Методика «Моё здоровье»
Профессия и здоровье
Чтобы люди находили счастье в своей работе,
необходимы три условия;
работа должна быть им по силам,
она не должна быть изнуряющей,
и ей должен сопутствовать успех.
Методика «Моё здоровье»
Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения.
Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.
Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.
Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.
У меня часто бывают головные боли.
Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.
Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.
При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».
Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.
Обработка и интерпретация результатов
Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов — с игнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
Если более чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, уделите внимание своему здоровью. Если вы хотите выбрать работу, связанную с эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом.
Адрес: 600031, г .Владимир, ул. Добросельская, д.179-а
Телефоны: директор 21-29-46,
на охране школы 21-04-78
заместитель директора по безопасности 21-11-61
заместитель директора по начальной школе 41-09-22
Источник
Методы обследования здоровья
Методы обследования здоровья
Просмотр содержимого документа
«Методы обследования здоровья»
Методы обследования здоровья
Методика «Знания о здоровье».
Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ.
Организация: учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, отметив знаком «+» те варианты ответов, которые, по их мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все).
1. Что такое здоровье?
а) отсутствие болезней;
б) способность работать долгое время без усталости;
в) стремление быть лучше всех;
г) хорошее настроение;
2. Почему важно соблюдать режим дня?
а) чтобы все успевать;
б) чтобы быть здоровым;
в) чтобы меньше уставать;
г) чтобы не ругали родители;
3. Какие из перечисленных правил являются правилами личной гигиены?
а) мыть руки, вернувшись с улицы, после посещения туалета, перед едой;
б) чистить зубы два раза в день;
в) своевременно подстригать ногти;
г) следить за порядком в доме;
4.Для чего нужно закаляться?
а) чтобы укрепить здоровье;
б) чтобы все завидовали;
в) чтобы не боятся холода и жары;
г) чтобы тренировать силу воли;
5. Что значит «питаться правильно»?
а) есть все, что нравится;
б) есть в одно и то же время;
в) есть не менее 4 раз в день;
г) есть полезную для здоровья пищу;
6. Почему нужно больше двигаться?
а) чтобы быть выносливым, ловким;
б) чтобы быть быстрее всех;
в) чтобы хорошо себя чувствовать;
г) чтобы не болеть;
Обработка данных: за выбор правильного варианта ответа на вопрос (кроме вариантов 1в, 2г, 3г, 4б, 5а, 6б) учащиеся получают 1 балл. Сумма набранных баллов характеризует уровень знаний о ЗОЖ.
0-4 балла – низкий уровень. Слабая ориентировка в вопросах сохранения и поддержания здоровья, знания отрывочные и бессистемные.
5-9 баллов – средний уровень. Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.
10-14 баллов – приемлемый уровень. Хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.
15-18 баллов – высокий уровень. Необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.
Методика «Мое здоровье».
Цель: определить круг умений и навыков ЗОЖ младших школьников.
Организация: учащимся необходимо из предложенных вариантов ответов подчеркнуть один или несколько, которые для них наиболее верны.
1. Кто может позаботиться о твоем здоровье лучше?
а) я сам; б) родители; в) врачи;
2. Как часто ты заботишься о своем здоровье?
а) ежедневно; б) только, когда напомнят родители; в) никогда;
3. Часто ли ты гуляешь на улице?
а) каждый день; б) иногда; в) не гуляю (гуляю редко);
4. Выполняешь ли ты гигиенические процедуры без напоминания взрослых?
а) чищу зубы; б)мою руки (ноги и т.д.); в)принимаю душ (ванну);
5. Выполняешь ли ты режим дня?
а) всегда; б) изредка; в) не выполняю;
6. Как ты ведешь себя во время болезни кого – ни будь из членов семьи?
а) забочусь о больном, беру на себя некоторые обязанности по дому;
б) сострадаю, но ничем помочь не могу
в) веду себя так же, как всегда.
Оработка данных: проводится качественный анализ результатов. О сформированности умений и навыков ЗОЖ судят по характеру выборов учащихся. Наиболее предпочтительными являются те из них, которые свидетельствуют о высокой здравосозидательной активности ребенка.
Методика «Гигиенические навыки».
Цель: выявить степень сформированности у младших школьников навыков гигиенического поведения (мытье рук).
Организация: перед тем, как класс пойдет обедать в школьную столовую, учитель напоминает детям: «Не забудьте вымыть руки».
В течении недели учитель ведет наблюдение за качеством выполнения каждым из детей гигиенической процедуры по следующим показателям: использование мыла, мытье не только ладоней, но и тыльной поверхности кисти, вытирание рук полотенцем (салфеткой) насухо.
