Медико биологические социальные основы здоровья дошкольников учебник

Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста, Голубев В.В., Макарова Л.В.

Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста, Голубев В.В., Макарова Л.В.

Фрагмент из книги:
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В отечественном здравоохранении принято более широкое определение здоровья, учитывающее функциональное состояние организма, степень его приспособленности к условиям биологической и социальной среды, дееспособность: «Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний».

САНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОО.
Уборку участка проводят ежедневно: утром за 1 —2 ч до прихода детой и по мере загрязнения территории. Мусор немедленно убирают в мусоросборники. В летнее время не менее 2 раз в день (перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном) необходимо поливать участок. Вывоз мусора с участка ДОО должен производиться ежедневно за 1 —2 ч до прихода детей или после их ухода, при закрытых окнах основного здания.

При входе в детское учреждение снаружи должны быть съемные скребки и деревянные решетки для очистки грязи с обуви, в тамбуре — маты, а в вестибюле — дорожки для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. Приходя в детское учреждение, дети должны менять обувь.

Уборка помещений проводится ежедневно 2 раза влажным способом при открытых окнах или фрамугах с применением моющих средств. В спальнях проводится влажная уборка после ночного и дневного сна, а в групповых — после каждого приема пищи.

Мебель, радиаторы, подоконники протирают влажной тряпкой; шкафчики для детской одежды протирают ежедневно и 1 раз в неделю моют.

Содержание.
Глава 1. Здоровье и здоровьесберегающая среда.
1.1. Здоровье как состояние и свойство организма.
1.2. Группы здоровья.
Глава 2. Здоровьесберегающая среда дошкольных образовательных организаций.
2.1. Общие положения.
2.2. Гигиенические требования к земельному участку.
2.3. Гигиенические требования к территории.
2.4. Гигиенические требования к зданию.
2.5. Гигиенические требования к планировке помещений.
2.6. Гигиенические требования к оборудованию.
2.6.1. Оборудование раздевальной (приемной).
2.6.2. Оборудование групповых (игровых) комнат.
2.6.3. Оборудование спален.
2.6.4. Оборудование туалетных комнат.
2.7. Гигиенические требования к воздушной среде помещений.
2.8. Гигиенические требования к тепловому режиму помещений.
2.9. Гигиенические требования к организации водоснабжения.
2.10. Требования к естественному и искусственному освещению помещений.
2.11. Гигиенические требования к цветовому оформлению помещений дошкольных учреждений.
2.12. Требования к ДОО и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.13. Санитарное содержание ДОО.
Глава 3. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня.
3.1. Общие положения.
3.2. Медико-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям ДОО.
3.3. Гигиена учебной деятельности детей.
3.4. Гигиенические требования к просмотру телевизионных передач и видеофильмов.
3.5. Санитарно-гигиенические требования к условиям организации работы детей с компьютером.
3.6. Гигиенические требования к трудовой деятельности.
3.7. Гигиенические требования к прогулкам и экскурсиям.
3.8. Гигиенические требования к игрушкам.
3.9. Гигиенические требования к организации сна детей.
Глава 4. Основы рационального питания.
4.1. Понятие о рациональном питании, его особенностях у детей.
4.2. Состав пищи.
4.2.1. Белки.
4.2.2. Жиры.
4.2.3. Углеводы.
4.2.4. Витамины.
4.2.5. Минеральные вещества.
4.2.6. Вода.
4.2.7. Биологически активные добавки.
4.3. Организация питания в ДОО.
4.3.1. Требования к составлению меню и режиму питания.
4.3.2. Воспитание у детей гигиенических навыков приема пищи.
4.3.3. Санитарно-гигиенические требования к доставке, приему, качеству, условиям хранения, реализации и кулинарной обработке пищевых продуктов.
4.3.4. Основные санитарные требования к кулинарной обработке продуктов.
4.3.5. Санитарный режим пищеблока.
Глава 5. Детские болезни и их профилактика.
5.1. Заболевания нервной системы и их профилактика.
5.1.1. Типы неврозов у детей.
5.1.2. Патологический сон у детей и его учет в работе воспитателя.
5.1.3. Эпилепсия у детей. Оказание первой помощи при припадках.
5.2. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата и их профилактика.
5.2.1. Формирование правильной осанки.
5.2.2. Нарушение осанки.
5.2.3. Плоскостопие и его профилактика.
5.3. Заболевания дыхательной системы детей и их профилактика.
5.3.1. Острые и хронические заболевания носоглотки.
5.3.2. Острые и хронические воспаления миндалин.
5.3.3. Острый бронхит.
5.3.4. Острая пневмония.
5.3.5. Профилактика заболеваний органов дыхания.
5.4. Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей и их профилактика.
5.4.1. Острые кишечные инфекции.
5.4.2. Пищевые отравления и их профилактика.
5.4.3. Гельминтоэы у детей и их профилактика.
5.5. Аллергические состояния и их профилактика.
5.5.1. Бронхиальная астма.
5.5.2. Атопический дерматит у детей.
5.5.3. Острая крапивница и отек Квинке (ангионевротический отек).
5.5.4. Анафилактический шок.
5.6. Болезни органов зрения и слуха и их профилактика.
5.6.1. Заболевания органов зрения и их профилактика.
5.6.2. Цветовое зрение и виды его нарушения.
5.6.3. Заболевания органа слуха и их профилактика.
5.7. Кожные заболевания и их профилактика.
5.7.1. Потница и опрелость.
5.7.2. Гнойничковые заболевания.
5.7.4. Грибковые заболевания.
5.8. Заболевания мочеполовой системы у детей и их профилактика.
5.8.1. Анатомо-физиологические особенности выделительной системы.
5.8.2. Заболевания мочеполовой сферы у детей.
5.8.3. Заболевания половых органов у мальчиков.
5.8.4. Заболевания половых органов у девочек.
5.9. Нарушения обмена веществ. Рахит.
5.9.1. Сахарный диабет.
5.9.2. Рахит у детей.
Глава 6. Детские инфекционные заболевания и их профилактика.
6.1. Общие закономерности возникновения, распространения и прекращения инфекционных болезней у детей.
6.1.1. Характеристика патогенных микроорганизмов.
6.1.2. Изменчивость микроорганизмов.
6.1.3. Устойчивость микроорганизмов к воздействию факторов внешней среды.
6.2. Инфекционный процесс и его развитие.
6.3. Эпидемический процесс, его основные факторы и закономерности.
6.4. Неспецифические факторы защиты. Иммунитет.
6.5. Иммунопрофилактика.
6.6. Профилактика инфекционных заболеваний.
6.7. Заболевания с воздушно-капельным путем передачи.
6.7.1. Скарлатина.
6.7.2. Корь.
6.7.3. Краснуха.
6.7.4. Дифтерия.
6.7.5. Коклюш.
6.7.6. Эпидемический паротит.
6.7.7. Ветряная оспа.
6.7.8. Острые респираторные заболевания.
6.7.9. Грипп.
6.7.10. Парагрипп.
6.7.11. Аденовирусная инфекция.
6.7.12. Туберкулез и меры его профилактики.
6.8. Заболевания с фекально-оральным механизмом передачи.
6.8.1. Вирусные гепатиты.
6.8.2. Полиомиелит.
Глава 7. Детский травматизм и его профилактика.
7.1. Первая помощь при ранениях.
7.1.1. Первая помощь при кровотечении.
7.1.2. Техника наложения повязок.
7.1.3. Основные типы повязок.
7.2. Первая помощь при травмах.
7.3. Инородное тело в дыхательных путях.
7.4. Обморок.
7.5. Укусы животных.
7.6. Бешенство.
7.7. Первая помощь при утоплении.
7.8. Понятие о реанимации.
Глава 8. Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала.
8.1. Гигиеническое воспитание детей.
8.2. Санитарное просвещение родителей и персонала.
Глава 9. Медицинское обслуживание в ДОО.
Приложения.
Список литературы.

