Разработка классного часа в рамках месячника «Здоровье»
специалист в области арт-терапии
Брейн-ринг на тему: «Здоровье — ЗДОРОВО!».
Цель: усилить внимание учащихся к проблемам собственного здоровья, способствовать отказу от поведения, наносящего вред собственному здоровью и здоровью окружающих.
Игра имеет тематическую направленность и сохраняет на всем протяжении определенный ритм и темп, дисциплинирует ум, развивает воображение, тренирует внимание, память. Она пойдет на пользу не только участникам команд всего интеллектуального турнира, но и зрителям, неся новую информацию и создавая неожиданные ситуации, способы решения которых могут пригодиться в самых непредвиденных обстоятельствах. Кроме того, любой вариант игры ( простой или сложный) способствует формированию нестандартного мышления, помогает развивать умение принимать самостоятельные решения.
Кто с нами в путь отправиться готов.
Свое здоровье сбережет без докторов.
Помнить должен стар и млад.
Что здоровье-это клад!
Ты здоровьем дорожи,
С физкультурою дружи,
Кушай то, что нам полезно,
Витамины не забудь!
А вреднейшим из привычек:
«Стоп!»- скажи, закрыт им путь.
Ведущий: Здравствуйте! Люди часто говорят друг другу это хорошее, доброе слово. Они желают друг другу здоровья. Мы рады приветствовать вас в этом зале!
Сегодня здесь собрались те, кого волнует будущее нашей страны, мы желаем всем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!
Нашим командам было дано домашнее задание — придумать название команды и девиз. Это и будет нашим первым заданием .
Второе задание : « Разминка»
Для выполнения следующего задания ответьте мне на один вопрос “Вы знаете, что дороже всего на свете?” (дети отвечают). Конечно, это здоровье. И вот вам второе задание. На бумаге записано слово здоровье по буквам вертикально, его надо истолковать с помощью слов или словосочетаний, например:
ь – ьвобюл (читай наоборот),
е – ежедневная зарядка, единомышленники.
Третье задание: «Пословицы о здоровье».
Русские люди испокон веку были здоровыми, крепкими, — это помогало им переносить все невзгоды и трудности. К тому же они всегда были сильными. Для кого-то сильные люди – это те, которые открыли гармонию в себе, для кого-то – честные и благородные люди, способные прийти на помощь другим. В русском языке много пословиц о здоровье. Давайте с вами попробуем их вспомнить.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Здоровье растеряешь – ничем не наверстаешь.
Живи с разумом, так и лекарок не надо.
Если хочешь быть здоров – закаляйся.
Болен лечись, а здоров – берегись.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит на 10% — от факторов, связанных с наследственностью, на 10 % — от условий медицинского обслуживания, на 20 % от климатических условий и на 60% здоровье человека зависит от его образа жизни, поэтому так важно самим заботиться о своем здоровье. А что бы это делать правильно и грамотно вы должны уметь организовывать свой досуг, заниматься физической культурой и спортом, иметь знания по правильному питанию, здоровому образу жизни, быть подкованными в вопросах “Олимпийского движения”, знать виды спорта. Наше четвертое задание «Интеллектуадьная дуэль» составлено на темы:
“ Питание”
4. Принимать пищу сразу после занятий физическими упражнениями не рекомендуется. Почему?
нарушены нормальные условия для секреции соков
“ Олимпийские игры”
3. Какую награду получал победитель олимпийских соревнований в Древней Греции?
венок из ветвей оливкового дерева
4. Когда состоялись первые Олимпийские игры современности?
“ Ьиология — рядом ”
Йод (зеленка), бинт, вата, марганцовка, жгут, обезболивающее, жаропонижающее, нашатырный спирт, сердечное, кишечное
На какую часть стопы следует опускаться, перепрыгивая через канаву?
На пальцы, так как они могут пружинить. Если на пятки, то вся опора придется на кость, можно ее сломать)
Где содержится больше, а где меньше микробов – в комнате, в лесу или на улице?
