Методические рекомендации по час здоровья

Приложение. Методические рекомендации «Организация и проведение в общеобразовательной школе «часа здоровья»

Организация и проведение в общеобразовательной школе «часа здоровья»
(Методические рекомендации)

В Программе Коммунистической партии Советского Союза, документах XXVII съезда КПСС подчёркивается значение физической культуры в укреплении здоровья населения, в гармоничном развитии личности, в подготовке молодёжи к труду и защите Родины. Выдвинута задача поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своём физическом совершенствовании, обладал необходимыми знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вёл здоровый образ жизни.

Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусмотрена организация ежедневных занятий всех учащихся физической культурой на уроках, во внеучебное время, в спортивных секциях.

В общеобразовательных школах, кроме двух уроков физкультуры, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 года N 890 «О дальнейшем подъёме массовости физической культуры и спорта» введены гимнастика до учебных занятий, подвижные игры во время удлинённых перемен, ежемесячные дни здоровья и спорта, ежедневные занятия физической культурой в группах продлённого дня. Все эти формы, в сочетании с уроками физической культуры и внеклассной физкультурно-спортивной работой, значительно увеличили двигательный режим большинства школьников. Однако в среднем он не превышает 4 часов в неделю для основной массы учащихся, в то время как научно обоснованная двигательная норма должна составлять не менее 6-8 часов. Дефицит двигательной активности является одной из причин большого количества заболеваний среди учащихся, особенно простудных, избыточного веса, низких показателей в физическом развитии.

Читайте также:  Что нужно для здоровья кошек

В связи с этим для учащихся начальных классов и всех учащихся школ, работающих в одну смену, в соответствии с решением коллегии Минпроса СССР от 22 октября 1987 года, протокол N 18/5, начиная с текущего 1987/88 учебного года последовательно вводится ежедневный «час здоровья».

«Час здоровья» проводится ежедневно для всех без исключения учащихся начальных классов и школ, работающих в одну смену, после 2-3 уроков продолжительностью 45 минут. В зависимости от местных условий и количества учащихся он может проводиться и в другое время учебного дня. Для «часа здоровья» определяется время в расписании занятий. Организуется он в основном на открытом воздухе.

Введение ежедневного «часа здоровья» позволит увеличить двигательную активность учащихся, укрепить их здоровье средствами физической культуры, повысить физическую подготовленность, положительно повлиять на их умственное развитие.

Поскольку для организации и проведения «часа здоровья» необходимы определённые условия (подготовка общественных кадров и физкультурного актива из числа учащихся, организация медицинского контроля, наличие спортивной базы и инвентаря и т.п.), предусматривается его постепенное введение, по мере создания для этого необходимых условий.

Методические рекомендации «Организация и проведение в общеобразовательной школе «часа здоровья» предназначены для оказания помощи руководителям школ, классным руководителям, организаторам внеклассной и внешкольной воспитательной работы, учителям физической культуры, военным руководителям, воспитателям групп продлённого дня, физкультурному активу школы в деле перестройки физического воспитания учащихся.

Мы надеемся, что педагогические коллективы школ станут не только страстными пропагандистами «часа здоровья», но и активными участниками этих занятий. Каждый из учителей имеет возможность вместе с учащимися обеспечить себе достаточно высокий уровень здоровья не жалея на это ни времени, ни усилий. Известно, что недостаточная двигательная активность (гипокинезия) быстро разрушает организм, вызывает тяжёлые изменения в сердечно-сосудистой системе, снижает творческий потенциал и активное педагогическое долголетие. Приобщение к «часу здоровья» призвано во многом решить эту задачу.

Методические рекомендации не являются окончательно завершёнными. Возможно, найдётся немало вопросов, на которые в них нет исчерпывающего ответа. Необходим творческий подход к их использованию. Авторы рекомендаций стремились оперативно помочь общеобразовательным школам использовать первый опыт учителей-новаторов по вовлечению учащихся в ежедневные занятия физической культурой и спортом.

Организация «часа здоровья»

«Час здоровья» в школе способствует снятию у учащихся статического напряжения, увеличению их двигательной активности, укреплению здоровья средствами физической культуры, активному отдыху.

«Час здоровья» организуют и проводят ученические общественные организации, совет коллектива физической культуры школы и его актив, физорги классов под педагогическим руководством классных руководителей и учителей начальных классов.

