- Презентация по анатомии, физиологии и гигиене «Медико-биологические и социальные основы здоровья «
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- O МДК Медико-биологические и социальные основы здоровья Преподаватель: Ким Екатерина Владимировна Лекция 1: Здоровье ребенка и здоровый образ жизни. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » O МДК Медико-биологические и социальные основы здоровья Преподаватель: Ким Екатерина Владимировна Лекция 1: Здоровье ребенка и здоровый образ жизни.» — Транскрипт:
Презентация по анатомии, физиологии и гигиене «Медико-биологические и социальные основы здоровья «
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Сулятинская презентация Медико-биологические и соц.основы здоровья.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Подготовила слушатель группы П-10 ГБПОУ КК НСПК: Карпенко Н.В. Руководитель преподаватель химии, биологии ГБПОУ КК НСПК : Сулятинская Е. В.
Принципы и механизмы адаптации организма человека к условиям среды обитания Гомеостаз – относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (терморегуляции, кровообращения, газообмена и пр.), поддерживаемое механизмами саморегуляции в условиях колебаний внутренних и внешних раздражителей. Слайд 2
Адаптация – процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды, что означает возможность приспособления человека к природным, производственным или социальным условиям. Слайд 3
Общая схема функциональной системы рецепторы, являющиеся своеобразными живыми датчиками, оценивающими величину регулируемого показателя; центральный аппарат – различные уровни структуры мозга, анализирующие все многообразие поступающих сигналов, принимающие решение и программирующие ожидаемый результат; поступающие команды; исполнительные механизмы – периферические органы, реализующие поступающие команды. Кроме того, в системе есть обратная связь, которая информирует центр об эффективности деятельности исполнительных механизмов и о достижении конечного результата. Слайд 4
Структура анализаторов Анализаторы – это совокупность нервных образований, воспринимающих внешние раздражители, преобразующих их энергию в нервный импульс возбуждения и передающих его в центральную нервную систему. Датчиками анализаторов являются специальные окончания нервных волокон, называемые рецепторами, которые преобразуют внешнюю энергию различных видов раздражителей в особую активность нервной системы. Часть рецепторов воспринимают изменения в окружающей среде (экстрарецепторы), а другая часть – во внутренней среде нашего организма – интероцепторы. Слайд 4
Классификация рецепторов В зависимости от природы раздражителя подразделяются на: механорецепторы (слуховые, вестибулярные, гравитационные, тактильные рецепторы кожи и опорно-двигательного аппарата, барорецепторы сердечно-сосудистой системы); терморецепторы, воспринимающие температурные изменения как внутри организма, так и окружающий организм среде; хеморецепторы, реагирующие на воздействие химических веществ; фоторецепторы, настроенные на восприятие света; болевые рецепторы, т.к. они могут возбуждаться механическими, химическими, электрическими и температурными раздражителями. Слайд 7
Латентный период Слайд 10 Анализатор Латентный период, с тактильный (прикосновение) зрительный (свет) слуховой (звук) обонятельный (запах) температурный (тепло-холод) вестибулярный аппарат (при вращении) болевой (рана) 0,09. 0,22 0,31…0,39 0,12. 0,18 0,31. 0,39 0,28. 1,6 0,4 0,13. 0,89
Терморегуляция Терморегуляция – совокупность физиологических и химических процессов в организме человека, направленных на поддержание постоянства температуры тела. Слайд 11
Тепловой баланс организма Теплообмен между человеком и окружающей его средой осуществляется с помощью следующих механизмов: за счет инфракрасного излучения, которое излучает или получает поверхность тела (R); теплоотдачей или теплоприходом за счет конвекции (С), т.е. через нагрев или охлаждение тела воздухом, омывающим поверхность тела; теплоотдачей (Е), обусловленной испарением влаги с поверхности кожи, слизистых оболочек верхних дыхательных путей, легких; За счет нагрева или охлаждения вдыхаемого воздуха H. Qотд = ± R ± С ± H – Е Слайд 12
Нормирование параметров микроклимата На рабочем месте устанавливаются санитарно-гигиенические нормативы: температура воздуха; скорость движения воздуха; относительная влажность воздуха; температура поверхностей. Условия 1 и 2 определяют конвективный теплообмен; 1 и 3 – испарение пота; 4 – теплоизлучение. Слайд 13
Расчет теплового облучения Еобл = 5,7 [(Т/100)4 – А)] пр о cos, Т — температура излучающей поверхности, оК, А — эмпирический коэффициент ( для хлопчатобумажной ткани А = 85, для сукна А=110) пр — приведенная степень черноты, учитывающая неполное поглощение лучистого потока теплоты реальными серыми телами и отраженные потоки, о – коэфициент облученности, показывающий, какая часть лучистого потока теплоты от излучающего тела попадает на тело человека. — угол между нормалью к излучающей поверхности и направлением от центра этой поверхности к рабочему месту. Слайд 14
