Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья в условиях реализации ФГОС ДО
статья
Установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённогопедагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_zdorovya.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья в условиях реализации ФГОС ДО
Воспитатель : Сучкоусова Н.А.
« Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста ».
Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать его в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.
Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать самому заботиться о своем здоровье; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время двигательной активности; учить понимать, что и как влияет на самочувствие человека; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда и предотвращать их.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования констатирует: «Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». «Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях». «Физическое развитие включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».
На этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.
Наша основная задача привить ребёнку необходимость быть здоровым – значит активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании.
Главный залог успеха этой работы в том, чтобы сами педагоги и родители стали носителями ценностей культуры здоровья, т. к. именно взрослый человек является образцом для подражания.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи . В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать как традиционные, так и более активно нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, информационные уголки здоровья «Вот я болеть не буду» «Как я расту», консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.
Уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Процесс формирования культуры здорового образа жизни дошкольников, связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека.
Формирование культуры здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, в игре, на прогулках, в трудовой деятельности. Основы культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку. Для формирования культуры здорового образа жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о культуре здорового образа жизни».
Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босохождение, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе – всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию культуры здорового образа жизни.
Практика показывает, что мероприятия по формированию культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Большое значение для формирования культуры здорового образа жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети. С детьми дошкольного возраста проводят ежедневную утреннюю зарядку, специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется во время прогулок.
Процесс формирования культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста осуществляется путем использования различных форм, методов и приемов работы. На занятиях и в непрерывной образовательной деятельности дети получают представления о здоровье человека, о строении человеческого тела, о функционировании основных органов и систем организма, о взаимосвязи между окружающей социальной и природной средой и состоянием здоровья человека, удовлетворяя тем самым когнитивные потребности в познании самого себя и окружающего мира. Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки. Расширению и закреплению полученных представлений способствуют наблюдения, беседы, игры, экскурсии, прогулки, проблемные ситуации, опыты и др. Наряду с экскурсиями используют эколого-оздоровительные прогулки. Целью таких прогулок является наблюдение за растениями, сезонными изменениями в жизни природы, а также во время таких прогулок осуществляются оздоровительные мероприятия: занятия физической культурой, дыхательная гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе, ознакомление детей с благоприятным воздействием природы на здоровье человека и значением природы для здорового образа жизни (оздоровительное влияния закаливающих природных факторов: солнца, чистого воздуха, воды). Для непосредственного восприятия детьми объектов и явлений на прогулке организуются кратковременные и длительные наблюдения и опыты. Наблюдение позволяет показать детям влияние на природу социальных и экологических факторов, помогает осознать влияние окружающей социальной и природной среды на оздоровительный образ жизни. Опыты способствую формированию у детей познавательного интереса к окружающей социальной и природной среде, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к выводу, умозаключению, уточняют свои представления. Для стимулирования познавательной активности и формирования опыта здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников используются методы проблемного обучения: проблемные ситуации, постановка ситуационных задач, метод выбора, проблемные вопросы, максимально затрагивающие интересы ребенка в становлении собственного здоровья с последующим выбором альтернативных решений, необходимых для здорового образа жизни.
Детская книга – важное средство воздействия на детей. Ценные возможности при формировании представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни дает чтение художественной литературы. В дошкольном возрасте у детей очень бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в играх и при восприятии художественных произведений. Дети дошкольного возраста очень эмоционально воспринимают описанные события, мысленно участвуют в них. Детские художественные произведения не только будят в детях интересы, воображение, фантазию, но и воспитывают, формируют устойчивые представления, культуру. Неоспоримый вклад в воспитание подрастающего поколения вносит художественное слово, пословицы, поговорки и изречения мудрых людей, отражающие все стороны образа жизни человека и обобщающие опыт многих поколений. Пословицы и поговорки в форме совета (как укрепить здоровье, закаляться, правильно питаться, отдыхать, следить за чистотой) помогают в формировании культуры здорового образа жизни. Чтение детской художественной литературы на тему укрепления и сохранения здоровья детей и совместное обсуждение прочитанного помогают сформировать у ребенка прочные представления о здоровом образе жизни.
Таким образом, культура здорового образа жизни детей дошкольного возраста – это результат организации целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат воспитания в семье и в ДОУ. Свое начало культура здорового образа жизни ребенка берет в семье. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Дошкольная образовательная организация как универсальная среда, помогает ребенку обрести элементарную культуру здорового образа жизни, определяя тем самым здоровый путь его развития.
1. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007
2. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова [и др.]. – М.: Гардарики, 2008
3. Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск: Шадринский Дом Печати
Источник
Модель культуры здоровья ребёнка-дошкольника
Виктория Дадамян
Модель культуры здоровья ребёнка-дошкольника
Модель культуры здоровья ребёнка — дошкольника МДОУ №15 п. Балтийский
Модель культуры здоровья ребёнка — дошкольника, разработанная нашим педагогическим коллективом,содержит пять блоков:
• Взаимодействие
Реализация модели культуры здоровьядетей обеспечивается:
— направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
— комплексом оздоровительных, профилактических мероприятий в режиме дня, в зависимости от времени года;
— созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в МДОУ;
— формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Здоровьесберегающеенаправление предполагает:
• Формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной ценности;
• реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса;
• создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
Данный подход предусматривает мониторинг динамики соматического здоровья, его коррекцию, которая ориентируется на зону ближайшего развития ребенка и направлена на повышение адаптивного потенциала ребенка с помощью немедикаментозных средств и изменений условий среды.