Читайте также:  Флюорография вредна для здоровья или нет

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста, Голубев В.В., Макарова Л.В. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1 МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 1

2 Введение Здоровье это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.). Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни — процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательнообразовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». И. Ю. Жуковин рекомендует изменять отношение людей к ЗОЖ на основе формирования традиций и ценностных мотиваций. Создание традиций ЗОЖ — это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебновоспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей. 2

3 Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), — проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились: уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни; исследование состояния здоровья детей дошкольного возраста и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка; выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни; создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей. Здоровый образ жизни — категория экобиосоциальная, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней социальной и экологической средой. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, СЮ. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблеме формирования здоровье сберегающей культуры работников ДОУ, педагогического процесса посвящены труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной. Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебнопознавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания. 3

4 Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если: определено содержание понятия «здоровый образ жизни», включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды; спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: «здоровье» и «образ жизни человека», «зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды», «здоровый образ жизни — основа сохранения и укрепления здоровья» — и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни; разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей. 4

5 ГЛАВА 1. Здоровье ребенка и способы его педагогического контроля 1.1 Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья: Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов 1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. 3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. 4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных 5

6 ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: Занятия физкультурой, прогулки Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды Бережное отношение к окружающей среде, к природе Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций Формирование понятия «не вреди себе сам» Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.). 1.2 Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места. Биологические потребности (голод, жажда и пр.), потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социальногигиенической средой, в которой воспитывается ребенок. Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности. Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарногигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это 6

