Обж 10 класс учебник зож

§ 26. Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни — это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определённого уровня здоровья.

Что такое здоровье?

Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:

  • полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
  • нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда»;
  • умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; а отсутствие болезни;
  • способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Мы остановимся на определении здоровья, которое дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В нём указано, что здоровье — это «состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В обобщённом виде здоровье можно определить как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранять себя, расширять свои возможности, увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать своё благополучие. Смысл слова благополучие в Толковом словаре русского языка (автор С. И. Ожегов) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье — как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения».

Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности индивидуума, через которую достигаются благополучие и счастье.

Читайте также:  Зож рецепты от энуреза

Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных возможностей.

Рассмотрим высказывание по этому поводу из трактата «Об обязанностях» древнеримского политика, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.): «Обязанности мудрого — заботиться о своём имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины».

Таким образом, здоровье — непременное условие эффективной жизнедеятельности человека.

Факторы, влияющие на здоровье

Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырёх факторов:

  • биологические факторы (наследственность) — около 20%;
  • окружающая среда (природная, техногенная, социальная) -20%;
  • служба здоровья — 10%;
  • индивидуальный образ жизни — 50%.

Из этого распределения следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально, так как оно зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни (поведения каждого, его привычек, поступков, стремлений, пристрастий).

В книге Н. М. Амосова «Раздумья о здоровье» говорится:

«В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

Сделаем вывод: во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. Это во-первых. Во-вторых, надеяться нам особенно не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения, а главное — в её постоянном выполнении.

Здоровый образ жизни — это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития.

Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодёжи.

Эта мысль подтверждается официальными данными о состоянии духовного и физического здоровья молодёжи в настоящее время (см. раздел «Дополнительные материалы»),

Основные составляющие здорового образа жизни

Первым шагом к созданию своей индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твёрдой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти по чьему-то указанию. Это должно быть личное глубокое убеждение и уверенность в том, что другого пути к здоровью, реализации своих жизненных планов, обеспечению благополучия для себя, своей семьи и общества просто не существует.

Другим составляющим элементом здорового образа жизни является режим жизнедеятельности. Вся жизнедеятельность человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим жизнедеятельности школьника определён учебным планом занятий в школе, режим военнослужащего — распорядком дня, утверждённым командиром воинской части, режим работающего человека — началом и концом рабочего дня.

Таким образом, режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей.

Режим жизнедеятельности человека трудоспособного возраста должен быть подчинён прежде всего его эффективной трудовой деятельности.

Работающий человек живёт в определённом ритме: он должен в определённое время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно, все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.

Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.

В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задаёт ритм физиологический: в определённые часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.

Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе, при этом подчеркнуть, что отдых — это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.

Наиболее эффективным средством для восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, раз в неделю и раз в году, используя свободное время для укрепления своего физического и духовного здоровья.

Рассказывая о необходимости чередования труда и отдыха, особо следует подчеркнуть, что к важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека.

Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон прежде всего способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, истощению нервной системы, заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна — основа здорового образа жизни.

Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.

Правильное питание — это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит правильно питаться? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твёрдые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека.

Все элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья и долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни.

Выводы

  1. Никакие медицинские учреждения не смогут сделать старшеклассника здоровым, если он не получил навыков здорового образа жизни в семье с самого раннего возраста.
  2. Высокая работоспособность зависит от двигательной активности, закаливания организма, оптимального сочетания умственного и физического труда.
  3. Причинами нарушения здоровья могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон и неполноценный отдых, плохая экология, избыточное или недостаточное питание, вредные привычки, не оказанная вовремя и некачественная медицинская помощь и др.
  4. Здоровый образ жизни предполагает физическую нагрузку, оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, отрицательное отношение к вредным привычкам, позитивное восприятие жизни и др.
  5. Долголетие обретают в первую очередь те люди, которые всегда придерживаются правил здорового образа жизни.

Вопросы

  1. Что включает в себя понятие «здоровье человека»?
  2. Какие факторы оказывают благоприятное и неблагоприятное влияние на здоровье человека?
  3. Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения человека?
  4. Какие можно назвать основные составляющие здорового образа жизни?

