Опыт работы ДОУ по охране и укреплению здоровья детей
Епураш Ольга
Опыт работы ДОУ по охране и укреплению здоровья детей
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка-это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма-вот главная цель сотрудников детского сада №20»Щелкунчик». Наш детский сад работает над этой проблемой с момента открытия. Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем. Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год. Система работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия: Утренняя гимнастика (ежедневно в течение года)
-Гимнастика после сна (ежедневно в течение года)
-Воздушные ванны (перед сном, после сна)
-Физкультурные занятия(3 раза в неделю)
-Проветривание (перед сном и после)
-Пальчиковая гимнастика(3 раза в неделю)
-Полоскание горла (ежедневно)
-Витаминизация: соки, напитки, сиропы (ежедневно)
-Закаливание солнцем, водой (в летний период)
-Профилактика плоскостопия (ежедневно)
-Профилактика осанки детей (ежедневно)
-Подвижные игры (ежедневно)
-Работа с родителями по профилактике заболеваний в течение года. Для полноценного физического развития детейи удовлетворения их потребления в движении в ДОУ созданы следующие условия:
-Зал, оснащенный спортивным комплексом и спортивным инвентарем;
-спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
-имеется музыкальный зал;
-функционирует кабинет медицинского работника.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, врачом, инструктором физкультуры, музыкальным руководителем. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах.
-консультации для воспитателей:»Особенности проведения гимнастики после дневного сна»,»Физическая готовность детей к школе»
-выступления на педсоветах:»Охрана жизни и здоровья детей»,»Итоги оздоровительной работы»
-планирование медико- педагогических совещаний:»Эффективность физкультурно-оздоровительной работы», «Итоги оздоровительной работы».
В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды занятий,среди которых преобладают:
-сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
-занятия-тренировки основных видов движений;
-общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Инструктор по физической культуре помогает воспитателям, подбирает упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей.Основными из них являются:
-подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики,
для организации игр между занятиями;
-оборудование физкультурного уголка;
-организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
-оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Для обеспечения здоровья,разумеется важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата.
В детском саду оздоровительныммероприятиям отводится одно из главных мест:
-воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
-рациональное, сбалансированное питание;
-оптимальная двигательная активность, физическая культура;
-закаливание-адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
-профилактическая работа
-здоровье сберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.
Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни.
Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать значение здорового образа жизни, осознать особенности функционирования организма, обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей, взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни, усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья, как правильно вести себя в обществе.
Исходя из принципа «здоровый ребенок-успешный ребёнок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитания детей. Вырастить здорового ребёнка- вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов.
Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.
Консультация для воспитателей «Новые формы работы по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 муниципального образования Тимашевский район «Новые формы.
Нетрадиционные формы работы по сохранению и укреплению здоровья детей «Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым». При выборе нетрадиционных форм необходимо учитывать задачи, содержание,.
План по самообразованию «Современные формы работы с детьми по укреплению и сохранению здоровья в ДОУ» на 2017–2018 гг Актуальность темы: внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную.
Проект по укреплению и сохранению здоровья детей «В мире здоровья» Проект «В мире здоровья» Здоровье человека- это самое важное, что есть у нас в жизни. И его надо беречь заботиться и укреплять с самого.
Консультация «Работа по укреплению здоровья детей. Физминутки» Работа по укреплению здоровья детей. В соответствии с главными требованиями современного стандарта дошкольного образования (ФГОС) вся педагогическая.
Работа по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробуждения Работа по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробуждения Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение.
Советы родителям по охране жизни и здоровья детей Посмотрите внимательно на свою квартиру, двор,в котором играют дети, с точки зрения безопасности для их здоровья. Укрепите качели, отремонтируйте.
Тематический проект по охране жизни и здоровья детей Тематический проект по ОБЖ Срок реализации проекта: краткосрочный Вид проекта: познавательно – игровой. Цель проекта: создание условий.
Взаимодействие ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников (Слайд 2, 3) В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,.
Источник
Создание условий для охраны и укрепления здоровья дошкольников в ДОУ.
