Определение понятия здоровье школьника

Здоровье школьника
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Здоровье человека, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени его жизнедеятельности.

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_shkolnika.docx 18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Здоровье школьника».

Здоровье человека, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени его жизнедеятельности.

Среди факторов, негативно влияющих на здоровье и развитие детей в системе образования, выделяют как низкий уровень культуры здоровья в обществе, ведущий к нездоровому образу жизни, так и факторы образовательной среды школы. Во многом, конечно, винить можно образ жизни современных школьников.

Характеризуя образ жизни петербургских школьников , необходимо отметить ряд негативных изменений за анализируемый период (данные за последние 10 лет).

Т енденции, характеризующие образ жизни школьников Санкт-Петербурга :

  • в настоящее время у 70% детей школьного возраста отмечается недостаточная двигательная активность, более половины учащихся вообще не занимаются физической культурой;
  • нарушения структуры и режима питания (43,6% старшеклассников питаются без режима, когда захотят; 68,3% из них не едят в школе);
  • нарушения структуры досуга, в том числе преобладание малоподвижных видов занятий (компьютер и ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе во всех возрастных группах;
  • возрастание риска употребления психоактивных веществ (о результатам анкетирования у 42,9% большинство сверстников курят, у 36,2% — употребляют алкоголь, у 8,4% — пробовали наркотики);
  • снижение с возрастом готовности к здоровому образу жизни. И что немаловажно, зачастую здоровый образ жизни среди подростков просто считается немодным.

Характеризуя проблемы участников образовательного процесса, необходимо отметить проблему профессионального здоровья и образа жизни педагогов школ Санкт-Петербурга.

По результатам исследований СПбАППО на выборке 1207 педагогов Санкт-Петербурга в 2000-2007 гг. средний возраст педагогов 42,3 лет, средний педагогический стаж 19,0 лет; из них с высшим образованием 89,7%. Только 46,2% из них имеют высокий уровень эмоциональной устойчивости, 28,7% имеют высокий уровень нейротизма, 66,3% педагогов имеют высокий уровень личностной тревожности. Наблюдается значительное снижение эмоциональной устойчивости с увеличением педагогического стажа и возраста (за первые 10 лет стажа – почти в два раза). 75% педагогов считают свое здоровье удовлетворительным или плохим.

Как показывают результаты исследования, проведенного кафедрой психологии СПбАППО в ноябре 2009 — январе 2010 года на выборке из 3312 педагогов ОУ города, 69% педагогов испытывают чувство усталости на работе, 54% — нарушения сна, 45% — подавленное настроение, 42% — повышенное артериальное давление, аритмию.

В то же время мало кто систематически и целенаправленно занимается своим здоровьем, оправдывая это необходимостью больших материальных затрат (19% опрошенных), отсутствием времени (16%), нехваткой силы воли (13%), наличием более важных дел (11%), отсутствием соответствующих условий (11%).

Среди способов поддержания крепкого здоровья 29% педагогов просто избегают вредных привычек, лишь 8% самостоятельно занимаются физическими упражнениями, 6% посещают врача с профилактическими целями, 4% практикуют специальные оздоровительные системы.

Такое отношение педагогов к своему здоровью определяет и их отношение к здоровью учащихся: по данным мониторинга РСОКО, в котором участвовали 448 педагогов, 78% из них считают здоровье учащихся удовлетворительным или плохим; 63,6% считают, что здоровье детей ухудшается по мере обучения в школе. В то же время только 25,7% педагогов осознают необходимость собственного повышения квалификации в области здоровья; 24,5% — проведения внеклассной работы в этой области, 43,8% — создания службы здоровья. Подавляющее большинство считают уместными в школе массовые мероприятия (75,3%).

Тем не менее, по статистике на сегодняшний день проблемы со здоровьем у каждого пятого первоклассника, а 40 % выпускников имеют более 2 диагнозов. По данным РАМН, сегодня среди выпускников российских школ только 3% здоровых детей. Три человека из ста! А до 70% старшеклассников страдают хроническими заболеваниями. Причем здоровье ребят резко ухудшается именно за годы обучения.