Обработка данных: данные фиксируются в таблице произвольной формы. На основе показателей качества деятельности делается вывод о степени сформированности навыков гигиенического поведения у младших школьников.
Методика «Ценностные ориентации».
Цель: выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.
Организация: ученикам предлагается проранжировать предложенные варианты ценностей исходя из их личной значимости.
Здоровье (отсутствие болезней, хорошее настроение).
Благополучие в семье (Любовь, взаимопонимание, достаток и др.).
Материальная обеспеченность (много денег, хорошая одежда и др.).
Счастье других (хорошее отношения между людьми, забота о близких, окружающих людях и др.).
Красота природы, искусства (переживание прекрасного).
Обработка данных: проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.
Источник
Программа по здоровьесбережению в начальной школе «Моё здоровье» и анализ её реализации
специалист в области арт-терапии
Программа «Мое здоровье»
Представленная программа “Мое здоровье” для начальной школы построена с учетом региональной программы “Система непрерывного экологического образования населения ” /Л. А. Выговский, Е. Н. Дзятковская и др./, которая предусматривает воспитание здорового ребенка с учетом природно-климатических условий нашего края и выработанных в традициях народов Сибири ценностно-ориентированных путей формирования здорового образа жизни. В программе заложен компонент, обеспечивающий формирование навыков самопознания, саморегуляции ребенка.
Актуальность создания программы “Мое здоровье” для начальной школы продиктована необходимостью решения проблемы кардинального снижения показателей здоровья учащихся. Не подлежит сомнению факт, что самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.
Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, НОТ школьника и ОБЖ, учитывает природно-климатические условия нашего региона. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции.
Данная программа рассчитана на 4 года. По программе: 1 ч. в неделю, всего 140 ч. (1 — 2 классы — 34 ч., 3 — 4 классы – 36 ч.)
Программа состоит из 3 разделов:
Самопознание и саморегуляция
Организм человека и охрана его здоровья
Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья
Содержание данной программы направлено на становление ценностного отношения учащихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.
Цель – формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.
Дать элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, о способах самопознания.
Рассмотреть вопрос о значении семьи в жизни человека, составить правила семейного общения, правила поведения в обществе.
Учить правильно распределить свое время в течение дня, избегать переутомления.
Формировать у ребенка чувства ответственности за свою безопасность и здоровье.
Средства достижения цели:
Интегрированный подход к обучению, фантазирование, психогимнастика, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала: игра-путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита, пресс-конференция, вопросы Незнайки, интермедии кукольного театра, нестандартные уроки.
выполнение основных правил здорового образа жизни;
выполнение правил личной и общественной гигиены;
умение составлять режим дня, правильно распределять свое время в течение дня;
формирование у ребенка чувства ответственности за свою безопасность и здоровье;
воспитание любви и уважения к членам семьи и к окружающим.
Программа 1 класса
Содержание учебного материала
Самопознание и саморегуляция
Я не похож на других
Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха.
определение ведущего глаза, уха;
Правила поведения в школе. Определение индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции.
упражнения для развития межполушарных связей “Комплекс №1”
Самое дорогое у человека – семья. Значение семьи в жизни человека. Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге). Правила семейного общения.
диагностика взаимоотношений в семье: тест “ Рисунок семьи”.
Я как член коллектива
Мои одноклассники. Правила знакомства. Правила вежливого человека. Здоровье зависит от микроклимата в классе.
диагностика взаимоотношений в классе: тест «Мои друзья»
Есть ли режим в природе. Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 1 класса.
упражнения для развития межполушарных связей “Комплекс №2”.
Дружба и братство дороже богатства. Один за всех и все за одного. Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Перекресток отношений.
«Барометр настроения», «Перекресток отношений», «Пирамида дружбы»
Организм человека и охрана его здоровья
Что такое здоровье и что такое болезнь?
Азбука здоровья. Почему человек болеет? Правила закаливания организма. Зачем нужна зарядка?
упражнения для развития межполушарных связей “Комплекс №1”.
Путешествие в “Страну Здоровья”.
Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Значение фруктов и овощей в питании людей. Вредные привычки.
упражнения для развития межполушарных связей “Комплекс №2”.
Спорт и моё здоровье
Значение спорта в жизни человека. Выбор спортивного занятия как одни из приемов саморегуляции.
Освоение комплекса упражнений для формирования правильной осанки;
Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья
Я за здоровый образ жизни.
Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Движение – жизнь.
диагностика здорового образа жизни;
Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом.
упражнения для развития межполушарных связей “Комплекс №1”
Моя программа здоровья
Значение активного отдыха после классных занятий. Моя программа здоровья.
Составление индивидуальной программы здоровья
Программа 2 класса
Содержание учебного материала
Раздел: Самопознание и само регуляция
Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни.
