- Обучающиеся с ОВЗ, законы, нормативные документы
- «Об образованиии в Российской Федерации»
- Вы здесь
- Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (стр. 1 )
- Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом
Обучающиеся с ОВЗ, законы, нормативные документы
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Что означает аббревиатура ОВЗ ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.
Категории детей с ограниченным здоровьем :
— с расстройством поведения и общения;
— с нарушениями слуха;
— с нарушениями зрения;
— с тяжелыми нарушениями речи;
— с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
— с отсталостью умственного развития;
— с задержкой психического развития.
Основные положения и понятия, закрепленные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативные документы по организации образования обучающихся с ОВЗ
Источник
«Об образованиии в Российской Федерации»
Рнформационный портал РїРѕ внедрению эффективных организационно-управленческих Рё финансово-экономических механизмов, структурных Рё нормативных изменений, новаций
Вы здесь
Понятие «инвалид» содержится в статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Для детей (лица в возрасте до 18 лет) устанавливается специальная категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082.
Обучающийся может иметь особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонении в поведении, однако не иметь статуса «инвалид» и даже не иметь достаточных медицинских оснований для получения данного статуса. Однако в образовательных целях обучающемуся могут требоваться особая психолого-медико-педагогическая помощь и особая организация обучения и воспитания, необходимость которых устанавливается в результате проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования. Такое обследование проводит психолого-медико-педагогическая комиссия. Она же готовит соответствующие рекомендации для образовательной организации.
Для обучающихся с инвалидностью, в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся определяются, в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»).
Часть 3 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Часть 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает перечень специальных условий (условия обучения, воспитания и развития) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Часть 1 указанной статьи устанавливает, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой.
Толкование этих статей позволяет заключить следующее:
Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе является одним из вариантов получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно может быть рекомендовано психолого-медико-педагогической комиссией и требует согласия родителей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья может обучаться не по адаптированной основной общеобразовательной программе, однако ему могут требоваться специальные условия (условия обучения, воспитания и развития), которые образовательная организация на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии обязана обеспечить.
Источник
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации , Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача . В Положении используются следующие понятия:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающихся с ОВЗ на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
Задачи инклюзивного образования:
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в МДОБУ с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности; освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.
Организационная структура
при организации инклюзивного образования
- В разработке, ресурсном обеспечении, реализации и корректировке результата инклюзивного образования в Адлерском районе г. Сочи участвуют: управление образования администрации г. Сочи, территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, МДОБУ.
Управление образования администрации г. Сочи Адлерского района:
- координирует деятельность МДОБУ по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования; проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования; осуществляет координацию действий различных ведомств, социальных институтов; определяет МДОБУ, в которых организуется инклюзивное образование для лиц с ОВЗ; принимает решение об открытии в МДОБУ групп, реализующих адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ; оказывает консультационное сопровождение по организационно-управленческим аспектам; инициирует и организует проведение мероприятий, направленных на формирование культуры принятия особого ребенка и толерантного отношения к нему; информирования населения об образовательных услугах, предоставляемых всем детям с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования и имеющихся ресурсах его реализации; поддержки и тиражирования успешных практик образования обучающихся с ОВЗ на территории г. Сочи; анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования; осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью МДОБУ по вопросам соблюдения прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного доступного и качественного общего и дополнительного образования; управляет изменением образовательной парадигмы, совершенствованием инклюзивного процесса с использованием современных достижений науки и практики.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия г. Сочи:
- осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психологическом развитии детей; готовит по результатам обследования заключения и рекомендации с указанием специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные комиссией рекомендации.
- самостоятельно разрабатывает и утверждает положение об инклюзивном образовании; разрабатывает и утверждает адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ; реализует адаптированные образовательные программы, обеспечивающие совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития; осуществляет личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный подход в комплексе с коррекционно-развивающей работой для удовлетворения социально-образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, создают условия для социализации детей с ОВЗ; проводит мероприятия по формированию благоприятного психологического климата для воспитанников с ОВЗ в МДОБУ; обеспечивает необходимые условия по созданию безбарьерной образовательной среды: оснащение МДОбУ специальным, в том числе учебным, компьютерным и другим оборудованием; организует работу тьюторов (ассистентов), обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством; взаимодействует в рамках своей компетенции с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам сопровождения лиц с ОВЗ и их семей; осуществляет контроль за освоением воспитанников с ОВЗ образовательных программ.
III. Организация инклюзивного обучения
- Инклюзивное образование детей в МДОБУ может быть организовано:
- посредством совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности; посредством открытия группы компенсирующей направленности; посредством открытия группы оздоровительной направленности; через предоставление услуг дошкольного образования в вариативных формах (посредством открытия группы кратковременного пребывания, консультативного пункта, центра игровой поддержки ребенка и др.).
- По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие модели инклюзии:
полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают МДОБУ наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, обучаются по адаптированной образовательной программе в соответствии с учебным планом, могут посещать кружки, клубы, мероприятия, праздники, развлечения. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий, а также применения дифференцированного подхода при организации образовательной деятельности; частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными занятиями, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого-педагогической комиссии; точечная инклюзия – когда ребенок с ОВЗ включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
- Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в МДОБУ являются:
создание адаптивной среды; повышение квалификации педагогических и руководящих работников; создание психолого–медико-педагогического консилиума для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
- Прием обучающихся с ОВЗ в МДОБУ для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка. Решение о создании в МДОБУ групп инклюзивного образования принимается управлением образования администрации г. Сочи на основании ходатайства руководителя образовательного учреждения. Ходатайство МДОБУ должно содержать:
список обучающихся для зачисления в группу инклюзивного образования; копии заявлений родителей (законных представителей) обучающихся об организации обучения по адаптированной образовательной программе в условиях инклюзивного образования (в отдельной группе), либо совместно с другими обучающимися без ограничений в здоровье); копии заключений психолого-медико-педагогической комиссии на каждого ребенка; подтверждение наличия в МДОБУ специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ с учетом сложности структуры нарушения и образовательных потребностей каждого ребенка.
- Сведения об организации инклюзивного образования в МДОБУ ежегодно передаются в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. Этапы реализации инклюзивного образования в МДОБУ:
- Предварительный этап:
предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей (законных представителей); определение модели инклюзивного образования; определение воспитателя(ей) и группы, в которую зачисляется обучающийся с ОВЗ; определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов – привлечение дополнительных ресурсов); заключение договора с родителями (законными представителями) и зачисление обучающегося с ОВЗ в МДОБУ; разработка адаптированной образовательной программы МДОУ.
- Диагностический этап:
устанавливается на первые три месяца с момента начала обучения в инклюзивной форме; организация диагностической работы воспитателя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ; по истечении диагностического периода психолого-медико-педагогический консилиум выносит заключение о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии. Данное заключение утверждается решением педагогического совета; в случае отрицательного заключения психолого-медико-педагогического консилиума руководитель МДОБУ информирует о принятом решении родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ; вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и оптимальной формы получения общего образования для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
- Основной этап:
корректировка адаптированной образовательной программы МДОУ в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода; реализация адаптированной образовательной программы; мониторинг реализации адаптированной образовательной программы.
IV. Организация образовательной деятельности при инклюзии
- Общая наполняемость группы и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии, а так же численность обучающихся в отдельной группе для детей с ОВЗ определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с установленными требованиями СанПиН. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и организованной образовательной деятельности, которое определяется МДОБУ в соответствии с установленными требованиями СанПиН. Режим работы при оказании услуг инклюзивного образования определяется МДОБУ самостоятельно с соблюдением норм СанПиН. Адаптированные образовательные программы реализуются МДОУ как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом МДОБУ. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом
Источник