Организация школы здоровья диплом

дипломная работа Роль медицинской сестры в реализации программы для школы здоровья «Артериальная гипертония» в амбулаторно-поликлинических учреждениях

Положение, структура, организация школ здоровья, методика проведения занятий в них. Роль медицинской сестры в реализации программ школ здоровья. Обучение пациентов. Перечень учетно-отчетной документации для школ здоровья. Контроль уровня полученных знаний

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Медицина
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 20.05.2018
Размер файла 56,9 K

Подобные документы

Организация сестринского ухода в кардиологическом отделении, принцип работы школы здоровья для больных с артериальной гипертонией. Организация лечебно-профилактической помощи в кардиологическом отделении стационара, отношение пациентов к своему здоровью.

Читайте также:  Урок здоровья тема коронавирус

курсовая работа [1,4 M], добавлен 22.09.2011

Влияние семьи и ее здоровья на демографическую политику. Анализ семейного состава врачебного участка, оценка состояния здоровья семей и получаемой ими медицинской помощи. Функциональные обязанности и клинические навыки медицинской сестры общей практики.

дипломная работа [363,8 K], добавлен 15.02.2012

Медицинская реабилитация и восстановительное лечение в Российской Федерации. Роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями. Анкетирование больных для оценки состояния их здоровья.

курсовая работа [424,4 K], добавлен 25.11.2011

Особенности состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях. Оздоровление детей с использованием комплекса медико-профилактического оборудования. Исследование и анализ роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний.

курсовая работа [85,1 K], добавлен 16.09.2011

Обязанности медицинской сестры. Сохранение и укрепление здоровья и подготовка пациента к максимальной адаптации к болезни. Приемы обучения больных. Познавательные, эмоциональные и психомоторные методы обучения пациентов. Виды и компоненты учебных занятий.

презентация [799,2 K], добавлен 14.03.2017

Источник

ДИПЛОМ- ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ. Школа здоровья

Название Школа здоровья
Дата 17.08.2018
Размер 453.22 Kb.
Формат файла
Имя файла ДИПЛОМ- ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ.docx
Тип Документы
#49223
страница 1 из 19
Подборка по базе: Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.doc, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ Об основах охран, АВТОРСКИЕ ШКОЛЫ В РОССИИ.docx, оборудование вреда здоровья.doc, Лекции Лаборант школы (химия).docx, журнал оценки здоровья.docx, МБОУ «Таштыпская школа-интернат №1».pptx, отчет по преддипломной практике начальная школа.docx, Концепция программы развития школы.docx, 4 школа менеджмента.docx

Одним из наиболее перспективных направлений в профилактике и лечении неинфекционных заболеваний для достижения контроля над основными проявлениями заболеваний и предупреждения осложнений является обучение пациентов в форме Школ здоровья.

Школа здоровья – организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой.

Сохраняется высокая потребность в обучении пациентов с артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, пациентов, желающих отказаться от курения, а также будущих родителей.

Отсутствие организационной, методической и информационной поддержки затрудняет широкое внедрение Школ здоровья в деятельность учреждений здравоохранения , оценку эффективности и проведения контроля качества данной профилактической технологии.

В целях развития и совершенствования деятельности Школ здоровья для пациентов в учреждениях здравоохранения разрабатываются положения о школах здоровья.

Ниже приводится положения о школе здоровья.

1) положение о Школе здоровья (приложение № 1);

2) перечень учётно-отчётной документации для Школ здоровья (приложение № 2);

3) методику проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией (приложение № 3);

4) методику проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой (приложение № 4);

5) методику проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа (приложение № 5);

6) методику проведения занятий в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка (приложение № 6);

7) методику проведения занятий в Школе для желающих бросить курить (приложение № 7);

8) оценку эффективности работы Школ здоровья (приложение № 8);

9) организационно-методические рекомендации для проведения Школ здоровья (приложение № 9).

2. Организация новых и обеспечение эффективной работы действующих Школ здоровья на базе амбулаторно-поликлинических отделений (учреждений), в том числе кабинетов (отделений) медицинской профилактики, центров здоровья, дневных стационаров или специализированных (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделений стационаров учреждения здравоохранения, санаториев-профилакториев, санаториев в соответствии с Положением о Школе здоровья (приложение № 1).

Положение о Школе здоровья

1. Общие положения

1.1. Основная цель Школы здоровья – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

1.2. Школа здоровья (далее Школа) создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

1.3. Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.

1.4. Руководство Школой осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность «управление сестринской деятельностью».

1.5. Работа Школы осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

1.6. Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов. Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования – не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ несет руководитель ЛПУ.

1.7. В Школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с неосложненным течением артериальной гипертонии, бронхиальной астмой вне выраженного обострения, сахарным диабетом 2 типа без инсулинопотребности и в отсутствие декомпенсации заболевания.

1.8. В Школу психологической подготовки семьи к рождению ребенка направляются женщины во 2–3 триместре беременности.

1.9. В Школу для курящих пациентов направляются желающие бросить курить.

