Оборудование для тропы здоровья

Тропа здоровья(нетрадиционное оборудование).
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Тропа здоровья хороший помощник в оздоровительной работе. При ходьбе босиком производится оздоровительный массаж стоп, повышается умунитет, снижается усталось, укрепляются мышцы, связки и суставы. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух и вода.

Скачать:

Вложение Размер
Тропа здоровья-это место, где ребенок активно укрепляет свое здоровье. 2.42 МБ
Текст к презентации. 13.74 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подготовила: Инструктор по физической культуре Левшина Н.М . Тема: Организация дорожки здоровья в условиях ДОУ

Дорожка здоровья В МБДОУ №67 «Буратино»

Цель: Создать условия для организации закаливания и по укреплению стоп. Задачи: Использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия. Формирование и укрепление сводов стопы. Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия. Развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.

Наполняемость ячеек дорожки здоровья

Предварительный просмотр:

«Дорожка Здоровья» это хороший помощник в оздоровительной работе (закаливание, профилактика и коррекция плоскостопия). Всем известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме детей. При ходьбе босиком по «Дорожке здоровья» производится оздоровительный массаж стоп: улучшается кровообращение, повышается иммунитет, снижается усталость, укрепляются мышцы, связки, суставы. Тем самым тонизируется весь организм. Такой оздоровительный массаж необходимо делать каждый день. А для этого необходимо увлечь детей, заинтересовать, удивить.

Почему полезно ходить босиком?

Не зря же наши прабабушки и прадедушки много ходили босиком. Они прекрасно понимали, что это укрепляет защитные силы организма, помогает бороться с простудой и забыть о многих болезнях. Китайские целители говорят о том, что на стопе находятся активные точки, которые связаны со всеми органами и системами человека. А Сократ и Сенека отмечали, что ходьба босиком способствует физическому и умственному развитию.

Сделать тропинку для босых ножек несложно, понадобятся различные материалы: мелкие камешки, песок, трава, деревянные брусочки и спилы, шишки, фасоль, рис, щепки, каштаны, желуди, яичная скорлупа, вата, коврики, вода и др. Главное, чтобы было разнообразие материалов для различных тактильных ощущений.

В каждый ящичек насыпьте разный наполнитель и установите их на ровной поверхности друг за другом, чтобы получилась тропинка.

Обязательно оставьте живую травку.

Поищите песок разной фракции. Ощущения меняются, если наступать босыми ножками на мелкий речной песочек, крупный строительный или тот, где рассыпаны небольшие мячики.

Приучайте детей к дорожке здоровья постепенно. Сначала можно пройтись в носочках, медленно ощупывая ступнями содержимое каждой ячейки, затем босиком.

Крупные и колючие поверхности должны чередоваться с мягкими и ворсистыми, чтобы тактильные ощущения сменяли друг друга.

Если собралась компания из нескольких ребятишек, можно поиграть в игру. Пройтись с завязанными глазами по дорожке и угадать, на что наступаешь. После прохождения такой тропинки полезно сделать ванночку для ног, водные закаливающие процедуры.

Лето, лето к нам пришло,

Стало сухо и тепло,

По дорожке прямиком

Ходят ножки босиком.

Тропа здоровья — это место, где ребенок активно укрепляет свое здоровье , а основными средствами оздоровления выступают естественные факторы : солнце, воздух, вода. « Тропа здоровья » предупреждает возникновение плоскостопия, улучшает координацию движений, укрепляет организм физически и эмоционально и приобщает дошколят к здоровому образу жизни . Кроме того, она способствует улучшению настроения детей и является веселым видом времяпрепровождения на свежем воздухе

Доро жки здоровья приобрели в последнее время огромную популярность. И думаю, что не случайно.

Во-первых, они являются хорошим помощником в оздоровительной работе (закаливание, профилактика плоскостопия) .

Во-вторых, их можно использовать, как дома, так и в детском саду.

В-третьих, их можно изготовить своими руками.

Известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме. При ходьбе босиком по « дорожке здоровья » мы производим своеобразный массаж стопы и тем самым тонизируем весь организм.

Здесь используется принцип смены различных видов поверхности для воздействия на все биологически активные точки ступней ног.

Оздоровительный массаж стоп улучшает кровообращение, повышает иммунитет, снижает усталость. Регулярно делая массаж стоп, можно каждый день улучшать здоровье детей. А чтобы это занятие было не только полезным, но и увлекательным делаем « дорожку здоровья » !

В полном комплексе закаливающих мероприятий , первостепенное значение имеет босохождение. Хождение босиком — это технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям , которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача.

Как показывает практика использования дорожек здоровья в детских дошкольных учреждениях, за период их применения педагогам удается значительно сократить уровень заболеваемости воспитанников. У деток наблюдается положительная динамика показателей роста и веса, у них формируется правильная осанка. При этом у малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата фиксируются значительные улучшения. Дети проявляют активное желание заниматься на подобных дорожках здоровья, особенно на свежем воздухе. На фоне таких занятий происходит заметное улучшение общего эмоционально-психического состояния.

Совмещение массажа стоп с другими процедурами закаливания в детском саду и дома позволит вырастить крепкого ребенка, который при первом же ветерке не будет страдать из-за насморка и кашля, а попав на море, не станет бояться утренних прохладных волн.

Хождение по дорожке здоровья вызвало у детей большой интерес и радостные эмоции. Не прилагая особых усилий, дети в непринуждённой, свободной форме выполняют самомассаж стоп, получая приятные ощущения, удовольствие.

По «дорожке здоровья» дети проходят друг за другом, босиком 2-3 раза.

При раскладывании предметов на дорожке, следует учитывать чередование разных покрытий, например: мягкие предметы (цветы из трикотажа, игольчатое покрытие, следы с рельефами, колечки от пирамидок, пуговицы, шнурки мелкие предметы

Стопотерапия — один из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики пласкостопия.

Один из видов стопотерапии является массаж и самомассаж. Он доступен для любого возраста, экономичен, прост в применении, не требует особых условий; обладает огромным оздоровительным потенциалом.

Массаж и самомассаж стоп заключается в активном воздействии на мышцы, суставы и связочный аппарат стопы, активные точки подошвы, кожные покровы. В результате происходит укрепление стопы в целом, увеличивается свод, развивается сила мышц и решается одна из важных педагогических задач на современном этапе — профилактика и коррекция плоскостопия. На сегодняшний день этот вид заболевания у детей дошкольного возраста наиболее распространён и считается одним из самых актуальных вопросов здоровья.

При проведении стопотерапии желательно использовать музыкальное сопровождение- это создаёт дополнительный эмоциональный фон, улучшает функции нервно-психической системы, снимает внутреннее напряжение, активизирует детей.

Стопотерапия – универсальный, многофункциональный, эффективный оздоровительный метод для здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Исследования показали, что регулярные занятия стопотерапией укрепляют здоровье, улучшают психофизическое состояние организма, развивают иммунную систему, являются эффективным средством профилактики и коррекции плоскостопия.

Нестандартное физкультурное оборудование – корригирующие дорожки представляют собой рельефную поверхность из какого либо материала и вызывают множество положительных эмоций при хождении.

Польза таких дорожек очевидна.

Во-первых, она является отличным помощником в оздоровительной работе . Это и закаливание, и профилактика различных видов плоскостопия и других деформаций стоп, и оздоровительный массаж, который улучшает кровообращение, повышает иммунитет, снижает усталость, снимает нервное напряжение.

Во-вторых, стимулирует развитие малыша. Массаж акупунктурных точек, как ладоней, так и стоп даёт хороший результат в развитии головного мозга, и, тем самым, способствует речевому развитию.

В-третьих, их можно использовать не только в детском саду, но и дома. Безопасное их использование не позволит ребёнку получить травму.

