Логопедическое здоровье что это такое

РОЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА
статья на тему

Статья раскрывает возможности логопедической работы для оказания помощи учащимся с ОВЗ. Отмечает взаимосвязь речевых нарушений, школьной успеваемости и состояния здоровья. Показана актуальность проблемы, приведены примеры практической работы логопеда

Скачать:

Вложение Размер
rol_logopedicheskoy_raboty_v_sohranenii_zdorovya_shkolnika2.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Одной из актуальных проблем в системе образования была и остается проблема здоровья школьника. Ни для кого не секрет, что из года в год состояние здоровья учащихся ухудшается. От 1 к 9 классу увеличивается число детей с нарушением осанки, зрения, аллергическими заболеваниями, расстройствами пищеварения, нервной системы. Понимая актуальность указанной проблемы, педагоги образовательных учреждений используют различные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья, профилактику различных заболеваний. Особенно это касается коррекционных школ, где обучаются дети с ОВЗ (ограниченными особенностями здоровья).

Состояние здоровья определяет успеваемость ребенка, его адаптацию в школе.

Понятие здоровья включает в себя три составляющих благополучия: физическое, душевное и социальное.

Логопедическое сопровождение оказывается важным в сохранении здоровья школьника.

Если у ребёнка имеются нарушения или недостатки речи, у него могут возникнуть и различные проблемы в обучении и общении (трудности в усвоении букв, формировании навыков чтения, непонимание прочитанного, возникновение дисграфий; насмешки одноклассников и постоянные замечания учителей, страх перед речью, неуверенность, замкнутость, агрессия, отказ посещать уроки, равнодушие). Это может привести к состоянию душевного дискомфорта, к стойкой неуверенности в постоянных неудачах; могут возникнуть соматические заболевания, сформироваться негатив к обучению. В такой ситуации нельзя говорить о психическом здоровье, о душевном благополучии.

Помогая избавиться от речевых недостатков, учитель-логопед поможет легче адаптироваться ученику, приобрести уверенность, быть более успешным в обучении.

Логопедические занятия (занятия по коррекции и развитию речи) имеют большие возможности для сохранения и поддержания здоровья ученика (прежде всего, психического). В малых группах легче учесть особенности каждого ученика. Наиболее важной и эффективной формой работы являются индивидуальные занятия, где вся деятельность педагога ориентирована на одного учащегося, где логопед имеет возможность реализовать индивидуальный подход (один из важнейших психолого-педагогических принципов). Учёт индивидуальных особенностей ребенка (темпа работы, уровня развития речи, мышления, памяти, внимания, восприятия, ведущего полушария, интересов, особенностей семьи и т. д.) является залогом успешности в обучении, повышает мотивацию ребёнка.

На логопедических занятиях ребенок чувствует себя свободнее, комфортнее, что дает ему возможность проявить себя, раскрыться в большей мере, спросить лишний раз, работать в силу своих возможностей. Постепенно исчезает страх неудач, боязнь говорить. Логопед может, ориентируясь на состояние и уровень ученика, сменить вид деятельности, повторить и объяснить большее количество раз, увеличить или уменьшить количество часов на определенную тему (исходя из личных продвижений и достижений ребенка); использовать различные формы проведения занятия и оценивания деятельности каждого учащегося; подобрать доступный способ разъяснения непонятного. Учитывая степень усталости или возбужденности, логопед может провести незапланированные физпаузы, использовать приёмы логомассажа, цвето-, сказкотерапии и т. д.

Кроме занятий по коррекции и развитию речи, учитель-логопед проводит индивидуальные консультации с родителями и учителями, цель которых – сотрудничество в интересах каждого отдельного ученика. Родители обучаются приёмам коррекции речи, получают информацию о способах воспитания правильной речи, о необходимости соблюдения режима дня, о возможностях профилактики нарушения зрения и осанки. Учителей логопед информирует о речевых возможностях ребенка, даёт рекомендации по оцениванию ребенка, по использованию в учебном процессе каких-либо упражнений.

Предъявление единых (разумных и необходимых) требований к ребёнку даёт не только положительный результат в исправлении речевых недостатков, но и возможность сохранить имеющееся здоровье (и не только психическое). Практическая работа логопеда может включать следующие направления здоровьесберегающей деятельности:

  1. Использование физических упражнений (комплексы утренней гимнастики, лечебной физкультуры, физпауз, физминуток). Подбор упражнений осуществляется в зависимости от темы, целей, состояния ребенка.
  2. Использование элементов общего и логопедического массажа и обучение приемам самомассажа (массаж стоп, рук и пальцев, лица, языка). Возможно применение массажных шариков, карандашей, щеток и других вспомогательных предметов.
  3. Использование упражнений для профилактики нарушений зрения, снятия усталости с глаз («слежение за линиями», закрывание глаз, нажатие и др.)
  4. Использование упражнений для расслабления, отдыха (релаксация)
  5. Формирование правильного дыхания.
  6. Использование словаря на тему «здоровье». Для детей важно осознание ценности своего и чужого здоровья, поэтому накопление и введение в речь слов, связанных с психическим и физическим здоровьем, необходимо на коррекционных занятиях (вежливые слова, добрые слова, комплименты; пословицы о здоровье). Например,

«Болен — лечись, а здоров — берегись», «чистота-залог здоровья», «быстрого и ловкого болезнь не догонит», «курить — здоровью вредить».