диагностика здорового образа жизни;
Мои эмоции, чувства и здоровье.
Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.
диагностика взаимоотношений в семье: тест “ Рисунок семьи”.
Учёба и здоровье.
Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.
диагностика принятия второклассником нового возрастного статуса;
Домашние задания и здоровье.
Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Комнатные растения, как одно из условий комфортности рабочего места. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.
упражнения для развития межполушарных связей “Комплекс №2”.
Программа 3 класса
Содержание учебного материала
Раздел: Самопознание и саморегуляция
Отдых для здоровья.
Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни. Природа Байкала как источник отдыха и восстановления сил.
упражнения для развития межполушарных связей “Комплекс №1”.
Зачем и как я одеваюсь?
Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская и бурятская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)
проведение мини-исследований “ Национальная русская и бурятская одежда”, демонстрация мод.
Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли Бурятии. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.
упражнения для развития правого полушария “Комплекс №1”.
Раздел: Организм человека и охрана его здоровья
С чего все началось.
Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Основа развития всего живого — клетка. Клетка – это маленький кирпичик в большом многоэтажном доме и мельчайшая часть целого организма. Элементарное строение и функции клетки. Меню из трех блюд на всю жизнь. Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека.
инсценировка “Рост и деление клетки” (по В.М. Мельничук); упражнения для развития правого полушария “Комплекс №1”.
Программа 4 класса
Содержание учебного материала
Раздел: Организм человека и охрана его здоровья
Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Мать с младенцем как источник вдохновения художников. Дарим мамам и папам добрые слова. Все живое в природе растет и изменяется.
диагностика здорового образа жизни.
Части тела человека. Органы и их роль в организме человека Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при переломах. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека.
Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Правила здорового образа жизни.
Физические занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура.
“ Каким я был в раннем детстве”, “Как я расту”
диагностика — самооценка собственной физической формы: “Физкультура и здоровье”
освоение комплекса упражнений для формирования правильной осанки;
Раздел: Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья
Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни. Программа здоровья и ее роль. Провести конкурс рабочих тетрадей.
диагностика здорового образа жизни;
составление индивидуальной программы здоровья.
Анализ реализации программы «Мое здоровье»
Начиная с первого класса, дети получили элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях, о способах самопознания: определения ведущего глаза, уха, индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции. Учащиеся узнали, что здоровье зависит от микроклимата в классе, что такое психологическое и личное пространство. Познакомились с тем, как психологическое пространство влияет на общение. Научились определять личное психологическое пространств.
Ребят заинтересовал вопрос о значении семьи в жизни человека, все с интересом участвовали в составлении правил семейного общения, правил знакомства. Дети научились практически применять эти правила через проигрывание различных ситуаций во время занятий. Учащиеся активно обсуждали вопрос о том, что такое здоровье и что такое болезнь, узнали, что здоровье человека связано с его образом жизни, составили правила и нормы здорового образа жизни.
С самых первых занятий я учу детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение. Для этой цели на уроке провожу психотренинг: дети учатся снимать с себя усталость, раздражительность, недовольство и т. п. Стараюсь научить детей принимать как положительные, так и отрицательные эмоции, воспитывает способность управлять своим внутренним миром. Открыть глаза на самих себя, изменить отношение к себе, воспитать культуру тела, культуру чувств поможет книга Георгия Юдина “Главное чудо света”. Она содержит необходимую информацию из области анатомии, физиологии, гигиены, соблюдающую принципы корректного и доступного просвещения детей и не дублирует программу окружающего мира.
Знания о режиме дня, коллективное составление режима дня, изучение научной организации труда школьника, знания о гигиене труда и отдыха, практическое научение умению отдыхать – помогут детям правильно распределить свое время в течение дня, следовательно, избежать переутомления.
Немаловажное значение придается и вопросам безопасности жизне — деятельности. В этом разделе программа продолжает следовать своему основному принципу — формированию у ребенка чувства ответственности за свою безопасность и здоровье.
На занятиях использую различные формы фантазирования. Важно постоянно ставить детей в ситуацию аргументированного выбора: нужно чистить зубы или не нужно; заниматься гимнастикой или нет; беречь себя или относиться к себе безразлично. В такую ситуацию, например, ребенок попадает участвуя в игре «Хорошо — плохо». Эта игра дает возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи.
Работа по программе «Мое здоровье», бережное отношение учащихся к своему здоровью, дали положительные результаты:
снизился процент заболеваемости, вследствие чего снизилось количество пропущенных уроков, повысилось качество обучения;
ребята научились распределять свое личное время, посещают спортивные секции и кружки по интересам,
повысилась общая культура поведения и общения.
Источник