Общественное здоровье как объект управления

ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Здоровье — это состояние полного физического, душевного и соци­ального благополучия, отсутствие болезней и физических дефектов. Благополучие — это правда, красота, мера, свобода жизни. Для опреде­ления физического, психического и социального здоровья человека надо раскрыть [34]:

• связь наследственности (нормы реакций как генетического по­тенциала здоровья)и здоровья;

• природу психосоматической (связь психики с анатомическими и физиологическими свойствами человека) конституции (генети­ческий потенциал, продукт наследственности и среды, реализую­щей наследственный потенциал);

• связь здоровья с окружающей средой (экологическая валеоло­гия);

• связь здоровья с образом жизни (уровень, качество, стиль, режим жизни, вредные привычки);

• зависимость здоровья от отношения человека к своему здоровью, от установок на здоровый образ жизни, на знание своих возмож­ностей (резерв), санитарно-гигиенических основ жизни.

Сейчас понятие здоровья уточняется и часто определяется как состояние равновесия (баланс) между адаптивными возможностями (потенциал здоровья) и условиями среды, постоянно меняющимися. Многовековой опыт врачей, педагогов, психологов основным зако­ном валеологии определяет: образ жизни человека должен соответ­ствовать его конституции [34]. Конституция всегда индивидуальна и, следовательно, образов жизни столько, сколько людей. Таким об­разом, планируя жизнь, не следует насиловать свою природу, кон­ституцию (биопамять организма, свой «наследственный паспорт», особенности иммунной, нейронной, психологической конституции). Жить надо по законам своей биологической конституции, управлять собой с учетом биологических и психологических возможностей.

Здоровье — состояние организма, при котором правильно, нор­мально действуют все его органы. На здоровье действует система взаимосвязанных факторов (рис. 6.3).

Здоровье — условие успешной и гармоничной жизни. Научиться управлять здоровьем означает:

Рис. 6.3. Основные факторы здоровья


1) освоить законы управления здоровьем и применять их к себе максимально

2) не только получить необходимые знания, а овладеть техноло­гиями, методами управления своим здоровьем;

3) жить и действовать, властвуя собою, учитывая действующие факторы.

Достигать этого можно по-разному, например, универсальным ал­горитмом построения собственной программы управления здоровьем, состоящей из пяти этапов [5]:

• поверить в реальность здоровой жизни;

• трансформировать общие знания в личный опыт;

• определиться с главной конкретной целью;

• разработать и реализовывать план действий;

• оценить результат и воспользоваться им.

Первый этап. Специалисты в области гипнологии считают, что вера — состояние трансовое, что поверить во что-то — значит «за­программировать» себя. Люди часто стареют или заболевают, потому что начали думать об этом, ждут этого, воспринимают это как естест­венный процесс. Еще в древности начали замечать, что люди стареют и умирают потому, что они видят, как стареют и умирают другие (индийский мудрец Шанкара).

В состоянии веры в реальность здорового образа жизни наше «бессознательное», управляющее психофизиологией организма, во многом и нашим поведением, в автоматическом режиме программи­рует то, во что мы верим, чего стараемся достигнуть. Это позволяет уйти от реальных и надуманных ограничений, увидеть новые воз­можности.

Второй этап. Целью его является осуществление осознанного вы­бора, мотивация себя на его достижение. Решается эта задача обеспече­нием стратегического видения, формированием желания достижения будущего его воплощения. «Делая выбор и принимая решения, вы дае­те картине жизнь. Каждое событие становится более определенным, обретает характерные черты. Вы создаете себе набор мозаики, которая будет складываться в полную картину по мере движения вашей жизни . Ваш выбор и принятие решения остаются в Вашей памяти на ее под­сознательном уровне» [5].

Третий этап. Поставив себе цель, человек (по А. А. Богданову) создает условие для своего развития, ее достижения. Цель является фактором, организующим его деятельность. Решение задачи упрощается, если руководствоваться правилами [5]:

• определяйте свою цель в форме позитивных утверждений. Напри­мер, концентрируйте внимание на том, что не желаете болеть, не думайте о негативном;

• формируйте цель таким образом, чтобы иметь возможность до­стичь ее самостоятельно, независимо от действий других: что я могу сделать, чтобы нравиться самому себе, независимо от отно­шения других;

• стройте образ достижения цели. Создание конкретного, дея­тельного и живого образа обладания желаемым, разработка бо­гатого деталями сценария, в котором Вы непосредственно пе­реживаете обладание, является главным звеном в процессе целе­полагания.