Более 30% детей имеют отклонения в физическом развитии. И этот показатель постоянно растет. Отмечается снижение физической силы у подростков. К примеру, лишь 50% из них в состоянии выполнить возрастные нормативы физической подготовки.

За последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15-17 лет — на 65%. Нарушения здоровья у 30% школьников средних и старших классов приняли хронический характер. Наиболее часто встречаются заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, зрения, возросло число психических расстройств.

Отмечается, что в течение последних 15 лет число школьников, имеющих проблемы со здоровьем, постоянно увеличивается. Это крайне тревожная тенденция.

По мнению экспертов, «дети испытывают колоссальные нагрузки в школе и дома», при этом их двигательная активность постоянно снижается из-за массового увлечения компьютерами.

Кроме того, серьезной проблемой является неправильная организация питания. Половина школьников не завтракают ни дома, ни в школе. Около 17% детей имеют лишний вес, в то время как у 20% ребят наблюдается дефицит массы тела.

Чтобы этого избежать, родителям нужно внимательно следить за здоровьем ребенка с самых первых дней учебы. А в то время, когда дети находятся в школе, эта ответственность автоматически перекладывается родителями на нас – педагогов.

В продолжение разговора о здоровьесбережении школьников хочу поговорить о проблемах медицинского обслуживания в школах. Известно, что медицинское обслуживание в школах, мягко говоря, идет не в ногу со временем. Во многих школах медицинская деятельность осуществляется «приходящими» мед. работниками из лечебно-профилактических учреждений. Соответственно медицинские работники находятся в школах эпизодически, а не в течение всего учебного дня, поэтому не выполняют в полном объеме работу в соответствии с перечнем обязанностей медицинских работников, обслуживающих детей в школах. Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья обучающихся, оказание первой медицинской и врачебной помощи. Как все мы хорошо понимаем, помощь такого рода может потребоваться внезапно. Но как можно быть уверенным в своевременном ее оказании (речь идет и об учителях и о родителях), если работники медицины в школах в большинстве своем «приходящие».

Реализация Закона «Об образовании» требует наличия медицинского персонала во всех образовательных учреждениях. Но за последние пять лет наблюдается резкий спад количества медицинского персонала в школах и детских садах. Во многих образовательных учреждениях один специалист обслуживает 3-4 учреждения, что не позволяет обеспечить медицинский контроль в течение всего дня.

Исходя из сложившейся ситуации, я считаю, что единственное (но немаловажное), что мы (педагоги) можем сделать, это проявить повышенное внимание к уровню культуры здоровья наших учеников и максимально привлечь родителей к этому процессу. Ведь многие родители даже не подозревают, как много они могут сделать для поддержания и сохранения здоровья своих детей.

Помимо всех известных нам методов работы в этом направлении (в начальной школе – зрительные физминутки, смена видов деятельности, поддержание осанки и т.д.) можно найти много интересных форм работы в оздоровительном направлении школьников. Сейчас многие из нас получили часы внеурочной деятельности, в рамках которой можно проводить специальные мероприятия в этом направлении. Если таких часов нет, можно проводить классные часы или включать эту работу в сами уроки (в физ.паузы или в отдельные упражнения). Это могут быть беседы с детьми о зрении, осанке, компьютерах, телевизорах, правильном питании, словом, обо всем, что сможет повысить уровень их знаний о собственном здоровье.

Сейчас, в век компьютерных технологий, появились даже специальные электронные приложения, направленные на обучение детей культуре здоровья. Большинство из них, к сожалению, на английском языке

Современные дети много времени проводят за компьютерными играми, почему бы не сделать их увлечение чуть более полезным.

