ЗДОРОВЬЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, отсутствие болезней и физических дефектов. Благополучие — это правда, красота, мера, свобода жизни. Для определения физического, психического и социального здоровья человека надо раскрыть [34]:
• связь наследственности (нормы реакций как генетического потенциала здоровья)и здоровья;
• природу психосоматической (связь психики с анатомическими и физиологическими свойствами человека) конституции (генетический потенциал, продукт наследственности и среды, реализующей наследственный потенциал);
• связь здоровья с окружающей средой (экологическая валеология);
• связь здоровья с образом жизни (уровень, качество, стиль, режим жизни, вредные привычки);
• зависимость здоровья от отношения человека к своему здоровью, от установок на здоровый образ жизни, на знание своих возможностей (резерв), санитарно-гигиенических основ жизни.
Сейчас понятие здоровья уточняется и часто определяется как состояние равновесия (баланс) между адаптивными возможностями (потенциал здоровья) и условиями среды, постоянно меняющимися. Многовековой опыт врачей, педагогов, психологов основным законом валеологии определяет: образ жизни человека должен соответствовать его конституции [34]. Конституция всегда индивидуальна и, следовательно, образов жизни столько, сколько людей. Таким образом, планируя жизнь, не следует насиловать свою природу, конституцию (биопамять организма, свой «наследственный паспорт», особенности иммунной, нейронной, психологической конституции). Жить надо по законам своей биологической конституции, управлять собой с учетом биологических и психологических возможностей.
Здоровье — состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы. На здоровье действует система взаимосвязанных факторов (рис. 6.3).
Здоровье — условие успешной и гармоничной жизни. Научиться управлять здоровьем означает:
Рис. 6.3. Основные факторы здоровья
1) освоить законы управления здоровьем и применять их к себе максимально
2) не только получить необходимые знания, а овладеть технологиями, методами управления своим здоровьем;
3) жить и действовать, властвуя собою, учитывая действующие факторы.
Достигать этого можно по-разному, например, универсальным алгоритмом построения собственной программы управления здоровьем, состоящей из пяти этапов [5]:
• поверить в реальность здоровой жизни;
• трансформировать общие знания в личный опыт;
• определиться с главной конкретной целью;
• разработать и реализовывать план действий;
• оценить результат и воспользоваться им.
Первый этап. Специалисты в области гипнологии считают, что вера — состояние трансовое, что поверить во что-то — значит «запрограммировать» себя. Люди часто стареют или заболевают, потому что начали думать об этом, ждут этого, воспринимают это как естественный процесс. Еще в древности начали замечать, что люди стареют и умирают потому, что они видят, как стареют и умирают другие (индийский мудрец Шанкара).
В состоянии веры в реальность здорового образа жизни наше «бессознательное», управляющее психофизиологией организма, во многом и нашим поведением, в автоматическом режиме программирует то, во что мы верим, чего стараемся достигнуть. Это позволяет уйти от реальных и надуманных ограничений, увидеть новые возможности.
Второй этап. Целью его является осуществление осознанного выбора, мотивация себя на его достижение. Решается эта задача обеспечением стратегического видения, формированием желания достижения будущего его воплощения. «Делая выбор и принимая решения, вы даете картине жизнь. Каждое событие становится более определенным, обретает характерные черты. Вы создаете себе набор мозаики, которая будет складываться в полную картину по мере движения вашей жизни . Ваш выбор и принятие решения остаются в Вашей памяти на ее подсознательном уровне» [5].
Третий этап. Поставив себе цель, человек (по А. А. Богданову) создает условие для своего развития, ее достижения. Цель является фактором, организующим его деятельность. Решение задачи упрощается, если руководствоваться правилами [5]:
• определяйте свою цель в форме позитивных утверждений. Например, концентрируйте внимание на том, что не желаете болеть, не думайте о негативном;
• формируйте цель таким образом, чтобы иметь возможность достичь ее самостоятельно, независимо от действий других: что я могу сделать, чтобы нравиться самому себе, независимо от отношения других;
• стройте образ достижения цели. Создание конкретного, деятельного и живого образа обладания желаемым, разработка богатого деталями сценария, в котором Вы непосредственно переживаете обладание, является главным звеном в процессе целеполагания.