Больше – в комнате, меньше – в лесу
При рождении скелет ребенка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей. Куда деваются 90 костей?
Пятое задание «Гонка за лидером»
1.Бернард Шоу сказал: « Сигарета – это палочка с одной стороны которой огонек, а с другой — …. Закончите высказывание. ( дурак).
2. « Вход – гривна, выход – пять». О чем так говорят? (курение, алкоголизм, наркомания).
3.Страна, в которой вот уже сто лет алкоголь считается «врагом №1» на уровне государственной политики. Поэтому здесь самые высокие в Европе цены на алкоголь и самые строгие ограничения. (Финляндия).
4. Одним из последствий передозировки наркотиками является отмирание коры головного мозга. В результате человек теряет способность мыслить, двигаться, реагировать, говорить, есть. Такое состояние длится годами. Часто и врачи, и наркоманы называют это состояние…( овощевание).
5. Это заведение было создано в России по приказу Ивана Грозного в 1555 году. За нежелание посещать его крестьян наказывали розгами и разорением. Назовите это заведение. ( Кабак).
6.Бисмарк считал, что от этого напитка человек « делается ленивым, глупым, бессильным». ( Пиво).
7. В начале ХХ века говорили, что « сухой закон в Америке потонул в …». О каком напитке идет речь? ( пиво).
8. Пытаться заменить водку пивом, это то же, что заменить беса… Закончите предложение. ( Дьяволом).
9. Иоганн Гёте был уверен в том, что « человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более…». Закончите предложение. ( Трезвым).
10. Назовите страну, в которой водитель,ставший причиной аварии с человеческими жертвами (при этом был в нетрезвом состоянии) приговаривается к смертной казни. ( Япония).
11. Слово наркотик в переводе означает:
Оцепенение; наслаждение, увлечение, изменение.
12. Слово марихуана в переводе с португальского означает:
Возбудитель; Отравитель; мечта; удовольствие.
13. Какой предмет в Афинах и Спарте женщины были обязаны класть между собой и пьяным мужем? ( Меч как знак смертной казни за « любовь» в нетрезвом виде).
14. Закончите пословицу « Первую рюмку ты берёшь, а вторая… (тебя хватает).
15. Закончите пословицу « Пьяному море по колено, а лужа… (по уши).
16. Несколько веков назад на территории Юго-Восточной Азии обитало племя маньчжуров. В ХYIII веке, завоевав обширную территорию нынешнего Китая, они основали знаменитую династию Цин. Со стороны Японии наблюдались многочисленные попытки завоевания этого народа. Но безуспешно. Тогда японские власти пошли на хитрость. В результате, не пролив ни капли крови, они смогли спокойно занять всю страну. В чем заключалась эта хитрость? ( На территории страны, засланные японские торговцы открыли дешевые курильни опиума, где посетителям-маньчжурам, включая подростков и детей, предлагали различные наркотики, в том числе и алкоголь. При этом самим японцам было запрещено посещать подобные места под знаком смерти).
17. Это предмет во время застолья ставили на стол египтяне, а позднее римляне, как напоминание о вреде и опасности чрезмерного пьянства. Что это за предмет? (человеческий череп).
18. Что американцы назвали чумой 20-го века? ( Курение).
19.Исследования, проведенные недавно в Великобритании, показали, что чем больше человек курит, тем больше он плачет. Почему?(Дым во время курения поднимается вверх, попадает в глаза, они, защищаясь, начинают слезиться.)
20.Какой напиток в Х V веке получил название аква вита ( живая вода), а уже в ХVIII был переименован в воду смерти (аква мортис).(Водка).
Вопросы для болельщиков:
Назовите три болезни, которые вызывали «мор» людей в средние века?
(Оспа, чума, холера и т.д.).