В-четвёртых, их можно изготовить своими руками, включив свою фантазию, воображение и походить по дорожкам вместе со своим ребёнком. Совместное активное времяпровождение способствует эмоциональному сближению ребёнка с родителями, ощущению радости, а значит, позволит ему быть здоровым , бодрым, полным энергией и с отличным настроением!

Прогулки» по «дорожке здоровья» хорошо совмещать с закаливанием. Этим мы внесем неоценимый вклад в здоровье наших детей.

Источник

«Тропа здоровья» в детском саду. Концепция построения, технология работы

Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются одной из приоритетных задач, стоящих перед коллективом МОУ Центра-десткого сада № 381 Красноармейского района г.Волгограда.

Немаловажное значение для её решения имеет создание в детском саду необходимых материально-технических условий. Именно поэтому на участке дошкольного учреждения функционирует “Тропа здоровья”, построенная совместными усилиями педагогов и родителей.

Основными целями организации «Тропы здоровья» являются:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально-психического состояния детей;
  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  • На “Тропе здоровья” размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

    Концепции построения “Тропы здоровья”

    Тропа здоровья предназначена:

  • для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;
  • для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
  • для решения задачи закаливания дошкольников;
  • для развития их сенсорных способностей.
  • 1. Требования, предъявляемые к снарядам для “Тропы здоровья”:

  • прочность;
  • устойчивость к переменам погоды;
  • большая пропускная способность.
  • Спортивные снаряды сделаны из оструганных бревен и металлических труб, окрашенных устойчивой к коррозии краской. Во избежание раскачивания, основания стоек шведских стенок, рукоходов, дугообразных металлических мостиков, модулей для подлезания и преодоления препятствий углублены на 0,70 м и залиты щебёночно-цементным раствором. Металлические конструкции соединены сваркой.

    Около шведских стенок, рукоходов и снарядов, на которых выполняются прыжковые упражнения, оборудованы ямы, заполненные просеянным песком, перемешанным с опилками. Это предохранит детей от травм в случае падения со снаряда.

    Все снаряды, установленные на “Тропе здоровья”, максимально безопасны в пользовании. Поверхность деревянных снарядов ошкурена и окрашена, металлические конструкции не имеют заостренных углов, выступающих болтов, концов труб и т.

    2. Маршрут «Тропы здоровья» проложен по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя 12 станций (см. Приложение 1). Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. Каждая станция в свою очередь включает в себя несколько объектов или модулей.

    3. Существующая структура (разделение на “станции”) позволяет в случае необходимости индивидуализировать процесс развития и совершенствования тех или иных способностей (одновременно на “Тропе здоровья” могут работать несколько специалистов с разными группами детей, совершенно не мешая друг другу).

    4. На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

    Преимущество нашей концепции построения “Тропы здоровья” в том, что она позволила всем участникам здоровьесберегающего процесса и детям и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать на уже имеющееся на территории дошкольного учреждения спортивное и игровое оборудование. Устройство такой тропы малозатратно, что само по себе уже немаловажно.

    Технология работы на “Тропе здоровья”

    Для полноценного и эффективного использования всех объектов “Тропы здоровья” разработан режим её функционирования, составлено расписание организованной оздоровительной деятельности воспитателей и всех специалистов, обеспечено медицинское сопровождение и взаимодействие с родителями воспитанников, созданы простейшие программы работы на “станциях”.

    Создание программ работы на “станциях” облегчает работу воспитателей. Программа работы на каждой “станции” включает в себя:

    • перечень упражнений с подробным описанием содержания;
    • комплексы (например, для формирования правильной осанки, или развития выносливости, постановки правильного дыхания др.) составленные из упражнений, о которых говорилось выше.

    Включение в маршрут “Тропы здоровья” станций, на которых занятия с детьми проводят такие специалисты дошкольного учреждения, как психолог, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования по экологии, инструктор ЛФК, существенно повышает ее эффективность. В конечном счете, она действительно является “тропинкой” к обретению дошкольниками здоровья как физического, так и психического (см. Приложение 2).

