Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс
Урок 26
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья
Вопросы для обсуждения
• подходы к пониманию сущности здоровья;
• медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья;
• социальная обусловленность здоровья человека в среде обитания.
Ключевые понятия темы:
медицина; здоровье; индивидуальное здоровье человека; общественное здоровье; социальное здоровье человека; сфера здравоохранения; санитарное просвещение.
Осознание истинных ценностей жизни человеком включает, помимо прочего, отношение к здоровью. Человек соотносит понятие «здоровье» с такими понятиями, как «жизнь», «мечты», «болезнь», «смерть». «Здоровье» и «болезнь» — основные понятия медицины, решающей проблемы восстановления и укрепления здоровья людей, содействия их активной жизнедеятельности.
Медицина — это система научных знаний и практической деятельности специалистов по укреплению и сохранению здоровья общества и человека, продлению его жизни, предупреждению и лечению болезней. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная 7 апреля 1948 г., координирует охрану здоровья населения в различных государствах мира. В Уставе ВОЗ говорится, что здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов.
Существует целый ряд научных подходов к определению индивидуального здоровья человека:
• это функциональное состояние нормальной работы организма как биологической системы (биология) при отсутствии болезней, хорошем самочувствии (медицина);
• это состояние равновесия организма с окружающей средой, способность приспосабливаться к её изменениям, что отражают постоянные величины нормального состояния организма: температура тела, давление крови, частота сердечных сокращений — пульс (экология);
• это состояние полного физического, духовного, умственного и социального благополучия (валеология).
Теория безопасности жизнедеятельности опирается на междисциплинарный подход, определяющий индивидуальное здоровье человека как состояние нормы функционирования организма, обеспечивающее отсутствие болезней и благополучие жизнедеятельности в среде обитания.
Ещё древние философы и врачи пытались изучить здоровье человека через его природу, поведение, образ жизни и образ мыслей. Гиппократ («отец медицины», V в. до н. э.) считал, что какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. «Здоровье — это состояние морального, психического и физического благополучия, которое даёт человеку возможность стойко, не теряя самообладания, переносить любые жизненные невзгоды» (греческий философ Перикл, V в. до н. э.). На всех этапах развития человеческого общества жизнь людей протекала в противоборстве с болезнями, что нашло отражение в поиске средств лечения и развитии народной и научной медицины.
Народная медицина — это совокупность накопленных пародом эмпирических сведений о целительных средствах и гигиенических навыках, помогающих в предупреждении заболеваний, в их лечении, в сохранении и укреплении здоровья.
Научная медицина взяла из тысячелетнего народного опыта всё ценное как основу современного научно обоснованного высокотехнологичного медицинского обеспечения здоровья человека и общества.
Медицинское обеспечение здоровья человека и общества — это система мероприятий многоотраслевой сферы здравоохранения по профилактике заболеваний, выявлению и лечению болезной, контролю за соблюдением санитарно-гигиенической культуры на производстве, в учреждениях образования и культуры.
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья является обязанностью государства, которое гарантирует бесплатное и качественное оказание своевременной медицинской помощи каждому в течение всей жизни и предоставление платных медицинских услуг по желанию человека. Медицина, как и любая социальная профессиональная сфера деятельности, имеет свой кодекс чести — свою медицинскую этику.
Медицинская этика — это совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. Основные вопросы врачебной этики обозначены российским врачом Н. А. Семашко: отношение врачей к больным, отношение врачей к обществу, отношения врачей между собой. Вопросы медицинской этики отражены в ряде международных документов. Главным остаётся принцип Гиппократа «Не навреди!».
Огромный вклад в развитие научной медицины XX в. внесли русские медики, врачи-исследователи С. П. Боткин и Ф. Ф. Эрисман, которые доказали связь массовых заболеваний рабочих с неблагоприятными условиями труда и быта: постоянные материальные лишения, плохое питание и антисанитарные условия жилищ изнуряют человека физически и психически, снижают его иммунитет, увеличивают восприимчивость к болезням. Исследования доказали социальную обусловленность здоровья населения.
Под социальной обусловленностью здоровья понимают его зависимость от условий и культуры жизнедеятельности человека и общества (населения). Не менее значимым является и влияние на здоровье природных условий среды обитания человека. Климатогеографические и экологические факторы среды обитания влияют как на индивидуальное, так и на общественное здоровье — популяционное (здоровье общественных и демографических групп населения: взрослых, детей, школьников и др.).