Какая болезнь развивается при нехватке витамина С? ( Цинга)
Гуляя по лесу , мы иногда срываем травинку и начинаем жевать. Какая неприятность может быть после этого? (Отравление)
Почему нельзя читать в автобусе? ( Автобус качается, книга постоянно движется, испортится зрение)
Почему после горячего чая нельзя есть мороженое? (Потрескается эмаль зубов)
Почему курящие люди быстрее замерзают на холоде, чем некурящие?
(У курящих происходит сужение сосудов конечностей,
Когда человек бывает выше ростом: вечером, после работы или утром?
(Утром, рост человека уменьшается за счет сжатия
хрящевых прослоек между позвонками)
Как следует поступить , чтобы в жаркую погоду во время похода не мучала жажда? ( Пить минералку, так как содержащаяся в ней соль задерживает в организме соль).
Родной брат кашля? (Насморк)
Какая мышца у человека самая сильная? (Жевательная)
Почему вредно спать, согнув ноги в коленях? (Нарушается кровообращение)
Какая часть скелета имеет название предмета домашнего обихода и реки Севера? (Таз)
Почему, когда человеку стыдно, он краснеет, а страшно – бледнеет?
( Краснеет – расширяются сосуды,
бледнеет – сосуды сужаются)
Кто кого греет: человек одеяло или одеяло человека? (Человек одеяло)
У человека 32 зуба, 2 верхних передних зуба у него удалили. Повлияет ли это на процесс пережевывания пищи и почему?
(Не повлияет, так как человек жует коренными зубами)
Знаком ли кашель эскимосам? (Нет. Для бацилл за Полярным кругом слишком холодно)
Отрывок из романа Джека Лондона «сердца трех». О каком происшествии идет речь? Как его исправить?
« — Что с вами? – взволнованно спросил Френсис. – Вы ушиблись? Что произошло?
Девушка указала на свое колено, на котором алели две крошечные капельки крови, вытекающие из двух еле заметных ранок».
( Укус змеи. Необходимо выдавливать кровь с ядом из ранки, сделав на ней крестообразный разрез. Зафиксировать укушенное место, дать пить)
Почему ковбои всегда носят шляпу и флягу с водой?
(Чтобы не получить солнечный и тепловой удар)
Для чего чищенный картофель перед употреблением советуют подержать в воде несколько часов? (Накопившиеся под кожицей ядовитые вещества не удаляются полностью при очистке, а в воде удаляются)
Бежит белая собака за серым зайцем. Кто больше вспотеет?
(Никто. Ни у собаки, ни у зайца нет потовых желез)
Чьи это слова: « Здоровью моему полезен сильный холод»?
22. Обморожение ваши действия. (Растереть сухой варежкой, платком, рукой, пока кожа не порозовеет. Дома отогреть чуть теплой водой,
23. Хорошее средство для профилактики и лечения гриппа. (чеснок,
24. Экологически чистый вид транспорта. Полезный для сохранения здоровья (велосипед,
25. В день рекомендуется питаться и почему? (4 раза с интервалом 4″5 часов,
26. Назовите главные источники витаминов. (Овощи, фрукты ягоды, слайд 6 )
27. Верно, что бананы повышают настроение? (Да,
28. Что используется при обработке мелких ран и ссадин?(5% йод, зеленка,
29. Что нужно всегда делать в одно и тоже время? (вставать, ложиться спать, учить уроки
30. За какое время до сна человеку следует принимать пищу?(2часа,
31. Впервые зубная щетка появилась в странах Европы в 17 столетии, как называли ее тогда? (зубочистка,
32. Для чего человеку нужны лекарственные растения? (Для поддержки здоровья,
33. Сколько должен спать ребенок? (не менее 9 часов,
И так финал. Приглашаются команды, набравшие большее количество баллов
Что называют очень полезным «растительным мясом» (грибы,
Древние греки мало болели и долго жили. Все очень просто: пищу ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали. Вино пили только после 30 лет и то разбавленное. Но самое главное – с раннего детства до старости закалялись и пребывали в движении. Дети полдня занимались науками, а полдня физкультурой.
