и методы работы с родителями по формированию здоровья детей……………………………………………………………… 13
Заключение…………………………………………………… ………………….20
Список литературы……..………………………………………… …………..…21
Приложение.
Введение.
Большая проблема современного общества – как сохранить здоровье наших детей, нашего будущего поколения. В настоящее время эта проблема стоит наиболее остро, так как статистические данные показывают, что уровень здоровья детей дошкольного возраста за последние годы резко падает. Таким образом, эта проблема требует немедленного решения с помощью взаимодействия трех сторон: родителей, детских образовательных учреждений и детской поликлиники. Особая роль в этом союзе, конечно, занимают детские образовательные учреждения, так как сотрудники образовательных учреждений непосредственно сотрудничают с двумя другими сторонами.
В данной работе я также рассмотрела вопросы о профилактике некоторых заболеваний и предоставила план конкретных мероприятий, которые способствовали бы охране здоровья детей дошкольного возраста.
Таким образом, цель моей работы – определить особенности охраны здоровья детей дошкольного возраста. Задачи: 1) определить проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях; 2) изучить обязанности сотрудников дошкольных образовательных учреждений в сфере охраны здоровья детей; 3) дать понятие медицинскому осмотру как одному из способов охраны здоровья детей дошкольного возраста; 4) рассмотреть способы профилактики некоторых детских заболеваний; 5) составить план мероприятий по охране здоровья детей дошкольного возраста с привлечением ДОУ, родителей и детской поликлиники.
- Проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопрос об охране здоровья детей дошкольного возраста включает следующие аспекты: особенности состояния здоровья современных дошкольников, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей в дошкольных образовательных учреждениях, современные формы дошкольного образования и их медико-профилактическое обеспечение, современные профилактические и оздоровительные технологиии в детском саду, закономерности роста и развития современных детей дошкольного возраста в разных условиях их жизнедеятельности.
Наиболее актуальные проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях:
— состояние здоровья дошкольников и особенности его формирования в современных условиях;
— обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей дошкольного возраста;
— современные формы дошкольного образования и их медико-профилактическое обеспечение;
— медико-психолого-социальная помощь детям с отклонениями в развитии и особыми потребностями;
— новые технологии профилактики нарушений и заболеваний, оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях;
— двигательная активность и оздоровительная физическая культура дошкольников;
— медико-психолого- педагогические и психофизиологические вопросы готовности детей к школе;
— гигиенические проблемы инклюзивного и дополнительного образования дошкольников;
— социализация детей дошкольного возраста, особенности их адаптации на разных этапах развития;
— семья и ее роль в развитии и формировании здоровья детей дошкольного возраста;
— сетевое взаимодействие и его ресурсное обеспечение в реализации проектов по охране здоровья детей дошкольного возраста;
— мониторинг здоровья дошкольников и оценка эффективности здоровьеформирующей деятельности дошкольных образовательных учреждений;
— развитие здоровьеформирующих компетенций медицинских и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.
2. Охрана жизни и здоровья детей.
2.1. Обязанности сотрудников детского дошкольного учреждения.
Медицинское обслуживание дошкольных учреждений возложено на врачей поликлиник, а также медицинских сестер. Однако заведующий, являясь руководителем учреждения, несет ответственность за жизнь и здоровье детей, поэтому он призван работать в тесном контакте с медицинским персоналом.
Заведующий должен знать, какие мероприятия и в какие сроки намечается провести во вверенном ему учреждении, какая помощь педагогов и других сотрудников может быть при этом необходимой. Вместе с педагогами и медицинскими работниками он анализирует данные плановых осмотров, помогает воспитателям групп установить в случае необходимости индивидуальный режим для некоторых детей, продумать меры закаливания, провести консультацию для родителей и т. д.
Заведующий обязан строго следить за выполнением инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках, а также за повышением квалификации персонала и санитарно- просветительной работой.