7 делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении. Безупречное обеспечение базовых потребностей индивида создает предпосылки возникновения высших потребностей, к которым мы относим потребность в здоровье и здоровом образе жизни у здорового человека. Мы должны понимать, что воспитание у детей этой потребности — задача государственной важности, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит. Другой пример. Если человек постоянно занимается гимнастикой, оздоровительным бегом и т.д., то в определенное время у него наступает чувство «мышечного томления». Организм привык получать нагрузку и как бы просит своего хозяина: «Ну, давай, побегай!». Чувство мышечного томления связано с позитивными изменениями в гормональной сфере, и его появление говорит о наличии у человека потребности в систематических движениях. Приведенные примеры показывают, что потребность в здоровом образе жизни вызвана особым внутренним состоянием человека, связанным с чувством удовольствия, комфортности, удовлетворения. Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек (подчеркнем, привычек, а не навыков и умений!) здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных. Система мер, которая для этого будет избрана, должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы. Создавая гигиеническую среду обитания в дошкольном учреждении, предполагающую обеспечение необходимых условий для приобретения детьми навыков здорового образа жизни, мы должны учитывать эффект задержанной обратной связи. Его суть заключается в том, что люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий может быть не сразу заметен и очевиден. Занятия физкультурой, закаливание приносят ощутимый эффект далеко не сразу, чаще через месяцы и даже годы. Люди, а тем более дети, этого не понимают, и зачастую им этого не объясняют. Не получив быстрых результатов от полезных для своего здоровья действий, дети теряют к ним интерес и выполняют их механически (так надо), а если появляется возможность, то попросту увиливают. Эффект задержанной обратной связи — одна из главных причин негигиенического поведения детей и взрослых, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни. Мы должны учитывать специфику этого эффекта при организации оздоровительной работы и позаботиться о том, чтобы самим не попасть в эту ловушку. В программе, формирующей у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле должна быть введена мода на здоровье среди родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов. И в этом смысле не столь важны предлагаемые технологии оздоровления, сколько методы и средства быстрого приобретения привычек здорового образа жизни. От привычки к 7

8 потребности от потребности к здоровому образу жизни — таким должен быть алгоритм деятельности дошкольного образовательного учреждения. Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях. Система знаний о своем организме, здоровье представляет собой целостный интегрированный курс с другими образовательными областями. Этот курс, несмотря на то, что некоторая часть его содержания совпадает с содержанием широко распространенного в системе дошкольного образования России курса ОБЖ, имеет ряд существенных отличий, в том числе и по методике организации занятий. Во-первых, этот курс легко интегрируется в другие образовательные курсы, что позволяет «укладываться» в отведенное для занятий время и не перегружать детей. Во-вторых, методика организации занятий нацеливает педагога на то, чтобы дети в полной мере были субъектами образовательного процесса, дети должны сами сформулировать соответствующие выводы, подобно герою из произведения В.Маяковского: «. и сказала кроха — буду делать хорошо, а не буду плохо». В-третьих, на этих занятиях дети должны осваивать практику самомониторинга здоровья. В-четвертых, содержание занятий должно в полной мере соответствовать практике физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении. Становясь активными участниками образовательного процесса, ощущая его органичную связь с тем, что требуют от них в плане ухода за своим телом взрослые, дети полнее осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нем. Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей. 1.3 Организация педагогической деятельности Установлен ряд причин негативного состояния здоровья дошкольников, которые связанны с организацией педагогического процесса: перегрузка распорядка дня организованными видами детской деятельности, неправильное использование дополнительных образовательных услуг, низкий психологический комфорт, низкая физическая активность детей, несбалансированность питания. Одной из причин негативного состояния здоровья ребёнка является погоня за инновациями, которые не всегда правильно понимаются педагогами, превращаются в самоцель и, естественно, не способствуют результативности работы с детьми и, как следствие, отрицательно воздействуют на здоровье ребенка. Указанные обстоятельства позволяют констатировать тот факт, что система образования должна брать на себя ответственность за создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей и тем самым заботиться о физическом, моральном, нравственном, культурном обновлении общества. Педагогическая наука, как и всякая другая, опирается на ряд основных принципов, базовым из которых является принцип природосообразности. Впервые идея природосообразности была высказана Аристотелем. Он утверждал, что у человека три вида души: растительная, животная и разумная. Природа тесно связала их и, следовательно, обучение нужно вести в соответствии с этой природой. Ж.-Ж.Руссо определял принцип природосообразности как следование природе ребёнка, помощь ему. К.Д.Ушинский, основываясь на принципе природосообразности, создал, свой фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», в котором описал 8