Верно ли, говорят, что жвачка сохраняет зубы (нет,
Какие напитки действуют на нервную систему как возбудители (кофе, чай, спиртные напитки,
Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (СФАГНУМ или ТОРФЯНОЙ МОХ. Он хорошо впитывает кровь, гной, и содержит дезинфицирующее вещество сфангол,
Легко ли бросить курить? (Нет, вредная привычка,
– Для чего нужна пища? (Для согревания тела, для поддержания нормальной температуры, для правильной работы организма,
– Что в течение своей жизни человек постоянно расходует? (Энергию,
— Можно ли начинать заниматься закаливанием сразу? (Нет, необходимо подготовить организм, чтобы для организма не было стресса,
— О чем говорят эти буквы А, В, С, Е, Д. (Названия витаминов,
— Какие произведения призывают к сохранению здоровья и к чистоте (Федорино горе, Айболит, Мойдодыр,
Подведение итогов игры и награждение команд.
Игра подошла к концу, но хотелось бы убедиться, поменялось ли ваше мнение о сохранении здоровья. Командиры подводят итоги по листам ожиданий.
На столах лежат листы бумаги и разноцветные кружочки. Дети подтверждают своё мнение или изменяют его.
зеленый: я на самом деле занимаюсь сохранением своего здоровья.
– жёлтый: занимаюсь, но не всегда.
– красный: об этом я только много знаю .
Мы сегодня убедились, что каждый человек должен заниматься сохранением своего здоровья. Я предлагаю вам провести рекламную акцию для ребят другого класса (На основе этого материала составляется газета после проведения мероприятия).
Реклама здорового образа жизни.
1. Ангина и кашель бывает у тех,
Кто смотрит со страхом на лыжи и снег!
2. Вини себя за вид болезненный и хмурый,
Не занимаешься ты видно физкультурой!
3. Не дружите с сигаретой,
Так здоровья не найти!
Мы с ребятами хотели вам пожелать
Мы желаем вам, ребята,
Быть здоровыми всегда
Но добиться результата
Невозможно без труда
Постарайтесь не лениться
– Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам
И, конечно, закаляйтесь
– Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда.
На прогулки в лес ходите
– Он вам силы даст друзья!
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы
И легко вам будет жить!
До свидания, ребята!
Приходите в гости к нам.
Приходите поскорее
– Будем очень рады вам!
Источник
Цикл классных часов по формированию ЗОЖ
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ломоносовская средняя школа имени М.В.Ломоносова»
«Цикл классных часов по формированию
здорового образа жизни обучающихся»
Автор: Митусова Надежда Леонидовна, социальный педагог
МБОУ «Ломоносовская школа»
2014-2015 учебный год
Основное содержание. Цикл классных часов по здоровому образу жизни……………………………………………………………………..……6
Технологическая карта классного часа №1 «Здоровье – путь
Технологическая карта классного часа №2 «Вредные продукты»…… 11
Технологическая карта классного часа №3 «Дети и компьютер:
вред и польза умной машины»……………. ………………………………13
Технологическая карта классного часа №4 «Жизнь без
4. Список информационных источников……………………………………19
Тема поддержания здорового образа жизни (ЗОЖ) у подрастающего поколения очень актуальна, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало учащихся имеют вредные для здоровья привычки, что очень пагубно сказывается, как на духовном, так и физическом состоянии здоровья.
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой — воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.
В нашей образовательной организации много часто болеющих детей, многие дети из семей, имеющих низкий культурно-гигиенический уровень, а также много детей, имеющих компьютерную зависимость. В настоящее время на территории нашего муниципального образования нет медицинского работника, поэтому заболевшим детям приходится ездить в районную больницу на прием к врачу, а так как мы находимся на острове, то ездить приходится на катере, поэтому в осеннее время дети часто болеют простудными заболеваниями. Также в нашей школе обучаются несколько детей из других деревень, которые дожидаются школьного автобуса до окончания всех уроков, в связи с этим часто при наличии средств покупают в магазине вредные продукты, такие как чипсы, сухарики, лимонады и т.д.
