Чем вредна для здоровья олифа?
Здравствуйте , одифа выделяет эфирные и полимидные масла это может вызвать аллергические реакции . Активного вреда не наносит . Горючь . Так же ниже сказанная водоэмульсия , пользуйтесь с умом .
Олифы бывают разными, это натуральная олифа, в составе не менее 97% масел, остальные 3% это сиккативы.
Масло разное, чаще льняное.
Есть так называемая олифа «Оксоль» там масла всего 55% остальное сиккативы и растворители.
Есть синтетические олифы, в составе которых нет натуральных масел вообще.
Если рассматривать натуральную олифу, то вред для здоровья может быть от тех самых сиккативов в составе, сиккативы это соединение металлов, таких как свинец, стронций и.т.п.
Вред свинца очевиден.
Но опять же в составе олифы их не большое количество, то есть вред для здоровья если и есть, то он минимальный.
В самом масле (натуральном) находятся эфирные вещества, они летучие, тут прямого вреда для здоровья нет, но у некоторых пользователей от запаха этих летучих веществ могут быть головные боли.
Вред синестетических олиф более очевиден, но они как правило используются для наружных работ, да и состав у них разный, то есть вред для здоровья не очевиден.
Олифы в составе которых растворители вредны для здоровья что называется «по умолчанию».
Вдыхание паров растворителей могут привести к слабости, даже к параличам, головным болям, поражаются органы дыхания, нервная система и.т.п.
Источник
Олифа: может ли этот материал конкурировать с современными антисептиками?
Олифа — материал с многовековой историей. С ней издревле работали и строители, и столяры, и художники-иконописцы. Дерево, защищенное этой пропиткой, служило не одно десятилетие. Но может ли вареное растительное масло составить конкуренцию современным продуктам?
Первое и основное преимущество настоящей, «классической» олифы — натуральность. Материал, содержащий до 97% растительного масла, наверняка понравится тем, кто не хочет покрывать дерево синтетическими составами. Но если рассмотреть олифу поближе, целесообразность ее использования может вызвать некоторые сомнения. Итак, попробуем разобраться.
Натуральная олифа из льняного масла
Современная олифа зачастую отличается от той, что делали наши предки. Да, как и прежде, растительное масло фильтруют и варят, чтобы оно стало густым, но кроме того, в него могут вносить специальные добавки — сиккативы. Марганец, свинец, кобальт, литий, стронций — даже названия этих модификаторов настораживают. Зачем нужна вся эта «химия»? Ответ прост — для того, чтобы ускорить затвердевание продукта. К сожалению, натуральные масла сохнут очень медленно. И если использовать натуральную олифу без сиккативов (а такие препараты есть) ждать полного застывания придется долго — порядка 5-7 дней.
Впрочем, это, пожалуй, единственный недостаток натуральной олифы. За столь долгий срок затвердевания препарат успевает глубоко проникнуть в древесину и затвердеть в его толще. Конечно, такая защита будет куда надежнее и долговечнее, чем от модифицированной олифы, которая высыхает всего за сутки.
Скорость полимеризации олифы зависит не только от добавок, но и от вида исходного сырья. Лучше всего показывают себя конопляное и льняное масла. Подсолнечное густеет значительно медленнее
Согласно действующему ГОСТу 7931-76 олифа должна содержать не менее 97% растительного масла. Но некоторые производители стремятся обойти столь жесткие требования, вводя в состав сиккативы и утверждая при этом, что материал абсолютно натуральный.
Распознать олифу с добавками можно по виду и запаху. Настоящая олифа имеет коричневый цвет и источает приятный сладковатый аромат растительного масла. Едкие «химические» нотки должны насторожить. Как и невыполнимые обещания производителя. Если в описании препарата из семян подсолнечника значится, что он твердеет за 24 часа, можно быть абсолютно уверенным, что в составе есть химические добавки. Чистая олифа на основе этого медленно застывающего масла физически не может высохнуть за столь короткий срок.
Олифа плохо переносит истирающие нагрузки, так что для напольных покрытий ее не используют. Но для стен, потолков, мебели и декоративных изделий она подходит
О том, как хорошо натуральная олифа защищает древесину от паразитов, ультрафиолета, влаги и других агрессивных факторов, красноречиво свидетельствуют древние иконы, написанные несколько столетий назад. Художники-иконописцы и по сей день предпочитают использовать препараты на основе растительных масел, игнорируя современные высокотехнологичные лаки.
Очевидно, что олифа может составить достойную конкуренцию современным продуктам, но использовать ее стоит лишь в том случае, когда нет жестких ограничений по времени. То есть когда мастер может себе позволить подождать несколько дней, пока на поверхности деревянного изделия не образуется прочный защитный слой. Кстати, процесс полимеризации будет продолжаться даже после затвердевания, и с годами пропитка будет становиться лишь прочнее.