Организационно-методическое обеспечение «часа здоровья» возлагается на учителей физической культуры и военных руководителей, которые проводят специальную подготовку руководителей занятий, консультируют их по всем вопросам организации и проведения «часа здоровья».

Общее руководство проведением «часа здоровья» осуществляет директор школы и его заместители.

Учащиеся занимаются в спортивной форме. Во время «часа здоровья» обеспечиваются строгое соблюдение техники безопасности и медицинский контроль. Учителя школы с учётом состояния здоровья, физической подготовленности и личного желания могут заниматься вместе с учащимися или объединяться в самостоятельные группы для выполнения отдельных упражнений и прогулок на открытом воздухе. При этом следует иметь ввиду, что различные по сложности физические упражнения обладают разной степенью воздействия на оpганизм человека, поэтому на оздоровительных занятиях особенно важен индивидуальный выбор и дозирование нагрузок.

При проведении «часа здоровья» полностью должна использоваться школьная спортивная база, а также рядом расположенные стадионы, бассейны, спортивные площадки и другие спортивные сооружения независимо от их ведомственной принадлежности. Госкомспортом СССР по этому вопросу даны соответствующие распоряжения. В полной мере необходимо использовать и возможности территории школы и прилегающей местности, создавая там простейшие плоскостные спортивные сооружения, «тропы здоровья», полосы препятствий, лыжные, кроссовые трассы и т.д.

В случае неблагоприятных погодных условий вместо «часа здоровья» проводится следующий по расписанию урок.

Методика проведения «часа здоровья»

«Час здоровья» является прежде всего общеразвивающим оздоровительным мероприятием. Очень важно, чтобы он не слагался лишь из традиционных форм, методов и нагрузок, используемых на уроках физической культуры. При его проведении в зависимости от местных условий можно объединять классы по параллелям или в зависимости от возраста учащихся, например I-II, lll-IV, V-VI или I-III, IV-VI, VII-VIII, IX-Х(ХI) и другие классы. В этом случае и содержание занятий, и нагрузка должны быть различными, соответствующими возрасту учащихся.

На «часе здоровья» организуются соревнования среди классов, «часы» лыж, коньков, бегуна, катание на санках, традиционные народные игры и т.п. Учащиеся, как правило, сами определяют те или иные виды занятий, заранее готовят необходимый спортивный инвентарь и оборудование, места занятий.

Основной оценкой «часа здоровья» является участие в нём всех учащихся. Среди других оценок могут быть рекомендованы и поощрительные: за находчивость и изобретательность в проведении «часа здоровья», эмоциональный настрой занимающихся и их желание участвовать в занятиях, проведение пропагандистской и санитарно-просветительной работы, привлечение к проведению занятий родителей учащихся, спортсменов, молодёжи шефствующих предприятий, физкультурного актива школы.

Проведение «часа здоровья» должно строиться с соблюдением основных требований к занятиям физической культурой: организованное начало, постепенное нарастание физической нагрузки, снижение её в конце занятий.

Контроль за физическими нагрузками учащихся осуществляется визуально по внешним признакам, а также выборочно по пульсу. Хорошую переносимость физических нагрузок отражает снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС) у учащихся к концу 10-минутной паузы до исходного уровня. Превышение ЧСС на 15-20 и более ударов в минуту свидетельствует о завышенной нагрузке, слабой тренированности или наличии заболевания.

Предшествующий или последующий за «часом здоровья» урок физической культуры не препятствует учащимся заниматься физическими упражнениями и играми.

При подборе игр и упражнений в основном используется материал учебной программы по физической культуре. Во время проведения «часа здоровья» в игровой и соревновательной форме выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры при прохождении соответствующего раздела программы.

С целью увеличения двигательного режима и поддержания устойчивого интереса школьников к занятиям, также с учётом погодных условий и времени года в содержание «часа здоровья» рекомендуется включать различные спортивные мероприятия: соревнования по спортивным играм с упрощёнными правилами, танцевальные упражнения, различные эстафеты, катание на велосипедах и самокатах и т.д.

С учащимися периодически можно разучивать комплексы утренней гигиенической гимнастики, проводимой как перед началом уроков, так и самостоятельно в домашних условиях. По желанию учащиеся могут заниматься инвидуально на тренажёрах или с использованием другого спортивного инвентаря: мячей, гирь, штанг, скакалок, гимнастических палок и т.д.