Источник

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 21.12.2017

Статья просмотрена: 1415 раз

Библиографическое описание:

Гуцу, В. Ф. Составляющие здорового образа жизни младшего школьника / В. Ф. Гуцу, А. В. Топор, М. Д. Ушнурцев. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13516/ (дата обращения: 09.06.2021).

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника.

С поступлением в школу для ребенка начинается один из сложнейших переходных периодов. Привычный вид деятельности — игра меняется на учебную деятельность. Основной формой работы становится урок, предъявляющий для него новые требования. Его обязанности, помимо учебы, часто дополняют занятия языками, посещение спортивных секций, музыкальной или художественной школы, всевозможных кружков. При этом, отправляя детей в школу, родители хотят, чтобы их ребенок был успешным в учебе и общении со сверстниками. И порой совсем забывают о здоровье, которое в этот период жизни требует к себе особо пристального внимания.

На сегодняшний день существует множество определений понятия «здоровье». Так, согласно С. И. Ожегову здоровье — это «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое и психическое благополучие» [6].

И. И. Брехман отмечает, что здоровье — это «не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой… это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации» [3].

Т. Ф. Акбашев, один из основателей валеологии называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком [1].

Многомерность и динамичность состояния здоровья, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции описывается Т. В. Карасевой [5].

Г. Л. Апанасенко считает, что человека необходимо рассматривать как биоэнергоинформационную систему, объединяющую тело, психику и духовный элемент, а значит «здоровье» подразумевает гармоничное развитие данной системы, причем, нарушение любого элемента отражаются на устойчивости всей системы [2].

В. П. Казначеев так же выражает смысл понятия о здоровье человека с позиции системного комплексного подхода [4].

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.

Г. Л. Апанасенко говорил: «Здоровый образ жизни — это деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой» [2].

Анализ различных подходов к определению понятия «здоровье», дает возможность рассматривать его как интегративную характеристику личности, охватывающую как внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающую в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия между возможностями человека к адаптации и постоянно меняющимися условиями среды.

Соблюдение комплекса мероприятий, направленных на сохранение, укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни. Чтобы понять, на чем и как строиться планирование здорового образа жизни младшего школьника, рассмотрим, факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье и пути их устранения:

‒ Длительное сидение с неправильной осанкой за партой во время уроков, а также при выполнении домашней работы. Портфель, в который укладываются учебники, а также многочисленные рабочие и проверочные тетради, атласы, пособия — тяжелая ноша для младшего школьника (при покупке портфеля родителями не всегда учитываются необходимые характеристики для комфортного ношения груза в нем). Следствием чего может стать сколиоз — одно из часто встречающихся заболеваний у детей младшего школьного возраста. Важное место в консервативном лечении и профилактике детского сколиоза отводится средствам оздоровительной физической культуры. Одним из наиболее эффективных путей профилактики и коррекции отклонений в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата является плавание. Правильно выбранный портфель / рюкзак так же играют немаловажную роль.

‒ Не соблюдение режима труда и отдыха (отсутствие перерыва между занятиями в школе и выполнением домашнего задания, чрезмерная нагрузка после школы в нескольких секциях / кружках одновременно, следствием чего может стать уменьшение количества часов, отводимых на сон и т. д.). Режим — основа нормальной жизнедеятельности младшего школьника, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития. Основные компоненты режима: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Разумное чередования труда, отдыха, физических нагрузок способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами.

‒ Длительное сидение, связанное с выполнением домашнего задания, требованиями дисциплины на перемене в школе, склонность к пассивному отдыху — просмотр телевизора, компьютерные игры приводят к уменьшению двигательной активности, которая, по сути, является одним и важнейших компонентов в формировании здорового образа жизни. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50 %, что отражается на функционировании сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма школьника. Компенсировать нехватку двигательной активности возможно занятиями в спортивных секциях, которые кроме телесной оказывают влияние на становление психики человека. Формируют такие качества как: целеустремленность, умение работать в команде, способность контролировать свои желания, инициативность, самостоятельность, наблюдательность и др. В то же время, правильно организованное физическое воспитание способствует развитию логического мышления, памяти, воображения.

