Образовательная система провозглашающая приоритет культуры здоровья

Педагогика

lutkovaov.narod2.yandex.ru создано при поддержке VoronVor

Здоровье сберегающие технологии в системе высшего педагогического образования.

Здоровье – это состояние полного

физического, душевного и

Всемирная организация здравоохранения

Здоровьесберегающая педагогика – 1) педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитать у учащихся и реализовать при проведении учебно-воспитательного процесса; 2) образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию при организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей; 3) область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов.

Здоровьесберегающая педагогика связана со школьной гигиеной, лечебной педагогикой, санологией, педагогической психологией, социальной психологией, возрастной психологией, валеологией и др.

Усиление внимания к состоянию здоровья подрастающих поколений, появления здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях вызвано значительным ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы, увеличением физических и психических нагрузок на ребенка в школе, ростом числа детей с различными врожденными и приобретенными за годы учебы в школе патологиями в развитии, а также увеличением молодых людей, страдающих зависимостью от табака, алкоголя и наркотиков.

Основными причинами ухудшения здоровья школьников являются:

— нарушение гигиенических и психогигиенических требований к организации учебного процесса;

— нарушение полноценного отдыха у детей;

— отсутствие достаточной двигательной активности;

— стрессы, вызванные учебными перегрузками, переутомлением, дидактогенией;

— ошибки в применении педагогических технологий;

— авторитарный стиль общения;

— недостаточный уровень знаний у педагогов по возрастной психологии и физиологии;

— слабая учебно-воспитательная работа с учащимися по укреплению их здоровья, формирования установки на здоровый образ жизни;

— отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний по сохранению и укреплению здоровья детей.

Основная цель здоровьесберегающей педагогики – сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания.

Принципы здоровьесберегающей педагогики (по Л.Ф. Тихомировой):

принцип персонификации учебной нагрузки для учащихся требует от учителя в процессе обучения детей сохранения их здоровья, ориентирования на конкретную личность, на конкретного ребенка со своими физическими и психическими особенностями, потребностями, способностями, интересами, ценностными ориентациями. Этот принцип базируется на идеях гуманизма и природосообразности.

принцип компетентной ответственности определяет уровень готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся;

принцип фасилитации предполагает умение учителя выбрать из педагогических средств и методов наиболее адекватные, наиболее целесообразные и в отношении соответствия содержанию предмета, и в отношении соответствия уровню обученности учащихся, а также их уровню способностей и здоровья. Также данный принцип определяет ограниченность педагогических действий в зависимости от физиологических особенностей, здоровья ребенка;

принцип субъектности. С ростом самосознания ребенок должен сам учиться сохранять свое здоровье, следовать принципам здорового образа жизни, укреплять свое здоровье, занимаясь физической культурой, соблюдая режим дня и т.д.

принцип интеграции предполагает, с одной стороны, взаимодействие различных институтов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательном учреждении, а с другой стороны, сочетание направленности деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья школьников и активной работы по устранению негативных воздействий различных факторов (экономических, педагогических, психологических, социальных).

принцип вариативности содержания здоровьесберегающей деятельности выражается в том, что сохранением и укреплением состояния здоровья детей и подростков должны заниматься разные институты, на разных уровнях в зависимости от складывающихся условий, от действия факторов риска, от уровня подготовки специалистов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящая ущерба здоровью его участников.

В содержании здоровьесберегающих технологий выделяются такие направления:

1. Социально-ориентированное направление (охрана прав детей в области здоровья, формирование здорового образа жизни, нормальное питание, режим, борьба с вредными привычками, психогигиена, половое просвещение).

2. Медико-психологическое (медико-гигиенические диагностики и мониторинг, профилактика заболеваний, помощь в лечении, психогигиена и психотерапия).

Г.К. Селевко выделяет следующие структурные компоненты технологии физического воспитания:

1. Физкультурно-спортивные организации (учреждения дополнительного образования, центры спортивно-оздоровительной работы, спортивные комплексы, бассейны, стадионы, спортивные клубы, секции, ДЮСШ).

2. Виды физкультурно-спортивной деятельности (режим ЗОЖ, утренняя гимнастика, бег, легкая атлетика, гимнастика, плавание, аэробика, спортивные игры, туристские походы и др.)

3. Организационные формы:

1) физическая культура:

— занятия, проводимые по твердому расписанию с постоянным контингентом занимающихся (урок физической культуры, секция общей физической подготовки, секции по видам спорта, занятия по лечебной физкультуре);

— физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня:

— в школе (гимнастика перед занятиями, физкультпаузы на уроках, подвижные игры на переменах);

— дома, в группах продленного дня (утренняя гимнастика, водные процедуры, здоровый образ жизни, физкультпаузы во время приготовления уроков, прогулки, подвижные игры);

— внеклассные и внешкольные массово-физкультурные мероприятия (соревнования по школьной программе, соревнования по видам спорта, спортивные вечера, праздники, сборы, туристские походы).

2) современный спорт:

— общедоступный спорт (базовый спорт в системе образования, профессионально-прикладной спорт, спортивные способы рекреации, спортивные способы реабилитации);

— спорт высших достижений (профессиональный, профессионально-коммерческий).

4. Методы: теоретическое освоение, упражнения, тренировки, игры, соревнования, закаливание, контроль, самоконтроль.

— Б.П. и Л.А. Никитины: «Раннее начало физического развития и закаливания»;

— В.Ф. Базарный: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»;

— Г.П. и Е.В. Воронковы «Единство физического и умственного развития»;

— А.Ф. Пазухин: «Приоритет физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности».

Источник

Педагогика здоровья

Главная > Реферат >Педагогика

ИБ – информационный блок;

БОП – блок основных понятий;

КМ – копилка мудростей;

БЗ – блок заданий;

БР – блок рекомендаций;

БСА – блок самоанализа;

КБ – контрольный блок.

I . Здоровье — 1) состояние полного физического, психического и социального благополучия (в соответствии с определением экспертов ВОЗ); 2) динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом.

Психологическое здоровье — высокий уровень социально-психологической адаптации, проявляющийся в гармоничных отношениях с окружающими и субъективным ощущением психологического комфорта.

Социальное здоровье — система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

II . Жизненные навыки — это способность к адаптивному и позитивному поведению, которая позволяет индивидууму эффективно удовлетворять требования и решать проблемы повседневной жизни (определение ВОЗ).

Здоровый образ жизни — 1) категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные усло­вия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, поддерживающих оптимальное качество жизни; 2) комплекс рациональных поведенческих правил, обеспечивающих индивиду защиту от патогенного воздействия факторов окружающей среды; 3) активная и сознательная деятельность личности, группы людей, общества, направленная на улучшение здоровья людей, гармоничное развитие человека; 4) организация всех сторон своего бытия, позволяющая увеличить продолжительность жизни и повысить ее качество; 5) поведение, позволяющее экономить время и деньги на услугах здравоохранения.

III . Фрустрация — дискомфортное психологическое состояние, обусловленное невозможностью достижения цели, затрагивающее самооценку и другие структуры личности.

Стресс — состояние напряжения организма, возникающее при действии чрезвычайных или патологических раздражителей и проявляющееся адаптационным синдромом

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Дидактогения — невроз, вызванный непосредственно системой обучения (или более узко — отношением к ребенку педагога, несправедливым, нетактичным поведением учите ля ).

Эмпатия — способность понимать внутренний мир другого человека, сочувствовать ему, сопереживать.

Рефлексия — принцип человеческого мышления, направляющий его на осознание собственных форм и предпосылок.

IV . Здоровьесберегающие образовательные технологии ( ЗОТ ) — системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; 2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; 3)технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегагащие технологии в школе — системно организованная деятельность, направленная на педагогов, медиков и других специалистов школы, защиту здоровья учащихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом и пребыванием в школе.

Здоровьесберегающая педагогика — 1) педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитать у учащихся и реализовать при проведении учебно-воспитательного процесса; 2) образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию при организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей; 3) область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов.