Но как быть, если время работы ограничено? Для этих случаев предназначена полунатуральная олифа под названием оксоль. Растительные масла занимают в ней около 55%, а остальные 45% отводятся на растворитель и сиккативы.
Преимущество оксоли перед чистой олифой — быстрое время затвердевания (порядка 24 часов) и относительно низкая цена. При этом материал образует прочную, эластичную и долговечную пленку, ненамного уступая своему натуральному прародителю. Недостаток же, по сути, один — едкий «химический» запах, который сохраняется даже после затвердевания препарата.
Из-за резкого запаха оксоль используют в основном при наружных работах. Для внутренней отделки больше подходит натуральная олифа
Близким родственником оксоли является комбинированная олифа, в которой масла чуть больше (70%), а растворителей чуть меньше (30%). Она несколько прочнее оксоли, и пахнет не так сильно, что допускает использование внутри дома. Определиться с назначением поможет маркировка. На литеру «К» можно не обращать внимания, подсказку дает цифра. Продукты с нечетными кодами, например, «К-3», предназначены для наружных работ, а с четными, например, «К-12» — для внутренних.
Кстати, комбинированную олифу можно использовать для защиты минеральных поверхностей. Состав наносят на уже затвердевшую штукатурку в качестве грунта перед окрашиванием масляными красками.
И наконец, синтетическая (нефтеполимерная) олифа — ансоль. Впрочем, имеет ли она вообще отношение к олифам — спорный вопрос. Натуральные масла занимают в ней не более 20>. Остальное — растворители и продукты нефтепереработки, такие, как сланцевый бензин или дизельное сланцевое масло. Очевидно, что ценителям натуральных, экологически чистых материалов такой продукт не подойдет. На него даже не существует ГОСТа, так что производитель может смешивать «коктейли» по своему усмотрению.
Ансоль используют в основном в качестве растворителя для густотертых красок, паст и шпаклевок при отделке наружных поверхностей. В помещениях она неуместна из-за очень сильного запаха. По сути, единственным достоинством данного препарата является низкая цена. Качество, как уже говорилось выше, проконтролировать невозможно. Из всей линейки продукции неплохие характеристики выдают лишь алкидные составы, представляющие собой относительно новую разработку на основе современных полимеров.
И в завершении темы — пара практических советов по выбору продукта. Олифа, из чего бы она ни была сделана, должна иметь однородную консистенцию. Осадок, комки и включения жидкости другого оттенка — тревожные сигналы.
Выбирая синтетическую олифу, стоит спросить у продавца гигиенический сертификат. Уважающие себя компании имеют такой документ на свою продукцию.
Источник
внутренняя отделка деревянного дома
Олифа: вредна или безопасна?
Для получения красивого оттенка дерево обрабатывают чистой олифой. Кроме этого часто отделка деревянного дома идет с использованием красок с содержанием олифы. Поэтому возникает вопрос о безопасности этого вещества.
Состав олифы
Изготавливают это вещество из масел растительного происхождения. К основе добавляют сиккативы – вещества, которые существенно уменьшают время до полного высыхания состава. Такие добавки — это чаще всего соединения разных металлов.
Типы олифы:
- Натуральная — здесь наблюдается содержание природного масла как минимум девяносто семь процентов;
- Оксоль – здесь масла всего пятьдесят пять процентов, остальное – это добавки;
- Комбинированная – отличие от оксоля — в процентном содержании масла;
- Алкидная – здесь масла нет, его заменяют алкидной смолой;
- Синтетическая – используют химические заменители масел и смол.
Первые три разновидности широко используются при строительстве и отделке бревенчатых домов.
Какой может быть вред от олифы?
Самый «безобидный» на первый взгляд тип – на основе масла. Само по себе масло растительного происхождения не токсично, но есть нюансы:
1) Сиккативами выступают опасные металлы – соединения свинца или стронция. Но их концентрация невелика и о критических пределах речь никогда не идет. Металлические соединения воздействуют на масло и после полного высыхания, что становится причиной разрушения и окисления верхнего слоя из-за чего он начинает выделять токсичные пары.
Чтобы это не представляло опасности содержание сиккативов в качественной олифе незначительно, а концентрация токсинов при окислении мала, кроме этого процесс вялотекущий и может продолжаться много лет. Поэтому использовать олифу можно, исключения – это изделия плохого качества, сделанные неизвестными производителями.
2) Эфирные масла. Все они имеют летучие соединения, которые, как обещают производители, не опасны. Но многие такие вещества обладают неприятным запахом, а он — это частая причиной мигрени. Могут быть и аллергические проблемы, что особенно актуально при длительном контакте с эфирными парами.