1.10. Обучение по групповой методике не проводится больным со значительной потерей зрения, слуха, с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими расстройствами.

1.11. Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя 5 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза в неделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3–5 раз в неделю в дневном стационаре, отделении стационара, санатории-профилактории, санатории, курорте.

1.12. Цикл обучения в Школе для желающих бросить курить составляет 2 занятия по 145 минут с периодичностью – 1–2 занятия в неделю и телефонное консультирование (160 минут).

1.13. Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10–12 человек.

1.14. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.

1.15. Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы: 1 – обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; 2 – обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

1.16. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы.

1.17. Отчет о работе Школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и в форме «Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденные приказами Министерства здравоохранения

2. Задачи Школы здоровья

2.1. Основными задачами Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями являются:

• повышение информированности пациентов о заболевании и его факторов риска;

• повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;

• формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

• формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

• формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

• формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

* снижение первичной заболеваемости социально-значимыми заболеваниями в группах риска (онко,СД,ГБ…и др)

* снижение повторной заболеваемости, инвалидизации среди пацинтов, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями

2.2. Основными задачами Школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка являются:

• информирование семьи о психологических аспектах протекания беременности и родов;

• формирование отношения женщины к родам как к естественному физиологическому процессу;

• снижение уровня тревоги женщины за исход беременности и родов;

• мотивация женщины на грудное вскармливание ребенка;

• повышение информированности будущих мам об особенностях психофизического развития, питания и ухода за ребенком первого года жизни;

• укрепление внутрисемейных отношений.

2.3. Основными задачами Школы для желающих бросить курить являются:

• повышение информированности слушателей о влиянии компонентов табачного дыма на здоровье, об эффективных методиках отказа от курения;

• определение курительного статуса;

• повышение мотивации к отказу от курения;

• разработка индивидуального плана по отказу от курения;

• повышение ответственности слушателей за сохранение своего здоровья;

• поддержка выпускникам Школы.

3. Основная деятельность Школы здоровья

3.1. Обучение пациентов по типовым программам.

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе.

3.3. Оценка организации и качества обучения в Школе.

4. Табель оснащения Школы здоровья

4.1. Обязательное оборудование Школы:

• помещение для занятий площадью 4 м 2 на 1 место, не менее 24 м 2 ;

• столы и стулья в количестве 15 штук;

• доска (большой блокнот – флипчарт), мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

• информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и пр.).

4.2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

• проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;

• принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

• аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;

4.3. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:

Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.

Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка – кукла, набор пеленок.

Школа для желающих бросить курить – газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.

5. Обязанности руководителя Школы здоровья

5.1. Обеспечение регулярной деятельности Школы.

5.2. Контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе.

5.3. Оценка организации и качества обучения в Школе.

5.4. Координация деятельности со специалистами других подразделений.

5.5. Ежегодное представление отчета о работе Школы.

Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?

Оснащение:мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; информационные материалы по теме занятия («Уровни контроля над астмой», «Тест по контролю над астмой», «План действий по поддержанию контроля над бронхиальной астмой») для каждого слушателя.

Структура и содержание занятия

1. Вводная часть

Описание цели занятия.

2. Информационная часть

2.1. Причины, вызывающие обострение БА.

2.2. Как распознать обострение БА?

3. Активная часть (вопросы-ответы)

4. Информационная часть

Что делать при приступе удушья?

5. Информационная часть

5.1. Как контролировать БА?

5.2. План самоведения при БА.

6. Активная часть

Тест по контролю над астмой, обсуждение результатов.

7. Заключительная часть

Ответы на вопросы.

Контроль полученных знаний, навыков и умений

Структура и содержание занятия

1. Обсуждение слушателями элиминационных мероприятий, проведенных дома и на работе в течение обучающего цикла

2. Демонстрация и закрепление навыков техники ингаляции с индивидуальным баллончиком (аэрозольным или дозированным) каждым слушателем

3. Демонстрация слушателями техники пикфлоуметрии

4. Представление заполненных дневников пикфлоуметрии и составление планов самоведения

5. Контроль уровня знаний, приобретенных за время обучения в Школе

10 минут.

6.Оценка слушателями организации и качества обучения в Школе

Методика проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа

Обучение пациентов с сахарным диабетом 2 типа (СД) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.012.01:

04 – медицинские услуги по профилактике;

01 – Школа для больных с сахарным диабетом.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля сахарного диабета 2 типа.

Занятие 1. Что надо знать о сахарном диабете 2 типа?

Занятие 2. Самоконтроль при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 3. Питание при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 4. Физическая активность при сахарном диабете. Медикаментозная терапия при сахарном диабете 2 типа.

Занятие 5. Осложнения сахарного диабета.
Оснащение : мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; дневники для пациентов сахарным диабетом 2 типа; информационные материалы для пациентов по теме занятия (памятки по физической активности при сахарном диабете 2 типа), опросник по оценке уровня физической активности, таблица для определения интенсивности физических упражнений в зависимости от возраста для каждого слушателя.

Структура и содержание занятия

1. Вводная часть

1.1. Проверка домашнего задания.

1.2. Описание целей занятия.

2. Информационная часть

2.1. Роль физической активности в лечении диабета.

2.2. Типы физических тренировок.

2.3. Как повысить повседневную физическую активность?

3. Активная часть

3.1. Оценка физической активности.

3.2. Выполнение упражнений.

4. Информационная часть

4.1. Правила проведения тренировок: частота, продолжительность, интенсивность.

4.2. Как построить занятие по повышению физической активности?

4.3. Особенности физической активности при сахарном диабете.

5. Активная часть

5.1. Как контролировать интенсивность физической нагрузки?

5.2. Как определять частоту пульса?

5.3.Проверка усвоения материала.

6. Информационная часть

6.1. Когда назначают сахароснижающие препараты?

6.2. Современные сахароснижающие препараты.

6.3. Когда назначают инсулин?

7. Заключительная часть

Ответы на вопросы.

Осложнения сахарного диабета.

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; дневники для пациентов сахарным диабетом 2 типа, информационные материалы для пациентов по теме занятия (памятки «осложнения сахарного диабета», «уход за ногами при диабете»), тесты для контроля уровня знаний, анкеты по оценке обучения в Школе.

Структура и содержание занятия

1. Вводная часть

Описание цели занятия.

2. Информационная часть

2.1. В каких органах развиваются осложнения при диабете?

2.2. Поражение глаз при диабете.

2.3. Поражение почек при диабете.

3. Активная часть (вопросы-ответы)

4. Информационная часть

Поражения ног при диабете.

5. Активная часть

Правила ухода за ногами.

6. Активная часть

Контрольные исследования при сахарном диабете 2 типа.

7. Контроль уровня знаний, приобретенных за время обучения в Школе

8. Заключительная часть

Оценка слушателями организации и качества обучения в Школе.

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; информационные материалы для слушателей по теме занятия (памятки); кукла.

Во время занятия возможен просмотр фильма «Мое первое право».

Структура и содержание занятия

1. Вводная часть

Описание цели занятия.

2. Информационная часть

2.1. Преимущества грудного вскармливания для матери и ребенка.

2.2. Принципы оптимального грудного вскармливания.

3. Активная часть (вопросы-ответы)

4. Информационная часть

4.1. Строение молочной железы.

4.2. Механизм лактации и состав грудного молока.

5. Активная часть (вопросы-ответы)

6. Информационная часть

6.1. Уход за грудью в период кормления.

6.2. Техника прикладывания к груди.

6.3. Расположение ребенка у груди.

6.4. Лактационные кризы.

7. Активная часть

Обучение технике правильного расположения ребенка и прикладывания к груди.

8. Информационная часть

8.1. Питание женщины во время беременности и кормления грудью.

8.2. Влияние пищи матери на состав грудного молока.

9. Заключительная часть

Ответы на вопросы, домашнее задание.

Ребенок первого года жизни.

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; информационные материалы для слушателей по теме занятия (памятки); вопросники по оценке знаний; анкеты по оценке обучения в Школе.

Во время занятия возможен просмотр фильма «Первый год жизни (Советы ведущих специалистов России)».

Структура и содержание занятия

1. Вводная часть

Описание цели занятия.

2. Информационная часть

Особенности психомоторного развития ребенка первого года жизни.

3. Активная часть (вопросы-ответы)

4. Информационная часть

4.1. Значение эмоционального и тактильного контакта в отношениях матери и ребенка.

5. Информационная часть

5.1. Уход за ребенком.

5.4. Гигиена. Купание.

6. Активная часть (вопросы-ответы)

7. Информационная часть

7.1. Прогулки. Режим дня.

7.2. Массаж и гимнастика.

8. Активная часть (вопросы-ответы)

9. Контроль уровня знаний, приобретенных за время обучения в Школе

10. Заключительная часть

Оценке организации и качества обучения в Школе.

1. Оценка объема и полноты профилактической помощи в Школах здоровья.

Показатели объема и полноты оцениваются ежегодно – за прошедший год, и, начиная со второго года, – за весь период с начала функционирования Школы:

• % обученных пациентов от общего количества пациентов, состоящих на учете (для учреждений, имеющих прикрепленное население).

2. Оценка организации и качества обучения в Школах здоровья.

Оценка организации и качества обучения в Школе здоровья проводится на основании опроса пациентов на последнем занятии. Ниже приводится пример вопросника, позволяющего выяснить мнение пациента как основного потребителя предлагаемого вида профилактической помощи.

по оценке обучения в Школе Здоровья

Дата «_____» ________________ 20 г.

Уважаемый(ая) слушатель Школы,просим Вас заполнить эту анкету. Ваши ответы помогут определить, насколько полезным и интересным было для Вас посещение Школы, а Ваши советы и пожелания помогут нам улучшить качество дальнейшего обучения.

В соответствии с Вашим личным мнением дайте оценку по пятибалльной системе:

от 1 (низшая оценка) до 5 (высшая оценка), напротив каждого утверждения.

Источник

Оцените статью