Цикл классных часов по формированию здорового образа жизни обучающихся
Цель цикла классных часов : повышение уровня компетенции обучающихся в вопросах здорового образа жизни.
Рекомендации по проведению : классные часы рекомендуется проводить 1 раз в 2 недели, продолжительность классного часа составляет 40 минут.
Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.
Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.
Увеличение количества учащихся, занятых физической культурой и спортом.
Повышение уровня информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости посредством проведения мероприятий, а также распространения буклетов, информационных листов, плакатов, рисунков.
Увеличение количества обучающихся, соблюдающих правила личной гигиены.
Снижение уровня заболеваемости обучающихся (анализ количества пропусков уроков по болезни).
Увеличение количества детей, посещающих секции (анализ посещаемости детьми кружков и секций).
Сокращение употребления детьми вредных продуктов (анкетирование, наблюдение).
Недостаточная актуальность выбранных тем.
Несоответствие тематики возрасту детей.
Отсутствие интереса детей к выбранной тематике.
Нарушение регулярного проведения классных часов из-за необходимости обсудить с классом другие проблемы и перенос на следующую неделю.
5. Посещение классных часов классом не в полном составе.
Список тем классных часов:
Здоровье – путь к успеху.
Дети и компьютер: вред и польза умной машины.
Жизнь без вредных привычек.
Здоровые дети в здоровой семье.
Курить уже не модно.
Спорт – альтернатива пагубным привычкам.
Безопасность на льду.
Осанка – стройная фигура.
Физические особенности развития мальчика и девочки.
Твоя нервная система.
Пищевые добавки и витамины.
Стрессы и их влияние на здоровье.
Токсичные вещества и ПАВ. Умей сказать «нет».
Оказание первой помощи при простых травмах.
Утомление и переутомление. Учимся отдыхать.
Правила поведения на воде.
Технологическая карта классного часа № 1.
Цель : Актуализация знаний о здоровом образе жизни. Формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни.
Задачи : 1. Познакомить учащихся с признаками здоровья человека и с последствиями вредным привычек;
2. Воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни;
3.Научить анализировать предложенную ситуацию, делать правильный выбор.
Оснащение и оборудование :
Столы со стульями для групп.
Форма проведения : беседа, групповая работа, мозговой штурм.
Приветствует учащихся на классном часе, настраивает на работу. Вопрос: «Ребята, а что такое здоровье?»
Настраивается на успешную деятельность.
Настрой на успешную работу.
Переход к следующему этапу беседы.
Вступительная беседа «Что такое здоровье» (Приложение №2).
Чтение пословиц о значении здоровья.
Объяснение смысла пословиц.
Вопросы обучающимся: «Почему же мы болеем и теряем свое здоровье?»
Список вредных привычек.
Выбор слов, с помощью которых можно охарактеризовать здорового человека (дети читают распечатанные слова с доски) (Приложение №3)
Какими способами можно достичь этих качеств?
Список способов сохранения здоровья:
-Соблюдение режима дня;
-Уход за своим телом;
-Отказ от вредных привычек;
-Соблюдение мер профилактики инфекционных заболеваний.
Загадывает загадки (Приложение №4)
Предлагает создать общий плакат по ЗОЖ.
Придумывают различные лозунги, надписи и рисунки для плаката.
1.Подведение итогов. Обсуждение, какие правила нужно соблюдать для сохранения здоровья.
Что может заменить вредные привычки?
Обучающиеся выбирают подходящие слова.
Ответы: заниматься физкультурой и спортом.
Ответы: занятие спортом, танцы, рукоделие, чтение.
Технологическая карта классного часа №2.
Цель : формировать умение распознавать полезные и вредные продукты.
Задачи : 1.Познакомить с вредными для человека продуктами.
2. Познакомить с полезными для организма продуктами.
3.Научить определять разницу между вредными и полезными продуктами (изучать состав на этикетке).
Столы со стульями для групп
Форма проведения : беседа, групповая работа.
