Особенности детей с ОВЗ
консультация (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_detey.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психофизического развития детей с ОВЗ
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.
Соответственно дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ так же чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Психофизическое развитие это понятие содержащее в себе 2 важные , равноценные составляющие — психическое развитие и физическое развитие. В детстве эти 2 составляющие связаны наиболее тесно и, обеспечивая ребенку полноценное психофизическое развитие мы создаем прочный фундамент для полноценного развития на последующих этапах жизни. И так, психическое и физическое развитие — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, ), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.
Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций, изменение их количественных и качественных характеристик и в тоже время преобразование уже существующих форм психики.
Психофизическое развитие включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.
На основании педагогического опыта и имеющихся психолого-физиологических исследований принято выделять следующие возрастные этапы психического развития детей: младенческий — от рождения до 1 года, преддошкольный — от 1 до 3 лет, дошкольный — от 3 до 7 лет, младший школьный — от 7 до I2 лет, подростковый — от 12 лет.
Особенности психофизического развития у детей с ТНР.
дошкольный-от 3 до 7 лет;
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Появление речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.
Присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Особенности психофизического развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.
дошкольный-от 3 до 7 лет;
Более 30% детей 3-7 лет гиперактивные, агрессивные, легковозбудимые, характерна низкая работоспособность, повышенная утомляемость, двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания низкая познавательная активность как результат ограниченный запас знаний и представлений об окружающем. Недостаточность ручной моторики и зрительно-моторной координации, несформированность пространственных представлений и слабость кинестетических ощущений в общей, ручной и речевой моторике. Таким детям тяжело выслушать информацию до конца, выполнить задание правильно и четко. Уже после трехминутного сидения за столом эти дети ощущают дискомфорт, неудобство, часто отвлекаются и не могут до конца выполнить задание.
Обычно имеют место наиболее тяжелые недостатки звукопроизносительной стороны речи, которые нередко сочетаются с нарушениями слуха.
Дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других — робость, застенчивость, заторможенность.
Наличие насильственных движений и тонических спазмов в мышцах верхних конечностей резко затрудняет развитие у них манипулятивной деятельности и навыков самообслуживания.
Особенности психофизического развития у детей с задержкой психического развития.
дошкольный-от 3 до 7 лет;
Первое, что необходимо отметить в качестве общих проявлений, — поведение этих детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4—5 лет, т.е. разница в 2—3 года. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками они более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников. Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии, да и «главное занятие» этого возраста — игровая деятельность — у них тоже еще недостаточно сформирована. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот.
Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
Недостаточность, отставание в развитии двигательных ощущений проявляется в неточности и несоразмерности движений, оставляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз руки и пальцев , устанавливаемых взрослым.
Недостатки внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы.
Дошкольники с задержкой психического развития обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако экспериментальные исследования показывают, что различия между детьми этих двух групп по средним показателям не всегда значительны.
По уровню сформированности всех трех (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) видов мышления дети с ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников.
Особенности психофизического развития у детей имеющих сложные дефекты.
Психофизиология детей со сложными нарушениями развития — это отрасль, которая изучает особенности психофизического развития человека, имеющего два или более нарушений.
По сочетанности нарушений можно выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений. Это могут быть различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений друг с другом (сложное сенсорное нарушение как сочетание нарушений зрения и слуха; нарушение зрения и системное нарушение речи; нарушения слуха и движений; нарушение зрения и движений), а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (глухота и умственная отсталость, слепота и умственная отсталость, двигательные нарушения и умственная отсталость; разные сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте).
Самые большие научные традиции в этой области имеет наука об особенностях психического развития слепоглухого ребенка — ребенка с двойным сенсорным нарушением.
дошкольный-от 3 до 7 лет
В развитии слепоглухого ребенка дошкольного возраста на ведущее место выступает формирование первых средств общения — жестов. Благодаря взрослому, ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет и подготовка ко сну и т. п.). Предмет или жест, изображающий действие с предметом, могут стать сигналом каждой такой значимой для ребенка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребенком сначала отдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игровой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком определенного отдельного предмета и действия с ним. Все это подготавливает замену естественного жеста условным знаком (жестом языка глухих, дактильным или устным словом), дает возможность в дальнейшем заменить жест дактильным словом, а затем и письменной фразой (написанной большими буквами или рельефно-точечным шрифтом Брайля).
Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеет для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование и игра. Именно эти виды деятельности позволяют контролировать адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение значения первых слов детей, когда одним названием можно обозначить реальный предмет и его изображение, реальный предмет и предмет, замещающий его в игре.
Источник
Дошкольники с ОВЗ в современном образовательном пространстве
Правила обучения дошкольников с ОВЗ
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, согласно официальному определению, — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Именно на основе справки от комиссии ребенку присваивается статус ученика с ОВЗ. Когда родители предоставляют администрации документ о том, что их ребенок должен обучаться по адаптированной основной образовательной программе, организация не в праве отказать в обучении и создании специальных условий. При отсутствии документа, ребенок статус не получает, даже если нарушения очевидны.
Адаптированная основная образовательная программа — это основная образовательная программа, которая учитывает особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию/компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию. На сайте F gosreestr.ru можно ознакомиться с примерными образовательными программами для инклюзивного дошкольного образования.
Справка ПМПК не только накладывает на администрацию новые обязательства, вроде обучения коррекционной работе с детьми с ОВЗ обычных воспитателей, но и открывает возможности для получения ресурсов, позволяющих организовать коррекционные занятия, осуществить применение индивидуальных программ в образовании — то есть сделать свой вклад в улучшение жизни и перспектив ребенка с проблемами здоровья. На основе справки ПМПК образовательная организация имеет право заказать у государства средства на необходимое техническое обеспечение и привлечение дополнительных специалистов.
Классификация детей с ОВЗ
Дети с нарушениями слуха.
Дети с нарушениями зрения.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Дети со стойкими нарушениями интеллекта.
Дети со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии.
Дети с нарушениями речи.
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.
Дети со сложными нарушениями в развитии (сочетаются две и более из перечисленных групп).
Корректные термины появились недавно, и не все их можно встретить в тематической литературе. Однако нужно иметь в виду, что именно такое разделение сегодня актуально.
Любая из представленных групп неоднородна. Например, среди детей с нарушениями слуха есть те, кто не слышит вообще, и те, кто не может слышать без специальных приспособлений, операций. Степень сохранности — это всегда резерв для получения ребенком большего количества знаний. Поскольку дети даже в определенной группе разные — значит, и нарушения разные, и рекомендации по работе тоже. Под каждого ребенка со правкой ПМПК должна быть написана индивидуальная образовательная программа, даже если в коллективе имеются дети со схожими нарушениями.
Необходимо учитывать общие особенности детей с ОВЗ:
Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.
Проблемы с общей и мелкой моторикой.
Заторможенность в развитии речи.
Трудность в произвольной регулировке поведения. Некоммуникабельность.
Проблемы с познавательной деятельностью.
Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение.
Низкая или слишком высокая самооценка.
Неуверенность в своих силах.
Полная или частичная зависимость от окружающих.
Среди специфических черт, наблюдаемых при всех недостатках развития, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении детей c такими недостатками. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями (ООП).
Особые образовательные потребности
Дошкольное образование детей с ОВЗ, помимо решения общих проблем, должно также включать и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. В программу обучения специалисты включают специфические предметы, которые не входят в обычную систему образования. Так, детей, имеющих проблемы со зрением, дополнительно обучают ориентированию в пространстве, а при наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. В программу по их обучению также включена образовательная деятельность по формированию устной речи. Обучение детей со специальными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии — это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.
Задачи обучение детей с ООП:
Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор.
Стимулирование к самостоятельным действиям и принятию собственных решений.
Формирование и активация у обучающихся познавательной активности.
Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.
Один из частых вопросов по данной теме: как психологу общеобразовательного детского сада не перейти в процессе реализации новых правил к работе дефектолога? Необходимо различать сферы деятельности, когда речь заходит о вторичных нарушениях. Дефектолог работает с коррекцией познавательной сферы (например, когда при нарушении зрения страдает восприятие). Психолог же детского сада, при участии дефектолога, занимается коррекцией эмоционально-личностной сферы ребенка, которая тоже страдает при нарушении здоровья. Производить таким образом комплексный подход — это идеальный вариант. В любом случае образовательная организация на основе справки ПМПК может найти разные способы привлечения необходимых специалистов — например, не брать дефектолога в штат, а заказывать услугу по сопровождению детей с ОВЗ в центрах психологической коррекции.
Подробнее об инклюзивном образовании:
Источник