Задания

  1. Составьте режим своего дня, который вы считаете наиболее эффективным.
  2. Определите в режиме дня время для занятий физической культурой и спортом.
  3. Поработайте в библиотеке и, используя средства массовой информации, подготовьте сообщение на тему «Духовное и физическое состояние молодёжи в нашем регионе».

Дополнительные материалы к § 26

По результатам комплексного социологического исследования, проведённого недавно ВНИИ МВД Российской Федерации, среди несовершеннолетних москвичей в возрасте 14-17 лет доля постоянно и периодически курящих составила 20,8%, постоянно и периодически употребляющих алкоголь — 8%. Распространённость ранних половых связей среди молодёжи привела к тому, что 23 подростка из каждой тысячи знакомы с венерическими заболеваниями не понаслышке.

Статистика ГУВД Москвы фиксирует тенденцию к омоложению потребителей наркотиков. За последние годы число несовершеннолетних потребителей наркотиков увеличилось в 5,3 раза.

Лидирующее место среди подростков, известных органам здравоохранения как потребители наркотиков, занимают учащиеся школ, лицеев и гимназий — 35,3%. В результате опроса, проведённого среди учащихся столицы, выяснилось, что среди них процент девушек, употребляющих наркотики (10,2% в среднем), ненамного ниже, чем юношей (14,9% в среднем).

Спортом же в свободное от занятий время занимаются всего лишь 35,5% несовершеннолетних москвичей в возрасте 14-17 лет.

Основное отрицательное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин

Источник

Основы безопасности жизнедеятельности
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
10 — 11 классы

Урок 26
§ 26. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность.

Как мы уже говорили ранее, здоровый образ жизни можно характеризовать как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, которая обеспечивает ему духовное, физическое и социальное благополучие, а также снижает факторы риска последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

Когда человек своим неблагоразумным поведением наносит ущерб собственному здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено. Следовательно, жизненные силы организма в основном расходуются на компенсацию того вреда, который человек наносил здоровью своим поведением. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, а продолжительность жизни сокращается.

Каждый человек индивидуален и неповторим. Наследственные качества, стремления человека и его возможности индивидуальны. В определённой степени окружающая человека среда носит индивидуальный характер (дом, семья и т. д.). Значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носят личностный характер. Все могут не курить, но многие курят. Все могут дружить со спортом, но занимается им сравнительно мало людей. Все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это, к сожалению, единицы.

Таким образом, для сохранения и укрепления здоровья каждый человек создаёт свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения.

Образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знании законов жизнедеятельности и мотивах самореализации.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать основные факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима труда и отдыха, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.

Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя, наркотиков, токсикомания, эмоциональная и психическая напряжённость при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Таким образом, здоровый образ жизни — цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья.

Отметим, что здоровый образ жизни — это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выбор алгоритма поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта и возрастных особенностей.

Суть такого поведения — отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий от человека, но всё должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы они не показались напрасными.

Чтобы создаваемая вами система здорового образа жизни имела привлекательность, необходимо хорошо видеть конечную цель усилий. Можно, перефразировав Цицерона, конечную цель сформулировать так: «Здоровый образ жизни — это система поведения человека для достижения благополучия для себя, для семьи и государства».

Напомним, что здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения. Выбор пути каждый человек должен сделать сам.

Для этого вам необходимо:

• иметь чётко сформулированную цель жизни и обладать психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
• помнить, что предрасположенность к болезням передаётся по наследству;
• знать формы поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;
• стремиться быть хозяином своей жизни, верить в то, что правильный образ жизни обязательно приведёт вас к положительным результатам;
• выработать у себя положительное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;
• развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живёте, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
• постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека — вечно двигаться, нет никаких средств, которые бы заменили движение);
• соблюдать правила питания и гигиены;
• соблюдать режим труда и отдыха;
• быть оптимисткой, двигаясь по пути укрепления здоровья, ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, никогда не забывать, что совершенство — в принципе недостижимая вещь;
• радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.

Всё перечисленное должно найти отражение в вашей индивидуальной системе здорового образа жизни.