Приветствует учащихся на классном часе, настраивает на работу.
Проводит анкетирование среди учащихся.
Настраивается на успешную деятельность.
Отвечают на вопросы анкеты (анонимно) (приложение №5).
Настрой на успешную работу.
Переход к следующему этапу занятия.
Актуализация проблемы неправильного питания. Беседа о правильном питании, которое составляет основу здорового образа жизни (Приложение №6) .
Детям предлагается проанализировать состав продукта, изучая состав на этикетке. Обсуждение с обучающимися составляющих данного продукта. Вывод.
Изучение состава продукта с использованием этикетки от продукта и памятки (Приложение №7).
Учащимся предлагается нарисовать рисунок о здоровом питании.
В течение 15-20 минут обучающиеся обдумывают тему, формулируют идеи, рисуют.
Придумывание рисунка на заданную тему.
Учитель помогает обучающимся справиться с заданием, отвечает на возникающие вопросы.
Демонстрируют свои рисунки, комментируют их, рассматривают рисунки друг друга. (Приложение №8)
Рисунок «Здоровое питание».
Подведение итогов, рефлексия:
С каким настроением вы уходите с классного часа? Что запомнилось? С чем не согласны?
Отвечают на вопросы.
Технологическая карта классного часа №3.
Тема : «Дети и компьютер: вред и польза умной машины»
Цель : профилактика заболеваний, связанных с работой на компьютере.
Задачи : 1. Информировать детей о вреде и пользе компьютера.
2. Развивать осознанное отношение к вредным привычкам.
3.Мотивировать к здоровому образу жизни.
Столы со стульями для групп
Мультимедиа проектор, подключенный к учительскому компьютеру для демонстрации презентаций учащимся.
Форма проведения : беседа, групповая работа, «мозговой штурм».
Звучит песня «До чего дошел прогресс».
Приветствует учащихся на классном часе, настраивает на работу.
Учащиеся отвечают на вопросы анкеты (Приложение №9).
Настраивается на успешную деятельность
Один из учеников зачитывает стихотворение (Приложение №10)
Настрой на успешную работу.
Переход к следующему этапу занятия.
Вступительная беседа «Компьютер и мы». Мозговой штурм «В чем польза компьютера?»
Ответы на вопросы учителя, обсуждение.
Продолжение беседы о компьютере. Есть ли у увлечения компьютером еще и другая сторона?
Сценка «Мальчик за игрой на компьютере» (Приложение №11)
Обучающиеся, желающие принять участие в сценке, получают слова и разыгрывают сценку перед классом.
Обсуждение проблемы: какой вред может нанести компьютер детскому организму? Выводы после ответов.
Список сильных и слабых сторон работы за компьютером.
Презентация «Упражнения для глаз».
Смотрят и выполняют упражнения для глаз.
Рекомендации для профилактики искривления позвоночника, заболеваний органов дыхания, профилактики нервных расстройств.
Учащиеся повторяют за учителем движения.
Упражнения для рук.
Учащиеся повторяют за учителем движения.
Учитель предлагает создать памятки-буклеты «По уменьшению вреда от компьютера».
Выдает заранее приготовленные согнутые листы, картинки-иллюстрации и памятку (Приложение №12).
Учащиеся работают в группах с выданной памяткой и, добавляя картинки, создают свою памятку, выделяя «+» и «-» работы на компьютере.
Знакомит с результатами анкетирования. Подводит итог.
Обработанные анкеты (Приложение №13).
Технологическая карта классного часа №4.
Цель : Профилактика вредных привычек и воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Задачи : 1.Дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека.
2.Научить активным приемам ведения здорового образа жизни.
Столы со стульями для групп
Форма проведения : беседа, игра.
Приветствует учащихся на классном часе, настраивает на работу.
Настраивается на успешную деятельность.
Настрой на успешную работу
Зачитывает предложения (Приложение №14).
Думают и делят предложения на две группы. Называют их: полезные и вредные привычки.