9 физические законы деятельности и обусловленные ими психические законы, стремясь в природе человека почерпнуть громадные средства воспитания. Современное видение этого принципа и его связь с категориальностью здоровья следующая. Организуя образовательный процесс, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и способности. Важным принципом организации образовательного процесса является принцип оздоровительной направленности, который предусматривает доминанту здоровья во всех формах образовательной работы с детьми. Обучение должно быть посильным и не наносить вреда здоровью. Ведущей формой обучения должна стать игра, в которой процессы восприятия в сознании ребёнка протекают более быстро и точно. Высокие нагрузки должны быть уравновешены созданием в дошкольном учреждении системы физкультурно-оздоровительной работы. В созданной системе физического воспитания необходимо предусмотреть упорядоченный и гибкий, удобный для родителей и педагогов, а главное, целесообразный для ребёнка, сохранения его здоровья распорядок дня.немаловажным принципом является принцип гармонии трёх начал, который проявляется в гармоничном соединении стержневых направлений в развитии ребёнка:физического, эмоционально-личностного и интеллектуального. Данные составляющие являются основой физического, психического и социального благополучия дошкольника. Принцип гуманизации нацеливает педагога на личность ребёнка, который обеспечивает чувство психологической защищённости, доверие к миру, радость существования. Руководствуясь данным принципом, педагог заменяет авторитарный стиль общения с детьми на демократический, для которого характерны понимание, признание и приятие ребёнка. Важным направлением работы педагога является работа по поддержанию психологического комфорта. Предупреждению отклонений в психологическом здоровье в значительной степени способствует работа педагога с детьми, направленная на гуманизацию взаимоотношений в детском коллективе, создание в нём благоприятных условий для проявления способностей, личностных качеств. Исходя из данного принципа, вся образовательная работа должна строиться на диагностической основе, что позволяет грамотно прогнозировать перспективы здоровья, адекватно строить образовательный процесс с использованием специально подобранных для конкретного случая средств. Организуя образовательный процесс, педагог использует принцип развития во время деятельности и общения, который предусматривает создание благоприятных условий для специфически «детских» видов деятельности. Важным принципом организации деятельности, который направлен на сохранение и укрепление здоровья ребёнка, является принцип тесного сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй, направленного на создание условий здорового образа жизни ребёнка, объединение усилий педагогического коллектива детского сада и семьи в сохранении и укреплении здоровья детей. Исходя из указанных выше принципов, на которых строится образовательный процесс в дошкольном учреждении, приоритетными направлениями в деятельности педагогов должны стать: обеспечение единых подходов к созданию здоровьесберегающей среды жизнедеятельности в дошкольном учреждении и семье, овладение педагогами основами оздоровительного образования; создание системы оздоровительной работы, которая является не частью, а основой всего образовательного процесса; разработка системы критериев оценки качества образования, одним из главных критериев которой должен стать показатель здоровья детей. 1.4 Медико-педагогический контроль в процессе физической культуры 9

10 Под педагогическим контролем в физическом воспитании понимается система показателей, дающая объективную информацию о происходящих изменениях в физическом развитии, физической подготовленности и состоянии здоровья детей в процессе жизнедеятельности. Последнее говорит о том, что лишь в процессе жизнедеятельности в определенной последовательности, получая объективные показатели о состоянии физических параметров детей, можно получать динамику, по которой можно судить не только о состоянии, но и о перспективах роста и развития ребенка. Таким образом, педагогический контроль выполняет, как минимум две функции — с одной стороны, результаты контроля дают объективную картину состояния изучаемого объекта, с другой — позволяют выбрать наиболее рациональные пути, формы, методы и средства для достижения хороших результатов в будущем. Эта вторая, управленческая функция педагогического контроля в физическом воспитании чрезвычайно существенна, ибо имеющиеся огрехи в физическом воспитании детей зачастую являются следствием управленческих решений, принятых без учета его конкретных данных. Задачи, стоящие перед педагогическим контролем у дошкольников: 1. Выявить уровень развития морфологических и функциональных свойств организма, физических качеств и двигательных умений и навыков детей. 2. Подтвердить или опровергнуть выбранный путь достижения показателей развития, физической подготовленности, а также двигательных умений и навыков детей. К основным организационно-методическим особенностям педагогического контроля физической подготовленности детей дошкольного возраста относятся: а) необходимость предварительного обучения технике некоторых контрольных упражнений; б) формирование у детей мотивов к достижению наивысших результатов в тестах, особенно в контрольных упражнениях, связанных с проявлениями максимальных или длительных усилий; в) расширение в разумных пределах комплексов тестов с целью повышения надежности оценки физической подготовленности дошкольников; г) преимущественное использование интегральных и суммарных показателей как наиболее информативных и объективных характеристик физической подготовленности детей 3-6 лет. Педагогический контроль неразрывно связан с врачебным контролем и должен представлять единый комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей. Медицинский контроль В задачи медицинского контроля, проводимого в детском дошкольном образовательном учреждении, входит проведение врачебно-педагогических наблюдений на занятиях по физической культуре. Эти наблюдения позволяют оценить адекватность оздоровительного воздействия занятий физической культурой с дошкольниками. Методика врачебно-педагогического контроля включает оценку: — уровня нагрузки по пульсовой кривой, получаемой в процессе занятий физической культурой; — восстановления пульса, дыхания, давления после занятий; — показателей общей моторной плотности занятия; — динамика простейших функциональных проб; -правильности методического построения занятия, соблюдения основных дидактических принципов; — внешних признаков утомления, возникающих у ребенка в процессе занятий. Контроль за уровнем развития физической подготовленности у дошкольников предусматривает определение уровня развития основных физических качеств: — выносливости (общей); — силовой подготовленности; 10

