Тема 1. Методы исследования и оценки состояния здоровья детей и подростков
Практическая значимость темы:
По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.
Усвоить определение понятия, здоровья населения и здоровья индивидуума.
Изучить факторы, формирующие здоровье детей и подростков.
Ознакомиться с показателями здоровья.
Освоить методы медицинского контроля за состоянием здоровья ДиП.
Усвоить критерии и группы здоровья.
Научиться комплексной оценки состояния здоровья ДиП
Определение понятия “здоровье” по ВОЗ.
Критерии оценки состояния здоровья индивидуума.
Факторы, формирующие здоровье ДиП.
Показатели, характеризующие состояние здоровья.
Организация и порядок проведения медосмотров а) периодичность мед. осмотров б) этапы мед. осмотров в) объем мед. исследований
Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.
Студент должен уметь определять группу здоровья и проводить комплексную оценку состояния здоровья ДиП.
Гигиена детей и подростков под ред. В. Н. Кардатенко — М. — Медицина — 1980 — с. 41-115
Руководство к лабораторным занятиям по гигиене ДиП — под ред. В. Н. Кардашенко — М., Медицина — 1983 — С. 7-51
Задание на самоподготовку
На основании литературы и приведенного учебного материала изучитьфакторы, формирующие здоровье ДиП, критерии и группы здоровья.
Освоить мед. контроль за состоянием здоровья ДиП. Овладеть методикой комплексной оценки состояния здоровья.
Учебный материал для самоподготовки
1. Показатели оценки состояния здоровья, факторы формирования здоровья детей и подростков.
Здоровье является критерием ——— взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов.
Поэтому, для гигиенистов наиболее близким по духу является определение здоровья, принятое Уставом ВОЗ “Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, характеризующееся динамическим равновесием организма с окружающей средой, а также отсутствием в нем болезней и физических дефектов”.
Здоровье, как мера жизненности, способности организма к оптимальному функционированию, характеризуется в этом случае не только отсутствием клинически выраженной симптоматики болезней, но и отсутствием начальных их проявлений, состояний предболезни, и так называемой, “малой патологии”, выявляемых часто на уровне функциональных, легко обратимых изменений, свидетельствующих о снижении общей сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Выявляемые по итогам демографических исследований показатели здоровья (заболеваемость, смертность, инвалидность и др.) — это лишь видимая вершина айсберга, подводную часть которого составляют предпатологические (донозологические) состояния, отражающие стадии движения от здоровья к болезни. Изучение этих состояний, как основы определения “уровня” здоровья здорового ребенка является предметом гигиенической диагностики (“гигиенического мониторинга”), изучающей среду, здоровье и связь между ними. Именно здоровье коллектива выступает в этом случае критерием донозологической диагностики, “маркером” отрицательного влияния среды на человека, критерием эффективности всей профилактической работы, проводимой органами санитарно-эпидемиологической службы.
Чтобы приблизить первичную профилактику к основной задаче — увеличению продолжительности жизни людей, гигиеническая диагностика, имея 3 объекта исследования (состояние здоровья, среду обитания, их взаимосвязь), призвана идентифицировать стадии шкалы здоровья
Это необходимо для предотвращения перехода —————- состояний в различные заболевания.
Взаимодействие гигиенической диагностики и диспансеризации должно осуществляться в 4 этапа
1 этап — изучение экологической ситуации, условий жизнедеятельности, образа жизни, ———————
2 этап — медицинское обследование
3 этап — оздоровительные мероприятия
4 этап — динамическое диспансерное наблюдение
Всесторонняя оценка характера развития и состояния здоровья ребенка требует обязательного учета физического и нервно-психического развития, степени и гармоничности полноценности функционального состояния его организма.
Наличие методов диагностики предпатологических (донозологических) состояний, количественная оценка глубины и степени обратимости этих процессов, могут стать научной основой таких профилактических мер, которые будут соответствовать задачам первичной и вторичной профилактики. Исходя из этого, профилактика становится направленной не на предупреждение конкретных заболеваний, а на снижение вероятности их развития в целом. Выделяют следующие факторы влияющие на состояние здоровья детей и подростков.