Общественное здоровье — это комплексная усреднённая характеристика состояния здоровья и жизнеспособности населения в показателях заболеваемости, продолжительности жизни, рождаемости и смертности и др.
Социальная медицина — направление (отрасль) научной медицины, изучает социальную обусловленность здоровья населения, социальные функции и задачи системы здравоохранения в целом по медицинскому обеспечению индивидуального и общественного здоровья.
Социальное здоровье человека — это комплексная оценка объективных данных и субъективных ощущений человеком благополучия условий жизнедеятельности в социальной среде: на работе, на отдыхе, дома, их соответствия нормам санитарно-гигиенической культуры конкретного общества.
Объективные показатели социального здоровья включают комплекс данных, отражающих соответствие принятым в обществе нормам и правилам организации условий жизни человека: его труда, отдыха, питания, жилья, учёбы, воспитания, образования (СанПиН). Социальное здоровье человека тесно связано с нравственным здоровьем — духовным миром (мыслями и чувствами), взглядами, нормами поведения, общения, ценностями в жизни человека. Социальное здоровье рассматривается п качестве аспекта (части) общего потенциала здоровья человека как биосоциальной системы.
Здоровье — это гармоничное единство биологических и социальных качеств, данных от рождения и приобретённых. Болезнь — нарушение этой гармонии (равновесия). Путь исторического развития научной клинической медицины (медицины болезней) — от трактата Гиппократа «О здоровом образе жизни» и его сочинений «Сборник Гиппократа» о методах врачебной помощи больному до массового обучения молодёжи в современных медицинских образовательных учреждениях. Современная медицина — многоотраслевая наука, включающая в себя клиническую медицину (лечение болезней), профилактическую медицину, восстановительную, санологию, гигиену и др.
Сфера здравоохранения осуществляет медицинское обеспечение здоровья в обществе через деятельность учреждений медицинского профиля: научно-исследовательских институтов, лечебных учреждений, служб санитарно-эпидемиологического надзора (СЭС), аптек, центров экстренной медицинской помощи, учреждений медицинского образования и санитарного просвещения граждан.
Состояние здоровья населения России (общественное или социальное здоровье) оценивают по демографическим, социально-экономическим, медицинским аспектам и по специальным опросам.
Психологическая и социальная незрелость подростков приводит к серьёзным проблемам со здоровьем. Нарушения здоровья в дошкольном возрасте приводят к тому, что уже у первоклассников отмечаются функциональные нарушения, а немалая часть из них нейрофизиологически не готовы к обучению и освоению учебных программ. Постоянно возрастающая техногенная нагрузка на окружающую среду превратила центральную часть территории нашей страны в зону повышенного экологического риска.
Установлено, что у детей в благополучных семьях нервно- психические расстройства, выраженные заболевания органов пищеварения, ЛОР-заболевания встречаются намного реже, чем в неблагополучных семьях.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения реализуют программы оздоровления населения: диспансеризацию, первичную профилактику заболеваний, санитарное просвещение.
Санитарное просвещение — это система мероприятий по распространению санитарно-гигиенических знаний, формированию санитарно-гигиенической культуры населения. Это необходимая часть культуры здоровья и безопасности, культуры здорового образа жизни.
Вопросы и задания
1. Как вы понимаете определение понятия «здоровье», сформулированное Всемирной организацией здравоохранения?
2. Назовите основные направления медицинского обеспечения здоровья человека и общества.
3. Назовите основные показатели общественного здоровья.
4. Как отражена стратегия медицинского обеспечения в Конституции Российской Федерации?
5. Выясните, какие социальные структуры контролируют соблюдение СанПиНов в организациях, в школах.
6. Узнайте на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации, какие прививки должны быть сделаны учащемуся общеобразовательной школы.
Темы учебного исследования
1. Демография и здоровье населения в России.
2. Великие врачи и учёные Древнего мира: Гиппократ, Гален, Авиценна.
3. Влияние природной среды на здоровье населения.
4. Связь между биологическим и социальным возрастом человека.
5. Физическая культура в школе: «за» и «против».
Источник
Медицинское обеспечение как фактор сохранения здоровья
Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).
Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:
генетические факторы — 15-20%;
состояние окружающей среды — 20-25%;
медицинское обеспечение — 10-15%;
условия и образ жизни людей — 50-55%.
Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека. Содержание каждого из факторов обеспечения здоровья можно определить следующим образом (табл. 1).
Остановимся подробнее на каждом из этих факторов.
Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той наследственной программой, которую они наследуют с родительскими хромосомами.
Однако, сами хромосомы и их структурные элементы — гены, могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей. Девочка рождается на свет с определенным набором яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению. То есть в конечном итоге все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной в течение ее жизни до зачатия в той или иной степени сказывается на качестве хромосом и генов. Продолжительность жизни сперматозоида гораздо меньше, чем яйцеклетки, но и их периода жизни бывает достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате. Таким образом, становится понятна ответственность, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию.
Зачастую сказываются и не зависящие от них факторы, к которым следует отнести неблагоприятные экологические условия, сложные социально-экономические процессы, неконтролируемое использование фармакологических препаратов и т.д. Результатом являются мутации, ведущие к возникновению наследственных заболеваний или к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.
Сфера влияния факторов | Факторы | |
Укрепляющие здоровье | Ухудшающие здоровье | |
Генетические | Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания. | Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям. |
Состояние окружающей среды | Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания. | Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки. |
Медицинское обеспечение | Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь. | Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание. |
Условия и образ жизни | Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни. | Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо — или гипердинамия. |
В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны такие факторы, как тип морфофункциональной конституции и особенности нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Жизненные доминанты и установки человека во многом детерминированы конституцией человека. К таким генетически предопределяемым особенностям относятся доминирующие потребности человека, его способности, интересы, желания, предрасположенность к алкоголизму и другим вредным привычкам и т.д. При всей значимости влияний среды и воспитания роль наследственных факторов оказывается определяющей. В полной мере это относится к различным заболеваниям.
Это делает понятной необходимость учета наследственных особенностей человека в определении оптимального для него образа жизни, выбора профессии, партнеров при социальных контактах, лечения, наиболее подходящего вида нагрузок и т. д. Зачастую общество предъявляет человеку требования, вступающие в противоречие с условиями, необходимыми для реализации программ, заложенных в генах. В результате в онтогенезе человека постоянно возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, между различными системами организма, обусловливающими его адаптацию как целостной системы, и т. д. В частности, это имеет исключительно важное значение в выборе профессии, что для нашей страны достаточно актуально, так как, например, лишь около 3% занятых в народном хозяйстве Российской Федерации людей удовлетворены избранной профессии, — по-видимому, не последнее значение здесь имеет несоответствие наследуемой типологии и характера выполняемой профессиональной деятельности.
Наследственность и среда выступают в качестве этиологических факторов и играют роль в патогенезе любого заболевания человека, однако доля их участия при каждой болезни своя, причем, чем больше доля одного фактора, тем меньше вклад другого. Все формы патологии с этой точки зрения можно разделить на четыре группы, между которыми нет резких границ.
Первую группу составляют собственно наследственные заболевания, у которых этиологическую роль играет патологический ген, роль среды заключается в модификации лишь проявлений заболевания. В эту группу входят моногенно обусловленные болезни (такие, например, как фенилкетонурия, гемофилия), а также хромосомные болезни. Эти заболевания передаются из поколения в поколение через половые клетки.
Вторая группа — это тоже наследственные болезни, обусловленные патологической мутацией, однако для их проявления необходимо специфическое воздействие среды. В некоторых случаях «проявляющее» действие среды очень наглядно, и с исчезновением действия средового фактора клинические проявления становятся менее выраженными. Таковы проявления недостаточности гемоглобина HbS у его гетерозиготных носителей при пониженном парциальном давлении кислорода. В других случаях (например, при подагре) для проявления патологического гена необходимо длительное неблагоприятное воздействие среды.
Третью группу составляет подавляющее число распространенных болезней, особенно болезней зрелого и преклонного возраста (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, большинство злокачественных образований и др.). Основным этиологическим фактором в их возникновении служит неблагоприятное воздействие среды, однако реализация действия фактора зависит от индивидуальной генетически детерминируемой предрасположенности организма, в связи с чем эти болезни называют мультифакториальными, или болезнями с наследственным предрасположением.