11 — силовых качеств (силовой выносливости); — гибкости; — быстроты; — координационных способностей. 1.5 Задачи, средства и принципы физического воспитания детей Физическая культура это часть общей культуры, совокупность достижений общества (материальных и духовных ценностей), которые накоплены, создаются и используется для физического совершенствования людей. Физическое развитие это биологический процесс изменения форм и функций организма человека. Физическое воспитание педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры к спорта. Гармоническое развитие дошкольника предусматривает разностороннее физическое воспитание. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная система, костно-мышечная, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Поэтому так важно правильное осуществление физического воспитания детей дошкольного возраста. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелость отдельных органов и систем. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка. В концепции дошкольного воспитания сказано, что воспитание ребенка должно быть пронизано заботой о его физическом здоровье и психологическом благополучии. Условия воспитания в детском саду такие, что создается высокий риск нарушений здоровья детей (инфекционные, простудные заболевания). Уже с дошкольного возраста дети страдают дефицитом движений и неэакаленностью. Отсюда одной иэ главных задач детского сада является задача охраны и укрепления здоровья детей. Задачи физического воспитания в дошкольном детстве, сохраняя общую целевую направленность, конкретизируются с учетом анатомо-фиэиологических и психологических особенностей. Оздоровительные задачи направлены на развитие форм и функций организма (костная система, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная системы, внутренние органы, кожа), борьбу с заболеваниями, закаливание, повышение сопротивляемости организма под влиянием внешней среды. Образовательные задачи включают формирование двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, первоначальных знаний, связанных с физкультурными занятиями и освоением культурно-гигиенических навыков. Воспитательные задачи включают необходимость выработки у детей потребности, привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, умения самостоятельно заниматься этими упражнениями дома и в дошкольном учреждении, развития нравственноволевых качеств, положительных черт характера, двигательных качеств, способностей; содействие умственному, трудовому, эстетическому, нравственному воспитанию. Физические упражнения основное средство физического воспитания. Все эти задачи решаются комплексно, на основе соответствующих принципов. Основные принципы физического воспитания дошкольников: Ведущая роль воздействия среды, воспитания и обучения в физическом раэвитяи, Связь физического развития с общим развитием ребенка, Всесторонность физического воспитания, 11

12 Эмоционально-положительное влияние игры в системе физического воспитания, Систематичность и последовательность в работе по физическому воспитанию, Учет индивидуальных особенностей детой в физическом воспитании, Сознательность и активность детей при овладении движениями, гигиеническими навыками. В процессе физического воспитания и обучения применяются общепедагогические принципы наглядности, доступности и т. д. Основными средствами физического воспитания дошкольников являются: 1) гигиенические факторы (режим дня, гигиена одежды, обуви, гигиеническая обстановка, культурно-гигиенические навыки). Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм ребенка, а также содействуют нормальной работе всех внутренних органов и систем. 2) Естественные силы природы (солнце, вода, воздух) усиливают положительное воздействие физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребенка, используются для его закаливания. 3) Физические упражнения основное средство физического воспитания. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, содействуют осуществлению умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников, а также являются средством лечения при многих заболеваниях. Все эти средства физического воспитания имеют свои характеристики, методы и пути осуществления для детей разного возраста. Но все они основаны на общих требованиях, сформулированных Е. Л.Ларкиным: — во всех мероприятиях по физическому воспитанию следует основываться на знании анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста; — необходимо учитывать целостность и единство организма ребенка, которое проявляется в том, что всякое воздействие на любую часть тела вызывает реакцию всего организма. Не может быть изолированных реакций: центральная нервная система объединяет все системы организма в единое целое; — важное значение придается подвижным играм. Они являются не только средством физического воспитания здоровых детей, но и лечебным и оздоровительным средством для больных и ослабленных детей. Игра формирует нравственные качества ребенка, его характер; — необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Дня этого следует знать не только силы и умения ребенка, но и учитывать, что они развиваются и формируются под воздействием воспитания. При этом нельзя выделять детей, которым отдельные движения даются легко и подчеркивать недостатки другого ребенка. Следует у всех детей воспитывать уверенность в своих способностях. Здесь особенно важна роль личности воспитателя, его отношение к физкультуре, гигиене, закаливанию. 1.6 Формы физического воспитания. В системе физического воспитания в детском саду используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей: утренняя гимнастика; физкультурное занятие; физкультурные минутки; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; физкультурные праздники, дни здоровья, простейший туризм. Примерное содержание двигательного режима для детей 2-3 лет Утренняя гимнастика (ежедневно) 5-8 минут; Занятия физкультурой (3 раза в неделю) минут; Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках (ежедневно) минут; 12