Выполнение данных правил реализуется как психофизиологи­ческая технология необратимости выбранной цели. Разрабатывать на четвертом этапе план действий можно с использованием целевой комплексной программы. Оценивая результаты деятельности на пя­том этапе, надо гарантировать себе позитивные переживания, дости­жения, следуя правилам [5]:

• сравнивайте себя с собой; смотрите лишь на собственный прог­ресс; не оглядывайтесь на других; дорога к успеху измеряется собственными достижениями;

• будьте самодостаточны при оценивании своих результатов, ори­ентируясь на самый чувствительный барометр самооценки — собственную удовлетворенность; не убеждайте других в своей значимости;

• воздайте должное своим заслугам; всегда вознаграждайте себя за сделанное самым достойным образом.

Жизнедеятельность человека определяется его психикой — то, что появляется в мыслях, проявляется эмоционально, сказывается на здоровье. «Экология мыслей и чувств — это отправная точка в движении к здоровью и благополучию» [5].

Сегодня в основе наиболее влиятельных концепций — положение К. Маркса о том, что человек является продуктом и объектом обще­ственных отношений. Следовательно, развитие человека требует перестройки общества, условий жизни, что позволяет изменять его сущность. Ранее развитие человека связывали с развитием разума. Открытие теломеразного механизма старения человеческих клеток и выделение фермента теломеразы привело к возможности управле­ния старением человека. Открытие клонирования живых систем дает возможность получения не только генетических копий, но и генетического улучшения потомства, борьбы с болезнями. Таким образом, развитие человека определяется изменением не только ра­зума, но и физиологии. В этом случае можно сделать вывод, что раз­витие мышления, интеллекта, сознания и т. п. обусловлено как об­щественными закономерностями, так и развитием человека. К при­меру, изменения физиологии приводят к изменениям психики, новым потребностям и интересам.

Сегодня ученые связывают развитие человека не только с его естественной природой, а и с совершенствованием естественных и общественных наук. Уже сейчас становится все более ясно, что че­ловеческая способность извлекать и обрабатывать когнитивную ин­формацию генетически детерминирована. Связь генов с культурой осуществляется опосредованно от культуры к генам. Культура и культурные феномены формируют специфические когнитивные механизмы, хотя эти механизмы коренятся в программах развития нервной системы [1; 12; 19].

Информационный фактор развития человека приобретает все большую значимость. Он определяется признанием того, что в осно­ве изменений лежат материальные и идеальные начала природы, а синергически-информационный подход выявляет новые грани фено­мена информации. Информация определяет структуру, упорядочен­ность, устойчивость эволюционных процессов, природных и общест­венных систем. Понимание человека как микрокосмоса, аналогичного макрокосмосу, как утверждал П. Флоренский, приводит к признанию безграничных возможностей в саморазвитии вне непосредственной связи с его общественными отношениями. Более того, общество ста­новится зависимым от степени развития человека. Это делает необ­ходимым признание приоритета человека, а не общества, понимание того, что в основе стратегии общественного развития лежит разви­тие человека. По В. И. Вернадскому эта стратегия должна исходить из господства разума, а не силы и тем более не может определяться формой присвоения благ [9].

Парадигма развития персонала, базирующаяся на идее развива­ющегося человека, принципиально меняет саму методологию уп­равления персоналом. Синергически-информационный подход ис­ходит из нелинейного развития, проходящего по бифуркационному сценарию. При этом количественно-качественные характеристики персонала не обусловлены закономерностями поступательного раз­вития, а становятся результатом выбора одного из возможных на­правлений жизнедеятельности и деятельности человека [25]. Выбор варианта определяется коллективными и индивидуальными ин­формационными воздействиями, которые (к примеру, психотехно­логические) могут коренным образом преобразовывать общество и саму сущность человека. Управление обществом в таком случае ста­новится управлением развитием человека, основанным на инфор­мационной природе.

В условиях мировой экономической интеграции, когда фикси­руется глобализация социальных, производственных и культур­ных отношений, повышается разнообразие потребностей людей, возможностей использования их интеллекта и труда, становление и развитие человека становятся особенно актуальными. Законы си­нергетики требуют осуществлять организацию управления исходя из идеологии устойчивого развития, учета самоорганизации жиз­недеятельности и деятельности человека. Самоорганизация прост­ранства, где происходит становление человеческого в человеке, придает особое значение процессам целеполагания, того образа, с которым человек себя отождествляет. Порождение новых качеств меняет его потребности. Философская антропология решает задачу синтезирования знаний и создания теории человека, разработки его концептуальной модели.