Выполнение данных правил реализуется как психофизиологическая технология необратимости выбранной цели. Разрабатывать на четвертом этапе план действий можно с использованием целевой комплексной программы. Оценивая результаты деятельности на пятом этапе, надо гарантировать себе позитивные переживания, достижения, следуя правилам [5]:
• сравнивайте себя с собой; смотрите лишь на собственный прогресс; не оглядывайтесь на других; дорога к успеху измеряется собственными достижениями;
• будьте самодостаточны при оценивании своих результатов, ориентируясь на самый чувствительный барометр самооценки — собственную удовлетворенность; не убеждайте других в своей значимости;
• воздайте должное своим заслугам; всегда вознаграждайте себя за сделанное самым достойным образом.
Жизнедеятельность человека определяется его психикой — то, что появляется в мыслях, проявляется эмоционально, сказывается на здоровье. «Экология мыслей и чувств — это отправная точка в движении к здоровью и благополучию» [5].
Сегодня в основе наиболее влиятельных концепций — положение К. Маркса о том, что человек является продуктом и объектом общественных отношений. Следовательно, развитие человека требует перестройки общества, условий жизни, что позволяет изменять его сущность. Ранее развитие человека связывали с развитием разума. Открытие теломеразного механизма старения человеческих клеток и выделение фермента теломеразы привело к возможности управления старением человека. Открытие клонирования живых систем дает возможность получения не только генетических копий, но и генетического улучшения потомства, борьбы с болезнями. Таким образом, развитие человека определяется изменением не только разума, но и физиологии. В этом случае можно сделать вывод, что развитие мышления, интеллекта, сознания и т. п. обусловлено как общественными закономерностями, так и развитием человека. К примеру, изменения физиологии приводят к изменениям психики, новым потребностям и интересам.
Сегодня ученые связывают развитие человека не только с его естественной природой, а и с совершенствованием естественных и общественных наук. Уже сейчас становится все более ясно, что человеческая способность извлекать и обрабатывать когнитивную информацию генетически детерминирована. Связь генов с культурой осуществляется опосредованно от культуры к генам. Культура и культурные феномены формируют специфические когнитивные механизмы, хотя эти механизмы коренятся в программах развития нервной системы [1; 12; 19].
Информационный фактор развития человека приобретает все большую значимость. Он определяется признанием того, что в основе изменений лежат материальные и идеальные начала природы, а синергически-информационный подход выявляет новые грани феномена информации. Информация определяет структуру, упорядоченность, устойчивость эволюционных процессов, природных и общественных систем. Понимание человека как микрокосмоса, аналогичного макрокосмосу, как утверждал П. Флоренский, приводит к признанию безграничных возможностей в саморазвитии вне непосредственной связи с его общественными отношениями. Более того, общество становится зависимым от степени развития человека. Это делает необходимым признание приоритета человека, а не общества, понимание того, что в основе стратегии общественного развития лежит развитие человека. По В. И. Вернадскому эта стратегия должна исходить из господства разума, а не силы и тем более не может определяться формой присвоения благ [9].
Парадигма развития персонала, базирующаяся на идее развивающегося человека, принципиально меняет саму методологию управления персоналом. Синергически-информационный подход исходит из нелинейного развития, проходящего по бифуркационному сценарию. При этом количественно-качественные характеристики персонала не обусловлены закономерностями поступательного развития, а становятся результатом выбора одного из возможных направлений жизнедеятельности и деятельности человека [25]. Выбор варианта определяется коллективными и индивидуальными информационными воздействиями, которые (к примеру, психотехнологические) могут коренным образом преобразовывать общество и саму сущность человека. Управление обществом в таком случае становится управлением развитием человека, основанным на информационной природе.
В условиях мировой экономической интеграции, когда фиксируется глобализация социальных, производственных и культурных отношений, повышается разнообразие потребностей людей, возможностей использования их интеллекта и труда, становление и развитие человека становятся особенно актуальными. Законы синергетики требуют осуществлять организацию управления исходя из идеологии устойчивого развития, учета самоорганизации жизнедеятельности и деятельности человека. Самоорганизация пространства, где происходит становление человеческого в человеке, придает особое значение процессам целеполагания, того образа, с которым человек себя отождествляет. Порождение новых качеств меняет его потребности. Философская антропология решает задачу синтезирования знаний и создания теории человека, разработки его концептуальной модели.