  1. При точном знании всех особенностей ребенка и его заболеваний возможно использование фито-, арома-, лито-, хромотерапии. Конечно, эти методы используются с согласия родителей, после консультаций с психологом и врачом. Для всех полезна музыкотерапия.
  2. Кроме отдельных упражнений и приёмов возможно проведение «цельных» логопедических занятий на темы о здоровье. Из своей практики могу привести такие примеры :1) л/з по теме:»Развитие анализа и синтеза на уровне слов и фраз. Общение людей. Добрые слова», в котором среди задач урока выделяются такие, как воспитание чуткого отношения друг к другу, чувства ответственности за причиненную обиду; развитие коммуникативных умений; 2)л\з по теме «ЗОЖ. Развитие слогового анализа и синтеза. Развитие навыков словоизменения»

Источник

Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни

Татьяна Федяшина
Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни

«Возможности логопедических занятий

в формировании

здорового образа жизни»

учитель-логопед

МДБОУ «Детский сад №1»

Нарушения в развитии детей:

• нарушения слухоречевой памяти и внимания;

• нарушения артикуляционной, общей и мелкой моторики;

• недостаточная сформированность словесно-логического мышления;

• нарушения пространственной и временной ориентировки;

• повышенная утомляемость, быстрая истощаемость;

• незрелость эмоционально-волевой сферы;

несформированность целенаправленных действий.

Цели работы на логопедических занятиях:

• сохранение здоровья детей;

• максимальное восстановление нарушенных функций, связанных с речевыми недостатками и психическими процессами.

• обучить детей приёмам сохранения и формирования здоровья;

• скорректировать нарушения высших психических функций;

• скорректировать речевые процессы.

Приёмы и методы здоровьесбережения:

1. Применение психологических средств и методов.

2. Использование компенсаторных возможностей организма.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Гимнастика для глаз.

5. Артикуляционная гимнастика.

6. Дыхательная гимнастика.

7. Динамические паузы в сочетании с речевым материалом, физминутки.

1. Применение психологических средств и методов

— психогимнастика: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

— тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятия невротических состояний;

— тренинги на переключение (для регулирования психических

процессов возбуждения и торможения);

— создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций.

2. Развитие компенсаторных возможностей организма.

«Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия». И. П. Павлов

В основе компенсаторного воздействия лежит опора на сохранное звено функции.

Например, при работе по коррекции фонематического слуха в качестве опоры выступают органы артикуляции, мелкая и общая моторика, ассоциативные образы.

3.Развитие мелкой моторики:

— стимулирует речевое развитие ребенка;

— способствует улучшению артикуляционных движений;

— готовит кисть руки к письму;

— повышает работоспособность коры головного мозга;

— стимулирует развитие мышления ребенка.

4. Артикуляционная гимнастика

— оказывает общеукрепляющее воздействие;

— нормализует тонус, эластичность и сократительную способность мышц;

— восстанавливает иннервацию органов артикуляционного аппарата (проведение нервных импульсов от центрального речевого аппарата (головного мозга) к периферическому);

— оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему.

5. Дыхательная гимнастика

Уникальный оздоровительный метод, который способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всего организма.

На логопедических занятиях отрабатывается:

формирование диафрагмально – нижнереберного сильного продолжительного выдоха;

— организация речи на выдохе;

— дифференциация ротового и носового дыхания.

6. Физминутки, динамические паузы в сочетании с речевым материалом.

— развивают психоэмоциональную устойчивость;

— развивают физическое здоровье детей;

— повышают функциональную деятельность мозга;

— тонизируют весь организм.

7. Гимнастика для глаз

— позволяет снимать статическое напряжение с мышц глаз;

— способствует развитию зрительно-моторной координации;

— является профилактикой миопии.

Это метод физического воздействия на мышечный тонус с целью:

— снятия повышенного нервно-психического напряжения;

— выравнивания эмоционального состояния;

— улучшения самочувствия и настроения.

Фотогалерея-консультация «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» «Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Педагогический совет «Роль здорового питания в формировании здорового образа жизни дошкольников» На тему ЗОЖ написано немало статей и трактатов. Каждый автор вносит свои коррективы и даёт свои рекомендации. Однако главные постулаты ЗОЖ.

Источник

Многопрофильный центр комплексной коррекции, реабилитации и развития «ДЭМ»

пн-вс с 9:00 до 21:00
г. Санкт-Петербург,
ул. Яблочкова, д. 3, лит. А

    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Тематические статьи
  3. Польза занятий у логопеда для ребенка

Тематические статьи

Польза занятий у логопеда для ребенка

Чистая и грамотная речь присуща от рождения далеко не всем людям. Но в раннем возрасте можно не только устранить многие речевые дефекты, но и предотвратить их появление, если своевременно обратиться к логопеду.