Номер материала: ДБ-189198
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах
Время чтения: 1 минута
В России создадут «белый интернет» для школьников
Время чтения: 1 минута
Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию
Время чтения: 2 минуты
Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет
Время чтения: 1 минута
Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня
Время чтения: 2 минуты
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
O МДК Медико-биологические и социальные основы здоровья Преподаватель: Ким Екатерина Владимировна Лекция 1: Здоровье ребенка и здоровый образ жизни. — презентация
Презентация была опубликована год назад пользователемМарина дедулевич
Похожие презентации
Презентация на тему: » O МДК Медико-биологические и социальные основы здоровья Преподаватель: Ким Екатерина Владимировна Лекция 1: Здоровье ребенка и здоровый образ жизни.» — Транскрипт:
1 o МДК Медико-биологические и социальные основы здоровья Преподаватель: Ким Екатерина Владимировна Лекция 1: Здоровье ребенка и здоровый образ жизни 1
2 Содержание: 2 1. Понятия «здоровье», «болезнь». 2. Современные подходы к классификации здоровья детей, критерии определения группы здоровья ребёнка. 3. Понятие «здоровый образ жизни». 4. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) как фактор, определяющий здоровье. 5. Компоненты ЗОЖ и их характеристика. 6. Деятельность воспитателя по формированию мотивации и навыков ЗОЖ детей раннего и дошкольного возраста.
3 «Здоровье»? «Болезнь»? 3
4 4 Здоровье ребёнка есть его индивидуальное физическое, психическое, умственное, культурное, духовное, нравственное и социальное развитие, не ограниченное экзогенными или/и эндогенными (генетическими) условиями и факторами. ** Приведенные в дефиниции здоровья ребёнка понятия физического, психического, умственного, культурного, духовного, нравственного, социального развития обозначены в статьях 17, 23, 27, 32 Конвенции о правах ребёнка.
5 А.П. Щедрина (1989 г.) «Здоровье – это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) и процесс реализации генома в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции». 5
6 6 Здоровье с позиций ВОЗВОЗ По уставу ВОЗ, «Здоровье это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». **Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. В медико- санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.
7 Сущность индивидуального здоровья рассматривается с позиции системного подхода (организм человека – открытая биосоциальная система). Здоровье человека как целостное состояние организма, характеризующееся определенной стабильностью гомеостаза, является понятием многомерным и динамичным. *Гомеоста́з (др. греч. — μοιοστάσις от μοιος одинаковый, подобный и στάσις стояние, неподвижность) саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды. 7
8 8 Организм человека необходимо рассматривать как динамическую систему, которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и напряжения регуляторных систем. Приспособительные возможности рассматриваются как мера здоровья. Измерение уровня здоровья – одна из главных проблем при оценке состояния здоровья.
9 9 Переход от здоровья к болезни можно рассматривать как процесс постепенного снижения способности человека приспосабливаться к изменениям социальной, производственной, образовательной и окружающей среды.
10 10 Здоровье детского населения справедливо называют важнейшим индикатором общественного здоровья. Здоровье детского населения – это совокупность статистических показателей: медико-демографических (рождаемость, смертность), заболеваемости, физического развития и инвалидности.
11 11 Состояние здоровья детей и подростков Медицинские критерии оценки здоровья индивидуума Медицинские критерии оценки здоровья детского коллектива Физическое развитие Инвалидность Наличие или отсутствие хронических заболеваний Уровень развития основных функциональных систем Степень сопротивляемости организма Достигнутый уровень физического развития и степень его гармоничности Комплексная оценка ( группы здоровья ) Заболеваемость Группы здоровья
12 12 показатель, который отражает частоту регистрации болезни за определенный отрезок времени (год). Указывается в относительных величинах к определенной численности ( на 100, 1000, 10000, ) Заболеваемость
13 13 Медико-социальная трактовка здоровья детского коллектива Здоровье детского коллектива образовательных учреждений – это совокупность показателей здоровья детей разного возраста, объединенных общностью деятельности и состоянием образовательной среды. Индикаторами (критериями здоровья) являются: распространенность хронических заболеваний; распространенность функциональных отклонений; частота и продолжительность острой заболеваемости в течение года; процентное распределение детей по группам здоровья; количество детей (в %) с нарушениями физического развития; количество детей (в %) с напряженной и неудовлетворительной адаптацией.