Факторы, формирующие здоровье детского населения
Социально экономические условия
Окружающая среда
Питание
Условия быта
Состояние здоровья детского населения
Необходимо обратить внимание на роль таких факторов, влияющих на формирование здоровья, как биологический (возраст матери, состояние ее здоровья, длина тела, число родов, масса ребенка при рождении, наличие отклонений в акте — ———- — и раннем постнатальном периодах и др. 0 и социальных (площадь квартиры, подушевой доход, образование родителей, общественное и семейное воспитание ребенка, режим дня в т. ч. продолжительность сна и пребывание на открытом воздухе).
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Одним из важнейших звеньев охраны здоровья детей служит раннее выявление отклонений в состоянии их здоровья с целью эффективной организации лечебно-оздоровительных мероприятий.
Отклонения в состоянии здоровья детей дошкольного и школьного возраста выявляют при обязательных медицинских осмотрах, а также при плановых профилактических обследованиях врачами-специалистами.
Повышение эффективности массовых медицинских осмотров достигают путем внедрения в практику детского здравоохранения диагностических тестов «просева» или скрининг-тестов. Использование их обеспечивает предварительное выделение в детских коллективах лиц, у которых наличие определенного отклонения наиболее вероятно. Окончательный диагноз устанавливают педиатр или узкие специалисты после дополнительных специальных обследований.
Контроль за состоянием здоровья на основе массовых скрининг-тестов предусматривает новый принцип организации углубленных осмотров — этапность обследования.
• I этап — обследование всех детей по скрининг-программе, которое
проводит в основном средний медицинский персонал школы.
• II этап — обследование детей, выделенных с помощью скрининг-
тестов, врачом общеобразовательного учреждения.
• III этап — обследование школьников узкими специалистами по
ликлиники.
Перед проведением медицинских осмотров медицинские сестры должны проверить медицинские карты, провести скрининговое обследование детей по диагностическим тестам.
Скрининг-программу подразделяют на базовую и расширенную, которые представлены в медицинской карте ребенка для общеобразовательного учреждения (форма 26/у-2000).
Базовую скрининг-программу доврачебного медицинского обследования используют для мониторинга здоровья детей, она содержит тот набор тестов, который обязательно выполняют при проведении медицинских осмотров детей, как в условиях города, так и в сельской местности.
• Индивидуальная оценка физического развития.
• Измерение АД с проведением нагрузочной пробы.
• Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью
комбинированного визуально-инструментального исследования.
• Исследование остроты зрения.
• Определение предмиопии (склонность к близорукости) с помощью
теста Малиновского.
• Выявление нарушений бинокулярного зрения.
• Диагностика нарушений слуха с помощью шепотной речи.
• Оценка уровня физической подготовленности, проведение дина
мометрии.
• Лабораторные скрининг-тесты: анализ мочи на протеинурию и
глюкозурию.
Расширенная скрининг-программа дополняет базовую и включает следующие исследования.
• Выявление невротических расстройств (анкета).
• Оценка нервно-психического развития (эмоционально-вегетативная
сфера, психомоторная сфера и поведение, интеллектуальное развитие).
• Оценка вторичных половых признаков.
• Нарушение репродуктивного здоровья (анкета).
БАЗОВАЯ СКРИНИНГ-ПРОГРАММА
При обследовании дошкольников и учащихся 1-5-х классов анкету, приведенную в приложении 1 к данной главе должны заполнить родители, а школьники 6-11-х классов анкету могут заполнять сами.
После осмотра детей врач решает вопрос о необходимости дополнительных исследований, консультаций специалистами (невролог, отоларинголог, кардиолог, нефролог, гастроэнтеролог, аллерголог и другие врачи) или дальнейшего наблюдения воспитанника врачом.
Оценка анкетного теста приведена ниже.
