Метро опасно для здоровья

Чем опасна для здоровья езда в метро

Транспортная усталость — не миф

Свое недомогание и упадок сил мы часто списываем на погоду, вечную занятость или депрессию — на что угодно, но никак не на такой удобный и привычный вид транспорта, как метро. Но у него есть свои нюансы.

Через несколько месяцев ежедневного, не менее двух часов в день, пребывания под землей у человека, особенно у женщин, развивается хроническая транспортная усталость. Это неопределенное чувство дискомфорта, плохое настроение, апатия, различные болевые ощущения в теле. И если на выходе из подземки вами владеет только одно желание — поскорей бы дотащиться до дома, то, возможно, причина усталости — метро. Причем она часто возникает уже с утра при одной мысли о том, что надо спускаться под землю. Или во время поездки, несмотря на то, что вы хорошо спали и бодро чувствовали себя еще час назад. Транспортная усталость может послужить толчком к развитию гипертонии, сердечных болезней, неврозов, депрессии и панических атак.

Кто виноват?

Во-первых, нездоровая духота, пыль и грязь в наших «дворцах пролетариата». Ведь именно так называли раньше метро. К сожалению, информация о содержании в воздухе метро кислорода и углекислого газа по степени секретности приближается к государственной тайне. Но можно предположить, что при почти полном отсутствии вентиляции в вагонах дышим мы неизвестно чем.

Во-вторых, тотальная электрификация метро. Предполагают, но эти данные тоже закрыты, что и уровень электромагнитных полей недопустимо высок. Особенно в длинных и глубоких тоннелях. Их создают электромагнитные установки, мощные высоковольтные кабели и изобилие электрооборудования в поезде. Ослабляет нашу нервную систему и шум. В метро он достигает 70 и более децибел. Причем мало кто знает об инфразвуковых воздействиях. Это низкочастотные акустические колебания ниже 20 герц, которые возникают в результате взаимодействия потоков воздуха с движущимся поездом. Вибрация в вагонах относительно небольшая, но при длительных поездках она действует негативно. А резкие торможения, ускорения и раскачивание движущегося состава дают дополнительную нагрузку на вестибулярный аппарат. Не полезно для глаз и искусственное освещение. Не прибавляют здоровья и психологические нагрузки. Переполненность и давка, близкие взгляды в упор, не слишком высокая культура поведения отдельных личностей не способствуют оптимистическому настрою.

Читайте также:  Парниковый эффект для здоровья

Что делать?

Прежде всего, по возможности избегать дальних поездок. Найти работу поближе к дому, не далее 5-6 остановок с минимумом пересадок. Если на вашей линии есть открытые участки, где поезд идет поверху, то считайте — вам повезло. На таких ветках метро вредных факторов значительно меньше. Остальным же лучше часть пути проезжать на менее вредном наземном транспорте или идти пешком. Если же вы каждый день пересекаете город из конца в конец под землей, то хотя бы воздерживайтесь от поездок в выходные дни.

Проводите их на природе, желательно без алкогольных возлияний и хаотической, не очень здоровой еды. Из всех видов отдыха выбирайте активные. Но не домашний велотренажер, а велосипед, волейбол, лыжи. Чем больше времени вы проводите в метро, тем регулярнее и длительнее должны быть ваши занятия на свежем воздухе. Старайтесь садиться в середину состава. Там меньше вибраций и раскачивания. Полезно во время движения выполнять несложную дыхательную гимнастику или простейший комплекс аутогенной тренировки. Если при спуске в подземку возникает волнение, чувство тревоги, можно принять валериану, пустырник, пассифлору.

Можно поддержать организм и приемом адаптогенов и витаминов. Но помните о главном — чем лучше вы будете закалены и тренированы, тем выше будет ваша устойчивость к любым факторам риска, включая и транспорт. А вот использование метро в качестве средства борьбы со стрессом абсолютно неоправданно. Хотя некоторые женщины любят лечить поездками свое тоскливое и подавленное настроение. Под землей любоваться нечем. С точки зрения антидепрессивного мероприятия замкнутое пространство неполезно.