Перед выездом на дачу заведующий совместно с медицинским персоналом обращает особое внимание всех сотрудников на необходимость профилактики желудочно-кишечных заболеваний, предупреждения отравлений ядовитыми растениями, детского травматизма.
2.2. Медицинский осмотр детей в дошкольных учреждениях.
Целью медицинских осмотров является оценка функционального состояния отдельных органов, систем и всего организма в целом у детей, своевременное выявление отклонений и организация оздоровительных мероприятий.
Нормальная прибавка в весе и увеличение длины тела, развитие статических (двигательных) качеств, а также органов чувств и психических функций — это те процессы, измерение и оценка которых входят в сферу врачебного контроля.
Врач дошкольного учреждения осматривает детей в возрасте до 6 мес.— 1 раз в 10 дней; от 6 мес. до 1 года — 1 раз в 15 дней; от 1 года до 3 лет— 1 раз в месяц; от 3 лет и старше — 1 раз в 3 месяца. Детям первого года жизни антропометрия (вес, рост, окружность грудной клетки, окружность головы) проводится ежемесячно, детям второго и третьего годов жизни — ежеквартально, детям старше трех лет — один раз в полугодие.
Во время каждого осмотра врач оценивает физическое (по местным стандартам), нервно-психическое развитие и состояние здоровья ребенка. При этом он фиксирует те изменения, которые произошли с момента предыдущего обследования. В истории развития или индивидуальной карте ребенка подробно отмечаются все назначения (режим, питание, физическое воспитание, закаливающие процедуры, лечебно-оздоровительные мероприятия). Назначение соответствующего режима осуществляется совместно врачом и педагогом дошкольного учреждения.
Результаты обследования и оценка состояния здоровья ребенка должны быть сообщены воспитателям группы. Эти данные, сведения, полученные от родителей, и результаты своих наблюдений воспитатель использует при составлении педагогической характеристики на ребенка.
Для ребенка раннего возраста характерны значительные темпы прибавки веса и энергичные процессы роста. Организм ребенка очень чутко реагирует на любое изменение внешней среды. Наиболее чувствительным является вес ребенка. При любом заболевании замедляется темп нарастания веса. Самой стабильной величиной является рост, но при длительных заболеваниях он замедляется. Поэтому контроль за физическим развитием ребенка позволяет судить об эффективности лечебно- профилактических и оздоровительных мероприятий и вовремя зафиксировать изменения в состоянии здоровья ребенка.
Антропометрию детям ясельного возраста проводит воспитатель, детям дошкольного возраста старшая медицинская сестра.
2.3. Профилактика нарушений осанки (сколиоза) у детей.
Заболевания опорно-двигательного аппарата, в частности сколиоза, у детей занимают одно из лидирующих мест и в 90% случаев являются приобретенными. Причины его развития разнообразны, но все они приводят к одному – прогрессирующему нарушению осанки.
На формирование правильной осанки основное влияние имеет тот образ жизни, который ведет человек, хотя изначально осанка предопределяется наследственностью. Осанка начинает формироваться с раннего детства и к 14 годам завершается ее становление, после чего исправить ее нарушения консервативными методами не удается.
2.4. Профилактика заболевания почек у детей.
Существует много видов заболевания почек, которые могут повстречаться у детей. Маленький организм очень тяжело переносит проблемы работы почек, поэтому лучше их не допустить, чем лечить.
Особое внимание на профилактику почечных болезней следует обратить родителям, которые сами страдают этим недугом. В таком случае, нужно регулярно водить малыша к врачу и сдавать анализы, а дома внимательно наблюдать за поведением ребенка, за частотой мочеиспускания, цветом и прозрачностью мочи.
2.5. Профилактика отита у детей.