3) Окисление. Некоторые ученые считают, что масло при окислении становится канцерогенным. Но для этого концентрация и количество окисленного маслянистого вещества должны быть очень большими — такое возможно только на лакокрасочном производстве.
4) Синтетические масла. Безопасность зависит от состава, и оценить потенциальный вред «на глаз» нереально.
Самый большой вред от олифы — это неприятный запах. Избавиться от него можно при помощи проветривания, а при высыхании краски проблема исчезнет.
Источник
Лакокрасочные материалы (ЛКМ) и их воздействие на организм человека
Крупный пожар на территории торгового комплекса в подмосковных Мытищах ликвидирован, пожарные продолжают проливать горевшие конструкции ангара, пострадавших нет, сообщил в понедельник РИА Новости представитель пресс-службы МЧС РФ по Московской области.
Лакокрасочные материалы (ЛКМ) представляют собой совокупность отделочных строительных материалов на органических и неорганических связующих, образующих на обрабатываемой поверхности пленку с заданными свойствами. Основными компонентами ЛКМ являются связующее (пленкообразующее) вещество и пигменты или красящие вещества, определяющие эстетические и декоративные свойства ЛКМ. Кроме того, в состав ЛКМ могут входить растворители (вещества, регулирующие вязкость ЛКМ), отвердители (вещества, способствующие ускорению высыхания ЛКМ), наполнители (вещества для удешевления ЛКМ и усиления их некоторых свойств), специальные добавки к ЛКМ, призванные решать узкие задачи (например, уменьшающие образование пузырьков).
Функционально и весьма условно ЛКМ можно разбить на шесть основных групп: краски, лаки, эмали, грунтовки, шпатлевки и порошковые краски.
По химическому составу ЛКМ делятся на масляные, алкидно-акриловые, перхлорвиниловые, эпоксидные, органосиликатные, кремнийорганические и т.д.
Совсем условно деление ЛКМ по их предназначению: атмосферостойкие, водостойкие, маслобензостойкие, химически стойкие, термостойкие, электроизоляционные и т.д.
Основным назначением лакокрасочных материалов является защита материалов от разрушения: металлов от коррозии, дерева от гниения и т.д., а также придание изделиям декоративного вида. Помимо этого ЛКМ могут выполнять и ряд других специфических функций, определенных областью применения того или иного материала.
С одной стороны, лакокрасочные материалы — это химические продукты, которые содержат в своем составе вредные для человека вещества. Все товары бытовой химии, в том числе и лакокрасочные материалы, поступают в торговую сеть только после их тщательной проверки и с разрешения Главного санитарного врача Министерства здравоохранения РФ. Правила обращения с материалом указываются на этикетке или в специальной инструкции, приложенной к материалу.
С другой стороны, многие лакокрасочные материалы, а также вспомогательные вещества являются огнеопасными, и даже взрывоопасными. Естественно, аварийная ситуация создается только в особых условиях, но, для того чтобы предотвратить эту опасную ситуацию, нужно неукоснительно соблюдать правила противопожарной техники.
Общее правило работы с любыми химическими продуктами заключается в том, что, получив препарат, нужно ознакомиться с его особенностями, порядком применения, условиями хранения, обратив особое внимание на предупреждающие знаки и надписи. Для лакокрасочных материалов, поступающих в продажу, эта информация дается на этикетке.
Все растворители, лаки, краски, эмали (кроме воднодисперсионных и водорастворимых) являются горючими материалами; большинство растворителей легко вспыхивает, а пары их могут взрываться. Поэтому недопустимо хранение больших количеств лакокрасочных материалов в домашних условиях. По возможности надо максимально сокращать время хранения материалов и постоянно следить за условиями их содержания.
Лакокрасочные материалы рекомендуется хранить в плотно запирающихся шкафах или ящиках; в этом случае они представляют меньшую опасность в пожарном отношении. Хранить лакокрасочные материалы рекомендуется в помещениях с температурой не выше 25° С, вдали от нагревательных приборов, предохраняя от попадания влаги и прямых солнечных лучей.
Тара, в которой хранятся лакокрасочные материалы, должна быть исправной, плотно закрывающейся, чистой, с заводской маркировкой, приведенной на этикетке.
Алюминиевая пудра при увлажнении склонна к самовозгоранию, поэтому ее нужно держать в плотной закрытой таре, тщательно оберегая от попадания влаги. Категорически запрещается сушить алюминиевую пудру при повышенных температурах даже при отсутствии открытого огня.