• Вопросы 1-9: при положительном ответе на вопросы 1, 3, 5 раз
дельно или в сочетании (например, 1 и 2 или 2 и 3 или 3 и 5 и другие
комбинации) показано наблюдение у врача учреждения; при положи
тельном ответе на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9 раздельно или в сочетании, а
также при положительном ответе на 3 и более вопроса данного раздела
(в любом сочетании) необходима консультация невролога.
• Вопросы 10-11: при положительном ответе на каждый или оба воп
роса показано обследование у врача учреждения, а по показаниям необ
ходима консультация кардиолога.
• Вопросы 12-14: при положительном ответе на каждый или несколь
ко вопросов данного раздела показана консультация отоларинголога.
• Вопросы 15-20: при положительном ответе на один из вопросов 15,
20 показано обследование врачом учреждения; при положительном от
вете на один из вопросов 16,17,18,19, а также на 2 и более вопроса дан
ного раздела (в любом сочетании) необходимо обследование у врача уч
реждения с дополнительными специальными исследованиями, а при
наличии показаний — консультация гастроэнтеролога.
• Вопросы 21-22: при положительном ответе на один или оба вопро
са показано обследование у врача учреждения, а при наличии показа
ний — дополнительные исследования и консультация нефролога.
• Вопросы 23-25: при положительном ответе на 1 или 3 вопроса не
обходимо обследование у врача учреждения, а по показаниям — кон
сультация аллерголога.
После оценки скрининг-теста и осмотра детей, врач решает вопрос о необходимости дополнительных исследований, консультации специалистов (невропатолога, отоларинголога, кардиолога, нефролога, гастроэнтеролога, аллерголога и др.) или о необходимости дальнейшего наблюдения врачом образовательного учреждения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
Измерение АД у детей проводят ежегодно тонометром с использованием детских манжеток. При их отсутствии применяют стандартную манжетку, но при этом полученные результаты систолического давления (САД) корректируют с учетом возраста, физического развития ребенка и его массы тела (табл. 2-1). Показатели диастолического АД не корригируют.
Таблица 2-1. Величины поправок к показателям систолического АД, полученным при использовании стандартной манжеты
Возраст, лет | Нормальное физическое развитие | Дефицит массы тела | Избыток массы тела |
+ 10мм рт.ст. | + 15 мм рт.ст. | +5 мм рт.ст. | |
+ 10 мм рт.ст. | + 15 мм рт.ст. | +5 мм рт.ст. | |
+ 10 мм рт.ст. | + 15 мм рт.ст. | +5 мм рт.ст. | |
+10 мм рт.ст. | + 15 мм рт.ст. | ||
+5 мм рт.ст. | +10 мм рт.ст. | ||
+5 мм рт.ст. | |||
0′ |
В табл. 2-2 и2-3 приведены значения АД у детей 3-6 лет. Таблица 2-2.Систолическое АД у детей в возрасте 3-6лет
Возраст, лет
Понижено
Норма
Повышено
88 мм рт.ст.
Таблица2-3. Диастолическое АД у детей в возрасте 3-6 лет
Возраст, лет | Понижено | Норма | Повышено |
43 мм рт.ст. | 42-63 мм рт.ст. | 67 мм рт.ст. | |
43 мм рт.ст. | 42-67 мм рт.ст. | 69 мм рт.ст. | |
43 мм рт.ст. | 42-68 мм рт.ст. | 71 мм рт.ст. | |
46 мм рт.ст. | 51-70 мм рт.ст. | 75 мм рт.ст. |
В последние годы для оценки АД используют дентальные точки (табл. 2-4, 2-5, 2-6 и 2-7): показатели 97-го центиля в качестве критерия артериальной гипертензии, 90-го центиля — критерия пограничной артериальной гипертензии, а для явной артериальной гипотензии — границы 3-го центиля, умеренной и пограничной артериальной гипотензии — ниже 10-го центиля. Заключение делают и по систолическому, и по ди-астолическому АД.