Среди множества проблем отолоринголического профиля особое место в вопросах профилактике у детей отводиться предупреждение отита. В большинстве случаев родители не уделяют должного внимания, когда у ребенка появляется насморк, считая, что любой насморк, который лечат либо нет, пройдет за 7 дней. При скоплении достаточно большого количества жидкости, происходит давление на среднее ухо, приводящее к отиту среднего уха. Однако это является заблуждением, последствия которого могут привести к серьезным проблемам со слухом у ребенка, начиная от частичной потери остроты слуха до полной глухоты. В связи с этим необходимо своевременно начинать лечение насморка у детей, предварительно проконсультировавшись с врачом – отоларингологом. Лечение следует начать с момента появления заболевания.
2.6. Профилактика заболеваний крови у детей.
Кровь — является жидкой тканью, которая непрерывно движется по сосудам и состоит из плазмы и взвешенных клеточных элементов, которые делятся на красные и белые (эритроциты и лейкоциты). Основные функции эритроцитов – это транспорт кислорода и углекислого газа. Лейкоциты же выполняют функцию защитников организма. Кроме того, в крови содержится тромбоциты — кровяные пластинки, функцией которых является обеспечение свертываемости крови. Абсолютно любое заболевание крови – это всегда серьезно.
3. Болезнетворные микробы и защитные свойства организма.
Причиной неинфекционных болезней детей может быть недостаточное или неправильное питание (гипотрофия, диспепсия), отсутствие в пище необходимых витаминов (рахит, цинга и др.), физические факторы – сильное охлаждение, перегревание, травмы, отравления и пр. Инфекционные заболевания вызываются болезнетворными (патогенными) микробами – мельчайшими растительными и животными организмами, видимыми под микроскопом.
Проникая в организм человека, болезнетворные микробы начинают быстро размножаться и в результате жизнедеятельности выделяют яды-токсины, которые, поражая клетки и ткани, вызывают болезненные симптомы.
Организм человека обладает рядом средств, защищающих его от микробов. Здоровая кожа, слизистые оболочки дыхательных путей, покрытые особыми клетками, механически задерживают микробов на своей поверхности. Кроме того, губительное влияние на них оказывают химические вещества, выделяемые кожей и слизистыми оболочками. Одно из таких веществ – лизоцим. Губительное действие на ряд микробов оказывают желудочный и кишечный соки. Если же все болезнетворные микробы прорывают защитный барьер и прорывается в ткани организма, то на их пути возникает воспалительный процесс – сложная защитная реакция, в результате которой микробы или погибают, или вследствие образования фиброзной соединительной ткани, которая окружает очаг воспаления, изолируются от здоровых органов. Если микробы прорывают и этот барьер, они попадают в кровь. Но и в крови существует защитное вещество – алексин.
Все эти защитные приспособления имеются в каждом здоровом организме. Голодание, особенно уменьшение в пище достаточного количества белков и витаминов, переутомление, тяжелые переживания, нарушение режима резко снижают защитные свойства организма. Правильный распорядок жизни, регулярное пребывание на свежем воздухе, закаливающие процедуры, веселое, жизнерадостное настроение способствуют повышению этих свойств.
3.1. Иммунитет.
Иммунитет – невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим чужеродными – антигенными – свойствами. Иммунитет, возникающий в организме в ответ на проникновение в него болезнетворных микробов или их ядов, носит название естественного, активного. Под влиянием инфекционных заболеваний ткани организма приобретают определенную устойчивость к микробам и их ядам. Возникает так называемый тканевый иммунитет. Также существуют послеинфекционный естественный иммунитет, бытовой иммунитет и врожденный естественный иммунитет.
Невосприимчивость к тому или иному заболеванию можно создать искусственно, вводя в организм здорового человека вакцину (убитые или ослабленные микробы), анатоксин (ослабленный яд микробов), сыворотку крови предварительно иммунизированного против данной болезни животного или переболевшего этой болезнью человека.
При вакцинации – введении ослабленных или убитых микробов, а также их ядов – организм, не заболевая типичной болезнью, активно вырабатывает против нее антитела. Такой вид искусственного иммунитета носит название активного.
При введении сыворотки крови, содержащей готовые антитела, организм в их переработке активного участия не принимает. Такой вид иммунитета называется пассивным.