14 14 Виды заболеваемости, подлежащие статистическому учету в ДОО: Общая заболеваемость — это вся зарегистрированная в течение года заболеваемость (острая и хроническая, впервые выявленная и обострившаяся); Единица учета – диагноз заболевания. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (с временным непосещением образовательного учреждения ) — острая заболеваемость. Единица учета – случай потери трудоспособности или непосещения образовательного учреждения (случай острого заболевания). Хроническая заболеваемость – заболеваемость, выявленная на проф медосмотрах и дети с диагнозом хронического заболевания. Единица учета – ребенок, у которого выявлено хроническое заболевание.
15 15 Проведение анализа заболеваемости детей организованных детских коллективов необходимо для: 1) оценки состояния здоровья воспитанников и учащихся; 2) целенаправленного планирования оздоровительной и профилактической работы; 3) оценки эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.
16 16 Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
17 Количественный подход к состоянию здоровья впервые использовался еще Авиценной в Х в. (6 уровней здоровья). 17
18 Многомерность здоровья определяется различными системами, которые связаны между собой, соподчинены и могут быть выражены количественно: уровень и гармоничность физического развития; резервные возможности основных физиологических систем; уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма; наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье. 18
19 19 Физическое развитие Физическое развитие является ведущим критерием состояния здоровья растущего организма, важнейшим показателем роста и формирования детского организма. Все профилактические осмотры начинают с его оценки. Физическое развитие – это комплекс признаков, характеризующих размеры, силу и гармоничность развития человеческого тела. Уровень физического развития тесно связан с социально- экономическими и гигиеническими условиями жизни населения.
20 20 Физиологическая норма — это класс функциональных состояний с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями организма. Понятие нормы включает в себя способность организма адаптироваться к определенным воздействиям факторов окружающей среды.
21 Для оценки физического развития детей основными показателями являются масса тела, рост, окружность грудной клетки, головы, а также общее состояние. 21
23 Измерения у детей следует выполнять умеренными неторопливыми движениями при спокойном состоянии ребенка. Хотя техника антропометрических измерений проста, она требует известного навыка. При недостаточной опытности можно допустить большие неточности. При оценке физического развития следует обращать внимание на правильность телосложения, подкожный жировой слой, развитие костной и мышечной системы. Только по совокупности всех признаков можно сделать правильный вывод о физическом развитии детей. 23
24 Центильные таблицы – это условно- нормативные значения. 24 Если ребенок находится в области очень высоких величин или будет выявлено дисгармоничное развитие, врач может направить на дополнительные обследования
25 Ростомер горизонтальный и вертикальный 25
26 Рост У здорового доношенного новорожденного колеблется в пределах 4852 см. На 1-м году жизни: за год рост ребенка увеличивается на 2325 см. За 2-й год жизни прибавка роста равняется 11 см, за 3-й 8 см. В лет прибавка в росте составляет по 57 см в год. Ориентировочно рост ребенка можно определить по следующим формулам. У детей до 4 лет: 100 см 8 см (4 n), где n число лет ребенка, 8 см средняя ежегодная прибавка роста в течение первых 4 лет жизни. У детей старше 4 лет: 100 см+6 см (n4), где n число лет ребенка, 6 см средняя ежегодная прибавка роста у детей старше 4 лет. 26
27 27 Группу здоровья (Приказ Минздрава России от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценки состояния здоровья детей») определяют исходя из следующих основополагающих критериев: I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе, II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности, III критерий – уровень нервно–психического развития, IV критерий – резистентность организма, V критерий – функциональное состояние органов и систем, VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития. I критерий обуславливает здоровье, II–VI критерии характеризуют здоровье.
53,9 1 мес 57,3 28 17 лет 53,9 1 мес 57,3 28 17 лет 28 Рост девочек, см Возраст Показатель очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий 0 мес 53,9 1 мес 57, лет 174,2 3 года 103,1 3,5 года 106,0 4 года 109,7 4,5 года 113,2 5 лет 116,7 5,5 лет 120,0 6 лет 124,0 6,5 лет 127,5 7 лет 131,3 53,9 1 мес 57,3 28 17 лет 53,9 1 мес 57,3 28 17 лет 174,2 3 года 103,1 3,5 года 106,0 4 года 109,7 4,5 года 113,2 5 лет 116,7 5,5 лет 120,0 6 лет 124,0 6,5 лет 127,5 7 лет 131,3″> 53,9 1 мес 57,3 28 17 лет 53,9 1 мес 57,3 28 17 лет
4,1 29 3 года 17,6 3,5 года 4,1 29 3 года 17,6 3,5 года 29 Вес девочек, кг Возраст Показатель очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий 0 мес 4, года 17,6 3,5 года 18,6 4 года 20,0 4,5 года 21,5 5 лет 23,2 5,5 лет 25,1 6 лет 27,1 6,5 лет 29,3 7 лет 31,6 17 лет 76,0 4,1 29 3 года 17,6 3,5 года 4,1 29 3 года 17,6 3,5 года 18,6 4 года 20,0 4,5 года 21,5 5 лет 23,2 5,5 лет 25,1 6 лет 27,1 6,5 лет 29,3 7 лет 31,6 17 лет 76,0″> 4,1 29 3 года 17,6 3,5 года 4,1 29 3 года 17,6 3,5 года
30 Недостаток веса? Отсутствие динамики показателей? Низкая прибавка может говорить об анемии, пищевых расстройствах, рахите, иммунодефицитных, эндокринных заболеваниях, нарушениях ЦНС. При стабильном недоборе веса может начаться отставание не только в физическом, но и психическом развитии (младенческий возраст!) При недоборе или избытке веса нужно искать причину: заболевание, образ жизни, режим дня, питание, сон, стрессы, темперамент ребенка и т.д. ! При слишком интенсивном или, наоборот, замедленном росте и наборе веса у ребенка любого возраста следует обратиться за консультацией к невропатологу, гастроэнтерологу, эндокринологу, генетику!
31 Для правильной оценки физического развития детей имеет значение соотношение размеров головы и грудной клетки. При рождении окружность головы составляет 3435 см, а окружность груди на 12 см меньше (3234 см). У хорошо упитанных новорожденных эти размеры равны и окружность груди сравнительно редко превышает окружность головы. В возрасте 24 мес. окружность груди равна окружности головы. До 7-летнего возраста окружность груди превышает окружность головы приблизительно на столько сантиметров, сколько лет ребенку. Окружность груди у детей увеличивается за 1-й год жизни на 1315 см. Особенно энергичные темпы прироста отмечаются в возрасте до 3 мес., когда прирост окружности груди достигает почти половины годового прироста. Во 2-м полугодии окружность груди увеличивается всего на 35 см. За весь 2-й год прирост окружности груди составляет 2,53 см и за 3-й 1,52 см. 31
32 Окружность головы и груди измеряют сантиметровой лентой. для определения окружности головы сантиметровую ленту накладывают циркулярно вокруг головы на уровне надбровных дуг и затылочного бугра. для измерения окружности груди ленту накладывают спе реди на уровне сосков, а сзади на уровне нижних углов лопаток. У девочек пубертатного возраста спереди лента проходит по IV ребру. Руки ребенка должны быть опущены, дыхание спокойное, у детей старшего возраста измерение производят во время выдоха, а также на высоте максимального вдоха, максимального выдоха и при спокойном дыхании. 32
37,0 33 3 года 52″ title=»Окружность головы девочек, см Возраст Показатель очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий 0 мес 37,0 33 3 года 52″ > 33 Окружность головы девочек, см Возраст Показатель очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий 0 мес 37, года 52,7 3,5 года 53,2 4 года 53,5 4,5 года 53,8 5 лет 54,0 5,5 лет 54,2 6 лет 54,5 6,5 лет 54,6 7 лет 54,8 17 лет 57,1 37,0 33 3 года 52″> 37,0 33 3 года 52,7 3,5 года 53,2 4 года 53,5 4,5 года 53,8 5 лет 54,0 5,5 лет 54,2 6 лет 54,5 6,5 лет 54,6 7 лет 54,8 17 лет 57,1″> 37,0 33 3 года 52″ title=»Окружность головы девочек, см Возраст Показатель очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий 0 мес 37,0 33 3 года 52″>