Идет интенсивный поиск новой парадигмы познания человека. Этому способствует осмысление противоречивых и неоднознач­ных философских концепций, накопление конкретных результа­тов исследований. Ранее человек отождествлял себя с одной из форм бытия, над ним довлело — «бытие определяет сознание». Се­годня ученые [3; 17; 19; 26] приходят к осознанию всеединства форм существования, к идее «всечеловека». Понимание того, что человек как объект исследования, объект управления не может быть рассмотрен, к примеру, с позиций 3. Фрейда (где многое све­дено к либидо) или К. Маркса (где он — результат общественных отношений) и других. Философско-антропологическая концепция человека, хотя имеет долю рационального, однако в целом искажает образ человека.

Источник

1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.

Общественное здоровье и здравоохранение (ОЗЗ) — область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения. Это теоретическая основа здравоохранения.

Область практической деятельности ОЗЗ:

1) изучение теоретических и организационных основ здравоохранения (ЗО)

2) изучение влияния социальных условий и образа жизни на здоровье населения

3) разработка критериев оценки общественного здоровья

4) разработка научных прогнозов в области охраны здоровья населения

5) исследование проблем народонаселения и их связей с ОЗЗ

6) исследование процессов урбанизации

7) изучение экологии человека

9) изучение правовых и этических основ здравоохранения.

10) изучение потребностей населения в медицинской помощи и вариантов ее в амбулатории и стационаре

11) разработка санитарных и эпидемиологических аспектов здравоохранения

12) разработка социально-экономических и медицинских мероприятий профилактики

13) разработка комплекса программ снижения и ликвидации наиболее распространенных и тяжелых заболеваний

14) разработка вопросов планирования и управления лечебно-профилактической помощью населения.

15) разработка проблем экономики здравоохранения и его финансирования

16) разработка мероприятий по пропаганде и реализации здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию

17) разработка мероприятий и действий при стихийных бедствиях и других экстремальных ситуациях

а) изучение состояния здоровья населения и влияние на него социальных факторов

б)разработка методик и методология изучения здоровья населения.

в) теоретическое обоснование государственной политики в области охраны здоровья и разработка организационных принципов здравоохранения в государстве.

г) разработка и практическая реализация организационных форм и методов работы медицинских организаций и врачей различных специальностей

д) подготовка и воспитание медицинских работников, как врачей-общественников, врачей – организаторов, организация работы по своей специальности.

Объект исследования ОЗЗ: общество в целом, социальная группа, коллектив, а также обслуживающая их система здравоохранения.

1) здоровье населения в целом, коллективов, социальных групп в зависимости от влияния социальной среды

2) комплекс мероприятий, направленных на его укрепление: формы, методы, результаты работы ЗО.

Основные методы исследований:

1) исторический — необходимо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее

2) статистический — измерять показатели здоровья населения и деятельности медицинских учреждений; б) выявить влияние факторов среды на здоровье; в) определить эффективность лечебных и оздоровительных мероприятий; д) оценить динамику показателей ЗО и прогнозировать их; выявить необходимые данные для разработки новых нормативов здравоохранения.

3) методы эксперимента и моделирования — изыскание и разработка наиболее рациональных организационных форм работы

4) метод экономических исследований — дает возможность установить влияние экономики на ЗО и наоборот

5) метод экспертных оценок

6) метод социологических исследований — выявление отношения населения к своему здоровью, влияния условий труда и быта на здоровье

7) метод системного анализа

8) эпидемиологический метод

История социальной гигиены:

Впервые СГ упоминается в 70-ых г.г. XIX в. в работе Португалова «Вопросы общественной гигиены».

1903 г. — Альфред Гротьян, издает журнал по СГ.

1905 г. — Альфред Гротьян основал научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике

1912 г. — Альфред Гротьян начал читать доцентский курс в Берлинском университете.

1918 г. – музей социальной гигиены в Москве, который возглавил Мальков.

1920 г. — музей преобразован в НИИ социальной гигиены.

1920 г. — первая кафедра социальной гигиены в Берлине

1922 г. — кафедра социальной гигиены в Московском универститете

1924 г. — кафедра социальной гигиены на медицинском факультете БГУ

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Читайте также:  Детский сад проект день здоровья
Оцените статью