    Рассмотрим в качестве примера несколько станций.

    В Тенистом саду расположилась станция “Лесной дом сказок”, на этой станции с детьми занимается педагог-психолог. Глубинная потребность общения с природой заложена в каждом, а Тенистый сад дошкольного учреждения – прекрасное место, где можно получить удивительную целительную энергию от растений, птиц, воды, солнца, воздух. Например, упражнения с использованием ароматерапии способствуют формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье через механизм лечебного воздействия приятных запахов, приносящих успокоение, здоровье и внутреннюю гармонию. Влияние ароматов не ограничивается чисто химическим воздействием на человеческий организм, они обладают мощным эмоциональным воздействием, изменяют энергетику и биоритмы человека.

    Упражнение “Разведчики природы” помогает развивать чувство экологической эмпатии. Дети наблюдают и прислушиваются ко всему, что происходит в природе, чтобы рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особое внимание уделяется тем признакам, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.

    Хороший оздоровительный эффект даёт водная терапия. Упражнения у фонтана и в фонтане, который расположен на территории Тенистого сада, приносят детям истинное наслаждение в жаркие летние дни.

    Станция “Музыкальная полянка” находится на теневом участке с газонным покрытием; по периметру участка проложены дорожки из тротуарной плитки, границы участка оформлены цветущими растениями. Здесь с детьми занимаются музыкальные руководители дошкольного учреждения. Используя программу М. Л. Лазарева “Здравствуй” (раздел “Целебные звуки”: серия звуков “Тканевая вибрация” и “диафрагмальные толчки”), педагоги учат детей слушать свой организм и оказывать ему помощь, правильно пользоваться дыханием во время физических нагрузок, заниматься релаксацией, обучают умению жалеть свой организм.

    Упражнения системы игрового стретчинга с использованием природных персонажей помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений и музыкальный слух, развивают творческие способности ребёнка. Ухоженный газон позволяет заниматься босиком. Хорошее состояние газона на “Музыкальной полянке” помогают поддерживать дети: регулярно поливают его после занятий, 1 раз в две недели после стрижки газона, вместе с воспитателями сгребают скошенную траву. Часть травы идёт на корм кроликам, остальная высушивается на сено для корма животным в зимний период.

    Станция “Природа – на здоровье!” позволяет детям старшего возраста познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма. Занятия с детьми в форме совместной проектной деятельности проводит педагог дополнительного образования по экологии. В ходе реализации проекта дети узнают многое, например, если появилась ссадина, к ней надо приложить лист подорожника, заболела голова – приложи ко лбу лист мать-и-мачехи, устал – подыши ароматом мяты и настроение поднимется.

    Обеспечение медицинского сопровождения функционирования “Тропы здоровья”

    Организация здоровьесберегающего режима на “Тропе здоровья” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада. Старшие медицинские сёстры систематически осуществляют контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на «Тропе здоровья» в летне-оздоровительный период, ежедневно проверяют санитарное состояние “Тропы здоровья”, делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния “Тропы здоровья”. Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на “Тропе здоровья” в соответствии с концепцией её построения и функционирования.

    Система оздоровительной работы и её результативность

    На наш взгляд в МОУ Центре-детском саду № 381 сложилась эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий на “Тропе здоровья” в летний период, включающая в себя следующие факторы:

    • эколого-гигиенические и закаливающие факторы
    • психологические факторы
    • средства физического и музыкального воспитания
    • лечебно-профилактический фактор

    Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:

    • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
    • положительной динамики росто-весовых показателей;
    • формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
    • желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
    • улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

    Оздоровительная деятельность на “Тропе здоровья” продолжается и в холодный период года: ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры (обливание всего тела холодной водой).

    И в заключение хочется напомнить вам одно справедливое высказывание: “Здоровье – не всё, всё без здоровья – ничто”.

    Желаем здоровья вам и вашим воспитанникам!

    Источник

    Читайте также:  Расписание работы сибирского здоровья
    Оцените статью