Сохранение и развитие здоровьяв условиях нашего МДОУ осуществляется по нескольким направлениям:
1. Медико-профилактическое (фито, витаминотерапия, йодированная соль и т. д.).
2.Обеспечение психологической безопасности личности ребенка:
— психологически комфортная организация режимных моментов;
— оптимальный двигательный режим;
— правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок;
— доброжелательный стиль общения взрослого с детьми;
— использование приемов релаксации в режиме дня;
— применение необходимых средств и методов: элементы релаксации, психогимнастика, элементы музыко-, сказко-, смехотерапии, ланшафтотерапии.
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного
— учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения;
— создание условий для оздоровительных режимов;
— валеологизация образовательного пространства для детей;
— бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов;
— предоставление свободы выбора и волеизъявления (адаптационный период);
— создание условий для самореализации;
— ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т. д.
4. Формирование валеологической культуры ребенка,основ валеологического сознания:
— знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и
— формирование осознанного отношения к здоровью и
1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды МДОУ.
Медицинская сестра МДОУ производит регулярный осмотр детей. Специалисты поликлиники района (при приёме детей в ДОУ) выявляют различные функциональные нарушения у детей. Педагоги осуществляют диагностирование физической подготовленности, их валеологических умений и навыков. Медсестра, педагоги заполняют листы здоровья и диагностические карты состояния физического и двигательного развития детей. Это позволяет учесть индивидуальные особенности каждого воспитанника и обеспечить его психофизическое развитие. Комплексная диагностика позволяет спроектировать индивидуальный маршрут развития ребенка, содействующий сохранению и формированию здоровья. Составляется карта-прогноз развития ребенка.
2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в МДОУ
Использование в режиме дня:
• Различных оздоровительных режимов (в учебный год, на время каникул, в летний период, период адаптации).
• Комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», рефлексотерапия, хождение босиком, профилактика плоскостопия, обширное умывание, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе).
• Физкультурных занятий всех типов.
• Оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя и бодрящая гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия, самостоятельная двигательная деятельность) включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики;
— двигательные переменки между занятиями;
— пятиминутки здоровья;
— использование зрительных тренажеров;
— оздоровительный бег;
— проведение дней здоровья;
— проведение недели здоровья;
— физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице.
* образовательных ситуаций, способствующих формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности.Проведение мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения:
— по профилактике травматизма среди воспитанников;
— безопасности при возникновении чрезвычайной
Дети учатся приемам расслабления, самомассажу, оказанию элементарной медицинской помощи, получают знания о полезных и вредных растениях и т. д.
3. Проведение тематической работы с родителями дошкольников, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, ЗОЖ, профилактику вредных привычек, информация медицинской сестры о здоровье детей, рекомендации по укреплению здоровья дошкольников.
На информационных стендах для родителей освещаются вопросы оздоровления без лекарств.
Родителям предлагаются рецепты витаминных чаев для приготовления и использования в домашних условиях; употребление соков, ягод, фруктов; применение фито-, аэрофитотерапии дома; предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов дыхания; пальчиковые игры.
Для обеспечения здоровьяучастников педпроцесса необходима была:
1. Работа по формированию нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
2. Создание условий для профессиональной деятельности сотрудников.
3. Подготовка педагогов по вопросам Здоровьесбережения детей, включая заботу об их здоровье (прохождение профилактических осмотров сотрудников и их диспансеризация).
4. Повышение уровня санитарно-гигиенических знаний персонала, постоянное совершенствование мастерства педагогов через курсы, педагогические советы, консультации, семинары, коллективные просмотры педагогического процесса, «круглые столы», деловые игры, методические объединения, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, специальные ежегодные циклы бесед и лекций медиков. Взаимообучение педагог — медработник.
«Дневник здоровья. Журнал здоровья» как форма работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни «Дневник здоровья. Журнал здоровья» — как форма работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни». СЛАЙД № 1 Название.
Фоторепортаж «Балтийский берег, ты мой талисман» Родное Балтийское море холодное и неприветливое, но зато любимое. Воздух, наполненный запахом моря, С лазурной сливается, тихой волной.
Сценарий спортивного развлечения «День здоровья с Колобком для детей МДОУ» Цель: Закрепление знаний и навыков по личной гигиене. Задачи: сохранение здоровья детей, положительные эмоции, привлечение к здоровому образу.
Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника. Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника. Статья посвящена вопросам становления картины мира ребёнка. Особое внимание уделено.
Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры» ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема.
Консультация для родителей «Значение дневного сна для ребёнка-дошкольника» Значение дневного сна для дошкольника. Сон является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, он очень важен как для взрослого,.
Модель проведения образовательной деятельности по формированию правовой культуры «Путешествие в город «Правознайка» Цель: приобщение детей к социокультурным нормам семьи, общества и государства в части соблюдения прав детей. Задачи образовательных областей:.
Модель психолого — педагогической поддержки здоровья детей дошкольного возраста (сообщение на методическом совете) Педагогическими показателями психического здоровья и благополучия дошкольников являются: -поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные.
Модель взаимодействия родительской общественности и МДОУ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК Субъект управления в детском саду – совет педагогов, как главное звено в управляющей системе под руководством заведующего,.
Роль мультфильмов в формировании информационной культуры дошкольника В России с 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Источник