‒ Происходит повышение нагрузки на органы зрения. Избежать ухудшения зрения, помогут простые, правила: не читать лежа и в транспорте; хорошо оборудовать рабочее место в классе и дома (освещение должно быть достаточным и равномерным), для младшего школьника, по возможности, подбирайте книги с крупным шрифтом.

‒ В этом возрасте происходит уменьшение контроля со стороны родителей и зачастую ребенок неправильно пользуется полученной свободой. В этом возрасте учащаются случаи простудных заболеваний. несчастных случаев на дороге и других травм. Дети на свое усмотрение изменяют пищевой рацион (игнорируют полноценный обед, а на карманные деньги приобретаются булки, чипсы и соленые орешки и т.п.).

Для того чтобы младший школьник мог безопасно пользоваться предоставленными свободами, его к этому следует подготовить. Разговаривая с детьми об опасностях, поджидающих на улице, не стоит забывать о воспитании правильных убеждений и навыков. Предоставляя ребенку свободу, необходимо проверять, насколько хорошо он справляется с возложенной на него ответственностью.

Сопротивляемость растущего организма к факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, следует повышать, проводя процедуру закаливания.

Рациональности питания младшего школьника возможно достичь, соблюдая ряд принципов: регулярность, разнообразие, восполнение энерготрат, безопасность питания.

Безопасность питания обеспечивают соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами. Нарушения функционирования желудочно-кишечного тракта — одна из самых распространенных проблем в детском возрасте. Элементарные гигиенические нормы известны даже самым маленьким, но, к сожалению, «знать» не значит «выполнять», вот почему обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков.

Подводя итог, еще раз выделим рассмотренные выше компоненты, на которых базируется ведение здорового образа жизни:

‒ Соблюдение режима дня.

‒ Общая гигиена организма.

. При этом следует отметить, что понятие «здоровый образ жизни» гораздо шире, чем соблюдение режима труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения. В него также входят отношения к себе, к другому человеку, и жизни в целом. Другими словами, «здоровый образ жизни» — это совокупность профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека.

  1. Акбашев Т. Ф. Третий путь / Т. Ф. Акбашев. — М. — 1996.
  2. Апанасенко Г. А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование?/ Г. А. Апанасенко // Валеология. — 1996. — № 2. — с. 9–14.
  3. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990.
  4. Казначеев В. П. Основание формирования программы общей и частной валеологии / В. П. Казначеев // Валеология. — 1996. — № 4. — с. 75–82.
  5. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т. В. Карасева //Начальная школа. — 2005. — № 11. — с. 75–76.
  6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Оникс-ЛИТ, 2012.

Ключевые слова

Похожие статьи

Личная гигиена младшего школьника | Статья в журнале.

младший школьник, здоровый образ жизни, ребенок, нравственное здоровье, безопасность питания, личная гигиена, домашнее задание, Длительное сидение, двигательная активность, учебная деятельность.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего.

здоровье, образовательный процесс, двигательная активность, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ жизни, школьник, младший школьник. Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни.

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

Здоровье школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. В крайнем случае, пока достаточно велика естественная двигательная активность ребенка.

К вопросу сохранения здоровья младших школьников

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, двигательная активность, начальная школа, учащийся

здоровье, гигиеническая информация, начальное общее образование, учебный процесс, безопасный образ жизни, проведение.

Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому.

здоровый образ жизни, здоровье, культура здоровья, формирование здорового образа жизни. Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников.

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового.

здоровье, образовательный процесс, двигательная активность, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ жизни, школьник, младший школьник. Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном.

Использование здоровьесберегающих технологий, как системный.

здоровье, образовательный процесс, двигательная активность, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ жизни, школьник, младший школьник. Составляющие здорового образа жизни младшего школьника.

Источник

Читайте также:  Алубаев сергей александрович кдц здоровье
Оцените статью