Необходимо отметить, что разные болезни с наследственным предрасположением неодинаковы по относительной роли наследственности и среды. Среди них можно было бы выделить болезни со слабой, умеренной и высокой степенью наследственного предрасположения.
Четвертая группа болезней — это сравнительно немногие формы патологии, в возникновении которых исключительную роль играет фактор среды. Обычно это экстремальный средовой фактор, по отношению к действию которого организм не имеет средств защиты (травмы, особо опасные инфекции). Генетические факторы в этом случае играют роль в течении болезни, влияют на ее исход.
Статистика показывает, что в структуре наследственной патологии преимущественное место принадлежит заболеваниям, связанным с образом жизни и со здоровьем будущих родителей и матери в период беременности.
Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую играют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека. В то же время в подавляющем числе случаев учет этих факторов через рационализацию образа жизни человека может сделать его жизнь здоровой и долговечной. И, наоборот, недоучет типологических особенностей человека ведет к уязвимости и беззащитности перед действием неблагоприятных условий и обстоятельств жизни.
Биологические особенности организма — это основа, на которой зиждется здоровье человека. В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды.
«Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен» — в этой мысли И.М. Сеченова заложено неразрывное единство человека и среды его обитания.
Каждый организм находится в многообразных взаимных связях с факторами окружающей среды, как абиотическими (геофизическими, геохимическими), так и биотическими (живыми организмами того же и других видов).
Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которой протекает труд, быт и отдых людей. Это понятие включает в себя социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, то есть все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь, здоровье и деятельность человека.
Человек, как живая система, является составной частью биосферы. Воздействие человека на биосферу связано не столько с его биологической, сколько с трудовой деятельностью. Известно, что технические системы оказывают химическое и физическое воздействие на биосферу по следующим каналам:
- через атмосферу (использование и выделение различных газов нарушает естественный газообмен);
- через гидросферу (загрязнение химическими веществами и нефтью рек, морей и океанов);
- через литосферу (использование полезных ископаемых, загрязнение почв промышленными отходами и т. д.).
Очевидно, что результаты технической деятельности влияют на те параметры биосферы, которые обеспечивают возможность жизни на планете. Жизнь человека, как и человеческого общества в целом, невозможна без окружающей среды, без природы. Человеку как живому организму присущ обмен веществ с окружающей средой, который является основным условием существования любого живого организма.
Организм человека во многом связан с остальными компонентами биосферы — растениями, насекомыми, микроорганизмами и т. д., то есть его сложный организм входит в общий круговорот веществ и подчиняется его законам.
Непрерывный приток атмосферного кислорода, питьевой воды, пищи абсолютно необходим для существования и биологической деятельности человека. Человеческий организм подчинен суточным и сезонным ритмам, реагирует на сезонные изменения температуры окружающей среды, интенсивности солнечного излучения и т. п.
Вместе с тем человек является частью особой социальной среды — общества. Человек — существо не только биологическое, но и социальное. Очевидная социальная основа существования человека как элемента общественной структуры является ведущей, опосредующей его биологические способы существования и отправления физиологических функций.
Учение о социальной сущности человека показывает, что необходимо планировать создание таких социальных условий его развития, в которых могли бы развернуться все его сущностные силы. В стратегическом плане в оптимизации условий жизни и стабилизации здоровья человека самым важным является разработка и введение научно обоснованной генеральной программы развития биогеоценозов в урбанизированной среде и совершенствования демократической формы общественного устройства.
Именно с этим фактором большинство людей связывает свои надежды на здоровье, однако доля ответственности этого фактора оказывается неожиданно низкой. В Большой Медицинской Энциклопедии дано следующее определение медицины: «Медицина — система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека».
По мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше внимания уделять здоровью. Собственно лечение часто снижает запас здоровья за счет побочного воздействия лекарственных средств, то ечть лечебная медицина далеко не всегда укрепляет здоровье.
В медицинской профилактике заболеваемости выделяют три уровня:
- профилактика первого уровня ориентирована на весь контингент детей и взрослых, ее задачей является улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, разработка рекомендаций по здоровому образу жизни, народные традиции и способы поддержания здоровья и т. д.;
- медицинская профилактика второго уровня занимается выявлением показателей конституциональной предрасположенности людей и факторов риска многих заболеваний, прогнозированием риска заболеваний по совокупности наследственных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешней среды. То есть этот вид профилактики ориентрован не на лечение конкретных болезней, а на их вторичную профилактику;
- профилактика третьего уровня, или профилактика болезней, ставит своей основной задачей предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном масштабе.