Насморк из метро

Транспорт — это не место для перекусов. Слишком велик риск подхватить кишечную инфекцию — дизентерию, брюшной тиф, пищевые токсикоинфекции и гепатит А. На поручнях эскалаторов и вагонов оседают миллионы всевозможных микробов, бактерий и палочек. И все это вместе с очередным печеньем или булочкой легко попадает в ваш организм. Удержитесь от соблазна перекусить на ходу, как бы вы ни были голодны, и не кормите в метро детей. Или хотя бы имейте при себе влажные антибактериальные салфетки.

Читайте также:  Количество здоровья у юнитов

Не садитесь рядом с бомжами не спешите занять освободившееся после него сиденье. Московское метро — излюбленное место отдыха бездомных, здоровье которых, мягко говоря, оставляет желать лучшего. От них легко можно заразиться педикулезом. Вши быстро перебираются на сидящего рядом человека. Кроме того, платяная вошь, живущая на одежде, может разносить и сыпной тиф. Такие случаи возможны даже для цивилизованного города. Достаточно даже кратковременного контакта с больным человеком. Поэтому абсолютно правильно поступают те, кто как можно дальше отходит от спящего на лавке бомжа.

Глубоко не дышите

Душный теплый и влажный воздух в непроветриваемых вагонах — идеальная среда обитания для самых разных вирусов. Для того, чтобы заразиться гриппом, достаточно постоять в радиусе до 6 метров от чихающего или кашляющего больного. А теперь вспомните нашу метрополитеновскую скученность. Да здесь подхватить можно все что угодно. От ОРЗ и гриппа до тяжелейшей менингококковой инфекции. К этой группе болезней относятся также и аденовирусные инфекции, парагрипп, риновирусная инфекция или острый заразный насморк. Кишечная форма гриппа тоже передается воздушно-капельным путем. Не говоря уже о туберкулезе, которым легко заразиться и от которого очень трудно вылечиться. Ведь ко многим антибиотикам туберкулезная палочка уже успела адаптироваться.

Как уберечься от инфекций?

Здесь никто еще пока ничего нового не придумал — прививки, закаливание, профилактический прием препаратов, повышающих иммунитет. Ведь всем известно, что болезнь развивается там, где нарушен естественный защитный барьер. Для того чтобы быть уверенным, что сделанная в детстве прививка надежно защищает вас, можно проверить уровень антител к интересующей вас инфекции в крови. Такая проверка возможна до и после вакцинации от дифтерии, коклюша, краснухи, гепатита, туберкулеза и некоторых других заболеваний.

А вот прививка от гриппа не всегда гарантирует защиту. Во-первых, она действует не сразу, а спустя примерно месяц и только в течение года. К тому же вирус каждый год меняет свои свойства и предугадать, какой именно грипп будет гулять в этом сезоне, крайне трудно. Но все равно привитый человек, если даже и заболеет, перенесет грипп гораздо легче. В качестве альтернативы можно посоветовать прием препаратов, стимулирующих иммунную систему. Например, курс инъекций иммунофана. Можно в профилактических целях попринимать дибазол, учитывая только, что он может снижать давление. Есть и неплохие гомеопатические средства, биологически активные добавки к пище, поливитамины. А вот популярный у многих ремантадин хорош только, если вы уже были в контакте с гриппозным больным. Из домашних средств профилактики можно посоветовать чеснок — 2 зубчика в день или смесь меда с лимоном. Но это только для людей, не имеющих аллергии и проблем с желудком.

Двери закрываются

Метро, да и транспорт вообще — самый популярный источник страхов для городских жителей всего мира. Перрон, с которого можно, оступившись, упасть на рельсы, эскалатор, который может резко остановиться или, не дай Бог, оборваться. Страх перед темнотой тоннеля. Московское метро — случай особый. Во-первых, оно — одно из самых глубоких в мире. А уже один только спуск под землю в нашем подсознании ассоциируется с повышенной опасностью, срабатывает угнетающий фактор подземелья. Во-вторых, столичная подземка с каждым годом становится все более переполненной. Толпа усталых, раздраженных давкой людей, вынужденных бесцеремонно вторгаться в личное пространство друг друга, может легко вызвать чувство паники даже у психически здорового человека.