13 Всего: минуты. Организованная двигательная деятельность детей 4-5 лет Утренняя гимнастика (ежедневно 8-10 минут); Физкультурные занятия (3 раза в неделю) минут; Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках (ежедневно минут); Движения на занятиях, связанных с физкультурой (ежедневно 8-10 минут); Физкультурные досуги (2 раза в месяц); Дни здоровья (1 раз в квартал); Всего не менее минут. Организованная двигательная деятельность детей 6-7 лет. Утренняя гимнастика (ежедневно) минут; Занятия по физкультуре (3-5 раз в неделю) минут; Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (ежедневно) минут; Физкультминутки (ежедневно) 3-5 минут; Коррекционная и кружковая работа (1-2 раза в неделю) минут; Пешеходные (лыжные) прогулки на природу (1 раз в неделю) минут; Физкультурные досуги (2 раза в месяц); Физкультурные праздники (2-3 раза в год); Дни здоровья (1 раз в квартал). 13

14 ГЛАВА 2. Теоретические и методические основы режима дня в ДОУ 2.1 Понятие режима дня. Основные компоненты Важнейшим условием правильного развития детей является четкий, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям режим дня. Большинство педагогов, физиологов, медиков (Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, И.А.Аршавский, Н.М.Фонарев и другие) определяют режим как основу жизни ребенка. Режим — это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (сон, прием пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности. Бодрствование — это деятельное состояние коры головного мозга, которое поддерживается раздражителями из внешнего мира. Сон — это также активный процесс, поскольку многие нервные клетки во время сна находятся в активном состоянии. Но деятельность органов чувств в это время заторможена. Сон возникает в результате естественной усталости после достаточного по длительности (в соответствии с возрастом) бодрствования. Чередование сна и бодрствования — важное условие нормальной психической деятельности человека. Правильная организация режима жизни детей необходимое условие для нормального развития нервной системы. С учетом возрастных особенностей ребенка режим должен предусматривать наличие всех элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулка, занятие и пр.), дисциплинирующих и способствующих нормальному физическому развитию. Показателями правильно составленного режима являются: 1. Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.). 2. Уровень деятельности ребенка соответствует возрасту. 3. Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому. 4. У ребенка хороший аппетит, глубокий сон. 5. Ребенок принимает активное участие во всех режимных процессах и положительно к ним относится. Ведущими педагогами (Н.М. Аксариной, Г.М. Ляминой, М.Ю. Кистяковской и др.) были сформулированы основные методические правила проведения режимных процессов. 1. Все режимные процессы должны быть направлены на своевременное и полное удовлетворение органических потребностей организма ребенка. Внимание взрослых сосредоточивается на воспитании положительного отношения ребенка ко всем режимным процессам (к приему пищи, гигиеническим процедурам, занятиям, движениям, к укладыванию на сон и т.д.). Для этого требования взрослого должны всегда совпадать с потребностями ребенка. Взрослый предлагает ребенку принимать пищу тогда, когда ребенок голоден, предлагает спать, когда он устал, и т.д. 2. Интерес к режимному процессу у ребенка увеличивается, если он принимает посильное активное участие в нем. Активно участвуя в режимных процессах, ребенок может ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта, знаний ребенка. Очень важно, чтобы взрослый не заострял внимание детей на неправильных поступках, а учил, как надо сделать правильно. Например, во время кормления воспитатель заметил, что ребенок берет пищу из тарелки не ложкой, а рукой. Он подходит к ребенку и тихо говорит: «Миша, возьми ложку и кушай. Вот, какой ты молодец, правильно держишь ложку». 3. Все режимные процессы должны использоваться взрослыми для воспитания ребенка. 14