методическая разработка по обж на тему
Информация о создании условий для охраны и укрепления здоровья дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsiya_po_zdorovyu.docx | 266.8 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 63
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно — речевого развития воспитанников «Ракета» г .Орска
462420, г. Орск, пр. Ленина, 7А
телефон: …..….. (3537) 2 3-72-21
главному специалисту отдела надзора и контроля за исполнением законодательства
о создании условий для охраны и укрепления здоровья дошкольников
в МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска»
Медицинское обслуживание воспитанников ОУ обеспечивает ГАУЗ «ГБ № 5» г. Орска на основании дополнительного соглашения от 09.01.2014 г. к договору № 90 от 01.02.2012 г.
Для реализации задач физического развития дошкольников и их оздоровления в МДОАУ «Детский сад № 63 г.Орска» создана материально – техническая база: физкультурный и музыкальный залы, тренажёрный зал, медицинский блок, оснащенные соответствующим оборудованием, которое отвечает всем требованиям, предъявляемым к данным помещениям. В медицинском блоке имеются: процедурный кабинет, изолятор, весы медицинские, ростомер, динамометр детский ручной, лампа настольная для офтальмологического и отоларингологического обследования, таблица для определения остроты зрения, тонометр с детской манжетой и др.
В МДОАУ имеется бактерицидная лампа; необходимое оборудование для закаливания детей; созданы уголки для самостоятельной двигательной активности детей. Проводится диспансеризация здоровых детей в возрасте с 5-8 лет с осмотром их врачами – специалистами детской поликлиники, филиал ГАУЗ ДГКБ № 5 г. Орска: окулистом, отоларингологом, хирургом, невропатологом, эндокринологом. При выявлении патологии дети проходят курс оздоровительных мероприятий.
Обеспечить воспитание здорового ребенка, помогает планомерная работа в МДОАУ строится в следующих направлениях:
— создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
— комплексное решение физкультурно – оздоровительных задач в комплексе с медицинскими работниками;
— повышение педагогического мастерства воспитателей;
— воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
Работа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников включает оздоровительный комплекс, обеспечивающий такой уровень здоровья при котором возможно успешное осуществление физической и умственной деятельности. Он состоит из следующих компонентов:
— создание рационального устойчивого распорядка дня;
— наличие ежедневной достаточной двигательной активности;
— систематическое проведение различных видов физкультурных занятий;
— обеспечение самостоятельных занятий по интересам детей;
— проведение закаливающих процедур;
— выработка психоэмоциональной устойчивости ребенка;
В МДОАУ систематизирована работа по адаптации детей к ОУ, которая позволяет постепенно входить ребёнку в детский сад и комфортной его адаптации, формированию у него чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
Психологом проводятся индивидуальные беседы с родителями вновь принятых детей, анкетирование, где выясняются условия жизни, режима, питания, ухода и воспитания ребенка в семье, особенности развития и поведения, определяется прогноз адаптации к ДОУ. На основании бесед и наблюдений за поведением ребенка в группе медицинской сестрой и психологом даются рекомендации воспитателям и родителям, индивидуальные для каждого ребенка. Устанавливается щадящий гибкий режим, неполный день пребывания в ДОУ, согласованный с родителями. Результаты адаптационного периода контролируются и анализируются. Основной контингент детей раннего возраста принят в учреждение с августа по октябрь месяцы.
Питание детей полноценное, сбалансированное, ассортимент соответствует нормам; организовано в соответствии с требованиями СанПиН, имеются технологические карты, двадцатидневное меню, разработанное и утвержденные технологами УО. Доставка качественных продуктов производится своевременно и в нужном объеме, согласно заключенных договор с поставщиками . В меню представляется большое разнообразие блюд, повтор которых в течение 20 дней исключен. В рацион питания ребенка включаются овощи, фрукты, соки. В учреждении устанавливается следующая кратность питания детей: в группах с 12 часовым пребыванием детей четырехразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин); в группе с 10,5 часовым пребыванием трехразовое питание (завтрак, обед, полдник). Контроль за организацией питания и питьевого режима детей в группах проводится медицинской сестрой во время посещений групп (ежедневных обходов в разные отрезки времени). Пищевой блок оснащен всем необходимым технологическим оборудованием.