Наконец, необходимость довольно долго находиться в замкнутом помещении — тесном и душном вагоне — доставляет массу неприятных ощущений страдающим клаустрофобией. Есть люди, которые не пользуются общественным транспортом из-за того, что боятся захлопывающихся дверей в метро или троллейбусе. Кстати, этот навязчивый страх замкнутого пространства очень даже легко приобретается на фоне хронической усталости и депрессии. Постарайтесь компенсировать свои страхи активной, насыщенной жизнью. Или подумайте, что вы давно хотели в своей жизни изменить, потому что фобии часто нам выгодны.

Прикрываясь всевозможными страхами, мы избегаем решения застарелых проблем. Например, человек думает, что боится эскалаторов, а на самом деле ему до смерти надоела работа, куда приходится ездить на метро. Но поменять место не хватает решимости и силы воли. Старайтесь не злоупотреблять алкоголем. Он не столько расслабляет, сколько расшатывает нервную систему, ослабляя защитные механизмы мозга. Принимайте успокоительные травы и настойки — валериану, пустырник, ново-пассит.

Принесет пользу и аутогенная тренировка. Очень хорошо помогает систематический спорт, оздоравливающая гимнастика, лечебная физкультура. Регулярные занятия тренируют не только мышцы, но и нервные клетки, подавляя выброс адреналина. Если же страх прогрессирует, то надо, не мешкая, идти к хорошему врачу. Страх вредит эндокринной и нервной системам, провоцирует психосоматические заболевания, проблемы с сердцем и даже расстройства мозгового кровообращения. А вот паниковать не стоит. Ведь лечится все, только, может, чуть дольше и более широким спектром методов.

Источник

Пребывание в метро вредит здоровью

«Пребывание в метро вредит вашему здоровью». Если российские психологи правы, то вскоре предупредительная надпись, подобная той, что на сигаретных пачках, должна появиться и на проездных билетах.

Усталость? Упадок сил? Неспособность сосредоточиться? Как все это знакомо! Как и последующие угрызения совести! Безосновательные, как сейчас выясняется. Теперь, по крайней мере, для жителей городов-миллионников найдено оправдание, на которое можно списать любое недомогание — и не только. И пусть на первый взгляд это может показаться странным, но во всем виновато метро. Спуск под землю сокращает время, затрачиваемое на дорогу, и — с учетом нашей продолжительности жизни — высвобождает целые недели. Но расплачиваться за это приходится ни много ни мало психическими расстройствами. В этом, по крайней мере, уверены московские психологи. И они знают, что говорят. Метро в российской столице — одно из крупнейших в мире, ежедневно оно перевозит по 8,5 миллионов человек. Именно оно, утверждают специалисты, и опасно для психики — особенно в том случае, если пользоваться им регулярно. Если верить ученым, мнение которых опубликовано в «Новых известиях», то, возможно, вскоре все входные двери в метро придется снабдить надписями, подобными тем, что красуются на сигаретных пачках — «Езда в метро сокращает Вашу жизнь».

Возможное последствие — «акустикофобия»

Существует сразу несколько факторов, которые делают ежедневные поездки в метро небезопасными для здоровья. Грохот, прежде всего постоянный шум в вагонах, действует на пассажиров удручающе и может привести к «акустикофобии», боязни громких звуков, предупреждает врач Вячеслав Лазарев. «Через несколько месяцев ежедневного пребывания в метро по часу или два в день у человека развивается хроническая транспортная усталость», — говорит он. Наконец-то я, закоренелый автоскептик и постоянный пассажир метро, понял, в чем причина того, что по утрам я обычно с трудом продираю глаза, а в течение дня зеваю гораздо чаще, чем мне бы того хотелось.