37,0 34 17 лет 94,» title=»Окружность груди девочек, см Возраст Показатель очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий 0 мес 37,0 34 17 лет 94,» > 34 Окружность груди девочек, см Возраст Показатель очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий 0 мес 37, лет 94,6 3 года 57,6 3,5 года 57,8 4 года 58,6 4,5 года 59,7 5 лет 61,0 5,5 лет 62,2 6 лет 63,6 6,5 лет 64,8 7 лет 66,6 37,0 34 17 лет 94,»> 37,0 34 17 лет 94,6 3 года 57,6 3,5 года 57,8 4 года 58,6 4,5 года 59,7 5 лет 61,0 5,5 лет 62,2 6 лет 63,6 6,5 лет 64,8 7 лет 66,6″> 37,0 34 17 лет 94,» title=»Окружность груди девочек, см Возраст Показатель очень низкий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий очень высокий 0 мес 37,0 34 17 лет 94,»>
35 СРС (к 19.01): Произвести элементарные антропометрические измерения (3 чел.) Оформить таблицу 35 Рост ВесОкр.головы Окр.груди Выводы и рекомендации нормарез-ты изм нормарез-ты изм нормарез-ты изм нормарез-ты изм 1. О.А (дев., 17 лет) 2. П.С. (мальч., 5 лет) 3. …
36 Многомерность здоровья определяется различными системами, которые связаны между собой, соподчинены и могут быть выражены количественно: уровень и гармоничность физического развития; резервные возможности основных физиологических систем; уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма; наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье. 36
37 37 Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно– психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.
38 38 Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие «риск» формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья. II–A угрожаемые дети, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья. II–Б группа риска – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.
39 39 Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья: ребенок от многоплодной беременности, недоношенность, переношенность, незрелость, перинатальное поражение ЦНС, внутриутробное инфицирование, низкая масса тела при рождении, избыточная масса тела при рождении (более 4 кг), рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления), гипотрофия 1-й ст., дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени, аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико- гипопластический, нервно–артритический диатезы);
40 40 Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья: функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой, частые острые заболевания, в т.ч. респираторные, понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии, тимомегалия, дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др., вираж туберкулиновых проб, состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.), состояние после неотложных хирургических вмешательств.
41 41 Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).
42 42 Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения….
43 43 Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды. При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.
44 44 Инвалидность населения Инвалид — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты. Инвалидность детей общая ( или общая инвалидность детского населения) – общая численность детей-инвалидов на территории по состоянию на конец года, соотнесенная с численностью населения соответствующего возраста. Инвалидность детей первичная ( или первичная инвалидность детского населения) — численность детей-инвалидов на территории, с впервые установленной в текущем году инвалидностью, соотнесенная со среднегодовой численностью населения соответствующего возраста. По данным экспертов ООН инвалиды составляют около 10% населения земного шара, из них более чем 1/5 часть – это дети в возрасте до 16 лет.