Таблица 2-4. Систолическое АД у мальчиков
Возраст, лет | Центили | |||||
98 мм рт.ст. | 99 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 102 мм рт.ст. | 104 мм рт.ст. | 105 мм рт.ст. | 106 мм рт.ст. |
100 мм рт.ст. | 104 мм рт.ст. | 103 мм рт.ст. | 105 мм рт.ст. | 107 мм рт.ст. | 108 мм рт.ст. | 109 мм рт.ст. |
102 мм рт.ст. | 103 мм рт.ст. | 105 мм рт.ст. | 107 мм рт.ст. | 109 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. | 111 мм рт.ст. |
104 мм рт.ст. | 105 мм рт.ст. | 106 мм рт.ст. | 108 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. | 112 мм рт.ст. | 112 мм рт.ст. |
105 мм рт.ст. | 106 мм рт.ст. | 108 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. | 111 мм рт.ст. | 113 мм рт.ст. | 114 мм рт.ст. |
70 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. | 83,8 мм рт.ст. | 90 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 101,5 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. |
70 мм рт.ст. | 80 мк рт.ст. | 85 мм рт.ст. | 90 мм рт.ст. | 98,8 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 101,5 мм рт.ст. |
70 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. | 90 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. |
90 мм рт.ст. | 90 мм рт.ст. | 97,5 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 105 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. | 117,5 мм рт.ст. |
90 мм рт.ст. | 90 мм рт.ст. | 95 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. | 114,5 мм рт.ст. | 120 мм рт.ст. |
82,5 мм рт.ст. | 85 мм рт.ст. | 90 мм рт.ст. | 95 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. | 120 мм рт.ст. |
90 мм рт.ст. | 90 мм рт.ст. | 97,5 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. | 117,5 мм рт.ст. |
Окончание таблицы 2-4
100 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. | 120 мм рт.ст. | 120 мм рт.ст. | 130 мм рт.ст. | 135 мм рт.ст. |
110 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. | 120 мм рт.ст. | 120 мм рт.ст. | 125 мм рт.ст. | 130 мм рт.ст. | 137,9 мм рт.ст. |
Таблица 2-5.Систолическое АД у девочек | ||||||
Возраст, лет | Центили | |||||
99 мм рт.ст. | 99 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 102 мм рт.ст. | 103 мм рт.ст. | 104 мм рт.ст. | 105 мм рт.ст. |
100 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 102 мм рт.ст. | 103 мм рт.ст. | 104 мм рт.ст. | 105 мм рт.ст. | 106 мм рт.ст. |
101 мм рт.ст. | 102 мм рт.ст. | 103 мм рт.ст. | 104 мм рт.ст. | 106 мм рт.ст. | 107 мм рт.ст. | 108 мм рт.ст. |
103 мм рт.ст. | 103 мм рт.ст. | 104 мм рт.ст. | 106 мм рт.ст. | 207 мм рт.ст. | 108 мм рт.ст. | 109 мм рт.ст. |
104 мм рт.ст. | 105 мм рт.ст. | 106 мм рт.ст. | 107 мм рт.ст. | 109 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. | 111мм рт.ст. |
67,7 мм рт.ст. | 75 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. | 90 мм рт.ст. | 95 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. |
73,9 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. | 85 мм рт.ст. | 90 мм рт.ст. | 91,3 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 101,2 мм рт.ст. |
75,6 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. | 90 мм рт.ст. | 90 мм рт.ст. | 99 мм рт.ст. | 101,2 мм рт.ст. |
85 мм рт.ст. | 90 мм рт.ст. | 90 мм рт.ст. | 95 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 105,5 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. |
90 мм рт.ст. | 95 мм рт.ст. | 95 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 105 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. |
85 мм рт.ст. | 85 мм рт.ст. | 90 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | ПО мм рт.ст. | 120 мм рт.ст. |
90 мм рт.ст. | 90 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 11,0 мм рт.ст. | 110мм рт.ст. | 120 мм рт.ст. |
95 мм рт.ст. | 100 мм рт.ст. | 105 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. | 118,8 мм рт.ст. | 121,5 мм рт.ст. | 130 мм рт.ст. |