Зачем нужен логопед

Логопед работает с различными речевыми дефектами у детей. Это могут быть как небольшие отклонения в развитии речи в виде неправильного произношения отдельных звуков или запинания при построении предложений, так и серьезные отклонения от нормы, которые вызваны неврологическими заболеваниями.
Логопед способен устранить отклонения в речи у ребенка, подарив ему правильную возможность коммуникации в обществе. Логопед также работает с особенными детьми, которые имеют существенные дефекты развития. Специалист позволяет скорректировать социальную адаптацию в обществе таких детей, научив их общаться правильно в силу их физических и психических возможностей.

Когда нужно обращаться к логопеду

Обращаться к логопеду следует в том случае, если на это указали педагоги или медицинские работники. Также посетить первичную консультацию и пробное занятие у логопеда можно в том случае, если родители сами недовольны речевым развитием ребенка, так как подозревают у него наличие каких-то отклонений.

Основные причины обращения к логопеду:
— заикание или запинки в речи;
— ребенок не говорит после двух лет;
— ребенок не может произнести отдельные звуки;
— ребенок не может освоить грамотное письмо;
— медицинские диагнозы.

Чаще всего к логопеду обращаются в том случае, если ребенок отстает в речевом развитии от своих сверстников в детском саду или школе. Учитель сразу замечает такие моменты и сообщает об этом либо родителям, либо логопеду, который работает в этом же образовательном заведении.

Как проходят занятия у логопеда

Логопед составляет индивидуальную программу, которая позволит устранить дефекты в речи ребенка. Групповые занятия у логопеда являются слабыми и практически не дают никакого результата, так как каждый ребенок индивидуален и является особенным. Поэтому устранить индивидуальные речевые особенности ребенка логопед сможет только в том случае, если будет работать с ним индивидуально. Правильная письменная и устная речь существенно упростит жизнь ребенка, а также положительно скажется на его успеваемости в учебном процессе.

Источник

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми 4-7 лет.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberegayushchie_tekhnologii.docx 680.91 КБ

Предварительный просмотр:

в логопедической работе

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Поэтому очень важно рационально организовать в детском саду режим для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Существует множество различных факторов, которые влияют на здоровье дошкольников:

— внутренние (педагогические, физиолого – гигиенические, психологические);
— внешние (экологические, экономические, социальные).

Принципы здоровьесбережения:
— Не навреди!
— Принцип триединого представления о здоровье.
— Непрерывность и преемственность.
— Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.
— Комплексный, междисциплинарный подход.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) — все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).

В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Оздоровительные технологии в образовательный процесс должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

ффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Перейдём к особенностям развития детей с речевыми недостатками.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
— нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
— нарушение дыхания и голосообразования;
— нарушение общей и мелкой моторики;
— расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
— повышенная утомляемость;
— заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
— нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
— нарушение оптико – пространственного праксиса;
— неустойчивость внимания;
— расстройство памяти (особенно слуховой)
— несформированность мышления;
— задержка развития воображения.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

1. Артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
— улучшить подвижность артикуляционных органов;
— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
— уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

2. Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией звукопроизношения.

На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

Целью проведения зрительной гимнастики — является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Зрительная гимнастика используется:
— для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
— для укрепления мышц глаз
— для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Гимнастика бывает:
1) игровая коррекционная физминутка;
2) с предметами;
3) по зрительным тренажёрам;
4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

4. Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

5. Развитие мелкой моторики.

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.

У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

6. Су – джок терапия

Су – джок терапия — это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника болезненных точек соответствия (су-джок точки соответствия), указывающих на ту или иную патологию. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связанна с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия» — связанные с этими органами. Находя эти точки, суджок (су-джок) терапия может помочь организму справится с заболеванием путем их стимуляции иглами, магнитами, мокасми (прогревающими палочками), модулированным определенной волной светом, семенами (биологически активными стимуляторами) и прочими воздействиями в зависимости от нужд выбранной методики лечения.

Позднее подобные рецепторные поля были открыты на ушной раковине (гомосистемы аурикулярной су-джок терапии), волосистой части головы (скальпе — су-джок скальпотерапия), языке и других частях тела.

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

7. Массаж и самомассаж.

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:
— массаж и самомассаж лицевых мышц;
— массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
— плантарный массаж (массаж стоп);
— аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
— массаж язычной мускулатуры.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
* Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
* Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
* Можно использовать без специального медицинского образования.

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Релаксация — произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы,
что необходимо для исправления речи.

Все вышеперечисленные компоненты проводятся мной ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста с ТНР.

В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии:
— повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
— корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и примнению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:
— снижение уровня заболеваемости;
— повышение работоспособности, выносливости;
— развитие психических процессов;
— улучшение зрения;
— формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
— развитие общей и мелкой моторики,
— повышение речевой активности;
— увеличение уровня социальной адаптации.

Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Источник

Читайте также:  Заявление освобождение от работы по состоянию здоровья
Оцените статью