На образование активного иммунитета уходит несколько недель; пассивный иммунитет проявляется через несколько часов после введения сыворотки. Активный иммунитет сохраняется продолжительное время, а пассивный всего 2-3 недели после введения сыворотки. Поэтому вакцины в большинстве случаев применяют тогда, когда необходим иммунитет, способный предохранять организм от заражения на длительное время. Сыворотки же чаще всего вводят для быстрого обезвреживания микробов и их токсинов, когда человек уже заболел или контактировал с больным.
3.2. Прививки.
При многих инфекционных заболеваниях искусственная иммунизация (прививки) является основной мерой профилактики.
У нас в стране прививки проводят против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, свинки, гриппа. Перед прививкой врач осматривает детей, выявляет, нет ли у них противопоказания к ней.
Пути введения прививочного материала в организм ребенка различны: накожно, подкожно, внутримышечно, через рот или нос.
Наилучший эффект от прививок против коклюша, дифтерии получается при повторных (через небольшие интервалы) введениях прививочного материала. После прививки создается искусственный иммунитет различной длительности (от 1 гола до 5 лет). Для поддержания иммунитета на достаточно высоком уровне через определенные сроки (чаще 2-3 года) проводят ревакцинацию (повторение прививки).
В период проведения массовых прививок воспитатели должны активно помогать медицинскому персоналу. В каждой группе необходимо провести беседы с детьми о значении прививок в предупреждении инфекционных заболеваний.
Активная иммунизация иногда сопровождается послепрививочными реакциями. Различают общую, местную и очаговую реакции.
Общая реакция характеризуется недомоганием и повышением температуры: иногда она имеет некоторое сходство с симптомами той болезни, против которой были сделаны прививки.
Местная реакция выражается в появлении на месте прививки припухлости, красноты и болезненности, иногда при этом припухают и соседние лимфатические железы.
И общая и местная реакции обычно быстро проходят и легко переносятся. Однако при появлении болезненных симптомов у подвергшегося прививке ребенка его следует обязательно показать врачу. Такая консультация с врачом необходима еще и потому, что под влиянием прививки могут обостриться имеющиеся у ребенка хронические заболевания – очаговая реакция (ревматизм, воспаление среднего уха, почек и др.)
Поскольку дети, переболевшие незадолго до очередной прививки каким-либо острым заболеванием, могут дать на нее более сильную реакцию и при этом у них вырабатывается недостаточный иммунитет, работники дошкольного учреждения о таких детях должны поставить в известность врача.
4. Содержание, формы и методы работы с родителями по формированию здоровья детей.
В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Но вместе с тем, здоровье детей продолжает находиться в критическом состоянии.
Как показали результаты специального изучения, из 273 обследованных врачами детей у 255 имеются те или иные отклонения в здоровье.
Анализ полученных данных позволил врачам установить, что генетический (наследственный) анамнез у 67% детей отягощен сердечно-сосудистыми, бронхо-легочными и онкологическими заболеваниями.
Биологический анамнез (течение беременности и родов) был отягощен практически у всех детей. Данные анамнеза свидетельствуют о высоком уровне подверженности детей различного рода заболеваниям.
У половины обследованных детей были выявлены отклонения в физическом развитии в виде пониженного роста и дисгармонии за счет избытка или дефицита массы тела, а также некоторые соматические признаки, которые являются предвестником нарушения осанки.
Кроме того, у многих детей выявлено плохое развитие мускулатуры, что объясняется специалистами как недостаточное развитие мышечной ткани на уровне закладки. Результаты обследования стопы детей также неутешительны. Только у 40% детей полноценно сформирован свод стопы, у остальных стопа уплощенная или плоская.
Результаты обследования показали , что 50% детей относятся к категориям часто болеющих. При организации оздоровления этих детей в условиях дошкольного образовательного учреждения встает вопрос о необходимости подбора или специальной разработки программ, которые учитывали бы индивидуальный темп развития, а также позволяли регулировать нагрузку при проведении различных медицинских и оздоровительных процедур.
