- Работа учителя-логопеда в школе с детьми с ОВЗ статья по логопедии
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ материал по логопедии
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Работа учителя-логопеда в школе с детьми с ОВЗ
статья по логопедии
Статья посвящена актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО. Рассматриваются особенности коррекционной логопедической работы с детьми ОВЗ в общеобразовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_uchitelya.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя-логопеда в школе с детьми с ОВЗ
Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон(лексики, грамматики, фонетики),сенсорных и психических функций.
Логопед совместно с неврологом разрабатывает тактику коррекционно-логопедической работы, определяют основные направления и формы работы. Для каждого ребёнка составляется индивидуальная комплексная программа, включающая коррекционно-логопедические задачи на ближайшее время и перспективный план работы. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приёмов коррекции учитывается взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики. Ориентиром в логопедической коррекции служит не календарный возраст ребёнка, а уровень актуального речевого и интеллектуального развития. Одновременно проводится работа по развитию и коррекции нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Так же стимулируется двигательно-кинестетический анализатор, что позволяет сформировать управление артикуляционным праксисом, развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, совершаемых ребёнком. При этом активно используется опора на другие анализаторы(зрительный, слуховой).
Таким образом, при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий логопедическая служба ставит перед собой следующие задачи:
- уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата (спастического пареза, киперкинезов, атаксии)
- развитие речевого дыхания и голоса, формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции
- нормализация просодической системы речи
- формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи
- развитие фонематического восприятия и звукового анализа
- развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук
- нормализация лексико-грамматических навыков
Основными разделами коррекционно-восстановительной работы, проводимой логопедами с детьми являются:
1.Коррекция рече-двигательных нарушений (укрепление артикуляционного аппарата, релаксация, развитие мелкой моторики, постановка речевого дыхания, формирования ритмико-мелодической стороны речи);
2.Коррекция звуковой и смысловой стороны речи (формирование правильного произношения, фонетических, морфологических и синтаксических обобщений, совершенствование и развитие связной речи).
3.Укрепление артикуляционного аппарата.
Неотъемлемой частью логопедической работы с детьми-дизартриками является логопедический массаж. Логопедический массаж улучшает иннервацию подвижности артикуляционных мышц, формирует управление артикуляционными движениями, нормализует мышечный тонус. В зависимости от диагноза мы применяем расслабляющий и укрепляющий массаж.Для уменьшения гиперкинезов проводится специальный массаж. В основе этого массажа лежит точечный перекрестный массаж. Вследствие того, что дети с ОВЗ имеют множественные двигательные нарушения, мы в своей работе используем элементы самомассажа. Дети с логопедом работают с массажными мячами, кольцами су-джок. Очень нравится учащимся работа с сыпучими материалами (греча, горох, желуди, каштаны),работу с этими предметами мы тоже используем, как элементы самомассажа.
Так же мы используем в своей работе упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения. Комплексы упражнений для мышечной и эмоциональной релаксации мы берем из книги » Упражнение заикания у дошкольников в игровых ситуациях», авторы: И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим-сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Данные упражнения сопровождаются расслабляющей музыкой, специально подобранной для таких занятий.
У детей с ОВЗ возникают трудности при обучении технике письма, вызванные, прежде всего несформированностью или нарушением хватательной функции кисти, обеспечивающей в свою очередь формирование способа удержания ручки.Разработаны целые специальные комплекты пальчиковых игр и упражнений: упражнения с кольцами су-джок, работа с сыпучими материалами (греча, горох), игры с песком, водой, конструкторы из крышек от бутылок, упражнения со счётными палочками.Специфические затруднения при письме у детей с церебральным параличом чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов со звуковыми и артикуляционными, с несформированностью зрительно-моторной координации. Ребенок не может плавно прослеживать движения пишущей руки. Это затрудняет слитное написание слов или отдельных слогов. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов, в некоторых случаях повторение одних и тех же букв и слогов. Предупреждению дисграфии у детей с ОВЗ способствует ранняя коррекционная работа, направленная как на развитие всех сторон речи, так и на развитие зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации. Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи используем в своей работе игры на развитие голоса .
Для детей с ОВЗ характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка. Для этого в логопедические занятия включаем специальные лексические упражнения по разбору синонимов к словосочетаниям и со словами синонимического ряда. Недостаточная сформированность грамматического строя у учащихся выражается, прежде всего, в наличии морфо-синтаксических ошибок. Поэтому наши занятия опосредованы практическими задачами с опорой на игровые приёмы, активизирующую познавательную деятельность ребёнка.