Решение о том, какой образ жизни вам вести, будете принимать вы сами. Готовых рецептов для каждого нет. Поэтому авторы учебника желают вам своё решение принять обдуманно, с учётом особенностей вашего организма и окружающей среды.

Выводы

1. В большинстве болезней и различных несчастий виноваты не природа и не общество, виноват сам человек.

2. Чаще всего несчастные случаи происходят с человеком из-за безответственного отношения к своему здоровью, к соблюдению норм здорового образа жизни и к правилам безопасного поведения в повседневной жизни.

3. Никакие достижения медицины не прибавят здоровья, если люди сами не научатся его сохранять.

4. Каждому необходимо выработать индивидуальную систему здорового образа жизни.

Вопросы

1. Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения человека?

2. Какое значение имеет здоровый образ жизни для минимизации последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций?

Задания

1. Перечислите основные факторы, которые способствуют формированию здорового образа жизни.

2. Сформулируйте основные направления своего поведения в повседневной жизни для сохранения, укрепления своего здоровья и подготовьте краткое сообщение о них.

Дополнительные материалы к главе 7
Психологический тест «Определите уровень своего здоровья»

1. Что вы сделаете, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше, чем вы?

а) «Возьмёте ноги в руки», чтобы успеть на него;
б) пропустите, будет следующий;
в) несколько ускорите шаг, может быть, он подождёт вас.

2. Пойдёте ли вы в поход в компании людей, значительно более подготовленных, чем вы?

а) Нет, вы вообще не ходите в походы;
б) да, если они вам хоть немного симпатичны;
в) неохотно, потому что это может быть утомительно.

3. Если у вас выдался более тяжёлый день в школе (гимназии, лицее), чем обычно, пропадает ли у вас желание делать вечером что-либо обещающее быть интересным?

а) Вовсе не пропадает;
б) желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного;
в) да, потому что вы можете получать удовольствие только отдохнув.

4. Каково ваше мнение о турпоходах всей семьёй?

а) Вам нравится, когда это делают другие;
б) вы бы с удовольствием к ним присоединились;
в) нужно бы попробовать разок, как вы себя будете чувствовать в таком турпоходе.

5. Что вы охотнее и быстрее делаете, когда устаёте?

а) Ложитесь спать;
б) пьёте чашку крепкого кофе;
в) долго гуляете на свежем воздухе.

6. Что нужно для поддержания хорошего самочувствия?

а) Нужно побольше есть;
б) необходимо много двигаться;
в) нельзя слишком переутомляться.

7. Принимаете ли вы регулярно лекарства?

а) Не принимаете даже во время болезни;
б) нет, в крайнем случае — витамины;
в) да, принимаете.

8. Какое блюдо вы предпочитаете и чаще едите из перечисленных ниже?

а) Гороховый суп с копчёным окороком;
б) мясо, жаренное на решётке, с овощным салатом;
в) пирожное с кремом или со взбитыми сливками.

9. Что для вас наиболее важно на отдыхе?

а) Чтобы были все удобства;
б) чтобы была вкусная еда;
в) чтобы были возможности заниматься спортом.

10. Ощущаете ли вы перемену погоды?

а) Чувствуете себя из-за этого больным;
б) не замечаете вообще;
в) да, если вы утомлены.

11. Каково ваше общее состояние, если вы не выспались?

а) Скверное;
б) один-два раза недоспите — и всё из рук валится;
в) вы так к этому привыкли, что уже не обращаете внимания.

Шкала определения очков за ответы

№ вопроса Цена ответа
а б в
1 10 5 6
2 2 10 0
3 10 6 2
4 1 10 4
5 6 4 9
6 1 9 6
7 6 9 3
8 4 10 1
9 0 2 10
10 0 10 6
11 0 7 2

Результаты.
Свыше 80 очков. Превосходно, вы ведёте здоровый образ жизни.
50—80 очков. Ничего страшного, но необходимо пересмотреть образ жизни.
Менее 50 очков. Вы слишком перегружены, плохо следите за состоянием своего здоровья. Необходимо больше внимания уделить физическому состоянию.

Источник

Оцените статью