15 Жизнь ребенка проходит в постоянном чередовании сна, бодрствования, кормления. Важно все это использовать для развития малыша. С этой целью необходимо обговаривать все действия взрослого и ребенка, называть свойства предметов, явлений. Формировать нужные привычки и навыки поведения. Например, во время кормления воспитатель не только формирует у ребенка правила поведения, но и обогащает словарь названием блюд, их качеств (кисель сладкий, молоко теплое — горячее и т.д.). 4. Организация режима в детском оздаровительном учреждении предполагает постепенное вовлечение детей в тот или иной режимный процесс (принцип постепенности). Например, при организации кормления воспитатель предлагает 2-3 детям убрать игрушки и вымыть руки, после чего дети садятся за стол и им тут же подают пищу, а в это время другие 2-3 детей моют руки и садятся за стол и т.д. 5. Перед каждым режимным процессом воспитатель дает установку. Например: «Скоро будем обедать. Сережа, Маша, уберите игрушки на место и пойдем мыть руки». Установка должна даваться за несколько минут до начала режимного процесса, с тем, чтобы дети могли переключиться на новый вид деятельности 2.2 Физиологические основы режима дня в ДОУ Сон и бодрствование — это два сопряженных состояния. Сон и бодрствование — это два сопряженных состояния. От того, насколько активным был ребенок во время бодрствования, зависят характер засыпания, глубина и длительность сна. Если ребенок хорошо выспался, то бодрствование его, как правило, протекает активно. Режим должен обеспечить суточное количество сна и бодрствования. Для детей, посещающих детское учреждение, режим составляется не только на время пребывания малыша в детском саду, но и для дома, т.е. на сутки. Если ребенка укладывать спать, кормить, организовывать бодрствование в одно и то же время, то у него формируется система условных рефлексов на время приема пищи, укладывания на сон, активной деятельности. Эта система условных рефлексов на время, которую И.П.Павлов назвал динамическим стереотипом, и составляет физиологическую основу режима. Сложившийся динамический стереотип заранее подготавливает организм к приему пищи в определенное время, сну, активной деятельности и тем самым экономит нервную энергию ребенка. Бодрствование ребенка связано с активной деятельностью возбуждением нервных клеток под влиянием внешних раздражителей, поступающих в кору головного мозга через соответствующие рецепторы (глаз, ухо, кожа и т.д.). Центральная нервная система дошкольного возраста еще слаба, и во время бодрствования он легко утомляется. При составлении режима за основу берется предел работоспособности нервной системы ребенка, который, например, на протяжении раннего возраста меняется многократно. Предел работоспособности нервной системы в разные возрастные периоды и определяет длительность бодрствования, количество дневного и ночного сна. Правильно организованный и достаточно продолжительный сон имеет огромное значение для восстановления нормального состояния нервных клеток. Во время сна ребенок должен полностью восстановить свои силы. А для этого сон должен быть полноценным, глубоким. В таблице 1. представлена частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес. до 7 лет. Таблица 1. Родителям необходимо также знать, что нервная система детей невыносливая и поэтому они быстро утомляются. Воспитатель должен научить родителей приемам снятия утомления, приемам обучения и общения с малышами. Родители должны знать, какие занятия можно проводить с детьми и как это делать. Какие методы и приемы использовать, сколько времени можно заниматься, чтобы не переутомлять нервную систему ребенка и т.п. 2.3 Педагогическое и гигиеническое значение режима дня 15

16 Соблюдение режима дня позволяет решать многие педагогические задачи. Развитие и воспитание личности в дошкольном возрасте происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в различных режимных моментах (умывание, кормление, одевание и раздевание). Создавая условия для этой деятельности и общаясь с ребенком, педагог решает ряд задач: — воспитание самостоятельности как относительной независимости от взрослого (предпосылкой ее является формирование на эмоциональной и наглядной основе элементарных орудийных действий); — накопление опыта самостоятельных действий в бытовых процессах способствует развитию самоуважения, чувства собственного достоинства. Через действия с предметами быта (полотенце, мыло, посуда, предметы одежды и обуви и др.) закладываются основы будущей культуры труда, бережливости; — воспитание навыков опрятности, культуры еды, что принято называть культурногигиеническими навыками. Они предохраняют здоровье ребенка, связаны с воспитанием его общей культуры; — воспитание доброжелательного отношения друг к другу, так как в условиях детского сада при выполнении процессов самообслуживания возникает множество ситуаций, требующих от малышей личностных и «деловых» контактов. Педагогу важно создать определенные условия для успешного решения вышеназванных задач. Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту ребенка. Все предметы, оборудование для элементарных трудовых действий (клеенка, фартучки, варежки, тряпочки и т.п.) должны иметь определенное место хранения, которое знают дети. Все это будет способствовать самостоятельности детей. Участие ребенка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, иначе ребенок становится невосприимчивым к педагогическим воздействиям. Поэтому важно, чтобы вода для умывания была теплой, а кран — на таком уровне, чтобы вода не затекала в рукав; мыло — такого размера, чтобы ребенок смог его удержать в своих еще очень неумелых руках; посуда для еды привлекала своим внешним видом и т. п. Все режимные моменты должны быть продуманы с точки зрения постепенного включения детей в процесс (индивидуально или по 2-3 человека), чтобы максимально обеспечить индивидуальный подход к детям. Важно учесть, что есть дети медлительные или, наоборот, подвижные, и педагогу надо обеспечить каждому ребенку время, необходимое для самостоятельных действий. Большое значение в решении задач воспитания имеют игровые приемы поощрения правильных действий, упражнения в действиях на специальном материале (например, рамочки с застежками, пуговицы, кнопки, шнурки и т.п.). Психическое и личностное развитие детей идет не только в бытовой деятельности, организованной в режимных процессах, но и в условиях обучения на занятиях. Занятия являются основной, наиболее эффективной формой обучения детей. Занятия обеспечивают целенаправленное развитие ребенка, так как проводятся они в соответствии с программой, с учетом их индивидуального развития. На занятиях под руководством воспитателя дети приобретают знания об окружающей жизни, умения, навыки. У них развиваются все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, речь. Уже в раннем возрасте на занятиях малыши приобретают элементарные учебные навыки. Они учатся внимательно слушать воспитателя, воспринимать задание, действовать в соответствии с ним. На занятиях дети приобретают некоторые знания и навыки жизни в детском сообществе (не мешать друг другу, заниматься со своей игрушкой, подождать, пока взрослый занимается с другим ребенком, и т.п.). Интерес детей к занятию поддерживается эмоциональным отношением педагога к тому, что он показывает, о чем рассказывает. Эмоциональное отношение взрослого к 16