На своих занятиях логопеды школы проводят с детьми артикуляционные упражнения, упражнения на релаксацию, дыхание, на развитие мелкой моторики, на развитие речевого слуха и голоса. Таким образом коррекции подвергается вся речевая система.
Коррекционная работа по исправлению рече-двигательных нарушений в нашем подразделении проводится не только логопедами, а совместно с учителями, воспитателями, инструкторами ЛФК, медицинским персоналом и родителями.
Источник
Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Рекомендации по работе с детьми с ограничееными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_rabota_s_detmi_s_ovz.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями.
Логопедическая реабилитация (коррекция) является важной составной частью комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. Логопедическая реабилитация направлена прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности детей и подростков с отклонениями в развитии. В процессе логопедической реабилитации предусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение. В ряде случаев, ельно к детям раннего возраста, правомерно говорить о логопедической абилитации, предусматривающей формирование речевой функции, создание новых речевых возможностей, нормализацию коммуникативной деятельности, наращивание социального потенциала.
При любом отклонении в развитии у ребенка, как правило, наблюдается отставание в развитии речи и другие ее нарушения, которые затрудняют процесс общения ребенка с окружающими, формирование полноценного коммуникативного поведения, препятствуют установлению социальных связей ребенка с окружающим миром. В процессе дифференцированной логопедической реабилитации специальными методами и приемами устраняются расстройства речевой функции, восстанавливается коммуникативная функция речи, что способствует процессу социальной адаптации детей и подростков с различными видами отклонений в развитии.
Одной из основных задач комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с нарушениями слуха является развитие речи и логического мышления. Речь у неслышащих детей не может развиваться спонтанно, они не в состоянии овладеть ею самостоятельно, пытаются заменить ее отсутствие такими своеобразными формами общения, как мимика, дактилология, чтение с губ.
Формирование у ребенка с нарушенным слухом потребности в речевом общении с взрослыми и сверстниками является основным условием его полноценного развития. Раннее начало формирования речи ребенка с выраженным нарушением слуха дает возможность предупредить аномальное развитие его мышления, нарушение познавательной деятельности.
Стимуляция речевого развития неслышащего ребенка проводится поэтапно и с последовательным изменением преобладающего мотива установления коммуникативных связей по трем основным направлениям: формирование и развитие языковой способности; развитие речевой деятельности; подготовка к усвоению основных закономерностей языка.
Лечебно-педагогическая, в том числе и логопедическая работа с этой категорией детей должна быть предельно ранней, комплексной, дифференцированной в зависимости от тяжести и характера нарушения слуха, состояния речи и интеллекта детей. Результативность методики формирования и развития речевого слуха и речевого общения должна оцениваться не специалистами, а обществом. Критерием успешности применения методики является практика речевого общения детей и подростков с нарушенным слухом и слышащих.
Речевые дефектов у детей с нарушениями зрения многообразны, сложны по структуре, степени выраженности, что объясняется более проблемными условиями формирования у них речи. У детей с нарушениями зрения логопедическая абилитация проводится поэтапно, с учетом уровня сформированности речи, при использовании рельефных картинок, специальных наборов игрушек для их тактильного опознания и др. Логопедическая коррекция фонетического, лексического и грамматического компонентов речи проводится дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, их речи, неречевых функций, индивидуальных и возрастных особенностей. Развитие речевых навыков увязывается с совершенствованием моторной координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса с целью углубления представлений и реальных знаний об окружающем мире. В условиях специфической логопедической реабилитации детей с нарушениями зрения возрастает компенсаторная роль речи и обеспечивается более прочная база для подготовки детей к школьному обучению и социальной реабилитации.
Специфика нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальными нарушениями определяется особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития. Расстройства речи у таких детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, нормального развития психики в целом. Нарушения речевой деятельности характеризуются системным характером с преобладанием семантического дефекта, требуют диффенцированного подхода при их анализе и устраняются с большим трудом.
Важными направлениями работы по развитию речи являются: создание условий для речевого общения по поводу какой-либо другой деятельности (предметной, игровой и др.);
специальные фронтальные занятия по развитию речи; максимальный учет особенностей речевого нарушения каждого ребенка и его индивидуальных особенностей. Большое значение в коррекционной работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, придается формированию тесной связи между их практическим опытом и наглядно-образны ми представлениями с включением речи в мыслительную деятельность.