109,9 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. | 110 мм рт.ст. | 120 мм рт.ст. | 120 мм рт.ст. | 130 мм рт.ст. | 130,2 мм рт.ст. |
Таблица 2-6.Диастолическое | АД у мальчиков | |||||
Возраст, лет | Центили | |||||
55 мм рт.ст. | 55 мм рт.ст. | 56 мм рт.ст. | 57 мм рт.ст. | 58 мм рт.ст. | 59 мм рт.ст. | 59 мм рт.ст. |
59 мм рт.ст. | 59 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 61 мм рт.ст. | 62 мм рт.ст. | 63 мм рт.ст. | 63 мм рт.ст. |
62 мм рт.ст. | 62 мм рт.ст. | 63 мм рт.ст. | 64 мм рг.ст. | 65 мм рт.ст. | 66 мм рт.ст. | 66 мм рт.ст. |
65 мм рт.ст. | 65 мм рт.ст. | 66 мм рт.ст. | 67 мм рт.ст. | 69 мм рт.ст. | 69 мм рт.ст. | 69 мм рт.ст. |
67 мм рт.ст. | 68 мм рт.ст. | 69 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 71 мм рт.ст. | 72 мм рт.ст. |
40 мм рт.ст. | 48,5 мм рт.ст. | 55 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. |
40 мм рт.ст. | 43,5 мм рт.ст. | 50 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 68,8 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. |
43,7 мм рт.ст. | 50 мм рт.ст. | 50 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 65 мм рт.ст. | 72,6 мм рт.ст. |
50 мм рт.ст. | 55 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. |
60 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 65 мм рт.ст. | 65 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 75 мм рт.ст. |
45 мм рт.ст. | 50 мм рт.ст. | 57,5 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст, | 67,5 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. |
55 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 75 мм рт.ст. |
60 мм рт.ст. | 66 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 75 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. | 82,2 мм рт.ст. |
60 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. | 90 мм рт.ст. |
Таблица 2-7.Диастолическое АД у девочек | ||||||
Возраст, лет | Центили | |||||
57 мм рт.ст. | 57 мм рт.ст. | 58 мм рт.ст. | 58 мм рт.ст. | 59 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 61 мм рт.ст. |
61 мм рт.ст. | 61 мм рт.ст. | 61 мм рт.ст. | 62 мм рт.ст. | 63 мм рт.ст. | 63 мм рт.ст. | 63 мм рт.ст. |
63 мм рт.ст. | 63 мм рт.ст. | 64 мм рт.ст. | 65 мм рт.ст. | 65 мм рт.ст. | 65 мм рт.ст. | 67 мм рт.ст. |
65 мм рт.ст. | 65 мм рт.ст. | 66 мм рт.ст. | 67 мм рт.ст. | 68 мм рт.ст. | 68 мм рт.ст. | 69 мм рт.ст. |
Окончание таблицы 2- 7
67 мм рт.ст. | 67 мм рт.ст. | 68 мм рт.ст. | 69 мм рт.ст. | 69 мм рт.ст. | 69 мм рт.ст. | 71 мм рт.ст. |
40 мм рт.ст. | 45 мм рт.ст. | 50 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. |
40 мм рт.ст. | 50 мм рт.ст. | 50 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. |
40 мм рт.ст. | 50 мм рт.ст. | 55 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. |
55 мм рт.ст. | 55 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. |
60 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 65 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. |
55 мм рт.ст. | 55 мм рт.ст | 55 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 65 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 75 мм рт.ст. |
60 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 60 мм рт.ст. | 65 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 72,5 мм рт.ст. |
60 мм рт.ст. | 63,5 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 75 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. |
60 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 70 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. | 80 мм рт.ст. | 90,2 мм рт.ст. |
ПРОВЕДЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
Нагрузочная проба (тест Мартинэ-Кушелевского). Функциональная проба позволяет охарактеризовать состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) у здоровых и больных детей в условиях физической нагрузки. Подсчитывают пульс и измеряют АД в состоянии покоя в течение 1 мин Далее ребенок приседает 20 раз за 30 с. После физической нагрузки вновь подсчитывают частоту пульса и АД через 3 и 5 мин.