С целью снижения уровня заболеваемости детей дошкольного возраста в ОУ проводились ежедневные и плановые профилактические мероприятия :
— системное проведение закаливающих мероприятий (воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями; босоногохождение; хождение по ребристой дорожке, мытьё рук до локтя, точечный массаж по методу Уманской (Айтуганова О.В. и Неустроева Л.Я.), комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий (все педагоги), комплексы по профилактике плоскостопия (все педагоги); комплексы по профилактике нарушений осанки; дыхательная гимнастика; снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин); прогулки (все педагоги);
— употребление в пищу лука, чеснока;
— проведение профилактических прививок детям и сотрудникам;
— проведение «С» — витаминизации пищи круглый год.
Двигательный режим организован таким образом, что в него вошли разные виды двигательной деятельности:
— утренняя гимнастика – ежедневно в зале или на улице (в зависимости от погодных условий);
— динамическая пауза – между занятиями;
— подвижные игры – ежедневно в зале или на улице, подобраны с учетом уровня двигательной активности детей;
— спортивные игры и спортивные упражнения – целенаправленное обучение не реже одного раза в неделю;
— индивидуальная работа по развитию движений – ежедневно во время нерегламентированной деятельности;
— гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами – ежедневно;
— занятия по физической культуре – 3 раза в неделю, подобраны с учетом уровня двигательной активности детей. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и здоровья, половые особенности.
— самостоятельная двигательная деятельность – ежедневно под руководством воспитателей в помещении или на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей;
— «День здоровья» — 1 раз в квартал;
— физкультурный досуг – 1 раза в месяц в зале или на улице;
— физкультурно-спортивные праздники – 2 раза в год.
В ОУ созданы все условия необходимые для физического развития дошкольников, а также для приобщения их к здоровому образу жизни. Физкультурный зал оборудован необходимым инвентарём: мягкими модулями (тоннелем, полосой препятствия, сухим бассейном, гимнастическими скамьями, спортивными матами; гимнастической стенкой, ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и другим необходимым оборудованием). Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий. Во всех возрастных группах имеются «Центры здоровья», с необходимым набором спортивного инвентаря (мячи, дуги для пролезания, мешочки для метания, обручи, скакалки, маски для подвижных игр), а так же дидактический материал. В течение года воспитанники детского сада принимали участие в «Малых олимпийских играх», которые проходили в рамках зимней олимпиады «Сочи 2014».
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Объем организованной образовательной деятельности, её продолжительность соответствуют санитарным требованиям. Для детей ясельного возраста от 2 до 3 лет планируются не более 10 единиц организованной образовательной деятельности в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные занятия) продолжительностью не более 8-10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). В теплое время года образовательная деятельность осуществляется на участке во время прогулки.
Продолжительность организованной образовательной деятельности для детей 4-го года жизни составляет не более 15 минут, для детей 5-го года жизни – не более 20 минут, для детей 6-го года жизни – не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни – не более 30 минут.
В середине образовательной деятельности организуют физкультминутку. Перерывы между организованной образовательной деятельностью по образовательным областям составляют не менее 10 минут.
Организованная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей указанную деятельность сочетают с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п.
Режим пребывания детей в МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» (далее режим) предусматривает личностно – ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.
При разработке режима учитывалась форма дошкольного образования, а именно: МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска» работает в условиях сокращённого дня (10,5-часового пребывания) и полного дня (12 часовое пребывание), а также соответствующие нормативно-правовые документы:
— «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.3049-13»;
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Соотношение времени в организованной образовательной деятельности. Образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50 % общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Особенности составления модели организации непосредственно образовательной деятельности МДОАУ «Детский сад № 63 г. Орска»
1.Организованную образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать её с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей.
2. В середине года (январь – февраль) для воспитанников дошкольных групп организовываются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальная, спортивная, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период непосредственно образовательную деятельность не проводится.
3. Проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивается продолжительность прогулок.
Объём двигательной активности . Объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 — 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных организаций.
Образовательная деятельность по физическому развитию . С детьми третьего года жизни организованная образовательная деятельность по физическому развитию осуществляется 3 раза в неделю. Организованная образовательная деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуется 3 раз в неделю. 1 раз в неделю для детей 3-7 лет круглогодично организовывается организованная образовательная деятельность по физическому развитию на открытом воздухе.
Модель организации двигательной активности воспитанников в организованных формах оздоровительно – воспитательной деятельности
Источник