Здоровьесберегающее пространство школы — территория соблюдения принципов здоровьесберегающей педагогики.

V . П ринцип триединого пред ставления о здоровье — принцип, подразумевающий неразрывное единство здоровья физического, психического и социального.

Принцип активного обучения — принцип, заключающийся в использовании интерактивных форм и методов обучения.

VI . В рабатывание — постепенное повышение показателей умственной работоспособности.

Оптимум — период устойчивый, высокой работоспособности.

Компенсаторная перестройка — период появления утомления, вызывающего снижение максимальной работоспособности, но не проявляющегося в продуктивности деятельности за счет повышения волевого усилия.

VII . Обучение здоровью — любая комбинация обучающей практики, стимулирующей сознательные действия, и решения, принимаемые на основе полученной информации, ведущие к здоровью.

Укрепление здоровья — это процесс, в результате которого человек может эффективно контролировать свое здоровье, а также улучшать его.

Креативность — универсальная творческая способность.

Упражнения — энергизаторы — короткие упражнения, направленные на активизацию внимания и восстановление энергии учащихся.

Интерактивное обучение — это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге.

Мозговой штурм — технология выработки группового решения.

I. Понятие «здоровье» и его составляющие

II. Подходы к решению проблемы сохранения и формирования здоровья школьников

III. Неблагоприятные психические состояния

IV. Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии», их классификация

V. Принципы здоровьесберегающей педагогики

VI. Здоровьсберегающая организация учебного процесса

VII. Обучение здоровью

I. Понятие «здоровье» и его составляющие


У кого есть здоровье – у того есть надежда

У кого есть надежда – у того есть все !

Эта восточная мудрость определяет два самых главных принципа, на которых строится основа человеческого бытия:

Первый — здоровье было, есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, так как дает предпосылки к развитию и совершенствованию души и тела;

Второй — здоровье является высшей ценностью общества, поскольку качество человеческой жизни и состояний человека есть достояние не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. Чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство.

Строго объективных критериев, дифференцирующих понятие «болезнь» и «здоровье», пока нет. Медицинская позиция всегда отталкивается от определенной болезни, которая характеризуете наличием боли, ограничениями, стеснением, страданиями. Здоровье при этом понимается как отсутствие болезни. ВОЗ был провозглашен стратегический принцип: «Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека». Все социологические определения здоровья и болезни определяют болезнь как физический или умственный процесс, который имеет тенденцию ограничивать способность человека действовать, решать поставленные задачи.

Существует более 300 определений здоровья. Из них можно выделить основные, где здоровье определяется: 1) как совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм; 2) как целостное многомерное динамическое состояние в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

1. Психическое здоровье

В 1979г. ВОЗ был введен термин «психическое здоровье» (Mental Health). Его можно определить как состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде. В докладе Комитета экспертов ВОЗ было отмечено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

Совокупный уровень здоровья всех граждан может быть обозначен как общественное здоровье — медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического (душевного) и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о душевном благополучии, необходимо применять комплексный подход.

2. Факторы обеспечения здоровья

Эксперты Всемирной организации здравоохранения определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные:

генетические факторы – 15-20 %

состояние окружающей среды – 20 – 25 %

медицинское обеспечение – 10 – 15%

условия и образ жизни человека – 50 – 55%

Эти данные свидетельствуют о приоритетной роли образования в сохранении и формировании здоровья, поскольку оно помогает человеку построить правильный образ жизни и грамотно заботиться о своем здоровье.

3. Норматив ная база , обеспечения здоровья . За последние 10 лет министерствами здравоохранения и образования проведена работа по формированию нормативной базы, дающей возможность более эффективно заботиться о здоровье подрастающего поколения. В Федеральном законе № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000) на образовательные учреждения законодательством РФ возложена ответственность за: «. жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения ».

В Федеральном законе «Об образовании» устанавливаются социальные гарантии реализации прав граждан на образование, среди них: «Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами». Отдельно в законе прописаны четкие требования по охране здоровья обучающихся, воспитанников, в том числе:

Источник

Читайте также:  Молитва чтобы молиться за здоровье человека
Оцените статью