При детском церебральном параличе (ДЦП) необходимо раннее лечебно-педагогическое воздействие, направленное прежде всего на развитие моторики, речи, коммуникативного поведения. Прослеживается связь двигательных и речевых расстройств при ДЦП. Органическое поражение pечедвигательного анализатора приводит к нарушениям звукопроизношения, расстройствам голоса, дыхания, просодики, т.е. к различного вида дизартриям, соответствующим определенным проявлениям ДЦП.
Применяется ранняя стимуляция психического и речевого развития, кондуктивное воспитание и обучение детей с церебральным параличом. Логопедическая коррекция при ДЦП дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
Основными задачами логопедической работы при ДЦП являются: развитие ощущений артикуляционных поз и движений; преодоление и предупреждение оральной диспраксии; развитие общей моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики. Спецификой логопедической коррекции является ее сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
Общей особенностью категории детей с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, ринолалия, выраженное заикание) является стойкое системное нарушение речи, которое нередко сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой, с различными отклонениями психической деятельности. Логопедическая реабилитация проводится дифференцированно, поэтапно, в зависимости от структуры речевого дефекта, степени его выражении, возраста, индивидуальных особенностей детей.
Необходимо учитывать, что при отставании в развитии и у ребенка всегда возникают проблемы, связанные с общением, поэтому родителям и другим членам семьи необходимо уделять достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию средств вербальной коммуникации. Основными задачами ранней коррекционной работы с ребенком, отстающим в развитии речи, являются: развитие подражательной деятельности (речевого подражания), формирование предметно-действенного общения ребенка с взрослыми и начального ситуативного понимания обращенной речи.
Источник
Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
материал по логопедии
Особенности работы логопопеда с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detmi_s_ovz.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ
Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, хотя «особенные» дети были в наших группах всегда, только на них не обращалось особого внимания. Педагоги не хотели тратить время на «не такого как все» ребенка и он чаще всего проводил свое время , сидя на стуле. Но за последнее время требования о включении таких детей в общий образовательный процесс притягивает все больше внимания к детям с ОВЗ и заставляет нас, педагогов, задуматься о том, что же с ними делать в общей массе?
Процесс организации и осуществления инклюзивного образования в России теоретически обоснован следующими специалистами (М.С. Артемьева, Е.А. Екжанова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Л.Е. Шевчук, Н.Д. Шматко и др.). Но реализация содержания и условий оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет сложную социально-педагогическую проблему .
За последние годы количество детей с проблемами здоровья только увеличивается, несмотря на различные мероприятия, проводимые в нашем обществе, начиная еще до рождения ребенка. Возможно, рост количества таких детей как раз и связан с возросшими возможностями пренатальной и натальной медицины – выживают экстремально недоношенные дети, дети с тяжелой патологией различных органов и систем. К этому следует прибавить и «пресловутую» экологию и общее снижение здоровья молодого поколения.
Так же можно добавить к данной проблеме и рост рождаемости, занятость родителей, недостаточное количество специализированных ДОУ, а также нежелание родителей признавать проблему своего ребенка и отказ обращаться за помощью к специалистам . В результате дети с ОВЗ оказываются в общеобразовательных детских садах, где нет необходимых специалистов и в результате проблема такого ребенка только усиливается.
Общая характеристика детей с ОВЗ:
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые не позволяют вести им полноценную жизнь. Таких детей часто называют «дети с проблемами», «нетипичные дети», «дети с проблемами в обучении» и т.д.
Но наличие того или иного недостатка не предопределяет неправильного, как многие считают, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этом случае сохранный анализатор берет на себя функцию утраченного.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями) , другой — относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий) .
На развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять следующие факторы:
- Вид (тип) нарушения.
- Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть — ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
- Срок (время) возникновения первичного дефекта . Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие — повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;
- Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды . Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно — реабилитационной работы с ним.
Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта — органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения — отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.Третичные недостатки — недосформированность психических свойств личности ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей
1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.Совместное сопровождение ребенка учителем – логопедом и педагогом психологом
— определение уровня речевого и психологического развития ребенка;
— анализ полученных результатов;
— личностно – ориентированный подход;
— принципы системности;
— учет структуры дефекта;
— выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
— отслеживание динамики развития ребенка.
3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.
Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии — звукопроизношение и т. д.
5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.
В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР – III уровня состоит из трех модулей:
- Формирование фонетической стороны речи.
- Совершенствование лексико — грамматических представлений.
- Развитие навыков звуко — слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.
Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.
6.Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 – 30 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.
Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:
- тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
- оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
- компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
- использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
- использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.
7. Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии
Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги — это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.
Источник