Вредные вещества, входящие в состав лакокрасочных материалов, могут оказывать воздействие на организм человека через дыхательные пути, кожу и пищеварительный тракт. Вместе с воздухом через дыхательные пути в легкие человека попадают пары растворителей и аэрозоль, содержащий как твердые частички, так и жидкий компонент краски. При этом вредные вещества, попавшие в организм через дыхательные пути, оказывают большее отрицательное воздействие, чем при поступлении через желудочно-кишечный тракт, так как в этом случае они быстрее попадают в кровь.Большое значение имеет летучесть растворителей: чем она выше, тем быстрее загрязняется воздух помещений. По летучести растворители, применяемые в быту, распределяются на легколетучие (бензин, ацетон) и среднелетучие (бутилацетат, ксилол, бутанол, сольвент).
Почти все растворители оказывают на организм отрицательное воздействие; при невысоких концентрациях это проявляется в возбуждении, а при высоких концентрациях — в головных болях, головокружении, сонливости, повышенной раздражительности, тошноте и рвоте.
Отдельные растворители (ацетон, бензин, спирты и др.) раздражают слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей и могут также вызвать кожные заболевания воспалительного и аллергического характера. Растворители, попавшие в организм в большом количестве, могут вызвать острую форму отравления. Это может произойти при окраске больших поверхностей без надлежащего проветривания помещения. Окраска подогретыми лакокрасочными материалами также может привести к созданию высокой концентрации паров растворителей в зоне дыхания и острому отравлению.
В пищеварительный тракт вредные вещества могут попасть при приеме пищи (если руки плохо вымыты), курении.
Опасность для человека в условиях пожара определяется тремя основными факторами: воздействиями высоких температур, дыма и токсичных продуктов горения. Из-за них люди гибли испокон веку. Однако если раньше от ожогов погибало более 60% пострадавших, то в настоящее время их удельный вес снизился до 20-15%, а число отравленных токсичными продуктами горения возросло в ряде случаев до 70-80% от общего числа погибших, что связывается исследователями с широким внедрением во все отрасли производства, строительство и быт полимерных материалов.
Полимерные материалы и продукция из них (соответственно и ЛКМ) относятся к категории пожаровзрывоопасных и горючих в соответствии с ГОСТ 12.1.044-89 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения».
Безопасность лакокрасочного материала
Согласно ГОСТР 52362- 2005, безопасность лакокрасочного материала — состояние лакокрасочного материала в течение его жизненного цикла, характеризуемое отсутствием недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, в том числе жизни или здоровью животных и растений, а также имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу.Безопасность лакокрасочного материала обеспечивается оптимальным балансом компонентов лакокрасочного материала, позволяющим понизить до приемлемого уровня риск нанесения ущерба здоровью потребителей и окружающей среде.
Летучее органическое соединение в лакокрасочном материале: ЛОС в лакокрасочном материале — любая органическая жидкость или любое твердое органическое вещество, присутствующее в лакокрасочном материале, самопроизвольно испаряющееся при определенных значениях температуры и давления атмосферы.
Вредное вещество (лакокрасочного материала) — вещество, которое при контакте с организмом человека в течение жизненного цикла лакокрасочного материала может вызвать профессиональные заболевания или другие отклонения в состоянии здоровья.
При производстве лакокрасочного материала к вредным веществам относят пары летучих органических соединений, аэрозоли, представляющие собой дисперсные системы, состоящие из жидких частиц летучих органических соединений и/или твердых частиц пигмента и/или наполнителя, находящихся во взвешенном состоянии в воздухе рабочей зоны.
Загрязняющее вещество (лакокрасочного материала) — вещество или смесь веществ лакокрасочного материала, которые в количестве и/или концентрации, превышающих установленные для химических веществ нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Токсичность лакокрасочного материала — совокупность свойств, внутренне присущих химическим веществам, входящим в состав лакокрасочного материала, характеризующих способность химических веществ оказывать вредное воздействие, которое проявляется только при контакте с живым организмом.
Пожаровзрывоопасность лакокрасочного материала — совокупность свойств лакокрасочного материала, характеризующих его способность к возникновению и распространению горения.
Следствием горения в зависимости от его скорости и условий протекания может быть пожар или взрыв.
Воспламенение лакокрасочного материала — пламенное горение лакокрасочного материала, инициированное источником зажигания и продолжающееся после его удаления.
Пожарная безопасность производства (лакокрасочного материала) — состояние производства лакокрасочного материала, при котором с установленной вероятностью исключена возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечена защита материальных ценностей.
Пожаровзрывобезопасность производства (лакокрасочного материала) — обеспечение предотвращения взрывов и пожаров внутри технологического оборудования, защиты технологического оборудования от разрушения, исключение возможности взрывов и пожаров в объеме производственных зданий и снижение тяжести их последствий при производстве лакокрасочного материала.
Показатель токсичности продуктов горения (лакокрасочного покрытия) — отношение количества лакокрасочного покрытия, эксплуатируемого внутри помещения, к единице объема замкнутого пространства, в котором образующиеся при горении лакокрасочного покрытия газообразные продукты вызывают гибель 50 % подопытных животных.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Источник