Было установлено, что наименее информированными о состоянии здоровья ребенка оказались родители. На втором месте – педагоги. Наиболее полными данными о состоянии здоровья детей располагают врачи в детских поликлиниках. Отсутствие у родителей и педагогов полной информации о здоровье ребенка крайне опасно, так как создает ложное впечатление о благополучии.
В первую очередь это связано с тем, что дети не получают своевременную медицинскую помощь и для них не создаются необходимые условия в семье по выполнении режима дня, закаливанию, питанию и т.п.
Режим дня в подавляющем большинстве семей не выполняется. Пренебрежительное отношение родителей к режиму дня приводит к серьезным негативным последствиям. Отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется повышенная утомляемость, вялость, или, напротив, повышенная возбудимость.
С целью изучения использования закаливания в семье было проведено анкетирование 269 родителей. Результаты анкетирования представлены в приложении 1.
Информацию закаливания с детьми 62,3% родителей получили в поликлинике и 12% — при чтении специальной литературы и только 25,7% — в детском саду.
Для сравнения можно рассмотреть данные о применении закаливающих процедур с детьми до 3 лет до их поступление в дошкольное образовательное учреждение (Приложение 2).
Доля родителей принимающих активное участие в закаливании своих детей возрастает после поступление в ДОУ. Также расширяется номенклатура процедур, которые применяются родителями.
Анализ таблиц позволяет установить, какие виды закаливания предпочитают родители: это прогулки и хождение босиком по полу, т.е. родители стремятся использовать наименее трудоемкие процедуры.
Таким образом, педагогам и медицинским работникам следует изменить методы работы с родителями. Необходимо отказаться от общих рекомендаций типа «Надо закаливать ребенка!», а осуществлять аргументированное убеждение, в основе которого должны лежать показатели состояния здоровья конкретного ребенка.
В настоящее время работа по сохранению и укреплению здоровья детей проводится не в полной мере и связана с отсутствием взаимодействия учреждений образования и здравоохранения. Следует ввести единую медико-педагогическую документацию, обеспечивающую полноту и достоверность информации о ребенке в рамках преемственности между этими ведомствами.
Родители должны иметь на своего ребенка паспорт, в котором будет представлен биологический и социальный анамнез, с учетом которого должны осуществлять работу другие специалисты.
Для более эффективной реабилитации детей с нарушениями здоровья необходимо начинать профилактическую и коррекционную работу как можно раньше: ребенок может посещать оздоровительные мероприятия в детской поликлинике или ДОУ вместе с мамой еще до поступления в детский сад.
Особое внимание следует уделить взаимодействию ДОУ с семьей. Соучастие педагога в освоении родителем адекватного опыта семейного воспитания – это гибкая, психологически проработанная педагогом поддержка родителей в их личностном осознании своих родительских прав. Следовательно, в работе ДОУ с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества.
При организации работы по оздоровлению детей в первую очередь должна быть установлена связь с детской поликлиникой. На основе это сотрудничества рассмотреть направления работы с родителями по формированию здоровья детей и спрогнозировать ожидаемые результаты.
Направление деятельности | Ожидаемый результат |
Совместно со специалистами детской поликлиники провести анализ состояния детей | Прогноз состояния здоровья. Разработка паспорта «здоровье и развитие ребенка», в котором будут представлены показатели, на основании которых родители смогут контролировать состояние здоровья и развитие своего ребенка |
На базе ДОУ организовать консультативный пункт для родителей по физкультурно-оздоровительной работе с детьми | Коррекция ранних отклонений в состоянии здоровья детей (с участием родителей) |
Создать на базе детской поликлиники пункт по оказанию адресной медицинской помощи | Профилактика ранних заболеваний |
Определить приоритетные направления по оздоровлению детей (бассейн, физиотерапевтический кабинет, физкультурный зал, прогулочные группы и т.п.), в которых заинтересованы родители и т.д. |
Перейти к полному тексту работы
Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
Смотреть полный текст работы бесплатно
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Источник