17 занятию чаще всего выражается через мимику, речь. Важно менять интонацию, выделять с ее помощью главное, на что педагог хочет обратить внимание детей. Речь воспитателя должна быть доступной пониманию детей, четкой, грамотной, фразы — короткими. Там, где необходимо, педагог использует художественное слово. Большую роль при проведении занятий с детьми играют предметы, пособия, которые педагог использует в занятии. Они должны быть яркими, привлекательными, вызывать интерес у детей. Но детям недостаточно только видеть предмет. У них всегда есть желание потрогать его, обследовать, подействовать с ним. Вот почему, например, в раннем возрасте ведущим методом обучения является наглядно-действенный. При использовании данного метода детям представляется возможность не только смотреть, слушать, но и действовать с предметом, отвечать на вопросы, т.е. проявлять активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к предмету. Организуя занятия с детьми, педагог должен помнить, что, чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный) участвует в восприятии и чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, а следовательно, выше обучающий эффект занятия. Гигиеническое значение режима дня заключается в правильной организации сна, режима питания, бодрствования. Гигиеническая организация сна заключается в следующем. Перед сном нельзя обильно кормить ребенка, поить чаем, кофе, какао, неприемлемы подвижные игры, т.к. в результате ребенок не может сразу заснуть, и в результате не высыпается. Чтобы дети быстро засыпали и хорошо спали, рекомендуется укладывать их в одно и то же время. Речь взрослых должна быть ласковой, тихой, движения мягкие и спокойные. У каждого ребенка должна быть своя кроватка. Нельзя укачивать ребенка, петь ему песни, т.к. это может войти в привычку, без которой он не сможет быстро засыпать. В комнате, где спят дети, форточки и фрамуги должны быть открытыми, но за мин до подъема детей их закрывают. Во время сна ребенок должен находиться в состоянии теплового комфорта. Очень важно в соответствии со временем года подобрать ему удобную и теплую одежду для сна. Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны принимать пищу в точно установленное время. Важно, чтобы ребенок, уходя в детский сад не получал завтрак, иначе он откажется от него в детском саду и тем самым нарушит режим питания. Пониженный аппетит (анорекция) частое явление у детей, особенно раннего возраста. Это происходит в результате кормления ребенка помимо его желания или под влиянием каких-либо раздражителей (ожог рта, слишком горячая пища, резкие замечания взрослых во время кормления и т.д.). Чаще подобное наблюдается у детей с ослабленной нервной системой в период адаптации в дошкольном учреждении. Поэтому необходимо во время приема пищи создавать спокойную доброжелательную обстановку, поддерживать у детей хорошее настроение, не ругать ребенка, если он медленно ест, не делать ему часто замечания. Во время занятия необходимо следить за состоянием детей и при первых же признаках утомления (двигательное беспокойство, неадекватность ответных реакций, отвлечение, покраснение или побледнение кожи, легкое покашливание и т.п.) воспитатель должен принять меры: сменить позу детей, вызвать интерес с помощью сюрпризных моментов, дать двигательное задание и т.п. Если эти меры не помогают, то занятие лучше прекратить. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять детей заниматься. Важно хорошо продумать чередование видов деятельности. После игр, требующих значительного умственного напряжения, должны следовать подвижные игры, не связанные с большими умственными усилиями. 2.4 Изменение режима под воздействием различных факторов 17

Источник

Оцените статью