При этом, если верить психологам, утренняя вялость — это еще более или менее невинное последствие поездок на метро. Уровень шума, приближающийся к издаваемому циркулярной пилой, может даже стать причиной депрессии. Раздражительность — это тоже возможное последствие пользования метрополитеном, утверждает психолог Инна Иголкина. «К беспричинным ссорам в метро склонны люди, у которых и так все в жизни непросто. Шум лишь усиливает их расстройства, расшатывает изначально неустойчивую психику», — поясняет она.

Другой раздражающий фактор — постоянное вторжение посторонних людей в «интимное» пространство, предупреждает Иголкина. Бывает, что сосед поневоле не радует не только наш глаз, но и нос (об индустриальных запахах, например, о воняющем смазочном масле мы здесь даже не будем упоминать). Совет психолога: «Старайтесь выбирать такое место в вагоне, чтобы в вашу интимную зону — в радиусе 40-50 сантиметров — попадали люди, которые вам симпатичны». Легче сказать, чем сделать, по крайней мере в час пик, который в Москве продолжается чуть ли не целую вечность, когда собственным телом ощущаешь, насколько туго набит кошелек соседа и не страдает ли он прогрессирующим целлюлитом.

Неудивительно, что подобная близость иногда приводит к клаустрофобии (боязни замкнутого пространства), к социофобии (нежеланию общаться с незнакомыми людьми) или к паническим атакам — в этом, во всяком случае, уверен психотерапевт Сергей Назаров. Не менее распространена и мания преследования. Так, «Новые известия» рассказывают о 20-летней москвичке, которая перестала пользоваться метро после того, как однажды некий пассажир вышел вместе с ней на той же станции и направился в тот же переход, которым воспользовалась девушка. Перейдя на другую ветку, он опять вошел в тот же вагон, что и она — что на непредвзятый взгляд вполне могло оказаться простым совпадением. Клептофобия (страх быть обворованным) — это тоже весьма распространенное расстройство; страдающих ею можно, как правило, опознать по тому, как они прижимают к себе свои сумки и не сводят с них глаз, опустив очи долу, как грешники в церкви в день покаяния и молитвы.

Впадать в транс — это целое искусство

Не столь отягощающим явлением может показаться «острый информационный голод», жертвы которого беспрерывно и безостановочно перечитывают все рекламные объявления в вагонах. Не исключено, что подобные последствия пребывания в метро приносят барыши торговле и даже способствуют тем самым подъему экономики. Зато объявление «Осторожно, двери закрываются», хоть и продиктовано благими намерениями, но имеет эффект прямо противоположный. Оно заставляет пассажиров нервничать, так, по крайней мере, утверждает Александр Немцов из московского Института психиатрии. А что говорить о стрессе, который вызывает любая внезапная остановка поезда в туннеле! Она порождает чувство страха и безысходности, уверена Яна Дубейковская, директор Центра прикладного психоанализа.

На фоне подобных предупреждений целой команды профессионалов законодателям следовало бы подумать, не целесообразно ли обязать эксплуатационников вместе с билетами в метро выдавать пассажирам инструкцию с перечислением всех рисков и побочных эффектов, вроде той, что фармацевтические компании прилагают к своим лекарствам. Одно из возможных последствий — это транс, нечто среднее между сном и бодрствованием, в который впадают многие пассажиров, и это, по утверждению психологов, еще далеко не худший вариант, даже если ты ненароком проедешь свою остановку.

При этом данному искусству еще нужно научиться. Несмотря на все мои попытки мне до сих пор не удавалось таким образом — мимоходом (или мимоездом?) — сократить дефицит сна. Возможность пересесть на автомобиль мною в расчет не принимается — слишком большие пробки, слишком удушливы клубы выхлопного газа. Положение казалось безнадежным. До тех пор, пока я не нашел чудо-средство от той ужасной усталости, которую вызывают регулярные поездки в метро — я просто стал раньше ложиться спать.

Источник

Оцените статью