Идет интенсивный поиск новой парадигмы познания человека. Этому способствует осмысление противоречивых и неоднозначных философских концепций, накопление конкретных результатов исследований. Ранее человек отождествлял себя с одной из форм бытия, над ним довлело — «бытие определяет сознание». Сегодня ученые [3; 17; 19; 26] приходят к осознанию всеединства форм существования, к идее «всечеловека». Понимание того, что человек как объект исследования, объект управления не может быть рассмотрен, к примеру, с позиций 3. Фрейда (где многое сведено к либидо) или К. Маркса (где он — результат общественных отношений) и других. Философско-антропологическая концепция человека, хотя имеет долю рационального, однако в целом искажает образ человека.
Источник
1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
Общественное здоровье и здравоохранение (ОЗЗ) — область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья населения. Это теоретическая основа здравоохранения.
Область практической деятельности ОЗЗ:
1) изучение теоретических и организационных основ здравоохранения (ЗО)
2) изучение влияния социальных условий и образа жизни на здоровье населения
3) разработка критериев оценки общественного здоровья
4) разработка научных прогнозов в области охраны здоровья населения
5) исследование проблем народонаселения и их связей с ОЗЗ
6) исследование процессов урбанизации
7) изучение экологии человека
9) изучение правовых и этических основ здравоохранения.
10) изучение потребностей населения в медицинской помощи и вариантов ее в амбулатории и стационаре
11) разработка санитарных и эпидемиологических аспектов здравоохранения
12) разработка социально-экономических и медицинских мероприятий профилактики
13) разработка комплекса программ снижения и ликвидации наиболее распространенных и тяжелых заболеваний
14) разработка вопросов планирования и управления лечебно-профилактической помощью населения.
15) разработка проблем экономики здравоохранения и его финансирования
16) разработка мероприятий по пропаганде и реализации здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию
17) разработка мероприятий и действий при стихийных бедствиях и других экстремальных ситуациях
а) изучение состояния здоровья населения и влияние на него социальных факторов
б)разработка методик и методология изучения здоровья населения.
в) теоретическое обоснование государственной политики в области охраны здоровья и разработка организационных принципов здравоохранения в государстве.
г) разработка и практическая реализация организационных форм и методов работы медицинских организаций и врачей различных специальностей
д) подготовка и воспитание медицинских работников, как врачей-общественников, врачей – организаторов, организация работы по своей специальности.
Объект исследования ОЗЗ: общество в целом, социальная группа, коллектив, а также обслуживающая их система здравоохранения.
1) здоровье населения в целом, коллективов, социальных групп в зависимости от влияния социальной среды
2) комплекс мероприятий, направленных на его укрепление: формы, методы, результаты работы ЗО.
Основные методы исследований:
1) исторический — необходимо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее
2) статистический — измерять показатели здоровья населения и деятельности медицинских учреждений; б) выявить влияние факторов среды на здоровье; в) определить эффективность лечебных и оздоровительных мероприятий; д) оценить динамику показателей ЗО и прогнозировать их; выявить необходимые данные для разработки новых нормативов здравоохранения.
3) методы эксперимента и моделирования — изыскание и разработка наиболее рациональных организационных форм работы
4) метод экономических исследований — дает возможность установить влияние экономики на ЗО и наоборот
5) метод экспертных оценок
6) метод социологических исследований — выявление отношения населения к своему здоровью, влияния условий труда и быта на здоровье
7) метод системного анализа
8) эпидемиологический метод
История социальной гигиены:
Впервые СГ упоминается в 70-ых г.г. XIX в. в работе Португалова «Вопросы общественной гигиены».
1903 г. — Альфред Гротьян, издает журнал по СГ.
1905 г. — Альфред Гротьян основал научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике
1912 г. — Альфред Гротьян начал читать доцентский курс в Берлинском университете.
1918 г. – музей социальной гигиены в Москве, который возглавил Мальков.
1920 г. — музей преобразован в НИИ социальной гигиены.
1920 г. — первая кафедра социальной гигиены в Берлине
1922 г. — кафедра социальной гигиены в Московском универститете
1924 г. — кафедра социальной гигиены на медицинском факультете БГУ
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник