Опыт работы по формированию зож у школьников

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»
статья по зож (4 класс) на тему

В статье представлен опыт работы учреждения по созданию Здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни.

Скачать:

Вложение Размер
s_pravkami_kotyakova.doc 79 КБ

Предварительный просмотр:

воспитатель группы продленного дня

Негосударственного образовательного учреждения

«Школа-интернат № 9 ОАО «РЖД»

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»

Аннотация: В статье представлен опыт работы учреждения по созданию здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, сохранение и укрепление здоровья, активный отдых.

Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести, ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять. Здоровье является непременным условием счастья [4].

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Закономерно возросло внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. Последние данные статистики говорят о том, что лишь менее 10% школьников можно признать абсолютно здоровыми [ 4 ] . От первого до одиннадцатого класса здоровье учащихся значительно ухудшается и ответственность за это берет на себя школа [2]. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что именно учитель и воспитатель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Поэтому, внедрение здоровьесберегающих технологий должно стать неотъемлемой частью педагогической и воспитательной работы в школе. Владеть этими технологиями обязан каждый педагог, а тем более воспитатель в группе продленного дня, так как большую часть дня дети бывают с ним.

В профессиональной деятельности воспитателю необходимо уделять особое внимание индивидуальным и возрастным особенностям учащихся, взаимодействию с родителями, а также совместной деятельности учителя и воспитателя, конструктивному партнерству семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья. Все это важно учитывать при планировании воспитательной работы в классе. Также необходимо помнить, что главной задачей педагогической деятельности воспитателя в группе продленного дня является формирование культуры здорового образа жизни, приобщения детей к физической культуре и спорту, формирование у них мотивов самосохранения, воспитание привычки заботиться о своем здоровье. Ключевая идея воспитательной работы применяемой в начальной школе – это определение здоровья, как «состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недугов» [ 5 ] .

Восприятие и отношение детей к собственному здоровью значительно отличается от таковых у взрослого, поэтому одной из важных форм деятельности является организация игр-тренингов. Ребенок выполняет желательные поведенческие схемы, которые становятся полезными навыками не потому, «что нужно и полезно», а потому, что это интересно. В результате такого подхода воспитывается школьник доброжелательный, ответственный, умеющий общаться, с правильной самооценкой, увлеченный какой-либо творческой или спортивной деятельностью, с потребностью в здоровом образе жизни.

В негосударственном общеобразовательном учреждении «Школа-интернат

№ 9 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД», ( далее: школа-интернат № 9), созданы благоприятные условия для сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей. Школа-интернат № 9 – это общеобразовательное учреждение где созданы благоприятные условия для реализации направления работы по формированию здоровья и здорового образа жизни учащихся. Здоровый образ жизни включает в себя: правильное питание, здоровый сон, спорт и постоянные прогулки, и подвижные игры на свежем воздухе. Для младших школьников эти составляющие важны для нормального физического и эмоционального состояния.

Учащиеся начальной школы, находясь в школе-интернате № 9 с восьми часов утра до шести часов вечера, получают трехразовое питание, занимаются физической культурой в урочное и внеурочное время, у первоклассников организован дневной сон. Учащиеся начальной школы активно отдыхают во время прогулок, на свежем воздухе организовываются подвижные игры, соревнования, эстафеты, веселые старты, конкурсы.

Важной задачей формирования здоровья образа жизни школьников является организация правильного режима дня, так как это влияет на их здоровье и учебу. Учитель и воспитатель помогают детям приучиться выполнять распорядок дня, корректировать его, более рационально выстраивать режим дня дома. Формирование здорового образа жизни учащихся начальных классов начинается с приучения к правильной организации режима дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

В школе-интернате № 9 созданы комфортные условия для формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов. Так, в течение дня им доступны два спортивных зала, тренажерный зал, стадион, баскетбольная площадка, беговая дорожка, детская площадка, также школьникам предоставляется возможность посещать разнообразные кружки и спортивные секции. Школьный спортивный стадион оборудован беговой дорожкой и спортивной площадкой с искусственным покрытием, что дает возможность заниматься спортом при неблагоприятных погодных условиях.

Учебный план начальной школы предусматривает в неделю три часа физической культуры и два часа общей физической подготовки внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Расписание уроков составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Учитывается, что уровень умственной работоспособности учащихся начальной школы нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. При составлении расписания уроков в течение дня чередуются различные по сложности предметы. Кроме того, в начальной школе ежедневно предусмотрено две перемены по 20 минут, одна из которых отводится для организации горячего питания детей, а вторая – для подвижных игр. Таким образом, всё выше изложенное способствуют правильной организации режима дня учащихся начальной школы

Такой подход направлен на предупреждение раннего умственного утомления, восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания, а также устранение застойных явлений в дыхательной системе. Решение этих задач предусматривает включение учителем и воспитателем в процесс занятий элементов активного отдыха: физкультурная минута, динамическая пауза, гимнастика, подвижные перемены.

Во время физкультурной минуты выполняется комплекс, включающий 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища) в течение двух минут. Они проводятся во время уроков, на самоподготовке по мере наступления утомления учащихся.

Динамическая пауза – это форма кратковременного активного отдыха на самоподготовке при выполнении домашнего задания, и на переменах между уроками. Проводятся они через 35-40 минут, когда у учащихся ослабляется внимание. Продолжительность динамических пауз, в отличие от физкультурных минут, несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в динамические паузы включаются элементы малоподвижных игр, развлечений. Количество упражнений увеличивается до 5-8.

Для активизации работы сердца и легких, ускорения выделения продуктов обмена из организма устраиваются короткие – на 5-10 минут перерывы в работе с выполнением физических упражнений.

Во время уроков для снятия напряжения и укрепления мышц кистей рук учащихся выполнятся пальчиковая гимнастика, а для снятия напряжения глаз проводится специальная гимнастика.

Перед самоподготовкой (выполнением домашнего задания) проводятся психологические тренинги, которые благотворно сказываются на эмоциональном здоровье учащихся.

На улице, в помещении, в классе и в спортивном зале проводятся подвижные игры. К окончанию начальной школы учащиеся сами организовывают и проводят подвижные игры, которые имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легкодоступны. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого, это очень эмоциональное спортивное занятие, которое обеспечивает физическую нагрузку на ребенка, что учитывается при организации и проведении занятий и игр. Одна из часто используемых подвижных игр – « Игра со звоночком ». Взявшись за руки, дети становятся в круг, внутри которого находятся двое играющих. Одному из них завязывают глаза, а другому дают в руки звоночек. Ориентируясь на его звук, первый должен ловить, а второй – убегать от него, вовремя заглушая звон. В игре требуется ловкость и осторожность. Она доставляет большое удовольствие не только играющим, но и зрителям.

За четыре года учебы учащиеся начальной школы овладели навыками игры в пионербол, волейбол и баскетбол, что позволяет им успешно участвовать во внутришкольных соревнованиях.

Во внеурочной деятельности целенаправленно организованы внеклассные мероприятия, благотворно влияющие на здоровье учащихся. С 2012 года в школе-интернате № 9 реализуются программы для начальной школы «Папина школа» и «Мамина школа». В этих рамках этих программ со всеми первоклассниками мамы организуют занятия «Школы Здоровья», а папы – «Школы Безопасности». Во 2-4-х классах воспитатель в группе продленного дня, понимая всю важность проблемы здоровьесбережения, активно привлекает родителей для участия в мероприятиях, направленных на развитие здоровой физически и эмоционально личности. Так, в сентябре 2013 года, совместно с родителями было проведено открытое мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья!» (сценарий мероприятия прилагается). Большинство мероприятий проводятся с активным участием родителей, что дает возможность осуществлять равноправное партнерство.

Воспитатель, участвуя в проводимых мероприятиях, на личном примере показывает важность и полезность для учащихся здорового образа жизни в будущем.

Учащиеся начальной школы активно участвуют в спортивных мероприятиях, проводимых в школе и городском округе Кинель: «Веселые старты», соревнования по легкой атлетике, лыжные гонки. В феврале 2014 года мальчики начальной школы участвовали в конкурсе «А, ну-ка, парни!», где заняли I место.

Учащиеся начальной школы являются активными участниками туристического клуба. Каждые выходные, вместе с родителями, отправляются в путь по выбранному или заданному маршруту и, осваивая азы туристической науки, получают навыки выживания в природе и положительный эмоциональный настрой.

Ежегодно учащиеся начальной школы имеют возможность укрепить здоровье в детском санаторно-оздоровительном комплексе «Жемчужина России» города-курорта Анапа. Это одна из крупных детских здравниц, которая включает в себя: спортивные площадки, современную лечебную базу, 32 лицензированных вида лечения, скважину минеральной воды. Дети купаются в море, загорают, занимаются спортом, получают витаминизированное питание. Школьники получают не только здоровье, но и заряд бодрости, хорошее настроение на весь учебный год.

С целью выявления достигнутых результатов по формированию у учащихся начальной школы потребности в здоровом образе жизни были проведены диагностика и мониторинг успеваемости и состояния физического здоровья детей за последние четыре года. Проведенный анализ показал, что в 2013-2014 учебном году повысилась успеваемость учащихся на 10% по сравнению с 2010-2011 учебным годом, улучшилось эмоционально-психическое и физическое здоровье, уменьшился процент заболеваемости учащихся (ОРВИ, ОРЗ) (таблица 1).

В целях получения результатов по формированию здорового образа жизни учащихся начальной школы были проанализированы данные их успеваемости и заболеваемости за последние четыре учебных года. Проведенный анализ показал, что в 2013-2014 учебном году повысилась успеваемость учащихся на 10% по сравнению с 2010-2011 учебным годом, улучшилось эмоционально-психическое и физическое здоровье, уменьшился процент заболеваемости учащихся (ОРВИ, ОРЗ) (таблица 1).

Влияние здорового образа жизни на успеваемость и заболеваемость

Источник

» Из опыта работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни».

В данной работе выявлены основные направления моей работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. Так как обучение школьнико бережному отношению к своему здоровью с раннего детства является это главная задачей современного образования.

Просмотр содержимого документа
«» Из опыта работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни».»

— Здравствуйте! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Одного мудреца спросили:

«Что является для человека наиболее ценным

и важным в жизни: богатство или слава?».

Подумав, мудрец ответил: «Ни

богатство, ни слава не делают человека

счастливым. Здоровый нищий счастливее

Последние десятилетия состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу. Исследователи отмечают, что объективным показателем неблагополучия является ухудшение здоровья сегодняшних школьников. Это и малоподвижный образ жизни, телефоны, компьютеры. Негативные тенденции роста заболевае­мости детей в процессе обучения повышают актуальность про­блем охраны здоровья учащихся.

«Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа».

А кто сможет помочь ребенку укрепить здоровье? На помощь приходит содержательная деятельность классного руководителя. Он является тем лицом, которое имеет возможность находить пути воспитания всесторонне развитой, здоровой, нравственно-полноценной личности, а воспитательная система класса позволяет создать такие условия, в которых возможно будет формирование личности с правильными жизненными ценностными ориентирами.

Основные направления моей работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников

Целью моей работы является воспитание физически здоровой, психически и нравственно устойчивой, духовно богатой, социально активной, ответственной личности, способной к дальнейшему самосовершенствованию.

В своей работе выделяю следующие направления.

Изучение состояния здоровья учащихся в классе. С этой целью я изучаю личные дела учащихся, беседую со школьным медиком, на первом родительском собрании в классе раздаю родителям анкеты ,в которых, наряду с общими вопросами, даю блок вопросов, касающихся здоровья детей. При жалобах учащихся на ухудшение состояния здоровья я обязательно ставлю в известность родителей и учитываю их рекомендации.

Слежу за внешним видом учащихся, правильной посадкой и осанкой, строго соблюдаю режим зрения, т.е. использую крупный шрифт, четкую запись на доске, индивидуальный раздаточный материал.

Провожу беседы в соответствии с планом воспитательной работы. Так, при увеличении количества простудных заболеваний, провожу беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года считаю важной беседу о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке, так как 4-5 часов в день учащиеся проводят за партой, работая с учебниками, тетрадями, мониторами. Особое значение уделяю беседам о профилактике травматизма в школе и вне школы. В течение учебного года учащиеся знакомятся с различными инструкциями и расписываются в специальном журнале.

Самой важной работой классного руководителя является вовлечение учащихся в различные мероприятия по охране здоровья. Это и прогулки на свежем воздухе, спортивные состязания (Масленица), дни здоровья, веселые старты и подготовка классных часов(Режим дня 1 кл., Потому что я здоров. 2 кл., Правильная осанка — залог здоровья, Здоровье — главная ценность 3 кл., Мое здоровье 4 кл.)

В 3 классе был проведен открытый урок по теме: «Наше питание», где ребята сходили в магазин, оборудованный прямо в классе. Купили разные продукты, потом в группе разделили их на вредные и полезные, составили меню правильного питания, нарисовали портрет здорового человека «Здоровячка.

Не менее важным является вопрос о перегрузке детей на уроке. Как предотвратить их утомляемость? Я внедряю систему заданий различной степени сложности, меняю виды деятельности, провожу физкультминутки, что является обязательным компонентом на уроках в начальной школе, как подвижные, так и упражнения для глаз. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. А на переменах мои ребята играют в разные подвижные игры («3-й лишний», «Летела корова. «, «Пятнашки» ).

Воспитание ребёнка не ограничивается рамками школы. Важнейшую роль в развитие ребенка, укреплении его здоровья и эмоционального самочувствия играет семья, поэтому родители стали неизменными участниками различных внеклассных мероприятий. Традиционно я со своим классом провожу дни здоровья с родителями.

Работа с родителями так же отражена в родительских собраниях-лекториях по проблеме формирования здорового образа жизни. Вот примерная тематика.

1. «Здоровье ребенка в руках взрослых»,
2. «Здоровая семья: нравственные аспекты»,
3. «На контроле здоровье детей»,
4. «Режим труда и учебы»,
5. «Физическое воспитание детей в семье»,

около 40% учащихся класса в системе занимаются спортом, посещают различные спортивные секции( легкая атлетика, тяжелая атлетика, тхэквондо, греко-римская борьба, скалолазание, горные лыжи) что помогает повысить общий уровень здоровья;

среди учащихся класса есть победители и призёры городских соревнований;

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе,
совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать добрее и сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.

До окончания школы ещё далеко, но мои ученики мечтают о том, кем они станут во взрослой жизни. Каждый ребёнок видит себя удачливым и счастливым, здоровым и сильным и мечтает жить долго и счастливо. А что нужно для осуществления таких мечтаний? Конечно же, быть здоровыми душой и телом. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью начинается с раннего детства и это главная задача современного образования.

Источник

Читайте также:  Что является обязательным компонентом зож тест
Оцените статью