В содержание «часа здоровья», таким образом, включаются как организованные педагогами игры и упражнения, так и проводимые школьниками самостоятельные игры и развлечения, соотношение их не является строго регламентированным и варьируется в зависимости от содержания и задач занятия, возраста и интересов учащихся.

На занятиях младших школьников самостоятельным играм можно отводить до 30-35% времени. Для учащихся среднего возраста, в связи с их возросшей самостоятельностью и двигательным опытом, это время может быть увеличено до 50-70%.

Занятия начинаются с организованного выхода к месту проведения. Проводящий занятия разъясняет учащимся задачи, знакомит с условиями игр.

С целью подготовки организма школьников к предстоящей физической нагрузке рекомендуется в начале занятия проводить ходьбу, оздоровительный бег в среднем темпе, общеразвивающие упражнения.

Бег в среднем темпе является важной частью «часа здоровья». Правильно дозированный бег укрепляет сердечно-сосудистую систему, лёгкие, мышцы ног и тела. Бег на открытом воздухе в любую погоду способствует закаливанию школьников, предупреждению простудных заболеваний, воспитывает волевые качества. Кроме того, бег со скоростью 2,5-3 м/с используется как основное средство развития выносливости. Беговую нагрузку следует постепенно увеличивать с учётом возраста учащихся и их физической подготовленности. Ежедневный бег учитывается в общем километраже, определённом учащимся по рекомендации учителя физической культуры и рассчитанном на год, квартал, месяц.

Основное время «часа здоровья» отводится на игры. Проводятся несколько организованных игр или игровых заданий, направленных на развитие того или иного двигательного качества и совершенствование определённого двигательного навыка, а также для снятия усталости. Наряду с подвижными играми используются элементы спортивных игр. Для поддержания устойчивого интереса учащихся к этим занятиям, создания у них эмоционального настроя следует периодически менять условия выполнения упражнений, видоизменять исходные положения, целевые установки, вводить дополнительные задания, широко использовать музыкальное сопровождение. Каждому классу необходимо определить место занятий, периодически меняя его.

Например, в средней школе N 12 Новоалександровского района Ставропольского края для каждого класса специальным расписанием определены места занятий по дням недели, среди этих мест: футбольное поле, площадки для игры в волейбол, баскетбол, ручной мяч, легкоатлетический комплекс, гимнастический городок. Таким образом создаются условия проведения занятий «по станциям», но только в недельном цикле. Аналогичная работа проводится в Бышевской средней школе Львовской области.

В школе N 12 г. Тирасполя успешно используется метод «круговой тренировки», при котором во время одного «часа здоровья» учащиеся каждого класса меняют места через определённое время.

В конце «часа здоровья» проводятся ходьба, медленный бег, игры на внимание с целью снижения физической нагрузки и подготовки школьников к следующим мероприятиям.

Некоторые трудности могут возникнуть при проведении «часа здоровья» в районах длительной зимы. Для учащихся таких регионов рекомендуются, кроме традиционного катания на лыжах, коньках, санках, прогулки на открытом воздухе, эстафеты с использованием зимнего инвентаря, игры в футбол на снегу, бросание снежков в цель и на дальность, подвижные игры. После каждого занятия следует подводить итоги, отмечать лучших игроков, команды, классы.

Школьники, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, принимают участие в «часе здоровья» вместе со всеми учащимися, при этом в индивидуальном порядке учитываются их состояние здоровья, самочувствие, приспособляемость к физическим нагрузкам.

Проведение «часа здоровья» не исключает организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продлённого дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминуты на уроках, «спортивный час» в группах продлённого дня, дни здоровья и спорта). В то же время «час здоровья» становится одной из основных форм оздоровления учащихся, повышения их двигательной активности.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

«Методические рекомендации по проведению дня здоровья»
методическая разработка по физкультуре по теме

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskie_rekomendatsii_po_provedeniyu_dnya_zdorovya.doc 28 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДНЯ ЗДОРОВЬЯ.

Игра и детство неразделимы. О влиянии игры на формирование детской души и физических сил сказано немало лестных слов. Психологи считают, что ‘игры стоят на высшей ступени интересов детей и подростков.