Список вредных и полезных привычек.
Вопрос обучающимся: «Какие есть вредные и полезные привычки?».
Ответы на вопросы.
Создание коллажа. Работа в группах. Выдаются для работы различные старые журналы и газеты.
Обучающиеся, работая в группах, создают список вредных и полезных привычек.
Созданный коллаж «Вредные и полезные привычки».
Обучающийся берет одну карточку, определив, кому будет адресовано данное предложение, и громко читает. А второй обучающий должен ответить на данное предложение. (Приложение №15).
Вопрос для обучающихся: «Как вы думаете, что сегодня наиболее сильно вредит здоровью школьника?».
После ответов учащихся говорит о том, что это следующая тема для классного часа.
Хвалит детей за успешную работу. Подводит итоги.
Делают выводы, что самый сильный вред для школьника – это курение.
Здоровье человека – тема, актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной. Если человек физически развит, то у него много энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни: использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдения режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение. Проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни помогут решить вопросы по сохранению и укреплению здоровья школьников, что обеспечит физическое здоровье обучающихся.
Разработанный данный цикл классных часов поможет привлечь школьников к активной жизни, укрепить здоровье и убедить вести здоровый образ жизни. Беседы предусматривают расширение и углубление знаний учащихся по здоровому образу жизни, формирование ценностного отношения к собственному здоровью.
Здоровый образ жизни школьника – это условие не только для здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
4.Конвенция о правах ребенка;
5.ФГОС НОО приказ №373 от 6.10.2009 г.;
6.ФГОС ООО приказ №1897 от 17.12.2010 г.;
7.Устав МБОУ «Ломоносовская школа» от 11.11.2011 г.;
8.Правила поведения обучающихся в МБОУ «Ломоносовская школа».
9. Еременко Н.И. Классные часы / Н.И. Еременко. – Волгоград, 2004 г.
10.Лободина Н.В. Здоровьесберегающая деятельность / Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова. — Волгоград, 2011 г.
11.Обухова Л.А. 135 уроков здоровья / Л.А.Обухова, Н.Я. Лемяскина, О.Е. Жиренко. — Москва, 2014 г.
13.http:// festival .1 september . ru /
14. htth // nsportal . ru/
Приложение 1. Понятийный аппарат.
Приложение 2. Теоретические аспекты темы «Что такое здоровье?».
Приложение 3. Характеристики.
Приложение 4. Загадки.
Приложение 5. Анкета.
Приложение 6.Теоретические аспекты темы «Правильное питание».
Приложение 7. Памятка для работы с этикеткой от продукта.
Приложение 8. Рисунки обучающихся.
Приложение 9. Анкета для обучающихся «Компьютер и ты».
Приложение 12. Памятка для обучающихся для безопасной работы на компьютере.
Приложение 13. Результаты анкеты.
Приложение 14. Привычки вредные и полезные.
Приложение 15. Игра «Скажи — НЕТ».
Приложение 16. Теоретические аспекты темы «Вред курения».
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Режим дня — это наиболее рациональное распределения времени суток, на периоды работы, сна и отдыха.
Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов
Питание — это насыщение организма необходимыми веществами и энергией для обеспечения его жизнедеятельности.
Теоретические аспекты темы «Что такое здоровье»
к классному часу №1.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Эти цифры с каждым годом растут.
Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение чипсов домашнему обеду – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей.
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.
Здоровый образ жизни школьника включает:
занятие физическими упражнениями
соблюдение режима дня
соблюдение норм гигиены
отказ от вредных привычек.
Слова, характеризующие здорового человека
(к классному часу №1).
красивый
сутулый
сильный
крепкий
неуклюжий
подтянутый
ловкий
бледный
румяный
статный
стройный
толстый
Загадки к классному часу №1.
Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовемся просто…(фрукты).
Чтоб с болезнями справляться
Надо смело…(закаляться).
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (Мыло).
Врач тем редко нужен,
Кто со мною дружен.