Опыт, накопленный медициной в изучении болезней, равно как и экономический анализ затрат на диагностику и лечение заболеваний, убедительно продемонстрировали относительно малую социальную и экономическую эффективность профилактики болезней (профилактика III уровня) для повышения уровня здоровья как детей, так и взрослых.
Очевидно, что наиболее эффективными должны быть первичная и вторичная профилактики, подразумевающие работу со здоровыми или только начинающими заболевать людьми. Однако в медицине практически все усилия сосредоточены на третичной профилактике. Первичная профилактика предполагает тесное сотрудничество врача с населением. Однако для этого сама система здравоохранения не обеспечивает ему необходимого времени, поэтому с населением по вопросам профилактики врач не встречается, а весь контакт с больным уходит практически полностью на осмотр, обследование и назначение лечения. Что касается гигиенистов, которые наиболее близки к тому, чтобы реализовать идеи первичной профилактики, то они главным образом занимаются обеспечением здоровой среды обитания, а не здоровьем человека.
Идеология индивидуального подхода к вопросам профилактики и укрепления здоровья лежит в основе медицинской концепции о всеобщей диспансеризации. Однако технология ее реализации на практике оказалась несостоятельной по следующим причинам:
- требуется много средств для выявления возможно большего числа болезней и последующего их объединения в группы диспансерного наблюдения;
- доминирующей выступает ориентация не на прогноз (предсказание будущего), а на диагноз (констатация настоящего);
- ведущая активность принадлежит не населению, а медикам;
- узко медицинский подход к оздоровлению без учета многообразия социально-психологических особенностей личности.
Валеологический анализ причин здоровья требует переноса центра внимания от медицинских аспектов к физиологии, психологии, социологии, культурологии, в духовную сферу и конкретные режимы и технологии обучения, воспитания и физической тренировки.
Зависимость здоровья человека от генетических и экологических факторов делает необходимым определение места семьи, школы, государственных, физкультурных организаций и органов здравоохранения в выполнении одной из главных задач социальной политики — формировании здорового образа жизни.
Таким образом, становится понятно, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Это подтверждается, к примеру, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.
В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два основных фактора — генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни — есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализацию самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В определении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной регуляции и т. д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение, быт и т. д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.
В основе формирования здорового образа жизни лежит ряд ключевых положений:
- Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.
- В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.
- В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.
- Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.
Достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма и т. п.). Очевидно, что стремление к достижению здоровья за счет какого-нибудь одного средства принципиально неправильно, так как любая из предлагаемых «панацей» не в состоянии охватить все многообразие функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой — всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровье.
По Э.Н. Вайнеру структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.
Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».
Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.
Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наилучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в ходе эволюции.
Культура движения. Оздоровительным эффектом обладают аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т. д.) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры.
Культура эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху.
Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Поэтому, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного. Так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, — постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить необходимыми консультациями, указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т. п.
В настоящее время наблюдается парадокс: при абсолютно положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10%-15% опрошенных. Это происходит не из-за отсутствия валеологической грамотности, а из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности.
Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.
Эффективность здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:
- оценку морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возможностей человека;
- оценку состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
- оценку адаптации к социально-экономическим условиям жизни (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешной деятельности и ее «физиологической стоимости» и психофизиологических особенностей); активности исполнения семейно-бытовых обязанностей; широты и проявления социальных и личностных интересов;
- оценку уровня валеологической грамотности, в том числе степень сформированности установки на здоровый образ жизни (психологический аспект); уровень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение самостоятельно построить индивидуальную программу здоровья и здорового образа жизни.
Вопросы для самоконтроля
- Каковы генетические предпосылки здоровья?
- Что такое наследственность и среда? Какова их роль в патогенезе заболеваний?
- Какова взаимосвязь организма с окружающей средой? Назовите природные и социальные факторы здоровья.
- Какую роль играет медицина в обеспечении здоровья?
- Что такое здоровый образе жизни?
- Как формировать здоровый образ жизни? Каковы основные факторы его структуры?
Источник