45 45 Возрастные особенности рисков при формировании патологии детского населения Болезни со стабильным ростом распространенности Возраст риска Возраст начала формирования заболевания Возраст максимальной распространенности заболевания Болезни системы кровообращения 2-3 года 6 лет; лет 2-3 года 6-8 лет лет Болезни органов дыхания 2-3 года 6 лет; лет 2-3 года 6 лет:; лет Болезни костно-мышечной системы 7-8 лет лет 4-5 лет лет Болезни органов пищеварения 2-3 года 6 лет лет 1 –3 года 6 лет 2-3 года 6 лет лет Болезни глаза (миопия) лет 4-5 лет лет Болезни мочеполовой системы 0-1 год 6 лет 7-11 лет 0-1 год 2-5 лет 0-1 год лет Болезни нервной системы 7-8 лет лет; лет с 1 года лет Психические расстройства лет лет Болезни крови ( анемии)0-1 год Болезни эндокринной системы: (рахит, гипотрофии; заболевания щитовидной железы и др.) 0-1 год лет 0-1 год 10 лет 0-1 год лет
46 46 Возможные причины заболеваемости по ведущим классам болезней, выявленных на профилактических медицинских осмотрах дошкольников (школьников) Ранговое место в структуре заболеваемости Класс болезней ( по Международной классификации болезней (МКБ-10)) Возможные причины заболеваемости дошкольников (школьников) IXIII класс – болезни костно-мышечной системы 1. Низкая двигательная активность 2. Нерациональное физическое воспитание IIV класс – психические расстройства и расстройства поведения 1. Большая учебная нагрузка 2. Нерациональный режим воспитания и обучения IIIVII класс – болезни глаз 1. Высокая зрительная нагрузка 2. Нарушения режима работы на компьютере 3. Недостаточные уровни освещенности рабочих мест
47 Можно выделить две основные группы факторов, влияющих на предложенные элементы здоровья: 1) «факторы риска» – ухудшающие здоровье; 2) «факторы здоровья» – укрепляющие здоровье. 47
48 Основные факторы, формирующие здоровье Сфера влияния факторов Факторы, влияющие на здоровье Факторы укрепляющие здоровье Факторы риска Образ жизни (50% ) Отсутствие вредных привычек Рациональное питание Адекватная физическая активность Здоровый психологический климат в семье и на работе Внимательное отношение к своему здоровью Курение. Алкоголь. Наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами. Несбалансированное в количественном и качественном отношении питание. Гиподинамия. Гипердинамия. Стрессовые ситуации Неадекватная медицинская активность Внешняя среда (20%) Микросреда Отсутствие вредных факторов производства. Хорошие материально-бытовые условия. Оседлый образ жизни Макросреда Благоприятные климатические и природные условия. Экологически чистая среда обитания. Микросреда Вредные условия труда и обучения Плохие материально-бытовые условия Миграционные процессы. Макросреда Неблагоприятные климатические и природные условия Загрязнение окружающей среды Биологические факторы (20%) Здоровая наследственность Отсутствие возрастно-половых особенностей, способствующих возникновению заболеваний Наследственная предрасположенность к заболеваниям Возрастно-половые и конституциональные особенности, влияющие на возникновение заболеваний Организация медицинской помощи (10%) Высокий уровень медицинской помощи Некачественное медицинское обслуживание 48
49 ЗОЖ типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение им своих социальных и профессиональных функций. Коротко здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья. 49
50 2 аспекта формирования здорового образа жизни: Создание, развитие позитивных для здоровья условий, факторов, по существу формирование потенциала общественного здоровья; Преодоление, уменьшение факторов риска для здоровья. 50
51 Культура здорового образа жизни (ЗОЖ) человека — один из результатов социализации личности. Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого его члена.
52 В основе ЗОЖ лежат биологические и социальные принципы. Биологические принципы ЗОЖ: образ жизни должен быть возрастным; образ жизни должен быть обеспечен энергетически; образ жизни должен быть укрепляющим; образ жизни должен быть ритмичным; образ жизни должен быть аскетичным. Социальные принципы ЗОЖ: образ жизни должен быть эстетичным; образ жизни должен быть нравственным; образ жизни должен быть волевым; образ жизни должен быть самоограничительным. 52
53 Перечисленные принципы распространяются на все компоненты здорового образа жизни, основными из которых являются: рациональный режим труда и отдыха; рациональное питание; оптимальная двигательная активность; оптимальный санитарно-гигиенический режим (жилища, места работы, отдыха и т.д.); благоприятный психологический микроклимат; отказ от вредных привычек; оптимальная медицинская активность. 53
54 Медицинская активность — это область гигиенического, медицинского обучения, воспитания, образования, медицинской информированности, психологической установки в отношении здоровья. Она включает: источники гигиенических и элементарных медицинских знаний, активность и мотивировка их приобретения, наличие дома популярной медицинской литературы и ее пополнение; наличие дома медицинской аптечки, правильность ее использования, умение оказать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; медицинская активность, направленная на укрепление здоровья членов семьи — обращение по собственной инициативе за медицинскими рекомендациями по режиму дня, питанию, закаливанию, планированию семьи и следование этим рекомендациям; медицинская активность во время заболевания — активное своевременное обращение за медицинской помощью, выполнение рекомендаций врача, использование самолечения, удовлетворенность медицинской помощью. преодоление вредных привычек, традиций, обычаев, сознательная целенаправленная деятельность человека по формированию здорового образа жизни. 54
Источник