Кожа потемнеет,
Сам похорошеет. (Солнце).
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
Собирается она
Вымыть спину докрасна. (Мочалка).
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою.
Что это такое? (Полотенце).
Я всегда тебе нужна,
Горяча и холодна.
Позовешь меня – бегу,
От болезней берегу. (Вода).
Не кормит, не поит
А здоровье дарит. (Спорт).
Рис. 1 Результаты анкетирования
Теоретические аспекты темы о правильном питании для классного часа № 2.
1. Правильное питание — основа здорового образа.
Снижается заболеваемость учащихся, улучшается психологическое состояние детей, поднимается настроение, а самое главное — повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.
После большой перемены в мусорнице лежат пустые бутылки из-под лимонада, давайте немного поговорим о том, что мы пьем?
В любом случае, важно знать, что именно в газированных напитках может реально принести вред . Во-первых, это углеводы . В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них — белок аспартам . Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды – они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.
Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е338). Чаще всего в газировках используется именно она.
Также газировки содержат углекислый газ , который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин . Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки — беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.
Пожалуй, самое коварное в газированной воде — это тара . Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии-возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.
Единственный безвредный компонент газировок — вода. Мертвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы ее естественный вкус не нарушал вкус напитка, чтобы лимонад, производимый в любой точке земного шара, соответствовал строгому стандарту.
Чтобы уменьшить вред от любой газировки, в том числе и от Pepsi, необходимо следовать простым правилам :
1. Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше.
2. Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой.
3. Ограничьтесь одним стаканом 1-2 раза в неделю.
4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой.
5. Не давайте газировку детям до 3 лет.
Теперь поговорим о беде вашего класса, это вечно валяющиеся пакетики из-под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах, поэтому нельзя не заострить внимание на том, ч то мы едим?
Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями).
Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».
Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по
статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет — ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов.
Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.
Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики: (распечатать и раздать детям)
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466
Вы хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых гидрогенизированных
жирах, притрушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида.
Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты,
которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые и т. д. Сейчас я буду называть полезные качества продукта, а вы угадайте, чему они принадлежат.
Салат, укроп, петрушка.
Зелень – хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно
влияет при малокровии, авитаминозе.
Древние греки и римляне не обходились без него ни в будни, ни в праздники. Высокие пищевые и целебные достоинства этого растения определяют более чем сорок вкусовых,
витаминных и биологически активных веществ. Исследования американских ученых показали, что корни этого растения – идеальное средство для снижения артериального давления.
В клубнях этого растения витаминов С и В вдвое, а солей железа втрое больше, чем в картофельных.
Особенно полезно это растение для больных диабетом, страдающих малокровием, нарушениями обмена веществ и желудочными заболеваниями.
Употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний.
Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном.
А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает ее ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.
Этот овощ малокалориен, зато в нем много фолиевой кислоты, а это значит, что он ускоряет вывод из организма холестерина, избытка воды и поваренной соли, усиливает способность инсулина понижать уровень сахара и способствует процессу образования эритроцитов в крови.
Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ.
Повышают прочность капиллярных сосудов, оказывают противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.
Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии.
Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни.
Богата общеукрепляющим витамином С.[14]
Памятки для работы с этикеткой от продукта
Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики: (распечатать и раздать детям)
Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.
Вредные для кожи – Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.
Повышающие холестерин – Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466
Рисунки детей по итогам классного часа №2.
В анкетировании принимало участие 25 учащихся
1в. Есть ли у тебя дома компьютер?
2в. Кто на нем работает дома?
3в. Сколько времени ты проводишь за компьютером?
4в. Тебя контролируют родители или ты проводишь за компьютером неограниченное время?
5в. Что ты умеешь делать на компьютере?
6в. Какие компьютерные обучающие программы тебе известны?
7в. Что тебя привлекает в работе на компьютере?
8в. Что тебе не нравится в общении с компьютером?
9в. Чувствуешь ли ты усталость после работы за компьютером ?
Источник