Оценку результатов пробы проводят по времени восстановления пульса к исходному уровню: менее 3 мин — хороший результат, более 5 мин — необходимо дополнительное обследование, с использованием других функциональных проб (табл. 2-8).
Таблица 2-8. Ориентировочные показатели пробы Штанге и Генча
Возраст, лет | Мальчики | Девочки | Штанге | Генча | Штанге | Генча |
24с | 12с | 22с | 12с |
30с | 14с | 26с | 14с |
36с | 14с | 30с | 15с |
Оценка результатов оргостатической пробы: учащение пульса за
1 мин менее 16 — хороший результат, от 16 до 20 — средний, более 20 —
результат ниже среднего.
Оценка результатов пробы с 20 приседаниями за 30 с: время восстановления пульса к исходному уровню составляет менее 3 мин — хороший результат, от 3 до 4 мин — средний, более 4 мин — ниже среднего.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ
Для выявления нарушений осанки и истинного сколиоза, врач-педиатр или подготовленный медицинский работник осматривает ребенка, раздетого до трусов. Исследование проводят в положении стоя, в привычной для ребенка позе.
• Осмотр анфас (руки опущены вдоль туловища): определяют фор
му ног (нормальная, О-образная, Х-образная), положение головы, шеи,
симметрию плеч, равенство треугольников талии, наличие деформации
грудной клетки.
• Осмотр сбоку: определяют форму грудной клетки, живота, высту-
пание лопаток, форму спины.
• Осмотр со стороны спины: определяют симметрию плеч, углов ло
паток, форму позвоночника и ног, равенство треугольников талии.
Для выявления структурного истинного сколиоза проводят осмотр ребенка со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед: наклон туловища ребенок делает медленно, при этом его руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза отмечают асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе. Для точного выявления искривления позвоночника осмотр следует проводить в 2 положениях: сзади и спереди.
Для выявления плоскостопия с 5-летнего возраста показан тест при помощи плантографа. Плантограф — это деревянная рамка (высотой
2 см, длиной и шириной по 40 см), на которую натянуто полотно (меш
ковина), а сверху полиэтиленовая пленка. Полотно смачивают штем
пельной краской и на окрашенную сторону кладут лист бумаги, на
котором написана фамилия, имя, отчество ребенка, группа, дата обсле
дования. Ребенок встает обеими ногами на середину рамки (на бумагу),
при этом на бумаге остаются отпечатки стопы.
Заключение о состоянии свода стопы делают на основании расположения 2 линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со 2-м межпальцевым промежутком. Вторую линию про-нодят от середины пятки до середины основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает эти линии, стопа нормальная. Уплощение свода стопы диагностируют в слу-
чаях, когда первая линия проходит внутри отпечатка. Если обе линии расположены внутри контура отпечатка, стопу считают плоской. План-тограммы хранят в медицинской карте ребенка.
Все дети с подозрением на сколиоз и с неправильно сформированной стопой должны быть направлены к ортопеду.
Ежегодный контроль остроты зрения проводят 1 раз в год у всех детей, начиная с 6 лет. В качестве скрининг-теста используют стандартные таблицы или таблицы с картинками Орловой, в которых 10-ю строку видят лица с остротой зрения 1 (единица) при исследовании с расстояния 5 м. Картинки или буквы показывают в разбивку, начиная с 10-й строки. Остроту зрения определяют без очков.
С помощью теста Рейнеке (с 2 карандашами) оценивают бинокулярное зрение. Ребенку необходимо дать заточенный карандаш и попросить его, смотря двумя глазами, опустить его кончик на заточенный конец другого карандаша, который держит в вертикальном положении медицинская сестра. При наличии бинокулярного зрения дети задание выполняют легко, а при нарушении — ребенку не удается совместить кончики карандаша. Тест проводят в 4-6 лет.