Убыстрение ритма современной жизни, прогресс науки, техники, спорта ставит перед педагогикой задачу еще активнее использовать игру для воспитания коллективных начал, физических и нравственных качеств подрастающего поколения.

Дни здоровья и спорта проводятся один — два раза в квартал одновременно для всех обучающихся или по параллелям классов. Примерная их продолжительность зависит от возраста обучающихся и колеблется от 2—3 часов. День здоровья и спорта может проводиться с выездом за город, при этом его продолжительность ограничивается световым Днем. Программа праздника обычно включает в себя: торжественное открытие и закрытие (парад участников, награждение и пр.), спортивно-показательную (показательные выступления, соревнования) и массово-затейную части (игры, аттракционы, конкурсы), Рекомендованные сценарии спортивных игр и праздников помогут развивать детей физически и духовно. Но сами по себе игры не могут успешно содействовать этому. Более того, плохо организованные игры, при проведении которых нарушаются требования гигиены, допускаются перегрузка и перевозбуждение участников, могут не только вредить здоровью детей, но и побуждать их к дурным поступкам. Такие игры могут оказаться даже чуждыми целям воспитания детей в духе нравственности. В организации спортивных праздников и дней здоровья решающая роль должна принадлежать педагогам. Очень важно то, чтобы дети повседневно играли в разнообразные игры, особенно в те из них, которые побуждают к проявлению творческой инициативы. Спортивные праздники, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти каждого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

|Ценность игры как метода заключается в том, что достижение цели, связанное с проявлением физических и Психических усилий, доставляет ребятам чувство радости, удовлетворения, порождает желание предельно раскрыть свои способности. Эмоциональный фактор влияет и на качество двигательных действий, оперативное мышление, что связано с физическим и умственным развитием.

Выполняющий роль ведущего должен:

• позаботиться о гласности предстоящих состязаний и обеспечить оперативную информацию о ходе и итогах состязаний;

• заранее ознакомиться с содержанием, правилами игр и конкурсов;

• подготовить площадку для проведения состязаний, места для болельщиков и жюри;

• проверить наличие и исправность инвентаря и оборудования, разложить их с таким расчетом, чтобы они всегда был под рукой;

• обеспечить медицинское обслуживание;

• своевременно провести жеребьевку с целью определения очередности участия команд в игре, сторон площадки для них;

• заранее продумать наиболее рациональные варианты перестроения и расположения команд во время игр;

• прежде чем дать сигнал к началу игры, проверить готовность участников, жюри;

• перед началом каждого конкурса (игры) кратко напомнить участникам и болельщикам основное его содержание и правила и, если необходимо, продемонстрировать основные моменты конкурса (игры);

• внимательно следить за всеми участниками состязаний, чтобы можно было своевременно обнаружить признаки переутомления играющих и при необходимости прекратить игру;

• предупреждать травмы, для чего правильно выбирать место для страховки во время игры;

• сигнализировать в судейскую коллегию о замеченных нарушениях со стороны участников;

• предусмотреть меры поощрения участников состязаний (и победителей, и побежденных). Приводимые ниже сценарии спортивных мероприятий

состоят из разноплановых игр (конкурсов). Они составлены с учетом методических требований, предъявляемых для проведения спортивных праздников и Дней здоровья. Эти сценарии прошли проверку на практике многих коллективов. Готовые сценарии облегчат организаторам состязаний использование в своей практике предлагаемого материала.

Естественно, возможны отступления от программы сценариев, дополнение их другими играми и конкурсами, наконец, составление совершенно новых программ, являющихся продуктом творчества коллективов образовательных учреждений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная рекомендация раскрывает здоровьесберегающее значение дисциплины «Сценическое движение». Упражнения из данной рекомендации можн использовать в творческих обединениях различной направленности.

В помещенном материале учителя, педагоги — организаторы, воспитатели и родители найдут полезные рекомендации к организации и проведению Дня здоровья. Вы найдете советы : с чего начать организацию Дня .

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе.

Методические рекомендации к игре «Волшебники в стране здоровья» (профилактика употребления психоактивных веществ учащимися начальной школы).

Данная работа содержит материал по организации и проведению спортивно- массовых событий в образовательных учреждениях. В работе представлены положения,программа,план,протоколы и т.д.,позволяющие более.

О способах уменьшения вредных воздействий при работе на компьютере.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и спос.

Источник

Оцените статью