Группу риска по миопии выявляют среди детей 6-7 лет с помощью теста Малиновского. После определения остроты зрения по общепринятой методике к глазу ребенка с нормальной остротой зрения подносят линзу, сила которой соответствует средней рефракции глаз для данного возраста. Вновь определяют остроту зрения, причем для каждого глаза отдельно при закрытом щитком другом глазе. Для тестирования используют линзы с оптической силой 1 диоптрия, вставленные в пробную оправу. Если ребенок, глядя через линзу, правильно читает 9-10 строчки таблицы, тест считают отрицательным (нормальная возрастная рефракция). В случаях, когда ребенок, глядя через линзу, не может правильно прочитать буквы 9—10 строчек или вообще их не различает, тест считают положительным, что свидетельствует об усилении возрастной рефракции (предмиопическое состояние). Детям с отрицательным тестом Малиновского остроту зрения в школе можно проводить не чаще 1 раза в 3 года, т.е. в 4, 7 и 10 классах.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА ШЕПОТНОЙ РЕЧЬЮ
Проверка остроты слуха осуществляют с расстояния 6 м и в полной тишине. Поочередно определяют остроту слуха каждого уха (в момент исследования другое ухо ребенок закрывает пальцем). Медицинская сестра шепотом произносит слова или цифры с одинаковой интенсив-
ностью, причем ребенок не должен видеть губ произносящего. Если ребенок неправильно идентифицирует произносимые слова, его необходимо направить к ЛОР-врачу.
ТЕСТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Тесты физической подготовленности, которые проводят во время физкультурных занятий, подразделяют на обязательные и дополнительные.
■ Подтягивание или отжимание (сила, количество раз).
■ Быстрота бега (10 или 30 м).
■ Метание теннисного мяча на дальность (в метрах).
■ Прыжки в длину с места (в метрах).
■ Бег на выносливость в течение 1,5 мин
■ Статическая выносливость (время удержание «угла» в секун
дах).
■ Статическое равновесие (время стояния на одной ноге или в по
ложении «ласточка» с закрытыми глазами в секундах).
■ Гибкость (наклоны вперед, стоя на скамейке).
■ Координация движений (бросание мяча о стену попеременно в
течение 30 с с расстояния 1 м).
■ Силовая выносливость (количество сгибаний из положения ле
жа на спине).
Для выявления заболеваний почек и сахарного диабета рекомендовано проводить следующие исследования.
• Тест для определения белка в моче.
• Тест для определения глюкозы в моче.
Моча должна быть свежей, собранной не ранее чем через 1-2 ч после еды. В условиях медицинского кабинета можно использовать 2 теста: I ест с сульфосалициловой кислотой (для обнаружения белка) или диагностические полоски «Альбуфан» (наличие белка), «Тетрафан» (наличие белка и глюкозы).
• Тест с сульфосалициловой кислотой проводят по следующей мето
дике: к 2 мл отлитой из банки в пробирку мочи добавляют 4 капли 20%
раствора сульфосалициловой кислоты. При наличии белка моча мутне
ет. При отсутствии помутнения считают, что белка в моче нет, при на
личии слабого помутнения — присутствуют «следы» белка, при значи-
i ельном помутнении — белок в моче присутствует.
«Работа с диагностическими полосками «Альбуфан» или «Тетра-фан» достаточно проста. Окраска полоски, опущенной в мочу меняется от желтого до зеленого цвета в зависимости от наличия и концентрации в моче глюкозы или белка. Оценку результатов теста проводят путем сравнения цвета полоски со стандартной цветовой шкалой, которую прилагают к каждой упаковке. Наличие в моче белка служит показанием для направления ребенка на консультацию к педиатру для выявления причины протеинурии.
Всех детей, у которых в моче обнаружена глюкоза, независимо от степени выраженности изменений, направляют на консультацию к эндокринологу.
Источник